Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Чем, на ваш взгляд, увенчается политика санкций Запада в отношении России?

Результаты опросов

Нижний Новгород Online - Нижегородский городской сайт
nnov.ru - доменная зона Нижнего Новгорода
© 2003-2019, Martovsky
Главная > Перспективы

29.06.2006 Трансформация политической системы страны при Владимире Путине с точки зрения стратегий менеджмента

Автор: Маслов Олег Юрьевич

Студентам одного из ВУЗов была предложена привлекательная "сделка", заключающаяся в получении оценки "отлично" без экзамена при условии написания реферата по трансформации политической системы нашей страны с точки зрения стратегий менеджмента, при этом используя лишь Конституцию РФ и "Школы стратегий" Г. Минцберга, Б. Альстрэнда, Д. Лэмпела. "Школы  стратегий" презентовались, как "стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегии менеджмента". Право на написание реферата получили лишь те студенты, кто смог на предварительной защите обосновать, почему именно выбранная ими школа стратегий позволяет формализовать и объективизировать трансформацию политической системы нашей страны при Владимире Путине.

Данный опыт необходимо признать удачным, так как три студенческих работы позволили не только выделить элементы трансформации, но и объективизировать вектора трансформации политической системы. Необходимо отметить, что из спектра школ стратегий, включающих в себя: школу дизайна, школу планирования, школу позиционирования, школу предпринимательства, когнитивную школу, школу обучения, школу власти, школу культуры, школу внешней среды и школу конфигурации – студенты на предварительном этапе выбрали лишь две школы – школу власти и школу конфигурации. Но школа власти была отброшена, так как студенты не могли привязать видимую ими трансформацию политической системы страны к действующей Конституции РФ. Таким образом, все три студенческих работы были посвящены школе конфигурации.


Особенности школы конфигурации

Двумя ключевыми понятиями в стратегии менеджмента  школы конфигурации является понятие конфигурация и трансформация. "Эти слова отражают два основных аспекта школы конфигурации: устойчивые структуры организации и внешнего контекста рассматриваются в ней как конфигурация, а  процесс разработки стратегии, как трансформация".  Причем, "стратегический менеджмент – наука об изменениях. Стратегия же сама по себе ассоциируется не с переменами, а с чем-то стабильным, представленным в виде заранее продуманного плана, установке схематичных действий, либор в виде спонтанно возникающей схемы, в соответствии с которой и устанавливаются определенные поведенческие образцы". Таким образом, "школа конфигурации как раз и описывает относительно последовательную реализацию стратегии внутри устойчивых состояний, которые нарушаются случайными и довольно проблематичными скачками в новое состояние".

В рамках вышеизложенного мы с вами можем представить действующую Конституцию РФ как стабильную, устойчивую структуру - конфигурацию, а стратегический менеджмент команды В.В. Путина – это последовательность шагов, направленных на поддержание стабильного устойчивого состояния. Особенностью школы конфигурации является и то, что данная школа определяет "временную последовательность смены друг другом различных состояний для того, чтобы определить "стадии", "периоды" или «жизненные циклы" организации".


Знаковые элементы трансформации политической системы

Структура любого предприятия конкретна. Структурные подразделения предприятия и система взаимосвязанности различных структурных подразделений предприятий являются очевидными для любого менеджера. Проблема, с которой столкнулись будущие менеджеры, заключалась в том, что они не могли классифицировать знаковые элементы трансформации политической системы. Главная проблема заключалась в том, что элементы трансформации не вписывались в действующую Конституцию РФ.

Действительно, на первом этапе трансформации политической системы страны при В.В.Путине возникли федеральные округа и институт полномочных представителей Президента РФ в семи федеральных округах. Институт полномочных представителей Президента, безусловно, является властным органом. Но данного органа нет в Конституции РФ.

Вторым знаковым элементом трансформации политической системы страны при В.В.Путине является Государственный Совет. Государственный Совет, состоящий их глав субъектов федерации, принимает важнейшие для страны стратегические решения. Заседания Государственного совета транслируются по ведущим телевизионным каналам, как важнейшие события в стране. Многие решения Государственного Совета преподносятся российскими СМИ как "исторические". Но Государственного Совета в действующей Конституции РФ нет.

Третьим знаковым элементом трансформации политической системы страны при Владимире Путине является Общественная палата. Общественная палата, безусловно, властный институт. И соответствующий закон наделил Общественную палату даже полномочиями практически бездействующего Конституционного суд РФ. Поездки членов Общественной палаты по стране освещаются так, как освещались в советские времена поездки членов Политбюро ЦК КПСС. Но Общественной палаты при Президенте РФ, также как и института полномочных представителей Президента в федеральных округах и Государственного Совета в действующей Конституции РФ нет. И именно это позволяет нам выделить один из векторов трансформации политической системы страны при В.В. Путине.


Вектор №1: создание внеконституционных органов власти

Выделение элементов трансформации политической системы с точки зрения менеджмента привело к нескольким парадоксальным мыслям. Так, например, создание института полномочных представителей в федеральных округах, в условиях назначаемости глав субъектов федерации, является созданием "избыточного звена" управления. Государственный Совет, состоящий из назначенных региональных представителей, может быть в реальной бизнес - структуре лишь консультационным, а не властным органом. Деятельность Общественной палаты на данном этапе представляет собой некий симбиоз деятельности контрольно-ревизионной службы и пресс-центра, точнее пиар - службы. Но с точки зрения школы конфигурации каждый из вышеперечисленных элементов трансформации преследует главную цель – поддержание стабильности конфигурации, с целью минимизации воздействия внутренних и внешних вызовов.

Действительно, и создание института полномочных представителей Президента в федеральных округах, и создание Государственного Совета, и создание Общественной палаты преследовали цель укрепления стабильности в обществе и создания механизмов разрешения текущих и перспективных проблем. Но парадокс ситуации заключается в том, что поддержание стабильности функционирования действующей Конституции РФ, в рамках которой и функционируют все институты власти в России, происходит за счет создания внеконституционных органов власти. А это может означать, что стратегия действующей власти направлена на будущую трансформацию политической системы страны.

И институт полномочных представителей Президента в федеральных округах на первом этапе своей жизнедеятельности, и Государственный Совет и, особенно, Общественная палата выступали и выступают в статусе своеобразных ньюсмейкеров. Данные внеконституционные органы власти в отдельные периоды времени доминируют в информационном пространстве России, что позволяет называть их также и имитационными. Внеконституционные органы власти имитируют наличие в стране общественно – политической деятельности и гражданского общества, но в то же время данные внеконституционные органы власти представляют собой диверсификацию государства в направлении соответствия его вызовам информационной эпохи.

Необходимо отметить и то, что создание внеконституционных органов власти является системой подрыва действующей Конституции РФ. Лукавая формулировка Конституционного суда РФ "соответствует действующей Конституции", отмеченная студентами, не легитимизирует ни Общественную палату, ни Государственный Совет, ни институт полномочных представителей Президента в федеральных округах, а лишь делегитимизирует Конституционный суд РФ. И если завтра Президент РФ В.В. Путин распустит институт полномочных представителей в федеральных округах, с формулировкой "историческая миссия выполнена", то на общественно-политической жизни страны это практически никак не отразится. Противоположное утверждение – ошибочно. А понимание данной политической реальности приводит нас к осознанию второго вектора трансформации политической системы страны при В.В. Путине.


Вектор №2: Президент РФ – единственный источник власти в стране

Какую информацию получили мы с вами в процессе формализации элементов трансформации политической системы в страны. Мы с вами выделили не только то, что трансформация политической системы страны осуществляется в формате создания внеконституционных органов власти и доминирования данных внеконституционных органов власти в информационном пространстве страны, но также информацию о том, что источником трансформации, а точнее единственным источником власти в стране является Президент РФ.

Действительно, и институт полномочных представителей Президента в федеральных округах, как и сами федеральные округа, Государственный Совет и Общественная палата при Президенте РФ созданы либо непосредственными Указами Президента РФ, либо были легитимизированы соответствующие инициативы Президента Государственной Думой и Советом Федерации. Зададимся вопросом, могли бы появиться в России данные внеконституционные органы власти, если бы они не были нужны Президенту РФ? Ответ очевиден. Конституционный суд РФ не нужен Президенту, поэтому именно внеконституционная Общественная палата будет анализировать соответствие постановлений правительства и соответствие проектов федеральных законов и действующих законов Конституции РФ. Таким образом, мы с вами наблюдаем процесс замены абсолютно бездействущего и не влияющего на политическую жизнь страны Конституционного суда РФ на внеконституционный орган, который будет оказывать соответствующее влияние в необходимом федеральной власти направлении.

Безусловно, с точки зрения менеджмента не только институт полномочных представителей в федеральных округах, но и  Государственный Совет и Общественная палата – это своеобразные "ласточкины гнезда" современной российской бюрократии, именно в таких формах легитимизирующие свою деятельность. Данные структуры – это дополнительная нагрузка на "низовое звено". И это позволяет нам не только выявить трансформацию института президента РФ в единственный источник власти в стране, но и выделить третий вектор трансформации политической системы страны при В.В. Путине.


Вектор №3: последовательная дискредитация народа как единственного источника власти

Слово "дискредитация" означает "лишение доверия, подрыв, умаление авторитета". Пункт 1 статьи 3 действующей Конституции РФ гласит: "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ". Но создавал ли народ институт полномочных представителей Президента в федеральных округах, Государственный Совет и Общественную палату? Нет, не создавал. Были ли легитимизированы народом данные органы власти в ходе референдума 1993 года, легитимизировавшего действующую Конституцию РФ? Нет, данные органы власти не легитимизированы народом и их нет в действующей Конституции РФ.  Данные органы власти легитимизированы действующим Президентом РФ, который является не только единственным источником власти в стране, но и фактически надконституционным органом власти.

Необходимо отметить, что  дискредитация народа как единственного источника власти началась во времена правления первого Президента России Б.Н.Ельцина. Уже в 1995 году граждане РФ были лишены права избирать депутатов Совета Федерации Федерального собрания РФ. При В.В. Путине граждан РФ лишили права избирать глав субъектов федерации и "депутатов с мест" в Государственную Думу. Таким образом, умаление народа как единственного источника власти в стране приняло при В.В. Путине системный характер, и за счет лишения граждан определенных политических прав и за счет создания новых органов власти, не легитимизированных народом. Системное понижение уровня доверительной легитимности конституционных органов власти и создание внеконституционных органов власти, обладающих нулевой доверительной легитимностью, – это осознанный процесс умаления прав народа. Но с точки зрения школы конфигурации умаление прав народа преследует цель стабилизации  конфигурации и подготовки к последующей трансформации.

Дискредитация народа как источника власти может осуществляться только исходя из представления о народе как о главном источнике нестабильности. Шесть лет Президентства В.В.Путина позволяют подвести некоторые итоги его деятельности. Необходимо признать, что "политический отчет" премьер-министра Великобритании М. Тэтчер является непревзойденным образцом отчета государственного деятеля, который одновременно является и менеджером. Отчет М. Тэтчер – это отчет в формате человеческого измерения. И контуры "10-летнего плана" по В.В. Путину не снимают с повестки дня отчета о его деятельности, в том числе в рамках понятий менеджмента. Граждане страны должны знать, сколько граждан при В.В. Путине стали обладателями собственных домов, сколько граждан России являются обладателями акций и получают доход от фондового рынка и ряд других аспектов, позволяющих объективизировать реальные плоды деятельности второго Президента Росси. И именно эти размышления позволяют нам выделить 4-й вектор трансформации политической системы страны при В.В. Путине.


Вектор №4: институт Президента РФ – надконституционный орган власти

Процесс создания надконституциогных органов власти является не только процессом дискредитации народа, как единственного источника власти в стране, но и означает трансформацию института Президента РФ в надконституционный орган власти. Ознакомление с законами, регламентирующими деятельность института полномочных представителей Президента в федеральных округах, Государственного Совета и Общественной палаты при Президенте РФ позволяют утверждать, что данные внеконституционные органы власти наделены реальными властными полномочиями и данные полномочия признаются всеми субъектами права в России. С точки зрения школы конфигурации, безусловно, действия Президента РФ нельзя назвать волюнтаризмом. Но процесс создания внеконституционных органов власти в России, как процесс, несущий в себе подмену Конституционных органов власти внеконституционными органами власти, включает в себя неизбежность дальнейшей трансформации политической системы страны. Что в школе менеджмента отмечается как смена устойчивых состояний "случайными и довольно драматическими скачками в новые состояния".

Становление института Президента РФ как надконституционного органа власти не только дискредитирует действующую Конституцию РФ и народ, как единственный источник власти, но и создает прецеденты, в рамках которых любой преемник  действующего Президента РФ В.В. Путина будет осуществлять дальнейшую трансформацию политической системы страны, исходя из статуса института президента РФ как надконституционного органа. И это также является гарантией дальнейшей трансформации политической системы страны.


Взгляд в будущее России

Безусловно, эксплуатация труда студентов бывает продуктивна лишь в одном аспекте: взгляд подрастающего поколения не замутнен представлениями советской эпохи. Грубо говоря, все представители старшего поколения являются как бы "двухполушарными", в их головах происходит соизмерение советского прошлого и постсоветского настоящего. И как это ни покажется парадоксальным, именно воспоминания о советском образе жизни и являются фундаментом для оправдания действующей системы власти. С точки зрения подрастающего "однополушарного" поколения, а данное поколение не помнит особенности советского периода, и поэтому соизмерение идет с "идеальными образами", а не с прошлым, трансформация политической системы страны при В.В. Путине – это возврат к политической архаике советского периода времени, не более того. В глазах многих представителей подрастающего поколения действующая Конституция РФ – это действительно документ "переходного периода", который затянулся и мешает движению страны в желаемое будущее.

Данный опыт работы со студентами позволил выделить некий взгляд на будущее России. Нет сомнений в том, что действующая федеральная власть заинтересована в неизменности действующей Конституции РФ и сохранении института президента как надконституционного органа власти.  Именно этот аргумент не был подробно освещен в статье "Третий срок Президента Путина и неизбежность изменения действующей Конституции", в которой анализировались варианты изменения действующей Конституции РФ. Анализ векторов трансформации политической системы страны позволяет нам предположить, что итоги выборов в будущую Государственную Думу станут важнейшим этапом в трансформации политической системы страны, в рамках которого последует признание массовым сознанием граждан России факта "холодной гражданской войны" между "вертикалью власти" и "горизонталью народа". Дискредитация народа, как единственного источника власти, включающая в себя продление практически до бесконечности сроков полномочий не только глав субъектов федерации, но и депутатов гарантированно приведет к трагическим изменениям в нашей стране.

 Отчуждение народа от власти не может быть бесконечным. Школа конфигурации позволяет, как отмечалось выше, выделять "периоды" и "жизненные циклы". Анализ трансформации политической системы страны при Владимире Путине позволяет говорить о конечности данного типа трансформации. "Жизненный цикл"  Конституции РФ практически исчерпан, что каждодневно подтверждает активная деятельность внеконституционных органов власти в стране. А значит обсуждение того, какой именно должна быть новая Конституция России, необходимо начинать уже сегодня, чтобы потом не потребовалось плодить новые внеконституционные органы власти.

© 2003-2019, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна