Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже?

Результаты опросов
© 2003-2024, Martovsky
Главная > Перспективы

09.08.2006 "Универсальная" Украина, или "двуликий Янус"

Авторы: Маслов Олег Юрьевич , Александр Васильевич Прудник

 Ющенко-Янукович Главным итогом прошедшей недели на постсоветском пространстве необходимо признать подписание ведущими украинскими партиями "Универсала", который необходимо признать дополнением к действующей Конституции Украины, и избрание В. Януковича премьер-министром Украины. Можно ли считать избрание В. Януковича премьер-министром Украины победой пророссийских сил на Украине? Безусловно, нет. И это вытекает из ознакомления с текстом "Универсала". Социокультурное единство России и Украины поддерживается русским языком. Именно он был принесен в жертву "Партией регионов". Более того, позиция по данному вопросу вообще не была обозначена в рамках своеобразного "особого мнения" "Партии регионов".

Сегодня нет необходимости говорить об исторических перспективах "Универсала" – гораздо важнее важно понять, как сложившаяся ситуация на Украине будет проецироваться на Россию.


Украина – "двуликий Янус"

Представляется, что для России подписание "Универсала" ведущими украинскими партиями, переизбрание Верховной Радой премьер-министром В. Януковича не решает абсолютно никаких проблем. Можно предположить, что презентация победы пророссийских сил на Украине может принять неудобоваримые формы в аспекте постоянного позиционирования правящей украинской элитой того, что полномочия премьер-министра Украины значительно превосходят полномочия Президента Украины. Но данные презентации будет преследовать одну единственную цель – получение максимальных льгот и преференций от российской стороны. Из этого следует, что избрание В. Януковича премьер-министром Украины экономически не выгодно России. При этом сама Украина предстает своеобразным "двуликим Янусом": одним лицом, лицом В. Ющенко, обращенного на Запад, а другим лицом, лицом В. Януковича, обращенного к России. Предыдущее десятилетие Президент Украины Кучма самостоятельно справлялся с ролью "двуликого Януса". Сейчас на Украине это будут делать два политических деятеля.

Сама шутка о "двуликом Янусе" родилась из фразы Ю. Тимошенко: "Союз ЯНУковича С Ющенко – это предательство интересов Украины". Можно предположить, что метафора с "двуликим Янусом" может быть менее удачной по сравнению с представлением о нынешней украинской власти, как о "Тяни Толкае" из сказки про Айболита. Но говорить о "Тяни Толкае" мы сможем лишь по прошествии некоторого времени и наличии соответствующих прецедентов. А украинская власть как "двуликий Янус" – это уже реальность сегодня.

Текст "Универсала" несет в себе и мину замедленного действия. Это пункт о референдуме по вопросу вступления в НАТО. Можно предположить, что понимание реальных перспектив референдума о вступлении Украины в НАТО и послужило поводом для слов Президента Украины В. Ющенко в ночном обращении к украинскому народу 3 августа 2006 года о том, что "страну лучше поделить". Была ли эта фраза случайной? Именно эта фраза и заставляет нас вернуться к невидимым миру итогам саммита G8 в Санкт-Петербурге.


Иллюзия успеха внешней политики России

Единое информационное пространство представляет поток неравнозначных фактов и комментариев. В российском информационном пространстве политический кризис на Украине не находился в фокусе общественного внимания. Тема №1 – события на Ближнем Востоке, тема №2 – события в Грузии, а события на Украине находились в фокусе внимания лишь узкого числа экспертов-международников. И тот поток комментариев, который вылился после разрешения текущего политического кризиса на Украине, не должен дезориентировать сторонних наблюдателей. Судьба Украины, будущее Украины определяются вовсе не в стенах украинского парламента. И данному утверждению есть простое логическое объяснение.

Является ли случайным то, что в фокусе общественного внимания находятся Ливан, Грузия и Украина? Если к этим государствам добавить Киргизию, то перед нами предстанут все государства, в которых не так давно победили так называемые "цветные" революции. Это позволяет нам утверждать, что "цветные" революции являются признаком того, что:

· Данные страны вошли "в зону глобальной политической нестабильности";

· Элиты данных стран расколоты и дезориентированы, и их стремление к единству носит, скорее, пропагандистский характер;

· Данные страны открыты для любого внешнего воздействия в рамках теории "управляемого хаоса".

Страны, в которых прошли "цветные" революции, действительно представляют собой своеобразные "зоны". Недавнее утверждение премьер-министра Великобритании Тони Блэра о том, что "зоны экстремизма уходят далеко от Ближнего Востока", позволяет получить представление о "зонном взгляде" на глобальную политическую реальность. Именно этот "зонный взгляд" и позволяет нам утверждать, что Грузия, Украина, Киргизия и Ливан – это своеобразные "зоны глобальной политической нестабильности".

Для осознания особенностей функционирования "зон глобальной политической нестабильности" необходимо проанализировать основные события, произошедшие в Ливане в последнее время. Террористический акт, унесший жизнь бывшего премьер-министра Ливана Харири, послужил толчком к проведению "кедровой" революции в данной стране. Главным итогом "кедровой" революции необходимо признать вывод сирийских войск с территории Ливана. И "кедровая" революция и вывод сирийских войск приветствовались демократической общественностью как шаги "разума и прогресса". Нет необходимости повторять слова лидеров западного мира о "кедровой" революции, но в рамках нынешних трагических событий "кедровая" революция выглядит лишь как своеобразный Рубикон, призванный обозначить вхождение конкретной страны в зону глобальной политической нестабильности.

Для понимания ситуации в Ливане достаточно представить себе простого ливанца, который приветствовал вывод сирийских войск с территории своей страны, а сегодня живет под бомбежками израильской армии. Торжества по поводу "кедровой" революции отодвинули на второй план тот факт, что именно наличие сирийских войск в Ливане обеспечивало долгосрочную внутреннюю и внешнюю стабильность в данной стране. Так и "оранжевая" революция в Украине оставила за скобками тот факт, что относительное благополучие большинства украинцев основано на дружеских отношениях Украины с Россией.

Необходимо отметить и то, что борьба с международным терроризмом становится все в большей степени фетишем, скрывающим истинный смысл реальных событий. Так, действие израильских войск на территории Ливана позиционируется ведущими мировыми СМИ, как действия против террористической организации Хезболлах, а не как вооруженные действия одного суверенного государства против другого суверенного государства. Из традиционных заявлений бывших руководителей России о том, что конфликт между Израилем и Ливаном должен разрешаться мирным путем, все более четко проявляется позиция России в данном геополитическом конфликте, как позиция демонстративного неучастия – по контрасту, вспомним, как в сходных ситуациях вел себя Советский Союз в качестве мировой державы. Можно ли предположить, что данная позиция России является следствием невидимых миру решений, принятых на саммите G8 в Санкт-Петербурге, с которыми Россия согласилась, сочтя их приемлемыми для себя? Предположить это можно, но тогда остается открытым вопрос, а что получила Россия взамен за политику неучастия в ближневосточном конфликте.

Единственно разумным объяснением действиям России на международной арене могут быть лишь очевидные политические уступки Запада на постсоветском пространстве. Сегодня трудно предположить, входило ли в пакет соглашений между Россией и Западом премьерство Януковича и признание независимости Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья, но представляется, что Россия, заняв пассивную позицию на Ближнем Востоке, пожертвовала своими реальными фундаментальными интересами. А позволенное ей усиление позиций на постсоветском пространстве носит временный характер и неизбежно будет отыграно уже без всякого возмещения и на Украине и в Грузии если не в 2006, то в 2007 году. Мировая история сегодня творится на Ближнем Востоке. Не случайно именно в связи с ним в ведущих мировых СМИ появляются статьи о начале 3-ей Мировой войны. В рамках данного формата взгляда на динамично изменяющуюся глобальную реальность события на Украине действительно находятся вне мирового фокуса общественного внимания.

Для России сегодня не стоит вопрос о втягивании в новую Мировую войну, скорее наоборот, необходимо избежать вовлеченности в этот процесс. Для России главная проблема – это наличие внятной позиции влиятельного государства. Позиции, понятной и для арабского мира, и для США, и для Европы, и для Китая. Этой позиции нет, а предчувствие новой Мировой войны, глобального передела сфер влияния в мире, что фиксируется во все более возрастающем объеме публикаций по данной теме обессмысливает всю внешнюю политику России. И относительные победы российской внешней политики по прошествии некоторого времени могут легко превратиться в ощутимое поражение.


Украина как "зона глобальной политической нестабильности"

Сегодня "Универсал" преподносится, как документ, гарантирующий относительную стабильность на Украине. Но мы с вами еще не забыли, что внесения поправок в действующую Конституцию Украины полуторагодовалой давности тоже преподносились, как гарантии грядущей стабильности на Украине. Стабильность – это новый политический бог на Украине. И этому богу будут принесены украинской элитой многие и многие жертвы. Что гарантированно отдалит украинскую элиту от собственного народа и делегитимизирует власть в целом. И проблема не в том, что многие граждане Украины с восточных регионов не могут себе представить конструктивного сотрудничества между Януковичем и Ющенко, как и многие граждане Украины с западных регионов не смогут по достоинству оценить данный союз. Союз Ющенко и Януковича в перспективе завершится последними строками из замечательного произведения великого русского писателя Лескова "Леди Макбет Мценского уезда". Других перспектив у данных политических деятелей нет. Уже сегодня очевидно, что и Запад будет вынужден искать замену В. Ющенко, и не исключено, что кроме Ю. Тимошенко им потребуются и новые политические лидеры, а Россия должна уже сейчас приступить к поиску сотен новых политических лидеров взамен В. Януковича.

© 2003-2024, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна