Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Чем, на ваш взгляд, увенчается политика санкций Запада в отношении России?

Результаты опросов

Нижний Новгород Online - Нижегородский городской сайт
nnov.ru - доменная зона Нижнего Новгорода
© 2003-2021, Martovsky
Главная > Перспективы

29.07.2004 Разгонит ли губернатор Ходырев Законодательное собрание Нижегородской области?

Автор: Маслов Олег Юрьевич

Никогда еще, за исключением последних губернаторских выборов, июль месяц в Нижнем Новгороде не был активным политическим месяцем. Но июль 2004 года выдался действительно жарким. Законодательное собрание Нижегородской области преодолело "три вето" губернатора, и это событие можно признать "прелюдией" к старту губернаторской избирательной компании 2005 года. Нижегородская область вступила в новый политический год, который завершится в июле 2005 года, в день выборов губернатора.

Преодоление "трех вето" губернатора является не только символом консолидации всей нижегородской властной элиты против действующего губернатора и его "московского" правительства, но и своеобразным признаком того, что действующего губернатора уже можно, скорее всего, отнести к разряду неизбирабельных. Своей сплоченностью депутаты ОЗС продемонстрировали решимость окончательно превратить губернатора Ходырева в "политический труп". Но едва ли губернатор Ходырев смирится с этим, навязываемым ему статусом. Тем более что в этом статусе он уже пребывал длительное время, вплоть до избрания главой Нижегородской области в 2001 году. Какой ответный "ход" может предпринять губернатор Ходырев на объявление ему "войны" со стороны депутатов ОЗС и будет ли этот ответный "ход"? Станет ли губернатор Ходырев вести себя пассивно, как и положено "корму", или в нем проснется чувство охотника, крадущегося к своей добыче? Иными словами, как он ответит на типичный для русского чиновника-разночинца вопрос: "Тварь я дрожащая, или право имею"?

Между тем, на сегодняшний день губернатор Нижегородской области Геннадий Ходырев имеет все юридические основания для того, чтобы распустить Законодательное собрание Нижегородской области. Оснований для издания Указа "О досрочном прекращении полномочий законодательного собрания Нижегородской области" более чем достаточно. В Уставе Нижегородской области, статья 39, пункт 4, подпункт "а", и в статье 9 федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" расписаны юридические основания для роспуска ОЗС. Формальным поводом для роспуска Законодательного собрания Нижегородской области может стать невыполнение Законодательным собранием решения суда в течение 6 месяцев со дня принятия соответствующего решения. ОЗС не отличается большим уважением к закону, поэтому нахождение соответствующих поводов для досрочного прекращения полномочий Законодательного собрания Нижегородской области - это вопрос профессионализма юридических служб губернатора и его политической воли.

Тема роспуска Законодательного собрания уже достаточно активно обсуждается в кругах, близких к губернатору Ходыреву, и не является каким - то большим секретом. Но так как все принципиальные решения в Нижегородской области, как впрочем, и в стране принимаются исключительно "первым лицом", то ответного "хода" можно ждать ещё долго. Нижегородской политической реальностью становятся локальные медийные "войны", направленные на последовательную дискредитацию тех или иных представителей нижегородской властной элиты. Парадокс сложившейся ситуации заключается в том, что и ответный "ход" губернатора с инициативой о роспуске ОЗС и его отказ от этой инициативы не будут означать прекращения "информационных войн" в Нижегородской области.

Из всех возможных сценариев роспуска ОЗС лучшим вариантом выглядит инициатива губернатора, основанная на решении Конституционного суда, принятого в 2002 году, о недопустимости совмещения полномочий глав районных администраций и депутатов государственного уровня субъекта федерации, а также одновременного депутатства на различных уровнях власти. Самостоятельное вынесение на последнее заседание ОЗС вопроса о прекращении депутатских полномочий главы Автозаводского района Солдатенкова и главы Канавинского района Сатаева является показательным в плане понимания депутатами тех ответных мер, которые в состоянии предпринять губернатор Ходырев. Но так как признаков какой-либо активности со стороны губернатора после "трех вето" не последовало, то и вопрос о сложении депутатских полномочий двух вышеназванных персон перенесен на осень.

Сложность ситуации, в которую попал губернатор Ходырев, заключается с том, что от него требуются активные политические шаги до официального начала кампании по выборам в нижегородскую городскую Думу, то есть до 12 сентября 2004 года. Внесение в качестве официального повода для роспуска ОЗС какого-либо другого формального основания, кроме незаконного совмещения депутатства двух уровней, едва ли вызовет какой-либо резонанс и не будет по достоинству оценено нижегородцами. А вынесение данного вопроса имеет ряд юридических сложностей, которые, скорее всего, легко решаются профессиональными юристами. Проблема для губернатора Ходырева заключается преимущественно в том, что именно он в 2001 году был инициатором этих незаконных совмещений. Но эта проблема является ничтожной по сравнению с отсутствием каких-либо инициатив со стороны губернатора.

Основная идея, которая усиленно имплантируется в сознание нижегородцев противниками губернатора Ходырева, - это позиционирование действующего губернатора в статусе "политического трупа". Как бы ни оскорбляли Ходырева, как бы его прилюдно ни унижали, никаких признаков жизни "политический труп" всё равно не продемонстрирует. А предположение о том, что губернатор может в сентябре инициировать в Нижнем Новгороде референдум и спокойно собрать более 50 тысяч подписей для того, чтобы нижегородцы сами определили, нужны им партии в городской Думе или нет, не вызывает ничего, кроме смеха. Губернатор относится к нижегородцам как к "неразумным массам", то есть точно так же, как и его противники, и ждать от него какого-либо обращения к избирателям не приходится. Старт выборов в нижегородскую городскую Думу положит начало сериалу "Сбрось дедушку с поезда", с доброй сотней кандидатов в депутаты в массовке, после чего о такой политической фигуре, как Геннадий Ходырев можно будет просто забыть.

Известно историческое изречение Людовика XVI: "Если ты не играешь, ты уже проиграл!" Справедливость этого заключения подтверждает не только губернатор Нижегородской области Геннадий Ходырев, но и глава Нижнего Новгорода Вадим Булавинов. Его "впадение в анабиоз" по вопросу "партизации" нижегородской городской Думы - это 100%-я гарантия того, что он повторит последний политический путь губернатора Ходырева. На данный момент Булавинов нужен неким политическим силам, скорее всего, лишь как временный союзник в борьбе против губернатора Ходырева. Но если эти влиятельные силы сочтут, что нет необходимости тратить ресурсы на "добивание" "политического трупа", то все силы могут быть брошены на демонстрацию полной неспособности Вадима Булавинова руководить полутора миллионным городом. Других кандидатур, способных полностью заменить действующего губернатора в качестве "чучела для битья", в Нижегородской области просто нет.

Пассивность губернатора Ходырева может привести к тому, что дискредитация мэра Нижнего начнется не после губернаторских выборов, а сразу после выборов в нижегородскую городскую Думу. В Приволжском федеральном округе уже есть один город, где городская Дума выбрана по партийным спискам. И то, что вновь избранные депутаты-партийцы позволяют себе по отношению к действующему мэру, переходит все разумные границы. По сравнению с ним губернатор Ходырев, можно сказать, живет сегодня комфортно. Сознательно не буду называть ни фамилии мэра, ни самого города, чтобы любознательные предприняли хоть какие-либо попытки найти соответствующую информацию в сети Интернет.

Разгонит ли губернатор Ходырев Законодательное собрание Нижегородской области? Предпримет ли он, по крайней мере, попытку разгона ОЗС? После того, как данная тема стала "секретом Полишинеля", то есть о ней, кроме нижегородских средств массовой информации, знают все, занимать "страусиную" позицию более чем странно. Тем более что выгода от роспуска ОЗС у губернатора вполне очевидная. Удастся ли нынешним депутатам, противникам действующего губернатора, избраться в ОЗС снова, тем более что новое Законодательное собрание будет гарантированно избираться по партийным спискам? Это, что называется, бабушка надвое сказала. Сможет ли опять возглавить обновленное Законодательное собрание Евгений Люлин, которого сегодня позиционируют как едва ли не основного кандидата на должность губернатора? Вопрос, как говорится, интересный. А главное, инициирование роспуска ОЗС может найти поддержку у нижегородцев, которые не видят практически никакой разницы между разнообразными депутатами и другими властными чиновниками. Они все для них - ненавистная власть. В любом случае любое решение губернатора будет активным, так как отсутствие внятного ответного "хода" с его стороны будет означать выбрасывание "белого флага" и публичное признание себя "политическим трупом".

© 2003-2021, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна