Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже?

Результаты опросов
© 2003-2024, Martovsky
Главная > Экспертиза

16.06.2004 Как влияют последние события в Грузии на политическую ситуацию в России?

Андрей Макарычев, политолог:

 Андрей Макарычев, политолог В лице нового президента Грузии М. Саакашвили Россия встретилась с фундаментальной для себя проблемой поиска формата взаимодействия с постсоветскими элитами стран СНГ. Относительно мягко аналогичный процесс прошёл в Азербайджане, а вот в Грузии принял более радикальный оборот. Можно предположить, что в Украине, а также, возможно, Молдове и даже Беларуси существует высокая вероятность обострения отношений с Россией после смены нынешнего политического руководства.

В случае с Грузией ситуация обостряется, по меньшей мере, тремя обстоятельствами. Во-первых, эта республика ещё при Э. Шеварднадзе встала на путь развития максимально тесных отношений с США, которые всегда нервировали Москву. В последние месяцы усилилась и проевропейская ориентация Тбилиси: там всячески стали провоцировать ЕС на более активное участие в делах Северного Кавказа. Получается нечто похожее на систему "сдержек и противовесов", только, вполне вероятно, без России.

Во-вторых, у России, если брать ситуацию в более широком плане, абсолютно отсутствует Черноморская политика. А ведь этот регион имеет все шансы выйти на передний план с точки зрения отношений России с ЕС и с НАТО.

В-третьих, М. Саакашвили - лидер, с трудом умещающийся в привычные для российской внешней политики типологические рамки. С одной стороны, он - явный космополит. Дело не только в его "иностранной" жене, но и в склонности к опоре на кадровые возможности грузинской диаспоры - так же, как это в своё время делали поляки, литовцы и другие бывшие "братья" по коммунистическому лагерю. Но с другой стороны, М. Саакашвили демонстрирует все признаки националистического лидерства (начиная от его решительности в отношении Аджарии и заканчивая его резкой отповедью в адрес Совета Европы). С таким лидером можно иметь дело только на основе прагматического диалога, возможно - по "шахматному" принципу размена фигур. Вполне вероятно, что "посредничество" России в отстранении Р. Абашизде от власти в Батуми следует трактовать именно в этом русле. России надо научиться считать и умело распоряжаться своими (правда, очень ограниченными) ресурсами влияния. В этом смысле появление в составе кабинета министров Грузии К. Бендукизде можно расценивать как возможность укрепления там позиций российского бизнеса.


Вадим Андрюхин, политический обозреватель:

 Вадим Андрюхин, политический обозреватель По-моему, никак не влияют. Я не вижу никакой позиции России по отношению к тому, что творится в Грузии. Или, скорее так, происходит сдача одной позиции за другой. Сегодня сдали Абашидзе в Аджарии, а завтра что, сдадим Южную Осетию и Абхазию? Отрадно лишь то, что защитников новых правителей Грузии в нынешнем руководстве России нет. Поэтому жду от Министра иностранных дел Лаврова более жесткой позиции в отношении грузинских властей, чем та, что была у его предшественника Иванова, который в известном смысле продолжал разрушительное дело Козырева во внешней политике России.

Конечно, надо признать, что сегодня по отношению к Грузии Россия находится в двойственном положении. С одной стороны, мы должны признавать территориальную целостность этой страны. А, с другой стороны, нам не нужна единая и неделимая Грузия, повернувшаяся лицом к Западу и спиной к России. При этом не надо забывать, что у 56% жителей Южной Осетии российские паспорта, а среди жителей Абхазии российских граждан еще больше. И если Саакашвили решится пойти маршем на эти две республики, там, в отличие от Аджарии, дело без крови не обойдется.

Я думаю, что российскому руководству с Саакашвили следует вести себя жестко. Ему надо ясно дать понять, что кроме России в мире Грузия никому не нужна. Поэтому его необходимо поставить перед выбором. Хочешь иметь хорошие отношения с Россией - признавай наши интересы на Кавказе. Не хочешь хороших отношений - тогда забудь о стабильности. Естественной же формой отношений между нашими странами, как учит история, может быть, я считаю, лишь протекторат России над Грузией.

И не надо нас пугать тем, что Грузия, обидевшись на нас, будет послушно следовать политике США или вступит в НАТО. Американцев Грузия интересует гораздо меньше, чем Ближний Восток, хотя они, конечно, имеют свой интерес в нефтепроводе Баку - Джейхан, проходящем через грузинскую территорию. Поэтому, я думаю, Америка с Россией из-за Грузии препираться не будет. Что касается НАТО, то эта организация, приняв к себе Грузию, приобретет с ней только одну головную боль. Грузия не отвечает ни одному из тех условий, которым должны соответствовать члены НАТО (экономическая самостоятельность, отсутствие территориальных споров, внутренних конфликтов и т.д.). Если Грузию и примут в эту организацию, то лишь из конъюнктурных политических соображений, которые существенно не повлияют на отношения с Россией.

Некоторые российские политики, например, тот же Чубайс, внушают нам, что надо обеспечить экспансию российского капитала в Грузию, и это будто бы сильнее всего привяжет ее к России. Как всегда, реформаторы, не имеющие исторического образования, дают нам безграмотные советы. Между тем экономическая экспансия имеет успех лишь тогда, когда она сопровождается политическими шагами. Американцы не зря, прежде чем вложить куда-нибудь свои капиталы, всегда просчитывают политические последствия. План Маршала по восстановлению экономики послевоенной Европы - хороший тому пример. А наши безголовые реформаторы готовы вложить уводимые из России капиталы - хоть в Украину, хоть в Грузию, без всякого политического обеспечения. Ясно, что такие финансовые вложения никак не влияют на улучшение отношения грузинского или украинского руководства к России. Поэтому весь этот план "экономической экспансии" Чубайса - очередной миф и полный бред.


Александр Жмыриков, политический психолог:

 Александр Жмыриков, политический психолог Я считаю, что последние события в Грузии оказывают влияние на развитие политической ситуации в России по трем важнейшим направлениям.

Первое направление связано с перспективой изменения территориальной структуры страны и новым позиционированием В.В. Путина после 2008 года.

Как известно, Конституция РФ ограничивает время пребывания в должности Президента России двумя сроками. В 2008 года завершается период правления В.В. Путина, а, следовательно, и политических менеджеров тесно связанных с действующим Президентом. В средствах массовой информации анализируются три варианта политического позиционирования В.В. Путина после 2008 года. Первый связан с изменением Конституции и переходом от президентской к парламентской форме правления страной. По этой версии В.В. Путин становится лидером партии-победителя парламентских выборов и, соответственно, Премьер-министром страны. Второй вариант также связан с изменением Конституции страны, в направлении отмены положения об ограничении срока президентских полномочий. Третий вариант рассматривает уход В.В. Путина на пенсию и последующую деятельность его в клубе отставных Президентов стран восьмерки.

Однако сегодняшние действия В.В. Путина показывают, что его политические перспективы будут определяться четвертым вариантом. Он связан с образованием нового союзного государства с Президентом В.В. Путиным во главе. Попытки образовать такое государство с Беларусью не увенчались успехом из-за нежелания Президента Белоруссии формировать единую президентскую структуру управления. Грузинские события создали объективные предпосылки для формирования союза России, Абхазии и Южной Осетии. Это будет формально новое государство при однозначном лидерстве России. Следовательно, пост Президента такого союзного государства будет принадлежать В.В. Путину.

Второе направление связано с возможным экономическим ущербом готовящегося двухстороннего Грузино-Российского договора о сотрудничестве и перспективой развития неуправляемого экономического кризиса в России.

Как стало известно из средств массовой информации, Премьер-министр Грузии во время недавнего визита в Москву, передал текст грузинского варианта договора о двухстороннем сотрудничестве, содержащий кабальные для экономики России требования. В частности, в договоре предлагается реструктурировать внешнеэкономический долг Грузии на 20 лет, продолжать поставлять в Грузию газ и электроэнергию без требования актуальной оплаты, приобрести по стоимости действующих производств разрушенные заводы и фабрики Грузии.

Кроме того, предлагается выведение российских войск из Грузии в сроки установленные Стамбульским совещанием стран восьмерки с оставлением на территории Грузии инфраструктуры российских военных баз без всякого выкупа с грузинской стороны.

Грузинская сторона отказывается от выдворения из Панкисского ущелья чеченских боевиков силами России и "позволяет" лишь проводит совместное пограничное патрулирование этого ущелья. Грузинская сторона предлагает также свой голос в пользу принятия России в ВТО.

Таким образом, России предлагается практически взять на полный пансион неработающую страну, с проамериканским правящим режимом, рискуя потерять на этом существенную часть своего бюджета, что рано или поздно приведет Россию к необратимому экономическому кризису.

Казалось бы, столь абсурдные предложения Грузии, просто не подлежат рассмотрению. Однако наши чиновники рассматривают эти предложения, как некую пусть и эфемерную основу для переговоров. Не удивлюсь, если спустя несколько лет вскроются факты оказания безвозмездной помощи соседней стране, лишь на основе близких религиозных ценностей. Мой пессимизм базируется, кроме всего прочего, на известной коррумпированности российской номенклатуры. Тем более что вопросы бюджета страны сегодня планируется запретить обсуждать даже на всенародном референдуме.

Третье направление связано с прямым перенесением сценария "революции роз" на российскую политическую арену.

Правящая политическая элита уже начала искать преемника В.В. Путина в 2008 году. Однако, к сожалению, для нее, идеологический и кадровый ресурс номенклатурного правления близок к завершению. В условиях, когда в распоряжении "партии власти" нет ни "Героя", ни "Идеи", могущих продлить ее правление, элита будет готова пойти на "дворцовый переворот". Благо опыт истории нашего государства наполнен примерами удачных и неудачных переворотов.

С учетом новейшего грузинского опыта сценарий российского переворота может быть следующим.

К моменту завершения срока правления действующего Президента РФ во многих густонаселенных субъектах РФ (Ленинградская область, Самарская область, Свердловская область, Новосибирская область, Краснодарский край и т.п.) существенно снижается уровень жизни граждан. В поисках лучшего активные жители "депрессивных" регионов направляются в Москву и Московскую область. Это, в свою очередь, вызывает резкое ухудшение условий жизни москвичей.

В то же время в одной отдельно взятой области, возглавляемой потенциальным ставленником номенклатуры, усилиями международных организаций типа фонда Сороса создается временный оазис процветания. Центральные СМИ начинают пропагандировать "опыт" политического менеджмента данного губернатора.

"Пятая колонна" России, финансируемая за счет зарубежных организаций организует многочисленные митинги, демонстрации, пикеты с требованием досрочных выборов Президента и отставки действующего Правительства страны. В качестве альтернативы предлагается кандидатура "успешного" губернатора. Если требования "толпы" увенчаются успехом, российский вариант "революции роз" завершается, и страна переходит под патронат стран "восьмерки". Если не завершается успехом, проплачиваются акции гражданского неповиновения избранному Президенту. Следуют заявления об его нелегитимности, и формируются требования об его немедленной отставке. Запад берет сторону "народа" и принуждает избранного Президента отказаться от инаугурации. На повторных выборах побеждает ставленник номенклатуры.

А теперь подумайте, почему некоторые политики так поспешно начали сегодня покидать высокие посты в законодательной и исполнительной органах власти и избираться в губернаторы?

Особенно внимательно советую приглядеться к тем из них, кто водил дружбу с американским капиталом. Вам многое станет понятным.


Владимир Ионов, журналист:

 Владимир Ионов, журналист Мне представляется, что грузинскую ситуацию мы попросту проспали. Причем, отнюдь не сегодня. Надо было плотнее работать с Грузией еще во времена правления Шеварднадзе, не дав ему возможности делать ставку на США. У России для этого была масса возможностей политико-экономического характера. Но наша администрация занималась больше самосохранением и самообеспечением, чем интересами страны. И время оказалось упущенным. "Старый Лис" ушел. А новый оказался не менее лукав и куда более амбициозен. Следовательно, нас ждут отнюдь не безоблачные отношения с этим соседом.

Администрация Путина, очевидно, правильно поступила, глубоко не вмешавшись в конфликт между Тбилиси и Батуми. Симпатии населения Аджарии были на стороне метрополии, и активное вмешательство России только бы усугубило обстановку в автономии и окончательно развернуло Грузию в сторону США. А это ослабило бы наши позиции и в отношениях между Грузией и Южной Осетией, Грузией и Абхазией.

В этих "мятежных автономиях" мы имеем достаточно пророссийских сил, чтобы не потерять их "без боя". А принимать "бой" есть из-за кого - до 80 процентов населения автономий граждане России. И хотя до сих пор мы отличались тем, что как раз не рвались в драку за интересы своих граждан, в этом случае нам есть что терять и в геополитическом плане. А это уже другой резон, не учитывать который было бы прямым посрамлением интересов державы.

Возникает исконный русский вопрос: ЧТО ДЕЛАТЬ?

И ответ на него предельно прост: блюсти интересы страны. Всеми доступными средствами, в том числе и демонстрацией силы, если не хватает ума на иное.


Олег Маслов, политический аналитик,
Александр Прудник, социолог:

Особенности управления избирательным процессом в Грузии и на Украине и угроза экспорта наиболее удачных политтехнологий в Россию

 Олег Маслов, политический аналитик Завершившиеся недавно парламентские выборы в Грузии и старт Президентской избирательной кампании на Украине дали богатую пищу для размышлений экспертам в области избирательных технологий, в частности в аспектах возможностей применения наиболее удачных, с точки зрения власти, политтехнологий в России.

Выборы в Грузии привлекли внимание российских экспертов в первую очередь из-за того, что выборы в грузинский парламент проходили в формате 7%-го барьера для партий и избирательных объединений. Поскольку выборы в России в Государственную Думу в 2007 году будут проходить также в формате 7%, а не 5% барьера, то аналогии напрашиваются сами собой.

Основная интрига грузинских выборов заключалась в том, удастся ли избирательному блоку "Возрождение" аджарского лидера Абашидзе преодолеть 7% барьер или нет. По данным exit polls в грузинский парламент смогла пройти лишь одна партия, возглавляемая новым грузинским Президентом Михаилом Саакашвили. Несколько удивляла та радость, с которой российское центральное телевидение сообщало о том, что в Грузии складывается однопартийная система. Однако затем из Грузии стали поступать данные, что избирательному блоку "Возрождение" удалось преодолеть 7% барьер. Дальнейшее - общеизвестно. На территории Аджарии выборы в двух избирательных округах были признаны недействительными и вместо блока "Возрождение" в грузинский парламент "просочилась" партия "промышленников".

 Александр Прудник, социолог Завершившиеся недавно парламентские выборы в Грузии и старт Президентской избирательной кампании на Украине дали богатую пищу для размышлений экспертам в области избирательных технологий, в частности в аспектах возможностей применения наиболее удачных, с точки зрения власти, политтехнологий в России.

Выборы в Грузии привлекли внимание российских экспертов в первую очередь из-за того, что выборы в грузинский парламент проходили в формате 7%-го барьера для партий и избирательных объединений. Поскольку выборы в России в Государственную Думу в 2007 году будут проходить также в формате 7%, а не 5% барьера, то аналогии напрашиваются сами собой.

Основная интрига грузинских выборов заключалась в том, удастся ли избирательному блоку "Возрождение" аджарского лидера Абашидзе преодолеть 7% барьер или нет. По данным exit polls в грузинский парламент смогла пройти лишь одна партия, возглавляемая новым грузинским Президентом Михаилом Саакашвили. Несколько удивляла та радость, с которой российское центральное телевидение сообщало о том, что в Грузии складывается однопартийная система. Однако затем из Грузии стали поступать данные, что избирательному блоку "Возрождение" удалось преодолеть 7% барьер. Дальнейшее - общеизвестно. На территории Аджарии выборы в двух избирательных округах были признаны недействительными и вместо блока "Возрождение" в грузинский парламент "просочилась" партия "промышленников".

Один из главных выводов, который напрашивается по итогам выборов в парламент Грузии, заключается в том, что при 7% барьере власть располагает большими рычагами для манипулирования итогами выборов. 7% барьер предполагает более высокий уровень сплочения оппозиции, а также более высокий уровень жесткости действия властей.

Старт Президентской избирательной кампании на Украине также даёт богатую пищу для размышлений российскому экспертному сообществу. Все партии Украины, составляющие парламентское большинство, приняли решение поддержать на предстоящих Президентских выборах премьер-министра Украины Януковича. Как известно в России в исторической перспективе выборы Президента следуют сразу после выборов в парламент. Поэтому есть вероятность того, что в 2007 году парламентское большинство в российской Государственной Думе примет историческое решение о поддержке одного из кандидатов в Президенты.

Сегодня сложно говорить, будут ли использованы в 2007 году в России наиболее удачные политехнологии управления избирательным процессом, которые прошли отработку в Грузии и Украине. Но умозрительные модели построить уже можно. Так, например, можно предположить, что в ходе выборов в Государственную Думу 2007 года будут предприняты попытки опустить ниже 7% барьера КПРФ и приподнять выше 7% барьера, например "Родину".

Можно предположить, что и партия "Единая Россия" может поддержать только одного кандидата в Президенты, но вероятность этого все-таки не высока, так как основные кандидаты в Президенты сегодня находятся внутри "Единой России". И не исключено, что организованный и спланированный раскол в партии "Единая Россия" произойдет в 2007 году именно по линии кандидатов в Президенты. А из этого легко сделать вывод, что выборы в Государственную Думу 2007 года будут проходить на фоне праймериз внутри "Единой России", когда "единороссы" будут определяться по кандидату в Президенты во всех 88 субъектах федерации.

Сценарий выборов Президента России тогда будет выглядеть следующим образом. Кандидат в Президенты России Иванов получит поддержку в 60 субъектах федерации, кандидат в Президенты Хлопонин - в 28-ти, а кандидат в Президенты Грызлов - в 20-ти. К данному списку кандидатов в Президенты можно добавить Жириновского и Зюганова с Рогозиным, и это уже будет окончательный вариант избирательного бюллетеня. Едва ли в избирательный бюллетень кандидатов в Президенты России попадут Ходорковский и Глазьев. Управляемая демократия должна быть управляемой. Вероятность развития событий именно по данному сценарию представляется на сегодняшний день наиболее высокой.

© 2003-2024, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна