Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Чем, на ваш взгляд, увенчается политика санкций Запада в отношении России?

Результаты опросов

Нижний Новгород Online - Нижегородский городской сайт
nnov.ru - доменная зона Нижнего Новгорода
© 2003-2021, Martovsky
Главная > Экспертиза

20.12.2006 Госдума-2007: взгляд на "тайную жизнь" партии "Единая Россия" (региональный аспект – Нижегородская область)

"Он сказал: "Поехали!" и взмахнул рукой". Эту фразу из замечательной песни Александры Пахмутовой наверняка вспомнили многие российские политики, политтехнологи, аналитики, политические обозреватели и прочий люд, вращающийся  вокруг избирательных кампаний, в тот момент, когда председатель Центральной Избирательной Комиссии РФ Александр Альбертович Вишняков назвал дату выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва.

Грядущие выборы переносят центр политической активности в регионы. Ведь, согласно изменениям избирательного законодательства, эти выборы не только впервые будут проводиться исключительно по пропорциональной системе, но и при составлении партийных списков кандидатов в депутаты Госдумы партии обязаны выходить далеко за пределы Москвы. Во-первых, избирательное законодательство предписывает партиям включать не менее 100 человек в региональные списки. Во-вторых, вся страна поделена на избирательные территории так, что численность избирателей в каждой отдельной территории не должна быть менее 630 тысяч человек. Правда, партиям разрешено объединять избирательные территории, находящиеся в пределах одного субъекта Российской Федерации, если численность объединенной территории не превысит 3 миллионов человек.

Исходя из этого, партиям, желающим добиться успеха на выборах депутатов Государственной Думы РФ пятого созыва, придется адаптировать стратегию кампании применительно к социально-экономическим, социально-политическим и политико-психологическим условиям территорий. А это, в свою очередь, предъявляет особые требования к качественному составу региональных списков кандидатов в депутаты РФ.

Нижегородская область долгие годы демонстрировала пример типичной  среднероссийской модели  голосования. Поэтому требования, предъявляемые к составу нижегородских региональных партийных списков, должны быть сопоставимы с требованиями, предъявляемым к аналогичным спискам в других регионах. Это подвигло экспертов сайта "Нижегородское аналитическое обозрение" осуществить пролонгированное обсуждение вероятных кандидатур в списках политических партий – участников избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы пятого созыва.  

Формат "Круглого стола" позволяет участникам предлагать различные версии развития обсуждаемой темы. Поэтому участники в чем-то могут соглашаться друг с другом, в чем-то дополнять, а в чем-то и опровергать  мнения коллег. Но публиковаться будет общий документ, который интегрирует итог дискуссии. Текст этого документа содержит следы полемики, дискуссии, но никакая фраза или тезис в нем не могут быть однозначно соотнесены с кем-то из участников или с особым мнением редакции сайта "Независимое аналитическое обозрение", если об этом специально не указано.

В дискуссии от 19 декабря приняли участие: Александр Васильевич Прудник, Олег Юрьевич Маслов, Сергей Николаевич Кочеров, Александр Николаевич Жмыриков.

1. Какими критериями, могут, по вашему мнению, руководствоваться менеджеры партии "Единая Россия" при отборе кандидатов в нижегородский региональный список?

Необходимо отметить, что партия "Единая Россия" не является однородным формированием. В ней существует несколько ярко выраженных групп. Не исключено, что мы с вами будем наблюдать своеобразную "подковерную" борьбу. Однако неизбежная конкуренция будет иметь, по крайней мере, одно важное ограничение. Наберет ли ЕР, например, 30% или за нее в нашей области проголосует 50%, это во многом зависит от качества кандидатов в депутаты. Поэтому оптимальным является самый "боевой состав", который способен наголову разгромить конкурентов из других партий. А это очень важно в свете той угрозы, которую для "ЕР" потенциально может представлять "Справедливая Россия", особенно если она получит президентское благословение на то, чтобы считаться второй партией власти.  Понимание данной перспективы и заставляет обратить особое внимание на критерии отбора кандидатов в партию власти.   

Можно говорить о двух подходах к определению критериев, которые, скорее всего, возобладают в ЕР. Первый подход – это рассмотрение критериев с точки зрения электоральной привлекательности отдельных кандидатов на грядущих выборах депутатов Государственной Думы. Второй подход – это рассмотрение критериев с позиции потребности партии в распределении знаковых политических фигур в региональном партийном списке.

В рамках первого подхода критериями служат степени выраженности электоральных ресурсов кандидата. Такими ресурсами, как известно, являются: административный, финансовый, личностный  и технологический ресурсы.

В рамках второго подхода критериями могут служить: степень близости кандидата  к федеральным руководителям партии; величина поддержки кандидатуры структурами Администрации Президента РФ; величина поддержки кандидатуры со стороны одной из государственных монополий; величина поддержки кандидатуры со стороны губернатора области.

2. Можно ли сегодня говорить о конкуренции списков или централизация в ЕР достигла такого уровня, что "всё решит Москва"?

На данном этапе целесообразно говорить о нескольких вариантах списков. Ведь, с одной стороны, в нижегородской политической элите действительно существуют разные оценки тех или иных местных деятелей "Единой России", а, с другой стороны, на формирование списка, наверняка будут оказывать мощное влияние разные федеральные политические группировки. Например, есть куратор поволжского направления "Единой России", господин Володин, который вполне может иметь свои предпочтения к тем или иным кандидатам. Есть идеологический лидер партии Олег Морозов. Есть успешный  руководитель центрального избирательного штаба партии Сергей Попов, занимающий сегодня пост председателя Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций. И это только видимая часть "айсберга" влияния в "ЕР".

Необходимо отметить, что внутрипартийная жизнь ЕР, также как в советские времена внутрипартийная жизнь КПСС, покрыта тайной. А тайна рождает множество версий, многие из которых "страшно далеки" от реальности.  Так, например, "список Вайнберга" – это нечто из разряда ненаучной фантастики. К области партийно-государственной конспиралогии необходимо отнести конкуренцию между "списком Медведева" и "списком Иванова". Определение "списка Шанцева" сегодня может стать хорошей заменой гадания на кофейной гуще. Но каждая из звучащих в кулуарах версий несет в себе фрагментарные представления о внутриполитических процессах в ЕР, а также об остроте борьбы за право попадания в проходную часть списка.

Наиболее реалистичной выглядит картина, в рамках которой борьба за каждое проходное место в списке будет предельно ожесточенной, и окончательный список зафиксирует итог этой борьбы. Предсказать исход данной борьбы невозможно, в первую очередь из-за возможных изменений расклада сил в окружении президента Путина, которые могут привести к смене куратора "ЕР" по Нижегородской области. Это позволяет предположить, что окончательный список едва ли будет утвержден к 1 марта 2007 года. Возможны коррективы списка вплоть до дня заседания сентябрьского (2007 года) съезда партии.

3. Кого персонально, на Ваш взгляд, скорее всего, может включить партия «Единая Россия»  в состав нижегородского регионального списка кандидатов?   

Далеко не все активные члены партии ЕР обладают соответствующими ресурсами, необходимыми для проведения эффективной избирательной кампании в Нижегородской области. Не все потенциальные кандидаты в депутаты Госдумы могут стать членами единой команды с точки зрения партийного менеджера, которому будет доверено утверждать список. Поэтому при ответе на поставленный вопрос целесообразно остановить внимание на тех, кто уже в процессе осуществления публичной деятельности (общественно-политической, социально-экономической, образовательной и т.п.)  обнаружил наличие реального ресурсного потенциала, а также сумел позиционировать себя в качестве командного игрока в глазах федерального и регионального центра.

Любая партия власти в качестве основополагающего рычага на выборах использует административный ресурс. "Единая Россия" не является исключением из правил. Прежде всего, конечно же, будет использоваться отработанная на выборах Госдумы 2003 года технология "политических паровозов". Поэтому во главе нижегородского  регионального списка "Единой России" нет альтернативы губернатору В.П. Шанцеву. Третье место в региональном списке, опять же, согласно указанной "технологии паровозов", должно быть отдано мэру города Нижний Новгород В.Е. Булавинову.  Неожиданный для многих политологов уход председателя Законодательного Собрания области Е.Б. Люлина с поста руководителя Нижегородского регионального отделения  партии "Единая Россия" поставил под сомнение его участие в списке кандидатов в Государственную Думу. По крайней мере, он лишил себя шансов выступить в роли второго "паровоза". На освободившееся место вряд ли может претендовать новый руководитель регионального отделения партии "Единая Россия", поскольку у него нет времени  для обретения политического веса, достаточного для успешной реализации функции "паровоза". Поэтому второе место в региональном списке,  скорее всего, займет председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Константин Иосифович Косачев. Помимо большой общефедеральной известности он имеет опыт успешной политической коммуникации с избирателями Нижегородской области. Этот опыт Косачев приобрел в период активного участия в кампании по выборам депутатов ГД 2003 года. Тогда он был вторым в региональной тройке партийного списка "Единой России".

Вторым ресурсом партии власти чаще всего бывает ресурс технологический. Технологический ресурс на предстоящих выборах включает два функциональных компонента: федеральный и региональный. Федеральный функциональный компонент технологического ресурса связан с привлечением федеральных СМИ, лидеров общественного мнения федерального уровня, реализацией в регионе федеральных электоральных проектов. Следует заметить, что далеко не все регионы в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы получают полноценный федеральный ресурс. Распределением федерального компонента технологического ресурса ведает центральный избирательный штаб партии. Последний, часто ориентируется на мнение авторитетного политика, входящего в региональный кандидатский список. Если исключить политиков, призванных осуществлять функцию "паровозов", то можно говорить только об одном нижегородском политике в полной мере обладающим федеральным функциональным компонентом технологического ресурса. Им является депутат ГД от Семеновского избирательного округа Александр Хинштейн. Он имеет широкие связи в федеральных СМИ, авторитетен в федеральных силовых структурах, широко известен в политических кругах.

Региональный функциональный компонент технологического ресурса связан с построением разветвленной сетевой структуры политических акторов, организацией и проведением массовых мероприятий, проведением рекламных мероприятий в региональных и местных СМИ, привлечением лидеров общественного мнения местного уровня. Для полноценной реализации регионального функционального компонента в избирательный список партии должны быть включены харизматичные региональные политики, а также опытный начальник  избирательного штаба. На роль харизматичных региональных политиков от "Единой России" могут сегодня претендовать, с разной долей вероятности, депутаты фракции "Единая Россия" в Государственной Думе: А.А. Козерадский, А.А. Косариков, А.Е. Лихачев, Ю.П. Сентюрин, В.Н. Стальмахов, Л.И. Тян. Помимо действующих депутатов в качестве локальных носителей регионального технологического ресурса могут стать известные депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области О.В. Носкова (директор Нижегородской телекомпании) и В.И. Жигалов (зам. директора Федерального ядерного центра г. Саров).  

Умелым начальником избирательного штаба зарекомендовал себя на выборах депутатов ГД 2003 года заместитель губернатора В.И. Лимаренко. И коль скоро "от добра - добра не ищут", то можно предположить включение Валерия Игоревича в избирательный список для осуществления вышеуказанной ролевой функции. В отношении него остается открытым вопрос, довольствуется ли он формальным включением в список или, в случае возложения на него обязанностей начштаба, он запросит для себя гарантированного проходного места.

Следует заметить, что депутат ГД РФ Александр Хинштейн зарекомендовал себя с наилучшей стороны плодотворной работой в избирательном округе. Поэтому партия, скорее всего, использует его для реализации регионального технологического ресурса. Следовательно, вакантным окажется место в списке, предназначенное для кандидата, ориентированного на привлечение федерального технологического ресурса. Это место может быть занято многими кандидатурами Центра.

Одной из таких кандидатур может стать депутат Государственной Думы двух созывов Василий Иванович Волковский. Василий Иванович служил в органах государственной безопасности (заместитель начальника Управления ФСБ РФ по Новосибирской области), затем перешел на службу в налоговую полицию (начальник Управления налоговой полиции по Новосибирской области, затем первый заместитель начальника Федеральной службы налоговой полиции), генерал-лейтенант запаса, кандидат юридических и доктор социологических наук, профессор. Избирался депутатом ГД РФ третьего созыва по списку движения "Отечество – вся Россия". В 2003 году избран депутатом ГД РФ по списку партии "Единая Россия". Со знаковыми людьми  Нижегородской области Василия Ивановича объединяют давние связи. Так, еще в бытность службы в органах КГБ СССР, начальником Волковского был известный горьковский  чекист Сергей Алмазов, который, став руководителем федеральной службы налоговой полиции, продвинул Волковского по служебной лестнице, сделав его своим первым заместителем. Василий Волковский, в свою очередь, инспектировал бывшего нижегородского чекиста-политика, начальника Управления налоговой полиции по Нижегородской области господина Никулина и способствовал переводу последнего в Москву. Кроме того, Василий Иванович в прошлом известный борец-дзюдоист. Хорошо знаком с Александром Карелиным. А Александр Карелин, как известно, хорошо знает заместителя председателя областного Законодательного Собрания Нижегородской области, лидера фракции "Единой России" в ОЗС А.В. Вайнберга. По всей видимости,  один из бывших руководителей федеральной службы налоговой полиции страны известен также и нижегородскому губернатору В.П. Шанцеву. Если Василия Волковского действительно удастся заполучить в состав нижегородского списка, то региональное отделение получит очень большой дополнительный федеральный ресурс.

Совсем недавно на нижегородской политической арене появился очень привлекательный с точки зрения обладания федеральным технологическим ресурсом политик – Дмитрий Валерьевич Сватковский. В настоящее время он является министром Правительства Нижегородской области, и вряд ли губернатор отпустит успешного и перспективного члена команды в Москву. Но если это, все же случится, "Единая Россия" может получить значимую прибавку федерального ресурса.

Третьим электоральным ресурсом партии власти является финансовый  ресурс. Многие нижегородские члены партии "Единая Россия" люди далеко не бедные. Однако кандидат в депутаты ГД должен помимо наличия финансового ресурса располагать некоторым опытом законодательной деятельности. Здесь можно выделить депутатов Законодательного Собрания  Вадима Жука, Александра Тимофеева, а также многократную претендентку на мандат депутата Государственной Думы Алину Радченко, чье регулярное, хотя и безуспешное участие в выборах наводит на мысль о поддержке ее кандидатуры в столице.   

Можно предположить и появление неожиданных кандидатов "от Москвы", а также от потенциальных кандидатов в Президенты РФ.

Наконец, для успешного выступления, в партийный список необходимо включить лиц, позитивно известных избирателям конкретной территории. Помимо уже названного выше Александра Хинштейна, такими лицами могут стать действующие депутаты Госдумы Анатолий Козерадский и Алексей Лихачев. Разумеется, названный список отражает коллективное мнение участников "Круглого стола", основанное на их субъективном представлении о наличии конкретного вида ресурса. В любом случае данный список нельзя считать окончательным. Все только начинается. 

Учитывая разноплановый функциональный характер избирательного списка кандидатов в депутаты ГД, участники "Круглого стола" попытались провести экспертную оценку вероятности попадания того или иного потенциального кандидата в список ЕР по Нижегородской области в двух форматах.

В формате № 1 предпринята попытка оценить вероятность попадания в проходную часть списка кандидатов из числа только действующих нижегородских депутатов Госдумы, входящих во фракцию "Единая Россия".

Проходными местами для списка "Единой России" по Нижегородской области при средней явке избирателей 37% с наибольшей вероятностью следует считать места с 1 по 7 включительно. Рейтинговое голосование мягкое, т.е. каждый кандидат списка оценивался из 100% вероятности.

Козерадский А.А. 54,8
Косариков А.Н. 17,5
Косачев К.И. 77,3
Лихачев А.Е. 44,8
Сентюрин Ю.П. 23,7
Стальмахов В.Н. 14,5
Тян Л.И. 15
Хинштейн А.Е. 83,8
КАНДИДАТЫ В СПИСОК "ПАРТИИ ЕДИНАЯ РОССИЯ" (действующие депутаты госдумы - фракции партии ЕР ПРОЦЕНТ

Вторым форматом является общий расширенный список, включивший все, названные в дискуссии фамилии, независимо от функционального значения каждого актора. Здесь также оценивалась вероятность попадания депутата на одно из проходных мест в списке. Рейтинговое голосование также "мягкое".

Хинштейн А.Е. 80
Косачев К.И. 74
Козерадский А.А. 43,8
Вайнберг А.В. 41,8
Лихачев А.Е. 41,5
Лимаренко В.И. 38
Волковский В.И. 36,3
Тимофеев А.А. 35,8
Сватковский Д.В. 35,5
Жук В.А. 33,5
Жигалов В.И. 32
Носкова О.В. 27,5
Сентюрин Ю.П. 27,3
Косариков А.Н. 22
Стальмахов В.Н. 21
Тян Л.И. 18,5
Радченко А.Ф. 11,3
КАНДИДАТЫ В СПИСОК "ПАРТИИ ЕДИНАЯ РОССИЯ" (общий список) ПРОЦЕНТ

Обращаем внимание на то, что во втором формате не представлен губернатор Нижегородской области В.П.Шанцев. Эксперты оценивают его попадание в проходную часть списка как 100%. Но эксперты также уверены в том, что Шанцев не покинет губернаторского кресла. Этим и объясняется его отсутствие в формате.

© 2003-2021, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна