Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Чем, на ваш взгляд, увенчается политика санкций Запада в отношении России?

Результаты опросов

Нижний Новгород Online - Нижегородский городской сайт
nnov.ru - доменная зона Нижнего Новгорода
© 2003-2019, Martovsky
Главная > Эксклюзив

04.04.2005 Новейшая политическая история России

Авторы: Маслов Олег Юрьевич , Александр Васильевич Прудник

О 3-х летних циклах формирования персонально - ориентированных общественных ожиданий и 6-ти летних циклах исчерпанности персонально - ориентированных общественных ожиданий.

Полный текст статьи, опубликованной в "Независимой газете" от 30.03.05


1. Является ли Владимир Путин случайным лидером страны?

В России лидер страны почти всегда обозначает своё время или условную "эпоху". Людям свойственно говорить "это было при Брежневе", "это было при Ельцине", не уточняя дат тех или иных событий. Обсуждение политических реалий довольно часто приводит к презентациям отдельных фрагментов из прошлого. Причём вне контекста того времени. Подобные презентации аналитиков могут дезориентировать неподготовленного читателя. Это приводит к возникновению различных аллюзий. Одной из таких аллюзий является мысль о том, что если бы Ельцин выбрал не Путина, а другого преемника, то развитие России в начале 21-го века пошло бы несколько по иному пути.

Подобные представления возникают, например, при прочтении прогностической статьи Лилии Шевцовой "Россия - год 2005. Логика отката. Основные тенденции развития власти, экономики, социальной и внешней политики": "Уже Ельцин, назначив своим преемником представителя силовой структуры, тем самым дал толчок к усилению репрессивности постсоветской системы, в формате новейшей истории России". Вменение в вину Ельцину кадрового просчёта является грубой ошибкой, искажающей не столько недавнее прошлое, сколько представление о реальном процессе востребованности того или иного лидера страны.

Является ли случайным лидером страны Владимир Путин? Были ли случайными лидерами страны Михаил Горбачев и Борис Ельцин? Можно ли выявить закономерности востребованности народом того или иного лидера страны? Можно ли презентовать экспертному сообществу некую теорию, опираясь на которую можно будет выстраивать прогностические модели? Ответы на эти вопросы мы и попытаемся найти в рамках своего анализа, пытаясь не выйти за пределы рациональной парадигмы.


2. О 3-летних цикла формирования персонально - ориентированных общественных ожиданий и 6-летних циклах исчерпанности персонально - ориентированных общественных ожиданий

Исторический процесс полицикличен. В истории каждой страны можно выделить циклы развития различной длительности и глубины. Традиционно, выявленные закономерности в политическом и экономическом развитии различных стран укладываются во вполне определённые циклы. Из спектра циклов для нас представляют определённый интерес среднесрочные циклы (до 10 лет) и полувековые или "кондратьевские" циклы, которые связаны со сменой поколений людей, технологических укладов, основных фондов, с переменами в социально - политических отношениях и духовном мире.

История нашей страны в ХХ веке значительно отличается от аналогичных историй других стран мира. Попытка выявить циклы развития в формате новейшей истории России, в рамках наиболее динамичной части новейшей истории, начиная с 1980 года, привела к возможности формализовать новые, исключительно российские циклы развития страны. В рамках среднесрочных циклов удалось выделить два коррелированных цикла персонально - ориентированных общественных ожиданий, которые в значительной степени влияют на поведенческие модели лидеров страны и на историю страны в целом. Это 3-летние циклы формирования персонально - ориентированных общественных ожиданий и 6-летние циклы исчерпанности персонально - ориентированных общественных ожиданий. Персонально - ориентированные ожидания - это и концептуальные форматы массового сознания.

Анализ трех среднесрочных циклов: горбачёвского (1982 - 1991 гг.), ельцинского (1988 - 1997 гг.) и путинского (1997 - 2006 гг.) позволяет выявить общие закономерности, однако дает возможность лишь ориентировочно выявить дату возникновения новых персонально - ориентированных общественных ожиданий будущего лидера страны. События января 2005 года позволяют предположить, что новый 3-летний цикл формирования персонально - ориентированных общественных ожиданий начался именно в начале 2005 года и будет завершён в 2008 году. 3-летний цикл формирования персонально - ориентированных общественных ожиданий нового лидера страны представлен гипотетически. А экскурс в историю позволит получить объективное представление о реальных процессах формирования и исчерпанности персонально - ориентированных общественных ожиданий.


3. 3-летний цикл формирования персонально - ориентированных ожиданий нового лидера страны - Михаила Горбачёва (1982 - 1985 гг.)

Начало 80-х годов 20 века. В СССР - глубокий "брежневский застой". От лидера страны, ровесника века, Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева советское общество ничего не ждет. Сам лидер страны является безусловным лидером по числу анекдотов, посвященных этой "уходящей натуре". Приближался период советской истории, который был остроумно назван ППП: "пятилетка пышных похорон". Но старт этой "пятилетке" дала, скорее всего, не смерть Л.И. Брежнева, а смерть главного идеолога КПСС М.А. Суслова. Основные вехи "пятилетки пышных похорон":

  • 25 января 1982 года - смерть М.А. Суслова
  • 10 ноября 1982 года - смерть Л.И. Брежнева. Завершение 18-летнего периода его правления.
  • 9 февраля 1984 года - смерть преемника Л.И. Брежнева на посту Генерального секретаря ЦК КПСС Ю.В. Андропова
  • 10 марта 1985 года - смерть преемника Ю.В. Андропова на посту Генерального секретаря ЦК КПСС К.У. Черненко

Эти три года, вобравшие в себя похороны трех генеральных секретарей ЦК КПСС, фактически стали временем формирования общественных ожиданий, связанных с приходом нового, молодого лидера страны. Кадровые изменения на вершине партийной пирамиды, начавшиеся с приходом к власти Ю.В. Андропова, высветили ряд новых личностей, среди которых выделялся М.С. Горбачев. Избрание, после смерти Ю.В. Андропова генеральным секретарем ЦК КПСС 73-летнего К.У. Черненко только усилило общественные ожидания молодого лидера страны.

11 марта 1985 года Генеральным секретарём ЦК КПСС был избран М.С. Горбачёв. Этой датой завершается 3-летний цикл формирования персонально - ориентированных общественных ожиданий связанных с М.С. Горбачёвым. Данную дату можно назвать "точкой востребованности" нового лидера страны. "Точка востребованности", как и "точка абсолютной исчерпанности", является важным понятием в формате графической презентации циклов персонально - ориентированных общественных ожиданий.


4. Особенности формирования персонально - ориентированных общественных ожиданий

Период формирования персонально - ориентированных общественных ожиданий условно можно поделить на два этапа. На первом этапе надежды людей на лучшее будущее начинают приобретать вполне осязаемые очертания лишь в аспекте неприятия доминирующих политических персон. От лидера страны и от власти в целом граждане страны уже не ждут ничего хорошего, ни для себя, ни для своих ближних. И лишь контурно проявляется потребность граждан страны в видении желаемого будущего. На втором этапе видение желаемого будущего, а также отрицание негативной реальности приводит к поиску лидера, который в состоянии дать людям желаемые ими перемены.

Смерть генерального секретаря ЦК КПСС Ю.В. Андропова и назначение генеральным секретарем К.У. Черненко позволила распознать персонально - ориентированные общественные ожидания. Доминантным в обществе было ожидание нового, молодого, энергичного лидера страны. Персонально - ориентированные общественные ожидания неразрывно связаны со своеобразными требованиями, предъявляемыми к новому лидеру страны. Основные требования:

  • Новый лидер страны должен понять чаяния народа, и должен быть открыт к прямому диалогу с народом, а главное улучшить жизнь людей
  • Новый лидер страны должен вывести страну из "застоя" и начать желаемые перемены
  • Новый лидер должен открыть страну миру

Возвращаясь к вопросу о случайности лидеров страны, зададимся вопросом: могло ли Политбюро ЦК КПСС назначить на пост Генерального Секретаря ЦК КПСС кого-либо кроме молодого, по меркам Политбюро, Михаила Горбачёва? Этот вопрос часто обсуждается на различных сайтах в сети Интернет, и иногда приводятся версии о возможности назначения на высший пост в стране А.А. Громыко. И даже о якобы имевших место впоследствии сожалениях Громыко о своей поддержке Горбачёва. В эпоху плюрализма допустимы любые версии, но утвердиться в мысли о возможности иного кадрового назначения, кроме исторически осуществлённого, значит сознательно отказаться от реально сложившегося к 1985 году контекста исторических событий. Это более чем ошибка. Это сознательное искажение прошлого. Скорее всего, что у Политбюро ЦК КПСС не было иного выбора, как соответствовать реально осознаваемым требованиям своего народа.


5. Первые годы правления М. Горбачёва и соответствие его действий концептуальному формату персонально - ориентированных общественных ожиданий

Новый лидер страны, практически полностью соответствовал общественным ожиданиям. Он был вызывающе молод, на фоне других партийных лидеров СССР, открыт, постоянно говорил о необходимости перемен, которые были нужны обществу. И его первые шаги подтверждали, что общественные ожидания начинают сбываться. Так, в течение первого года правления сменились более 50% руководящих кадров в республиках, на 70% был изменен состав руководителей министерств. Была предъявлена обществу программа "перестройки", а также предпринят ряд шагов, которые подтверждали реальность перемен в стране. Среди них можно выделить:

  • 11-12 октября 1986 года - встреча М.С. Горбачева и Президента США Рейгана в Рейкьявике, что демонстрировало обществу возрастающую открытость страны всему миру
  • 16 декабря 1986 года - освобождение из горьковской ссылки академика - диссидента А.Д. Сахарова, что являлось реальным подтверждением прекращения в стране борьбы с инакомыслящими
  • 3 февраля 1988 года - арест Ю. Чурбанова, зятя Л.И. Брежнева, что было воспринято обществом как сигнал к тому, что в стране не будет групп лиц, которые будут находиться выше закона
  • 1-2 октября 1988 года - принятие закона о многоступенчатых альтернативных выборах ("апогей" 6-летнего цикла: 1985-1991 гг.)

Соответствие действий М.С. Горбачёва сложившимся в стране общественным ожиданиям проявлялось во многих аспектах. "Прожектор перестройки" и гласность давали надежду людям на лучшую жизнь, но динамика общественной жизни и объём накопленных страной проблем были таковы, что уже в 1998 году начался новых цикл персонально - ориентированных общественных ожиданий. И данный цикл начался внутри 6-летного цикла исчерпанности общественных ожиданий, связанных с М.С. Горбачёвым.

Несмотря на то, что в деятельности М.С. Горбачева было многое, что не воспринималось обществом позитивно: антиалкогольная программа, постоянное позиционирование первого лица государства рядом со своей женой, одно является непреложным фактом - М.С. Горбачев в первые годы своего правления был любим народом. И оспаривать это сегодня - значит отступать от истины.


6. Завершающие годы 6-летнего цикла исчерпанности персонально - ориентированных общественных ожиданий Михаила Горбачёва

25 декабря 1991 года М.С. Горбачёв выпускает Указ о снятии с себя полномочий Верховного Главнокомандующего и передаче их вместе с "ядерной кнопкой" Б.Н. Ельцину. Эту дату можно считать "точкой абсолютной исчерпанности М.С. Горбачёва в концептуальном формате общественных ожиданий, персонально связанным с ним. Его участие в президентской избирательной кампании 1996 года полностью подтверждает уровень исчерпанности - за М.С. Горбачёва проголосовало чуть более 386 тысяч граждан России, менее 1% избирателей страны.

Из массива исторических фактов, составляющих его политическую биографию, необходимо выделить следующие:

  • 14 марта 1990 года - избрание М.С. Горбачева Президентом СССР сроком на 5 лет. Горбачев был избран Президентом страны Съездом народных депутатов СССР (высший пост в стране, с нижайшим уровнем доверительной легитимности). Это фактически и заложило вектор дальнейшей трансформации государства в целом.
  • 15 октября 1990 года М.С. Горбачеву вручают Нобелевскую премию мира (соответствие общественным ожиданиям, сформировавшимся к 1985 году)
  • 17 марта 1991 года - проведение референдума о сохранении обновленного Союза (соответствие новым общественным ожиданиям). При высокой активности избирателей (80%) - 76% голосуют за сохранение Союза. Напомним, что итоги референдума были восприняты Б.Н. Ельциным и его окружением, как победа Горбачева.

Избрание М.С. Горбачёва Президентом СССР - это также попытка лидера страны соответствовать новым общественным ожиданиям. Но исторический контекст событий того времени таков, что новые персонально - ориентированные общественные ожидания уже были жестко связаны с Б.Н. Ельциным.

Безусловно, 3-летние и 6-летние циклы является условными периодами времени. Так, со дня назначения М.С. Горбачёва Генеральным секретарём ЦК КПСС до "точки абсолютной исчерпанности" прошло почти шесть с половиной лет. Но данные циклы позволяют охватить одним взглядом значительные период в новейшей истории, а главное объективизировать многие явления в истории нашей страны.


7. Парадоксальность исчерпанности персонально - ориентированных общественных ожиданий

Краткий обзор исторических циклов, персонально связанных с М.С. Горбачёвым позволяет утверждать, что М.С. Горбачев полностью соответствовал формату персонально - ориентированных общественных ожиданий, сложившихся к 1985 году. Более того, он пытался соответствовать и новым, нарождающимся общественным ожиданиям в начале 90-х годов. Это позволяет высказать парадоксальную идею о том, что ИСЧЕРПАННОСТЬ ПЕРСОНАЛЬНО - ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОЖИДАНИЙ НАСТУПАЕТ В РЕЗУЛЬТАТЕ ИСПОЛНЕНИЯ ЛИДЕРОМ СТРАНЫ ЭТИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОЖИДАНИЙ. Сразу оговоримся, что исполнение касается не тех публичных обещаний, которые лидер страны давал народу в какой-либо конкретный исторический момент, до своего избрания или после, а именно исполнение лидером страны невербальных общественных ожиданий, связанных персонально с данным лидером.

В формате 6-летнего цикла исчерпанности персонально - ориентированных общественных ожиданий, связанных личностью с М.С. Горбачёвым, важно рассмотреть действия М.С. Горбачёва, направленные на соответствие новым нарождающимся общественным ожиданиям. Выборы народных депутатов СССР в марте 1989 года, избрание М.С. Горбачева Президентом СССР 14 марта 1990 года сроком на 5 лет - эти шаги М.С. Горбачёв, в рамках трансформации политической системы страны, демонстрируют стремление лидера страны опереться на силу государства, противопоставив её отжившей свой век КПСС.

Для объективизации аспекта, в рамках которого был предопределён исход борьбы между М.С. Горбачевым и Б.Н. Ельциным, введём в качестве индикатора понятие "доверительная легитимность". Упрощённо, доверительная легитимность - это то количество голосов, которые избиратели передают своему избраннику в доверительное (трастовое) управление в ходе выборов. В рамках данного понятия, доверие народа к М.С. Горбачеву, в формате восприятия массового сознания, было крайне низким, так как значительная часть народных депутатов СССР не избиралась непосредственно гражданами страны, а получила властные полномочия от ненавидимой многими КПСС. Да и тем народным депутатам СССР, непосредственно избранным гражданами, никто не делегировал права избирать Президента СССР. А главное, уровень доверительной легитимности Б.Н. Ельцина, за которого на выборах в июле 1991 года проголосовали более 45 миллионов граждан страны, более чем на 4 порядка превосходил уровень доверительной легитимности М.С. Горбачёва.


8. Контуры 3-летнего цикла формирования персонально - ориентированных общественных ожиданий Б.Н. Ельцина

Особенностью формирования персонально - ориентированных ожиданий Б.Н. Ельцина является то, что формирование этих ожиданий проходило в рамках горбачевского 6-летнего цикла исчерпанности. Концептуальный формат новых общественных ожиданий, которые непосредственно связаны с Б.Н. Ельциным, формируется в рамках 3-летнего цикла, начавшегося в 1988 году и завершившегося 12 июня 1991 года. Контуры 3-летнего цикла можно обозначить следующими датами:

  • 19 февраля 1988 года - снятие Б.Н. Ельцина с поста первого секретаря МГК КПСС. Именно с этого момента начинает формироваться в обществе образ незаслуженно обиженного борца с несправедливостью, способного принести народу реальное избавление от всего негативного
  • 26 марта 1989 года - Б.Н. Ельцин избирается народным депутатом СССР по одному из московских округов, несмотря на сопротивление всей партийной номенклатуры
  • 29 мая 1990 года - Б.Н. Ельцин избирается председателем Верховного Совета РСФСР
  • 17 марта 1991 года - на референдуме на вопрос "О введении всеобщих выборов Президента РСФСР" 70% его участников голосуют "ЗА"
  • 12 июня 1991 года - Б.Н. Ельцин избирается Президентом РСФСР. При 70% явке за него проголосовали 57,3% избирателей. Эту дату можно назвать "точкой востребованности" Б.Н. Ельцина.

За Б.Н. Ельцина проголосовало в ходе выборов 45 551 582 избирателей. Это ли не доказательство любви граждан России к своему новому лидеру? Тем более, что ни о какой фальсификации результатов этих президентских выборов в пользу Ельцина сегодня говорить просто невозможно. Более того. Этот период новейшей истории нашей страны можно назвать "недолгим романом власти с народом". Новый лидер страны обратился к народу за поддержкой и получил власть из рук народа. Недолгий эгалитарный период в жизни страны завершился в декабре 1993 принятием Конституции. Но этот период является крайне важным для будущего России.

В начале ХХI века многие граждане России не любят вспоминать этот период всеобщей эйфории и всеобщей любви к Ельцину. Народ сам сотворил себе кумира. Граждане страны любили своего нового лидера. Противоположные утверждения - это переписывание истории. Не более того.


9. Новые персонально - ориентированные общественные ожидания, жестко связанные с Борисом Ельциным: требование эгалитарного вектора развития страны

Персонально - ориентированные общественные ожидания, непосредственно связанные с Б.Н. Ельциным, можно условно поделить на негативные и позитивные. Новый лидер страны должен был "наказать виноватых", а также "решать, как жить дальше советуясь напрямую с народом". Упрощённо концептуальный формат новых общественных ожиданий можно представить в следующем виде:

  • Новый лидер страны должен разогнать ненавидимую народом номенклатуру
  • Новый лидер страны должен отобрать власть у КПСС
  • Новый лидер страны должен получить власть от народа

Парадокс, но неявно сформулированные общественные ожидания преобразуются в радикальные действия лидеров. Так, требование народа лишить КПСС власти привело к вполне определённым шагам со стороны Генсека М.С. Горбачёва. Необходимо отметить, что М.С. Горбачев чувствовал данный вектор формирования общественных ожиданий. Исторический факт: на том же 3-м внеочередном Съезде народных депутатов СССР, на котором М.С. Горбачев был избран Президентом СССР, были внесены поправки в Конституцию страны, которые отменяли руководящую роль КПСС. Данный дрейф политического лидера страны в сторону новых общественных ожиданий закончился неудачей, в том числе из-за того, что попытка соответствия общественному ожиданию была предпринята в рамках элитарного вектора, свойственного персонально М.С. Горбачеву. Последующие действия Б.Н. Ельцина подтвердили, что общество требовало эгалитарного вектора в развитии страны, непосредственно связанного с прямым волеизъявлением народа. А запрет КПСС, сразу после победы над ГКЧП - это реальный шаг Б.Н. Ельцина в рамках соответствия лидера страны общественным ожиданиям.

Элитарный вектор стал ослабевать после 1-го Съезда народных депутатов СССР. Работа 1-го Съезда с 25 мая 1989 года была фактически первой технологической пиар - акцией в стране. До этого в истории СССР не было политических мероприятий, которые бы вызвали такой мощный интерес у граждан. Но съезд закончился, и в общественном сознании во все большей степени стало формироваться понимание того, что эта власть не сможет реально исполнить общественные ожидания граждан страны.


10. 6-летний цикл исчерпанности персонально - ориентированных общественных ожиданий Бориса Ельцина

Формирование новых общественных ожиданий, связанных с Б.Н. Ельциным, проходило в рамках прямого диалога Ельцина с народом. Подтверждением этому были и его многочисленные выступления на митингах, и признание за народом права самим избирать своего лидера. Но уже президентские выборы 1996 года четко обозначили очертания исчерпанности общественных ожиданий, персонально связанных с Б.Н. Ельциным. В первом туре за Б.Н. Ельцина проголосовали 26 665 495 граждан России, а избрание его на второй срок лишь подтверждало нежелание общества возвращаться в прошлое. "Шоковая терапия", "кровавый октябрь", "чёрный вторник" и чеченская война - вот слагающие исчерпанности ожиданий, непосредственно связанных с Б.Н. Ельциным. Основные события, в рамках 6-летнего цикла (1991 - 1997 гг.) исчерпанности общественных ожиданий:

  • Январь 1992 года - начало экономической реформы ("шоковая терапия")
  • Апрель 1992 года - провал попытки принять новую Конституцию России на Съезде народных депутатов РСФСР
  • Декабрь 1992 года - уход в отставку правительства Е.Т. Гайдара. Новый премьер - министром стал В.С. Черномырдин
  • 21 сентября 1992 года - 4 октября 1993 года - трагические события после выхода Указа Б.Н. Ельцина "О поэтапной конституционной реформе и роспуске ВС РФ". Расстрел "Белого дома"
  • 12 декабря 1993 года - принятие на референдуме Конституции РФ
  • 11 октября 1994 года - "чёрный вторник". Обвальное падение рубля
  • 11 декабря 1994 года - начало первой чеченской войны
  • 14 июня 1995 года - чеченские боевики под руководством Ш. Басаева провели террористическую операцию в городе Будённовск.
  • 3 июля 1996 года - избрание на второй срок Президента России Б.Н. Ельцина

В рамках 6-летного срока исчерпанности персонально - ориентированных ожиданий Б.Н. Ельцина сложно точно назвать дату "точки абсолютной исчерпанности" или попросту "точку обрыдлости". Гипотетически - это лето 1997 года. Но уже март 1997 года можно считать за точку отсчёта в формировании в стране новых персонально - ориентированных общественных ожиданий.


11. Контуры 3-летнего цикла персонально - ориентированных общественных ожиданий Владимира Путина

Главной особенностью нового цикла общественных ожиданий (1997 - 2000 гг.) необходимо признать публичный поиск нового лидера страны. Приход в правительство В.С. Черномырдина, "молодых реформаторов" А.Б. Чубайса и Б.Е. Немцова - это начало политической игры Б.Н. Ельцина в "наследника". За этой игрой вырисовывалась четкая стратегия поиска концептуального формата, которому должен соответствовать новый лидер страны. Основные даты этого периода:

  • 17 марта 1997 года - в состав правительства В.С. Черномырдина вошли "молодые реформаторы" А.Б. Чубайс и Б.Е. Немцов
  • 23 марта 1998 года - С.В. Кириенко назначен премьер - министром РФ
  • 17 августа 1998 года - отказ ведущих банков страны от выплат по ГКО (дефолт)
  • 11 сентября 1998 года - Е.М. Примаков новый премьер - министр РФ
  • 12 мая 1999 года - С.В. Степашин назначен премьер - министром РФ
  • 8 августа 1999 года - В.В. Путин назначен премьер - министром РФ

Раздражающая общество "премьерская чехарда" фактически была не столько своеобразными "смотринами" кандидатов в президентское кресло, сколько реальным процессом зондирования общества на соответствие того или иного кандидата общественным ожиданиям. Знаковой, в этом аспекте, можно считать историческую публикацию в журнале "Коммерсантъ - Власть" от 11 мая 1999 года статьи "Четыре портрета Президента - 2000". Новый лидер страны должен был обладать чертами "людей в погонах": Штирлица, Жеглова, Дзержинского и Петра Первого. В рамках обыденного восприятия реальности до сих пор в общественном сознании имеют хождение умозаключения, что С. Кириенко был слишком молод, да и не справился с управлением огромной страной, а Е. Примаков был слишком стар, что только подтверждает корректность концептуального подхода к данному вопросу.

Необходимо отметить, что публикация в журнале "Коммерсантъ - Власть" от 11 мая 1999 года лишь презентовала данные одного из многочисленных социологических исследований, призванных выявить невербальные персонально - ориентированные общественные ожидания. В.В. Путин по своим биографическим характеристикам в большей степени, чем С.В. Степашин и другие соискатели высшего поста в стране подходил под концептуальный формат общественных ожиданий. Скорее всего, именно это и предопределило выбор Б.Н. Ельцина.


12. Концептуальный формат персонально ориентированных общественных ожиданий, связанных с В.В Путиным

Необходимо обратить внимание на то, что основные вектора в формировании персонально - ориентированных общественных ожиданий, связанных с В.В. Путиным, были непосредственно связаны с негативным образом действующего Президента страны Б.Н. Ельцина. Новые общественные ожидания стали формироваться на неприятии обществом последствий дефолта 1998 года и экономической нестабильности в целом, а также на безусловном неприятии кадровой чехарды на высших руководящих постах страны. Более того, очередная антитеррористическая операция в Чечне, начавшаяся 1 октября 1999 года, уже была продиктована необходимостью для В.В. Путина соответствовать новым общественным ожиданиям. Новые персонально - ориентированные ожидания укрупнено можно представить в следующем концептуальном формате:

  • Новый лидер должен навести порядок в стране и обеспечить стабильность
  • Новый лидер страны должен вернуть уважение к России и решить "проблему Чечни"
  • Новый лидер страны должен быть государственником и патриотом

Первые годы правления В.В. Путина продемонстрировали, что он практически полностью реализовал сложившиеся к 2000 году общественные ожидания. В известной степени решена "проблема Чечни", и как следствие этого уменьшилось травмирующее воздействие этого фактора на массовое сознание граждан России. В Чечне принята Конституция, дважды избирали президента республики. Что нужно ещё для успокоения граждан страны?

Достигнута экономическая стабильность, воплощенная в отсутствии задержек в выплатах зарплат бюджетникам и пенсий пенсионерам, более того постоянно осуществляются "инфляционные надбавки". Путину удалось вернуть уважение к слову "патриот" и возродить прежнее уважение к государству и государственности в целом. Создание федеральных округов было воспринято, как интегрирующий страну шаг и попытка навести порядок в стране. И это и многие другие прагматичные шаги В.В. Путина, безусловно, являлись практической реализацией лидером страны персонально - ориентированных общественных ожиданий. А это означает, что общество уже скоро приступит к поиску нового лидера страны и страна вступит в новый цикл формирования персонально - ориентированных общественных ожиданий.


13. 6-летний цикл исчерпанности Владимира Путина

Добровольная отставка 31 декабря 1999 года Ельцина и избрание 27 марта 2000 года Президентом РФ В.В. Путина завершило 3 - летний цикл формирования общественных ожиданий персонально связанных лично с В.В. Путиным и дала старт новому, "путинскому" 6-летнему циклу (2000 - 2006 гг.) исчерпанности общественных ожиданий. На первом этапе - полное соответствие В.В. Путина общественным ожиданиям. Но есть нечто, что несколько отличает В.В. Путина и от М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина. Любовь народа к Путину носила более долговременный характер, что нашло своё отражение в дискуссиях в экспертном сообществе о "феномен рейтинга Путина". Лидер страны предпринимал шаги, которые полностью поддерживаются обществом. В первую очередь это:

  • май 2000 года - Указ Президента о создании Федеральных округов, что послужило обществу сигналом о реальных шагах по сохранению российской государственности
  • принятие оптимальных решений о государственной символике и гимне страны, что полностью подтвердило ожидание общества, которое хотело видеть в В.В. Путине лидера, способного связать прошлое, настоящее и будущее страны и общества

Первый Президент России Б.Н. Ельцин сделал многое для того, чтобы власть воспринималась обществом как нечто агрессивно-негативное. В.В. Путин в первый срок своего правления этот формат восприятия власти сломал. Означает ли это, что В.В. Путин опровергнет наличие 6 - летних циклов исчерпанности персонально - ориентированных общественных ожиданий? Трагические события в Беслане, монетизация льгот, трансформация политической системы страны - всё это в состоянии лишь ускорить или замедлить движение В.В. Путина к "точке абсолютной исчерпанности". Не более того. Надежды народа не бесконечны. В массовом сознании перестало укладываться, как высокие цены на нефть на мировом рынке и излишки денег в государственном бюджете могут совмещаться с лишением некоторых групп граждан заслуженных льгот. А это признак исчерпанности общественных ожиданий.

Президент США Р. Никсон в свое время сказал знаменитую фразу, что "каким я останусь в истории США, в значительной степени зависит от тех людей, кто будет писать учебники истории США для школьников". Именно этим, скорее всего, и объясняется известное резкое высказывание Президента Путина по поводу одного из учебников по истории России.


14. О "точке абсолютной исчерпанности" персонально - ориентированных общественных ожиданий В.В. Путина

Простейшие вычисления показывают, что "точка абсолютной исчерпанности" "путинского" 6-летнего цикла придётся на весну 2006 года. Не исключено, что именно понимание этой закономерности послужило основанием для того, что реформа местного самоуправления в России в рамках принятого Государственной Думой "Закона о местном самоуправлении" будет вводиться с января 2006 года. Именно это и ряд других фактов позволяют утверждать, что российская власть готова к организации новой "управляемой турбулентности" в рамках дальнейшей трансформации российского государства.

Формирование новых общественных ожиданий будет проходить в рамках все возрастающего понимания обществом, что Россия уже живет в формате "наследуемого" президентства". Особо следует отметить, что сразу после всенародного избрания Б.Н. Ельцина Президентом РСФСР новая властная элита взяла курс на последовательное и планомерное отстранение граждан от какого - либо влияния на общественно политические процессы в стране. Следствием этой политика являются и постоянное падение явки граждан на выборы во все уровни власти, и неуклонный рост активно - протестного электората, выражающийся в сознательном голосовании против всех. А это индикатор непризнания значительными группами граждан страны сложившейся политической реальности. Элитарный, "горбачевский" вектор решения общественно - политических задач, тотально доминирующий в России начала 21 века, безусловно, вызовет к жизни новые эгалитарные ожидания, лежащие в плоскости справедливости и равенства.

Необходимо отметить, что общественно - политические процессы носят объективный характер, и как это не покажется парадоксальным, не подвержены влиянию традиционных для информационной эпохи манипулятивных технологий. Более того, вектор манипулятивного воздействия на массовое сознание, обычно используемый лидерами страны, почти всегда направлен на демонстрацию соответствия лидера страны общественным ожиданиям, ранее сформированным и доминирующим в обществе, а также новым, нарождающимся ожиданиям. Так, действия В.В. Путина в формате истории с компанией "ЮКОС" лежат именно в плоскости нарождающихся ожиданий. Но объективный исторический процесс жесток, и "точка абсолютной исчерпанности" В.В. Путина неминуемо приближается во вполне определённый прогнозируемый период времени.


15. О попытках соответствия лидера страны новым нарождающимся в обществе ожиданиям

М.С. Горбачёв в конце 80-х начале 90-х годов, осознавая новые нарождающиеся общественные ожидания, принимает решение о создании институт президента в стране. Данное решение объяснялось тем, что в большинство цивилизованных стран возглавляют президенты, а СССР - партийный лидер. Объективно введение института президента и отмена 6-й статьи Конституции СССР реально ослабили влияние КПСС на общественно - политическую жизнь страны. А это полностью соответствовало новым, нарождающимся общественным ожиданиям. Но Б.Н. Ельцин в рамках тех же общественных ожиданий выходит 12 июля 1990 года из КПСС, а затем, после поражения ГКЧП, полностью выводит эту политическую организацию из общественной жизни.

Б.Н. Ельцин, осознавая другой эгалитарный вектор общественных ожиданий, добивается проведения в РСФСР 17 марта 1991 года референдума по вопросу введения всеобщих выборов Президента РСФСР. Граждане России поддержали его, и 12 июня 1991 года Б.Н. Ельцин избирается Президентом РСФСР. Более 45 миллионов граждан, проголосовавших за Б.Н. Ельцина, - это высочайший уровень доверительной легитимности для нового лидера страны.

6-летний цикл исчерпанности персонально - ориентированных общественных ожиданий, связанных с Б.Н. Ельциным, подтверждает парадоксальную идею об истинной причине исчерпанности общественных ожиданий. КПСС как политической организации, безраздельно властвовавшей над страной, не стало. Наследница КПСС КПРФ - не более чем одна из партий, представленных в Государственной Думе. Эгалитарный вектор общественных ожиданий, требовавший непосредственного участия народа в общественно - политических процессах в стране, был реализован референдумом о введении поста Президента РСФСР, первым всенародным избранием лидера страны (вотум доверия президенту РСФСР Б.Н. Ельцину) и референдумом по принятию Конституции РФ, проведённым в декабре 1993 года. Обращаем внимание на то, что всенародное голосование за Конституцию страны, несмотря на известные сомнения в истинности итогов данного референдума, также являются выполнением лидером страны общественных ожиданий. Постоянно практикуемый М.С. Горбачевым элитарный upgrade Конституции СССР, крайне негативно воспринимался обществом. И, как это ни покажется парадоксальным, неизменность российской Конституции неразрывно связана с неприятием массовым сознанием уже подзабытых действий М.С. Горбачёва.


16. М.С. Горбачёв и В.В. Путин: исторические параллели

В экспертном сообществе, как это ни покажется парадоксальным, чаще всего В.В. Путин сравнивается ни с кем иным, как с первым и последним президентом СССР М.С. Горбачёвым. Необходимо отметить, что после 5 лет правления В.В. Путина образ действующего президента страны уже не соизмеряется ни с Петром Первым, ни с Г. Жуковым, ни с другими символьно - знаковыми персонами из известной публикации в журнале "Коммерсантъ - Власть". А для взаимного позиционирования В.В. Путина с М.С. Горбачёвым индикативных операторов более чем достаточно.

В рамках обыденного сознания и М.С. Горбачёв и В.В. Путин - это лидеры страны катастрофического типа. Сразу оговоримся, что не сами лидеры страны вызывали те или катастрофы. Более того, они искренне желали процветания и гражданам страны и государству. Но из истории страны выбросить трагические страницы практически невозможно. При Горбачёве произошла ядерная трагедия в Чернобыле, чудовищное землетрясение в Армении. Погромы, падение самолётов, железнодорожные аварии, вооружённые конфликты (Карабах), "парад суверенитетов", следовали одни за другими, что в значительной степени отразилось и на самом образе М.С. Горбачёва. "Послужной список" В.В. Путина не менее впечатляющ. Это и гибель подлодки "Курск", трагедия на Дубровке, "Трансвааль", взрывы в московском метро, падение самолётов, горевшая телебашня "Останкино", сгоревший "Манеж" в день президентских выборов 2004 года и, конечно, ужасная трагедия с детьми в Беслане. Но есть и другие, не менее важные исторические параллели между М.С. Горбачёвым и В.В. Путиным.

Как уже отмечалось ранее и М.С. Горбачёв и В.В. Путин пытались соответствовать новым, нарождающимся общественным ожиданиям. М.С. Горбачёв в 1990 году, выполняя своеобразный "заказ общества", ввёл институт президента в стране и отменил 6-ю статью Конституции СССР "о руководящей роли КПСС". В.В. Путин в 2004 году, осознавая новые нарождающиеся общественные ожидания, отправляет "на скамью подсудимых" олигарха М.Б. Ходорковского (историческая параллель с Ю. Чурбановым). Это действие можно расценивать, как попытку В.В. Путина соответствовать новым "антиолигархическим ожиданиям" и как своеобразное "послание" обществу о "равенстве всех граждан страны перед законом". Но не только это "роднит" действующего президента России и В.В. Путина.

М.С. Горбачёв, объективно воспринимая опасность и для себя лично и для страны со стороны старой коммунистической номенклатуры, опирался в борьбе с КПСС на силу государства. В.В. Путин, осознавая реальную или иллюзорную опасность, исходящую от олигархов, также опирается в борьбе с олигархами на силу государства. Это наглядно проявляется в "деле ЮКОСА" в формате не связанных, но скоординированных действий налоговых органов, суда и государственных структур, осуществивших продажу на аукционе "Юганскнефтегаза".

Кроме опоры на силу государства необходимо выделить ещё один важнейший фактор: концентрация в руках лидера страны всей полноты власти. "Послебеслановские инициативы" президента Путина достаточно подробно проанализированы в экспертном сообществе, в аспекте усиления власти института президента и лично В.В. Путина. А аналогичные действия М.С. Горбачёва, особенно в период 1988 - 1991 годов, как-то остались вне зоны внимания российских аналитиков.

И главное, что "роднит" В.В. Путина с М.С. Горбачёвым, - это необходимость определяться с "наследником". Безусловно, шаги М.С. Горбачёва в ходе первых российских президентских выборов и его поддержка В.В. Бакатина не совсем вписываются в политическую технологию "наследуемого" президентства, но отдельные совпадения позволяют рассматривать действия всевластного М.С. Горбачёва в 1991 в рамках политической технологии "наследуемого" президентства.


17. 5-й год правления В.В. Путина и новые персонально не связанные общественные ожидания

Гипотетически можно предположить, что 2005 год - это не только год активного движения В.В. Путина к "точке абсолютной исчерпанности", но и первый год в 3-летнем цикле персонально - ориентированных общественных ожиданий нового лидера России (2005 - 2008 гг.). Как отмечалось выше, на первом этапе 3-летнего цикла общественные ожидания носят персонально не связанный характер. В упрощённой форме новые, нарождающиеся, персонально не связанные общественные ожидания должны отвечать на "исторические" вопросы: "Кто виноват?" и "Что делать?". Причём необходимо отметить, что, скорее всего, доминирующим фактором, способным оказать максимальное влияние на общественно - политическую жизнь в стране, будет ответ на первый вопрос. И лишь когда массовое сознание интуитивно найдёт ответы на эти вопросы, то только тогда начнётся поиск личности, способной реализовать новые, нарождающиеся, персонально не связанные общественные ожидания.

Для того, чтобы попытаться понять, каковы будут новые персонально - ориентированные ожидания, необходимо чётко выделить то негативное, что идентифицируется персонально с лидером страны В.В. Путиным. В России с декабря 1993 года доминирует элитарный вектор в решении общественно - политических проблем. Эгалитарный "роман с народом" длился недолго, с марта 1991 года по декабрь 1993 года. После принятия Конституции все общественно - политические процессы в стране проходят без какого - либо учёта мнения граждан страны. Выборы постепенно превратились в примитивный и жестко управляемый механизм формальной легитимизации власти. Именно в рамках элитарного вектора существует потенциальная опасность внесения изменений в Конституцию страны не через всенародный референдум, а через upgrade Конституции, посредством использования Государственной Думы и обладающего практически нулевым уровнем доверительной легитимности Совета Федерации.

Сегодня сложно говорить о том, какие именно эгалитарные тенденции могут быть востребованы, казалось бы, апатичным российским обществом. Но надежды людей на лучшую жизнь трансформируются и в ожидание наказания виновных, и в ожидание востребованности самого народа. Однако лидеров, способных дать обществу позитивные импульсы, среди действующих политических активистов в медийном ареале России, не наблюдается. А вот политиков, желающих ответить на вопрос "кто виноват?" и тем самым "оседлать" негативный вектор общественных ожиданий, более чем достаточно.

Российская Федерация, за годы со дня принятия Конституции, прошла путь от однопартийной системы к однопартийной системе. Полное доминирование партии "Единая Россия" в Государственной Думе наглядно демонстрирует один из важнейших по отношению к В.В. Путину негативных аспектов. В ближайшее время он будет полностью идентифицироваться в общественном сознании исключительно в рамках горбачевского элитарного вектора развития страны. А это означает, что модель "наследуемого" президентства переходит в разряд политических технологий с высоким уровнем риска. Технология "наследуемого" президентства уже состоялась в России в 1999 - 2000 годах и в ближайшие три года эта технология будет лишь искать адекватные формы самореализации.

В рамках ретроспективного взгляда необходимо отметить, что 5-й год правления был удачным для первого президента России Б.Н. Ельцина. Он был переизбран на второй срок, несмотря на известные трудности этого процесса. 5-й год правления был более чем удачным и для М.С. Горбачёва. Он был избран Съездом народных депутатов СССР президентом страны, был удостоен Нобелевской "премии Мира", и мало что предвещало его грядущую политическую катастрофу, как и реальную дезинтеграцию страны. 5-й год правления В.В. Путина нельзя назвать удачным, по крайней мере, для России. Не исключено, что многие российские эксперты отнесут трансформацию политической системы страны, после трагических событий в Беслане, к разряду личных удач президента В.В. Путина. Но ретроспективный взгляд не позволяет присоединиться к данной точке зрения


18. О "наследуемом" президентстве в России в формате планируемой "оранжевой революции" в Москве

Прогнозы в общественно - политической сфере условно можно поделить на два типа. Прогнозы, основанные на доступе к инсайдерской информации, и прогнозы, сформированные на основе выявленных закономерностей. Прогноз событий в России на 2007 - 2008 годы, может строиться в формате отслеживания воздействия политической технологии "наследуемого" президентства и планируемой в Москве "оранжевой революции", с учётом закономерностей выявленных в циклах персонально - ориентированных общественных ожиданий. Главная проблема, которая будет стоять перед В.В. Путиным в аспекте выбора "наследника" - это требование полного соответствия "наследника" новым, нарождающимся в стране персонально - ориентированным общественным ожиданиям. И в случае неудачного выбора "наследника" (формат "Горбачёв - Бакатин") политическая нестабильность в России гарантирована на несколько лет вперёд.

Упрощенно, в рамках прямых аналогий с известными политическими фигурами, новым персонально - ориентированным общественным ожиданиям может соответствовать "Ельцин № 2", олицетворяющий эгалитарный вектор для дальнейшего развития страны (ожидания в формате "оранжевой революции" в Москве), и "Путин № 2", олицетворяющий элитарный горбачевский вектор в развитии страны (ожидания в формате "наследуемого" президентства). В планы идеологов будущей "оранжевой революции", безусловно, будет входить расчёт на то, что выбор В.В. Путина - это "Бакатин № 2" или "российский Янукович". В рамках трёх данных векторов можно прогнозировать, что новый лидер страны может возглавить Россию, либо в рамках конфликта с действующей властью, как это осуществил в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века Б.Н. Ельцин, либо в результате "наследования" кресла Президента, как это было реализовано в отношении В.В. Путина.

Необходимо отметить, что любой "дрейф" В.В. Путина в сторону новых, нарождающихся общественных ожиданий, не приведёт к безусловной успешной реализации в 2008 году политической технологии "наследуемого" президентства. Действующий президент может начать кампании по борьбе с коррупцией или по борьбе за большую социальную справедливость, но шансы его "наследника" стать президентом России от этого не вырастут. Еще раз подчеркиваем, что исчерпанность персонально - ориентированных общественных ожиданий связана не с непосредственной деятельностью лидера страны и тем более, не с теми обещаниями, которые он формально давал гражданам страны.

На сегодняшний день является очевидным, что новые персонально - ориентированные общественные ожидания находятся и в формате эгалитарного вектора, требующего непосредственного участия граждан страны в решении как проблем, стоящих перед обществом и страной в целом, так и проблем своего собственного выживания. Именно в этом формате будут вынуждены вести поиск альтернатив "наследнику" и идеологи будущей "оранжевой революции" в Москве, и не попавшие в Государственную Думу "демократы".

События на Украине наглядно продемонстрировали, как для действующей власти опасно вести "двойную игру", когда два основных кандидата в президенты как бы "равноудалены" от действующего главы государства. В формате, когда и "наследник" президента, стартующий с позиции премьер-министра, и "единственная реальная альтернатива" в той или иной степени обязаны своей карьерой Л.Д. Кучме (В.В. Путину). Для идеологов будущей "оранжевой революции" в Москве действующая власть в России, скорее всего, не более, чем группа лиц, приватизировавших брэнд "государство". Расклад политических сил к 2008 году будет диаметрально противоположным в случае, когда "единственной реальной альтернативой" "наследнику" станет, например, М.Б. Ходорковский, или когда "народным лидером" объединённой оппозиции и грядущей "оранжевой революции" станет бывший спецпредставитель В.В. Путина Д.О. Рогозин.

Если "наследником" В.В. Путина будет назначен министр обороны С.Б. Иванов, у которого, безусловно, в отличие от бывшего украинского премьер - министра В. Януковича нет "тёмных пятен" в биографии, то его несоответствие нарождающимся общественным ожиданиям кратно увеличит шансы "оранжистов". И предсказать итог президентских выборов - 2008 будет очень трудно. Сложность задачи, стоящей перед В.В. Путиным в аспекте выбора "наследника" объясняется тем, что его преемник должен не только максимально соответствовать новым персонально - ориентированным общественным ожиданиям, но и полностью зависеть после своего избрания от управляющей референтной группы в стране, возглавляемой действующим президентом.

Парадокс российской реальности заключается и в том, что первая "волна" социологических исследований в стране, посвящённых президентским выборам 2008 года, выявила, что наибольшие шансы на успешное участие в своеобразном кастинге в "наследники" В.В. Путина есть у "политиков без биографий". Известность политика является непреодолимым препятствием для попадания в статус "наследника". Этот парадокс можно объяснить тем, что известность политика не оставляет простора для "творчества масс", в формате самостоятельного сотворения нового кумира. Из данного парадокса российской реальности можно сделать два вывода. Наиболее известные на сегодняшний день в стране политики если и будут участвовать в будущих президентских выборах, то лишь в качестве статистов. А реальный "наследник" В.В. Путина может обладать на сегодняшний день уровнем узнаваемости в России, не превышающим 2%.


19. О репродуктивной и контррепродуктивной фазе власти и среднесрочных рисках России

Требуется осветить еще один вопрос, который является крайне важным для понимания общественно - политических процессов, происходящих в России, в формате 3-хлетних и 6-летних циклов персонально - ориентированных общественных ожиданий. Многообразие фактов в новейшая история страны позволяет нам объективно исследовать две фазы власти: репродуктивную и контррепродуктивную. В данном аспекте наша страна значительно отличается от развитых демократических стран. Например, с точки зрения республиканцев США, власть в США сейчас находится в репродуктивной фазе, так как Дж. Бушу удалось в 2004 году переизбраться на второй президентский срок. Но и переход власти в США к демократам, безусловно, оставил бы власть в стране в репродуктивной фазе. Контррепродуктивной власть в США стала бы лишь с точки зрения республиканцев.

В России, переход власти от Б.Н. Ельцина к В.В. Путину и переизбрание В.В. Путина на второй президентский срок - это сохранение репродуктивной фазы для действующей власти, а переход власти от Горбачева к Ельцину - это контррепродуктивная фаза для той, советской власти. Так, возможен ли в России в ближайшие годы переход власти в контррепродуктивную фазу? Этот вопрос уже сегодня не выглядит преждевременным по той простой причине, что переход власти в контррепродуктивную фазу в 1991 году означал для нашей страны, прежде всего, дезинтеграцию. Об опасности дезинтеграции страны неоднократно заявлял после трагических событий в Беслане действующий президент страны В.В. Путин. Данная проблема не может находиться вне фокуса внимания экспертного сообщества.

Приведённые выше исторические параллели между М.С. Горбачёвым и В.В. Путиным демонстрируют наличие ряда системообразующих факторов, необходимых для перехода власти в России в контррепродуктивную фазу. Более того, тщательное изучение особенностей перехода власти в стране в контррепродуктивную фазу в 1917 и 1991 годах позволяет говорить о высокой вероятности создания большинства необходимых условий в России для перехода власти в контррепродуктивную фазу уже в 2008 году. Несмотря на то, что вероятность этого перехода на сегодняшний день нельзя оценивать выше 20%, необходимо признать, что 80% всех необходимых условий для дезинтеграции страны создаёт сама нынешняя действующая власть. Причём "силовое" избрание в 2008 году президентом России "наследника" В.В. Путина не решает ни одну из проблем, как действующей в стране власти, так и граждан страны, Это лишь отодвинет все проблемы на 4-летний президентский срок, в случае радикального несоответствия нового президента страны сформировавшимся в России новым персонально - ориентированным ожиданиям. Риск дезинтеграции - это среднесрочный риск России.

Парадокс общественно - политической ситуации, сложившейся в России к "двадцатилетию реформ", заключается в том, что те радикальные перемены, которые произошли в нашей стране с 1985 года, вполне соизмеримы с переменами, характеризующими полувековые, "кондратьевские" циклы. Не исключено, что мы с вами будем наблюдать в 2008 - 2012 годах наложение среднесрочных циклов общественных ожиданий и "кондратьевских" циклов. Среднесрочные 9-летние циклы России, включающие в себя 3-летние циклы формирования персонально - ориентированных общественных ожиданий и 6-летние циклы исчерпанности персонально - ориентированных ожиданий, позволяют выстраивать прогнозные модели, что переводит общественно-политическую ситуацию в России в достаточно предсказуемую плоскость.

© 2003-2019, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна