Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Чем, на ваш взгляд, увенчается политика санкций Запада в отношении России?

Результаты опросов

Нижний Новгород Online - Нижегородский городской сайт
nnov.ru - доменная зона Нижнего Новгорода
© 2003-2021, Martovsky
Главная > Эксклюзив

25.10.2006 Символы и знаки ХХI века (часть 2: тупик и лабиринт)

Авторы: Маслов Олег Юрьевич , Александр Васильевич Прудник

Можно ли сегодня утверждать, что в России "победил" постмодерн? С одной стороны, безусловно, есть множество признаков того, что российской элитой освоены основные концепции, символы и знаки постмодерна, но в то же время утверждать, что постмодерн безраздельно властвует над умами творческой интеллигенции в России, нельзя. Постмодерновый писатель Дмитрия Липскеров стал членом Общественной палаты, и это, безусловно, может трактоваться как факт официального признания существования постмодерна российской властью. Но как это ни покажется парадоксальным, триумфальная победа постмодерна в России невозможна не из-за сопротивления модерна, а из-за столкновения символов постмодерна с архаичными символами массового сознания граждан нашей страны.

Постмодерн и разрушение модерна

Принято считать, что постмодерн многолик и многогранен. Постмодерн – это один из символов новой реальности, но постмодерн – это и символ разрушения модерна. Именно об этом разрушительном аспекте постмодерна наиболее емко высказался С.Кургинян в своей публичной лекции на Полит.ру: "это философия конца истории, конца коммунизма, конца демократизма, конца социального государства, конца нации как таковой. Там все очень быстро доходит до конца человечества. Жить в ситуации этого бесконечного конца и есть, по существу, задача в ситуации постмодерна". А.Балаян считает, что "Между модерном и этапом X лежит период постмодерна. Этот термин используется как самое широкое понятие для описания качественно нового этапа общественного развития, который следует за модерном, исчерпавшим, по мнению теоретиков постмодерна, свой исторической потенциал, т. е. эта своеобразная система ценностей постиндустриального или информационного общества. Для постмодерна характерна критика рационализма, системности, субъекта, сциентизма, прогресса, индустриализма. Характеристики постмодерна обычно выстраиваются на основе противопоставления основным характеристикам модерна".

Безусловно, для всех постмодернистов являются чуждыми большинство символов модерна, таких как государство, народ и многие, многие другие. Это позволяет в рамках культурного аспекта некоторым экспертам считать постмодерн неотъемлемой составляющей экономической глобализации. Нам необходимо согласится с точкой зрения А.Кобякова: "Обывательские эмоции и ернические шуточки, выдержанные в духе культуры политического постмодерна, заменяют серьезный анализ", а также с пониманием отнестись к мнению Ю.Тюрина: "Чего только не предлагают авторы сменяющихся в сети текстов, изощряясь в проектировании будущего России, как если бы перед ними был некий мягкий пластичный материал, брошенный на белую пластиковую "табула раса", или, в лучшем случае, постмодернистский набор паззлов: "история", "демократия", "национальная идея", "евразийство", "национализм", "монархия", "симфония", "самодержавие" и т.п. Складывай и комбинируй как хочешь... Вольный полёт мысли в проектах творческой интеллигенции не случайно созвучен дискуссиям о российской научной фантастике, которые ведутся здесь же почти параллельно".

В российских событиях 1917 и 1991 года присутствуют явные элементы разрушения, в том числе и отжившей системы символов и знаков. Но революционные события в нашей стране демонстрируют качественное отбрасывание отживших символов, таких как самодержавие и монархия в 1917 году, коммунизм и социализм в 1991 году. Однако, эффективная общественно-политическая жизнь в России может быть организована лишь на фундаменте архаичных символов массового сознания народа. А они остаются неизменными, несмотря на постоянную смену поколений и эпох. Именно это позволяет нам проводить сравнительный анализ символов постмодерна и архаичных символов массового сознания нашего народа.

Лабиринт и тупик

Как отмечалось в статье А.Балаяна "Власть в современной России через призму символов постмодерна" (ФОРУМ.мск) "лабиринт" является одним из ключевых символов постмодерна: "Принято выделять несколько символов характеризующих период постмодерна. Практически все эти символы есть в знаменитой книге У. Эко "Имя Розы". Из основных, выделяемых групп символов остановимся на четырёх: Роза, Лабиринт, Зеркала, стоящие друг напротив друга, Клоун идущий по канату". С данным высказыванием необходимо согласиться, как и с тем, что символ "лабиринт" не является символом русского народа. У русских аналогом символа "лабиринт", является символ "тупик".

Не является большим секретом, что во многих городах Европы и Америки лабиринт является одной из достопримечательностей. Первые лабиринты известны со средневековья. Потрясающее осмысление лабиринта представлено в экранизации Стэнли Кубрика романа Стивена Кинга "Сияние". Главный герой так и не смог выбраться из лабиринта и своего собственного сознания, и из реального лабиринта. Можно ли себе представить адаптивный вариант произведения Стивена Кинга на русской земле? Ответ очевиден. Данный элемент постмодерна едва ли приживется в России.

Лабиринт – это один из символов Европы. Не случайно С.Кургинян видит будущую Европу "флагманом постмодерна": "Нельзя объединить Европу, не разрушив национальные государства. Нельзя, разрушив национальные государства, оставить модерн. Значит объединенная Европа будет флагманом постмодерна..." А понимание этого заставляет скептически отнестись к перспективам трансформации России в Европу.

Любой желающий может в поисковой системе YANDEX набрать слово "тупик" и ознакомиться со статьями, в которых данный символ представлен в заголовке. "Тупик коммунизма" (Т.Щеглова, Лента.ру) - так называется заметка о кризисе в КПРФ. Данная заметка едва ли бы стала более привлекательной, если бы она называлась "Лабиринты Геннадия Зюганова". Слово тупик – одно из самых распространенных слов адресованных лидеру КПРФ: "А Геннадий Андреевич Зюганов один на новом паровозе отправится в свой новый и темный тупик". (А.Пантыкин, Глобалрус.ру). Можно почитать и "Бесконечный тупик" Галковского.

Слово "тупик" является одним из наиболее часто употребляемых слов у экспертов, характеризующих нынешнее состояние России. Несколько наиболее ярких примеров. "...смена власти произойдет в результате системного кризиса, вызванного всецело и исключительно грызней внутри самой правящей бюрократии, удесятеряющейся по мере приближения к не имеющему выхода тупику 2008 года". (М.Делягин). "Лозунгом текущего момента становятся формулы Льва Троцкого образца 1932 года: "Сталин завел вас в тупик. Нельзя выйти на дорогу иначе, как ликвидировав сталинщину. Надо — убрать Сталина". (Ю.Крупнов). "...пресса пляшет с головой Басаева на блюде, как Иродиада. Что решает эта голова? Грешная, заблудшая душа Басаева сейчас дает отчет Аллаху. Но меня больше волнует грешная душа моей собственной страны. Власть помешалась на "территориальной целостности" и собственной непогрешимости. Значит, тупик". (В.Новодворская). "Эта система авторитарной модернизации или современное воспроизводство большевистско-сталинской политической системы в современной обертке, обладает одной особенностью. Эта система, эта политика, этот курс и эта концепция, этот взгляд и этот способ принятия решений, являются глубоко ошибочными, бесперспективными, и для нашей страны в среднесрочной перспективе являются тупиком". (Г.Явлинский). "Логика узаконения собственности. Думаю, что для многих людей, составляющих властную элиту, это и есть сегодня главный тупик, главная проблема". (А.Аузан). "Оппозиция сегодня – это совокупность всех тех, для кого очевидно, что путинщина – тупиковая ветвь эволюции". (В.Голышев). "Нынешняя политическая элита России ищет себе спасения в отказе от модернизации и попытках, как говорилось в добром анекдоте брежневских времен, раскачивать гниющий в тупике вагон, делая вид, что мы как будто куда-то едем. "Это что за остановка – Бологое иль Поповка?" С платформы, правда, ничего не говорят – народ безмолвствует". (М.Ходорковский). "Стабильность сложных систем не может быть статичной, присутствие динамичных компонентов, равно как и наличие динамического хаоса — их интегральная составная часть. Упрочение же положения за счет уничтожения оппозиции есть нечто подобное вивисекции, самокастрации социального организма — путь, ведущий в тупик и проявляющийся в стагнации креативности, повышении ригидности системы, создавая тем самым предпосылки инволюции организации и грядущего краха". (А.Неклесса). "И не скулите по поводу "русского фашизма"! Что скулить-то! Вы кинули этих мальчишек в социальное невоспроизводство, по сути, в гетто, в социальный тупик. Вы превратили их в маленьких зверьков, сражающихся за собственное выживание". (С.Кургинян). "Опросы Левада-Центра показывают: 52% опрошенных считают, что страна "движется по неверному пути" (только 35% считает, что "по правильному пути", – в 2003 г. соотношение было противоположным). РОМИР подтверждает и раскол общества, и ощущения значительной части общества – по его опросам, 41% полагает, что страна в тупике". (Л.Шевцова)

Использование символа "тупик" является наиболее естественным, причем не столько для экспертов, использующих данный символ, сколько для потребителей информации. Используя символ "лабиринт", интеллектуал попадает в некий вакуум. С одной стороны "лабиринт" – это символ поиска. Лабиринт состоит из множества тупиков, но в нем есть и выход. Человек, попав в один тупик, возвращается в исходную точку и продолжает поиск, потому что у него находящегося в лабиринте есть цель и эта цель – выход из лабиринта. Но это не наш путь в светлое будущее. И подтверждает это либерал, лидер партии "Свободная Россия" А.Рявкин, когда уходит от символа "лабиринт", при этом оперируя символом "тупик": "Крушение советской системы помимо прочего стало хорошо запомнившимся предупреждением относительно опасных крайностей преувеличения роли государства. Все эти годы стали временем поиска - зачастую мучительного, иногда заходящего в тупик, но никогда не прекращающегося, - поиска оптимальной дороги, ведущей на главный тракт".

Символ "тупик", как это ни покажется парадоксальным, непосредственно связан с символом "революция", а символ "лабиринт" – с символом "эволюция". Русский человек, попав в тупик, скорее всего, не будет блуждать в поисках выхода – тупик не имеет выхода, он безальтернативен. Логика тупика такова, что он сам принимается как данность и становится смыслом, в тупике обустраиваются. "Вопреки многим ожиданиям, возникшая власть не повела народ прочь из безвременья, а предложила начать в нем обустраиваться". (М.Ремизов). Поэтому русский человек будет искать выход в символе "революция", поскольку именно так и решается проблема безвыходности тупика – его полным разрушением. Наш путь – это "тупик – революция, тупик – революция". И вот мы снова в новом тупике.

Представляется, что в русских народных сказках заложено больше смысла, чем во всех постмодернистских символах. Выбор богатыря в виде надписи на камне: налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь – сам пропадешь, а прямо пойдешь – будешь в голоде и холоде. Вот и весь выбор. Похоже, что наш народ пошел прямо, и едва ли он остановится в этом движении. Терять ему, как и в 1917 году практически нечего. А как выбираться из тупика – это отдельная история.

Символ "тупик" означает осознание того, что пришли не туда, куда шли, идти дальше некуда и что из тупика надо как-то прорываться. Поэтому постоянное использование символа "тупик" в сети Рунет, качественно выросшее в 2006 году, является одним из признаков того, что массовое сознание граждан России адаптировалось к калейдоскопу символов, презентуемых властной элитой, обрело устойчивость по отношению к ним, эти символы больше не управляют сознанием и поведением людей. С телеэкранов можно пытаться имплантировать в массовое сознание все новые и новые постмодернистские символы и знаки, но ощущение тупика при этом у граждан России не исчезает.

Символьно-знаковые поля постмодерна представляют собой некую информационную завесу, скрывающую реальность. Многие и многие граждане нашей страны, не отрываясь от экранов телевизоров, наблюдают картинки, которые возникают у ребенка, когда он смотрит в "калейдоскоп" из цветных стеклышек. Случайные комбинации цветных стеклышек складываются в причудливые неповторимые картинки. Их можно иногда смотреть, но они не надолго отвлекают от объективной реальности.

Часть первая (http://www.polit.nnov.ru/2006/10/19/symbolone/).

© 2003-2021, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна