Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже?

Результаты опросов
© 2003-2024, Martovsky
Главная > Экспертиза

20.02.2007 Госдума-2007: взгляд на "тайную жизнь" партии "Единая Россия" - 2 (региональный аспект – Нижегородская область)

До дня голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания России осталось менее года. Нижегородские эксперты в формате круглого стола продолжают обсуждение темы партийных списков. Тема обсуждения – партийный список  "Единой России".

Формат "Круглого стола" позволяет участникам предлагать различные версии развития обсуждаемой темы. Поэтому участники в чем-то могут соглашаться друг с другом, в чем-то дополнять, а в чем-то и опровергать  мнения коллег. Но публиковаться будет общий документ, который интегрирует итог дискуссии. Текст этого документа содержит следы полемики, дискуссии, но никакая фраза или тезис в нем не могут быть однозначно соотнесены с кем-то из участников или с особым мнением редакции сайта "Независимое аналитическое обозрение", если об этом специально не указано.

В дискуссии от 19 февраля 2007 года приняли участие: Александр Васильевич Прудник, Олег Юрьевич Маслов, Сергей Николаевич Кочеров, Александр Николаевич Жмыриков.

СОБЫТИЯ. ФАКТЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ

Первый месяц 2007 года принес партии «Единая Россия» новые разочарования. Анализ экономических итогов 2006 года показал несостоятельность ряда программ, заявленных "Единой Россией" в качестве базовых. Например, прирост внутреннего валового продукта за 2006 год составил всего-то 0,2%, что уже перечеркнуло самое громкое заявление московского Кремля, поддержанное и тиражируемое "Единой Россией" о задаче удвоения ВВП за 10 лет.

Про также громко разрекламированную "единороссами" пенсионную реформу  можно сказать лишь одно: "Бабушке легче стало – реже дышать стала". Уже стали раздаваться голоса начальников: "А не принять ли срочный закон об использовании денег из накопительной части пенсии сегодняшних молодых граждан на выплату основной части пенсий сегодняшним пенсионерам?!". Иными словами, очевидные просчеты авторов и исполнителей пенсионной реформы вновь хотят отнести на счет рядовых граждан. Рядовые граждане могут, конечно, попытаться возразить: "Почему не взять деньги из Стабилизационного фонда?!". Наивные люди. Кто же позволит российским чиновникам прекратить оказывать финансовую помощь падающему американскому доллару, особенно тогда, когда США увязли в Иракской военной авантюре и увеличивают затраты своего бюджета? Вы что же действительно думаете, что рядовые американцы будут молчать, если начнут пустеть их кошельки? Поэтому американские кошельки и дальше будут пополнять извне. Им помогает, и будет помогать наша заграница. Лидеры "Единой России" конечно же станут опровергать сказанное. Но факты упрямая вещь. А они таковы: 1) "Единая Россия", имея конституционное большинство в Государственной Думе, до сих пор не приняло и даже не внесло на обсуждение закон о запрете размещения средств "Стабилизационного фонда" в ценных бумагах иностранных государств, имеющих процент дохода ниже уровня инфляции в нашей стране;  2) "Единая Россия", имея конституционное большинство в Госдуме, не потребовало и не добилось отставки Правительства РФ, проводящего неэффективную социальную политику; 3) "Единая Россия" не исключила из своей партии членов Правительства, Администрации Президента, проводящих неэффективный экономический и социальный курс; 4) "Единая Россия" не исключила из своей партии губернаторов тех субъектов РФ, жизненный уровень которых понизился за последние 2 года их правления.

Эти факты говорят что, либо "Единая Россия" считает существующее положение в экономическом и социальном развитии страны хорошим, либо о том, что курс неудачный, но не дело партии вмешиваться в процесс управления. Если справедливо первое положение, тогда надо прямо признать, что позиция "Единой России" - это защита интересов неэффективного чиновника от простых граждан. Если справедливо второе, тогда зачем партия стремится избираться во власть?

Третье широко разрекламированное положение, реализация которого также поставлена под сомнение – это так называемые "национальные проекты". Возьмем, для примера, проект "здравоохранение". Если раньше по поводу задержек выдачи лекарств по льготным рецептам заявлялось, что это досадное недоразумение, лекарства дескать есть в наличии, только их не во время подвозят со складов в аптеки, то сегодня приоткрылась действительная картина провала. Газета "Московский комсомолец" от 12 февраля 2007 года обнародовала потрясающий воображение факт о дефиците средств фонда обязательного медицинского страхования в размере более 20 миллиардов рублей. Были ли эти средства похищены, или явились результатом грубейших просчетов планирования для больных граждан, ежедневно нуждающихся в лечении совершенно неважно. Важно то, что эти простые граждане, поверившие "Единой России", принявшей закон о монетизации  льгот, а затем неоднократно заявлявшие о действенном контроле за выполнением этого закона, своих обещаний не сдержали.

 Давайте вспомним заявления высокопоставленных депутатов-единороссов в адрес министра здравоохранения Зурабова в дни народных волнений, возникших после введения в действие закона о монетизации льгот. Тогда, чтобы сохранить лицо, депутаты-единороссы дали Зурабову трехмесячный срок для наведения порядка. Срок этот давно минул, а господин Зурабов, оказывается не только не навел порядка с льготными лекарства, но и сделал еще много чего "хорошего". И что же? Где решительные действия думской фракции партии "Единая Россия"? Ждут пока решения примет Президент, а они вновь уподобятся блохе, которая тоже "пахала".  

Но может быть "Единая Россия" была так загружена решением идеологических проблем, что ей просто недосуг было взирать на текущие вопросы экономической и социальной политике? Отнюдь, факты говорят об обратном. Последний пример – важнейший идеологический вопрос – отношение к процессу национальной самоидентификации, был отдан на откуп шоумену Ивану Демидову. Добро бы еще, если бы этот деятель был специалистом в области философии, истории, или этнопсихологии. Так нет же. На недавнем телеэфире канала НТВ в программе "Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым" господин Демидов не мог даже внятно объяснить, о чем и с кем "Единая Россия" собирается вести диалог, открывая дискуссионную площадку "Национальное достоинство или национализм". Когда же господин Демидов заявил, что национализм как понятие был осмыслен в начале 19 века, даже видавший виды Соловьев не смог сдержать эмоций. Наверное "рубить бабки" и "рубить лапшу идеологического дискурса" для "Единой России" одно и тоже, иначе бы Ивану Демидову не доверили роль модератора дискуссии.

Примеры можно было бы продолжать, но достаточно и сказанного для того, чтобы понять – электоральные перспективы партии "Единая Россия" оставляют желать много лучшего.

Единый прежде административный ресурс с появлением "Справедливой России" дал трещину, которая продолжает увеличиваться день ото дня.

Технологический ресурс был искусственно обнулен самой "Единой Россией" в тот момент, когда она стала опираться на узкий круг лакействующих представителей науки, прежде всего из числа начальников от науки, и отстранилась от ученых, привыкших говорить правду, пусть и не всегда приятную.

Личностный ресурс почти сведен на нет процессом унитаризации индивидуального мнения. Взамен харизматичных политиков  "Единая Россия" стала брать известных шоуменов и деятелей спорта. Такая замена, конечно же привлечет внимание обывателя. Однако обыватель в большинстве своем не участвует в голосовании.

Финансовый ресурс остается пока самым надежным рычагом воздействия на массы. Но и здесь таятся свои подводные течения. Речь идет о пресловутом соотношении "цена-качество", определяющем эффективность использования финансового ресурса. Например, деньги затрачиваемые на организацию массовых пиар-мероприятий молодежных групп "Наши", "Молодая гвардия" и т.п. едва ли улучшат отношение к "Единой России" со стороны 35-55 летнего электората. Да и в самой молодежной среде так называемые "марши протеста", судя по телевизионным опросам рядовых участников, вызывают скорее желание "оттопыриться на халяву", чем действительно решить какую-то важную идеологическую задачу.

Таким образом, партия "Единая Россия", лишившись возможности эксплуатировать электоральные ожидания, возлагаемые на партии-новички; не найдя технологических средств эффективной защиты "окон доступа партийного имиджа", уязвимых реальными провалами в экономической и социальной политике за прошедшие 4 года, может уповать только на значительный финансовый и административный ресурсы ведения избирательной кампании. Исходя из сказанного, партия вынуждена прибегать к  известным ограничениям при формировании региональных избирательных списков.

Административное ограничение заключается в том, что в список обязательно должны войти известные представители действующей правящей элиты. В противном случае, административный рычаг давления на избирателя обесценивается. Поэтому, в список  просто обречены войти руководители региональной исполнительной и законодательной власти, а также действующие депутаты Госдумы от "Единой России", уже имеющие известность на конкретных территориях. Кроме этого, административное ограничение заключается еще и в том, что руководителям регионов необходимо иметь в составе будущего депутатского корпуса Государственной Думы менеджеров-организаторов, помогающих решать вопросы региона в коридорах Правительства РФ.

Финансовое ограничение заключается в том, что необходимо привлечь кандидатов, способных обеспечить пятикратный (как минимум) финансовый перевес над соперниками при проведении избирательной кампании на местах. Учитывая то обстоятельство, что "белые" средства будут сосредоточены на счетах Центрального избирательного фонда, они и будут расходоваться на проведение общероссийских акций. "Теневые" же средства, необходимые на проведение скрытого подкупа избирателей (например,  на  всевозможные  конкурсы, юридически не связанные с рекламой партии "Единая Россия", но проводимые ее представителями в селах и поселках, всевозможные благотворительные акции со скрытым указанием на партийный источник, раздачу премий "передовикам производства" среди которых, конечно же, чисто случайно оказываются руководители групп агитаторов "Единой России", наконец, выплату еженедельных гонораров агитаторам "Единой России", работающим, конечно же исключительно на безвозмездной основе и т.п.) можно найти только в карманах богатых кандидатов в депутаты.

Влияние финансового ресурса будет одним из важнейших, исходя из представления о том, что большинство партий будут строить свои кампании на тотальное критике "партии власти". И "Единой России" припомнят и реформу ЖКХ, со 100% оплатой услуг населением всех расходов на содержание жилья и постоянный рост тарифов на все виды услуг. А эффективность разрушающих технологий обычно превосходит эффективность создания предпосылок к голосованию "за". И компенсировать потери можно лишь за счет преимущества в сфере финансирования.  

Третье ограничение связано с родственными узами будущих кандидатов. Среди топ-менеджеров финансовых корпораций, спонсирующих партию, всегда найдется парочка- другая лиц, желающих порадеть на выборах своим родственникам или близким друзьям. 

Наконец, никуда не деться от необходимости включения в список, если не совсем харизматичных, то по крайней мере позитивно известных  гражданам, проживающим на данной территории лиц. Это четвертое ограничение списка кандидатов.

Высока вероятность и того, что "Единая Россия" не получит и главный электоральный ресурс – явную и четкую поддержку со стороны президента Путина. Политический расклад к осени 2007 года может стать таким, что президент обозначит свои симпатии как минимум к двум партиям.  

ТЕРРИТОРИИ И СПИСКИ

Согласно принятым поправкам к федеральному закону о выборах депутатов Государственной Думы, каждая партия желающая участвовать в выборах обязана разделить 500 кандидатов своего списка по территориальным зонам. Численность этих зон должна быть не менее 100. Таким образом, в среднем каждый зональный список может вмещать 5 человек. Хотя, конечно же, могут быть списки, состоящие из трех человек, равно как списки, состоящие из 6-7 человек.

Учитывая то обстоятельство, что территориальная зона должна объединять не менее 650 тысяч и не более 3 миллионов избирателей, а также, исходя из размещения избирателей на территории Нижегородской области, наличия лидеров общественного мнения, известных на определенных территориях, нижегородские единороссы, скорее всего, выделят 4 зональные территории. Условно их можно назвать "Север", "Юг", "Запад", "Восток". "Единая Россия" может себе позволить 4 зоны в Нижегородской области. А вот другим партиям 4 зоны могут оказаться "не по зубам".

Территорию зоны "Север" могли бы составить населенные пункты, входившие на выборах депутатов Государственной Думы 2003 года в состав Семеновского одномандатного избирательного округа плюс непосредственно граничащий с этими территориями Сормовский район города Нижнего Новгорода.

Территорию зоны "Запад" могли бы составить Московский, Канавинский, Ленинский, Автозаводский районы Нижнего Новгорода плюс граничащие с ними Володарский район и город Дзержинск.

Территорию зоны "Восток" могли бы составить Нижегородский, Советский, Приокский районы Нижнего Новгорода плюс граничащие с ними районы, входившие на выборах депутатов Госдумы 2003 года в состав Кстовского избирательного округа.

Территорию зоны "Юг" могли бы составить районы, входившие на выборах депутатов Госдумы-2003 в состав Арзамасского избирательного округа плюс граничащие с ними Навашинский, Сосновский, Вачский, Павловский, Ардатовский и Богородский районы.

Наблюдение в декабре 2006 – январе 2007 года за деятельностью лиц, отвечающих в той или иной степени указанным выше требованиям к партийному списку "Единой России" позволяет с известной долей вероятности персонализировать и ранжировать список кандидатов по каждой зональной территории Нижегородской области.

Обращаем внимание на то, что процесс внутрипартийных разборок достаточно динамичен, и представленные ниже списки могут радикально измениться. Чтобы убедиться в этом достаточно вспомнить драматичные события в региональном отделении партии "Справедливая Россия", в которой власть сменилась в течении трех дней.

На сегодняшний день "твердо проходными" считаются первые два места в каждой из четырех зон. Но при благоприятных раскладах проходными могут стать и третьи, и даже четвертые места. Борьба за проходные, "ранговые" места еще не завершена. 

Таблица 1.

Список вероятных кандидатов по зоне "Восток"

Вайнберг А.В. 56 2
Лихачёв А.Е. 41 4
Лузянин В.И. 40 5
Сорокин О.В. 43 3
Шанцев В.П. 100 1

ФИО кандидата

Процент вероятности попадания в список

Ранговое место в зональном списке

Таблица 2.

Список вероятных кандидатов по зоне "Запад"

Булавинов В.Е. 85 2
Жук В.А. 31 5
Люлин Е.Б. 87 1
Сентюрин Ю.П. 43 3
Солодкий П.М. 39 4

ФИО кандидата

Процент среди всех кандидатов "Единой России" по Нижегородской области

Ранговое место в зональном списке

Таблица 3.

Список вероятных кандидатов по зоне "Север"

Иванов В.А. 72 2
Косариков А.Н. 37 5
Носкова О.В. 64 3
Тимофеев А.А. 48 4
Хинштейн А.Е. 87 1

ФИО кандидата

Процент среди всех кандидатов "Единой России" по Нижегородской области

Ранговое место в зональном списке

Таблица 4.

Список вероятных кандидатов по зоне "Юг"

Веселкин М.П. 39 5
Жигалов В.И. 47 4
Лимаренко В.И. 76 3
Козерадский А.А. 95 1
Косачёв К.И. 92 2

ФИО кандидата

Процент среди всех кандидатов "Единой России" по Нижегородской области

Ранговое место в зональном списке

Ближайшим резервом кандидатов в списки могут считаться Барковский М.В., Султанов Р.М.,  Мелешкин А.К., Омельченко С.В.

По теме:

Госдума-2007: взгляд на "тайную жизнь" партии "Единая Россия" (региональный аспект – Нижегородская область)  (http://www.polit.nnov.ru/2006/12/20/nizhedros/)

Госдума-2007: "Ярлык на княжение" и реальные перспективы нижегородцев в  "Справедливой России". (http://www.polit.nnov.ru/2007/01/23/nizhspravedros/)

СМЕЛО ТОВАРИЩИ, В ДУМУ! (Госдума-2007 и перспективы нижегородских коммунистов) (http://www.polit.nnov.ru/2006/02/01/nizhkprf/)

© 2003-2024, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна