Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Чем, на ваш взгляд, увенчается политика санкций Запада в отношении России?

Результаты опросов

Нижний Новгород Online - Нижегородский городской сайт
nnov.ru - доменная зона Нижнего Новгорода
© 2003-2021, Martovsky
Главная > Эксклюзив

24.11.2006 Знания против информации или особенности работы менеджера в интеллектуальной организации

Автор: Антон Маслов

Информационная эпоха принесла с собой новые проблемы. Американский социолог Джон Нейсбит сформулировал особенности положения интеллектуального человека в формате информации и знаний. "Мы живём во время бурных перемен (time of the parenthesis). Мы будто отгородили скобками наше настоящее и от прошлого и от будущего...Мы тонем в объёме информации и задыхаемся без знаний". Заданный Нейсбитом формат информации и знаний крайне важен для повседневной деятельности менеджера. Как не утонуть в информации и как постоянно повышать свои знания во время бурных перемен. Эту задачу будет вынужден решать каждый успешный менеджер.

 Представляется, что повседневной задачей любого менеджера будет постоянная обработка значительных массивов информации и преобразование полученной информации в знания. Причём не только в свои собственные профессиональные знания, но и в знания своей собственной компании. Менеджер должен стать своеобразным "ядром" будущей интеллектуальной организации.

"Информация в интеллектуальной организации должна стать общим достоянием, она должна превращаться в часть коллективной памяти и тогда она сможет быть базисом общих представлений". (М.Рубинштейн, А.Фирстенберг). Так совместное использование знаний на современном  этапе возможно и в рамках сети Интернет. Сетевое общение во многом может заменить обычное общение по группам внутрикорпоративных интересов. Членство в сетевых интеллектуальных организациях позволит получить следующие преимущества:

· Расширять знания и совершенствовать навыки

· Укреплять корпоративные ресурсы, человеческий и финансовый капитал

· Обеспечить раннее обнаружение и понимание тенденций

· Обеспечить своевременное саморазвитие

· Создать деловые союзы и товарищества

· Обеспечить надежную базу для экспериментов в области новых идей

· Вступать в будущее

Для менеджера представляется крайне важным активное участие в сетевых интеллектуальных организациях для соизмерения собственных проблем с проблемами отдельных подразделений организации и  проблемами организации в целом. Эффективный мониторинг основных параметров работы организации важен не только для высшего руководства собственной организации, но и для всех работников предприятия, по крайне мере, составляющих интеллектуальное ядро организации.

Важность информации и формирование общих требований к информации

Один из показательных примеров важности информации приведен в  фундаментальной работе Э.Тоффлера "Метаморфозы власти: знание, богатство и сила на пороге XXI века". Тоффлер описал конфликт интересов производителей и розничных торговцев при внедрении  штрих - кодов. Содержание конфликта. Некоторые владельцы супермаркетов угрожают: "Если мои сканеры не могут прочитать коды – это ваша проблема. Я не призываю моих кассиров пробовать снова и снова и заставлять потребителя ждать. Если штрих - код не будет сканироваться, и нужно вводить его цену вручную, мы бросим этот продукт в корзину покупателя, не требуя платы за него. Мы будем просто раздавать такие товары и перестанем за них расплачиваться".

Тоффлер отмечает, что "никто и никогда не разговаривал с большими компаниями таким тоном. Но никто и никогда не владел той информацией, которой сегодня владеет розничный торговец". Эта информация является настолько жизненно важной, что некоторые производители сегодня вынуждены платить различным торговцам за нее или непосредственно, или в обмен за сервис, или через посреднические фирмы, которые получают данные у рыночных торговцев и продают их производителям.

Сбор необходимой информации и мониторинг жизненно важных для организации параметров требует от менеджера представления об информационных потоках как внутри организации, так и обо всех  внешних связях организации. Как человеку нужна информация для выработки разумного, адаптивного поведения, так  и любой организации нужна критическая масса информации для успешного выживания в динамично изменяющемся рынке.

Требования к менеджеру в формате информации и знаний с точки зрения школы обучения

Школа обучения является одной из школ стратегий менеджмента. Предписания данной школы формируют общую идейную среду как для руководителей организации, ориентированных на изменения и обучение персонала, так и для менеджеров. Основные предписания школы обучения:

1. Опережайте официальную систему информации. Как правило, первые сигналы о необходимости изменения стратегии мы получаем не от формальной информационной службы компании.

2. Повышайте свою осведомлённость.

3. Создавайте доверительные символы перемен.

4. Приветствуйте новые точки зрения... Высшие менеджеры могут намеренно организовывать дискуссионные собрания для того, чтобы проработать над улучшением информационной базы, которая позволила бы объективно оценить спорные вопросы.

5. Сознательно выбирайте гибкость. Невозможно представить, в какой форме и в какое время возникнут те серьёзные угрозы, с которыми может столкнуться организация.

6. Пробные шары. Исполнители могут также забрасывать пробные шары, для того чтобы прощупать возможные варианты и предложения.

7. Сфокусируйте и оформите официальные обязательства.

8. Будьте готовы к постоянным переменам.

9. Признайте, что стратегия не является линейным процессом" (Минцберг Г, Альстрэд Б, Лэмпел Дж.)

Школа обучения включает в себя и развивающиеся стратегии. В рамках развивающейся стратегии возможна фокусировка и на контроле над процессом и над спонтанностью. Роль менеджера в данном случае сводится и к мониторингу известного набора параметров, находящихся в сфере ежедневного контроля высшего руководства организации, и поиску новых форматов (экономических параметров) для включения их в систему мониторинга.

Знание и информация

Крайне важным для менеджера является определение сходств и различий между информацией и знаниями. Можно выделить три положения. "Во-первых, знание, в отличие от информации, предполагает наличие мнения и убеждения. Знание – функция определенной позиции, точки зрения или намерения. Во-вторых, знание, в отличие от информации, подразумевает  действие. Это всегда знание "ради какой-то цели". В-третьих, и знание и информация подразумевают  значение и имеют зависящий от ситуации и относительный смысл". (Нонака И, Такеучи Х.)

Известно традиционное определение "знание – доказанное истинное убеждение". Принято выделять два подхода к определению знания. Западное, в этом случае делается акцент на слове "истинное", и восточное (японское), в этом случае делается акцент на "доказанном убеждении". Термины информация и знание часто используют как синонимы, но между ними существуют важные различия. На основе информации вырабатываются новые подходы к толкованию событий и объектов, выявляется ранее невидимый смысл, проявляются скрытые связи. Таким образом, информация, необходимая среда, материал для привлечения или создания знания. Она влияет на знание, добавляя что-либо к нему или видоизменяя его. Достаточно широко распространено мнение, что знание – это производная от информации.

В рамках жизнедеятельности конкретной организации информация – это поток сообщений. И хотя знание создается из этого потока, оно находится в зависимости от мнений и убеждений владельца информации. Таким образом, целью менеджера является организация информационного потока с необходимым спектром знаний, как в формате специфических экономических знаний, так и в формате изменения знаний у руководителей организации.

Менеджер как информационный эксперт

Работа менеджера в информационном пространстве подразумевает необходимость следующих действий:

· Получение всей необходимой информации о жизнедеятельности собственной организации и об организации информационных потоков как внутри организации, так и внешний информационный обмен

· Получение всей необходимой информации об особенностях жизнедеятельности аналогичных организаций в информационном пространстве

· Получение специализированной научной информации о новейших разработках в сфере совершенствования информационных систем

Выполнение вышеизложенного позволит менеджеру не только профессионально исполнять свои обязанности, но и добиться карьерного роста.

Новые требования и новые возможности

Динамично изменяющийся рынок будет предъявлять новые требования к менеджерам, но также и предоставлять новые возможности. Новые требования будут связаны с:

· Необходимостью для менеджеров системного видения проблем организации, а не только собственных узко специальных проблем

· Расширением собственных знаний в сфере информационных технологий

· Развитием навыков к адаптивному восприятию постоянных изменений в рамках динамично изменяющегося рынка

Новые возможности для менеджера лежат в плоскости:

· Постоянного повышения значимости знаний, которыми обладает данный специалист

· Гарантированной востребованности специалиста, имеющего опыт работы со всё более расширяющимися потоками информации

· Возможности карьерного роста до уровня high top менеджера крупных корпораций

Новые требования, как и новые возможности, для менеджера предъявляет и динамично развивающийся рынок. И динамика изменений будет со временем только возрастать. А будущие возможности заложены в профессиональной трансформации информации в знания.

По теме:

Особенности развития сетевых бизнес структур в России (http://www.polit.nnov.ru/2006/08/17/netbusiness/).

Инвестиции в человеческий капитал (http://www.polit.nnov.ru/2006/11/07/capitalinv/)

Роль интуиции в научном познании (http://www.polit.nnov.ru/2006/11/12/intuition/)

© 2003-2021, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна