Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже?

Результаты опросов
© 2003-2024, Martovsky
Главная > Аналитика

08.02.2005 От локальных протестов к системному противостоянию власти

Авторы: Маслов Олег Юрьевич , Александр Васильевич Прудник

Январь 2005 года запомнился протестами граждан России, недовольными монетизацией льгот, а также различными комментариями экспертов, пытающихся осознать наблюдаемый социальный феномен. Необходимо отметить некоторую поверхностность суждений креаторов монетизации, концептуально оформленную в выражении М. Зурабова: "Через два месяца всё успокоится". Протесты льготников - это "видимая часть айсберга" протестных настроений в стране. Но не тема публичных акций протеста находится в фокусе нашего внимания. Из концептуальных итогов января 2005 года необходимо выделить лишь два аспекта, ускользающих от пристального внимания экспертов:

  • Монетизация льгот - это лишь первый, подготовительный этап к предстоящей реформе ЖКХ. Этап, без которого никакая реформа ЖКХ просто невозможна.
  • Последствия январских событий носят кумулятивный характер. В качестве метафоры для понимания произошедшего необходимо представить, что мы с вами наблюдаем смену фарватера реки. Например, река в определенном месте вдруг нашла новое русло. Начало "смены русла" мы с вами и наблюдаем.

Монетизация льгот - это, безусловно, экономическая реформа в аспекте дальнейшей либерализации российской экономики. Можно вспомнить знаменитое выражение Маргарет Тэтчер: "Наша цель - не экономические реформы, наша цель - изменение души нации". Аспект "души нации" лежит в общественно-политической сфере. А на сегодняшний день политическая сфера находится вне фокуса внимания экспертного сообщества. Российское телевидение вещает о "выборах" губернаторов Приморского края и Тюменской области, несмотря на то, что слово "выборы" в законе, определяющем порядок назначения суррогатных глав субъектов федерации нет, как нет и сомнений в том, что вслед за нынешними экономическими реформами последуют и политические. Причем некоторые из них уже достаточно давно предъявлены экспертному сообществу.

Летом 2004 года, когда депутаты Государственной Думы, не покладая рук, ваяли знаменитый "закон №122", известный политтехнолог Игорь Бунин, который, вне всякого сомнения, является одним из идеологов российской бюрократии, высказался о необходимости отмены в избирательном бюллетене графы "против всех". В экспертном сообществе мало кто сомневается в том, что эта контрпродуктивная идея Бунина будет воплощена в жизнь. Более того, эта политическая инновация, скорее всего, даже не станет темой широкого обсуждения, так как в данной инновации будут заинтересованы и те партии, у которых есть иллюзии преодоления 7% барьера для попадания в новую Государственную Думу. Вместе с тем о разрушительности данной политической инновации необходимо говорить уже сегодня.

Анализируя некоторые аспекты, непосредственно связанные с отменой графы "против всех", напомним, что Игорь Бунин заявил, что "историческая миссия такой формы гражданского протеста себя исчерпала". Но анализ выборов депутатов субфедерального уровня в различных регионах России, а также депутатов уровня местного самоуправления в крупных российских городах, прошедших после заявления Бунина, наглядно демонстрирует, что данная форма гражданского протеста только начинает набирать силу. Ни в одном субъекте федерации против всех партий не проголосовали менее 12% от числа пришедших на выборы. Таким образом, в сравнении с итогами выборов в Государственную Думу 2003 года зафиксирован почти трехкратный рост протестных настроений граждан, что полностью дезавуирует ничем не подкреплённый посыл Игоря Бунина об исчерпанности данной формы гражданского протеста. Если анализировать итоги выборов в крупных городах России, то выяснится, что в каждом четвертом округе выборы были сорваны по причине победы кандидата "против всех" над всеми иными кандидатами.

В развитом гражданском обществе, безусловно, голосование против всех нельзя считать конструктивным, но Россия еще только начала движение к построению развитого гражданского общества. Поэтому, скорее всего, отмена графы "против всех" будет носить разрушительный, деструктивный характер. Многолетний опыт изучения протестного электората наглядно показывает, что уровень протестного электората выше в тех избирательных округах, где у граждан отсутствует реальный выбор, где итоги выборов практически предопределены. В последние годы, резкий рост пенитенциарных технологий достижения требуемых власти итогов выборов, за счет недопущения в избирательный бюллетень неугодных кандидатов, будь то по решению избирательной комиссии или суда, а также активного вмешательства в избирательный процесс правоохранительных органов привёл к тому, что голосование "против всех" фактически стало для граждан правом "не покупать гнилой товар". Выборы превратились в формальный процесс легитимизации власти, когда от самих граждан практически мало что зависит, и голосование против всех - это естественная реакция нормальных людей на вопиющие формы произвола.

Необходимо отметить, что отмена графы "против всех" - это еще и удар по нарождающемуся гражданскому обществу. Так, в выборах главы города Нижнего Новгорода 2002 года против всех кандидатов голосовали в первом и втором туре около 30% граждан, пришедших на выборы. Из общего числа голосующих 18 - 20 процентов - это избиратели, принимающие участие в выборах из-за наличия у них соответствующей гражданской позиции. Так вот, среди идентифицирующих себя как граждане, против всех кандидатов голосовали лишь 24%. Люди с гражданской позицией не склонны к проявлению протеста, если к этому их не подталкивает конкретная ситуация. Пенитенциарные технологии, демонстративный показ властью своей силы - это то, что вызывает протест в первую очередь у людей, осознающих себя гражданами.

Что изменится, если из бюллетеня незаметно исчезнет графа "против всех"? Россия неминуемо вернется к советскому формату голосования "За единый блок коммунистов и беспартийных", только в ближайшем будущем это будет выглядеть, как голосование "За единый блок "Единой России" с как бы оппозиционными ей партиями". Граждане будут решать дилемму - принимать участие в выборах, когда список партий и кандидатов заранее утвержден в неких властных кабинетах или не принимать? Понижение уровня явки до 20% - это безусловная передача вопроса репродуцирования власти в руки бюрократии. По разным оценкам в административно-бюрократических структурах в различных регионах России трудятся 10 -12% граждан страны. А этого вполне достаточно для того, чтобы обеспечить требуемые власти итоги любых выборов. Но едва ли россияне, осознающие себя гражданами, откажутся от участия в выборах. И то, что мы с вами будем наблюдать в дальнейшем будет означать лишь замену индикативного оператора "против всех" на индикативный оператор "число недействительных бюллетеней".

Перечеркивание бюллетеня и написание идиоматических выражений в адрес власти - это советская традиция, да и сейчас не редки случаи, когда в бюллетене написано крупными буквами "ВСЕ СВОЛОЧИ" и избирательная комиссия пытается решить сложную задачу, к какой графе отнести данный бюллетень: к проголосовавшим "против всех" или к недействительным бюллетеням. Перечеркивание бюллетеня, образующее букву "Х", отсылает нас к полузабытому русскому слову "похерить". Это не идиоматическое выражение, но оно вполне доступно будет презентовать отношение граждан уже не столько к конкретным фамилиям в избирательном бюллетене, сколько ко всей системе власти в стране в целом.

Ликвидация графы "против всех" - это осознанный переход от локальных протестов граждан к системному противостоянию власти. Последствия этого перехода будут более разрушительными, чем последствия монетизации по ряду причин. Во-первых, процесс накопления протестных настроений в обществе не будет находиться в фокусе внимания власти, так как местные выборы не находятся в фокусе внимания экспертного сообщества, а выборы депутатов субфедерального уровня презентуются лишь в аспекте локальных удач отдельных партий. Во-вторых, данная политическая инновация будет, скорее всего, приурочена к выборам в Государственную Думу нового состава, поэтому у идеологов политических реформ будут отсутствовать эмпирические данные, как прогнозная база для моделирования перетока голосов из графы "против всех" в графу "недействительные бюллетени". В-третьих, на итоги предстоящих выборов в новую Государственную Думу наложатся несколько процессов, включающих в себя последствия монетизации льгот, назначения суррогатных губернаторов, падение рейтинга Президента Путина и с десяток других не менее важных факторов, которые позволят по итогам этих выборов перейти экспертному сообществу с темы обсуждения контуров системного политического кризиса в стране к обсуждению разрушительных последствий системного политического кризиса в стране, в связи с недостаточной легитимностью базовых институтов власти в России.

Ликвидация графы "против всех" - это ещё и запуск процесса формирования новых общественных ожиданий. Невозможность канализации протестных настроений в день выборов приведёт к росту новых общественных ожиданий, в рамках которых граждане страны будут связывать свои надежды на лучшее будущее не с победой того или кандидата в Президенты или победой той или иной партии, а с крушением всей несправедливой и бесчестной системы власти, на которую граждане страны не состоянии оказать какого-либо влияния. Формирование именно таких общественных ожиданий представляется вполне естественным, так как крушение коммунистической системы проходило в рамках осознанного восприятия этого процесса большинством граждан страны.

Необходимо отметить, что отмена графы "против всех" - это ликвидация одного из индикаторов состояния российского общества. Сложно исходить из предпосылки, что федеральная власть не нуждается в объективных знаниях о состоянии российского общества. Нет сомнений в том, что Игорь Бунин лишь озвучил явно выраженное желание значительной части федеральной, региональной и местной бюрократии о ликвидации беспокоящего их индикатора. Примитивное представление в формате: "нет графы - нет проблемы" отсылает нас в недалекое прошлое, о возврате в которое так страстно мечтают многие наши современники. Ликвидация графы "против всех" - это еще один шаг к демонтажу демократических завоеваний в России, причем тот шаг, который как это ни покажется парадоксальным, поддержат все партии, которые, в нашей стране, по какому-то недоразумению называются демократическими.

© 2003-2024, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна