Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Чем, на ваш взгляд, увенчается политика санкций Запада в отношении России?

Результаты опросов

Нижний Новгород Online - Нижегородский городской сайт
nnov.ru - доменная зона Нижнего Новгорода
© 2003-2021, Martovsky
Главная > Обозрение

14.01.2005 Sine pennis volare haud

Автор: Александр Жмыриков

Граждане Римской империи, обсуждая проблемы выборов, частенько любили говаривать: "Sine pennis volare haud", что означало "Без перьев летать нелегко".

Мне вспомнилось это мудрое высказывание древних в момент сравнительного анализа результатов социологических исследований, проведенных в 2004 году группой исследователей МАПН под руководством доктора социологических наук И. Киселева в Нижнем Новгороде. Объектом исследования являлся процесс формирования и угасания электоральных установок, а предметом исследования - электоральные предпочтения нижегородцев. Чтобы не возвращаться больше к технологической стороне дела, скажу сразу, что исследования проводились анкетным методом (face to face); выборка была двухступенчатой, территориальной и квотной; контролируемыми признаками были пол и возраст. Объем выборки в каждом исследовании был выше 1000 человек (от 1121 до 1174). Всего проведено 4 исследования (в феврале, июне, сентябре, декабре 2004 года).

Результаты говорят о многом. Особенно в преддверие политических событий 2005 года. Как известно, на 16 октября 2005 года назначены выборы депутатов городской думы. Не исключено, что в этот же день пройдут выборы мэра Нижнего Новгорода.

Начну с разговора о депутатах. Во-первых, потому, что их выборы состоятся наверняка. Все варианты возможных отсрочек действующий состав гордумы давно исчерпал. Во-вторых, потому, что новому составу депутатского корпуса предстоит воплощать в жизнь новый федеральный закон (ФЗ-131), регламентирующий процесс управления жизнедеятельностью жителей муниципальных образований, т.е. нашей с вами жизнедеятельностью.

Все ли депутаты сегодняшнего состава городской думы готовы к столь высокой миссии? По мнению нижегородцев нет!

Из 26 действующих сегодня депутатов гордумы, лишь трое, получили высокие оценки нижегородцев во всех четырех опросах года. Это нынешний председатель городской думы, депутат от избирательного округа №9 (Ленинский район) Иван Карнилин; депутат от избирательного округа №12 (Ленинский район) Игорь Богданов; депутат от избирательного округа №30 (Советский район) Ольга Шумакова. Очень характерно, что никто из этой тройки не принадлежит к какому-либо бизнес клану. Никто не является городским лидером какой-либо политической партии. Никто не лоббирует интересы какого-либо крупного чиновника губернского или общефедерального масштаба. Однако не только эти качества роднят названных депутатов. Судя по ответам нижегородцев, для этой троицы свойственны доверительные отношения с избирателями, выраженность заботы о нуждах простого человека на протяжении всего периода депутатской работы. Недаром и Карнилин, и Богданов, и Шумакова уже три срока подряд избираются депутатами городской думы, не прибегая к каким-либо политтехнологическим трюкам.

При оценке качества работы депутатов городской думы высокие оценки в нескольких исследованиях получали также депутаты Разумовский (избирательный округ №2, Автозаводский район), Паченов (избирательный округ №14, Московский район) Фадеев (избирательный округ №21, Канавинский район) и Воробьев (избирательный округ №25, Нижегородский район). Однако, в отличие от тройки лидеров общественного признания, этим депутатам, во-первых, не хватало стабильности в работе. А, во-вторых, оценка их деятельности была все же значительно ниже таковой у депутатов из первой тройки (см. рис.1). Кроме того, отмечалось существенное понижение оценок к концу 2004 года, что, как показывают исследования, связано с обвинениями в адрес депутатов, продливших свои полномочия на 9 месяцев. Теперь, в случае возникновения у Александра Разумовского, Владимира Паченова, Сергея Фадеева, Вадима Воробьева желания быть избранными в новый состав городского парламента, им в оставшиеся месяцы предстоит серьезно поработать в своих избирательных округах.

Рис 1. Динамика оценок деятельности депутатов городской думы Н. Новгорода по результатам опросов нижегородских избирателей (в баллах 10 балльной шкалы)

Динамика оценок деятельности депутатов городской думы Н. Новгорода по результатам опросов нижегородских избирателей (в баллах 10 балльной шкалы)

Примечание: Буквами обозначены фамилии 11 депутатов, имеющих по результатам хотя бы одного из четырех социологических опросов оценку выше трех баллов: Б - Богданов; Бр - Бирман; В - Воробьев; К - Карнилин; Кз - Кузьмина; Л - Леонтьев; П - Паченов; Р - Разумовский; Ф - Фадеев; Ш - Шумакова; Шм - Шумилков.

Депутаты, не вошедшие в число 11, получили очень низкие оценки избирателей. А некоторые депутаты "работали" в своих избирательных настолько "ярко", что избиратели вообще затруднялись вспомнить их фамилии. Обидно, что среди таких депутатов находятся и известный в прошлом чиновник, и работник сферы образования, и представитель производства. Конечно, этим депутатам вряд ли удастся переизбраться на новый срок по своим одномандатным округам. Впрочем, новое положение о выборах предоставляет им лазейку. Они могут проскользнуть в городскую думу по списку раскрученной политической партии. Это как раз тот случай, когда не депутат "красит партию", а партия "красит депутата".

Теперь перейдем к вероятным выборам мэра Нижнего Новгорода. Напомним читателю, что в прошедшем году областным Законодательным собранием было принято решение о совмещении выборов глав муниципальных образований с выборами представительных муниципальных органов. Единым днем выборов был назначен день 16 октября 2005 года. Казалось бы все ясно. Однако при более пристальном рассмотрении обнаруживается, что до полной ясности еще дистанция немалого размера.

Поскольку мы сегодня решили говорить о Нижнем Новгороде, не будем затрагивать другие муниципальные образования области. В Нижнем Новгороде ситуация с выборами мэра на самом деле такова. Действующий глава города избран на прямых всенародных выборах осенью 2002 года. По действующему ныне Уставу города срок его полномочий - 4 года. Следовательно, переизбирать мэра предстоит лишь осенью 2006 года. Но, возможны, как говорится варианты.

Во-первых, действующий мэр города, может добровольно досрочно сложить полномочия. Тогда выборы нового градоначальника должны состояться не раньше чем через три и позднее чем через 6 месяцев после сложения полномочий. По старому положению, мэр, сложивший полномочия досрочно, не имеет права участвовать в новых выборах. Стало быть при этом варианте Вадим Булавинов должен уйти на покой. Но как сказал поэт прошлого века, "покой нам только снится", поэтому господин Булавинов может участвовать в выборах депутатов городской думы. Вы спросите: "Зачем ему менять административное шило на представительское мыло?" И будете не правы. Менять есть зачем. Ведь мэром ему сидеть остался лишь год, а там как карта ляжет. Ниже мы покажем, что карта ему светит крапленая. А, изберись он в новый состав городской думы, да не один, а с верной командой, что вполне по силам человеку имеющему мощный административный ресурс, быть ему председателем представительного органа муниципального образования. Орган этот будет действовать уже 5 лет. А его председатель, согласно пункта 3 статьи 36 нового закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" вполне может быть одновременно главой муниципального образования. При этом главой муниципальной администрации будет человек принятый по контракту. В этом случае глава муниципального образования может и депутатов погонять, и главу администрации выстегивать вплоть до замены в любой момент, и ни за что в городе не отвечать. Правда остается небольшой пустячок: надо следить, чтобы в думе не сорганизовалось протестное большинство. А то не заметишь, как окажешься в положении Сергея Абышева.

Во-вторых, действующий мэр города может досрочно сложить полномочия и пойти на всенародные перевыборы, но уже не мэра города, а главы муниципального образования (городского округа), опять же по вышеупомянутому закону федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Согласно этому закону, с 1 марта 2005 года наступает переходный период, в течение которого можно использовать новый закон, при условии, что городская дума примет поправки в Устав города в соответствии с новым законом.

В-третьих, господин Булавинов может отказаться от досрочного сложения своих полномочий и вверить провидению свою дальнейшую политическую карьеру. В определенном смысле и здесь может быть резон. Так, несмотря на заявления Президента страны о незыблемости принципов местного самоуправления, упорно продолжают ходить слухи о том, что города-миллионники будут выведены из рамок местного самоуправления. Дескать, для этого им присвоят статус субъектов РФ. В таком случае мэров этих городов будет назначать Президент страны. Точнее Президент будет представлять кандидатуру мэра городскому парламенту. Учитывая московские связи Вадима Евгеньевича, да и его теплые отношения с действующим Полпредом Президента РФ в ПФО, можно не сомневаться в том, что представлять Президент будет именно его кандидатуру.

Чтобы прогнозировать возможные шаги действующего мэра, взглянем на оценки нижегородцами некоторых важных позиций (оценки взяты из указанных выше исследований).

На просьбу оценить некоторые действия мэра Нижнего Новгорода в баллах 10 балльной шкалы за период его управления городом, были получены оценки, представленные на рисунке 2. Из диаграммы видно, что только по вопросам борьбы с уличной преступностью действующий мэр получил результат выше среднего (выше 5 баллов). В целом же его работа оценивается достаточно низко.

Управленческие действия мэра

Примечание: Заглавными буквами обозначены следующие управленческие действия мэра: УЖКХ - управление жилищно-коммунальным хозяйством города; НС - управленческие решения связанные с новым строительством жилых объектов; БУП - управленческие действия, направленные на содействие правоохранительным органам в борьбе с уличной преступностью; УРТ - управленческие решения, связанные с работой городского транспорта; Э - решения, по защите экологии города; К - решения по поддержке культуры; С - решения по поддержке спорта; СЗН - решения по социальной защите населения; ОО - оценка общего впечатления деятельности мэра города.

Еще более впечатляющей представляется картина сравнительной оценки эффективности деятельности разных градоначальников (см. рис.3).

Здесь преимущество Склярова и Лебедева настолько очевидно, что становится не по себе. И если о лидерстве Ивана Склярова еще можно спорить, говоря, что он работал в эпоху губернатора Немцова, успешно решавшего в Москве многие финансовые вопросы области и города, то уж о лидерстве Лебедева такого не скажешь. Бывший соперник нынешнего мэра работал в куда более сложных условиях, чем Вадим Булавинов. С одной стороны, его "прессовал" губернатор Скляров, постоянно обделяя город при распределении областного бюджета. С другой стороны, его "прессовало" полпредство. Признаками последнего были и явно нелестные публичные оценки, и столь же нелестные высказывания Министра обороны и даже Президента страны. Булавинова же полпредство как опекало во время выборов, так и продолжает опекать сегодня. Наиболее значимые фигуры в команде Булавинова - люди полпреда. Сам полпред лично руководит программой "Столичность", рассчитанной на благоустройство города. Губернатор так зажат полпредством, что ему не до укрощения мэра. В областном Законодательном собрании собрались депутаты лояльно относящиеся к удовлетворению потребностей Нижнего Новгорода.

Рис 3. Динамика оценок нижегородцами эффективности деятельности нижегородских мэров (в баллах 10-балльной шкалы)

Примечание: Цветовыми линиями обозначены графики динамики оценок разных градоначальников (мэров). Желтым цветом обозначен график Ивана Склярова. Голубым цветом - график Юрия Лебедева. Темно-синим цветом - график Дмитрия Беднякова. Сиреневым цветом - график Вадима Булавинова.

Политиков всегда интересует вопрос электорального рейтинга. В проведенных социологических опросах респондентам задавалось два вопроса, отражающие электоральные предпочтения к вероятным кандидатам на должность главы муниципального образования.

На прямой вопрос: "Если бы выборы мэра Нижнего Новгорода состоялись в ближайшее воскресенье, то за кого из названных лиц Вы бы проголосовали скорее всего?" - были получены ответы, представленные в таблице 1.

Таблица 1
Варианты ответа Процент голосов респондентов, полученный данным вариантом в
Феврале 2004 г. Июне 2004 г. Сентябре 2004 г. Декабре 2004 г.
За Беднякова Д.И. 5,2 5,4 4,3 5,6
За Булавинова В.Е. 11,3 11,7 9,1 8,8
За Воробьева В.Н. 9,4 10,6 10,7 10,9
За Климентьева А.А. 18,4 17,1 16,3 15,7
За Сентюрина Ю.П. 6,6 6,8 9,1 6,1
За Лебедева Ю.И. 16,5 15,5 15,9 15
За другого кандидата 3,2 2,9 2,5 3,7
Против всех 9,1 10,3 10,8 12,5
Затрудняюсь ответить 20,3 19,7 21,3 21,7

На косвенный вопрос: "Как Вы оцените каждую из кандидатур на пост мэра Нижнего Новгорода?" - были получены следующие ответы (см. табл.2-5).

Таблица 2
Распределение ответов респондентов в феврале 2004 года
Кандидатуры Процент голосов респондентов, полученный по данному варианту
Наилучшая кандидатура Приемлемая кандидатура Неприемлемая кандидатура Затрудняюсь ответить
Бедняков Д.И. 2,3 3,6 25,7 68,4
Булавинов В.Е. 8,2 4,1 37,6 50,1
Воробьев В.Н. 6,7 10,2 32,3 50,8
Климентьев А.А. 10,2 18,9 49,4 21,5
Сентюрин Ю.П. 1,6 10,5 28,7 59,2
Лебедев Ю.И. 11,2 5,6 40,4 42,8

Таблица 3
Распределение ответов респондентов в июне 2004 года
Кандидатуры Процент голосов респондентов, полученный по данному варианту
Наилучшая кандидатура Приемлемая кандидатура Неприемлемая кандидатура Затрудняюсь ответить
Бедняков Д.И. 2,9 3,3 26,1 67,7
Булавинов В.Е. 9,2 3,2 33,5 54,1
Воробьев В.Н. 5,9 11,6 33,4 49,1
Климентьев А.А. 12,5 15,7 49,5 22,3
Сентюрин Ю.П. 3,2 10,2 29,9 56,7
Лебедев Ю.И. 10,6 6,9 39,7 42,8

Таблица 4
Распределение ответов респондентов в сентябре 2004 года
Кандидатуры Процент голосов респондентов, полученный по данному варианту
Наилучшая кандидатура Приемлемая кандидатура Неприемлемая кандидатура Затрудняюсь ответить
Бедняков Д.И. 3,4 5,4 25,2 66
Булавинов В.Е. 5,4 6,2 39,8 48,6
Воробьев В.Н. 7,1 8,9 34,2 49,8
Климентьев А.А. 10,1 12,4 48,3 29,2
Сентюрин Ю.П. 1,7 8,2 32,9 57,2
Лебедев Ю.И. 10,4 8,7 36,7 44,2

Таблица 5
Распределение ответов респондентов в декабре 2004 года
Кандидатуры Процент голосов респондентов, полученный по данному варианту
Наилучшая кандидатура Приемлемая кандидатура Неприемлемая кандидатура Затрудняюсь ответить
Бедняков Д.И. 2,9 6,2 26,7 64,2
Булавинов В.Е. 4,1 7,8 40,8 47,3
Воробьев В.Н. 7,4 9,4 32,5 50,7
Климентьев А.А. 9,2 12,8 49,7 28,3
Сентюрин Ю.П. 1,2 6,4 38,5 53,9
Лебедев Ю.И. 9,5 9,7 35,4 45,4

Если исходить из результатов, представленных в таблицах 1-5 и иметь в виду потенциальные ресурсы вероятных кандидатов на пост мэра Нижнего Новгорода, то можно предположить, что при всенародных выборах осенью 2005 года вероятными претендентами на пост мэра вновь, как и три года назад станут Андрей Климентьев, Вадим Булавинов и Юрий Лебедев. Соотношение между ними зависит от того, какой пост будет занимать к октябрю 2005 года Сергей Владиленович Кириенко. В случае его назначения на пост губернатора Нижегородской области, равно как и в случае продолжения исполнения им обязанностей полпреда Президента в ПФО можно с большой долей вероятности прогнозировать успех на выборах мэра В.Е. Булавинова. Вряд ли можно предположить, что С.В. Кириенко изменит политическая воля, и он удержится от традиционного снятия А.А. Климентьева с выборного пробега. Вряд ли он удержится и от прессинга Лебедева через подконтрольные СМИ.

Однако в том случае, если к моменту выборов С.В. Кириенко будет работать вдали от Нижнего, положение в тройке лидеров изменится кардинально. У Вадима Булавинова при всех его достоинствах нет возможности заставить судей вмешиваться в процесс выборов на своей стороне. Кроме того, над ним довлеет ореол "человека Кириенко". При уходе последнего, это отрицательно скажется на имидже нижегородского градоначальника и наверняка помешает ему выйти во второй круг. Поспорить за место в финале с Лебедевым и Климентьевым может лишь Вадим Воробьев. Если он серьезно ввяжется в "драку", то может потеснить Андрея Климентьева, имеющего очень высокий антирейтинг. И тогда все решится в схватке Воробьев-Лебедев.

В силу сказанного, вряд ли Вадиму Булавинову придет в голову участвовать в открытых выборах мэра осенью 2005 года. Гораздо выгоднее принять участие в выборах депутатов городской думы во главе своего блока. Здесь не придется до объявления результатов голосования складывать полномочия мэра. Действия близких к Булавинову депутатов думы (Сабашникова, Лапшина, Шумилкова) свидетельствуют о том, что мэр не прочь сформировать в будущей думе "мэрское" большинство. Поэтому уже сегодня очевидно расслоение депутатов городской думы на "команду Вадима Воробьева" и "команду Евгения Сабашникова". На мой взгляд, депутаты, входящие в команду Вадима Воробьева более надежны в технологическом и харизматическом отношении.

Юрий Лебедев после поражения 2002 года не проявляет видимого интереса к выборам депутатов городской думы. Но это отнюдь не означает, что он вообще не сможет собрать команду единомышленников. Здесь многое может решить позиция экс-губернатора области Бориса Немцова. Если последнему не изменит политическое чутье, он может мобилизовать Лебедева и остатки СПС на штурм городской думы, соответственно профинансировав их кампанию. Получив даже блокирующий пакет голосов в новом составе думы, команда Немцова - Лебедева не позволит изменить Устав и провести выборы градоначальника из состава депутатов думы. В этом случае всенародные выборы мэра состоятся в 2006 году - наиболее благоприятном для Лебедева. Почему 2006 год будет для него наиболее благоприятен? Потому что избиратели успеют в полной мере почувствовать горький вкус реформ, проводимых депутатами "Единой России" на всех уровнях. Представителей этой партии станут мочить на всех выборах, начиная с выборов областного Законодательного собрания. Учитывая то обстоятельство, что и Вадим Булавинов, и Вадим Воробьев не последние лица в этой партии, их позиции в 2006 году станут катастрофически удручающими. На их фоне беспартийный Лебедев может развить космическую скорость. Климентьеву серьезно помешают во-первых, отсутствие опыта командной работы, во-вторых, отсутствие высшего образования, в-третьих, страх старой элиты получить мстительного руководителя.

А может ли Климентьев пройти в городскую думу во главе большой группы депутатов? Безусловно. В этом случае уже он будет диктовать правила игры по выборам главы муниципального образования. Но для реализации такого проекта одной харизмы опального лидера маловато. Необходимы и существенные вложения. Ведь провести предстоит помимо себя 33 депутата (для квалифицированного большинства в составе городской думы из 51 депутата должно быть 34 человека). Избирательная кампания даже уважаемых личностей, таких например как Ольга Шумакова, сегодня будет стоить не меньше 30 тысяч долларов США. Для лиц же менее известных она по предварительным расчетам обойдется в 95-120 тысяч долларов. Конечно, можно пойти и по пути перекупки голосов депутатов уже прошедших в новый состав думы. Это будет дешевле. Но ведь и желающих перекупить голоса будет не один человек. Здесь уже результат будет определяться помимо денег иными факторами (политическим весом покупателя, давлением внешних сил и т.п.).

В любом случае, сегодня формируются "перья" для крыльев политика, определяющие высоту и дальность его полета. А то, что без перьев летать нелегко, заметили еще древние римляне. Впрочем, об этом я уже говорил.

© 2003-2021, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна