Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Чем, на ваш взгляд, увенчается политика санкций Запада в отношении России?

Результаты опросов

Нижний Новгород Online - Нижегородский городской сайт
nnov.ru - доменная зона Нижнего Новгорода
© 2003-2021, Martovsky
Главная > Эксклюзив

14.10.2004 О понижении конкурентоспособности российского общества в глобальном политическом рынке, в рамках трансформации политической системы страны

Автор: Маслов Олег Юрьевич

Фрэнсис Фукуяма в своей книге "Доверие. Социальные добродетели и путь к процветанию" классифицировал человеческие общества различных стран по уровню доверия. Доверие, по Фукуяме, - это ключевая характеристика развитого человеческого общества. Фукуяма относит США, Германию и Японию к обществам с высоким уровнем доверия, а страны Восточной Европы и бывшего СССР - к обществам с низким уровнем доверия. В информационную эпоху, когда основная борьба идет за сознание людей, именно уровень доверия в обществе становится фактором конкурентоспособности.

Российский интеллектуал Михаил Делягин высказал предположение, что "при конкурентном столкновении двух обществ ... в конечном итоге победит то, в котором более развиты информационные технологии и более развита демократия (то есть на принятие решения влияет ... не 10, а 50 миллионов человек)". Фрэнсис Фукуяма, отслеживая процесс осознания важности доверия в различных обществах в работах известных социологов, привел пример работы Роберта Патнэма, который "замеряя по всей территории страны (Италии) то, что он сам назвал "гражданской общностью", - термин, "обозначающий склонность людей к формированию внеродственных организаций, а иными словами спонтанную социализированность", обнаружил чудовищный дефицит "гражданской общности" в южной Италии. Формализуя понятие "гражданская общность" в формате доверия и используя данные выборов в различных странах, можно получить не только математически корректные данные об уровне доверительной легитимности того или иного органа власти, но и математически рассчитать уровень конкурентоспособности того или иного общества.

Уровень доверительной легитимности - это отношение числа проголосовавших за того или иного избранника  к общему числу избирателей, имеющих право принимать участие в конкретных выборах (процент). Так, например, уровень доверительной легитимности Президента Путина 2004 года выше, чем его же уровень доверительной легитимности 2000 года, так как в формате политического ресурса граждан страны уровень его доверия вырос почти на 10 миллионов голосов. Но конкурентоспособность общества в целом определяется не уровнем доверительной легитимности лидера страны. Конкурентоспособность общества, в рамках тезиса Фукуямы - Делягина, - это сумма вовлечённости граждан в процесс принятия решений на всех уровнях власти, в формате уровня доверительной легитимности всех органов власти в государстве. А нынешняя трансформация политической системы в России полностью направлена на понижение конкурентоспособности общества и понижение уровня доверия в обществе в целом.

Справедливость требует признания того факта, что процесс осознанного понижения уровня доверия в обществе начался со дня принятия Конституции Российской Федерации.  В соответствии со статьей 3 Конституции РФ: "Единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ". В 1993 году граждане России непосредственно имели право выбирать своих представителей в 7 органов власти. Они имели право избирать Президента страны, главу субъекта федерации и главу местного самоуправления (исполнительная ветвь власти), а также депутатов Федерального собрания, депутатов Государственной Думы, как по мажоритарным округам, так и по партийным спискам, депутатов субфедерального уровня и депутатов органов местного самоуправления. В 1995 году граждане страны были лишены права избирать депутатов Федерального Собрания. Если уровень доверительной легитимности первого Федерального Собрания превышал 40%, то уровень доверительной легитимности нынешнего Федерального Собрания менее 0,001%, исходя из числа граждан России, имеющих право участвовать в соответствующих выборах. Нижайший авторитет Федерального Собрания определяется тем, что формирование этого высшего представительного органа власти страны непосредственно не связано с народом, то есть с "единственным источником власти" в стране. Федеральное Собрание нельзя назвать доверительным органом власти ни по одному из критериев оценки доверия.

Трансформация политической системы в стране, заявленная Президентом Путиным 13 сентября 2004 года,  приведет к тому, что фактически обнулится уровень доверия глав субъектов Федерации. Суррогатный глава субъекта Федерации  не будет обладать и тысячной долей уровня доверительной легитимности выборного главы субъекта Федерации. Уровень доверительной легитимности суррогатного главы субъекта федерации будет равен менее 0.000001%, так как голос Президента - это всего лишь голос одного гражданина страны, не более того. Доверие - это ресурс без права передачи, и итоги президентских выборов практически не связаны с  дальнейшими действиями Президента страны по использованию его собственных политических ресурсов, закреплённых в Конституции страны. Более чем в 2 раза понизится уровень доверительной легитимности Государственной Думы, так как граждане страны будут лишены права избирать депутатов по мажоритарным округам. А это ещё и мощнейший удар по традиционной форме народного волеизъявления, сложившейся в стране на протяжении всего прошлого века. Более того, в рамках нового федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" большинство граждан России потеряют право избирать главу местного самоуправления самостоятельно. Это за них будут делать или депутаты уровня местного самоуправления или главы субъектов федерации. Таким образом, в формировании исполнительной ветви власти в стране граждане России смогут избирать лишь Президента страны. Причем депутаты всех уровней, в складывающейся системе власти, будут выполнять, скорее всего, лишь декоративные функции.

Таким образом, по завершению трансформации политической системы страны из семи (7) органов власти в стране, непосредственно избираемых народом, граждане страны могут принять участие лишь в выборах четырех (4) институтов власти, причем Государственную Думу, в известном смысле слова, нельзя будет признать полноценным органом власти, так как в ней будут отсутствовать депутаты, выбранные непосредственно от территорий. Фактически народ, как единственный источник власти, утратит как минимум половину своих прав, закреплённых в Конституции страны. В рамках "встречного движения" Президент страны получит право "избирать" глав субъектов Федерации в дополнение к формированию и определению персонального состава десяти (10) институтов власти. Речь идет о членах правительства, главе Центробанка, судьях Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов, сотрудниках Совета безопасности, Администрации Президента и полномочных представителях, членах высшего руководства Вооружённых сил и дипломатического корпуса.  Развитие данной тенденции позволяет многим шутить, что "следующим этапом укрепления вертикали власти в России будет коронация".

В последние годы выборы в России фактически превратились в формальный процесс легитимизации власти. Поэтому, только по итогам выборов нельзя определять уровень доверия в обществе. Конкурентоспособность общества определяется реальной включенностью граждан в процесс принятия властных решений на всех уровнях власти. Нынешняя трансформация политической системы страны и осознанное понижение уровня доверительной легитимности большинства институтов власти, а также осознанная минимизация влияния народа, как единственного источника власти в стране, приведет к радиальному понижению конкурентоспособности российского общества на мировом политическом рынке. Россия - страна идеократическая. Борьба с международным терроризмом не может стать идеей, способной сплотить российское общество, а главное, повысить уровень доверия в обществе. Последовательный процесс отторжения граждан страны от принятия каких-либо решений гарантированно приведет  к полному недоверию к действующим институтам власти и это в условиях гарантированного трансферта всех нерешенных проблем на уровень института Президента.

Развивая тезис Фукуямы-Делягина о конкурентоспособности обществ в формате доверия можно смело сказать, что Россия сделала еще один шаг, как к понижению уровня доверия в обществе в целом, так и к понижению уровня доверия к институтам власти в частности. Процесс отторжения граждан от влияния на общественно-политические процессы в стране не бесконечен. После окончания трансформации политической системы колоссальная концентрация политических ресурсов у института Президента приведет к окончательному подрыву авторитета самого института Президента.

Информационная эпоха, массовая жизнедеятельность сетевых структур требуют перехода от дискретного анализа отдельных элементов системы управления страной к континуальному анализу, в рамках которого объективно оцениваются взаимосвязанность и взаимозависимость отдельных элементов системы, эффективность связей, которые являются не менее важными, чем сами элементы системы власти, качество и универсальность связей. В отсутствии объективного континуального анализа происходящих в стране процессов умозаключения Фукуямы и Делягина позволяют выработать специфические критерии. По ним можно будет объективно оценивать и понижение уровня доверия в российском обществе, и понижение уровня конкурентоспособности российского общества, математически определяя уровень вовлеченности граждан в активные общественно - политические процессы в стране.

© 2003-2021, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна