Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Чем, на ваш взгляд, увенчается политика санкций Запада в отношении России?

Результаты опросов

Нижний Новгород Online - Нижегородский городской сайт
nnov.ru - доменная зона Нижнего Новгорода
© 2003-2021, Martovsky
Главная > Аналитика

12.07.2004 "Европа двух скоростей": итоги выборов в Европарламент 2004 года

Авторы: Маслов Олег Юрьевич , Александр Васильевич Прудник

Впервые выборы в Европарламент проходили в 25 странах. В фокус общественного внимания естественным образом попали 10 новых стран Евросоюза, а также явка избирателей на эти исторические выборы. Главным итогом выборов, состоявшихся 13 июня 2004 года, как это не покажется парадоксальным, стали не изменения в политическом спектре Европарламента, а именно явка избирателей в различных странах, что позволяет сегодня вполне определённо говорить о реальных контурах "Европы двух скоростей".

Из 350 миллионов граждан 25 стран, имеющих право участвовать в выборах депутатов Европарламента, приняло участие менее 45% избирателей. Если рассматривать динамику итогов выборов в Европарламент, то тенденция более чем очевидная. В 1979 году в выборах в Европарламент приняли участие 64% избирателей. В 1999 году - 49,8%, в 2004 году - 44,6%. Однако, если рассматривать итоги выборов в Европарламент 2004 года дифференцированно, то легко выяснить, что в странах "старой Европы" пришли на выборы более 50% избирателей, а в странах "новой Европы" - менее 30%. И данные цифры говорят о многом.

Если проводить аналогии с российской реальностью, то для большинства региональных выборов в России, явка в 30% - это обычная явка на выборы. В комментариях экспертов, оценивающих низкую явку на выборы в Европарламент, звучало, что большинство граждан Евросоюза не понимает, чем занимаются парламентарии в Брюсселе, и рассматривает Европарламент как "чуждый, инородный орган", занятый к тому же решением непонятных гражданам проблем. Сравнение в электоральном отношении Европы и России позволяет предположить, что большинство граждан России по прошествии 15 лет со дня введения в стране альтернативных выборов относится к своим собственным органам власти как к "чуждым и инородным". Но взгляд из России также позволяет утверждать, что в странах "старой" и "новой" Европы различна природа абсентеизма. В бывших странах "социалистического лагеря" она одна, в странах "старой" Европы - другая. Именно это проявилось на выборах в Европарламент - 2004.

Необходимо выделить еще один важный фактор, реально позиционирующий формат "Европы двух скоростей". До проведения выборов в Европарламент одной из главных проблем было определение числа депутатских мест, которые должны занять в Европарламенте новые страны, вступившие в Евросоюз. Основным критерием, по которому шло согласование числа депутатских мест от каждой страны, стало количество граждан, проживающих в той или иной стране. Нынешнее представительство каждой страны в Европарламенте - это умозрительный баланс интересов каждой страны в этом общеевропейском выборном органе. Но баланс, достигнутый до проведения выборов, стал ещё более умозрительным, так как в Польше проголосовало всего около 20% избирателей и уровень доверительной легитимности каждого депутата от Польши в 2,5 раза ниже, чем уровень доверительной легитимности депутатов из любой страны "старой Европы". Но это не найдет своего отражения в реальном раскладе политических сил в Европарламенте.

Итоги выборов в Европарламент - 2004 зафиксировали движение "влево" в электоральных настроениях европейцев. Многие эксперты считают, что это является следствием реализации программ правительств ведущих стран Европы по "сбрасыванию с себя" социальных обязательств. Первые признаки недовольства избирателей уже нашли свое отражение не только на выборах в Испании, где главой правительства стал социалист Сапатеро, но и в выборах в Италии и Германии. Система политической саморегуляции, в рамках функционирующих в Европе систем демократического управления, позволяет предположить, что недовольство граждан может выразиться в уходе с политической арены нынешних столпов Европы: Ширака, Шредера и Берлускони. Аналогичный процесс "скидывания" социальных обязательств в России не может опереться на систему саморегуляции, свойственную демократическим системам. Это еще раз подтверждает тот факт, что анализ политических процессов, протекающих в России, невозможен в рамках методик и подходов, сложившихся в странах Европы.

Утвержденный ныне в Европарламенте порядок принятия решений двойным большинством является компромиссным между странами, имеющими большое представительство в Европарламенте, и странами, имеющими незначительное представительство в Европарламенте. Причем, как отмечалось выше, депутаты Европарламента от "новой Европы" обладают низким уровнем доверительной легитимности со стороны граждан своих стран. Это привело к тому, что уже сейчас в Европарламенте обсуждаются варианты воздействия на электорат стран "новой Европы". Вопрос стоит о введении "порогового барьера", явка ниже которого будет означать, что выборы в той или иной стране будут признаны несостоявшимися. Но уже сегодня можно предположить, что едва ли эти нововведения окажут решающее влияние на итоги выборов в Европарламент - 2009.

Теоретически, одним из возможных трендов развития Европарламента может стать его переход в перспективе к принятию решений голосами рядовых избирателей, переданных тем или иным партиям в "трастовое управление". Это будет шаг к высшей справедливости. Представьте себе на минуту, что выступающий в Европарламенте представитель той или иной партии от Италии говорит, что он отдает голоса тех миллионов избирателей, что проголосовали за его партию, за именно это решение. Только этот шаг к постдемократии в состоянии превратить Европейский парламент в орган, который будет связан невидимыми нитями с избирателями всех стран Евросоюза. А до того времени Евросоюз так и останется "Европой двух скоростей", объединяющей в себе страны, лишь по формальным признакам образующим некое единство.

© 2003-2021, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна