Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Чем, на ваш взгляд, увенчается политика санкций Запада в отношении России?

Результаты опросов
Поклейка флизелиновых обоев www.remontnik.ru.
© 2003-2017, Martovsky
Главная > Перспективы

08.07.2004 Постдемократия - желаемое и выстраданное будущее Новой России в третьем тысячелетии

Автор: Маслов Олег Юрьевич

Исторический путь России уникален. Страна, длительное время существовавшая как Империя, несколько веков как царская Россия, более 70 лет как Советская Империя, обладает только ей свойственными особенностями исторического развития. И нынешнее положение дел в России демонстрирует, что страна не остановится на данном формате общественно - политических отношений, сложившихся в рамках Конституции страны 1993 года, а неминуемо пойдет дальше, вобрав в ходе этого движения все лучшее из своего исторического наследия.

Широко известно выражение "Россия - страна с непредсказуемым прошлым". События октября 1917 года позволили имплантировать нескольким поколениям граждан СССР - России представление о царской России, как о времени тьмы и мракобесия. Основные исторические события до 1917 года рисовались в сознании людей в мрачных беспросветных тонах. И сейчас история повторяется. В сознание подрастающего поколения пытаются имплантировать представления о Советском периоде истории, как о времени тьмы и мракобесия. Философ Игорь Чубайс предложил назвать этот период "черный тоннель". Данная позиция является не только ошибочной, но и преступной. Переписывание прошлого не приведет ни к чему хорошему, а лишь породит новые исторические ошибки.

Представляется, что для сознания всех граждан России незыблемым должен стать принцип о единой и неделимой истории России. В рамках этой истории 304 года правления Романовых должны быть неотделимы от 74 лет Советской коммунистической власти. Представление о Советском периоде жизни как о "черном тоннеле" позиционирует всю историю России до 1917 года как далекое, ветхозаветное прошлое, из которого невозможно извлечь какого - либо позитивного опыта и привнести его в наш динамично изменяющийся мир. Но реальность такова, что сегодняшняя российская действительность вобрала в себя почти все худшие образцы общественно - политических отношений Советского периода, дополнив их не более привлекательными образцами западной демократии. И это создает все необходимые предпосылки для того, чтобы Россия продолжила свой исторический путь к своему желаемому выстраданному будущему. Имя этому будущему - постдемократия.

Общественно - политическая ситуация, сложившаяся в России после Президентских выборов 2004 года, проста и понятна даже людям далеким от политики. За достаточно короткий исторический отрезок времени Россия прошла путь от однопартийной системы в формате КПСС к фактически однопартийной системе в формате партии "Единая Россия". Радикальное расслоение общества на богатых и бедных, неспособность российских политиков решать реальные проблемы граждан страны - это новая российская реальность. Уже как естественное воспринимается сравнение Президента России с русским Царем, и это позволяет провести некоторую историческую параллель с судьбой демократии в России до 1917 года.

История демократии в России начала 20 века наглядно демонстрирует, что формат демократии оказался неспособным отвечать как на внешние, так и на внутренние вызовы. Можно сравнить царскую Государственную Думу и постсоветскую Государственную Думу. Что объединяет эти две Думы, так это неспособность стать реальным, влиятельным политическим институтом в России. А проведение других параллелей: Президент РФ - Царь, олигархи - дворяне, позволяет выйти на понимание общественно - политической ситуации, сложившейся в России в начале третьего тысячелетия с общественно - политической ситуацией, сложившейся в России в начале 20 века. Новые общественные ожидания, начавшие формироваться в России в 2004 году, находятся в плоскости несправедливости богатства, доставшегося при разделе государственной собственности олигархам (новым дворянам). Ленинский лозунг "Земля - крестьянам" уже пытается найти свое новое историческое воплощение в работах экономистов Д.С. Львова и С.Ю. Глазьева. Попытка С.Ю. Глазьева в ходе Президентской избирательной кампании 2004 года позиционировать в массовом сознании принцип более справедливого распределения ресурсной ренты не был воспринят гражданами России. И это выглядит вполне естественным, так как отбирание сверхприбыли у олигархов и более полное наполнения российского бюджета в массовом сознании абсолютно не связаны с благополучием жизни каждого гражданина. Политическая неудача Глазьева не снимает с повестки дня тезис "ресурсную ренту - народу". Политическое воплощение данного лозунга в жизнь - это вопрос времени, тем более что вся общественно - политическая система, сформированная в рамках Конституции РФ 1993 года "висит как на гвозде" на высоком уровне доверия граждан России к действующему Президенту В.В. Путину. А бескровное решение задачи неуклонного роста благосостояния большинства граждан России возможно лишь в рамках перехода и становления в стране постдемократии.

Теоретические основы постдемократии впитали в себя весь многовековой опыт России, в том числе Советского периода, лучшие образцы русской философской мысли. Объем данной работы не требует глубокого раскрытия данного аспекта. Ниже будут тезисно изложены основы постдемократии (краткое изложение книги "Постдемократия в России"), направленные на разрешение главного противоречия современности - противоречия между государством и гражданином. Высокий уровень развития постдемократии позволит сделать то, что не могло быть реализовано в Советский период истории России. Будет воплощен в жизнь тезис "Государство - это мы", который способен связать воедино всю многовековую историю России.

Финансово - экономический аспект. 36 миллионов граждан России, живущих ниже черты бедности, а в целом по стране - 85 % граждан, способных при стечении определенных обстоятельств "упасть на общественное дно" - это наша реальность. Переход к постдемократии и достижение высокого уровня благосостояния для большинства граждан России, кроме преступников и добровольных изгоев, возможен лишь при условии постепенного и последовательного изменения Конституции страны через общенародный референдум и введение в Основной Закон страны двух понятий - гражданская собственность и фонд благосостояния граждан.

Спросите сегодня любого гражданина России, как изменится его личное благосостояния, если бюджет страны будет в 2 раза или в 4 раза больше, а ежегодный рост ВВП будет превышать 10%? Большинство граждан ответит, что их личное благосостояние от этого не изменится, и они будет правы. В массовом сознании "бюджет - это деньги бюрократов и чиновников", которые они расходуют по неким, не совсем понятным правилам. И изменить это можно, если граждане страны заключат новый Общественный Договор, в рамках которого бюджет страны будет называться фонд благосостояния граждан России, бюджет любого субъекта Федерации будет называться фонд благосостояния граждан, проживающих на соответствующей территории. А бюджет любого города или населенного пункта в рамках сферы местного самоуправления будет называться фондом благосостояния граждан, например, города Нижнего Новгорода.

Что изменится от того, что граждане страны договорятся называть бюджет страны фондом благосостояния граждан России. На первом этапе не изменится ничего. Но тогда для всех граждан страны станет очевидным абсурдность ситуации, когда финансовые средства в фонд благосостояния граждан собираются со всех предприятий и со всего трудоспособного населения, а распределяются и расходуются они узкой группой лиц. И тогда станет очевидной необходимость трансформации бюджета в реальный фонд благосостояния граждан. На первом этапе фонд благосостояния граждан можно условно назвать "горизонтальным бюджетом". На всех уровнях власти: на федеральном, на уровне субъектов федерации и на местном - депутаты представительных органов власти будут предлагать гражданам один раз в год проголосовать на референдуме за один из трех вариантов бюджета. По итогам референдума будет сформирована структура бюджета, исполнение которого и будут контролировать депутаты представительных органов власти. Профессионализм депутатов не позволит вносить на референдум крайне популистские варианты бюджета, ущемляющие интересы какой-либо группы граждан, а итоги референдума позволят обществу найти оптимальный вариант распоряжения фондом благосостояния граждан. Необходимо отметить, что только в рамках трансформации бюджета в фонд благосостояния граждан страны возможно принятие важнейшего для граждан страны решения о продаже на экспорт основных ресурсов страны за рубли. Без этого решения говорить о росте благосостояния граждан страны бессмысленно, как, впрочем, и о конвертируемости рубля.

Необходимость замены государственной собственности на гражданскую собственность является очевидной. Государственная собственность воспринимается сегодня в России как собственность бюрократов и чиновников, гражданская собственность - это собственность всех граждан России. Современный уровень развития вычислительной техники и компьютеризации страны позволяет ввести все 144 миллиона расчетных счетов граждан России. Гражданская собственность - это коллективно - долевая собственность, причем, доли всех граждан равны. Вопросам гражданской собственности посвящены работы В.С. Нерсесянца, а вопросам эффективного распределения ресурсной ренты - работы Д.С. Львова и С.Ю. Глазьева.

На всероссийском референдуме необходимо принять историческое решение о том, что государственная собственность преобразуется в гражданскую собственность в рамках действия естественного, нравственного императива: то, что не произведено руками людей не может находиться в частной собственности. Земля и недра - это гражданская собственность, то есть коллективно - долевая собственность всех граждан России. А задачей ученых и лучших представителей российского общества будет создание эффективной системы сбора ресурсной ренты и пополнения фонда благосостояния граждан страны.

Нет необходимости останавливаться на том аспекте, как будут относиться граждане страны к казнокрадству из фонда благосостояния граждан. Сохранение нынешней бюджетной системы и государственно-бюрократической собственности в России - это путь в никуда. Необходимо отметить также и то, что полностью изменится законодательство о гражданстве. Ни для кого не секрет, что российское гражданство сегодня находится в сфере купли - продажи. Этой теме посвящены сотни статей в газетах, десятки телевизионных программ. Переход к постдемократии, и создание ситуации, при которой каждый гражданин будет обладать своей долей в трех фондах благосостояния граждан на трех уровнях власти, потребует принятия Конституционной нормы, при которой гражданин должен подтверждать свое гражданство на всех трех уровнях власти. Не должно быть ситуации, когда "вор в законе" из Закавказья покупает себе прописку, а с ней и паспорт в Москве и имеет такие же права, в том числе и на ресурсную ренту, как и все граждане России. Вопрос гражданства необходимо будет перевести из системы жизнедеятельности силовых структур и исполнительных органов власти в систему представительных органов власти. Гражданство каждого человека в России должны подтверждать представительные органы власти на уровне местного самоуправления, затем на уровне субъекта федерации, а затем на федеральном уровне. Нынешнюю ситуацию, когда гражданство в России утверждается Указами Президента страны - это тяжелое наследие Советского тоталитарного прошлого. Это то худшее, что мы взяли из своего прошлого в настоящее.

Становление постдемократии возможно только в рамках постепенного и последовательного расширения прав гражданина. Словосочетание "полноправный гражданин" будет в будущем иметь совершенно иной смысл, чем сегодня. В первую очередь это будет касаться получения новых прав каждым гражданином на всех уровнях власти, а также процедур лишения соответствующих прав, в первую очередь избирательных. Не является большим секретом, что общество через судебную систему часто признает нарушение закона тем или иным гражданином, но не лишает его свободы. Он получает условный срок. На уровне местного самоуправления, на уровне субъекта федерации, да и на федеральном уровне граждане страны могут сами определить, что принятие судебного решения по условному осуждению по какой - либо конкретной статье может сопровождаться автоматическим лишением данного гражданина прав избираться и быть избранным именно на данный судебный срок. Этот росток постдемократии уже есть в самой демократии. Так, в феврале 2004 года во Франции было принято судебное решение о лишении бывшего премьер-министра Жюпэ права быть избранным в какие-либо органы власти в течение 10 лет. Причем, суд принял данное решение на основании выявленных махинаций бывшего премьер - министра с партийной кассой, а не с бюджетом Франции.

Постдемократия предполагает и новую систему остракизма. Вначале гражданин, преступивший закон, будет лишаться права избираться и быть избранным, затем, например, при получении третьей судимости, права на доход с ресурсной ренты на уровне местного самоуправления и субъекта федерации, при последующих судимостях - и на федеральном уровне. Возможны любые варианты лишения, но все их будет определять сам народ. Кроме этого должна быть ясной и понятной процедура лишения российского гражданства, если оно получено незаконным образом.

Является очевидным, что переход к постдемократии невозможен без принятия важнейшего, исторического решения о политическом ресурсе человека. Если человек осознает себя личностью, если он понимает, что ему дарована Богом жизнь, а также земля и недра, завоеванные кровью наших предков, то он должен сказать, что его голос - это неотъемлемый политический ресурс и он больше не позволит отчуждать у себя его политический ресурс. Необходимо провести общероссийский референдум, на котором должен быть поставлен вопрос о "неотъемлемом голосе гражданина". Неотъемлемый голос гражданина - это фундамент создания системы "человеческого измерения" общественно - политических отношений. Неотъемлемый голос - это право на абсолютное политическое равенство. А при абсолютном политическом равенстве межнациональные и межэтнические конфликты будут неминуемо затухать.

Термин "отчуждение", введенный в научный обиход К. Марксом, не случаен. Во время выборов происходит отчуждение нашего голоса. Известна горькая шутка, что "электорат - это народ одноразового использования". Это наша жестокая реальность. Голоса избирателей покупаются и продаются и цена им известна на всей территории России.

Если человек считает себя личностью, если он верит в Божественный промысел, то он сам должен стать властью. Он должен сказать: власть - это Я. И я могу отдать свой голос лишь на определенных условиях, на определенный промежуток времени в доверительное управление. Система доверительного (трастового) управления хорошо известна в экономической сфере. Принятие на референдуме положения о неотъемлемом голосе гражданина заменяет формальные выборы делегированием власти. Власть - у граждан и граждане передают свою власть тем или иным своим представителям в день делегирования власти.

Замена выборов на систему делегирования власти полностью меняет формат всех общественно-политических отношений в стране. Общественно - политическая жизнь в стране перейдёт в формат "человеческого измерения". Все государственные институты автоматически подразделяются на доверительные и подконтрольные. Если в рамках данного представления посмотреть на нынешнюю систему власти, сложившуюся в России к началу XXI века, то мы будем потрясены тем, что вся судебная система, да и Совет Федерации обладают практически нулевым уровнем доверительной легитимности. Никто из граждан России не наделяет представителей данных институтов своим доверием в формате передачи своих голосов. Данные институты существуют автономно от народа, и последствия их автономии становятся всё более очевидными. Доверительная легитимность - это единственное мерило власти при постдемократии.

Представьте себе на минуту, как изменится, например, ситуация в Государственной Думе. Каждый депутат будет голосовать не своим голосом, а голосами, переданными ему в трастовое управление гражданами России. Не является большим секретом, что за одного депутата Государственной Думы проголосовали почти 200 тысяч избирателей, за другого 20 тысяч избирателей. Но наш с вами политический ресурс не участвует в нынешнем реальном политическом процессе. Нас с вами, граждан России, искусственно вывели из этого процесса. Представьте себе, как это было бы прекрасно, если бы депутат Государственной Думы выходил на трибуну и говорил, что он не может проголосовать голосами своих избирателей за тот или иной Закон, который нанесет ущерб этим избирателям. Когда депутат любого уровня власти будет голосовать "живыми голосами" своих избирателей, только тогда между ним и избирателями возникнет связь, которая позволит превратить Россию в единый, взаимосвязанный и взаимозависимый организм. Замена демократических выборов на постдемократическую систему делегирования власти от гражданина - настоятельная необходимость, вызванная перспективой выживания России в эпоху глобализации. Необходимо наделить граждан России высшей властью, в виде неотъемлемого голоса. Создание новой системы политических отношений в стране, в рамках которой государственные институты пользуются доверием граждан страны, и все институты работают на рост благосостояния каждого гражданина России и страны в целом, - данная перспектива возможна лишь в формате становления в России постдемократии.

Демократия разделяет людей. Демократия лишь умозрительно справедлива. В формате выборов наши избранники становятся "более равными", чем другие граждане страны. Понимание этой реальности делает наивными любые ожидания перемен к лучшему от власть имущих. Большинство людей в России, наделенных властью, входит в 15% граждан страны, кто смог полностью обеспечить свою жизнь и жизнь своих ближних. Их этого вытекает невозможность изменения системы власти сверху.

Представляется, что политическое решение по переходу России к постдемократии осуществимо лишь в рамках выборов и референдумов, возможность проведения которых в стране радикально минимизирована Государственной Думой. Нет необходимости бороться с нынешней системой власти и, тем более, с демократией. Борьба со злом всегда заканчивается увеличением зла. Каждый гражданин России, понимающий бесперспективность, убогость и исчерпанность сложившихся в стране общественно - политических отношений, может принять сам для себя простое решение, что он будет ходить на все выборы, так как это единственный институт гражданского общества, через который можно изменить нашу жизнь. Рассчитывать, что кто-то из власть имущих услышит твой голос просто глупо. Чтобы нас с вами услышали, необходимо планомерно и последовательно голосовать на всех выборах против всех кандидатов во власть, кроме тех, кто клятвенно обязуется использовать свою власть для того, чтобы передать ее гражданам своей страны, то есть будет последовательно продвигать идеи постдемократии. Искать новых кумиров, голосовать за кого-то, кто, по нашему мнению, больше навредит власти, - бессмысленное занятие. Это путь к саморазрушению.

После каждых выборов мы с вами будем знать, по числу проголосовавших против всех, сколько нас в каждом населенном пункте, в каждом городе, области, крае, республике и стране в целом. Нас еще долго не услышат. Первые попытки серьезного вдумчивого разговора о постдемократии в России наталкиваются на слово "утопия". Но и коммунистические идеи в начале XX века воспринимались как утопические, но утопия стала нашей реальность на целых 74 года. Утопия - это именно то, что реализуется в России с упорством, достойным лучшего применения. Существование царской России в начале XX века тоже воспринималось просвещенной Европой как некая утопия.

В 90-х годах прошлого столетия Президент России Б.Н. Ельцин пытался найти национальную идею. Потом от поиска национальной идеи отступились. Причина неудачи власть имущих в поисках национальной идеи заключается в том, что русская национальная идея может существовать только в планетарном, глобальном масштабе. Именно всемирность русской национальной идеи позволяла Западу позиционировать царскую Россию как "мирового жандарма". В советское время отказ от "мировой революции" также воспринимался ортодоксальными коммунистами, как отказ от "внутреннего стержня". И сегодня многие российские мыслители искренне считают, что развал советской империи начался с правления Н.С. Хрущева, который отказался от идеи победы социализма в планетарном масштабе.

Построение постдемократии - это российский ответ процессу глобализации. Только при постдемократии возможна реализация этнокультурной глобализации, и сохранение самобытности всех народов в рамках признания неотъемлемого политического ресурса каждого гражданина планеты Земля. Нынешний элитарный планетарный проект, с ООН и Советом Безопасности практически исчерпан. Постдемократия - это тот интеллектуальный продукт, с которым Россия может идти и к арабскому миру и к гражданам стран Африки и Латинской Америки. Постдемократия - это эгалитарный ответ элитарной экономической глобализации. А для России постдемократия - это желаемое и выстраданное будущее.

© 2003-2017, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна