Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Чем, на ваш взгляд, увенчается политика санкций Запада в отношении России?

Результаты опросов

Нижний Новгород Online - Нижегородский городской сайт
nnov.ru - доменная зона Нижнего Новгорода
© 2003-2021, Martovsky
Главная > Аналитика

24.03.2005 Демократия правит плохо, зато мало (часть третья)

Автор: Александр Жмыриков

Анатоль Франс изрек в свое время мудрую истину, вполне применимую к политическим событиям в нашей стране, нашей области и даже в отдельно взятом городе-миллионнике Нижнем Новгороде: "Демократия правит плохо, зато мало".

Сегодня, накануне избрания мэра областного центра и депутатов городской думы самое время поразмышлять над вышесказанным изречением.


III. ГОРОДСКАЯ ДУМА: ВЛАСТНЫЙ ОРГАН ИЛИ РУДИМЕНТ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ?

Выборы депутатов городской думы состоятся в один день с выборами мэра города. Это обстоятельство позволяет привнести в привычный сценарий избирательной кампании необычный колорит. Дело в том, что новый состав городской думы будет осуществлять власть в строгом соответствии с новым федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления". По этому закону городской парламент имеет существенно больше возможностей оказания влияния на действие исполнительной власти города. Зная это, многие политические деятели перенесут центр борьбы с выборов мэра на выборы депутатов городской думы. С другой стороны, в условиях совмещенных выборов больший электоральный ресурс получают те кандидаты в мэры, которые "курируют" кандидатов в депутаты городской думы по одномандатным округам.

Исходя из этого, можно прогнозировать противостояние команд кандидатов в депутаты. Рассмотрим шансы наиболее вероятных команд.

3.1.Команда сторонников мэра Булавинова.

В эту команду следует зачислить действующих депутатов городской думы, всецело поддерживающих мэра и пользующихся его вниманием. Альянс мэра и кучки депутатов складывался непросто. Вначале в городской думе был осуществлен "верхушечный переворот", в результате которого группа депутатов, избравшихся с помощью администрации Юрия Лебедева, "сдала" спикера Сергея Абышева. Этим шагом бывшая пролебедевская группировка продемонстрировала свое стремление стать опорой нового мэра. Булавинов, как опытный турнирный боец, быстро понял все выгоды "вассального" покровительства. Однако принял в свою команду бывшую лебедевскую группу не сразу. Он стал поэтапно приближать отдельных представителей этой группы, оставляя другим надежды и возможность ярче проявить верноподданнические чувства. Так целый ряд депутатов, занимавших при мэре Лебедеве видное место на политической сцене, получил неслабые должности в исполнительной власти мэрии, оставаясь при этом продолжительное время и в депутатском корпусе. Такое совмещение позволяло сориентировать остальных депутатов в "нужном" направлении. К моменту расставания депутатов-чиновников с депутатскими мандатами в городской думе сложилось устойчивое промэрское большинство. Теперь мэру было необходимо окончательно привязать к себе это большинство, сохранив видимость депутатской самостоятельности.

Решение этой задачи осложнялось наличием в депутатском корпусе неформальных центров притяжения в лице харизматичных лидеров (Богданов, Карнилин, Шумакова). Помог случай. Президент страны очень вовремя затеял реформу вертикали власти. Для продвижения последней был, в частности, подписан Указ, предполагавший возможность продления срока полномочий представителей законодательной и исполнительной власти. Городские депутаты с удовольствием ухватились за возможность отсрочить на 9 месяцев неприятную процедуру повторной борьбы за свои кресла. Мэр не стал возражать. Момент продления депутатских полномочий уже накрепко повязал большинство действующих депутатов с исполнительной властью. Ведь теперь в случае любого "неповиновения" со стороны депутатов, исполнительная власть имеет возможность довести до избирателя мнение о шкурности интересов депутатского корпуса. Следует ли удивляться тому, что далеко не идеальный, в условиях идущих социальных реформ, бюджет города был принят, что называется, с первого захода? Дальше последовали столь же нужные администрации города лояльные действия депутатов по вопросам о тарифах. Наконец, на недавнем заседании депутаты приняли предложенные администрацией поправки в Устав города, увеличивающие численность депутатов до 42 человек при одновременном увеличении численности избирателей в депутатских округах.

Могу предположить, что если бы мэрии сегодня потребовалось перейти на 100% выборы депутатов по партийным спискам, действующие депутаты приняли бы и такие изменения. Но в условиях совмещенных выборов смешанная модель голосования куда более выгодна исполнительной власти. Она и была принята. Конечно же такая модель больно ударяет по харизматичным депутатам. Теперь им придется "обрабатывать" дополнительные избирательные участки, на что требуются дополнительные расходы. Но вряд ли исполнительная власть печалится по этому поводу. "Послушное большинство" легче управляется в отсутствии харизматиков. Поэтому не удивлюсь, если в ходе "горячего" этапа осенней избирательной кампании в округах Богданова, Карнилина и Шумаковой вдруг обнаружу наиболее сильных соперников. Последние знают, что ни Богданов, ни Карнилин, ни, тем более Шумакова, административного ресурса иметь не будут.

"Депутатская" команда сторонников мэра сегодня разделена по партийным ориентациям. На первый взгляд, это может показаться странным. Ведь было бы куда проще свалить всех под крыло "сторонников" "Единой России", членом которой мэр является. Однако не будем забывать о совмещенных выборах. Мэр свои интересы блюдёт в первую очередь. Для того, чтобы его поддержала не только родная "Единая Россия", часть промэрских депутатов срочно стала членами или сторонниками партии "Родина". Так что если Юрий Сентюрин рискнет участвовать в выборах мэра, он может столкнуться с "раскольниками" в партийных рядах, часть которых, в том числе входящая в состав руководства нижегородской региональной организации, будет поддерживать его соперника Булавинова.

По внешним признакам поведения можно предположить, что в состав группы депутатов, которая может быть поддержана администрацией города, могут быть зачислены депутат Разумовский, депутат Паченов, депутат Шумилков, депутат Видонов, депутат Лапшин. Вы спросите: "Почему так немного?". Во-первых, потому, что часть действующих сегодня депутатов является одновременно депутатами ОЗС, а, следовательно, баллотироваться в городскую думу не сможет. Во-вторых, потому, что часть депутатов уже имеет другую "крышу" (депутаты-автозаводцы, депутаты СПС и т.п.).

На места, высвободившиеся в результате досрочного сложения депутатских полномочий депутатами перешедшими на работу в ОЗС либо структуры исполнительной власти, наверняка будут выставлены кандидаты действующего мэра. При отборе таких кандидатов вероятнее всего будут руководствоваться тремя критериями: партийность, лояльность, позитивная известность.

Что касается первого критерия, то в этом случае двух мнений быть не может: это будут члены правящей партии "Единая Россия". На худой конец - сторонники этой партии. Иначе как мэру оправдаться перед Москвой?

Что касается лояльности, то здесь мы сможем увидеть либо членов "старой" команды мэра, либо предпринимателей, связывающих свой бизнес с интересами чиновников.

Сложнее с позитивной известностью. Наибольшей известностью обладают руководители успешных промышленных предприятий, но они люди самостоятельные. Большой известностью обладают и представители педагогического корпуса. Однако они не имеют финансовых средств и их кампанию надо полностью оплачивать. Учитывая то обстоятельство, что мэру потребуется 8-10 миллионов долларов на собственные выборы, сложно выкроить необходимый ресурс для полного финансирования кампании учителей или врачей.

С большой долей уверенности можно предположить, что кандидаты "мэрской" команды будут выставлены по 15-18 избирательным округам, но всеми необходимыми ресурсами для избрания будут располагать лишь около 10 из них.

3.2.Объединенная команда оппозиции.

Самое страшное, что может быть для действующей исполнительной власти, - это участие объединенной команды оппозиции в совмещенных выборах. Если такое происходит, то смена властвующей элиты осуществляется в подавляющем большинстве случаев.

Сегодня действиями власти недовольны очень многие. Недовольны простые горожане, которые на деле ощутили непрофессионализм властвующей команды при решении значительного числа городских проблем. Недовольны предприниматели, попавшие под "каток" передела сфер влияния чиновных интересов. Недовольны отставные политики, жаждущие реванша. Недовольны лидеры мелких политических партий и движений, лишенные трибуны. Недовольны журналисты, лишенные ярких сценарных конфликтов "а ля Юрий Лебедев".

Иными словами, если при мэре Беднякове жить было перспективно (открывались новые рабочие места, создавались новые фирмы, учреждались новые газеты), при мэре Склярове жить было надежно (хорошо ремонтировались дороги, большое внимание уделялось решению проблем социальной сферы), при мэре Лебедеве жить было нескучно (развертывались захватывающие зрелища борьбы ветвей власти с использованием "народного вече"), то при мэре Булавинове жить стало серо, ненадежно, буднично, бесперспективно, как в известном мультфильме: "Жизнь моя стеклянка, а ну ее в болото. Живу я как поганка, а мне летать охота!".

Исполнительная власть уверена, что оппозиция не сможет объединиться, так как существует конфликт интересов ее лидеров. Скажем, Андрей Климентьев и Юрий Лебедев претендуют на пост мэра; лидеры нижегородских региональных организаций "Яблока", СПС и КПРФ не могут поступиться идеологическими принципами и т.п.

На самом деле объединиться можно не только вокруг единого лидера, или единой политической платформы, но и вокруг яркого брэнда. Например, под брэндом "Наш Нижний", "Любимый город", "Нижегородский фронт" и т.п. можно собрать и сторонников Юрия Лебедева, и сторонников Андрея Климентьева, и коммунистов, и демократов, и предпринимателей, и ветеранов, и представителей женских организаций и молодежные группы.

Конфликта интересов в этом случае легко избежать. Например, объединение "Нижегородский фронт", включившее несколько политических партий (напомню, что предвыборный блок можно создать только объединив несколько партий), поддерживает своих кандидатов в одномандатных округах. В число таких кандидатов могли бы войти как харизматичные политики, нуждающиеся в финансовых средствах, так и предприниматели, нуждающиеся в командах по продвижению их имиджа. В объединенный список для выборов по общегородскому округу можно было бы включить лидеров объединяющихся групп, подстраховав их от возможной неудачи в одномандатных округах, а также нескольких предпринимателей, не имеющих какого-либо электорального ресурса. Яркие кандидаты в мэры, например Андрей Климентьев и Юрий Лебедев были бы обязаны заявиться как на мэрских, так и на думских выборах (в одномандатных округах).

В первом туре мэрских выборов "Нижегородский фронт" оказывал бы позитивную поддержку и Климентьеву, и Лебедеву, организуя их встречи с избирателями, распространяя агитационную литературу, дискредитируя имидж других соперников. Если власти не отстранят от выборов ни Климентьева, ни Лебедева, тогда голосование избирателей в первом туре выявит того из них, кто попадет в финал. Учитывая административный ресурс "партии власти", невозможно рассчитывать на выход в финал сразу двух представителей оппозиции. Во втором туре "Нижегородский фронт" стал бы поддерживать своего финалиста. Снятый с выборов мэра лидер оппозиции, становился бы лидером избирательного блока на выборах в городскую думу. В том случае, если власти решатся на одновременное снятие двух лидеров оппозиции, "Нижегородский фронт" организовал бы голосование "против всех" на выборах мэра как в первом, так и во втором турах. Тем самым, народное волеизъявление на выборах главы города было бы гарантированно защищено снизу.

Не думаю, что власть отважилась бы снять лидеров оппозиции одновременно и на выборах мэра, и на выборах депутатов. В таком случае кандидаты в депутаты от партии власти будут явно провалены в своих округах, и "Нижегородский фронт" получит подавляющий перевес голосов в составе новой думы. Это позволит новому составу думы изменить Устав города. В соответствии с федеральным законом № 131 "Об общих принципах местного самоуправления" должности главы города и главы администрации города были бы разделены. На первую был бы избран председатель городской думы, а на вторую принят по контракту один из лидеров оппозиции. Второму лидеру было бы предложено место первого заместителя главы исполнительной власти с широкими полномочиями.

Если рассматривать персональный состав команды оппозиции, то из известных нижегородских политиков интересно было бы увидеть в нем, помимо Андрея Климентьева и Юрия Лебедева экс-спикера думы Сергея Абышева, первого секретаря обкома КПРФ Николая Рябова, экс-главу Ленинского района Ильдяра Шибаева, экс-главу Советского района Андрея Тарасова, депутатов городской думы Игоря Богданова и Ольгу Шумакову, генерального директора ОАО "Термаль" Владимира Буланова, а также ряд предпринимателей, чьи фамилии не хотелось бы пока называть по соображениям безопасности для их бизнеса.

Конечно, не факт, что названные персонажи будут принимать участие в выборах. В статье иллюстрируется лишь гипотетическая модель их участия.

В случае участия команды объединенной оппозиции в совмещенных выборах можно прогнозировать следующие результаты.

Вариант 1. Свободная конкуренция.     

Действующая власть использует административный ресурс в обычных пределах, но не снимает с выборов кандидатов оппозиции.

Один из кандидатов оппозиции в 70% случаев становится мэром города. Оппозиция получает 18-23 депутатских мандата (включая мандаты по партийному списку).

Вариант 2. Стесненная конкуренция.

Власть снимает с выборов мэра одного из лидеров оппозиции.

Второй лидер как минимум выходит во второй тур мэрских выборов. Оппозиция получает 25-28 мест в новом составе думы.

Вариант 3. Извращенная конкуренция.

Власть снимает с выборов мэра всех лидеров оппозиции, оставляя их на выборах депутатов городской думы.

Выборы мэры срываются из-за подавляющего преимущества кандидата "против всех" в первом и втором турах голосования.

В новый состав городской думы проходит подавляющее большинство кандидатов от оппозиции. Устав города изменяется. Проводятся выборы главы города из числа депутатов и назначение главы администрации города по контракту.

Вариант 4. Властный беспредел.

Лидеров оппозиции отстраняют от участия как в выборах мэра, так и в выборах депутатов.

Выборы мэра и думы срываются. В городе начинаются акции гражданского неповиновения. Президент принимает соответствующие меры по отношению к губернатору и полпреду, допустившим подобные явления.

Думаю, что представители власти предвидят возможные сценарии событий и предпринимают профилактические меры для разъединения оппозиции. Вполне возможно, что в ближайшее время влиятельным в оппозиционных кругах лицам будут сделаны заманчивые карьерные предложения. В настоящее время этого не происходит из-за наличия администрации губернатора. Понятно, что боязнь Ходырева выйти к Президенту страны с заявлением о доверии после того как это сделали многие знаковые лидеры регионов, связана с тем, что Геннадий Максимович боится получить "красную карточку". Но если так, то он досиживает свой срок, ожидая почетной отставки "а ля Аяцков". До отставки Ходырева сохраняется состав его администрации, следовательно, заняты места, которые могли бы быть предложены влиятельным оппозиционерам, а также спонсорам этих оппозиционеров.

Например, на одного из оппозиционеров оказывает сильное влияние женщина-врач. Сделай ее министром здравоохранения области, и полдела в шляпе. Другому оппозиционеру нужна поддержка в бизнес-сообществе одной из стран СНГ. Третьему - продвижение в список на будущих выборах депутатов Государственной Думы, и так далее.

3.3. Команда полпредства.

В прежние времена это была очень сильная команда единомышленников. Возглавлял ее дважды депутат Вадим Воробьев. Сплоченность команды объяснялась идейной близостью участников, близостью профессиональных интересов и встроенностью в вертикаль власти.

Ныне ситуация изменилась. Во-первых, все настойчивее ходят слухи об отходе Вадима Воробьева от активной политики. Дело в том, что интенсивная перестройка "Лукойла" требует все новых кадровых вливаний. Вадим Николаевич Воробьев очень талантливый менеджер, имеющий современную образовательную подготовку и значительный опыт управленческой работы. Он и прежде был востребован головными структурами "Лукойла", но теперь, когда компания вышла на мировой рынок не только сбыта, но и добычи, а также переработки нефти, опыт Воробьева потребуется в Москве или за границей. Оттого, как видим, Вадим Николаевич охладел к идее своего участия в выборах мэра, да и заседания депутатского корпуса стал все чаще игнорировать.

Найти такого лидера как Воробьев в одночасье вряд ли удастся. Пожалуй, лишь Сергей Абышев, мог бы стать подходящей фигурой, однако его в свое время оттёрли от полпредовских структур и толкнули в стан оппозиции.

Кроме всего прочего в бывшей полпредовской команде депутатов городской думы произошло размежевание по политическим мотивам. Часть депутатов сохранила верность флагу СПС, в то время как другая перешла в лагерь "Единой России". Сегодня, когда СПС на федеральном уровня поднимает флаг антипутинской борьбы, быть в рядах партии власти и одновременно сохранять верность СПС невозможно.

Наконец, третья причина возможного распада команды - слухи о переводе полпреда Сергея Кириенко на работу за пределы Приволжского федерального округа. Два месяца назад, один из очень уважаемых мной людей, из журналистского сообщества, пытался мне доказать, что Сергей Владиленович поменяет место работы к 1 марта. Я же высказывал ему свои сомнения на этот счет, считая, что переход Кириенко, если таковой и состоится, произойдет после выборов губернатора Нижегородской области. Тем не менее слухи об исходе Кириенко из Нижнего Новгорода не придают уверенности его сторонникам.

Сегодня команда полпреда на выборах в городскую думу скорее всего будет уже не "командой Кириенко", а "командой Лимаренко" - главного федерального инспектора по Нижегородской области. А это, как говорят в Одессе, "две большие разницы". Во-первых, потому, что, в зависимости от исхода губернаторских выборов, у Валерия Лимаренко могут измениться политические интересы. Во-вторых, потому, что Валерий Игоревич, как менеджер новой волны, предпочитает профессионалов идейным сторонникам. В-третьих, потому что "играть" кандидатам команды Лимаренко придется не только на поле оппозиции, но и на поле условного союзника - мэра Булавинова.

Учитывая вышеизложенное, вполне ожидаемой видится ситуация, при которой кандидаты в депутаты, являющиеся членами либо сторонниками партии "Единая Россия" пойдут на выборы двумя колоннами: одни в составе команды действующего мэра, вторые в составе команды полпреда. В этом случае команда полпреда вряд ли будет выставлять сильных кандидатов в округах Сормовского, Московского и Ленинского районов, уступив их заранее "братьям по партии" из команды мэра. Команда мэра, в свою очередь, едва ли станет оспаривать округа в Нижегородском, Советском и Приокском районах.

Отдельное место - избирательные округа Автозаводского района. В том случае, если Сергей Владиленович Кириенко останется до октября на своем полпредовском посту, кандидаты в депутаты от Автозаводского района будут согласованы с руководством автогиганта на самом высоком уровне. Традиционно это будут представители автозавода, не входящие ни в команду полпреда, ни тем более в команду мэра города. Однако голосующие по вопросам, непосредственно не связанным с интересами автозавода, консолидированно с депутатами полпредовской группировки.

Если же управленческий талант Сергея Владиленовича все-таки будет востребован руководством страны на ином посту и в ином месте, тогда впервые мы сможем увидеть противоборство кандидатов автозавода, сориентированных на депутата Государственной Думы РФ Юрия Сентюрина, с кандидатами из полпредовской команды. В последнем случае полпредовская команда, скорее всего, введет в свои ряды депутата Татьяну Кузьмину, депутата Василия Пушкина, что совершенно исключено при первом варианте развития событий. Команда же автозаводцев в таком случае будет, скорее всего, возглавляться депутатом Сергеем Абышевым и может включать, помимо работающих менеджеров автогиганта, одного-двух известных ветеранов завода.

3.4. Ресурсные кандидаты-одиночки.

В целом ряде округов в силу ранее сложившихся обстоятельств способны победить кандидаты, не входящие изначально в состав какой-либо из вышеназванных команд. Например, на Сортировке традиционно сильны железнодорожники; в одном из округов Московского района - кандидаты от авиационного завода; в центре Нижегородского района - тележурналисты. Безусловно, представители названых корпоративных групп будут участвовать в выборах. Именно эти кандидаты станут вожделенным объектом всех будущих фракций городской думы.

В предыдущей части статьи высказывалось предположение о возможном участии в выборах мэра Нижнего Новгорода депутата Государственной Думы Ю.П. Сентюрина. В отличие от своих соперников Юрий Петрович не может принимать участие одновременно в выборах депутатов городской думы, что лишает его части электорального ресурса. Поэтому для победы на мэрских выборах он будет вынужден поддерживать кандидатов по одномандатным округам. Это наиболее значимо для округов, расположенных вне зоны его постоянного депутатского влияния (Сормовский, Московский, Канавинский районы). Нижегородским и Приокским районами можно пожертвовать. Во-первых, потому, что численность активных избирателей в этих районах существенно уступает районам, названным выше, а, во-вторых, потому что в этих районах гораздо более эффективной является прямая агитация политиками федерального уровня. Поэтому не исключено, что Юрий Петрович Сентюрин окажет содействие кандидатам в депутаты, рискнувшим зарегистрироваться в избирательных округах Сормовского, Московского, Канавинского районов. Даже в том случае, если у этих кандидатов будут невысокие стартовые позиции.

Выборы в новый состав городской думы пройдут в укрупненных округах. Кроме того, они пройдут по смешанной системе. В этих условиях повышается значение электронных СМИ в продвижении политического имиджа кандидатов. Разумеется, из 150-180 телевизионных образов кандидатов довольно сложно вычленить образы, близкие к идеалу. Поэтому успехом будут пользоваться "зонтичные" кампании, когда несколько кандидатов, зарегистрованных в разных избирательных округах выступает под единым брэндом, с общими стержневыми программными установками, с рекламной продукцией, выдержанной в одном стиле.

Когда я работал над статьей, мои коллеги ознакомили меня с интересным рекламным продуктом, распространенным одной из коммерческих фирм. Продукт по форме очень напоминал коммерческую рекламу товара. Однако некоторые параметры явно выходили за рамки последней. Мои собеседники изумлялись: либо это был образчик некачественной коммерческой рекламы, либо это было нечто иное. Настораживало то, что по содержанию реклама была сделана явно профессионально, а по форме как бы некачественно. Вскоре было выяснено, что "ноги растут" из одного города-миллионника, славного специалистами по рекламе политической. Подробный анализ дает основание предположить, что наслаивается имидж молодого, грамотного, обаятельного политика. Кому бы это было выгодно? Впрочем, разговор об этом уже выходит за рамки данной статьи.

На сегодняшний день никто из нижегородских политиков не счел необходимым просчитать затраты времени на проведение совместных выборов. А затраты эти очень интересны. Ведь ресурс времени - это, как известно, единственный невосполнимый ресурс кампании. Потеря части этого ресурса не может быть компенсирована ни денежными вливаниями, ни рекламными акциями в СМИ.

Мы потрудились подсчитать во что, с точки зрения временных затрат выливается кампания совмещенных выборов, и вот что у нас получилось применительно к действующим депутатам, желающим добиться переизбрания на новый срок.

1. Затраты времени на кампанию по реабилитации политического имиджа, испорченного акцией продления полномочий и сопутствующими негативными решениями (принятием слабого бюджета, повышением тарифов и т.п.) - 4 недели при применении методики наслоения слухов посредством двойного целеустановочного диалога, либо 6 недель при обычных (застольно-развлекательных) мероприятиях для актива комитетов общественного самоуправления и актива массовых организаций.

2. Затраты времени на формирование нового идеального образа депутата в общественном сознании, учитывающего изменения социально-экономических настроений масс - 5 недель при еженедельной работе с лидерами общественного мнения (ЛОМами).

3. Затраты времени на позиционирование имиджа, соответственно внедренному стереотипу идеала - 4-5 недель еженедельной рекламной практики.

4. Затраты времени на формирование установки принятия лидерской позиции кандидата - 2 недели ежедневной работы в округе.

5. Затраты времени на формирование установки "голосования ЗА" - 2 недели ежедневной работы в округе.

6. Затраты времени на формирование установки участия в голосовании - 2 недели ежедневной работы в округе.

Итого - 22 недели.

До выборов сегодня остается 30 недель. Если мы выбросим июль - время отпусков, то можно сказать, что кандидаты уже сегодня обязаны стартовать. А потенциальные спонсоры кандидатов уже сегодня решить все проблемы с финансированием. При этом следует учитывать, что самые затратные мероприятия всегда приходятся на начало кампании, когда необходимо еще раз обследовать избирательный округ, разработать стратегический план кампании, подготовить основные рекламные носители.

Опытные депутаты, такие как Шумакова, Богданов, Карнилин уже месяц назад двинулись в новый поход "за славой". На сегодня у них разработаны Стратегические планы, проведены первые акции по реабилитации имиджа. Менее опытные пока раздумывают по какому округу пытать счастья.

Нам же остается лишь еще раз вспомнить тех представителей депутатского корпуса и исполнительной власти, которые были на гребне политической волны всего несколько лет назад, и которых сегодня не заметно на политическом небосклоне даже вооруженным глазом. А ведь перечень таких фамилий мог бы занять не одну страницу текста. Вспомнить и со вздохом сказать: "Да, прав был французский классик - демократия действительно правит плохо, зато мало!".

© 2003-2021, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна