Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже?

Результаты опросов
© 2003-2024, Martovsky
Главная > Аналитика

23.12.2004 Отмирание демократии в России и новая инициатива ЦИК

Авторы: Маслов Олег Юрьевич , Александр Васильевич Прудник

В начале декабря 2004 года ведущие российские СМИ проинформировали граждан России об очередной инициативе Центральной избирательной комиссии. Инициатива "ведомства Вешнякова" заключается в простой формуле: "проведение всех региональных выборов в один день". Для этого в законе будет предусмотрен единый день выборов по стране, ориентировочно в марте, а также резервный день выборов - в октябре. Безусловно, инициатива Центризбиркома направлена не в последнюю очередь на облегчение своей собственной работы. Но сама инициатива главы ЦИК имеет непосредственное отношение к процессу отмирания демократии в России. В частности, к радикальной минимизации главного института демократии - выборов.

Как это не покажется парадоксальным, но инициатива главы центральной избирательной комиссии диалектически полностью соответствует вектору трансформации политической системы страны после трагических событий в Беслане. В рамках инициатив Президента Путина по укреплению российской государственности граждане страны не будут выбирать глав субъектов Федерации и "депутатов с мест" в Государственную Думу. Таким образом, инициатива главы ЦИК полностью соответствует инициативам Президента России. Только в рамках Президентских инициатив уменьшается число субъектов власти, имеющих непосредственное отношение к единственному источнику власти, каким по Конституции является многонациональный народ России, а инициатива главы ЦИК направлена на уменьшение реального влияния народа на процесс репродуцирования власти.

Необходимо отметить, что инициатива главы ЦИК по совмещению дат всех региональных выборов концептуально находится в той же плоскости, что и решение, принятое в 1993 году, в рамках практической реализации Указа Президента РФ №1400 о выборах в Государственную Думу, субфедеральные и местные органы представительной власти, в рамках однотуровых выборов. Принципиальное различие между однотуровыми и двухтуровыми выборами заключается в том, что в рамках двухтуровых выборов избиратели могут более осознанно подойти к отбору более достойных кандидатов во власть. Однотуровые выборы, как и совмещение дат выборов в различные органы власти - это блицкриг, направленный против избирателей. Идея совмещения дат выборов, безусловно, будет поддержана местной властью и местной бюрократией, так как единая дата всех выборов позволяет концентрировать все ресурсы власти для достижения нужных результата выборов.

Отмирание демократии в России через отучение граждан ходить на выборы представляется не безопасной игрой для государства в целом. Новейшая история страны богата на события, которые позволяют рассматривать многие политические инновации, в том числе и нынешнюю инициативу ЦИК в формате "повторения пройденного". Для страдающих отсутствием исторической памяти необходимо напомнить, что в марте 1990 года в РСФСР одновременно прошли выборы депутатов во все уровни власти. Народ избрал народных депутатов РСФСР, депутатов в высшие представительные органы субъектов федерации и депутатов местного уровня. Решение о единой дате всех выборов продавливалось коммунистической властью, так как власть исходила из иллюзий, что в условиях разрозненности и почти полного отсутствия каких-либо ресурсов у нарождающихся демократических сил у КПСС достаточно ресурсов для того, чтобы обеспечить контроль, как над выборным процессом, так и над вновь избранными органами власти. В рамках ретроспективного взгляда из сегодняшнего дня представляется очевидным, что одной из задач тех выборов была канализация политически активных граждан, пассионариев в новые, альтернативно избираемые органы представительной власти. Что, однако, не стало препятствием к развалу СССР. Сегодня в роли коммунистической власти выступает действующая власть. А решение о единой дате проведения региональных выборов не только не ослабит, а в значительной степени усилит дезинтеграционные процессы в стране.

Нет необходимости подробно останавливаться на том, что данная инициатива ЦИК противоречит 12, 130 - 133 статьям Конституции России, а также ряду действующих федеральных законов. Но так как скорость изменения федеральных законов, в рамках "политической целесообразности", достигла фантастического уровня, то едва ли это будет препятствием для юридического закрепления одной из технологий отучения избирателей участвовать в выборах. Удивляет другое. Профессионально реализуемый процесс дедемократизации страны, через юридическое закрепление норм, минимизирующих реальное влияние многонационального народа России на общественно политические процессы, не вызывает каких-либо протестов со стороны тех кругов, которые принято называть демократическими или либеральными. Наличие этой проблемы осознаёт и Президент Путин, твёрдо заявивший о том, что мы "должны остаться демократической страной". Может быть, либералы и демократы едины с властью в своём страхе перед народом?

В 21 веке в экспертном сообществе все в большей степени проводятся исследования тех или иных систем в рамках сравнительного анализа с системами функционирования живых организмов. Континуальный анализ, в рамках которого исследуются связи между элементами системы, характер и интенсивность связей между различными элементами системы, в широком смысле взаимосвязанность и взаимозависимость всех элементов системы, не используется при анализе последствий нынешней трансформации политической системы страны. Если воспринимать субъект федерации как единый живой организм, а не как "шестеренку" в неком огромном государственном механизме, то одновременное проведение всех региональных выборов можно сравнить лишь с одновременным отмиранием и одновременным рождением всех живых клеток организма. Другой аналогии не просматривается. А в живой природе, как известно одновременное отмирание всех клеток живого организма называется смертью. Да и эксперимент с совмещением дат всех выборов в марте 1990 года нельзя признать удачным для страны, тогда называемой СССР.

Отмирание демократии в России через искусственно навязываемое властью отучение народа от участия в выборах - это одна из доминирующих дезинтеграционных технологий, направленных на развал России. В конечной точке этого процесса можно увидеть власть, не опирающуюся на свой собственный народ. А это напоминает 1917 год, когда захват Зимнего дворца и падение легитимной власти в стране не вызвали особых волнений и манифестаций в России. Это напоминает и 1991 год, когда Беловежские соглашения, означавшие ликвидацию СССР не вызвали протестов граждан ни в одном из крупных городов страны и "вывели на площадь" лишь жириновцев и ДПР Травкина. Народ ТУ власть не собирался ни поддерживать, ни защищать. И нынешняя власть в России, не нуждающаяся в поддержке народа, и воспринимающая выборы, как процесс формальной легитимизации власти, идет тем же самым путем. И едва ли кому удастся убедить ее в гибельности этого пути. Когда пробьёт её час, народ с равнодушием воспримет кончину этой власти, так же как это сделал в 1917 и 1991 годах. Минимизация очагов политической жизни в стране, искусственная организация формата "народ безмолвствует" могут привести только к исторически известному исходу.

© 2003-2024, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна