Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Чем, на ваш взгляд, увенчается политика санкций Запада в отношении России?

Результаты опросов

Нижний Новгород Online - Нижегородский городской сайт
nnov.ru - доменная зона Нижнего Новгорода
© 2003-2021, Martovsky
Главная > Аналитика

18.10.2004 Нижегородская партия власти еще теснее сплотила свои ряды

Авторы: Сергей Кочеров , Маслов Олег Юрьевич

Заявление губернатора Нижегородской области Геннадия Ходырева о возможности совмещения дат всех выборов в регионе подтвердило тенденцию к единению всех местных ветвей власти перед угрозой непредсказуемого электорального поведения нижегородцев. Данное событие произошло вскоре после того, как на последнем заседании Законодательного собрания Нижегородской области губернатору был фактически вынесен вотум недоверия. Именно это позволяет расценивать заявление Ходырева от 12 октября 2004 года как шаг к примирению со своими оппонентами. Однако должно быть ясно, что все действия критиков губернатора направлены на то, чтобы вычеркнуть фамилию Ходырев из списка потенциальных кандидатов в губернаторы на предстоящих выборах главы области, которые будут проводиться в 2005 году по новой формуле. И с достаточно большой вероятностью можно прогнозировать, что оппоненты Ходырева будут рассматривать его заявление не как шаг к примирению, а как белый флаг, которым побежденный противник сигнализирует о том, что он готов смириться с участью побежденного. Но в заявлении губернатора можно найти и нечто большее, нежели акт сдачи в плен на условиях применения к нему Женевской конвенции об обращении с военнопленными. Поскольку единственным препятствием в деле реализации волюнтаристского проекта о совмещении дат всех выборов остается действующее российское законодательство, то отсутствие властных противников идеи совмещения дат всех выборов позволяет сделать вполне определенные выводы. В частности, рассмотреть возможные сценарии развития политических событий в Нижегородской области.

Так как изменение нижегородской политической системы в известной степени связано с трансформацией российской политической системы, то и сравнительный анализ необходимо проводить в данном формате. На федеральном уровне инициативы Президента Путина гарантированно пройдут следующие стадии: принятие соответствующих изменений в действующие федеральные законы в Государственной Думе, прохождение этих изменений через Совет Федерации, постановка подписи Президента страны, - после чего и последует вступление внесенных изменений в действующие федеральные законы в силу. Причем, с достаточно большой вероятностью можно говорить о том, что многие из политических инноваций Президента Путина будут оспорены в Конституционном суде. А что между тем будет происходить на региональном уровне, а именно, в Нижегородской области? Исходя из приведенной выше технологии придания юридической силы трансформации политической системы страны или, проще говоря, легитимизации инициатив Президента Путина, можно предположить, что аналогичные действия должны иметь место и в Нижегородской области. Однако ничего подобного мы не наблюдаем. А вопросов возникает очень много. И к счастью, есть к кому обратиться с этими вопросами, если конечно, прокуратура и судебная система в Нижегородской области еще функционируют.

Первый блок вопросов связан с тем, действует ли Законодательное собрание Нижегородской области в соответствии с Уставом Нижегородской области, а глава города Нижнего Новгорода и нижегородская городская Дума в соответствии с Уставом Нижнего Новгорода. Если они действуют в соответствии с Уставами, а также с другими федеральными и региональными законами, то необходимо признать, что решение нижегородской городской Думы о самопродлении полномочий депутатов незаконно. Между тем прокуратура делает вид, что не замечает этих незаконных действий депутатов. Понять ее, конечно, можно: пока суд да дело, время уже и подойдет к октябрю 2005 года, поэтому стоит ли из-за каких-то 10 месяцев беззакония "огород городить". Давно известно, что Российское государство и правовое государство являются антонимами, т.е. противоположными по своему значению понятиями. Но совмещение дат выборов главы города Нижнего Новгорода и депутатов Законодательного собрания может юридически реализоваться лишь в рамках досрочного прекращения полномочий.

И если депутатам Законодательно собрания это практически ничем не грозит, то действия Булавинова подпадают под пункт 6 статьи 32 федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и праве на участие в референдуме граждан РФ", регламентирующего право на выдвижение. Он предусматривает, что "гражданин РФ занимавший должность главы муниципального образования и досрочно прекративший исполнение полномочий главы муниципального образования по собственному желанию или в связи с выражением ему недоверия населения в порядке, предусмотренном Уставом муниципального образования, либо отрешен от указанной должности Президентом РФ или высшим должностным лицом субъекта РФ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВЫДВИНУТ КАНДИДАТОМ НА ВЫБОРАХ, НАЗНАЧЕННЫХ ВСВЯЗИ С УКАЗАННЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ". Безусловно, в этом пункте федерального закона ничего не говорится о случае, когда полномочия главы муниципального образования прекращены в рамках каких-то договоренностей, поэтому действия Булавинова могут и не подпасть под действие указанного федерального закона. Но данная юридическая норма позволяет скептически оценивать перспективы совмещения всех нижегородских выборов.

В силу сложившихся обстоятельств Вадим Булавинов находится в ситуации "или пан или пропал". Он, конечно, не оставил своих мечтаний о должности главы Нижегородской области, сколько бы ни клялся на Библии или Коране, что ничего подобного у него и в мыслях нет. Если политические возможности Булавинова в Москве достаточно велики и он сможет стать губернатором Нижегородской области, то тогда вопрос о дате проведения выборов главы города Нижнего Новгорода будет не особенно его волновать. Но как он поведет себя в том случае, если ему не удастся стать назначенным губернатором? Это может оказать значительное влияние на дальнейшие политические события, так как, по крайне мере, дата выборов главы города Нижнего Новгорода будет зависеть именно от Булавинова.

Новый формат выборов глав субъектов федерации еще не принят, но страсти вокруг структуры, которая будет оказывать решающее влияние на выборы, уже кипят. Так, сегодня в нижегородских коридорах власти служит информацией к размышлению то, что в Администрации Президента с большим интересом ознакомились с фильмом "Бандиты Нижнего", снятым, как известно, в 2002 году к выборам мэра Нижнего Новгорода. Причем, обсуждаемые в фильме темы в известной степени совпадают с современными реалиями нижегородской жизни, в частности, со скандалами вокруг рынков. С одной стороны, эту информацию можно рассматривать как нежелание некоторых влиятельных лиц видеть Булавинова во главе Нижегородской области. С другой стороны, Нижний Новгород, по завершению трансформации политической системы области, останется единственным "жирным куском", контроль над которым будет устанавливаться по правилам свободной конкуренции, а не по запискам из Администрации Президента. И это также нельзя исключать из расчетов при анализе общественно-политической ситуации в регионе.

Можно уже сейчас утверждать, что если идея проведения совмещенных выборов будет воплощена в жизнь в полном формате, т.е. включая выборы главы города Нижнего Новгорода, то нам предстоит увидеть, безусловно, захватывающее зрелище. В этом случае день совмещенных выборов может напомнить известную сцену из фильма "Чапаев", когда в "психическую атаку" идут представители всех без исключения партий и региональных центров влияния. При этом интересно даже не столько то, кого назначат Чапаевым (это, как говорится, Москве видней), сколько то, кто будет Фурмановым, принимающим и передающим указания центра, и кто предстанет в роли Анки-пулеметчицы, которая начнет "мочить белых гадов" из засады. В этом деле не все так ясно, как может показаться на первый взгляд. Ибо, если правда, что промоутером показа "Бандитов Нижнего" в Администрации Президента, был не кто иной как Сергей Кириенко, то становится очевидно, что вакантной сегодня остается роль именно комиссара, а не пулеметчицы.

Но все-таки прежде, чем начать отстрел конкурентов при дележе властного пирога, нижегородская партия власти должна изобразить хотя бы видимость политического единства перед лицом тех проблем, на решении которых ориентирует региональные элиты Кремль. А что может лучше подчеркнуть озабоченность элиты по поводу бедственного положения народа, чем неустанный поиск идеи, которая способна сплотить власть и общество, пусть даже и в региональном масштабе? Свою фирменную идею на прошлой неделе презентовала и нижегородская партия власти. Как это у нас бывает перед выборами, властные лица начинают вдруг размазывать слезы по щекам и посыпать себе голову пеплом, сокрушаясь по отсутствию стратегической программы развития области. При этом, как видно, из-за избытка сильных эмоций, даже не поднимается вопрос о том, что же мешало этим лицам, держащим бразды правления областью и городом, выработать эту программу раньше, когда они брали в руки эти самые бразды. Оно и понятно, ведь куда проще, чем предаваться гамлетовской рефлексии "быть или не быть", назначить одного виновника и сообща погрозить ему пальцем.

Как и следовало ожидать, в роли главного виновника нижегородцам был предложен исключительно губернатор Ходырев, который, получается, три года "валял дурака", вместо того чтобы открыть депутатам Законодательного собрания и мэру Нижнего Новгорода, каким курсом он, собственно говоря, их ведет. Вероятно, сам Ходырев, будь его воля, с удовольствием завел бы своих оппонентов туда, куда Сусанин водил поляков, однако сегодня он вынужден скрывать интимные порывы своей души. Нам же, не имеющим никаких иллюзий в отношении того, что Президент рекомендует Законодательному собранию области кандидатуру одного из нас, можно позволить себе высказаться более определенно.

Конечно, достойно похвалы, что высокие представители нижегородской партии власти, на время отвлекшись от распиливания бюджета и получения откатов, вспомнили о том, что город и область не одним днем живут, и заговорили о стратегии их развития. Не вполне понятно только, почему произнести эти речи было доверено председателю Законодательного собрания Люлину и мэру Нижнего Новгорода Булавинову, т.е. именно тем представителям региональной элиты, которые менее других производят впечатление людей, способных мыслить стратегически. Достаточно вспомнить, что вся "стратегия" Булавинова на мэрских выборах 2002 года исчерпывалась тезисами о том, что "я иду во власть не воровать, а работать" и что "нет проблемы зарабатывания денег, есть проблема рационального их распределения". Для Люлина размышления о стратегии развития является такой же непаханой целиной, поскольку иначе он давно бы освятил своей фамилией коллективный труд нижегородских специалистов, который дал бы ему повод покрасоваться перед публикой в своей любимой роли - спасителя Нижегородской области. Но если отвлечься от того, что для Люлина и Булавинова слово "стратегия" значит не больше, чем "слово" кворум для персонажей Зощенко, которые безуспешно искали человека с такой фамилией в зале заседаний, необходимо заметить следующее.

История нижегородских выборов показывает, что коли речь заходит о программе развития области, то надо ждать попытки если не проведения своего человека на пост губернатора, то, по крайней мере, - окружения его своими людьми. Именно в таком формате пытались ее использовать на выборах главы Нижегородской области в 2001 году, когда она стала идеологическим обоснованием создания Правительства области во главе с Сергеем Обозовым, которое должно было укрепить и направить губернатора Склярова. Однако интеллектуальные усилия команды Обозова тогда ожидаемых результатов так и не принесли: программный документ не увидел свет, а губернатор Скляров свои выборы проиграл. От всей этой затеи в памяти осталось лишь обещание премьер-министра Обозова, что в его портфеле находятся инвестиционные проекты, которые привлекут в область 1 миллиард долларов США, в том случае, разумеется, если нижегородцы сделают единственно правильный выбор. Однако то ли эта круглая сумма существовала не в портфеле, а лишь в голове Обозова, то ли западные инвесторы не простили нам, что мы не прислушались к словам этого крупного экономиста, только никакие инвестиции в область тогда не поступили. Вот и пришлось нечаянно избранному губернатору Ходыреву назначать на ключевые должности в правительстве москвичей в тщетной надежде, что представляемые ими финансовые структуры помогут области в решении запущенных проблем. Но если учесть, что за Обозовым и его командой в 2001 году стоял Сергей Кириенко, к тому времени вполне подчинивший себе губернатора Склярова, то трудно избавиться от впечатления, что и на этот раз Люлин поет "старые песни о главном" по мановению его дирижерской палочки. Что же касается Булавинова, то участвовать в таком караоке ему не впервой, тем более что вся его политическая карьера может быть поставлена на карту, если он не найдет правового решения вопроса, которое позволит ему, как минимум, сохранить полномочия мэра Нижнего Новгорода.

Анализ вышеизложенного дает основания для вывода о том, что идея совмещения всех выборов не может быть практически реализована без каких-либо договоренностей с судебной властью. Попрание законодательства ради политической целесообразности, как она представляется исключительно в применении к данному историческому моменту, становится нормой нашей жизни. Тем более, что от прокуратуры не требуется ничего кроме того, чтобы она не замечала нарушений действующих законов со стороны властных инстанций, а суды всего лишь должны "спустить на тормозах" дела, связанные с возможным опротестованием указанных действий. И, скорее всего, именно этот процесс нам предстоит наблюдать в 2005 году. Однако, есть одно "но", которое позволяет предположить, что возможны изменения в этом сценарии, разработанном нижегородской партией власти.

Если исходить из допущения, что большинство региональных центров влияния уже смирились с тем, что губернатором Нижегородской области может стать даже чужак, то их взоры должны быть обращены именно в сторону кресла мэра Нижнего Новгорода. Булавинов, уже заявивший о том, что именно он попросил депутатов нижегородской городской Думы принять решение о переносе даты выборов в городскую Думу на более поздний срок, фактически сам себя загнал в ловушку. Если в конце декабря 2004 года ряд депутатов городской Думы сложат свои полномочия, и численность оставшихся депутатов будет меньше двух третей от избранного состава, то Булавинов уже в январе останется один на один с нижегородцами, столкнувшись с мизерным бюджетом города и нерешенным клубком проблем, к которым еще добавятся выплаты льготникам. А если решение о дате выборов губернатора Нижегородской области затянется, то Булавинов выпадет из списков соискателей губернаторского кресла самым очевидным образом.

Изложенный выше сценарий событий является, безусловно, гипотетическим. Но если Булавинов не станет губернатором, то, что его заставит добровольно подать в отставку с поста главы города Нижнего Новгорода за год до истечения полномочий? Вряд ли его подвигнут на это гарантии полпреда Кириенко, обещания депутата Карнилина и заверения юриста Беднякова, цена которых должна быть ему слишком хорошо известна. В этой ситуации нынешний мэр Нижнего Новгорода вполне может выступить нарушителем "сухаревской конвенции", заключенной между представителями нижегородских ветвей власти. Известно, что в случае конфликта интересов наши ветви власти начинают царапать друг друга так, что только глаза береги. Но если Булавинов не захочет складывать свои полномочия, то какой смысл депутатам Законодательного собрания бросать свои мандаты раньше срока? Тут самое время будет вспомнить о кстати подвернувшихся избирателях, которые избрали их на четыре года, и про их давно забытые наказы, которые могут быть исполнены никак не ранее весны 2006 года.

Однако, невзирая на все эти "временные трудности", нижегородская партия власти продолжает всеми доступными способами добиваться полного единомыслия в своих рядах. Позиция губернатора мало чем отличается от позиции враждебного ему Законодательного собрания, позиция КПРФ - от позиции "Единой России". Самое примечательное в сложившейся ситуации заключается в том, что никто и не пытается выяснить точку зрения нижегородцев на местные политические инновации. И этому есть разумные объяснения. Политические игры нижегородской властной элиты практически не затрагивают интересов рядовых нижегородцев, хотя это не означает, что наиболее популярными слоганами на объединенных выборах будут лозунги: "все они сволочи!" и "все партии - дерьмо!". Конечно, нижегородская властная элита сделала уже всё возможное и невозможное, чтобы доказать свою независимость от народа. Но это не значит, что и на этот раз ей удастся решить свои проблемы келейным способом - во время застолья в пансионате "Березка". И не следует думать, что нижегородцы непременно поддадутся на обман, фактически превращающий выборы главы Нижнего Новгорода и депутатов всех уровней в ставшее ныне модным "назначение по согласованию".

© 2003-2021, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна