Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Чем, на ваш взгляд, увенчается политика санкций Запада в отношении России?

Результаты опросов

Нижний Новгород Online - Нижегородский городской сайт
nnov.ru - доменная зона Нижнего Новгорода
© 2003-2021, Martovsky
Главная > Выборы мэра Нижнего Новгорода

21.06.2005 Как победить на выборах безальтернативного главу города? (часть вторая)

Авторы: Маслов Олег Юрьевич , Александр Васильевич Прудник


СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ КАНДИДАТА – ОДНА ИЗ ГАРАНТИЙ ПОБЕДЫ НА ВЫБОРАХ


Особенности социологического сопровождения избирательной кампании кандидата на должность главы местного самоуправления

Особенности социологического сопровождения данного типа избирательных кампаний вытекают из специфики выборов главы местного самоуправления. Ограниченный территориальный анклав со своими сложившимися традициями и политическими предпочтениями, обостренное восприятие избирателей к именно данному формату выборов – все это накладывает определенные рамки на ведение избирательной кампании. Социологические исследования, кроме своей основной задачи – получения объективной карты электоральных предпочтений избирателей – решают еще и задачу эффективного воздействия на весь ход избирательной кампании.

В представленном документе изложены все виды социологических исследований. Какой вид исследований и в каком объеме будет использоваться в ходе избирательной кампании – это определяется непосредственно кандидатом. Обращаем ваше внимание на то, что наиболее эффективным является социологическое сопровождение избирательной кампании с полным циклом от проективного социологического исследования до exit-polls с еженедельными мониторинговыми исследованиями. Сам факт проведения еженедельных социологических исследований будет оказывать мощное воздействие на всех конкурентов кандидата, в том числе за счет организованных информационных интервенций.

Социологическое сопровождение избирательной кампании как минимум решает задачи по выводу кандидата из манипулятивного поля чужих социологических исследований, позволяет выявлять слабые места в ведении собственной избирательной кампании, что в целом дает объективную картину, позволяющую кандидату сосредоточить свои ресурсы на наиболее выигрышных направлениях и в конечном итоге одержать победу. Ведение избирательной кампании вслепую, без социологического сопровождения, чаще всего является следствием того, что кандидат находится в зоне манипулятивного воздействия собственного избирательного штаба, не заинтересованного в предоставлении кандидату объективной информации.


Специфика социологического сопровождения избирательной кампании

Как невозможно себе представить процесс профессионального ведения бизнеса без маркетинговых исследований, (речь не идет о торговле с лотка) так невозможно представить профессиональное ведение избирательной кампании без электоральных социологических исследований. Любая избирательная кампания обладает собственными параметрами, которые необходимо постоянно контролировать для достижения победы. Социологическое сопровождение избирательной кампании сегодня является не только показателем профессионального подхода к выборам, но и гарантией высокой эффективности финансовых вложений в политическую сферу

Специфика социологического сопровождения заключается в том, что в отличие от бизнеса, в котором очевиден круг параметров подлежащих контролю, в электоральных социологических исследованиях круг параметров подлежащих контролю постоянно изменяется, как и методики проведения исследований. Так повсеместное использование "чёрного пиара" привело к необходимости мониторинга "антирейтингов" основных кандидатов в депутаты. Возросшая информационная анклавность привела к необходимости поиска "зон пулового голосования".

Существует упрощенное, ошибочное представление о том, что социология в ходе избирательных кампаний нужна лишь для того, чтобы замерить процент граждан, принявших решение проголосовать за того или иного кандидата. Данные, полученные в рамках электоральных социологических исследований – это оружие в борьбе за информационную власть в ходе избирательной кампании Возможности электоральной социологии необычайно высоки, но проявляются они лишь в рамках социологического сопровождения избирательной кампании, а не за счет проведения одноразовых внесистемных социологических опросов.

Социологическое сопровождение избирательной кампании необходимо и для формирования информационной базы, без которой невозможна эффективная работа политтехнологов. Уровень и объём интерпретационного материала необходимого для работы политтехнологов напрямую зависит от уровня электоральных социологических исследований. Высокий уровень социологических исследований достигается лишь в рамках социологического сопровождения избирательной кампании.

Социологическое сопровождение избирательной кампании – это и гарантия ответственности социологов за итог выборов.


Полный спектр электоральных социологических исследований, необходимых для профессионального сопровождения избирательной кампании

В полный цикл электоральных социологических исследований входят:

  1. Проективное социологическое исследование
  2. Зондажное социологическое исследование
  3. Мониторинговые опросы
  4. Фокус - группы
  5. Exit polls
  6. Мониторинговый опрос по итогам выборов

Социологическое сопровождение избирательной кампании является системообразующим фактором всей избирательной кампании. Профессиональное сопровождение избирательной кампании предполагает проведение первых социологических опросов задолго до официального старта избирательной кампании, заканчивая мониторинговым опросом после выборов.

Зондажное социологическое исследование чаще всего используется как эффективный способ зондирования электоральных настроений граждан в ситуации, когда потенциальный кандидат определяет – участвовать ему или не участвовать в предстоящих выборах. Зондажное социологическое исследование иногда называют контрольно – зондажным социологическим исследованием, когда данное исследование применяется в ходе выборов для независимого контроля за основными параметрами избирательной кампании

Проективное социологическое исследование является наиболее сложным социологическим исследованием. Его главная задача – получение базы данных, необходимых для профессионального построения избирательной кампании выработки стратегического, медийного и иных планов. Именно этим определяются жесткие требования, предъявляемые к проективному социологическому исследованию. По данному исследованию можно определить, на что конкретно ориентирован избирательный штаб кандидата, на манипулирование кандидатом или на реальную победу в избирательной кампании.

Мониторинговые опросы являются наиболее известным видом социологических исследований. На сегодняшний день эффективность мониторинговых опросов заметно возросла, что было неоднократно продемонстрировано в Нижнем Новгороде в рамках проекта "открытая социология". Разноплановое использование результатов мониторинговых исследований сделало данный вид исследований неотъемлемой частью профессиональной избирательной кампании.

Фокус – группы относятся к качественным социологическим исследованиям. На сегодняшний день применение фокус – групп в социологическом сопровождении избирательных кампаний становится все более распространенным. Это связано как со спектром решаемых задач в рамках фокус – групп, так и с глубиной данного вида исследований.

"Exit-polls" является достаточно новой в российских условиях формой социологических исследований. Наибольшую эффективность данный вид социологического исследования показывает в городах. Данное исследование обладает неизвестными широкому кругу экспертов скрытыми возможностями.


О необходимости проведения проективного опроса

Проективный опрос отличается от мониторингового опроса глубиной и качеством изучения электорального поля, а также получением максимально возможного числа единиц информации. Именно критическая масса информации, а главное профессиональных рекомендаций социологов являются необходимым условием для выработки и коррекции концепции избирательной кампании, а также построения стратегического, медийного и иных планов избирательной кампании.

Только проективный опрос позволяет выделить реальные целевые группы избирателей (target group), выявить специфические и локальные (в том числе и динамично изменяющиеся) проблемы в данном электоральном поле, а также выявить личностные характеристики "ожидаемого кандидата". Необходимо отметить, что по данным социологических исследований проведённых в 2003-м году значительно снизилось влияние "имиджевого" фактора на реальные результаты выборов и резко возросло влияние "проблемных полей".

Необходимость в проведении проективного опроса вытекает не столько из важности построения "фантомного" образа кандидата, в максимальной степени совпадающего с "ожидаемым народом кандидатом", сколько из необходимости найти подходы к мотивированному голосованию за кандидата, способного решать локальные и специфические проблемы конкретных избирателей.

Полный список задач, решаемых проективным опросом:

  1. Фиксация наиболее значимых для жителей различных районов города проблем, отношение к которым определит уровень поддержки кандидата.
  2. Выявление специфических характеристик групп избирателей, как лояльных по отношению к кандидату, так и настроенных по отношению к нему негативно.
  3. Выявление электорального потенциала кандидата, который может быть мобилизован предвыборными средствами.
  4. Определение тактики блокирования негативного восприятия кандидата и поддерживающих его политиков и организаций.
  5. Определение наличной электоральной поддержки всех кандидатов (на день проведения опроса)
  6. Выявление степени пересечения электоратов отдельных кандидатов, что позволит выделить, кто из кандидатов и в какой степени забирает наши голоса, а также зафиксировать неустойчивую часть сторонников кандидатов – соперников и наметить стратегию по их привлечению на свою сторону.
  7. Конкретизация политического и психологического стереотипа восприятия избирателями образа отдельных кандидатов (имиджевые характеристики)
  8. Определение степени и характера влияния на избирателей поддержки кандидатов со стороны определенных общественных структур, политических лидеров, руководителей районов и предприятий.
  9. Выявление самоидентификации граждан по территориальному и иным признакам

Проективный опрос является неотъемлемой частью любой избирательной кампании, ее определяющим и позиционирующим фактором. Отсутствие проективного опроса, в начале выборов (проведение зондажного или обычного мониторингового опроса), не позволяет решить не только большинство изложенных выше задач, но и выстроить профессиональную избирательную кампанию. Особо необходимо отметить жесткие требования, которые предъявляются к презентации результатов проективного социологического исследования. В данных требованиях заложена система защиты от манипулятивного воздействия на кандидата.


Защита от манипуляций: о жестких требованиях, предъявляемых к проективному социологическому исследованию

Проективное социологическое исследование отличается от других типов социологических исследований тем, что данное исследование непосредственно связано с разработкой стратегического и иных планов избирательных кампаний. Именно это накладывает жесткие требования на презентацию результатов социологического исследования.

В первую очередь жесткие требования касаются рекомендаций социологов. Эти рекомендации не могут носить абстрактно – теоретический характер. Презентация проективного социологического исследования - это не презентация "карты реальности" или "среза электоральных настроений" на день проведения социологического опроса. Проективный социологический опрос – это база для построения стратегического, медийного и других планов избирательных кампаний. Если говорить упрощенно, то в рекомендациях должно быть четко написано, что должен делать кандидат для победы в избирательной кампании, какие ресурсы должны быть привлечены дополнительно, на какие конкретно целевые группы должна быть ориентирована агитация кандидата. В рекомендации должны входить и мониторинг основных параметров избирательной кампании, а также прогноз итогов предстоящих выборов. Если кандидат по итогам презентации проективного социологического исследования не получил необходимую для построения профессиональной избирательной кампании информацию, то средства, потраченные на проведение данного проективного социологического исследования необходимо признать "выброшенными на ветер".

Наиболее распространенной формой манипуляции кандидатом в депутаты является презентация огромных фолиантов с бессистемно выбранными набором таблиц и единиц информации, которые служат лишь одной цели: продемонстрировать заказчику, что проведена огромная работа. Отчет о проективном социологическом исследовании с объемом более 100 страниц – это признак манипуляции кандидатом в депутаты.

Простейший метод определения правдивости проведенного социологического опроса в аспекте электоральных предпочтений граждан заключается в вычислении коэффициента корреляции между уровнями узнаваемости всех кандидатов и уровнем граждан, готовых проголосовать за каждого из кандидатов (процент граждан, готовых проголосовать за кандидата). Если коэффициент корреляции у кандидата в депутаты - заказчика социологического исследования значительно превышает соответствующие коэффициенты его конкурентов, то это является доказанным признаком манипулятивного воздействия социологов на заказчика социологических исследований. Особо обращаем внимание на то, что данный коэффициент корреляции высчитывается не в целом по избирательному округу а отдельно по избирательным участкам (в отдельных случаях по районам или территориальным анклавам).

В официальном отчете о результатах проведенного проективного социологического исследования должны обязательно присутствовать и те показатели, по которым в ходе избирательной кампании будет осуществляться мониторинг эффективности действий как самого кандидата в депутаты, так и его основных конкурентов. Отсутствие соответствующих рекомендаций также демонстрирует, что заказчик социологического исследования находится под манипулятивным воздействием.

Проективное социологическое исследование – это то, что дает кандидату в депутаты и политтехнологам, сопровождающим избирательную кампанию кандидата в депутаты исчерпывающую информацию для ведения избирательной кампании. Если после презентации результатов проективного социологического исследования у кандидата в депутаты и у работников его штаба остались открытые вопросы, на которых нет ответа в официальном отчете, то это также является признаком того, что проективное социологическое исследование проведено не профессионально.

Официальный отчет о результатах проективного социологического исследования должен быть написан простым понятным языком с минимальным количеством научных терминов. Текст должен быть максимально адаптирован к восприятию кандидата в депутаты и политтехнологов, сопровождающих избирательную кампанию кандидата в депутаты. Нагромождение научных терминов и наукообразной лексики также является признаком того, что кандидат в депутаты находится под манипулятивным воздействием социологов.

Проективное социологическое исследование задает все основные форматы избирательной кампании и этим проективное исследование отличается от других социологических исследований.


Зондажное (зондажно – контрольное) социологическое исследование

Зондажное социологическое исследование по своей информационной емкости занимает положение между проективным социологическим исследованием, предоставляющим заказчику всю необходимую информацию для проведения профессиональной избирательной кампании, и мониторинговым социологическим исследованием, предоставляющим заказчику информацию лишь по наиболее важным точкам, по которым ведется диагностика (мониторинг) хода избирательной кампании. Зондажное социологическое исследование наиболее часто применяется до начала "горячей фазы" избирательной кампании. Данное исследование дает информацию не столько о реальном раскладе сил перед избирательной кампанией, сколько о потенциальных возможностях всех наиболее вероятных участников предстоящей избирательной кампании, а главное о точках роста, на которые необходимо воздействовать потенциальному кандидату до начала избирательной кампании.

Зондажное социологическое исследование, в данном варианте использования, выполняет роль своеобразного "ключа", открывающего дополнительные возможности для кандидата в "холодную фазу" выборов. Результаты зондажного социологического исследования позволяют, как вербовать потенциальных союзников, так и снижать перспективы потенциальных конкурентов. Набор информации, предоставляемой зондажным социологическим исследованием, позволяет гарантированно позиционировать потенциального кандидата в более выигрышном формате Гарантией этому является критическая масса интерпретационных методик, которые обычно используются при написании аналитической части зондажного социологического исследования (рекомендации).

Презентация зондажного социологического исследования обычно производится в безличностной форме, то есть аналитика позиционирует заказчика в общей массе кандидатов, не выделяя его ни по объему информации, ни по каким либо иным позициям (персонально – ориентированная информация предоставляется отдельно) Это позволяет заказчику использовать данные зондажного социологического исследования как средство воздействия на властную элиту, с целью получения дополнительных ресурсов на ведение избирательной кампании. Как вариант, самостоятельная презентация результатов зондажного социологического исследования может осуществляться кандидатом, как презентация данных одного из московских (не региональных) центров влияния. Это качественно усиливает степень влияния цифр социологического исследования.

Максимальная эффективность зондажного социологического исследования достигается за счет критической массы адресной презентации результатов социсследования, переданных в большинство центров влияния в регионе. Список VIP-персон, которым будут на эксклюзивной основе предоставлены результаты данного социологического исследования, должен быть подготовлен заказчиком до даты проведения социологического исследования.

Для усиления эффективности зондажного социологического исследования в опросный лист обычно вставляются вопросы, которые не позволяют ни анкетерам, ни анкетируемым высчитать реального заказчика зондажного социологического исследования. Эти вопросы призваны отвлечь внимание аналитиков на ложные цели: будь то рейтинг влиятельности первых лиц региона или рейтинг популярности партий. Обычно эти данные "сливают" через сеть Интернет в местные СМИ, что снижает внимание аналитиков к реально проведенному социологическому исследованию. Более того, в аналитической части "отвлекающих материалов" могут быть сделаны вполне определенные ссылки и установки, позиционирующие ситуацию в исследуемом ареале с нужной для заказчика точки зрения.

Зондажное социологическое исследование обычно выполняет для заказчика роль "щита и меча". Заказчик получает критическую массу информации, которая позволяет увидеть наиболее уязвимые места в предстоящей избирательной кампании. Кандидат не будет вести свою избирательную кампанию вслепую, а также получит ряд "козырей" для того, чтобы по возможности, "убрать" из избирательной кампании своих наиболее сильных конкурентов, а может быть "перековать" их в своих союзников. Зондажное социологическое исследование, в данном варианте использования, безусловно, уступает по эффективности проективному социологическому исследованию, поскольку решает другие задачи, но является необходимым условием для выявления наиболее эффективных шагов в "холодную фазу" избирательной кампании.

Зондажное социологическое исследование иногда называют зондажно – контрольным социологическим исследованием из-за использования данного вида исследования для независимого контроля за ходом избирательной кампании. Кандидаты в депутаты часто подвергаются манипуляциям со стороны специалистов из собственных штабов. Их задача заключается в поддержании у кандидата уверенности в победе за счет сокрытия реальной картины избирательной кампании. Они не доносят до кандидата негативную информацию об эффективности действий противников, а главное о собственных ошибках и провалах и именно это закладывает фундамент для поражения кандидата в избирательной кампании.

Зондажно – контрольное социологическое исследование предоставляет заказчику информацию по согласованному списку параметров, которые гарантированно демонстрируют кандидату не только реальный расклад сил, но и презентует все потенциальные точки роста. Инструментарий данного социологического исследования позволяет выявить факт сокрытия от кандидата объективной информации. Презентация данного социологического исследования, начиная с простейших показателей об уровне узнаваемости (известности) кандидата в различных территориальных анклавах, позволяет качественно увеличить эффективность вложенных в избирательную кампанию финансовых средств. Зондажно – контрольное социологическое исследование, применяемое для контроля за ходом избирательной кампании является необходимым в плане и защиты от манипуляций и повышения эффективности собственной избирательной кампании.


Мониторинговые социологические исследования

Мониторинговые исследования являются наиболее известным видом электоральных социологических исследований. Существует упрощенное и крайне не корректное восприятие мониторинговых опросов, как системы замеров электоральных предпочтений граждан в ходе избирательных кампаний Эффективность мониторинговых исследований очень высока, как и спектр вопросов решаемых в ходе данных опросов. Это:

  • Определения эффективности различных акций кандидата в ходе избирательной кампании
  • Определения эффективности действий (акций) противников
  • Технологическое воздействие на общественное мнение в ходе избирательной кампании
  • Провокационное воздействие на штабы противников

В рамках профессионального проективного социологического исследования выстраивается система мониторинга за основными параметрами избирательной кампании. Реестр контролируемых параметров согласуется с кандидатом в депутаты и политтехнологами, сопровождающими избирательную кампанию. Какие именно параметры необходимо контролировать:

  • Уровень узнаваемости (известности) всех кандидатов в депутаты
  • Рейтинг каждого кандидата в депутаты (процент граждан, решивших проголосовать за того или иного кандидата в день опроса)
  • Антирейтинг каждого кандидата в депутаты (процент граждан не проголосующих за данного кандидата ни при каких условиях)
  • Уровень влияния на избирательную кампанию местных лидеров общественного мнения (по мене необходимости)
  • Электоральные предпочтения избирателей в возрастном, социально-профессиональном и образовательном аспектах
  • Возможность пулового голосования в территориальных анклавах (в рамках смещения исследуемых зон)
  • Выявления наиболее эффективных технологий воздействия на избирателей
  • Оценка эффективности конкретных мероприятий, проводимых в рамках избирательной кампании

Это далеко не полный перечень задач, которые необходимо решать в рамках мониторинговых социологических опросов. В рамках мониторинговых опросов часто используются блоки из зондажного социологического исследования. Данная особенность мониторингового опроса является следствием того, что мониторинговые опросы часто используются в "холодную фазу" выборов. Полный спектр вопросов, ответы на которые необходимо получить в ходе конкретного мониторингового социологического опроса определяется исходя из ситуации, складывающейся по ходу избирательной кампании.

Наиболее эффективными являются еженедельные мониторинговые опросы. Именно еженедельные мониторинговые опросы позволяют минимизировать риски кандидата в депутаты, быстро переориентироваться на решение локальных проблем и создание преимущества в выигрышных направлениях, а также системно отслеживать все вектора развития избирательной кампании.

Провокационное воздействие на штабы противников осуществляется за счет взвешенных, организованных самим кандидатом "утечек из штаба". В штабы противников обычно попадает информация о факте проведения мониторингового опроса. Какая именно информация и каким образом искаженная должна попасть в штабы противников – данные вопросы решаются также с учетом данных полученных в ходе мониторинговых социологических опросов

Одной из наиболее эффективных технологий формирования общественного мнения является "открытая социология". Пиар - презентации данных социологических исследований превращают данную технологию в мощнейшее информационное оружие. Эффективность этого оружия была продемонстрирована в ходе выборов главы города Нижнего Новгорода в 2002-м году.

Мониторинговый опрос по итогам выборов проводится через 3 – 4 недели после окончания выборов. В рамках данного опроса определяется уровень принятия электоратом итогов выборов, а также дальнейших выборных перспектив кандидата (повторное избрание, отказ от активной политической деятельности или вхождение кандидата в "холодную фазу" следующей избирательной кампании).


Качественные социологические исследования: фокус – группы

Социологические исследования условно разделяются на качественные и количественные К количественным электоральным социологическим исследованиям относятся: проективные, зондажные, мониторинговые исследования и exit-polls. Метод фокус – группы относится к качественным социологическим исследованиям. Он состоит в сборе информации путем организации дискуссии в сформированной по особой методике группе граждан.

В отличие от количественных социологических исследований фокус – группы обладают рядом преимуществ и именно это последовательно выводит их на лидирующие позиции в маркетинговых исследованиях. Аналогичный процесс уже начался и в электоральных социологических исследованиях. В фокус – группах в электоральных социологических исследованиях используются высокоэффективные методики из маркетинговых исследований. Фамилия кандидата идентифицируется как брэнд и электоральные поля и установки избирателей исследуются с точки зрения известности и продвижения этого брэнда.

На сегодняшний день существуют два формата проведения исследования в рамках фокус-групп. Широко известен "мини формат" – это формат по работе с малой группой граждан (6 – 8 человек). "Макси формат" менее известен и для этого есть свои причины.

"Мини формат" фокус - группы позволяет получить эксклюзивную информацию и дает возможность:

  • Раскрыть глубинные мотивы установок и поведения избирателей
  • Выявить характеристики и признаки, неизвестные и неучтенные исследователями в формате количественных социологических исследований
  • Углублять и видоизменять постановку проблем в ходе дискуссии

Кроме вышеизложенного "мини формат" фокус-группы решает следующие задачи:

  • Фиксация различных типов установок поведения и мнения
  • Выявление символьно - знаковых и эмоциональных полей описания электоральных предпочтений избирателей
  • Определение факторов того или иного поведения, выбора и восприятия избирателей
  • Моделирование различных ситуаций с выявлением возможного изменения позиций, оценок и установок избирателей
  • Тестирование характера восприятия текстов, плакатов, фотографий, видеорядов, слоганов и иных видов агитационного воздействия на избирателей.
  • Выделение характеристик имиджа ожидаемого "идеального" кандидата, как и реального имиджа конкретных персоналий, определение степени их совпадений и рассогласований по конкретным позициям

Все данные, полученные в фокус - группе, презентуются заказчику в "привязке" к различным целевым группам избирателей.


Тайные возможности "exit polls"

"Exit polls", как новая технология социологического опроса применяется достаточно широко в России, начиная с 1998 года. Реализация процесса опроса граждан по выходу с избирательных участков вызывает достаточно часто неадекватную реакцию участников избирательного процесса. И для этого действительно есть весомые основания. Кроме общеизвестных достоинств "exit polls":

  • Предотвращение массовой фальсификации итогов выборов
  • Получение достаточно точных итогов выборов сразу после закрытия избирательных участков.

"Exit polls" обладает также рядом скрытых возможностей, но данные возможности не могут быть презентованы в открытых источниках информации. Для максимального использования тайных, но абсолютно законных, возможностей "exit polls" необходимо начинать подготовку к реализации данной технологии не позднее, чем за 2 недели до дня выборов.


Гарантии социологической исследовательской группы

При заключении договора социологическая группа берет на себя следующие обязательства:

  • Полную конфиденциальность по всем вопросам, оговоренным заказчиком
  • Использование всего социологического аппарата для выявления объективной картины реальности
  • Донесение до заказчика и негативной информации, полученной в ходе социологических исследований (что многими социологами не практикуется)
  • 100% отчетность по всем пунктам договора
  • предоставление рекомендаций заказчику по формам презентации результатов социсследований, в том числе в местных СМИ

Кроме вышеизложенного гарантируется, что информация, полученная в ходе социсследований, никогда не будет использована против заказчика и комплиментарных к нему лиц. Список обязательств социологической исследовательской группы может быть расширен.


СМЕТА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ КАНДИДАТА НА ДОЛЖНОСТЬ ГЛАВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Виды и время проведения исследований Кол-во опросов Стоимость
Проективное исследование 1 7000$
Зондажно - проективное исследование 4000-4500$
Мониторинговые исследования 2000-2500$
Exit-polls 1 3000$
Всего исследований (минимум) 4
Общая стоимость сопровождения    

Данная смета – минимальный формат социологического сопровождения избирательной кампании. Мониторинговые соцопросы необходимо проводить по заранее утверждённому графику. Реестр социологических исследований определяется кандидатом самостоятельно, в соответствии с предоставленной выше информацией. Без минимального формата социологического сопровождения эффективность ведения избирательной кампании гарантированно снижается. Стоимость любого социологического исследованию может быть изменена в зависимости от требований предъявляемых к конкретному опросу, по взаимному согласию сторон


Информационная справка о социологической группе нижегородского отдела Института Социологии РАН

Технология социологического сопровождения избирательной кампании кандидата представлена исследовательской группой нижегородского отдела института социологии РАН. Электоральными социологическими исследованиями данная исследовательская группа занимается с 1995 года. За прошедшие годы проведено более 100 проективных, зондажных и мониторинговых исследований, а также более 10 Exit-polls. Особо следует отметить, что высокий профессионализм позволил в 1999 году провести всероссийский опрос (по линии партии "Новая сила") в 25 субъектах. Результаты проведенного социологического исследования легли в основу объединения различных партий в избирательный блок "Союз Правых Сип", позднее преобразованного в партию.

Отличительной особенностью данной социологической группы является тесное сотрудничество со СМИ, а также максимальное использование сети Интернет. Руководитель проекта "Открытая социология" А.В. Прудник избран в 2002 году в Президиум Нижегородского общества социологов. Работу данной социологической группы характеризует честность в предоставлении результатов социологических исследований (вплоть до исходной базы данных), высокий профессионализм и умение выявлять новые тенденции в общественно – политических процессах и новые проблемные поля.

© 2003-2021, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна