Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Чем, на ваш взгляд, увенчается политика санкций Запада в отношении России?

Результаты опросов

Нижний Новгород Online - Нижегородский городской сайт
nnov.ru - доменная зона Нижнего Новгорода
© 2003-2021, Martovsky
Главная > Обозрение

05.07.2005 Чем "Наши" антифашисты отличаются от фашистов Бенито Муссолини?

Авторы: Маслов Олег Юрьевич , Александр Васильевич Прудник

Состоявшаяся 15 апреля 2005 года учредительная конференция молодежного демократического антифашистского движения "Наши" завершилась принятием манифеста. Слово манифест означает – "провозглашаю". В материалах манифеста можно найти много парадоксального. Так, сам манифест вышел под "шапкой" - "Россия – мегапроект нашего поколения", что заставило вспомнить известное высказывание одного из лидеров "Союза правых сил" Сергея Кириенко: "Россия – это проект". Но не только данным парадоксом знаменателен манифест движения "Наши". "Ключевым звеном" в манифесте движения "Наши" является, безусловно, борьба с фашизмом: "Мы должны противостоять фашизму во всех его проявлениях". Настойчивые призывы противостоять фашизму в России заставили обратиться к наиболее известному труду Бенито Муссолини "Доктрина фашизма". Ознакомление с "Доктриной фашизма" привело к парадоксальной мысли о том, что авторы манифеста не только проштудировали работу родоначальника фашизма, но и, скорее всего, бессознательно взяли многие положения доктрины себе на вооружение.


О позиционировании движения "Наши"

В "Доктрине фашизма" Бенито Муссолини отметил, что "после социализма фашизм борется со всем комплексом демократической идеологии". Позиционирование движения "Наши" в манифесте осуществляется в практически идентичных форматах. В манифесте "Наши" позиционируются от либералов и коммунистов". "Либералы готовы пожертвовать независимостью страны ради личной свободы человека. Коммунисты и фашисты готовы пожертвовать личными свободами граждан ради достижения величия государства". "Словоблудие наших либералов – худшая реклама демократии!". Причем необходимо отметить, что ни "Доктрина фашизма" Бенито Муссолини, ни манифест "Наших" не отвергают на словах демократию. В Манифесте: "Россия есть и будет суверенной демократией", в доктрине Бенито Муссолини "если демократия означает, не загонять народ на задворки государства, то автор этих строк может определить фашизм, как "организованную, централизованную и авторитарную демократию". Данное емкое определение фашизма наводит на размышления, далеко выходящие за рамки сравнительного анализа манифеста молодежного демократического антифашистского движения "Наши" и "Доктрины фашизма" Бенито Муссолини". Но отдельные места манифеста достойны того, чтобы выделить их отдельно.


Символы фашизма и внутренняя символика "Наших"

Рассуждая о фашизме, Бенито Муссолини отмечал, что его "эмблема ликторская связка - символ единения, силы и справедливости". Понятию справедливости в манифесте "Наших" посвящены два абзаца в разделе "Россия – страна нашей мечты. Мы видим Россию справедливой страной". "Справедливость не означает для нас иждивенчество". "Справедливое общество – это в нашем представлении не только общество равных возможностей, но и общество равной ответственности". Возможно, Бенито Муссолини и лидер движения "Наши" Василий Якеменко вкладывают разный смысл в понятие справедливости, поскольку в России справедливость – это смыслополагающее понятие, и употребление понятия справедливости в тексте манифеста в наибольшей степени напоминает борьбу за смыслополагающие символы между различными политическими силами в России. Так, одна из реинкарнаций партии СПС планировала назвать себя "Свобода и справедливость", что позволяет говорить не только о том, что у любой общности людей свое представление о справедливости, но и том, что понятие справедливости будет в самое ближайшее время активно эксплуатироваться в своих корпоративных целях российскими политиками различных направлений.


Творить историю

В "Доктрине фашизма" говорится о том, что "политически фашизм стремится быть реалистичной доктриной, практически он желает разрешить только задачи, которые ставит сама история". В манифесте "Наших" зафиксировано, что "мы рождены и живем в стране, где творилась и будет в ближайшее десятилетие твориться мировая история". В манифесте говорится о чувстве "исторической ответственности", а в отношении России прямо заявляется, что это "исторический и географический центр мира". Решение задач, "которые ставит сама история", в рамах исторического самосознания авторов манифеста, – это "модернизация страны" и "претензии на лидерство России 21 века". А реализовать это можно, если "заразить общество чувством исторического оптимизма". Подобная мифологизация исторической избранности своей страны, народа является неотъемлемым компонентом мироощущения всех фашистских движений первой половины прошлого века


Молодость и энергия

"Фашизм желает человека активного, со всей энергией отдающегося действию, мужественно сознающего предстоящие ему трудности и готового их побороть" - так почти поэтически Бенито Муссолини писал о человеке фашизма. В манифесте антифашистского молодежного движения утверждается, что "модернизация России может быть успешной, только если она будет опираться на инициативу нового поколения лидеров и энергию молодежи". "От уныния к действию, от копирования к творчеству, от подражательства к инициативе". Объединив в составе своего движения активных и преданных России молодых людей, движение должно сформировать новую генерацию лидеров, "обладающих известными качествами".


Единение и солидарность

Нельзя утверждать, что манифест молодежного демократического движения "Наши" – это калька с "Доктрины фашизма" Бенито Муссолини. Так, вместо термина "единение" из "ликторской связки", символизирующей фашизм, в манифесте используется термин "солидарность", и "лидерство" вместо "сила". В манифесте говорится: "Мы видим Россию как общество, где люди способны объединиться для решения общих проблем самостоятельно". Но знаковым, интеграционным символом является солидарность. "Мы видим Россию как солидарное общество", – декларируется в манифесте.

Характеризуя режим олигархического капитализма, в манифесте говорится о необходимости его ликвидации, так как он "несправедлив, несвободен, не солидарен по своей сути", "он разрушает общественную солидарность...". Но термин "солидарность" заставляет просвещенного человека вспомнить идеологию солидаризма, а данную идеологию в течение почти всего ХХ века проповедовал "Народно-Трудовой Союз российских солидаристов". Не является большим секретом, что идеи НТС были одним из существенных элементов идеологии "Русской Освободительной Армии" генерала Власова, воевавшего на стороне гитлеровской Германии. Термин "солидарность" употребляется в манифесте чуть менее часто, чем термин "лидерство", поэтому считать, что данное понятие возникло в тексте манифеста случайно, нельзя. В обращении к своим единомышленникам говорится: "Мы должны служить примером социальной солидарности". А этот посыл полностью соответствует духу солидаризма, исторически сложившегося в рамках Народно-Трудового Союза.


"Сильное государство"

В "Доктрине фашизма" говорится: "Фашизм желает сильного, организованного и в то же время опирающегося на широкую народную базу государства. Фашистское государство потребовало в свою компетенцию также и экономику, поэтому чувство государственности посредством корпоративных, социальных и воспитательных учреждений им созданных, проникло до крайних разветвлений, и в государстве все политические, экономические и духовные силы нации выявляются, будучи введены в соответствующие организации". В манифесте движения "Наши" требование сильного государства подаётся несколько в ином формате: "слабость и неэффективность российского государства стали причинами неудач и поражений в области модернизации" и "слабое государство и распавшееся общество стали основой режима олигархического капитализма". Отрицание слабого государства органично дополнено следующими словами: "Массовые акции, постоянное присутствие в СМИ, каждодневная работа с органами государственной власти, бизнеса и общественными организациями, организация территориального общественного самоуправления, студенческого и ученического самоуправления в учебных заведениях...", – а это требование всепроникающего государства, отображенное в манифесте движения "Наши".


"Воля к власти и господству"

"Фашистское государство есть воля к власти и господству" – так декларируется в "Доктрине фашизма" Бенито Муссолини. Воля к власти и лидерству проходит "красной нитью" через весь манифест молодежного демократического антифашистского движения "Наши". "Ты – либо лидер, либо ведомый, либо жертва". "Свобода и независимость нашей страны – первое и главное условие будущего лидерства России. Только мы должны быть хозяевами на нашей земле. Только мы должны определять здесь "правила игры". "Россия не стремится к мировой гегемонии, но и не признает ни за одной страной права на нее". Но в значительно большей степени, чем стремление России к лидерству в манифесте движения "Наши" зафиксирована воля к власти самих участников движения.

"Наше поколение, объединившись, должно сменить у власти поколение пораженцев". "Наша задача – оптом сменить политическую, экономическую и информационную власть в стране". "Действуя как сеть взаимной поддержки, наше движение будет использовать возможности его участников, которые получили доступ к позициям в системах управления, для продвижения новых его членов". "Наше поколение должно сменить у руля управления страной поколение пораженцев". Данные цитаты из манифеста позволяют оценить "волю к власти" в качестве ведущей доминанты у участников этого движения.

Наиболее часто используемое слово в манифесте – это слово "лидерство". Оно употребляется в манифесте в разных контекстах более 10 раз. Известный режиссер Питер Устинов, когда ему задали вопрос о лидерах и лидерстве, ответил, что слово "лидер" в Германии означает "фюрер". А Йозеф Геббельс в своем призыве отказаться от либеральной демократии аргументировал необходимость замены безответственных выборных политиков на фюреров, персонально ответственных перед народом за выполнение конкретного вида работ. В движении "Наши" руководители отдельных структурных подразделений называются комиссарами, а не фюрерами, но это, скорее всего, дань российским историческим традициям.

Есть нечто, что напрямую не связывает текст "Доктрины фашизма" с текстом манифеста движения "Наши", но эта связь есть в духе самоосознания себя в формате единой сплоченной силы. Одно из ключевых понятий в фашизме – это корпоративность. В манифесте движения "Наши" говорится: "Каждый олигарх или чиновник, уличная шпана или член тоталитарной организации, поднявший руку на участника нашего движения, должен четко знать, что завтра ему придется столкнуться с движением в целом". Эти слова заставляют вспомнить бригады с символикой "fascio", и как было парализовано итальянское общество начала 20-х годов прошлого века страхом перед монолитной агрессивной силой отрядов чернорубашечников, когда за каждого пострадавшего участника их движения несло коллективную ответственность все население деревень и городков, в которых происходили подобные инциденты.


Проект в проекте или всеохватывающая эклектика

В манифесте антифашистского движения "Наши" есть прямое обращение: "Мы предлагаем тебе присоединиться к мегапроекту нашего поколения, мегапроекту "Россия". Отношение к России, как к проекту, с точки зрения большинства патриотически ориентированных экспертов, – это абсолютно либеральная точка зрения. Понятие проекта базируется на отвержении многовековой истории России, традиций ее народов, и предполагает наличие отношения к народу как к "чистому листу, на котором можно писать любые иероглифы". Именно такое мироощущение лежало в основе всех радикальных социальных движений прошедшего столетия, вызывая в памяти хунвейбинов "культурной революции", Красных бригад в Италии, красных кхмеров Камбоджи и иже с ними.

Движение "Наши" называет Россию мегапроектом, но главная проблема самого движения заключается в том, что оно само является проектом, и его лидеры не являются самостоятельными фигурами, выступая лишь в качестве инструмента для решения конкретных политических задач одной из элитных групп. Данный проект может быть просто закрыт в том случае, если по прошествии какого-то времени он будет признан неудачным.

Анализ текста манифеста молодежного демократического антифашистского движения "Наши" позволяет выявить не только некоторые параллели между манифестом и "Доктриной фашизма" Бенито Муссолини, а также видимую связь с трудами идеологов Народно-Трудового Союза российских солидаристов. Революционная направленность манифеста заставляет нас вспомнить большевиков, презентация мегапроекта – либералов. Все это говорит об эклектичности манифеста, а также о том, что данный документ порожден контекстом нашего времени и не случайно возник на волне ожидания российской "оранжевой революции". Вполне возможно, что проект "Наши" является одной из обещанных технологий противодействия подобной революции, но это только подтверждает то, что проект "Наши" является знаковым для понимания духа нашего времени.


Какую цель преследует проект под названием "Наши"?

Есть масса версий о том, для чего именно раскручивается молодежное антифашистское демократическое движение "Наши". Ошибочными являются предположения, что данное движение будет использовано для борьбы против скинхедов или каких–либо других маргинальных групп молодёжи. Значительные финансовые ресурсы не тратятся для того, чтобы "из пушки стрелять по воробьям". Представляется возможным, что ярко выраженная антифашистская направленность движения "Наши" предусматривает на каком-то этапе общественную презентацию обширного списка российских "фашистов". Очень многие удивятся, увидев свои имена и название своих политических и не политических организаций в этих списках. Общество должно быть готово уже сейчас задать себе прямой вопрос: кого и почему планируется назначить в фашисты?

Другая опасность таится в том, что планомерная деятельность антифашистов и движения "Наши" столкнется с жестким либеральным сопротивлением "антинашистов". И взаимные обвинения в фашизме создадут реальные предпосылки к тому, что к власти в России придет не фальшивая, насквозь состоящая из пиара политическая фигура, а реальный отставной генерал, в чём-то похожий на лидера партии "Единение", который и воплотит в жизнь основные положения "Доктрины фашизма".

Еще одним из ключевых положений в манифесте движения "Наши" является провозглашение идеи модернизации, и эта модернизация рассматривается только в авторитарном контексте. Позиционирование идеологов движения "Наши" в манифесте по отношению к первому лицу в государстве позволяет говорить об их полной готовности к проведению авторитарной модернизации в России. В рамках данных заявлений формирование эксклюзивной партийной Государственной Думы выглядит лишь как один из этапов начавшейся реализации модели авторитарной модернизации страны. Будущая на 100% партийная Госдума должна будет продемонстрировать свою полную несостоятельность и неспособность решать проблемы граждан страны, и это приведет к тому, что и Государственная Дума, и все без исключения партии станут, в рамках хорошо скоординированного медийного гиперпроекта, главными виновниками всех бед граждан России. Партии будут обвинены во всех смертных грехах, и путь к авторитарной модернизации будет открыт.

© 2003-2021, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна