Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже?

Результаты опросов
© 2003-2024, Martovsky
Главная > Перспективы

10.05.2006 Людмила Путина - Президент России?

Автор: Игорь Хазов

В аналитической статье Александра Жмырикова "Кто займёт место Владимира Путина" (часть вторая) в качестве одного из возможных кандидатов на пост Президента РФ от партии власти в 2008 году упоминается жена действующего Президента страны Людмила Путина. На первый взгляд такое упоминание ничего, кроме красивого вымысла автора, под собой не имеет. Однако действия московского Кремля за последние 15 лет должны приучить нас к мысли, что самые фантастические, с точки зрения рядового обывателя, политические прожекты воплощаются в реальную практику, когда дело касается сохранения власти.

Приведу один, достаточно яркий пример. 5 сентября 1999 года в воскресной информационно-аналитической передаче "Послесловие" на телеканале "Волга" знаменитый нижегородский тележурналист Александр Резонтов взял интервью у не менее известного журналиста "Комсомольской правды", бывшего пресс-секретаря первого Президента России Павла Вощанова. То, что сказал в телеинтервью господин Вощанов, многих моих коллег повергло тогда в шок. Дабы не быть голословным, приведу отрывок выступления Павла Вощанова:

"Вообще Вы знаете, в Кремле рождается очень много интересных вариантов. Там собралась публика, вот как у нас на уличном жаргоне сейчас говорят: "отвязанные". Ну раньше это говорили: "без тормозов". Эти ребята, они как бы свободно играют. Поэтому и предположения там возникают самые разные. Вот одно из предположений, хотя Кремль от него и открещивается. Но я всё-таки не один день проработал в Кремле и имею некоторые источники информации за кремлёвскими стенами. Вот один из рабочих вариантов такой. 16 сентября 1999 года Борис Николаевич подаёт в отставку по состоянию здоровья. То есть пишет заявление, или делает его, публичное заявление, в эфире. И всё. Уходит. Тихо, мирно, попрощавшись со страной. Президентом на трёхмесячный срок становится господин Путин – Премьер-министр. Через три месяца должны состояться президентские выборы. Они совпадают с парламентскими выборами. И теперь посмотрите эту ситуацию. Как будет выглядеть расклад политических сил, когда на парламентские выборы наслаиваются президентские? Совершенно другая роль Примакова, совершенно другие амбиции у Лужкова, совершенно иначе выглядят позиции "левых". Они не знают к чему готовиться. Вот это вот один из вариантов. А дальше возникает некий политический хаос. Общество запутывается. Оно уже не знает, кого оно выбирает. То ли выбирает депутатов, то ли выбирает Президента".

Что произошло потом, все мы прекрасно помним. Борис Николаевич Ельцин действительно досрочно сложил президентские полномочия, оставив Владимира Путина на три месяца у руля страны. Не совпали лишь детали. В отставку Б.Н. Ельцин ушёл не 16 сентября, а 31 декабря. Однако сегодня, когда прошло столько времени и опубликованы воспоминания членов бывшего окружения первого Президента России, стали понятны и причины внесения изменений в первоначальный сценарий. Для нас же сегодня важно другое: история 1999 года показывает, что ради сохранения власти правящая элита способна реализовать самые фантастические сценарии.

Теперь давайте заглянём в кадровый список Администрации Президента РФ. Ведь мы знаем, что любой сценарий, прежде чем воплотиться в жизнь, должен родиться в чьей-то конкретной голове. В Администрации Президента менялись руководители. Перед нашим взором промелькнули и Сергей Филатов, и Анатолий Чубайс, и Александр Волошин, и Дмитрий Медведев. Сегодня Администрацией "рулит" Сергей Собянин. У каждого из них свой стиль деятельности, свои политические пристрастия, свой склад личности. Естественным следствием этого являются и смены команд, работающих под началом того или иного руководителя Администрации. Но человека, продуцирующего перспективные идеи – "политического креатора", - менять не принято. И такой креатор, "переживший" всех глав Администраций, в московском Кремле есть. Имя это – Джохан Реджеповна Поллыева. Для тех, кто с этим именем малознаком, напомню, что Джохан Реджеповна – известный ученый-политолог. Но она не лабораторный ученый, а достаточно активный практик, имеющий счастливую возможность реализовывать свои политические проекты. Кроме прочего, Джохан Поллыева долгое время являлась "золотым пером" Кремля. Теперь давайте подумаем над ответом на вопрос: "Если в Кремле сохранился прежний креатор, то может ли измениться стиль принятия решений при передаче власти?

Не спешите отвечать на этот вопрос. Здесь есть много подводных камней. Один из них, явно выходящий на поверхность, называется "политическая ситуация".

Есть ли что-либо общего в политической ситуации, складывавшейся в преддверие выборов Президента страны 2000 года и сегодня?

Начнём с характеристики правящей элиты. В 1999 году правящая элита была расколота. Одна её часть, представлявшая выдвиженцев Ельцина, так называемая «семья», держалась у власти исключительно авторитетом первого Президента и возможностями силовых структур. По сути своей, эта часть элиты являла собой квазимонархический вариант государственного правления. При таком варианте богатства страны распределяются "монаршей милостью", а передача власти решается тайным сговором уходящего правителя с его ближайшим окружением. Благополучие членов правящего двора вплоть до их физического существования зависит от решения вопроса преемственности власти.

Другая часть правящей элиты включала быстро развивающийся олигархический капитал. Процесс финансового развития всегда быстрее всего проходит в столице. Поэтому главенство мэра Москвы Лужкова принималось многими представителями элиты. Для второй части элиты конкурсный доступ перераспределения богатств был наиболее приемлем, поскольку уже были накоплены достаточные средства для выкупа любого проекта. В качестве силового прикрытия использовались средства массовой информации, своевременно выкупленные у государства. Выборный путь новой власти был для данной элитной группы единственно возможным вариантом освобождения от оков "семейного" клана.

Оппозиция власти в 1999 году была сегментирована на "лево-патриотическую", "право-демократическую" и "право-либеральную". Ядром "лево-патриотов" была КПРФ с Геннадием Зюгановым, ядром "право-демократов" - "Яблоко" с Григорием Явлинским, ядром "право-либералов" - СПС с Сергеем Кириенко. Следует заметить, что лишь "лево-патриоты" были оппозицией власти в прямом смысле этого слова. Только они ставили цель – коренное изменение правящего режима, основанное на изменении экономической системы и политических институтов. Однако они были наименее опасны для правящей элиты. Ведь "лево-патриоты" были лишены доступа как к электронным СМИ, так и к силовым институтам. Поэтому ни по итогам выборов, ни тем более по итогам дворцовых заговоров, они не имели возможности получить власть. "Право-демократы", напротив, представляли в 1999 году наибольшую опасность для правящей элиты. Во-первых, они имели доступ к ряду электронных СМИ, во-вторых, пользовались симпатией просвещенного Запада, и, следовательно, могли при случае рассчитывать на силовую помощь с его стороны. Наконец, "право-демократы" активно использовали социал-демократическую риторику, что приближало их к патриотам. "Право-либералы" с самого начала обозначили конъюнктурность своих действий лозунгом "Путина в Президенты – Кириенко в Думу! " Поэтому, когда власть пошла с ними на соглашение, открыв "зеленый свет" на пути в Думу, "право-либералы" приняли сторону власти, резко выступив против "право-демократов". В жарких теледебатах Чубайс, Немцов, Кириенко и Хакамада практически "похоронили" Григория Явлинского и "Яблочную" команду.

Сегодня мы наблюдаем схожую картину. Правящая элита расколота на "силовиков" и "экономистов". Первые ближе к "телу" действующего Президента страны. Они сумели провести административную реформу (замена прямых выборов губернаторов квазивыборами назначенцев Президента; замена первых лиц субъектов РФ в Совете Федерации на представителей регионов в Совете Федерации и т.п.). Однако силовые институты ослаблены многолетней борьбой с терроризмом и перманентными неудачными реформами. "Экономисты" сосредоточили в своих руках СМИ и финансовые взаимоотношения федерального Центра с регионами. При желании они могут обрушить любую из реформ, инициированную "силовиками". Отчасти мы уже убедились в этом на примере прошлогодних казусов с реализацией федерального закона о монетизации льгот.

Оппозиция сегодня так же, как и в 1999 году, раздроблена. "Лево-патриоты" с ядром из КПРФ имеют ещё меньшие возможности влиять на массы чем в 1999 году, поскольку помимо СМИ лишились и финансовых поступлений. "Право-либералы" за ненадобностью выброшены правящей элитой за борт власти, и теперь пытаются как-то примазаться к своим бывшим противникам "право-демократам". "Право-демократы" лишились практически всех значимых СМИ, а также финансовых источников и потому вынуждены идти на компромисс с богатенькими Буратино из лагеря "право-либералов". Такой союз не позволяет использовать "право-демократам" социал-демократическую риторику в том объеме, в котором она необходима для привлечения "улицы".

Как и в 1999 году сегодня перед правящей элитой стоят две проблемы. Первая из них – отсутствие стопроцентно лояльного к обеим частям элиты и одновременно 80% проходимого лидера. Вторая – высокая вероятность формирования контрэлиты вокруг знакового политика, поддерживаемого как внутренней оппозицией, так и Западом. Таким политиком сегодня вполне может стать Михаил Касьянов.

Всё вышесказанное позволяет сделать вывод о высокой вероятности повторения контуров сценария механизма передачи президентской власти.

Кандидатом в Президенты РФ со стороны действующей власти должен стать человек, отвечающий требованиям:

  • личная близость к действующему Президенту страны
  • равноудаленность от "силового" и "экономического" кланов правящей элиты
  • сохранение влияния В.В. Путина на решения, принимаемые новым Президентом страны
  • возможность наследования части харизмы В.В. Путина в момент передачи власти

Теперь давайте, сравним вероятных кандидатов на пост Президента страны от правящей элиты.

Дмитрий Медведев и Сергей Иванов представляют разные кланы правящей элиты, а потому взаимонеприемлемы для одной из сторон. Кроме того, ни один из них не может наследовать часть харизмы Путина. Иванов уже скомпрометирован неудачным реформированием армии, а Медведев находится в стадии компрометации медленно реализуемыми нацпроектами, особенно в сфере ЖКХ. Борис Грызлов показал себя зависимым политиком с полным отсутствием лидерских черт. Поэтому и ему нельзя переадресовать часть харизмы Путина. О спикере Совета Федерации Сергее Миронове лучше вообще не говорить. Он уже сказал всё сам на выборах Президента РФ 2004 года. С тех пор его 0,82% если и подросли до уровня статистической погрешности, то не дают права элите совершать погрешность политическую. Выбор кандидата из числа действующих губернаторов сегодня исключён административной реформой, сведшей роль губернаторов к роли "почтальонов" Администрации Президента РФ.

Единственным кандидатом, полностью удовлетворяющим основным требованиям элиты является на сегодня Людмила Путина.

Её близость к действующему Президенту России подтверждена, как минимум, свидетельством о браке.

Она одинакова удалена как от "силового", так и от "экономического" блока правящей элиты, но при этом лично знакома со всеми.

Влияние Владимира Путина на политические решения, конечно же, будет сохраняться после избрания Людмилы Путиной на пост Президента страны.

Наконец, Людмила Путина обрела за время пребывания на посту жены Президента страны редкостную собственную харизму, на которую хорошо накладывается харизма действующего Президента России.

Скорее всего, сохранится и сценарий нейтрализации основного противника. В 1999 году для нейтрализации Примакова заблаговременно был нанесен удар по хранителю ресурсной базы – Юрию Лужкову.

Сегодня ресурсная база Михаила Касьянова рассредоточена. Однако, главные её звенья известны. Поэтому превентивные удары уже наносятся по Юрию Лужкову ("выдвижение" его сильных заместителей в регионы, где им уготовлена не лучшая участь), Борису Березовскому (постоянные обнародования всё новых "преступных актов" опального олигарха при сохранении его капитала внутри страны), Михаилу Ходорковскому. Вполне вероятно, что скоро российский избиратель услышит о "новых экономических преступлениях" лиц из числа бывшей "семьи", явившей желание поддержать Касьянова.

Вероятную политическую поддержку Михаила Михайловича уже сегодня нейтрализуют по рецепту 1999 года. Правда, тогда "право-демократов" разбили "право-либералы", а сегодня "право-либералов" уничтожают руками "право-демократов". Вначале предоставили большой эфир Г. Явлинскому (2003 г.) и от рейтинга СПС не осталось следа. Затем вбросили идею "союза СПС с Яблоком без Чубайса и Немцова" и структурно развалили СПС. Наконец, поспособствовав слиянию СПС и "Яблока", провалили их на региональных выборах.

Вполне вероятен и вариант добровольной досрочной отставки В.В. Путина с поста Президента страны. Поводом к такому шагу может быть необходимость придания ускорения процессу объединения союза "Беларусь – Россия". Летний саммит стран "восьмёрки" обещает стать холодным душем для российской администрации. Не секрет, что в большинстве своём российские граждане с подозрением относятся к любым попыткам политического давления Запада на Россию. Поэтому соответствующее освещение выступлений западных лидеров на саммите "восьмёрки" может вызвать ожидаемое негодование россиян. В ответ В.В. Путин вполне может заявить, что в сложившихся условиях не видит ничего другого, кроме как крепить содружество близких с Россией стран. По просьбе "белорусской" стороны Президент России принимает решение о занятии поста государственного секретаря союза "Россия-Беларусь". Но, поскольку такой пост нельзя совмещать с деятельностью Президента одной из стран, постольку он досрочно складывает полномочия Президента России. Самое интересное, что такое решение, если оно случится, может быть позитивно воспринято и "ястребами" в элите США. Там могут думать, что в таком случае В.В.Путин сможет вмешиваться в политические процессы Республики Беларусь, а, следовательно, преуменьшить явно нежелательное для них влияние А.Г.Лукашенко.

Понятно, что такой шаг обещает быть успешным лишь при сохранении жёсткого контроля над действиями российских властей. Поэтому, посадив жену на российский престол, В.В. Путин сможет проводить ту политику, которая понадобится ему для полного объединения двух стран.

В должности госсекретаря союзного государства Владимир Путин будет избавлен от постоянного противопоставления Александру Лукашенко, а, следовательно, может повышать свой рейтинг в Беларуси, не снижая рейтинг Александра Григорьевича. В таких условиях, можно будет в дальнейшем пойти на равное избирательное право союзного Президента (50% выборщиков от Беларуси и 50% выборщиков от России), что снимет настороженность белорусского истэблишмента к имперским амбициям России.

Теперь о времени возможной передачи власти.

В статье "Кто займёт место Владимира Путина", Александр Жмыриков рассматривает варианты либо досрочных выборов Президента РФ, либо досрочных выборов депутатов Государственной Думы.

А если сценарий перехода власти, озвученный Павлом Вощановым 5 сентября 1999 года реализуется в полной мере? То есть досрочные выборы Президента страны будут наложены на выборы депутатов Государственной Думы?

Посмотрите сами. Выборы депутатов Государственной Думы впервые будут проходить исключительно по партийным спискам. "Единая Россия" на выборах Президента страны, безусловно, будет поддерживать кандидатуру "наследника престола". Поэтому мобилизовать своих избирателей на волне выборов Президента партии власти будет значительно легче. Ведь все те, кто голосует за другие партии, будут автоматически стяжать терновый венок "анти-путинцев". Если на избирателей КПРФ это подействует незначительно, то ряды сторонников всех остальных партий будут существенно прорежены. Таким образом, решается позитивно для власти и принципиальный вопрос второго тура президентских выборов. В финале кандидат власти будет соперничать с кандидатом от КПРФ с ясными для власти перспективами.

Позитив от такого наложения сроков почувствуют и "правые". Объединенные выборы мобилизуют их сторонников, что создаст условия для преодоления 7% барьера прохождения в Государственную Думу. В противном случае, "правые" в Думу не попадают. "Единой России" наличие маленькой фракции "правых" крайне необходимо. Это позволит имитировать дискуссию при обсуждении законопроектов, создавая иллюзию политического диалога. При таком диалоге "Единая Россия" будет занимать позицию "левее" фракции "правых", т.е. находиться ближе к нуждам рядового избирателя.

Возникнет политическая конструкция внешне слабого, но внутренне сильного Президента с внешне сильной, но внутренне управляемой Думой и человеком, стоящим над всеми. Японцы называют такого человека "кумароко" (человек за ширмой). Им станет муж госпожи Президента страны, экс-президент В.В. Путин.

© 2003-2024, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна