Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Чем, на ваш взгляд, увенчается политика санкций Запада в отношении России?

Результаты опросов

Нижний Новгород Online - Нижегородский городской сайт
nnov.ru - доменная зона Нижнего Новгорода
© 2003-2021, Martovsky
Главная > Экспертиза

27.05.2004 Существуют ли пределы применения административного ресурса на наших выборах?

Александр Жмыриков, политический психолог:

Александр Жмыриков, политический психологБезусловно, существуют. Есть три больших группы факторов, ограничивающих использование административного ресурса.

1. Социальные факторы. Их более шестидесяти. Наиболее важные из них: а) численность избирателей округа (чем больше избирателей, тем труднее использовать административный ресурс); б) численность активных избирателей (чем больше активных избирателей, тем труднее использовать АР); в) консолидированность влияния власти (чем больше рассогласований в действиях ветвей власти и уровней власти, тем менее эффективен АР); г) конформность СМИ (чем более независимы СМИ, тем менее эффективен АР); д) влияние крупного бизнеса (чем более активен и оппозиционен крупный бизнес, тем менее эффективен АР); е) влияние харизматических лидеров (чем сильнее влияние харизматических лидеров, противостоящих власти, тем менее эффективен АР).

2. Технологические факторы: а) фактор идентификации (если противник использует технологии внедрения базовых конструктов имиджа в коллективное и индивидуальное бессознательное избирателей, а власть пытается наслаивать имидж в электоральное сознание, то АР не действует); б) фактор потенции (эффективность применения АР прямо пропорциональна силе и обратно пропорциональна времени применения); в) фактор объектности (эффективность применения АР прямо пропорциональна степени приближения воздействия к ядру электоральной группы); г) фактор минимальной частоты (с увеличением случаев применения АР на одной и той же выборке избирателей эффективность АР падает); д) фактор тактической совместимости (тактика использования АР совместима с одними тактическими приемами и не совместима с другими; например, нельзя совмещать тактику презентации имиджа "народного депутата" с тактикой АР). Есть еще около 30 технологических факторов, действующих в строго определенных ситуациях.

3. Психологические факторы. Их около двадцати. Они определяют восприятие, оценку внешнего воздействия, выработку ответной реакции.

Всегда следует помнить, что применение административного ресурса - это точно такая же избирательная технология, как и многие другие. Поэтому для ее использования необходима тщательная аналитическая проработка электоральной ситуации в прошлом, и настоящем, оценка перспектив развития электоральной ситуации, выявление всех активных факторов формирования типичных электоральных установок. Нижегородцы знают примеры неграмотного использования административного ресурса весной и осенью 1998 года на выборах мэра Нижнего Новгорода. Весной 1998 года административный ресурс использовался полностью хаотично, без какого-либо плана. Итог - поражение кандидата от "партии власти". Осенью власть уже планировала применение административного ресурса, однако команда соперника планировала гораздо тоньше и учла больше факторов. В итоге власть опять проиграла, правда уже совсем немного. На выборах мэра Нижнего Новгорода 2002 года власть просчитала действие административного ресурса, а основные соперники власти действовали разрозненно. В итоге, кандидат "против всех" не смог победить, и власть победила с минимальным перевесом.


Олег Маслов, политический аналитик:

Олег Маслов, политический аналитикПод административным ресурсом принято понимать сложный комплекс воздействия представителей различных властных институтов на избирательный процесс. Данный комплекс включает в себя технологию "зачистки округа", конечной целью которой является исключение из избирательного бюллетеня всех альтернативных кандидатов. Систему создания препятствий альтернативным кандидатам, противостоящим "единому кандидату" от власти: широкий набор методов от задержек продвижения финансовых средств по расчетному счету альтернативного кандидата до беспрерывных заявлений в соответствующую избирательную комиссию о нарушениях выборного законодательства. К административному ресурсу должны быть отнесены и пенитенциарные технологии, которые всё чаще используются в ходе избирательных кампаний, а в ближайшее время в состоянии полностью вытеснить с рынка политических услуг все ранее известные политтехнологии. Пенитенциарные технологии включают в себя "снятие" нежелательных кандидатов через суд и использование органов прокуратуры и МВД для воздействия на альтернативных кандидатов: широкий набор методов от задержек тиражей газет или листовок до открытия уголовных дел на альтернативных кандидатов.

Поставленный вопрос о пределах применения административного ресурса в наших выборах приводит к необходимости выделения наиболее наглядных методов применения административного ресурса, а также приведения последних примеров его применения. В качестве наглядного примера эффективности применения административного ресурса возьмём выборы главы города Нижнего Новгорода 2002 года. Эти выборы являются уникальными в том плане, что в ходе данных выборов произошло столкновение двух поколений административного ресурса. Глава города Нижнего Новгорода Юрий Лебедев использовал традиционный административный ресурс. Противоборствующая ему сторона, в лице полпреда Сергея Кириенко, использовала инновационные пенитенциарные технологии. Данные технологии нашли своё конкретное воплощение в действиях судьи нижегородского районного суда Вавилычевой, осуществившей две акции: из бюллетеня для голосования был исключён предприниматель Андрей Климентьев, а также впервые в России был произведён арест избирательных бюллетеней в ходе выборов.

Применение пенитенциарных технологий в ходе выборов главы города Нижнего Новгорода в 2002 году позволило получить объективные цифровые данные по уровню воздействия административного ресурса в рамках манипуляций итогами выборов. Две цифры. В первом туре выборов все участковые комиссии Нижнего Новгорода признали недействительными 10 369 бюллетень. Во втором туре выборов, когда у главы города Юрия Лебедева не было возможности повлиять на итоговые протоколы участковых комиссий из-за действий судебных приставов, - число недействительных бюллетеней по Нижнему Новгороду уменьшилось до 3 946. Разница в шесть с половиной тысяч голосов и есть величина эффективности действий административного ресурса. Методика превращения бюллетеней в недействительные, по мнению ряда политтехнологов, крайне проста. Некоторые из членов участковых комиссий в бюллетенях, в которых избиратель поставил галочку в графе "против всех", дорисовывали еще одну галочку против фамилии любого из кандидатов. Так как судебные приставы, скорее всего, были заинтересованы во вполне конкретном исходе выборов, то число недействительных бюллетеней в целом по городу во втором туре - это реальные цифры. А более 6 с половиной тысяч голосов в масштабах города Нижнего Новгорода - это административный "рукотворный" ресурс у администрации города.

Для понимания пределов применения административного ресурса желающие могут обратиться к итогам довыборов в Законодательное собрание Нижегородской области по округу №14 и сравнить их с итогами выборов по данному округу, состоявшихся в марте 2002 года, по исследуемой выше позиции - числу недействительных бюллетеней. Сравнение данных двух цифр позволяет выдвинуть гипотезу, что число дебилов, не имеющих представления о том, какие именно пометки необходимо ставить в избирательном бюллетене, значительно увеличилось. А так как округ №14 - это центр Нижегородского района, то данное предположение является, скорее всего, ошибочным, а более вероятным выглядит предположение об использовании "рукотворного" административного ресурса.

По мнению специалистов, специализирующихся на манипуляции итогов выборов, а это люди уже более десятка лет работают в участковых избирательных комиссиях, и их мнению можно доверять, фальсификация итогов выборов в последние два года существенно изменилась. До 2002 года доминировали технологии, включающие в себя "увеличение явки" избирателей и реальный вброс бюллетеней за одного из кандидатов. Именно такая модель была выявлена в рамках известного "дела Абышева". Эта технология крайне трудоёмка и низкоэффективна, так как значительное расхождение данных о числе проголосовавших на отдельном нижегородском участке с данными у наблюдателей может привести к скандалу. Поэтому обычно вбрасывалось не более 30 - 50 бюллетеней, то есть не более 10% от явки избирателей на отдельный участок. В рамках данной технологии некоторые члены участковых комиссий также должны были заполнить соответствующие графы на якобы пришедших на выборы избирателей. По оценкам экспертов, занимающихся математическим анализом итогов выборов, в Нижнем Новгороде вброс бюллетеней практиковался не более чем в трети избирательных участков, а эффект от применения данного типа административного ресурса не высок - плюс 5 000 максимум 10 000 голосов за нужного кандидата в формате Нижнего Новгорода.

На смену данным технологиям пришли новые технологии, чему в значительной степени способствовал рост активно - протестного электората. Методика манипуляции крайне упростилась. Отпала необходимость дорисовывать "избирателей, пришедших в последнюю минуту". Члены участковых комиссий либо что-то дорисовывали в бюллетенях, в которых избиратель голосовал за кандидата против всех, либо происходила массовая подмена бюллетеней. Пачка в 50 - 100 бюллетеней заменялась на аналогичную пачку 50 - 100 бюллетеней в стиле "а ля Дэвид Копперфильд" и число голосовавших против всех уменьшалось на ту самую цифру, на которую увеличивалось число проголосовавших за кандидата от власти. Таким образом, протест людей против власти автоматически превратился в эффективный административный ресурс.

Суммируя вышеизложенное можно подсчитать, что в рамках предстоящих выборов губернатора Нижегородской области владение административным ресурсом в Нижнем Новгороде позволяет дать прирост голосов от 10 000 до 20 000 голосов одному из кандидатов и уменьшить число проголосовавших за одного из альтернативных кандидатов от 20 000 до 40 000 голосов. Таким образом, административный ресурс в состоянии предопределить пару кандидатов в губернаторы, которые в состоянии летом 2005 года выйти во второй тур. А ответ на вопрос о пределах применения административного ресурса нижегородцы могут получить уже в декабре 2004 года по итогам выборов в нижегородскую городскую Думу. По числу недействительных бюллетеней в масштабах нашего "столичного" города можно будет определить не только уровень влияния административного ресурса, но и насколько в последние два года нижегородцы стали "тупее".


Владимир Ионов, журналист:

ПРЕДЕЛЫ ЗАПРЕДЕЛЬНОГО

Владимир Ионов, журналистБезусловно, административный ресурс - более действенное средство избирательных технологий, чем, скажем, подкуп избирателей, чему мы отдали должное в прошлом выпуске экспертизы. Объясняется эффективность административного ресурса прежде всего зачаточным состоянием нашего гражданского общества, зависимостью суда от исполнительной власти и, конечно же, менталитетом россиян. Наши граждане, во-первых, привыкли рассчитывать на "авторитетное мнение" начальника, во-вторых, не научились или не желают серьезно вдумываться во что-то прямо не касающееся их "живота". Выборы любого уровня "живота" не касаются, для большинства людей это затея начальников, вот они пусть и думают, за кого голосовать "простому народу".

Практически каждому из нас знакома картина, когда агитационные материалы кандидатов воспринимаются как макулатура и вываливается из почтовых ящиков под ноги. "Простые люди" не хотят нагружать мозги чтением. Для них куда убедительнее слово начальника, нередко излагающего отнюдь не свои мысли, а "начальника над начальниками". А если еще говорящий при этом пользуется авторитетом в коллективе или на территории, его слова доходят не только до ушей, но и до сознания. Отсюда вывод: кандидат, располагающий возможностью влиять на избирателей через начальников, имеет неизмеримо больше шансов на успех, чем его соперники.

Я не очень верю в эффективность административного ресурса при подсчете голосов, сколь бы ни были "приватизированы", говоря языком Олега Маслова, избирательные комиссии. При том количестве наблюдателей, которые представляют интересы кандидатов, практически невозможно сделать вброс дополнительных бюллетеней или как-то их подправить. Другое дело, что те же избирательные комиссии легко могут снять с "дистанции" любого неугодного кандидата, чему тьма примеров по всей России. Вот в этом случае значение "звонка" или "мнения" очень велико. И хотя сейчас нельзя снять участника гонки позже, чем за пять дней до дня голосования, это мало что меняет, поскольку суды более склонны прислушиваться к доводам избиркомов, чем любым иным.

Однако и у такого запредельного влияния административного ресурса есть предел. И положить его может сам кандидат (тут я имею в виду не только физическое лицо, но и политическую партию), если предельно грамотно построит избирательную кампанию. А здесь масса составляющих успеха на всех этапах кампании - от сбора подписей до контроля над подсчетом голосов. Главное же состоит в том, чтобы привлечь в свою команду специалистов, действительно владеющих избирательными технологиями. Такие специалисты есть, в том числе и в Нижнем Новгороде, и они могут научить кандидата общаться с аудиторией, помочь создать убедительную предвыборную программу, защитить от наездов соперников и далее по списку. В том числе защитить или помочь противостоять административному ресурсу.

Адмресурс силен тем, что способен привлечь на сторону нужного кандидата ЛОМов (лидеров общественного мнения) и ВИПов (сиречь начальников). Но квалифицированная команда технологов всегда сумеет подобрать им альтернативу.

Я бы не хотел утяжелять сказанное примерами из многочисленных кампаний, в которых довелось участвовать. Но абсолютно уверен, что влияние административного ресурса не беспредельно.


Александр Прудник, социолог:

Александр Прудник, социологМассированное применение административного ресурса на выборах различного уровня стало свершившимся фактом в тот момент российской постсоветской истории, когда правящая элита перестала нуждаться в политической активности населения как в таранном средстве разрушения прежней политической системы.

В настоящее время цели, которые ставили перед собой инициаторы и организаторы трансформации советского общества, уже достигнуты, в силу чего, они стали заинтересованы в стабилизации и консервации сложившейся ситуации. Именно поэтому представителями властной элиты постоянно озвучивается тезис социально-политической стабильности как желаемого состояния общества и даже декларируется в качестве его основной цели.

Данной системе соответствует принцип управляемой демократии, при которой административный ресурс является естественным и необходимым инструментом регулирования избирательного процесса. Административный ресурс необходим для того, чтобы не позволить обществу путем избирательных процедур производить смену правящих элит. Поэтому, никаких пределов в использовании данного ресурса нет. Все зависит от конкретной ситуации, от того, насколько высока угроза интересам элиты. В соответствии с этим и будет признаваться рациональным использование того или иного инструмента административного регулирования - от мягких вариантов до самых жестких.


Сергей Кочеров, философ:

Сергей Кочеров, философ В современных российских условиях понятие "административный ресурс" является эвфемизмом, стыдливо прикрывающим комплекс мероприятий, который осуществляется властями всех уровней с целью обеспечения победы своих кандидатов и недопущения избрания нежеланных претендентов. Это достигается посредством собирания в "один кулак" всех ресурсов влияния на избирателей, которые имеются у исполнительной, законодательной и судебной власти, а также у зависимых от нее средств массовой информации. Дело для властей облегчается тем, что в проблемных ситуациях они могут рассчитывать на понимание и поддержку подконтрольных им избиркомов и силовых органов, которые обычно "закрывают глаза" даже на грубые нарушения кандидатов от власти, но преследуют неугодных даже за малейшие прегрешения, которые порой сами же и создают. В качестве курьеза можно привести факт, что судебный процесс по отмене результатов выборов мэра Н. Новгорода в марте 1998 г. начался по иску двух лиц, усмотревших нарушения в предвыборной агитации у ... Владимира Горина, проигравшего Андрею Климентьеву, победа которого вызвала шок у московских и нижегородских властей.

Как и любой другой ресурс, давление властей на избирателей имеет свои пределы. Оно ограничено, во-первых, уровнем развития гражданского сознания и активности самих избирателей, во-вторых, степенью мастерства и организации проводников данного ресурса, и, в третьих, необходимостью соблюдать видимость народного волеизъявления, чтобы не было "мучительно стыдно" перед Москвой, которой надо будет оправдываться перед Западом. Поскольку в российском обществе гражданские отношения развиты еще очень слабо, властям приходится опасаться электорального протеста не в виде многотысячных демонстраций, которые доводят чиновников до инфаркта, но в форме голосования "против всех", против которого они борются при помощи технологии "испорченных бюллетеней".

Умелая организация и слаженность действий в применении "административного ресурса" могут дать в итоге "прирост" от 8 до 14 процентов "правильных голосов". Однако дело это требует настолько серьезной настройки, что редко удается обойтись без сбоев. Нередко бывает так, что верхние чиновники спускают команду низшим, а те действуют, исходя из собственных интересов. Можно вспомнить, как в ночь после выборов губернатора Нижегородской области в 2001 г. дама из полпредства, курировавшая переизбрание губернатора Склярова, говорила в прямом эфире, что все будет хорошо, а в это время главы районных администраций срывались с мест и ехали 80-100 км в Нижний, чтобы поздравить с победой Ходырева. Что же касается соблюдения демократического декорума, то об этом, похоже, наши власти думают все меньше и меньше. Они уже поняли, что не удается "и невинность соблюсти, и капитал приобрести", поэтому без нравственных терзаний сделали свой рыночный выбор.

© 2003-2021, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна