Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже?

Результаты опросов
© 2003-2024, Martovsky
Главная > Экспертиза

18.11.2004 Чего в действительности добивается государство от "ЮКОСа"?

Советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов на своей пресс-конференции подверг критике действия властей в отношении компании "ЮКОС". "Ни одна другая российская нефтяная компания не имела таких темпов прироста добычи нефти, не имела таких темпов привлечения современных технологий при добыче нефти и не являлась столь активной не только внутри страны, но и на международной арене", - заявил Илларионов. Поэтому, по мнению советника президента, "наиболее разумным вариантом является дать "ЮКОСу" возможность заниматься производством того, чем он занимался все эти годы". Андрей Илларионов назвал дело "ЮКОСа" не только юридическим, но "экономическим и политическим". По его словам, в регионах России администрации нередко используют его как прецедент для того, чтобы осуществлять такие же действия в сфере своих полномочий. Илларионов призвал это "дело" прекращать, "если мы хотим остановить экономический спад". В заключение советник президента сказал: "Надо что-то делать с "ЮКОСом", вернее, с теми, кто что-то делает с "ЮКОСом". И затем добавил: "Думаю, ждать осталось не так долго".

Вместе с тем Министерство по налогам предъявляет все новые претензии к "ЮКОСу". Недавно этой компании была указана сумма невыплаченных налогов за 2002 год, и ожидается, что в скором времени будет озвучен долг компании государству за 2003 год. В настоящее время общая сумма налоговых претензий к "ЮКОСу" превысила 412 млрд. рублей. К этому следует добавить, что чистый убыток компании только за этот год приближается к 200 млрд. рублей.


Олег Маслов, политический аналитик, Александр Прудник, социолог:

ГОСУДАРСТВО и "ЮКОС"

О выборке знаковых событий в новейшей политической истории России

Олег Маслов, политический аналитикДинамично изменяющаяся реальность требует переосмысления не только методов познания реальности, но и признания неизбежности появления новых систем научных презентаций прошлого, настоящего и будущего. Процесс переосмысления является объективным и всеобъемлющим и он касается даже таких, казалось бы незыблемых истин, как методы отбора тех событий, которые признаются историческими, в начале в формате новейшей истории, а затем в целом в истории страны. Существующие стереотипы выборки исторических событий из всё возрастающего потока событий уже не могут удовлетворить экспертное сообщество. В рамках данных стереотипов презентаций исторические Съезды КПСС вполне могут быть заменены историческими Съездами партии "Единая Россия", а исторические деяния Генеральных секретарей ЦК КПСС знаковыми событиями из жизнедеятельности Президентов России.

Александр Прудник, социологНесложно представить, что будет напечатано в учебниках по "Истории России" через 10 - 15 лет в формате 2003 - 2004 годов. В 2003 году будет отмечена, скорее всего, лишь дата выборов в 4-ю Государственную Думу, а также одним предложением упомянуто поражение российских либералов в лице партий СПС и "Яблоко". 2004 год будет ознаменован датой Президентских выборов и цифрами, характеризующими победу действующего Президента Путина над своими соперниками. Даже программные выступления В.В. Путина от 13 февраля и 26 мая едва ли найдут свое отражение в исторических скрижалях, несмотря на то, что данные выступления Президента России, безусловно, являются историческими. Осмысление новейшей истории является процессом многогранным, а неудовлетворенность уровнем исторического осмысления реальности приводит к пониманию того, что научный анализ новейшей истории перестаёт быть монополией историков и всё в большей степени становится повседневной задачей социологического сообщества. В первую очередь за счет того, что социологи в состоянии предложить новейшие методики презентаций карт реальности и фиксирования объективных изменений динамично изменяющейся реальности. Данная работа - это попытка презентации экспертному сообществу одного из способов осмысления новейшей политической истории при помощи теории концептуальных форматов. Концептуальный формат - это система взаимосвязанных и взаимозависимых представлений отдельного человека или отдельных референтных групп о реальности. В данной работе представлен концептуальный формат под условным названием "Исторический контекст". Под историческим контекстом мы далее будем понимать взаимосвязанные и взаимозависимые события, формирующие единую "карту реальности", которую также упрощенно можно назвать "дыханием времени". Авторы дают себе отчёт в том, что теория концептуальных форматов в перспективе станет лишь одной из теорий в спектре теорий осмысления реальности, появление которых является жёстким требованием нашего динамично изменяющегося времени. Более того, можно предположить, что в ближайшие 10-15 лет интеллектуальное сообщество в России придёт к поливариантному восприятию истории, в отличие от моновариантных презентаций, характерных для прошлого 20-го века.

Что, например, можно считать "дыханием времени" прошедшего 2003 года? Какие именно события являются не только взаимосвязанными и взаимозависимыми, то есть формирующими "живую ткань времени", но и позволяют объективно и корректно осмыслить те события, которые будут неизбежно представлены в учебниках по истории России через 10 - 15 лет? Анализ событий 2003 года неминуемо выводит на события вокруг нефтяной компании "ЮКОС", и на, по-своему, трагическую судьбу Михаила Ходорковского. Недавнее заявление советника Президента РФ о том, что события вокруг компании "ЮКОС" носят политический характер, заставляют вспомнить цепь событий, связанных с этой крупнейшей российской компанией.

Год 2003-й!

Отсчет исторических событий 2003 года необходимо начать с выхода в свет журнала "Эксперт" (№4, 2003 г.) с программным интервью Михаила Ходорковского. Выделим два основных аспекта этого, безусловно, исторического интервью. Первый аспект - это корректное объяснение того, что внутренний, российский спрос на нефть ограничен и расширение бизнеса можно обеспечить только за счёт завоевания внешних рынков сбыта, поэтому необходимо строить трубопроводы, покупать нефтеперерабатывающие заводы и открывать бензоколонки за границей. Второй аспект - это своеобразное предъявление государству спроса "на индикативное планирование" в России (Д.С. Львов "Вернуть народу ренту"). По поводу первого аспекта было высказано достаточно много суждений, основные из которых сводились к тому, что план Ходорковского - это "план закрепления в России сырьевой структуры производства". Из знаний сегодняшнего дня представляется, что данное программное интервью Михаила Ходорковского является первым из ряда взаимосвязанных и взаимозависимых событий:

  • 26 мая 2003 года - появление в сети Интернет доклада "Совета по национальной стратегии" об олигархическом заговоре в России.
  • 20 июня 2003 года - задержание правоохранительными органами одного из акционеров НК "Юкос" Платона Лебедева.
  • 21 сентября 2003 года - выступление Президента России В.В. Путина на съезде партии "Единая Россия" и объявление о его поддержке данной партии.
  • 23 октября 2003 года - арест в Новосибирске президента НК "Юкос" Михаила Ходорковского.

Все вышеизложенные события в рамках концептуального формата "исторический контекст" не только представляют собой "дыхание времени", но и являются его основным смыслом и содержанием. Нигде, никогда и никем не озвученный лозунг "мочить олигархов" фактически пришел на смену ветшающему лозунгу "мочить в сортирах", а точнее сменился адресат этого лозунга. Подтверждением этого является и успешная избирательная кампания "антиолигархического" блока "Родина", поддержанного на выборах властью, а также провал либеральных партий СПС и "Яблока". Арест Михаила Ходорковского завершил формирование фокуса общественного внимания в данных выборах, и вне этого фокуса оказались и СПС и "Яблоко". Неудачи СПС и "Яблока" в первую очередь связаны именно с тем, что они не заметили нового исторического контекста. Отсутствие профессионального позиционирования в форматах: СПС - Ходорковский, "Яблоко" - Ходорковский и вывело эти партии из фокуса общественного внимания. В рамках мышления либеральных лидеров ничего страшного не произошло. Посадили лишь одного из спонсоров. Более того, из большинства публичных выступлений лидеров СПС и "Яблока" (май 2004 года) отчетливо просматривается, что они так до сих пор и не осознали, что страна уже давно живут в новой реальности.

Год 2004-й!

"Исторический контекст" первой половины 2004 года составляют следующие события:

  • 13 февраля 2004 года - программное выступление Президента России В.В. Путина.
  • 14 марта 2004 года - выборы Президента РФ. Сокрушительная победа В.В. Путина. За него проголосовали более 49 миллионов граждан России.
  • 29 марта 2004 года - газета "Ведомости" печатает послание Михаила Ходорковского "Кризис российского либерализма".
  • 26 мая 2004 года - послание Президента России Федеральному Собранию

Данные события также представляют собой цепь взаимосвязанных и взаимозависимых событий, а осмысление этих событий, как и событий 2003 года возможно в рамках концептуального формата персонально ориентированных общественных ожиданий. Концептуальный формат персонально ориентированных общественных ожиданий рассматривался нами в работе о циклах ожиданий. Были выделены трехлетние циклы формирования персонально ориентированных общественных ожиданий и шестилетние циклы исчерпанности персонально ориентированных общественных ожиданий. В данные циклы корректно вписывались и политические фигуры Михаила Горбачева и Бориса Ельцина, и действующий Президент России Владимир Путин. Тезисно, формирование персонально ориентированных общественных ожиданий можно представить следующим образом. В течение трех лет после начала осознания исчерпанности лидера страны массовое сознание начинает вырабатывать своеобразные требования, которым должен соответствовать новый лидер страны. Так, трехлетний цикл формирования персонально ориентированных общественных ожиданий, приведший к власти В.В. Путина, выкристаллизовал основные требования, включающие в себя: прекращение чеченского конфликта, как фактора в наибольшей степени угнетающего национальное самосознание, возвращение уважения к государству и государственности и воцарение долгожданной стабильности. Необходимо отметить, что данный трехлетний цикл с марта 1997 года (приход в правительство Черномырдина "молодых реформаторов") до марта 2000 года (избрание В.В. Путина Президентом России) фактически сопровождался прямым поиском кандидата, в наибольшей степени соответствующего персонально ориентированным общественным ожиданиям.

Обращаем ваше внимание на то, что рассмотрение циклов формирования и исчерпанности персонально ориентированных общественных ожиданий в форматах Горбачева и Ельцина привело к осознанию парадоксальности реальных исторических процессов. Исчерпанность персонально ориентированных общественных ожиданий наступает не за счет того, что лидер страны что-то не выполнил из обещанного, а наоборот, после того, как народом будет осознано, что лидер страны полностью выполнил общественные ожидания, связанные с ним персонально. На сегодняшний день Президенту Путину удалось полностью выполнить сформированные в конце 90-х годов прошлого века общественные ожидания. Несмотря на гибель 9 мая 2004 года чеченского лидера ситуация в Чечне предсказуемая, положение государства и государственности возвращено, а стабильность стала ключевым понятием, характеризующим формат власти, сформированной при В.В. Путине. Все вышеизложенное является подтверждением близкого завершения цикла исчерпанности общественных ожиданий, персонально связанных с В.В. Путиным, и начала процесса формирования в массовом сознании новых персонально ориентированных общественных ожиданий. Причем уже сегодня можно попытаться предугадать, какими именно будут новые персонально ориентированные общественные ожидания, и какой тип личности будет в большей степени соответствовать этому формату. Точнее, на каких именно политических позициях может одержать победу Президент России - 2008.

Чего добивается государство?

Для экспертного сообщества уже сегодня является очевидным, что "преемник" Президента Путина будет выстраивать свою избирательную кампанию на антиолигархической платформе. Этого будет явно недостаточно для победы, но от лозунга "Распни олигарха" отказываться не будут. А компания "ЮКОС", после трагических событий в Беслане и начала трансформации политической системы страны, фактически выпала из фокуса общественного внимания. Какой из вариантов "продолжения отношений" с "ЮКОСом" выберет государство, сегодня говорить сложно. Возможно Ходорковского и Лебедева "оставят в заточении", в виде доказательства бдительности государства. Может быть будет принят и вариант освобождения Ходорковского, с целью консолидировать вокруг него, как потенциального кандидата в Президенты России - 2008, либерально ориентированных граждан. Но это вариант, скорее всего, является слишком сложным для федеральной власти, ориентированной в последнее время на лобовое продавливание своих исторических решений.

Упорядочивание отношений между государством и олигархами возможно и в рамках введения "золотой акции", которая позволяла бы государству блокировать нежелательные для страны решения крупнейших российских кампаний. Но такой вариант разрешения постоянно возникающих противоречий между государством и Большим Бизнесом сегодня даже и не рассматривается, как в прочем и какие - либо другие решения. Не исключено, что новые предложения председателя совета директоров компании "ЮКОС" Геращенко в большей степени, чем заявления Илларионова повлияют на ситуацию вокруг этой нефтяной компании. Сегодня очевидно одно. Взаимоотношения государства и "ЮКОСа" являются неотъемлемой частью новейшей истории России, и через 10 - 15 лет многое из происходящего сегодня в России будет невозможно понять, если исключить из анализа взаимоотношения государства и "ЮКОСа".


Владимир Ионов, журналист:

ДОЛГ ПОЛИТИКОЙ КРАСЕН?

Владимир Ионов, журналистСоветник Президента РФ по экономике Андрей Илларионов прав: дело ЮКОСА является политическим, поскольку затягивание его в определенной мере сказывается на темпах экономического развития России. И это понятно - и среди акционеров, и среди менеджмента кампании немало иностранных граждан, которые в ожидании развязки чувствуют себя неуютно и потому так или иначе влияют на настроения других инвесторов. А без внешних инвестиций России трудно рассчитывать на бурный рост национальной экономики. Особенно в не сырьевых отраслях.

Почему иностранные владельцы и управленцы ЮКОСА чувствуют себя неуютно в связи с открывшимся делом? Да очень просто: кто же будет радоваться тому, что с него могут потребовать внести недоплаченные налоги? А дело ЮКОСА это дело недоплаченных налогов и ухода от инвестиционных взносов за предприятия, выигранные по конкурсу. Насколько я знаю, по одному "Апатиту" долг по инвестиционным взносам составляет сотни миллионов рублей. Помнится, Ходорковский заявил по этому поводу на суде, мол, его обвиняют в том, что он перекладывал свои деньги из одного кармана в другой. Но делал-то он это, передавая "Апатит" из одной своей "конторы" в другую, когда наступал срок расчета по условиям выигранного им конкурса, оттягивая таким образом факт расчета.

Слышал я от довольно компетентного источника, что однажды Президент вызвал к себе группу российских олигархов и познакомил их с суммами, которые они должны по недоплаченным налогам. Все гости назвали сроки расчета по долгам, и только Ходорковский якобы заявил: "А вы докажите..." На что Путин ответил: "Хорошо, попробуем доказать". Не могу поручиться за достоверность, но из того же источника знаю, что вскоре после этого Ходорковский озаботился обретением парламентской неприкосновенности, и в день ареста в Новосибирске он летел в один из восточных субъектов Федерации, где должно быть оформлено его представительство в Совете Федерации.

И вообще вся эта история напоминает мне более давнюю, но более близкую нам эпопею хождения во власть местного олигарха Климентьева. Здесь тоже, едва потребовали рассчитаться по кредитам, как появилось желание баллотироваться в Госдуму по любому партсписку, претензии на губернаторство и т.д. У Климентьева дело кончилось отсидкой и тем, что долги по валютному кредиту заплатил бюджет области.

В деле Ходорковского хотелось бы получить более значимый результат - чтобы по своим долгам перед бюджетом страны он рассчитался сам.

И еще в одном смысле дело Ходорковского, равно как и Климентьева, я считаю политическим. Очевидно не в последнюю очередь Президент пошел на изменение системы выборов губернаторов для того, чтобы на столь "хлебные" должности не попадали такие харизматические предприниматели.


Александр Жмыриков, политический психолог:

Александр Жмыриков, политический психологОтвет на вопрос о мотивах принудительного взаимодействия государственных институтов с частной компанией ЮКОС в настоящее время может носить лишь вероятностный характер. Дело в том, что нам, представителям общественности, неведомы реальные цели правящей элиты, тем более отдаленные цели ее отдельных представителей. Однако то обстоятельство, что цели эти не совпадают с декларируемыми, уже видно невооруженным взглядом.

Поэтому с поправкой на ошибку интуиции, можно предположить три вероятных сценария развития событий с ЮКОСом.

Вариант 1. В Совет директоров компании будет введен (конечно с согласия акционеров) знаковый человек команды В.В. Путина. Затем его изберут председателем совета директоров. После этого дело ЮКОСа "потеряет" судебную перспективу. А бывшие высшие менеджеры компании, находящиеся под следствием (Платон Лебедев и Михаил Ходорковский) получат сроки, равные их времени пребывания под стражей и выйдут на свободу.

Вариант 2. Компания станет продаваться по частям, а судебный процесс будет продолжаться до окончательной ликвидации компании. Параллельно будут усиливаться российские конкуренты ЮКОСа на нефтяном рынке.

Вариант 3. Дело ЮКОСа прекратят по факту договорного разрешения всех долговых обязательств, и высший менеджмент компании освободят из-под стражи в замен на то, что ЮКОС профинансирует создание подконтрольной Кремлю "правой" партии.


Сергей Кочеров, философ:

Сергей Кочеров, философЯ думаю, что дело "ЮКОСа" стало следствием переплетения разнонаправленных интересов отдельных группировок в российском руководстве. Интересы данных группировок являются подобными, но не идентичными, что предполагает известные противоречия между ними. Допустим, представители одной из них намеревались примерно наказать Ходорковского и его компанию, чтобы другим олигархам неповадно было без приглашения вторгаться в политику и пытаться устанавливать там свои правила. В планы этих лиц, по всей видимости, входила только нейтрализация политических амбиций Ходорковского, в частности, его планов на 2008 год, но не кампания по разорению "ЮКОСа", которая получила негативную международную огласку. Члены другой группировки стремились под прикрытием политической шумихи о борьбе с олигархами произвести в свою пользу передел собственности, прежде всего, в ставшем высокодоходным нефтяном бизнесе. Их цель могла быть достигнута через внедрение в руководство компании своих людей (что было довольно проблематично) или доведение "ЮКОСа" до банкротства и продажу по заниженной цене самых привлекательных предприятий компании, начиная с "Юганскнефтегаза". Третья группировка, напротив, не желает "черного передела" и выражает обеспокоенность делом "ЮКОСа", не столько из симпатий к самому Ходорковскому, сколько из опасения, что вслед за "ЮКОСом" придет очередь тех компаний, интересы которых они представляют. Эти лица из правительства и администрации президента периодически подают сигналы о негативных экономических последствиях кампании против "ЮКОСа", а также о связанных с ней репутационных потерях России за рубежом. В результате соединения всех этих интересов, целей и планов возникла объективная логика событий, которая ведет дело "ЮКОСа" к его неизбежному финалу.

Олицетворением этой логики, "человеком судьбы" для "ЮКОСа" стал президент России. Это объясняется тем, что интересы всех властных группировок утверждаются в борьбе за доверие президента, поскольку каждая из них стремится сделать его агентом своего влияния. Сам Владимир Путин, как показывает история его президентства, терпеть не может представителей крупного капитала, которые претендуют на политическую самостоятельность, в чем он усматривает личный для себя вызов. Зная об этой его "слабости", люди из ближайшего окружения, вероятно, преподнесли ему информацию "из самых достоверных источников" о желании главы "ЮКОСа" продать свою компанию американцам, приправив ее донесениями своих агентов о критических высказываниях Ходорковского в адрес президента. На первых порах Путин, очевидно, желал только показать, кто в доме хозяин, а также вернуть государству то, что, по мнению налоговиков, задолжал ему "ЮКОС". При этом от Ходорковского ждали поведения в духе Гусинского и Березовского, т.е. шумного, но недолгого отпора, за которым последует отъезд за границу. Однако хозяин "ЮКОСа", по известным лишь ему причинам, не пожелал выбрать участь борца с "тиранией Путина" на чужбине, предпочтя остаться на суровой родине, чем еще более укрепил подозрения в желании стать президентом России в 2008 году. Такого "хамства в душе" власть простить ему не смогла.

Владимир Путин, вероятно, не кривил душой, когда заявлял, что государство не заинтересовано в банкротстве "ЮКОСа", так как при этом оговаривался, что хозяева "ЮКОСа" сами ведут дело к банкротству. Это, по всей видимости, и есть сценарий будущего для компании, предписанный первым лицом государства. Для наглядности его можно передать словами царя Дадона, обращенными к звездочету, который подарил ему золотого петушка: "Ничего ты не получишь. Зря себя ты, грешник, мучишь". Компания "ЮКОС" и должна стать тем "золотым петушком" для государства, которого оно получит в "дар" от Михаила Ходорковского. Правда, в сказке царя Дадона ждал печальный конец, когда петушок клюнул его в известное место. "ЮКОС" также сумел если не клюнуть, то показать уязвимое место Путина, породив обвинения в его стремлении к диктатуре, вызвав массовый отток отечественного капитала из страны и понизив престиж России в глазах Запада. В результате президент может сколь душе угодно говорить о том, что "государство должно гарантировать незыблемость итогов состоявшейся приватизации" и что "чиновники должны защищать частную собственность не меньше, чем государственную", однако после беспрецедентного для современной России давления на "ЮКОС" все эти слова воспринимаются не как заявления государственного деятеля, а как обещания политика.

Что же касается последних заявлений Андрея Илларионова, то, на мой взгляд, в них не нужно искать скрытый смысл. Советник президента, вероятно, сказал то, что на самом деле думал, но из этого не следует, что государство вернет "ЮКОСу" его место на российском рынке. Санкций в отношении Илларионова, скорее всего, также не последует, поскольку своим выступлением он дает понять, что в окружении президента есть люди с разными взглядами, в том числе и по делу "ЮКОСа". Это, в конечном счете, отвечает интересам самого президента, поскольку показывает его человеком, терпимым к разным, даже оппозиционным, мнениям и поэтому не чуждым либерализма. В результате каждый получает возможность сказать и показать, что хочет, и так, чтобы всего его увидели и услышали. Тем временем пробоина в корабле "ЮКОСа" все увеличивается, вода стремительно прибывает, а его хозяин сидит в трюме и лишь вспоминает о времени, когда он стоял на капитанском мостике и вел флагман российской экономики в освещенную солнцем даль.

© 2003-2024, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна