Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Чем, на ваш взгляд, увенчается политика санкций Запада в отношении России?

Результаты опросов

Нижний Новгород Online - Нижегородский городской сайт
nnov.ru - доменная зона Нижнего Новгорода
© 2003-2021, Martovsky
Главная > Аналитика

07.07.2005 Долгое блуждание в трех соснах, или Почему президент не спешит назначать губернатора Нижегородской области?

Автор: Сергей Кочеров

Политическая элита Нижегородской области жадно глядит на московский тракт, в надежде увидеть фельдъегеря из Кремля, спешащего с пакетом, в который вложено представление на назначение главы Нижегородской области. С указанием фамилии, имени и отчества кандидата в губернаторы и подписью президента Путина, заверенной государственной печатью Российской Федерации. Между тем барина все нету, барин все не едет. Представители правящего и творческого меньшинства истомились в гаданиях о том, кто из многократно упомянутых претендентов имеет больше шансов на назначение (см. http://www.polit.nnov.ru/2005/06/20/governor/). Однако достоверную и проверенную информацию о фамилии кандидата в письме президента заменяют пока только сплетни в виде версий да сообщение пресс-службы "жириновцев", что ЛДПР выдвинула на должность главы Нижегородской области самого Александра Курдюмова. Будучи подано на тягостном фоне ожидания решения президента, сообщение вызвало приятное оживление, однако напряженную атмосферу в нижегородских коридорах власти не разрядило. Попробуем же беспристрастно разобраться в том, что происходит, пока брожение умов в начальственных головах не достигло состояния необратимости.


Президент не нарушает законы, он их поправляет

Главный вопрос, который сильно возбудил все политическое и медийное сообщество Нижнего, состоит в том, почему Владимир Путин не внес кандидатуру губернатора до 4 июля, т.е. за 35 дней до истечения срока полномочий действующего главы области, как велит инициированный и подписанный им закон. Конечно, можно искать в этом некий глубокий и тайный смысл, хотя правдоподобная версия находится, что называется, на поверхности. Просто у президента нашлись более важные и срочные дела, чем принятие кадрового решения по губернатору Нижегородской области. Ну, посудите сами, 4 июля он поздравлял своего друга Джорджа Буша с Днем независимости США, 5 июля принял деятельное участие в работе Шанхайской организации сотрудничества в Астане, 6 июля выступает с телеобращением к МОК в поддержку проведения Олимпиалы-2012 в Москве, а 7 июля присутствует на встрече "Большой восьмерки" в Эдинбурге. Мудрено ли за всеми этими хлопотами запамятовать о том, что надо поставить свою подпись на документе, поданном сотрудниками его администрации? Тем более если такого документа пока еще не существует в природе.

Совершил ли в этом случае Владимир Путин прегрешение перед законом? Перед его буквой – да, перед его сутью – нет. Ибо в современной России правовая норма – это, если перефразировать известное изречение классика, возведенная в закон воля президента. Наша страна живет не по законам, а по президентским указам, что характеризует ее как державу, находящуюся в переходном состоянии от тоталитарного произвола к правовому государству, да к тому же еще с сильным авторитарным уклоном. В таком историческом контексте небольшая задержка с представлением кандидатуры губернатора областному законодательному собранию одного из субъектов Федерации – это такая мелочь, о которой даже говорить неудобно между государственно мыслящими людьми. Короче говоря, пусть будет плохо тому, кто плохо об этом подумает. Даже если вскоре не заговорят о том, что письмо с назначением, оказывается, было доставлено в Нижний Новгород в срок, и лишь исключительно по недосмотру штатного "стрелочника" из полпредства или областного собрания оно не было доведено до сведения широкой общественности.

О том, что данная перспектива не является продуктом праздного ума, говорит назначение губернатора, имевшее место в Саратовской области, которая, кстати сказать, также входит в Приволжский федеральный округ. Тогда, если мне память не изменяет, кандидатура нового губернатора была внесена с опозданием в три или четыре недели. Догадайтесь с трех раз, на кого была возложена вина за это нарушение закона. Правильно, на работников полпредства, которые, как было сказано в новостях, переданных по государственному телевидению, из-за долгих новогодних праздников подзабыли о своих прибавившихся обязанностях. Кремлевские чиновники, проводившие это веселое время тоже, наверное, не на заснеженных просторах Отечества, великодушно простили своих младших коллег, и никто тогда не пострадал, если, конечно, не считать Дмитрия Аяцкова, который сменил пост главы Саратовской области на должность посла России в Белоруссии. Надо думать, обойдется без ненужных жертв и на этот раз, тем более что совсем не факт, будто губернатор Ходырев разделит судьбу губернатора Аяцкова, в части лишения его нынешних полномочий.


Не один из многих, а из многих – один

Когда Владимир Путин заявил о переходе от всенародных выборов глав регионов к наделению их полномочиями по представлению президента, он сразу дал понять, что действующие губернаторы будут пользоваться у него определенными преференциями. Это выразилось, в частности, в праве губернатора ставить перед главой государства вопрос о доверии, после чего президент, по данному ему слову, предлагал кандидатуру этого губернатора на согласование с региональными депутатами. Правда, на днях Путин внес изменение в порядок наделения полномочиями даже таких "сознательных" глав регионов, обязав полпредов и в этих случаях подавать ему список претендентов, в котором должно быть не менее двух кандидатур. Некоторые видят в этом знак того, что президент – хозяин своему слову, в смысле захотел – дал слово, захотел – взял его назад, и, конечно, совсем не правы. Кто еще, после всех прошедших назначений, пребывает в неведении, что так называемые списки полпредов имеются лишь для создания видимости выборов, а в действительности существует только список президента? Исходя из этого списка, составленного с учетом требований к кандидату, глава государства и принимает решение о том, поддержать действующего главу региона или отказать ему в своем доверии.

Какие требования предъявляет президент к губернаторам, в общем и целом понятно. Прежде всего, это должны быть люди, способные проводить в жизнь политику главы государства и лично преданные ему. Надо думать, принимаются во внимание также административные способности и опыт руководящей работы. Не вполне понятно, какое место в ряду этих требований занимает умение кандидата ладить с полномочным представителем президента и с депутатами законодательного собрания "своего" субъекта Федерации. Представляется, что при решении столь деликатного вопроса нелишним будет прислушаться к мнению такого тонкого знатока "кремлевских душ", как Глеб Павловский, который не без известного лукавства заметил, что "персональные трения не являются основой для кадровых решений федерального центра". Отвечает ли Геннадий Ходырев предложенным критериям? По всей видимости, он удовлетворяет большинству требований, если, разумеется, не сравнивать его с идеалом вроде Петра Столыпина, а подходить к нему с нормой среднего российского губернатора начала 2000-х годов. Он в меру исполнителен, в меру предупредителен, в меру деятелен, в меру распорядителен. Но самое главное достоинство Ходырева, с точки зрения президента, возможно, состоит в том, что Владимир Путин его ... знает. Других претендентов он в глаза не видел, а если и видел, то вряд ли помнит, но действующего губернатора Нижегородской области он знает по личным встречам. И такая, на досужий взгляд, мелочь может оказаться тем самым перышком, которое сломает спину верблюда, т.е. игру противников Ходырева.

Однако, если бы все было так просто, Геннадий Ходырев мог бы давно чувствовать себя среди своих конкурентов, как доллар в куче центов. Дело в том, что хотя назначение губернатора вершится волей президента, конкретное выражение этой воли определяется борьбой правящих кланов (см. http://www.polit.nnov.ru/2004/09/27/governor/). И самое простое и логичное объяснение затянувшегося решения по главе Нижегородской области, думается, состоит именно в том, что пока не достигнуто согласование интересов конкурирующих бюрократических, олигархических и силовых группировок. В ситуации, когда Дерипаска и Примаков лоббируют Ходырева, а Кириенко и Алекперов – Люлина, Сурков симпатизирует Булавинову, а "силовики" были бы не прочь сделать губернатором кого-то из бывших или нынешних бойцов "невидимого фронта" (причем никто не хочет поступаться своими интересами), принять консолидированное решение довольно сложно. Не исключено, что президент до поры до времени предпочтет позицию "стоящего над схваткой", чтобы затем поразить всех мудростью своего государственного подхода. И только безнадежные идеалисты из провинции могут верить в то, что главной проблемой при назначении губернатора Нижегородской области станет согласование его кандидатуры с законодательным собранием.


Лягут ли депутаты на амбразуру или предпочтут более доходное место?

Интересной особенностью текущей ситуации с назначением губернатора Нижегородской области стало резко возросшее представление депутатов областного собрания по поводу собственной политической значимости. Об этом можно судить, например, по сказанным недавно словам первого заместителя председателя законодательного собрания. "Срок полномочий действующего губернатора истекает 8 августа – это ключевая дата, – заявил журналистам Александр Цапин. – К этому времени Законодательное собрание обязано обеспечить преемственность власти и политическую стабильность в регионе, наделив полномочиями кандидата на пост главы региона". Как именно будут обеспечивать преемственность и стабильность те самые депутаты, которые внесли свой посильный вклад в противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти в области, сказать сложно. Но пафос выступления очевиден: только законодательное собрание может наделить полномочиями главу региона. Я же по своему скромному разумению полагаю, что губернатор получает власть от президента, с теми поправками, о которых было сказано выше, а депутаты лишь одобряют выбор главы государства. Если же представители нашего славного депутатского корпуса думают иначе, то я боюсь, что их постигнет горькое разочарование.

Совсем недавно 37 депутатов законодательного собрания подписались под вторым по счету письмом к Геннадию Ходыреву, в котором они обратились к нему с настоятельным предложением "во имя нижегородцев отказаться от всяких претензий на пост губернатора". В подкрепление своей "сермяжной правды", что не позволяет им поддержать главу региона, депутаты, помимо риторического оборота "во имя нижегородцев" (мнения которых, по правде сказать, никто не спрашивал), обратились к эпизоду, который недавно имел место. В конце июня в Нижний Новгород приезжал член Совета Федерации от Хакасии А. Саркисян, который, по словам некоторых депутатов областного собрания, уговаривал их подписать письмо на имя главы администрации президента Д. Медведева, где говорилось о заведомом согласии с любой кандидатурой, предложенной президентом. Кроме этого, по слухам, депутатам предлагалось также щедрое вознаграждение (якобы от 35 до 70 тыс. долларов), если они проголосуют за Геннадия Ходырева. Депутаты сильно обиделись на эти предложения, причем, возможно, тоже не бескорыстно, а инициаторы "письма 37" даже заявили, что никакие методы давления не заставят их изменить своей принципиальной позиции по отклонению кандидатуры Ходырева.

Не хочу наносить еще одну обиду нашим областным депутатам, но не могу не заметить, что они пока даже не представляют, каким может быть настоящее давление федерального центра, когда он действительно заинтересован в назначении главой региона своего человека. Этот прессинг способен принимать разные формы, но в любом случае он будет жестким и нещадным. Так, более половины нынешнего законодательного собрания составляют "единороссы", которых достаточно поставить перед дилеммой: или голосуешь, как надо, или партбилет на стол, – и подавляющее большинство членов "партии власти", несомненно, предпочтет остаться с партией, чтобы не потерять и власть. Возьмем депутатов из числа бизнесменов или промышленников – многие ли из них сохранят принципиальность при голосовании, когда начнется тотальная финансовая и юридическая проверка их деятельности? Я уже не говорю о тех депутатах, в отношении которых заведены или могут быть возбуждены уголовные дела, что редкого человека не сделает сговорчивым. Вспомним, что произошло с еще одним заместителем председателя законодательного собрания Михаилом Дикиным, обвиненным в откровенном криминале. Как говорится, его пример – другим наука... Поэтому члены законодательного собрания либо просто морочат голову своим избирателям, в надежде прослыть стойкими защитниками нижегородцев, либо наивно надеются на свою неприкосновенность, словно она может уберечь их от кары прокурора или налогового инспектора, как от штрафа сотрудника ГИБДД.

При всех этих раскладах отрадно, по крайней мере, то, что они никак не отразятся на жизни простых нижегородцев. Кто бы ни остался или ни пришел на пост губернатора, положение в области существенно не изменится, поскольку глава региона назначается на совершенно другой основе, нежели наличие у него программы социально-экономического развития (см. http://www.polit.nnov.ru/2005/05/26/governor/). Поэтому не стоит удивляться тому, что обычные люди в подавляющем большинстве относятся к будущему назначению губернатора с полным спокойствием, если не сказать с равнодушием. Раньше в таких случаях говорили: "Народ подал в отставку". И это не безразличие к судьбе родного края, но трезвое понимание того, что нижегородцы, как и все россияне, стали лишними в политических играх федеральных и региональных властей. Хорош или плох тот или иной кандидат в губернаторы, жителей области никто уже не спрашивает. Поэтому они в состоянии пережить любое решение президента, если даже вследствие него вся региональная политическая элита провалится в тартарары.

© 2003-2021, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна