Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже?

Результаты опросов
© 2003-2024, Martovsky
Главная > Перспективы

29.05.2006 Президент России - 2008 и новые нарождающиеся персонально-ориентированные общественные ожидания

Авторы: Маслов Олег Юрьевич , Александр Васильевич Прудник

В исследовании, охватывающем новейшую историю России - СССР, начиная с 80-х годов ХХ века до наших дней (статья "Российские лидеры избираются циклами", "Независимая газета" №62 (3458) от 30 марта 2005 года), подробно анализировались трехлетние циклы формирования персонально-ориентированных общественных ожиданий лидеров страны и шестилетние циклы исчерпанности персонально-ориентированных общественных ожиданий, связанные с лидерами страны. И М.С. Горбачев, и Б.Н. Ельцин, и В.В. Путин вписывались в вышеназванные циклы. Обращаем также внимание экспертов на то, что речь идет о формализации определенных общественно-политических процессов, а не об их объективизации. Шестилетние и трехлетние циклы, как и ожидаемые образы будущих лидеров, лишь позволяют фокусировать внимание на ограниченном информационном материале. Безусловно, вышеназванные циклы формализуют, а не объективизируют общественно-политические процессы, но и формализация многое проясняет в условиях динамично изменяющейся реальности. Напомним, каким образам соответствовал В.В. Путин персонально-ориентированным общественным ожиданиям до своего избрания Президентом России.


Небольшой экскурс в историю

Основные вектора в формировании персонально-ориентированных общественных ожиданий, соединенных с В.В. Путиным, были непосредственно связаны с негативным образом действующего Президента страны Б.Н. Ельцина. Новые общественные ожидания стали формироваться на неприятии обществом последствий дефолта 1998 года и экономической нестабильности в целом, а также на безусловном неприятии кадровой чехарды на высших руководящих постах страны. Более того, очередная антитеррористическая операция в Чечне, начавшаяся 1 октября 1999 года, уже была продиктована необходимостью для В.В. Путина соответствовать новым общественным ожиданиям. Новые персонально-ориентированные ожидания укрупненно можно представить в следующем концептуальном формате:

  • Новый лидер должен навести порядок в стране и обеспечить стабильность;
  • Новый лидер страны должен вернуть уважение к России и решить "проблему Чечни";
  • Новый лидер страны должен быть государственником и патриотом.

Первые годы правления В.В. Путина продемонстрировали, что он практически полностью реализовал сложившиеся к 2000 году общественные ожидания.

Знаковой публикацией, в аспекте понимания персонально-ориентированных общественных ожиданий, является публикация в журнале "Коммерсантъ-Власть" от 11 мая 1999 года статьи "Четыре портрета Президента-2000". Новый лидер страны должен был обладать чертами "людей в погонах": Штирлица, Жеглова, маршала Жукова и Петра I. Журнал опубликовал данные социологического исследования, в рамках которых граждане России объективизировали формат персонально-ориентированных общественных ожиданий, связанных с будущим лидером страны. Публикация в журнале была незадолго до назначения В.В. Путина премьер-министром России.

Че ГеварраРоссия сейчас находится в стадии поиска нового лидера. В формате персонально-ориентированных общественных ожиданий исследовательская группа нижегородского отдела Института Социологии РАН выделила два новых направления персонально-ориентированных общественных ожиданий граждан России. Первое направление связано с историческим образом И.В.Сталина. Второе - с образом Че Гевары.

Образ Че Гевары - это образ революции и молодости. Портреты Че Гевары можно видеть в кабинетах различных молодежных организаций, причём абсолютно противоположной политической направленности. Но есть нечто в образе Че Гевары, что не позволяет отнести его к позитивным образам. Товарищ Че неоднократно заявлял, что "наша идеология - это ненависть". Данное персонально-ориентированное общественное ожидание, как это ни покажется парадоксальным, настораживает не в меньшей степени, чем образ И.В. Сталина.

Иосиф СталинРазличные социологические исследования показывают, что образ Сталина позитивно воспринимается значительной частью российского общества, но необходимо отметить особенности данного персонально-ориентированного общественного ожидания. Требование нового Сталина - это не требование нового тирана, это не требование возврата культа личности, это требование ЛИЧНОСТИ. Это протест против всеохватывающего и всепоглощающего фальш-пиара, против имитации былого величия и имитации заботы о народе. Это требование соответствия слов делу. Это требование Империи. И эти требования являются наиболее важными и значимыми.


"Точка абсолютной исчерпанности"

В 2006 году наступает точка абсолютной исчерпанности персонально-ориентированных общественных ожиданий, непосредственно связанных с В.В. Путиным. От него уже не ждут ничего нового. И его президентский рейтинг, и постоянные дискуссии о третьем президентском сроке не позволяют экспертному сообществу перейти к исследованию новых нарождающихся персонально-ориентированных общественных ожиданий. Но шутливое высказывание Президента Путина (24.04.2006) о возможности "купить несколько метров государственной границы" позволяет предположить, что В.В. Путин, как и М.С. Горбачев на исходе своего правления, как и Б.Н. Ельцин на исходе своего правления, пытается соответствовать новым нарождающимся персонально-ориентированным общественным ожиданиям.

Шутливое заявление Путина является предельно честным до "исповедальности". Это заявление не соответствует традиционным заявлениям государственных деятелей. Но более всего данное заявление не соответствует образу самого Путина. Путин - это Штирлиц, всё еще находящийся "во вражеском окружении". Он вынужден все скрывать и лишь через шифровки информировать Алекса. За шесть лет президентства Путина все привыкли к "операциям под прикрытием", самыми знаковыми из которых являются "скоропостижное" назначение премьер-министром М.Е. Фрадкова и история с дотоле никому неведомой, но хорошо знакомой президенту "Байкалфинансгрупп". И вдруг запредельная искренность и честность.

Как отмечалось ранее, интегральный фантомный образ В.В. Путина, соответствующий нарождающимся в 1998 году персонально-ориентированным общественным ожиданиям, состоял из двух исторических деятелей: Петра Первого и маршала Жукова, - и двух киногероев: Жеглова и Штирлица. На сегодняшний день в нарождающихся персонально-ориентированных ожиданиях нового лидера России граждане видят два исторических образа. Это - И.В. Сталин и Че Гевара. Но кинематографические образы до сегодняшнего дня практически не проявлялись. И вот шутливое заявление Президента Путина, ломающее формат его восприятия, позволило выявить и формализовать третий образ в нарождающихся персонально-ориентированных общественных ожиданиях граждан России нового лидера страны.


Князь Мышкин

Россия богата на таланты. Выдающиеся режиссеры, потрясающие актеры создают десятки тысяч запоминающихся образов. Но крайне редки кинематографические произведения, которые можно назвать явлениями в нашей культурной жизни. "Место встречи изменить нельзя" Говорухина и "Семнадцать мгновений весны" Лиозновой были своеобразными явлениями культурной жизни страны. Поэтому образ Жеглова так близок гражданам России, а популярность Штирлица подтверждена тысячами анекдотов, рожденных народным творчеством. Несомненно, явлением в культурной жизни нашей страны также стал фильм Бортко по роману Ф.М. Достоевского "Идиот".

Князь Мышкин в исполнении Евгения МироноваБезусловно, выдающийся артист Евгений Миронов объясняет свалившуюся на него народную любовь самим образом князя Льва Николаевича Мышкина, рожденного Достоевским. Открытость, честность, сострадание к людям - это то, что практически отсутствует сегодня в нашем обществе. И именно это требуется российскому обществу для оздоровления. Народная любовь к Евгению Миронову и является тем индикатором востребованности нового типа лидера: честного и открытого к людям.

Безусловно, по мере приближения президентских выборов будут проведены соответствующие социологические исследования, направленные на выявление нарождающихся персонально-ориентированных общественных ожиданий граждан России, которым должен будет соответствовать будущий лидер страны. И образ князя Мышкина может оказаться менее рейтинговым по сравнению с другими кинематографическими образами. Но это едва ли опровергнет выявленную тенденцию. Многие возразят, что граждане России не могут мечтать о том, чтобы Президент страны обладал чертами юродивого. Но персонально-ориентированные общественные ожидания - это набор знаковых черт отдельных образов. Поэтому интегральный формат и состоит из четырех образов, а образ, рожденный Достоевским, - это истинно русский образ. Что также является знаковой чертой нарождающихся персонально-ориентированных общественных ожиданий граждан России.


Психологическая ловушка для Президента Путина

М.С. Горбачёв в конце 80-х - начале 90-х годов, осознавая новые нарождающиеся общественные ожидания, принимает решение о создании института президента в стране. Данное решение объяснялось тем, что большинство цивилизованных стран возглавляют президенты, а СССР - партийный лидер. Объективно введение института президента и отмена 6-й статьи Конституции СССР реально ослабили влияние КПСС на общественно-политическую жизнь страны. А это полностью соответствовало новым, нарождающимся общественным ожиданиям. Но Б.Н. Ельцин в рамках тех же общественных ожиданий выходит 12 июля 1990 года из КПСС, а затем, после поражения ГКЧП, полностью выводит эту политическую организацию из общественной жизни.

Б.Н. Ельцин, осознавая другой эгалитарный вектор общественных ожиданий, добивается проведения в РСФСР 17 марта 1991 года референдума по вопросу введения всеобщих выборов Президента РСФСР. Граждане России поддержали его, и 12 июня 1991 года Б.Н. Ельцин избирается Президентом РСФСР. Более 45 миллионов граждан, проголосовавших за Б.Н.Ельцина, это высочайший уровень доверительной легитимности для нового лидера страны. После "точки абсолютной исчерпанности" персонально-ориентированных общественных ожиданий, непосредственно связанных с Б.Н.Ельциным, действующий Президент страны объявил о начале поиска "национальной идеи". Данный вектор в известной степени соответствовал новым нарождающимся персонально-ориентированным общественным ожиданиям.

Сегодня сложно предположить, последуют ли еще откровенно-исповедальные заявления Президента Путина. Дело в том, что все последующие откровенные заявления будут ставить действующего Президента в ложное положение. В первый год своего правления на вопрос одного из журналистов Путин ответил: "Я этого еще не разведал". В начале 2000 года в обращении к гражданам России в качестве тогда еще и.о. Президента страны В.В. Путин заявил о необходимости инвентаризации страны. Именно поэтому шутливое заявление Путина о границе и порождает вопросы, типа: "Неужели он за шесть лет так и не разведал, что у него творится в стране?". Попытки действующих лидеров страны соответствовать новым нарождающимся персонально-ориентированным общественным ожиданиям всегда связаны со сломом привычного имиджа лидера страны. Лидеры, начинающие терять доверие своих граждан, пытаются интуитивно соответствовать новым нарождающимся персонально-ориентированным общественным ожиданиям граждан. А это всегда ловушка.

Необходимо отметить и то, что последующие заявления Президента Путина могут стать своеобразным индикатором его действий, в аспекте преемственности власти. Нарастание числа откровенно-исповедальных заявлений будет трактоваться, как стремление Путина сохранить за собой президентское кресло на третий срок. Отказ от соответствия новым нарождающимся персонально-ориентированным общественным ожиданиям будет трактоваться как готовность передать власть преемнику.


Преемники В.В. Путина и персонально-ориентированные общественные ожидания граждан России

Три выявленных образа персонально-ориентированных общественных ожиданий: Сталин, Че Гевара и князь Мышкин, - не оставляют сомнений в том, что и министр обороны Иванов, и первый вице-премьер правительства Медведев не соответствуют рождающимся персонально-ориентированным общественным ожиданиям граждан России. Под исторические образы Сталина и Че Гевары можно попытаться подвести Сергея Шойгу. У него и берет, как у Че Гевары, и он, как Че Гевара, всегда спешит на помощь людям. У него и отчество почти как у Сталина. Но министру по чрезвычайным ситуациям будет крайне трудно соответствовать образу князя Мышкина, так как ему будет сложно объяснить, как, находясь почти 20 лет у вершины власти, можно было не знать о том, что творится в стране.

Попытка высчитать соответствие того или иного известного российского политического деятеля новым персонально-ориентированным общественным ожиданиям приводит к необходимости поиска четвертого образа.


"Четвертый неизвестный"

Поиск "четвертого образа" в новых нарождающихся персонально-ориентированных общественных ожиданиях граждан России крайне важен, но затруднен по вполне объективным обстоятельствам. Не выявлено жесткой привязки начала формирования новых персонально-ориентированных общественных ожиданий граждан России к каким-либо событиям и датам. Новые персонально-ориентированные общественные ожидания могут формироваться и в то время, когда еще до конца не исчерпаны ожидания, связанные с действующим лидером страны, или тогда, когда ожидания уже полностью исчерпаны. Объективизация трехлетнего цикла формирования персонально-ориентированных ожиданий, непосредственно связанных с Б.Н. Ельциным, проходила в рамках шестилетнего цикла исчерпанности персонально-ориентированных общественных ожиданий, связанных с М.С. Горбачевым. Объективизация трехлетнего цикла формирования персонально-ориентированных ожиданий, непосредственно связанных с В.В. Путиным, проходила фактически после окончания шестилетнего цикла исчерпанности персонально-ориентированных общественных ожиданий, непосредственно связанных с Б.Н. Ельциным. Понимание этой закономерности приводит к мысли о том, что не все образы нарождающихся персонально-ориентированных общественных ожиданий проявлены на сегодняшний день. Более того, динамично изменяющаяся реальность каждодневно усиливает одни образы и ослабляет другие.

Подтверждением того, что повседневная реальность ослабляет одни образы и усиливает другие, может стать попытка выявления "четвертого образа". Борьба с "русским фашизмом", приобретающая все более варварские формы, в состоянии уже к началу 2007 года "зажечь" значимый кинематографический образ из фильма Балабанова "Брат". На сегодняшний день "четвертый образ" в новых нарождающихся персонально-ориентированных общественных ожиданиях не проявлен. Но борьба с "русским фашизмом" может привести к тому, что образ Данилы Багрова станет более знаковым для граждан России, чем образ князя Мышкина. И миллионы граждан России мысленно будут пытаться представить, кто из потенциальных кандидатов в Президенты России в состоянии артикулировать слова, произнесенные кинематографическим героем Данилой Багровым: "Не брат ты мне...".

Тема борьбы с "русским фашизмом" до сих пор не перестала быть доминирующей темой в российских СМИ. Трудно представить, чтобы лидер России, соответствующий образам Сталина и Че Гевары, был бы симпатичен американскому истеблишменту или европейским либералам. Массовое сознание более чем инерционно, но обладает могущественной силой. И несоответствие преемника Путина персонально-ориентированным общественным ожиданиям граждан страны может привести к ситуации, когда преемник повторит судьбу горбачевского Бакатина, а Россия станет своеобразной "жемчужиной" в новой "оси зла".

© 2003-2024, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна