Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Чем, на ваш взгляд, увенчается политика санкций Запада в отношении России?

Результаты опросов

Нижний Новгород Online - Нижегородский городской сайт
nnov.ru - доменная зона Нижнего Новгорода
© 2003-2021, Martovsky
Главная > Обозрение

20.09.2006 Особенности борьбы за информационное пространство

Авторы: Маслов Олег Юрьевич , Александр Васильевич Прудник

Множество не связанных между собой событий, произошедших и постоянно комментируемых в сентябре 2006 года, позволяют выявить некоторые особенности борьбы за российское информационное пространство. Необходимо отметить, что сентябрь 2006 года стал знаковым месяцем в отношениях между Интернетом и телевидением. Освещение трагических событий в Кондопоге фактически канонизировало Интернет в статусе самостоятельного и самодостаточного информационного ресурса в России. А освещение российским телевидением событий в Венгрии уже позволяет говорить об осознанной информационной политике всех без исключения российских телевизионных каналов в аспекте освещения реального влияния Интернета на общественно-политические процессы.

Советский кинематограф одарил нас фразой немецкого адмирала Канариса: "Маленькая неправда рождает большое недоверие". Большой неправдой российского телевидения является агитпроп, о деструктивном воздействии которого убедительно заявляет О.Кашин: "...Агитпроп вместо информации – это гораздо более серьезная проблема, чем безработица телезвезд прошлого. Агитпроп в сознании людей остается агитпропом, даже когда речь действительно идет об информации и ни о чем более". "....Нынешним неверием ни во что наше телевидение расплачивается за все, чем было оно славно после окончательного воцарения в информационном эфире триумвирата из господ Эрнста, Добродеева и примкнувшего к ним Кулистикова – и за "посевную в Чеченской республике", и за слащавый тон повествований о "Единой России" или о приключениях Рамзана Кадырова, и за бодрые рапорты об очередной изловленной банде скинхедов...".  Маленькой неправдой является не упоминание Интернет-ресурсов на телевидении при освещении и анализе того или иного события.

Особенности освещения событий в Венгрии

Нет необходимости выделять тот или иной российский телеканал в рамках анализа освещения событий в Венгрии. Практически все российские телевизионные каналы не упоминают о том, что причиной погрома в центре Будапешта является размещение 17 сентября 2006 года на Интернет-ресурсе государственного венгерского радио текста записи выступления премьер-министра Венгрии Ференца Дюрчаня. И именно отказ государственного телевидения транслировать находящуюся на Интернет-ресурсе информацию и привел к погрому. А из комментариев российского телевидения вытекает, что погром произошел после того, как взрывоопасная информация была передана по трем телевизионным каналам. Объективную карту произошедшего в Венгрии можно реконструировать в России лишь по материалам РИА "Новости".

Сознательное или бессознательное умалчивание о первоисточнике протестных событий в Будапеште не только маскирует реальный "спусковой механизм" подобных событий, но также скрывает реальное ослабление позиций телевидения как информационного ресурса в аспекте донесения объективной информации до граждан страны. Преимущества телевидения заключаются в масштабах аудитории, но не во влиянии на умы граждан.

Технология завоевания информационных позиций

Для влияния на массовое сознание необходимо обладать определенным авторитетом или статусом. Французский социолог Р.Ленуар посвятил ряд своих работ исследованиям публичной политики. Наиболее известная работа Ленуара – "Социальная власть публичного выступления". Из его работ можно сделать вывод о том, что определенная известность дает человеку статус человека публичного, то есть обладающего правом комментировать те или иные события. Можно ли купить сегодня статус за деньги? Безусловно, можно. Не только в России, но и во всем мире вложения в статус являются наиболее эффективными вложениями.

В 2006 году российская космическая одиссея ознаменована практически детективной историей, связанной с полетом американки иранского происхождения Анауш на российском космическом аппарате. Многие эксперты в России убеждены в том, что замена японского космонавта Дайсукэ Иномото на Аньюшу Ансари носит политический характер. Косвенным подтверждением этому является донесенная до всех граждан России информация о том, что американская космонавтка планировала разместить на своем скафандре два флага: флаг США и флаг Ирана, но затем приняла решение разместить на своем скафандре только флаг США. Полет американской космонавтки иранского происхождения не только свел воедино три государства- символа: Россия, Иран и США, но и возбудил интерес у достаточно широкого круга экспертов к Аньюше Ансари именно в плане появления нового субъекта в сфере публичной политики. В сети Рунет достаточно предположений о том, что американской космонавтке изначально предназначалась функция  поддержки США в рамках будущей агрессии этой страны против Ирана. Данная позиция высказывается настолько часто, что заставляет проанализировать данный аспект завоевания информационной позиции.

Давайте вспомним, что писали Вести.Ru 5 мая 2006 года о перспективах полета Ансари на российском космическом аппарате. "Первая туристка может отправиться на МКС в 2007 году. Первая женщина-турист, американка иранского происхождения Аньюша Ансари, возможно, полетит на МКС весной 2007 года на российском "Союзе". С Ансари уже подписан предварительный контракт, по которому она проходит подготовку как дублер японского космического туриста Дайсукэ Эномото. Первая женщина-турист, американка иранского происхождения Аньюша Ансари, возможно, полетит на Международную космическую станцию весной 2007 года на российском "Союзе". "С Ансари уже подписан предварительный контракт, по которому она проходит подготовку как дублер японского космического туриста Дайсукэ Эномото", - сообщил в пятницу начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов. "У Ансари есть план собственного полета, и не исключено, что она отправится на МКС весной 2007 года", - добавил он.

Нельзя сбрасывать со счетов и то, что американская космонавтка может использовать свое имя-брэнд в сфере бизнеса, также как это делает другой известный космонавт. Южноафриканский бизнесмен Марк Шаттлворт предпринял атаку на компанию Майкрософт, о чем в частности сообщили 11.09.2006 года на Интернет-ресурсе telnews: " Южноафриканский магнат Марк Шаттлворт (Mark Shuttleworth) уже покорил космос. Теперь он хочет завоевать киберпространство, бросая вызов Microsoft. Марк Шаттлворт сделал состояние на продаже интернет-компаний. Он потратил 20 миллионов долларов на то, чтобы стать вторым космическим туристом и первым африканцем на орбите. Теперь он стремится сделать Интернет доступным миллионам африканцев. Семейство программ Ubuntu, созданное Шаттлвортом, построено на базе операционной системы Linux, основной принцип которой заключается в том, что программное обеспечение является бесплатным и любой пользователь может модифицировать его в соответствии с собственными нуждами – в отличие от программного обеспечения, составляющего собственность Microsoft. Ubuntu – африканское слово, означающее «беспокоиться о других». Журнал Мир PC поместил эти программы на 26 место в списке лучших программных продуктов года. Правительства Бразилии, Китая, Испании, Индии и Малайзии уже используют системы на основе Linux, и Шаттлворт утверждает, что бесплатное программное обеспечение, размещенное в открытом доступе, могло бы снизить стоимость компьютеризации африканских школ, общественных культурных центров и приобщения к компьютерам населения Африки. Кроме того, технологии в Африке практически на нулевом уровне, так что люди могли бы сразу учиться работать с бесплатными программами, а не платными продуктами Microsoft. Шаттлворт считает, что открытость исходного кода и бесплатность программ способствует более быстрому их изучению".

Из данного анализа следует, что Аньюша, безусловно, будет использовать свое раскрученное в космосе имя-брэнд  в последующем, а будет ли это политическая сфера или сфера бизнеса – это покажет будущее.

Особенности религиозно-информационной войны

Заявление Бенедикта ХIV, вызвавшее массовые акции протеста в большинстве стран, в которых доминирует ислам, а также в странах с локальными мусульманскими общинами, позволяет выделить ряд особенностей протекающей на наших глазах религиозно-информационной войны. Необходимо выделить, что  идеологи ислама используют передовой опыт еврейского народа с целью организации эффективной самозащиты. Данное утверждение уже высказывалось в работе "Секрет Полишинеля" (http://www.polit,nnov.ru/2006/08/22/polishinel/) и последующие события только подтвердили правильность первоначальных предположений. Несомненно, протесты мусульман последнего времени обладают всеми признаками  осознанно-технологического характера. В них есть элементы зрелищности, заключающиеся в сжигании чучела Бенедикта ХIV, что позволило ряду экспертов говорить о том, что "создается впечатление, что Иранские муллы готовят свои акции во многих странах мира в расчете на CNN". Более того, заявления лидеров мусульман всегда носят осознанно-оборонительный характер. В данных заявлениях позиционируется, что Бенедикт ХIV объявил крестовый поход против всех мусульман. А это, безусловно, эффективная копия организации самозащиты в формате использования символа Холокоста. (В этой связи нельзя вновь не поставить вопрос об истинной роли Аль-Каеды, которая своими заявлениями постоянно наносит удары по этой новой  стратегии исламского мира).

В таких условиях нет необходимости заострять внимание на том, что фраза Бенедикта ХIV вырвана из контекста выступления и что Бенедикт ХIV уже извинился перед мусульманами (оставим за скобками некоторую комичность ситуации, когда Папа приносит извинение  мусульманам за то, что они его неправильно поняли). Для идеологов ислама это не имеет абсолютно никакого значения. "Новый крестовый поход против мусульман", объявленный Бенедиктом ХIV, - это почти то же самое, что Холокост для евреев. Это мобилизация самоидентификации. И чем же ответил на эту новую технологию просвещенный мир?

Ряд российских СМИ начинает активно использовать термин исламо-фашизм. Представляется, что данный термин не получит широкого распространения в нашей стране по ряду причин. Очевидная неудача властей с внедрением в массовое сознание термина "русский фашизм" неминуемо столкнется с представлениями большинства граждан России о том, что если существует исламо-фашизм, что может существовать и христиано-фашизм и славяно-фашизм. И именно это не позволит термину исламо-фашизм получить широкое хождение в России. Более того, любая религия – это архаичная форма самозащиты братьев по вере. И любой верующий в России, наблюдая за теми, кто активно начинает внедрять термин исламо-фашизм, прекрасно понимает, что у этих распространителей нет каких-либо сдерживающих моральных факторов. Что завтра они также легко будут говорить и о христиано-фашизме, и о любом другом фантоме фашизма для обозначения собственных политических врагов.

Главными особенностями текущей религиозно-информационной войны являются не только организация эффективных  информационных кампаний исламскими лидерами, но и попытка навязать систему упрощенного восприятия мира, мира, в котором есть только черное и белое, люди и монстры. Данные силы, внедряющие в массовое сознание новые символы, такие как "русский фашизм" и исламо-фашизм последовательно и планомерно ведут мир к новой мировой войне, в формате "столкновения цивилизаций", или какой-либо форме кровопролития. Разум противится подобному выбору и данной перспективе.

© 2003-2021, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна