Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Чем, на ваш взгляд, увенчается политика санкций Запада в отношении России?

Результаты опросов
Оборудование для реабилитации детей с ограниченными возможностями на сайте ReaMed.org.
© 2003-2017, Martovsky
Главная > Эксклюзив

01.03.2004 Борис Немцов - как символ ОТЛОЖЕННОЙ российской демократии

Авторы: Александр Васильевич Прудник , Маслов Олег Юрьевич

Систему общественно-политических отношений, которая сложилась в России к 2004 году, принято называть в экспертном сообществе и несовершенной демократией и управляемой демократией. Для подчеркивания слабости российской демократии применяются и более жесткие формулировки, позиционирующие её как "демократию сталинского типа" или как "имитационную" демократию. Представляется, что Россия в начале 21 века является страной с отложенной демократией.

В стране существуют известные демократические институты, проходят альтернативные выборы, реально функционируют независимые средства массовой информации. Но полноценная, а главное высокоэффективная жизнедеятельность демократических институтов отложена как бы до лучших времен. Более того, складывается впечатление, что та система общественно политических отношений, которая сложилась в России к 2004 году, является не результатом ряда прагматичных шагов в аспекте эффективного государственного строительства, а следствием сиюминутных спонтанных действий основных участников политического процесса в стране в 90-х годах прошлого века. Подтверждением данного тезиса является политическая карьера Бориса Немцова, одного из лидеров российских демократов. Рассмотрение политических процессов через призму политической биографии позволяет сфокусировать внимание именно на аспектах формирования нынешней системы общественно - политических отношений в стране.

В первых числах октября 1988 года на внеочередной сессии Верховного Совета СССР было принято решение об ускорении выполнения программы реформ. Были внесены необходимые изменения в Конституцию СССР, и в соответствии с этими изменениями верховная власть отныне должна была принадлежать Съезду народных депутатов СССР и двухпалатному Верховному Совету. Был принят также Закон о выборах народных депутатов СССР, с многоступенчатым отбором депутатов, причем третья часть народных депутатов СССР должна была избираться от общественных организаций, в том числе от КПСС.

Несмотря на то, что Закон о выборах включал в себя жесткие элементы управляемой демократии, необходимо отметить и положительные черты этого Закона: выборы становились альтернативными и двухтуровыми. Еще одной особенностью данного Закона была возможность попадания в число кандидатов в народные депутаты СССР от собрания жителей числом не менее 500. Именно на таком собрании в конце января 1989 года Борис Немцов и был выдвинут в качестве кандидата в народные депутаты СССР. Но Закон о выборах включал в себя такой важнейший элемент управляемости выборным процессом, как окружные собрания. Именно окружное собрание формировало окончательный список кандидатов в народные депутаты СССР, который затем вносился в избирательный бюллетень. Всего по данному округу различные трудовые коллективы выдвинули несколько кандидатов, и перед окружным собранием фактически был поставлен вопрос о недопущении "неформала" Немцова в избирательный бюллетень. Окружное собрание отвергло предложение о том, чтобы оставить в бюллетене четырех кандидатов и проголосовало за двух. Таким образом, в избирательный бюллетень по данному округу были включены ректор университета Хохлов и ректор инженерно - строительного института Найденко. Следует отметить, что если бы в бюллетень были включены четыре фамилии, то Борис Немцов гарантированно принял бы участие в данных выборах в качестве кандидата. Это было первое столкновение Бориса Немцова с управляемой демократией и оно, безусловно, сыграло важную роль в его дальнейшей политической карьере.

В марте 1990 года Борис Немцов избирается народным депутатом РСФСР. За год после проведения окружного собрания за ним закрепился статус "незаслуженно обиженного". Он был единственным кандидатом, непосредственно выдвинутым от избирателей, но с ним поступили не справедливо. Это фактически и предопределило исход выборов. В Москве Немцов сталкивается с очередными проблемами. Его не избирают в Верховный Совет РСФСР, и он работает в ВС РСФСР "депутатом" в комитете по законодательству под руководством С.М. Шахрая. В том комитете, в котором разрабатывались основные, реальные изменения в политической системе страны.

Необходимо отметить, что народный депутат РСФСР Борис Немцов, безусловно, являлся активным борцом за демократию, постоянно выступал за право граждан самим избирать и Президента страны и губернатора области. Для понимания основных векторов в развитии общественно - политических процессов в стране необходимо выделить тот исторический факт, что избрание Михаила Горбачева 14 марта 1990 года Президентом СССР на Съезде народных депутатов СССР фактически определило эгалитарный вектор на всенародное избрание Президента РСФСР. На тот момент в высказываниях Бориса Немцова доминировали следующие тезисы: "Главное избрать Президента России, а дальше всё быстро будет налаживаться". А всенародное избрание Бориса Ельцина Президентом РСФСР, стало важнейшим фактором, определившим жизнь России на десятилетия вперед.

В ноябре 1991 года Президент РСФСР Б.Н. Ельцин назначает Бориса Немцова губернатором Нижегородской области. На этот раз пройти сито Нижегородского областного совета народных депутатов, в рамках процедуры согласования, Борису Немцову большого труда не составило. Прокоммунистический областной совет почти единогласно проголосовал за его кандидатуру. Но ранее полученный Борисом Немцовым опыт столкновения с управляемой демократией, неожиданно для многих со временем трансформировался в его личный комплекс, который можно охарактеризовать как "политическая дедовщина". Только статус губернатора предполагал, что он уже "дед" и горе всем молодым политикам - первогодкам.

Элементы управляемой демократии стали жизненно необходимы и новой российской власти. Так, в принятой в декабре 1993 года Конституции Российской Федерации в пункте 9 в разделе "Заключительные и переходные положения" записано, что "Депутат Государственной Думы первого созыва может одновременно являться членом правительства Российской Федерации". Таким образом, казалось бы всего на два года было отложено исполнение демократического принципа разделения властей, но именно этот 9-й пункт второго раздела Конституции и запустил технологию российской отложенной демократии.

В декабре 1993 года граждане Нижегородской области избирают своего губернатора в Совет Федерации. В соответствии с действующим в то время законом от каждого субъекта Федерации граждане избирали двух депутатов в верхнюю палату Федерального Собрания. Теперь уже Борис Немцов, а не окружное собрание предпринял ряд шагов для того, чтобы кроме него и председателя Нижегородского областного совета народных депутатов в избирательном бюллетене был лишь один политически несостоятельный противник - лидер местного студенчества по фамилии Мирный. Как это не покажется парадоксальным, но ныне забытая кампания 1993 года является предтечей всех тех избирательных кампаний, которые реализуются в России в последние годы: есть "основной" кандидат, на 100% поддержанный властью, и есть маловыразительная "подставка", противник будущего избранника, кандидатура которого также согласована во всех властных инстанциях.

Справедливость требует признания того факта, что Немцов был искренним демократом и в конце января 1994 года он пошел на беспрецедентный шаг: убедил областной совет народных депутатов объявить выборы мэра города Нижнего Новгорода. Все последующие за этим политическим шагом события в нижегородской новейшей истории представляют собой технологию интуитивной отработки новых элементов управляемой демократии. Так сложилась политическая конъюнктура, что губернатор Немцов хотел видеть в кресле мэра областного центра не исполняющего обязанности главы администрации Нижнего Новгорода Дмитрия Беднякова, а председателя Нижегородского областного совета народных депутатов Евгения Крестьянинова. Понимание этой ситуации подтолкнуло Дмитрия Беднякова к решению о вынесении на референдум Устава города Нижнего Новгорода.

Фактически Бедняков пытался усилить свою доверительную легитимность, что было крайне негативно воспринято Борисом Немцовым. Дальнейшие события разворачивались быстро. Областной Совет признает незаконным решение о проведении референдума в городе Нижнем Новгороде. Окружная избирательная комиссия отсекает двух "лишних" кандидатов в мэры Нижнего Новгорода, а затем Евгений Крестьянинов за три дня до выборов снимает свою кандидатуру, и выборы главы Нижнего Новгорода, таким образом, не состоялись.

Последовавший за этими событиями Указ Президента Ельцина о снятии с занимаемой должности и.о. главы администрации города Нижнего Новгорода Дмитрия Беднякова, был завершающей точкой в этом процессе реализации демократической инициативы Бориса Немцова. Выборы главы города Нижнего Новгорода были отложены более чем на полтора года и прошли лишь в декабре 1995 года. И глупо обвинять в этом Бориса Немцова, хотя бы по той причине, что граждане города Саратова до сих пор лишены права самостоятельно избирать главу города.

Необходимо обратить внимание на то, что данный политический эксперимент, с несостоявшимися выборами мэра Нижнего Новгорода, фактически сформировал технологическую схему, в дальнейшем реализуемую в большинстве субъектов федерации менее демократичными, чем Немцов, главами регионов. Были определены основные элементы, присущие новой российской управляемой демократии: жесткое определение числа соискателей в избирательном бюллетене, а затем снятие одного из кандидатов. Только менее демократичные главы регионов стали снимать с выборов неугодных кандидатов. А в реализованной в марте 1994 года в Нижнем Новгороде схеме был снят с выборов противник неугодного кандидата.

Если к вышеизложенному добавить, что областная избирательная комиссия, в том же марте 1994 года, признала несостоявшимися выборы в одном из 45 округов (в регионе одновременно проходили выборы в Законодательное собрание Нижегородской области), причём в этом округе победу одержал и.о. главы администрации города Нижнего Новгорода Дмитрий Бедняков, то и это ноу-хау в аспекте развития управляемой демократии был в дальнейшем широко растиражировано по России. А действия Немцова по отношению к Беднякову можно расценивать только как безусловное проявление "политической дедовщины".

Необходимо отметить также и то, что как на выборах в первую Государственную Думу в 1993 году, так и на выборах во вторую Государственную Думу 1995 года по всем шести одномандатным округам планомерно и последовательно продавливалось то, что принято называть "списком губернатора". Кандидаты в депутаты Государственной Думы из списка губернатора не всегда становились депутатами, но большинство избранников были обязаны своим депутатством именно губернатору Немцову. Но особо следует выделить, что Немцову удалось закрепить в законодательстве Нижегородской области те элементы управляемой демократии, которые в пункте 9 второго раздела Конституции страны были закреплены лишь на время. В избранном в марте 1994 года, Законодательном собрании Нижегородской области, из 45 депутатов 18 депутатов были главами районных администраций. То есть находились в прямом подчинении губернатора Немцова.

Сразу оговоримся, что считаем это не виной Немцова, и даже не его бедой. Как Президенту страны нужна управляемая Государственная Дума, так и губернатору Борису Немцову было нужно абсолютно управляемое Законодательное собрание. А добиться управляемости можно было лишь за счет радикального уменьшения числа депутатских кресел в высшем представительном органе области, а также за счет введения "по умолчанию" в число депутатов лиц, находящихся в прямом подчинению губернатору - глав местной исполнительной власти. А однотуровые выборы были призваны максимально усилить эффективность влияния административного ресурса на исход выборов. О негативных последствиях этих шагов на тот момент едва ли кто задумывался. Тем более о том, что административный ресурс со временем может оказаться в других, не менее умелых руках.

Особо следует отметить и события, связанные с губернаторскими выборами 1995 года. Арест Андрея Климентьева можно считать первым опытом в России по введению в политическую, выборную реальность пенитенциарных технологий, эффективность которых с каждым годом только возрастает. Пенитенциарные технологии - это максимальное использование судов, милиции, прокуратуры по недопущению неугодных кандидатов к выборам. Безусловно, сложно сравнивать Андрея Климентьева с Михаилом Ходорковским или с кандидатом в губернаторы Кировской области Бриллингом, который, как известно, не только был снят судом с выборов, но также и объявлен во всероссийский розыск. Но то, что Борис Немцов, убирая потенциально самого сильного своего конкурента в губернаторских выборах 1995 года, формировал все необходимые условия к тому, чтобы по пути Климентьева последовал Ходорковский - это из контекста сегодняшнего дня совершенно очевидно.

Региональная власть, стремящаяся самостоятельно, без раздражающего участия граждан, определять всё то, что связано с репродуцированием власти, слилась с местным авторитаризмом, и этим фактически был поставлен долгосрочный заслон на пути развития и становления новой нижегородской региональной элиты. Может быть, об этом в тот момент никто и не думал. Экономические реформы в области шли одна за другой. После приватизации предприятий торговли и сферы бытового обслуживания необходимо было продвигать реформу приватизации в сфере грузового автотранспорта. Эти вопросы были наиболее важными, так как Борис Немцов искренне считал, что приход эффективного частного собственника качественно улучшит жизнь не только частных собственников, но и всего населения в целом. А отношение к региональной политической системе строилось, исходя из принципа, "главное, чтобы не мешали".

Уход в марте 1997 года Бориса Немцова в Москву продемонстрировал, что созданная им политическая конструкция полностью подходит не только его преемнику в кресле губернатора, бывшему первому секретарю Арзамасского горкома КПСС Ивану Склярову, но и бывшему первому секретарю Горьковского Обкома КПСС Геннадию Ходыреву. Более того, Геннадий Ходырев после избрания его губернатором добился изъятия из действующего Закона Нижегородской области положения, по которому главы районных администраций не могли быть одновременно депутатами Законодательного собрания Нижегородской области, и эта норма стала действовать в Нижегородской области лишь только после принятия соответствующего федерального Закона. Причем пикантность ситуации заключается в том, что коммунист Ходырев неожиданно для многих не только выходит из КПРФ, но и вступает в партию "Единая Россия", скорее всего, почувствовав своим политическим чутьем, что именно "Единая Россия" сегодня и есть КПСС.

Нет необходимости говорить о том, как Борис Немцов относился, будучи губернатором, и к каким - либо попыткам организовать контроль над ходом выборов, и к негативной реакции представителей различных региональных общественных организаций на активное влияние на исход выборов административного ресурса. Критическая масса глав районных администраций в Законодательном собрании Нижегородской области не позволила ввести норму о двух сроках пребывания в должности главы района, что после принятия нового Федерального Закона "О местном самоуправлении" позволит многим из числа назначенных Борисом Немцовым ещё в 1991 году глав районных администраций оставаться главами столько времени, сколько они сочтут для себя возможным.

Страна за 10 лет со дня принятия своей новой Конституции прошла путь от однопартийной системы к однопартийной системе. Таков естественный итог формата общественно-политических отношений, заложенных в Конституции РФ, и целого ряда шагов на всех уровнях власти, приведших к тому, что система государственного тоталитаризма была преобразована в систему регионального и местного авторитаризма с очевидными элементами абсолютной власти Президента. Борис Немцов и партия СПС стали жертвой процесса "маргинализации интеллектуалов и оболванивания масс", характерного и для западной демократии в целом. Нынешняя система власти не нуждается в непредсказуемых, спонтанно мыслящих политических деятелях. Сегодня власть нуждается в прагматичных и предсказуемых людях, точно знающих, чью команду они будут исполнять.

Демократы в России постоянно живут в ощущении некой опасности. Если в конце 90-х в их среде бродили страхи о том, что Президент Ельцин может отменить все выборы, то сейчас в их среде доминируют другие страхи, что Президент Путин при помощи конституционного большинства в Государственной Думе вполне может осуществить upgrade Конституции, усилить авторитарные тенденции в развитии Российской государственности.

Дальнейшая политическая судьба Бориса Немцова пока не ясна. Скорее всего "нефтяной" период в его биографии будет недолгим. Немцов с его уникальным политическим опытом обладает, в отличие от других демократических лидеров, уникальным ресурсом покаяния за эффективное внесение и утверждение в российскую политическую реальность основных элементов управляемой демократии. Сравнение нынешних демократов с "унтер - офицерской вдовой, которая сама себя высекла", является грубым, но в какой- то степени отражающим реальность. Нынешняя генерация статусных демократов сама создала политическую систему, которая их отторгла. Нет сомнений в том, что из поражения на выборах в 4-ю Государственную Думу будет извлечен урок, но и в 2007-2008 гг. демократы будут играть лишь роль ширмы в процессе реализации "наследуемого" президентства.

Справедливость требует признания и того факта, что какие-либо обвинения в адрес действующего Президента России Владимира Путина в аспекте становления авторитарно - тоталитарной системы в стране, безосновательны. Путин не принимал никакого участия как в формировании основ системы, так и в отработке основных элементов управляемой демократии в стране. Он принял политическую систему в стране в том состоянии, в котором она находилась. И лишь несколько развил ее в рамках собственных представлений о месте политической системы в жизни страны. Нет сомнений в том, что по отношению к Государственной Думе он сегодня, как и Борис Немцов по отношению к Законодательному собранию Нижегородской области в середине 90-х годов, исходит из принципа "чтобы не мешались". Главная задача Президента страны - качественное улучшение жизни народа. И теперь ни Государственная Дума, ни какие - либо политические партии не помешают Президенту Путину улучшать жизнь народа.

Мы исходим не из презумпции невиновности всех российских политических деятелей за их активные действия в политической сфере, приведшие к негативным последствиям для населения, а из презумпции невменяемости власти. За 12,5 лет со дня выборов Б.Н. Ельцина Президентом РСФСР власти разных уровней рефлексивно отвечали на требования времени, что в итоге и привело к ныне сложившейся в стране политической ситуации. Главная опасность для государства в целом заключена в том, что политическая стабильность в обществе, "как на гвозде", держится на Президенте России Владимире Путине.

Борис Немцов, безусловно, является символом российской отложенной демократии. В нижегородской прессе недавно достаточно активно обсуждалась тема возможного участия Бориса Немцова в губернаторских выборах 2005 года. Мы считаем, что у Немцова есть определенные шансы вернуться в губернаторское кресло, если он использует ресурс покаяния перед нижегородцами. Конечно, сложно представить, как Немцов будет каяться, что именно он сделал все возможное и невозможное, чтобы государственный тоталитаризм трансформировался в региональный и местный авторитаризм. Еще сложнее получить от него признание своей вины в том, что именно он, осознанно или неумышленно, перекрыл путь в желаемое будущее многим талантливым нижегородцам - как новой генерации политиков, так и новой генерации предпринимателей. Но другого пути возвращения в большую политику у Немцова не просматривается.

© 2003-2017, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна