Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже?

Результаты опросов
© 2003-2024, Martovsky
Главная > Перспективы

14.11.2003 Комсомол отметил: "Надо", партия сказала "Есть"?

Автор: Сергей Кочеров

29 октября нижегородские власти праздновали 85-летие комсомола. Сам именинник, правда, безвременно канул в Лету, но его юбилей вызвал у скупых на эмоции ветеранов слезы умиления сердечного. Юбилей ВЛКСМ отмечали в духе языческого праздника, когда бойцы вспоминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они. По видимости, все было точно так же, как и в других городах России, где бывшие комсомольцы достигли заметных высот в политике и в бизнесе и где им не стыдно себя показать и на других посмотреть. Однако в этот "праздник со слезами на глазах" в Нижнем питомцы гнезда ленинского союза молодежи не только предавались воспоминаниям о славном прошлом, но и согревали свои сердца надеждами на лучшее будущее.

Казалось бы, что может быть общего между комсомольцами старшего поколения, держащими бразды правления в областной организации КПРФ, и теми, кто принял от них комсомольскую эстафету в 80-е годы, а ныне оказался "по ту сторону баррикад" - на высокой должности в "Единой России" и СПС? Да, ничего, скажут или подумают многие, и совершат ошибку. Потому что с речами о борьбе с антинародным режимом или о поддержке президента и проводимого им курса реформ хорошо выступать только на митингах или перед журналистами, а в реальной жизни приходится идти на сотрудничество во имя общих интересов. Иногда - ради элементарного выживания населения родной области, но чаще всего - для решения корпоративных задач, когда цели сторон до известной степени совпадают.

Наглядным проявлением такого корпоративного сотрудничества являются проходящие у нас избирательные кампании. Например, еще на губернаторских выборах в 1997 г. многие бывшие комсомольцы сожалели, что не удалось убедить Геннадия Ходырева отказаться от борьбы с Иваном Скляровым, потому что "свои же люди", и "нечего им делить". Помнится, как призванный в Москву Борис Немцов с грустью наблюдал за тем, как постепенно "краснеет" прежде возглавляемая им область. На мэрских выборах в марте 1998 г., закончившихся неожиданной победой Андрея Климентьева и его скандальным отстранением от власти, эти же "доброжелатели" взывали к руководству областной организации КПРФ, чтобы оно побудило первого секретаря обкома Владимира Кириенко снять свою кандидатуру в пользу поддержанного главой области Владимира Горина. Тогда власть и коммунисты не смогли заключить союз, но опыт, сын ошибок трудных, был ими приобретен.

Первые плоды наметившегося сотрудничества появились уже в следующем году, когда на парламентских выборах в Нижегородской области "правые" и "левые" разошлись с миром, одержав по три победы в одномандатных округах. Именно после этих выборов, принесших успех СПС, значительно укрепились позиции тех бывших комсомольцев, кто стоял у истоков создания этой партии (Сергей Кириенко, Любовь Глебова, Евгений Люлин, Алексей Лихачев и др.). Эти укрепленные позиции превратились в командные высоты после назначения г-на Кириенко полномочным представителем президента в Приволжском федеральном округе. Однако не успело еще пройти головокружение от успехов у тех, кто возомнил себя новыми "хозяевами жизни" в области, как "старшие товарищи" предметно напомнили им о том, что благами следует делиться.

Надо же было так случиться, что первый провал Сергея Кириенко в качестве полпреда президента, отвечающего, прежде всего, за исход региональных выборов, случился не в республике Мордовия и не в Коми-Пермяцком округе, а на выборах губернатора Нижегородской области! Разумеется, сам г-н Кириенко не уставал уверять москвичей и нижегородцев, что на этих выборах при его активном участии была одержана победа над "криминалом, рвущимся во власть" в лице г-на Климентьева. Однако в результате столь крупного электорального достижения в кресле нижегородского губернатора оказался не послушный воле полпреда Иван Скляров и не угодный желанию господ Волошина и Суркова Вадим Булавинов, а вознесенный на волне протестных настроений коммунист Геннадий Ходырев. Впечатление от такого афронта не смогло сгладить даже то, что бывший первый секретарь горьковского обкома КПСС, вступая в должность, приостановил свое членство в КПРФ, а затем, при первой удобной возможности, вообще покинул славные ряды партии, давшей ему путевку в большую политику.

Все это произошло уже потом, а пока полпреду и его команде пришлось на время отказаться от заманчивых перспектив, связанных с пребыванием в качестве главы областного правительства Сергея Обозова, их верного товарища по комсомольской юности и предпринимательской молодости. В областном руководстве появились старые и новые люди (секретарь обкома КПРФ Владимир Кириенко и москвичи Юрий Сентюрин и Вадим Соболев), не связанные с вожаками горьковской молодежи общей памятью о бурных пленарных заседаниях и песнях под гитару на теплоходе по Волге-реке. Пришлось несколько потесниться, чтобы дать место у власти другим. На время возникла патовая ситуация, когда полпред должен был улыбаться губернатору, а губернатор - полпреду, хотя оба они с превеликим удовольствием встретили бы известие об отставке друг друга. Так продолжалось до выборов 2002 г. в Законодательное собрание области, на которых ставленники бывших комсомольцев одержали убедительную победу над представителями бывших и нынешних коммунистов.

Зримым воплощением этой самой победы стало избрание председателем Областного собрания Евгения Люлина, человека в своем роде, несомненно, замечательного. В его политической биографии, как в капле воды, отразилась судьба последнего поколения руководящих работников Ленинского комсомола. Бывший некогда первым секретарем горьковского обкома комсомола, что сулило ему в будущем весомую партийную или хозяйственную должность, г-н Люлин в начале 90-х годов оказался выброшен из круговорота кипучей жизни страны. Одно время он, по слухам, даже хотел связать свою карьеру с набиравшей силы КПРФ, но к активной политической жизни его вернул Сергей Кириенко, который начал в 99 г. созывать опытных бойцов для избирательной кампании СПС. Евгений Люлин стал начальником штаба этой кампании в Нижегородской области и успешно справился с поставленной задачей, собрав для партии солидный урожай голосов. В благодарность за это он снова вернулся в строй, был поддержан на выборах в Законодательное собрание и даже возглавил это почтенное заведение. Следуя политической моде, г-н Люлин тут же приостановил свое членство в СПС, а когда его позвала на службу "Единая Россия", он внял голосу судьбы и вступил в новую "партию власти".

И снова получилось так, что бывшие комсомольцы преувеличили свой успех, возомнив, что они уже крепко ухватили бога за бороду. Холодным душем для них стали выборы мэра Нижнего Новгорода, закончившиеся по традиции крупным скандалом. Будучи не в состоянии выставить кандидата, который был бы для них своим "плоть от плоти и кровь от крови", любимые сыны горьковского комсомола после недолгих колебаний решили поддержать г-на Булавинова, на кандидатуре которого вновь настаивала президентская администрация. При этом они не ожидали серьезного сопротивления со стороны неуживчивого мэра Юрия Лебедева, а неудачно выступивший на губернаторских выборах Андрей Климентьев, по их мнению, был уже скорее мертв, чем жив. Николай Бенедиктов, первый секретарь обкома КПРФ, сначала выступил с критикой всех претендентов, кроме г-на Булавинова, а затем, видя, что с ним и его товарищами не считаются, занял несколько странную позицию: перед первым туром призвал голосовать против всех, а перед вторым - просил поддержать г-на Лебедева. Выборы в Нижнем Новгороде вошли в историю новой России как одни из самых грязных, и регион был занесен в "черный список" главы Центризбиркома Александра Вешнякова. Но полпредству все же удалось обеспечить признание Вадима Булавинова победителем "мэрских" выборов, хотя за такие победы даже медали "За заслуги перед Отечеством" 2-й степени от Москвы не дождешься.

Ну да кто старое помянет, тому и глаз вон! В Нижегородской области и бывшие комсомольцы, и нынешние коммунисты, кажется, начинают понимать, что прошла пора разбрасывать камни, и настало время их собирать. К такой жизнеутверждающей мысли их, как и следовало ожидать, подвигли новые выборы, на этот раз - в Государственную Думу. Это в столице КПРФ, "Единая Россия" и СПС являются выразителями полярных идеологических установок и политических ориентаций. В провинции выборы делаются иначе, особенно если оппонентов связывает общее комсомольское и партийное прошлое, а также обоюдное желание сохранить свое место во власти. Здесь никого не удивишь тем, что к первому секретарю обкома КПРФ приходит его старый университетский товарищ, представляющий интересы одного из местных олигархов, и предлагает ему воздержаться от активной поддержки проходного партийного кандидата в депутаты в обмен на некие преференции в настоящем или будущем. Региональный лидер коммунистов на словах отвергает это недостойное предложение, но ведет себя так, как будто принимает его.

Обратимся для примера к предвыборной ситуации в Нижегородской области. При удачном расположении кремлевских звезд коммунисты на этот раз могут победить в четырех из шести одномандатных округах. Их кампанию, правда, заметно тормозит отсутствие денежных средств, что вынуждает их рассчитывать, прежде всего, на хождение активистов "из двери в дверь" и на примитивную, но действенную рекламу в районных газетах. Что ж, на то они и борцы с олигархическим капитализмом, чтобы не брать денег от олигархов! Однако между кандидатами этой партии все же есть различия в финансовом отношении. Насколько нам известно, в наиболее незавидном положении пока находятся Иван Никитчук и Николай Рябов, имеющие весьма высокие шансы на победу, соответственно, в Арзамасском и Кстовском округах. По странному стечению обстоятельств именно в этих округах с первым борется Анатолий Козерадский, идущий от "Единой России", а со вторым - Алексей Лихачев, единственный проходной кандидат от СПС. Причем, конкуренты борцов с "антинародным режимом" ни в финансах, ни в доступе к СМИ не стеснены.

Конечно, нет достаточных оснований для вывода о том, что лидеры бывших комсомольцев и нынешних коммунистов устроили сговор о дележе мест в Госдуму по одномандатным округам. Но как тогда расценивать слух о том, будто коммунисту Владимиру Паченову, выдвинутому по трудному для КПРФ Канавинскому округу, поступило "интересное" предложение о сотрудничестве с властями в случае его победы после возможного снятия с выборов идущего здесь же Андрея Климентьева? Говорят, что как дисциплинированный партиец г-н Паченов ответил на это, что ему надо получить разрешение от обкома КПРФ. Члены обкома пока размышляют, очевидно, опасаясь, что власти могут их подставить, чтобы затем кинуть, проведя в депутаты "хлебного короля" Любомира Тяна, кандидата от "Единой России". Но Владимир Паченов уже призывает избирателей ни при каких условиях не голосовать против всех, осознавая, что это может стать вполне предсказуемой реакцией нижегородцев на очередное снятие г-на Климентьева, который более страшен для властей, чем все наши коммунисты вместе взятые. Так многие косвенные улики говорят о том, что торг здесь вполне уместен.

Но все это пока есть не более чем обозначение позиций перед заключением истинного альянса, который может стать реальностью на предстоящих выборах губернатора Нижегородской области. С одной стороны, после выхода Геннадия Ходырева из рядов КПРФ и его появления в списках "Единой России" нижегородские коммунисты потеряли кандидата, который в принципе способен победить на этих выборах. С другой стороны, бывшие комсомольцы не могут быть уверены, что Евгений Люлин, который уже представлен в общественном мнении как кандидат в губернаторы, или даже сам Сергей Кириенко, если к тому времени питерские чекисты лишат его работы, способен выиграть выборы, опираясь на поддержку "единороссов", а тем более - одних "правых сил". Стало быть, у одних есть красный товар, у других - богатый купец. Надо думать, нынешнему заместителю губернатора Владимиру Кириенко вместе с другими членами КПРФ, состоящими на службе в областной администрации, не хочется покидать насиженные места, где можно с комфортом бороться с "антинародным режимом". В то же время и сотрудники полпредства не для того пошли за Сергеем Кириенко на ответственную работу, чтобы запросто потерять ее, когда их патрон перестанет быть полезен Москве. Поэтому, быть может, мы становимся свидетелями зарождения тех отношений между старшими и младшими "товарищами", что со временем перерастут в настоящую мужскую дружбу!

© 2003-2024, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна