Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Чем, на ваш взгляд, увенчается политика санкций Запада в отношении России?

Результаты опросов

Нижний Новгород Online - Нижегородский городской сайт
nnov.ru - доменная зона Нижнего Новгорода
© 2003-2021, Martovsky
Главная > Экспертиза

29.09.2004 Кто определяет дату выборов в Городскую думу Нижнего Новгорода?

Александр Жмыриков, политический психолог:

Александр Жмыриков, политический психологЕсли говорить о юридической стороне дела, то дату выборов депутатов городской думы Нижнего Новгорода определяет сама городская дума. Однако, она должна это сделать не позже чем за 90 дней до истечения своих полномочий. Если в указанный срок депутаты городской думы по какой-либо причине не определили дату выборов, тогда эту дату должна определить городская избирательная комиссия. Если и она не сделала этого, дату выборов определяет суд. Никаких прочих субъектов права определения даты выборов не существует.

Законодательное собрание Нижегородской области может лишь рекомендовать депутатам городской думы какую-то дату. Однако ОЗС не вправе определять дату выборов, поскольку это будет прямым вмешательством государственной власти в дела власти муниципальной. Так должно быть де юре.

На практике же, т.е. де-факто, депутаты нижегородской городской думы проявляют нерешительность. Может быть они не знают законов об избрании самих себя, может быть делают вид, что не знают законов, а может быть вполне осознанно перекладывают желаемое для себя решение, но вызывающее споры у избирателей, на плечи депутатов ОЗС. В любом случае высказывания депутатов нижегородской городской думы и их собратьев по муниципальным представительным органам власти (депутатам земских собраний) о том, что если ОЗС примет областной закон о совмещении выборов, то этот закон будет руководством к действию, свидетельствуют в пользу нежелания депутатов городской думы быть самостоятельными.

Кому же помимо депутатов городской думы Нижнего Новгорода и земских собраний районов области выгодна такая несамостоятельность?

Среди властных институтов - полпредству. Среди политических партий - "Единой России".

Почему?

Потому что чиновники полпредства наверняка информированы о содержании 7 законопроектов, которые будут рассматриваться в Государственной Думе РФ в октябре-ноябре 2004 года. Законопроекты пока еще официально не внесены в Госдуму РФ, однако их содержание уже вышло за пределы круга экспертов, готовящих законы.

Согласно одному из этих законопроектов, главы муниципальных образований будут назначаться губернаторами (точнее утверждаться муниципальными представительными органами по предложению губернатора), а сами депутаты муниципальных представительных органов власти будут избираться по партийным спискам.

Понятно, что при уже объявленной системе назначения самих губернаторов (избрание кандидата от Президента законодательным собранием практически равносильно назначению), полпредство получает желаемого губернатора. Им вероятнее всего станет Сергей Владиленович Кириенко. Если выборы глав районных и поселковых администраций состоятся в отведенные действующим законом сроки, то действующие руководители скорее всего сохранят свои посты. А вот если выборы перенесут на октябрь 2005 года, когда уже вступят в силу новые законы о выборах, то новый губернатор назначит своих людей на посты глав администраций. И тогда главой Нижнего Новгорода, к примеру, может стать Вадим Николаевич Воробьев, с трудом избиравшийся в городские депутаты, или Алексей Валерьевич Санников, вообще не сумевший избраться в городскую думу в 2000 году.

Земские собрания и городская дума Нижнего Новгорода получат до 80% депутатов от партии "Единая Россия". Естественно это будут сегодняшние функционеры этой партии, подавляющее большинство которых при обычном порядке избрания никогда не сумело бы получить депутатский мандат.

Таким образом, согласие на перенос выборов с декабря 2004 года на октябрь 2005 года означает не что иное, как утверждение монополии на власть в областном масштабе. Центр этой монополии будет сосредоточен в руках тех, кто сегодня реально управляет региональным отделением партии "Единая Россия".

Можно предположить возникновение после 30 октября 2005 года следующей конфигурации нижегородской властной элиты:

  1. Губернатор области - Сергей Владиленович Кириенко.
  2. Первый вице-губернатор - ответственный за работу Правительства области - Валерий Лимаренко.
  3. Вице-губернатор - ответственный за работу администрации области - Любовь Глебова.
  4. Председатель ОЗС - Евгений Люлин.
  5. Мэр Нижнего Новгорода - Вадим Воробьев.
  6. Первый вице-мэр - Александр Мелешкин.
  7. Вице-мэр по социальным вопросам - Александр Вайнберг (председатель исполкома регионального отделения партии "Единая Россия").
  8. Мэр Дзержинска - Виктор Портнов.
  9. Главы районных администраций - руководители районных партийных организаций партии "Единая Россия".
  10. Председатель городской думы Нижнего Новгорода - Сергей Обозов.
  11. Заместитель председателя городской думы - Ольга Рыхлова.

Конечно, время многое меняет. Могут случиться какие-то непредвиденные обстоятельства, которые изменят и этот прогноз. Поживем - увидим.


Олег Маслов, политический аналитик:

Олег Маслов, политический аналитикОтвет на данный вопрос лежит в двух, практически не пересекающихся аспектах: юридическом и понятийном. Известный российский журналист Доренко заявил несколько лет назад, что "в России "понятия" главнее закона". Но вначале необходимо всё-таки рассмотреть юридический аспект данного вопроса.

Безусловно, дату выборов в нижегородскую городскую Думу могут определить депутаты городской Думы. Это зафиксировано и в Уставе Нижнего Новгорода и в ряде федеральных законов. Но 8 сентября 2004 года депутаты нижегородской городской Думы приняли решение перенести выборы в нижегородскую городскую Думу фактически на неопределенный срок. Это обстоятельство, однако, не мешает им вернуться к данному вопросу в ближайшие дни и принять решение о проведении выборов в НГД в конце декабря 2004 года или в начале января 2005 года. Учитывая известную принципиальность депутатов нижегородской городской Думы, подобный вариант развития событий можно считать вполне естественным. Другим органом, который может назначить дату предстоящих выборов является суд, который может принять решение как о незаконности самопродления полномочий депутатами нижегородской городской Думы, а также определить дату выборов в НГД, в соответствии с действующим законодательством.

В рамках понятийного поля, безусловно, необходимо проанализировать воздействие на ситуацию различных региональных центров влияния. Из политических центров влияния, к которым необходимо отнести губернатора Нижегородской области, мэра Нижнего Новгорода, Законодательное собрание Нижегородской области и представительство Президента, в наибольшей степени оказать влияние на определение даты выборов в НГД могут лишь те центры влияния, которые в состоянии бороться за губернаторское кресло, в формате нового порядка избрания главы субъекта федерации. На сегодняшний день большинство нижегородских экспертов сходятся во мнении, что двумя основными кандидатами, которые могут быть представлены Президентом России ОЗС на согласование, являются губернатор Нижегородской области Ходырев и глава Нижнего Новгорода Булавинов. Из списка потенциальных кандидатов в губернаторы по разным причинам исключены как полпред Кириенко, так и председатель ОЗС Люлин.

В формате данных экспертных оценок наибольшее влияние на принятие решения о дате проведения выборов в нижегородскую городскую Думу должен оказать Вадим Булавинов. "Должен", однако, не означает, что будет оказывать. Его полная пассивность по вопросу самопродления полномочий депутатами городской Думы не позволяет его позиционировать во властных коридорах в Москве как человека, которому можно доверить Нижегородскую область. Если принятие решения о дате проведения выборов в НГД, которое затрагивает интересы всех нижегородцев, осуществляется без какого - либо влияния главы города, то, как можно доверить область такому безвольному человеку.

Новая процедура выборов губернатора Нижегородской области, в принятии которой мало кто сомневается, предполагает проведение своеобразного кастинга. Причем, каким параметрам должен соответствовать будущий губернатор Нижегородской области, абсолютно не известно. Можно только предположить, что этот человек должен быть уважаем нижегородцами. Хотя не исключено, что это будет человек, имеющий смутное представление о нашем регионе. Но ситуация, связанная с определением даты выборов в нижегородскую городскую Думу, а также с определением формата самой Думы, позволяет предположить, что потенциальные кандидаты в губернаторы должны проявить себя именно в сложившейся ситуации. Позиция Законодательного собрания Нижегородской области по данному вопросу известна, и именно эта позиция не позволяет рассматривать председателя ОЗС Люлина в качестве потенциального кандидата в губернаторское кресло.

Волюнтаристское решение депутатов НГД, при полной поддержке ОЗС и полпредства, фактически вывело руководителей всех этих структур из числа потенциальных кандидатов в губернаторы по той простой причине, что будущий губернатор должен пользоваться хоть какой-то формальной поддержкой нижегородцев. А действия вышеназванных институтов власти направлены против прав и свобод граждан Нижнего Новгорода. Можно предположить, что нижегородцы более спокойно отнесутся к назначению губернатором абсолютно неизвестного им человека, чем того, чей антирейтинг уже зашкаливает за 40%.

Объективный анализ требует максимальной конкретизации различных элементов анализа, так как только конкретизация позволяет увидеть всю абсурдность потуг нижегородских СМИ повлиять на решение Президента Путина. Представим себе на минуту, что Президент России предложит депутатам ОЗС на согласование кандидатуру авторитетного нижегородского "силовика", главу областного ФСБ Булавина. Как при этом будут выглядеть большинство нижегородских СМИ, которые сейчас тешат сейчас иллюзией, что они "разводят" Президента страны и оказывают влияние на его будущее решение? В конце концов, необходимо понимать, что решение о будущем нижегородском губернаторе может приниматься и не под воздействием каких-либо федеральных и, тем более, региональных центров влияния и лоббистских групп. А вот дата выборов в нижегородскую городскую Думу - это наш местный вопрос, и принимать решение о дате выборов придется либо депутатам городской Думы, под чьим-либо влиянием, либо суду. Третьего не дано.


Владимир Ионов, журналист:

Владимир Ионов, журналистКоль скоро Россия - федерация и поделена она на 89 субъектов, то государственную власть осуществляют в ней федеральные и субфедеральные органы. Местное самоуправление не является органом государственной власти, оно у нас, как Церковь, отделено от государства. Стало быть, само и должно определяться с датами выборов в свои институты.

Но мы - одно государство. Значит, у нас должны быть некие общие нормы, обязательные для исполнения на любой территории и всеми уровнями власти. И они есть. Это Конституция, конституционные федеральные законы, рамочные федеральные законы, определяющие лишь отдельные общие нормы. Тоже и на субфедеральном уровне.

Однако кроме юридических норм, существуют нормы общения уровней власти, когда руководители просто советуются друг с другом, находят или не находят общий язык по каким-то вопросам. Лучше, когда у них получается приходить к согласию. К сожалению, это не про нас сказано.

Ну, что плохого было в идее председателя ОЗС совместить ряд выборов с губернаторскими? Да, городская дума Нижнего Новгорода при этом "засиживалась" на полгода, а мэр города терял почти год полномочий. Ничего не терял губернатор. Но восстал против идеи до такой степени, что пригрозил недофинансированием городов и районов, чьи главы пойдут на изменение сроков выборов, кстати, разрешенное федеральным законом. Ничем, кроме разыгравшихся амбиций, объяснить такое невозможно. Во всяком случае, здравым смыслом здесь не пахнет.

Что касается вопроса "кто должен определить дату выборов гордумы", я знаю следующее: в канун 13 сентября Вадим Булавинов намеревался внести в думу предложение о переносе даты выборов на июль будущего года. Депутаты в большинстве намеревались согласиться с предложением. При этом вспомним, что первым идею совмещения сроков выборов закинул в умы Евгений Люлин. Советовался ли он с полпредством накануне озвучивания своей инициативы - это вопрос к нему. Не исключаю, что да. Однако, вовсе не обязательно, поскольку "вопрос того не стоит". Но если даже они решали это вместе, то в чем тут криминал, нарушение чьих-то прав или полномочий? Я этого не понимаю!

Кто считает иначе, вправе обратиться в суд. Там, кстати, тоже много инстанций. Которая ни будь из них да изречет нам истину. А по мне, так лучше договориться, поскольку это не та проблема, где нужно стоять насмерть.


Александр Прудник, социолог:

Александр Прудник, социологВозможность варьировать дату проведения выборов в законодательные органы власти является важным политическим инструментом в умелых руках. Вспомним, хотя бы, что в Великобритании выборы в Палату общин очень редко проходят в срок. Премьер-министр чаще всего обращается к королеве с просьбой о роспуске парламента до истечения срока полномочий, но в наиболее удобное для своей партии время, и в этом отношении оппозиция заведомо ставится в более уязвимое положение.

Похожую ситуацию мы наблюдаем и в случаях с назначением даты выборов в ОЗС и городскую Думу. Решение об этом принимается в контексте противостояния двух центров власти в Нижегородской области: губернатора и полпредства.

Исходя из того, что ведущей, динамичной стороной данного конфликта выступает полпредство, то именно оно, исходя из своих интересов и определит дату выборов. Все остальные структуры, в том числе и суд, выступят в этой ситуации лишь в качестве инструментов достижения поставленной полпредством цели. То есть, по форме это может быть представлено и как решение, например, суда, но источником этого решения будет полпредство.


Сергей Кочеров, философ:

Сергей Кочеров, философНа мой взгляд, мы находимся в такой ситуации, когда дату выборов в Городскую думу Нижнего Новгорода определяют все властные структуры и ни одна из них в отдельности. Конечно, весьма соблазнительно приписать решающую роль особому центру влияния, например, полпредству, для чего к тому же имеются определенные основания. Но полпред Кириенко является таким же заложником грядущего назначения главы области, как и действующий губернатор Ходырев. Оба они исходят из желаемого развития событий, в соответствии с которым хотят установить выгодную для себя дату выборов (Ходырев - в декабре этого года, Кириенко - в октябре следующего). Но если Путин сделает назначение вопреки их ожиданиям, то реализация данных планов может привести совсем не к тем результатам, которые ими предполагаются теперь. Например, если летом будущего года президент сохранит область за Ходыревым, а выборы глав муниципальных образований и депутатов, как того хотят противники главы области, состоятся в октябре, то "новый старый" губернатор получает кредит доверия, с помощью которого он проведет в указанные властные структуры своих людей. А если эти выборы пройдут до назначения губернатора, как того хочет Ходырев, то его сторонники в данных структурах могут оказаться в меньшинстве.

Позиции Областного законодательного собрания и Нижегородской городской думы, озвученные их председателями - Люлиным и Карнилиным, вообще лишены какого-либо содержательного смысла, если только не считать таковым желание депутатов как можно дольше оставаться при власти. После того, как не удалось достичь совмещения выборов на региональном и муниципальном уровне (президент снял с нас заботу о выборах губернатора, Булавинов не поддался на провокационное предложение подать в отставку за год до мэрских выборов, а депутаты ОЗС не горят желанием сокращать себе полномочия), стали полной чушью все разговоры об экономии бюджетных средств. Какая может быть экономия на выборах, которые проходят в разных муниципальных образованиях? Такую же оценку можно вынести и доводам отдельных депутатов о том, что выборы в декабре могут сорвать принятие бюджета Нижнего Новгорода на 2005 год. Кто же мешает им последовать примеру депутатов Госдумы, которые готовы принять бюджет до этой зимы? Поистине лучше ничего не говорить, чем говорить ни о чем.

Независимо от того, продлят ли депутаты Нижегородской городской думы свои полномочия до января, марта или октября будущего года, для меня все они после 12 декабря станут самозванцами, присвоившими себе то, что им было доверено во временное пользование. Я намеренно не называю их узурпаторами, потому что это понятие не применимо к людям, чье политическое влияние является столь ничтожным. Вероятно, многие из них снова пойдут на выборы, а некоторые даже будут выбраны заново. Но это уже проблема не депутатов, а избирателей, которые готовы доверить власть в родном городе даже обманщикам и приживалам, лишь бы не брать ответственность за нее на себя. А что касается нижегородского правящего меньшинства, то во всей этой некрасивой истории оно еще раз показало свое корыстолюбие, трусливость и безответственность. Именно эти качества в своей совокупности и определяют дату выборов в Городскую думу Нижнего Новгорода.

© 2003-2021, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна