Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже?

Результаты опросов
© 2003-2024, Martovsky
Главная > Перспективы

28.04.2004 Люлин versus Ходырев, или И как один умрем в борьбе за это

Автор: Сергей Кочеров

Принятие Законодательным собранием поправок в Устав Нижегородской области, хотя и осталось практически незамеченным для ее жителей, вызвало неподдельный интерес у нижегородского политического сословия. Претензия на участие в назначении почти всех министров областного правительства, заявленная "конституционным большинством" депутатов, разумеется, не оставила равнодушными никого из владельцев телевизионных каналов. Это событие было выделено ведущими всех информационных программ и прокомментировано в соответствии с указаниям начальников и в меру понимания журналистов. Многие теперь живут ожиданием того, какую причудливую форму примет гнев губернатора Ходырева, когда он вернется из назначенного себе отпуска.

Оставим пока в стороне целесообразность согласования главой области с депутатами не двух-трех, а десяти из одиннадцати членов правительства. Может быть, нижегородские законодатели, собравшиеся 23 апреля, сочли себя весьма преуспевшими в осуществлении возложенных на них законотворческих и представительских функций. И в едином порыве решили подставить свои могучие плечи под бремя исполнительной власти, которое, как на грех, показалось им непосильным для Геннадия Ходырева со всем его правительством. Мало ли что может увидеться и представиться в погожий весенний день из окон зала заседаний Областного собрания! Но все же хочется понять логику действий депутатского корпуса, направляемого его председателем Евгением Люлиным. Надо ли воспринимать данное решение как поворотный пункт в отношениях нижегородских законодателей с исполнительной властью, кто бы ее ни возглавлял, или оно является всего лишь одним из тактических приемов, используемых в борьбе с неугодным губернатором его конкурентом на грядущих выборах?

Конечно, нельзя "влезть в душу" каждого из тридцати одного депутатов и узнать, что подвигло их на принятие "апрельских тезисов" Люлина. Весьма возможно, что одни голосовали за повышение своей роли при вынесении важных для их округов или бизнеса решений, другие проявили недовольство "засильем москвичей" в правительстве, а третьи просто воспользовались ситуацией, чтобы показать губернатору все, что они о нем думают. Здесь важно понять, не чем был продиктован голос каждого, а что в процессе самого голосования сплотило всех. Результатом же процесса явилось, по сути дела, вынесение недоверия главе области. И тот факт, что ни один из министров правительства не пришел на заседание собрания, означает готовность исполнительной власти идти на дальнейший конфликт с депутатами. А это уже являет нам нечто новое в практике взаимодействия двух областных ветвей власти в истории Нижегородского края.

Вспомним, что со своего создания в марте 1994 г. наше Законодательное собрание в отношениях с губернатором было органом по преимуществу соглашательским. Неукоснительность правила, в соответствии с которым "губернатор постановил, а депутаты подписали", соблюдалась ввиду как наличия среди законодателей многих глав районов, так и отбора будущих депутатов, проводимого первым лицом области еще в начале избирательной кампании. Поэтому до вступления в должность губернатора Ходырева наши парламентарии позволили себе только трижды "взбрыкнуть" против главы области. Первый раз это случилось в начале 1996 г., когда они самовольно продлили себе на два года пребывание в статусе депутатов, невзирая на слабую попытку Немцова воззвать к их "демократическим убеждениям". Второй раз они (вот уж лихие люди!) не вняли рекомендации вице-премьера Немцова, одобренной самим президентом Ельциным, о перенесении даты внеочередных губернаторских выборов на осень 1997 года. И, наконец, в третий раз областные депутаты немного потрепали нервы губернатору Склярову, когда весной 2001 г. он поручил Сергею Обозову приступить к формированию областного правительства. Других поводов для "бунта на коленях" у наших депутатов в те годы, как видно, не нашлось.

Избрание летом 2001 г. Геннадия Ходырева главой Нижегородской области первоначально не изменило привычных отношений депутатов с губернатором. Новым фактором, который начал оказывать на них заметное влияние, стало полпредство Приволжского федерального округа, начальник которого "проспал" рывок коммуниста Ходырева на финише избирательной кампании. Появление "красного губернатора" во главе бывшей "столицы реформ" стало самым крупным поражением Сергея Кириенко в его нынешней должности и, разумеется, не внушило ему симпатии к своему давнему начальнику по линии обкома КПСС. Геннадий Ходырев платил ему той же монетой и однажды проговорился, что все было бы замечательно во вверенном ему хозяйстве, если бы не две беды - налоги и полпредство. Случай свести счеты между ними представился Кириенко лишь с избранием весной 2002 г. нового состава Законодательного собрания. То ли Ходырева подвела его политическая интуиция, то ли год выдался неудачный для прохождения глав районов в депутаты, только сторонников губернатора в собрании оказалось немного.

Этим не замедлили воспользоваться противники Ходырева, которые убедили большинство депутатов избрать спикером Областного собрания Евгения Люлина. После этого законодательная ветвь нижегородской власти стала все чаще царапать ветвь исполнительную. Поводом для нападок депутатов на губернатора чаще всего был патриотический клич "Наших бьют!", связанный с пребыванием на ключевых должностях в правительстве "москвичей", которым нет никакого дела до проблем нижегородцев. Эти боевые песнопения сначала не столько вредили работе губернатора, сколько портили ему настроение. Геннадий Ходырев, который никогда не славился умением выслушивать критику в свой адрес, все чаще впадал в раздражение и выплескивал его на депутатов, что заводило их еще больше. Так бы они и жили по принципу "милые бранятся - только тешатся", если бы губернатор не вознамерился пойти на второй срок. А это уже совершенно не входило в планы депутатов, во всяком случае, тех, за которыми стоит полпредство.

Конечно, было бы неверно связывать нынешнее противостояние наших депутатов и губернатора исключительно с предвыборными планами последнего. Одних законодателей не устраивает в Ходыреве то, как он руководит областью, других - то, что он их игнорирует. Нижегородский губернатор - не первый и не последний, кто вошел в конфликт со своими депутатами из-за неумения следовать известному правилу: "Для начала их попробуй хоть немного уважать". Но эти трудности в той или иной мере испытывают многие главы регионов, кому не удалось явить себя солнцем на провинциальном небосклоне. Тем не менее, далеко не во всех таких регионах находятся председатели законодательных собраний, которые задолго до выборов предстают в качестве кандидатов в губернаторы. Евгений Люлин нашел смелость пойти на это. Разумеется, он не объявил об этом публично, а вдруг, словно по наитию, начал говорить, что он об этом даже не думал, что до выборов еще надо дожить и доказать свою полезность людям. Однако мало кто в Нижнем сомневается в том, что как только запоет труба и раздастся команда "Вперед!", Евгений Борисович усмотрит в этом знак божий, который обращен лично к нему. Поэтому, следя за депутатами с поста председателя Областного собрания и видя, как "кипит наш разум возмущенный", Люлин ждет того часа, когда законодатели начнут призывать того, кто "в смертный бой вести готов", чтобы скромно предложить им свои услуги.

Это, впрочем, не означает, что спикер занят лишь тем, что ждет у моря погоды. Пока чета Ходыревых определялась со своим будущим: идти ли главе семейства на второй срок или найти доходное место в Москве, - Люлин даром времени не терял. Он установил неплохой контакт с руководителями районов, которые были обделены вниманием Ходырева или обижены им, а также начал устраивать совещания с депутатами земских собраний области, чего никто прежде не делал. Карьерным успехом Люлина стало и его назначение региональным лидером "Единой России", проведенное при поддержке из полпредства через Москву. До президентских выборов Ходырев, шедший под первым номером в региональном списке "партии власти", мог еще оспаривать у него заслугу в успешном выступлении "Единой России". Однако после 14 марта, когда явка избирателей и процент голосов за Путина в Нижегородской области оказались самыми низкими в Приволжском округе, губернатору пришлось держать ответ перед Москвой. В свете этой неудачи главы области успех председателя Областного собрания стал выглядеть еще более весомым. А в то, какой вклад внесло в победу одного и в поражение другого Приволжское полпредство, как видно, никто вникать не захотел.

Следует ли из этого, что Евгений Люлин является главным конкурентом Геннадия Ходырева на грядущих летом 2005 г. губернаторских выборах? На сегодня это выглядит именно так. Люлин имеет довольно прочные позиции в городе Дзержинске, втором по величине после Нижнего, а также в южных, более населенных, районах области. Он пользуется поддержкой популярной телекомпании "Волга", не говоря о том, что на него работает областная телекомпания ННТВ, учредителем которой является Областное собрание. Ходырев имеет более сильные позиции в северных районах области и может надеяться на победу над конкурентом в самом Нижнем Новгороде, население которого пока относится к Люлину весьма сдержанно. В то же время на третий год правления губернатора выяснилось, что он располагает лишь областным радио и созданной под него и пока только набирающей обороты телекомпанией "Кремль". С такими медиа-ресурсами впору избираться в главы Арзамаса, а не в губернаторы Нижегородской области.

Однако было бы серьезной ошибкой ставить крест на предвыборных планах Ходырева. Есть у него в рукаве и свой "джокер" в виде вероятной финансовой поддержки гг. Абрамовича и Дерипаски, имеющих свой интерес в ряде крупных предприятий области. Между тем весьма похоже на то, что у Люлина нет персональных спонсоров, на которых бы он имел прямой выход. Это значит, что сам по себе он не обладает финансовой базой, необходимой для участия в выборах, поэтому целиком зависит от тех сил, которые могут ему эту базу предоставить, а могут и отказать в ней. И все более создается впечатление, что такое положение дел устраивает Евгения Борисовича, который, по-видимому, не склонен задумываться над таким "пустяком", как где взять деньги на главные в своей жизни выборы. Данное обстоятельство побуждает присмотреться к фигуре спикера более внимательно.

Надо сказать, что при всей фактурной реальности Люлина в качестве председателя Законодательного собрания, как политик он проявил себя довольно слабо. Был в 1989-1990 гг. первым секретарем Горьковского обкома ВЛКСМ, откуда перешел в Областной совет народных депутатов, где вплоть до 1993 г. ничем особенным не выделялся и поэтому не запомнился. После этого исчез из общественно-политической жизни города и области, пока в 1999 г. бывшие соратники по комсомолу не пристроили его на работу в региональном штабе Союза правых сил. В благодарность за удачно проведенные выборы, куда Люлин внес свою лепту, его назначили вице-президентом виртуальной Волжской нефтехимической компании, а затем помогли стать первым замом генерального директора ОАО "СИБУР-Нефтехим". Весной 2002 г. он избирается депутатом Областного собрания по одному из округов Дзержинска, причем, как утверждали злые языки, руководство предприятия поступило с ним по памятному с советских времен правилу: "Хочешь избавиться от ненужного заместителя, направь его на общественную работу". Поскольку в Законодательное собрание тогда не прошел Дмитрий Бедняков, которому предполагалось доверить пост спикера, депутатские группы "Единой России" и СПС, получившие большинство в собрании, сделали компромиссный выбор в пользу Евгения Люлина.

Разумеется, надо обладать хоть какими-то достоинствами, чтобы другие тебя заметили, поддержали и выдвинули на должность председателя Областного собрания или председателя региональной организации "Единой России". Однако есть принципиальная разница между теми, кто делает себя в политике сам, и теми, кто попадает в нее по блату. Первые могут испытать тяжелые падения, но упрямо взбираются на самый верх. Вторые обычно избегают серьезных ушибов, но их не увидишь на залитой солнцем вершине. До тех пор пока Евгений Люлин производит впечатление искусственно сделанного политика, даже сдавший за эти годы Геннадий Ходырев будет выглядеть на его фоне государственным мужем. По слухам, это уже поняли в администрации президента, где после знакомства с Люлиным сочли, что ему еще рано вручать бразды правления областью. Между тем в Приволжском полпредстве нашлись добрые люди, которые как будто толкают Евгения Борисовича на поединок с Геннадием Максимовичем.

Делают ли они это из дружеских чувств к Люлину? Сомнительно, но возможно, тем более что сам он при каждом удобном случае благодарит за поддержку Сергея Кириенко. Полпред, конечно, может сделать ставку на председателя Областного собрания, поскольку другие кандидаты либо не пользуются расположением избирателей, либо устраивают его еще меньше, чем Люлин. Но что будет, если Москва однозначно укажет ему на другого претендента, или сам Сергей Владиленович, наскучив ожиданием лестного предложения от Путина, решит пойти в губернаторы? Откажет ли тогда полпредство в поддержке Люлину или найдет ему иную миссию, по которой будет судить о его соответствии занимаемой должности? А такая миссия сегодня уже словно сама напрашивается.

Известно, что высокие интеллектуалы из Приволжского полпредства предпочитают старые, проверенные избирательные схемы, похожие на клише. Геннадий Ходырев в 2003-2004 гг. стал для них тем, чем был в 2001-2002 гг. бывший мэр Нижнего Юрий Лебедев. Борьба с неугодными главами обычно включает в себя три этапа, плавно перетекающих друг в друга. На первом этапе формируется негативный образ руководителя в глазах населения, для чего в подконтрольных средствах массовой информации делается упор на критике его реальных или мнимых ошибок и недостатков. На втором этапе вызывается неприязнь к данной фигуре со стороны федеральных властей и, по возможности, лично Путина, что подкрепляется демонстраций реальных или мнимых доказательств его отклонений от "генеральной линии" и проявлений нелояльности к президенту. На третьем этапе в порядке согласования с центром предлагается "своя" кандидатура на замещение вакантной должности, которая по гроб жизни будет считать себя обязанной своим благодетелям. С мэром Лебедевым это принесло желанные плоды, хотя без досадных накладок все же не обошлось. Почему бы ни реализовать этот проект в отношении губернатора Ходырева?

Пусть нижегородец, читающий эти строки, сам судит о том, на каком этапе вершится сегодня борьба за пост главы области. Нас же интересует место, которое отведено в ней Евгению Люлину. Если кремлевские звезды паче чаяния сойдутся на нем, то перед ним открывается прямая дорога в губернаторы, разве что кто-то, более смелый, перейдет ему путь. Если он так и не пройдет московский кастинг на пост нижегородского губернатора, тогда ему будет уготовано другое поприще. Как председатель Законодательного собрания он, вероятно, будет делать все от него зависящее, чтобы всем стало ясно, что Ходырев утратил контроль над областью и к тому же совершенно не способен к нормальному диалогу с теми, кто хочет ему помочь. Тогда на манер "камергера Митрича" из бессмертного произведения Ильфа и Петрова он будет степенно разъяснять честному люду: "Надо же, при всех властях губернатор и депутаты жили душа в душу. А при этом губернаторе не пришлось. Такой печальный факт, граждане!". Видимо, также не останется без внимания заинтересованных лиц то обстоятельство, что Люлин может основательно "пощипать" Ходырева в сельских районах, от голосования которых в июле 2005 г. будет во многом зависеть, кто станет губернатором Нижегородской области.

Согласится ли Евгений Люлин сыграть эту роль, рискуя повторить судьбу Михаила Дикина, который дал сжечь себя как политика на мэрских выборах? Вопрос, конечно, интересный, но ответ на него зависит, увы, не от одного Евгения Борисовича. Приходится признать, что многие ресурсы, которыми, по видимости, обладает председатель Областного собрания, на самом деле ему не принадлежат. Как только из полпредства прозвучит иная команда, от него отвернутся и многие города юга области (Саров, Арзамас, Кстово, Выкса и др.), и щедрые на обещания бизнесмены, и лояльная на сегодня телекомпания "Волга". Стоит лишь ему заупрямиться и проявить характер, как перед ним сразу замаячит перспектива вернуться в политическое небытие, из которого он был извлечен в 1999 г., без всякой надежды на новое возвращение. Лучше уж поступить так, как велит ласковый голос, говорящий ему: "Так и надо идти, не страшась пути, хоть на край земли, хоть за край".

Что же касается желания депутатов Законодательного собрания назначать и снимать членов правительства, то если они готовы взвалить на себя ответственность за управление областью, как говорится, флаг им в руки и бог навстречу. Может быть, среди сорока с лишним законодателей и найдется несколько человек, знающих, как увеличить доходную часть бюджета, как повысить зарплату учителям и врачам, как решить жилищно-коммунальную и другие проблемы, причем, не за счет обирания населения, а посредством внедрения новых идей и подходов. А там, как знать, из этих менеджеров выделится кто-то один, которому нижегородцы доверят управление нашей областью. Ведь если народ идет за лидером, то кто тогда против него?

© 2003-2024, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна