Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Чем, на ваш взгляд, увенчается политика санкций Запада в отношении России?

Результаты опросов

Нижний Новгород Online - Нижегородский городской сайт
nnov.ru - доменная зона Нижнего Новгорода
© 2003-2021, Martovsky
Главная > Обозрение

12.04.2005 Послание Президента Путина Федеральному Собранию Российской Федерации - 2005 и экономика страны в человеческом измерении

Автор: Маслов Олег Юрьевич

Неотвратимо приближается время нового президентского послания В.В. Путина. По мнению большинства российских экспертов, послание Президента России Федеральному собранию образца 2004 года оставило больше вопросов, чем предоставило ответов. Крайнюю, но метафорически верную оценку посланию Президента дал Михаил Делягин:  "Послание - жанр абсолютно фиктивный. Он (Путин) не упомянул о наиболее болезненных проблемах. Это документ, который существует независимо от реальной жизни". Можно по отношению к посланию президента занять и более радикальную позицию, вопрошая: почему Президента страны избирает народ, а отчитывается он перед двумя палатами Федерального Собрания, причём к избранию одной из палат граждане России не имеют никакого отношения? Пусть Президент отчитается перед народом, что он для народа-то хорошего сделал? Но рациональное зерно, скорее всего, можно найти и там, где его нет по определению. В данном случае необходимо обратиться к первоисточнику, самому посланию Президента, при этом, удерживая в уме то, что новое послание Президента Путина будет представлено российскому обществу после трагедии в Беслане, начала процесса назначения суррогатных глав субъектов федерации и "перекосов" монетизации льгот.


Послание Президента как письмо с неисполненными желаниями

Президент Путин крайне просто сформулировал главное: "Наши цели абсолютно ясны. Это - высокий уровень жизни в стране, жизни - безопасной, свободной и комфортной. Это - зрелая демократия и развитое гражданское общество. Это - укрепление позиций России в мире, а главное, повторю, - значимый рост благосостояния граждан". Если анализировать российскую реальность в формате "от послания до послания", то можно сказать, что по всем трём стратегическим целям Президента нанесён мощный удар. Трагедия в Беслане и теракты в Москве наглядно продемонстрировали гражданам России уровень безопасности в стране, а последующая борьба государства за безопасность диалектически привела к уменьшению свободы и комфорта граждан. Отмену выборов глав субъектов федерации едва ли можно отнести к шагам, направленным на развитие гражданского общества, а создание "Общественной палаты" - прорывом в деле развития гражданского общества. "Бархатные революции" на Украине, в Грузии и Киргизии, безусловно, не являются показателями укрепления позиций России в мире. В вопросе роста благосостояния граждан страны крайне важны критерии, по которым будет определяться его реальный рост. Важно человеческое измерение.

Многие из параметров человеческого измерения экономики достаточно широко используются в большинстве развитых стран мира, но практически не применяются российскими либеральными фундаменталистами. Достаточно вспомнить известную политическую коллизию, когда в середине 80-х годов прошлого века президент Франции социалист Миттеран назначил лидера "правых" Жака Ширака премьер - министром страны. За время премьерства Ширака, вследствие проводимых им реформ, число акционеров во Франции выросло в пять раз, с полутора до восьми миллионов. Вовлечение граждан Франции в реальную экономику позволило снизить налоги и с корпораций и с физических лиц. Для многих экспертов союз "левого" президента и "правого" премьер - министра остался в памяти как не более чем случай сохранения власти в одних руках в рамках проведения необходимых в стране реформ. Миттеран переизбрался на новый президентский срок, так как "правые" были лишены всех козырей за время премьерства Жака Ширака. Многие обещания "правых" были ими просто-напросто реализованы. Но представляется важным именно введение человеческого измерения деятельности федеральной власти. А число акционеров в стране - это и есть один из критериев человеческого измерения эффективности деятельности властей. Тем более, что позитивных примеров человеческого измерения деятельности тех или иных политиков более чем достаточно.


Политический отчет Маргарет Тэтчер и система мониторинга эффективности деятельности российских властей

Рост благосостояния народа вполне может быть измерен простейшей системой индикаторов. В качестве подходящего примера вполне можно использовать информацию из "политического отчета Маргарет Тэтчер" о достигнутых успехах в росте благосостояния нации за годы ее 10 - летнего пребывания на посту премьер - министра. Известно, что за этот срок число индивидуальных владельцев акций возросло с 2 миллионов человек до 9,2 миллионов, а количество семей, имеющих собственные дома, - с 35 до 65%. Необходимо отметить, что данные итоги были, в том числе, и следствием неуклонной деятельности Тэтчер по всемерному развитию малого и среднего бизнеса.

Представляется, что простейшая система индикации эффективности действия властей должна быть выстроена и в России. А главное, в экономической части ежегодного отчёта Президента страны должны звучать цифры и о числе индивидуальных владельцев акций, и другие цифры, чётко и определённо демонстрирующие рост или падение благосостояния граждан страны. Из-за наметившихся тенденций к сносу частных строений граждане страны смогут объективно оценить и реальные процессы в аспекте частного домовладения. А от индикации отдельных параметров развития страны в формате человеческого измерения можно будет впоследствии перейти к ежегодному мониторингу ключевых параметров.  

За точку отсчета для построения системы мониторинга развития страны в формате человеческого измерения необходимо взять данные, полученные в ходе всероссийской переписи населения 2002 года. Причем главный индикатор - число граждан России - должен стать предметом самого пристального внимания общества.

Одной из главных проблем при построении системы индикации является нежелание власти брать на себя какие-либо обязательства по отношению к обществу в целом. Построение системы индикации эффективности деятельности российских властей - это задача гражданского общества. Без построения такой системы страна неизбежно придет к системному политическому кризису.

Анализ послания Президента Путина Федеральному Собранию 2004 года в контексте последующих событий приводит к пониманию того, что новое послание будет в значительной степени отличаться от прошлогоднего. Безусловно, в нём будут доминировать дежурные идеологемы из арсенала борьбы с международным терроризмом, призывы к единению, констатации новых вызовов. Но изменившаяся за период "от послания к посланию" реальность высветила одну парадоксальную закономерность. Проблемы власти (удвоение ВВП, "что делать со стабилизационным фондом", либерализация деятельности естественных монополий, улучшение инвестиционного климата в стране и др.) и проблемы народа в рамках естественного выживания практически не взаимосвязаны. Монетизация льгот включила соизмерение  инфляции, которую правительство Фрадкова никак не может обуздать, с конкретной реформой, осуществляемой властью в один семейный или индивидуально - пенсионный бюджет. Идёт проверка кошельком. И оценка по данной реформе даётся вне зависимости от информационного потока, несущегося с экранов телевизоров. Эта оценка тоже своеобразное человеческое измерение политики властей. И тенденций к тому, чтобы со временем данная оценка стала позитивной, практически нет.

© 2003-2021, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна