Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже?

Результаты опросов
© 2003-2024, Martovsky
Главная > Перспективы

03.04.2007 Распадется ли Украина до 2015 года?

Авторы: Маслов Олег Юрьевич , Александр Васильевич Прудник

Провидящим говорят: "перестаньте провидеть", и пророкам: "не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное".

(Библия – Исайя, 30, 10)

Тема распада России широко обсуждается в сети Интернет. Данная тема то "вспыхивает", то "затухает", но она постоянно присутствует в сети в алармистских комментариях на различных форумах. И можно без особого преувеличения сказать, что тема грядущего распада России – это одна из самых обыденных тем. Но можно ли представить, что распад России не затронет ее ближайших соседей? Например, Украину.

Очередной политический кризис на Украине позволяет увидеть то, что еще недавно было скрыто от проницательных взглядов интеллектуалов. Заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа (ИПВА) А.Храмчихин в одном из прогнозов, сделанном в конце 2005 года, предсказал следующее развитие событий на Украине: "В наиболее экстремальном случае это может привести к "итальянскому варианту" – постоянной смене правительств и выборам чуть ли не каждый год. Пока не найдутся на востоке и западе страны политики, которые договорятся распустить страну "по-хорошему", чтобы это не случилось "по-плохому". Сегодня Украина близка к "итальянскому варианту".

Общественно-политическая ситуация на Украине такова, что позволяет предположить, что процесс нацбилдинга и процесс распада этой страны равновероятны. При проведении объективного анализа перспектив Украины необходимо исходить именно из этого предположения, так как только данная взвешенная позиция позволит нам ответить на следующие вопросы. Распад Украины осуществится под воздействием дезинтеграционных процессов в России? Распад Украины состоится в рамках согласованного воздействия России и ЕС, в формате нового плана "Молотова–Риббентропа"? Распад Украины состоится после распада России? Распад Украины станет реальностью в рамках радикального усиления России?

Поставленные вопросы позволяют выстраивать прогнозные модели, опираясь на реальные тенденции изменений общественно-политических отношений на Украине. Представленный ниже анализ основан на нескольких десятках статей, отдельные концептуальные положения которых позволяют выстроить вектора движения Украины в будущее под воздействием внутренних и внешних вызовов.

Экономические, политические и нусогенные предпосылки распада Украины являются взаимосвязанными. Поэтому нет необходимости тщательно и скрупулезно рассматривать отдельные аспекты предпосылок.

Гипотетически можно предположить, что катализатором дезинтеграционных процессов на Украине станут вызовы, связанные с надвигающейся Первой Глобальной Великой Депрессии. Было бы большой ошибкой связывать дезинтеграционные процессы на Украине с выборами Президента России 2008 года, и в принципе, с какими-либо событиями на постсоветском пространстве. Гипотетически можно предположить, что кризисные явления в России, Белоруссии, Казахстане и Украине войдут в критическую фазу в 2010–2012 годах. Именно это позволяет нам говорить о временном формате до 2015 года. 2015 год – это год, когда будущее Украины будет с достаточно высокой вероятностью предопределено.

При этом сразу следует отмести любые предположения, что дезинтеграционный процесс на Украине будет специально провоцироваться и запускаться антиукраинскими силами извне. Напротив, надвигающийся кризис 2012-2015 года уже сейчас полностью переориентировал элиты соответствующих государств на свои внутренние проблемы, и им совершенно не нужны дополнительные источники дестабилизации, тем более территориальный распад одного из их соседей.

"Малая Украина"

Сложность прогнозирования заключается в том, что при построении прогностических моделей обычно используются термины и понятия, смысл которых обладает поливариантным значением. Так, например, понятие Западная Украина имеет несколько значений, как для граждан Украины, так и для граждан России. Западная Украина – это и географическая область, и своеобразный политический центр на постсоветском пространстве с ярко выраженными традициями и предпочтениями. Поэтому, для того, чтобы исключить смысловые коллизии, ту часть Украины, которая не будет присоединена к России, мы будем условно называть "Малая Украина". А те области Украины, которые войдут в состав новой России, будем условно называть "Новороссия". Понятие "Новороссия" также загружено определенными смыслами, но в значительно меньшей степени, чем понятие "Западная Украина".

Украина и зоны глобальной нестабильности

Анализ глобальных процессов начала ХХI века, в формате "бархатных" революций, позволяет выявить одну закономерность. Данная закономерность распространяется и на Украину. "Бархатные" революции де-факто маркировали своеобразные "зоны глобальной нестабильности". Таким образом, "Оранжевая" революция, автоматически включает Украину в данную "зону глобальной нестабильности".

"Цветные" или "бархатные" революции – это индикативные операторы, наглядно демонстрирующие раскол элит в государстве по какому-либо признаку. Причем данный раскол не может быть преодолен из-за неразрешимых экономических, политических и иных противоречий. "Бархатные" революции – это система маркирование стран, которые ни при каких обстоятельствах не смогут развиваться стабильно, без государственных кризисов. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно проанализировать, что произошло в Киргизии после ее "цветной" революции, что происходит в Грузии, а также, какая стабильность наступила в Ливане после "кедровой" революции.

Дестабилизация общественно-политической ситуации в любой стране, маркированной "цветной" революцией, проходит минимум в трех аспектах. Первый – введение в фокус общественного внимания и общественно-политической дискуссии вопроса раскалывающего страну надвое, например, вступление Украины в НАТО. Второй – вбрасывание политических инициатив, направленных на подрыв хрупкого мира между конкурирующими элитными группами. Третий – кадровые решения, нарушающие баланс сил в стране, например, отставка премьер-министра Кулова в Киргизии.

Распад Украины в высказываниях

Перспективы распада Украины анализируются многими интеллектуалами. Так, Р.Мамчиц задается вопросом о новой политической реальности в статье "Украина распадется еще при Ющенко": "Почему в Украине, которая, в общем-то, может считаться многонациональным государством, масштабный сепаратизм появился только при "оранжевых"? Несмотря на то, что Ющенко вел предвыборную кампанию как "собиратель украинских земель", под лозунгом "Восток и Запад вместе", теперь оказалось, что разделение может произойти уже не на Восток и Запад, а на отдельные регионы". Свой взгляд Мамчиц аргументирует следующим образом: "Что же касается южной части Украины, то трудно сказать, насколько сильны в них сепаратистские тенденции. Если Донбасс и Харьковщину объединяют связи местных политических элит и общие бизнес интересы, то Николаев, Одессу, Днепропетровск и Запорожье – только преобладание русского языка среди городского населения. Так что в качестве потенциальных очагов сепаратизма можно рассматривать только Крым, Донбасс и Харьков. Днепропетровск останется в стороне, поскольку днепропетровская ФПГ не очень хорошо уживается с "донецкими". В Крыму же не любят ни тех, ни других. Но киевлян в Крыму любят еще меньше".

"Безвластие на Украине закончится расколом страны", – так комментировал один из политических кризисов на Украине М.Азаров. И это сегодня не выглядит неким преувеличением. Данные высказывания приведены лишь для того, чтобы продемонстрировать, что данная тема не является привнесенной на Украину извне. Нет особой необходимости приводить высказывания российских интеллектуалов по данному вопросу из-за известной реакции отдельных, излишне политизированных, граждан Украины на подобные высказывания.

НАТО и образ врага

Необходимо отметить, что дестабилизация общественно-политической ситуации в любой стране, маркированной "цветной" революцией, может осуществляться различными элитными группами вне зависимости от их политической ориентации. Например, можно считать, что одной из главных политических предпосылок к распаду Украины является политический инфантилизм ее нынешнего президента Украины В.Ющенко. Но можно считать, что дестабилизация общественно-политической ситуации на Украине весной 2007 года является следствием непомерных властных амбиций В.Януковича, превратившего В.Ющенко в "английскую королеву". Поливариантность восприятия текущих политических событий является необходимым условием удерживания любой страны в зоне глобальной нестабильности.

Можно утверждать, что мировая история практически не знает случаев эффективного управления национальными государствами экономистами. Пример Фухимори является, скорее, подтверждением того, что видимость экономических успехов страны под руководством президента–экономиста оборачивается впоследствии долгосрочным кризисом. Но любое видение или точка зрения на политическую реальность всегда имеет некую более или менее обоснованное альтернативное видение. Таковы "правила игры" в зонах нестабильности.

События в Крыму, связанные с блокадой американских военнослужащих в Феодосии, необходимо оценивать в символьно-знаковых полях. Символ НАТО не только для большинства жителей Крыма, но и для большинства граждан России – это символ агрессии, символ внешней экспансии, символ врага.

Президент Украины В.Ющенко предпринял попытку представить события в Крыму в двух аспектах: Украина не более чем продолжает ту линию сближения с НАТО, которую проводил его предшественник Кучма, а все действия, направленные против американских солдат, инспирированы Москвой. Данные трактовки событий – это ситуационное рефлектирование. Метапослания В.Ющенко являются политически бесперспективными, так как постоянное позиционирование преемственности власти от Кучмы будет делегитимизоровать институт президента в глазах большинства граждан Украины, а разыгрывание "московской карты" гарантированно приведет к еще большему ужесточению позиции России в сфере экономических отношений с Украиной.

Нет необходимости повторять отдельные фрагменты сотен публикаций в украинской сети Интернет того, что именно Россия в большей степени пострадает, если она будет поставлять энергоресурсы на Украину по мировым ценам. Абсурдность данных утверждений очевидна. Если вы сегодня продали мешок семечек за 50 гривен, а завтра тот же мешок за 500 гривен, то как вы будете относиться к рассуждениям людей, которые говорят, что вам от этого стало хуже? Таковы особенности украинского агитпропа. Но, для того, чтобы объективизировать перспективы экономического воздействия России на Украину, необходимо вначале рассмотреть конечную цель политики Москвы по отношению к Украине на ближайшие 10 лет.

"Предложения, от которых нельзя отказаться"

Представляется, что естественный исторический процесс воссоединения Новороссии и Крыма с Россией будет осуществляться в три этапа. Во время первого этапа происходит последовательное повышение цен на энергоресурсы и формирование полноценной программы по воздействию на все без исключения экономические и политические субъекты в Новороссии. Первый этап будет завершен в 2008 году.

На втором этапе (2008-2010 годы) Россией будут предприняты активные шаги по имплантированию в массовое сознание граждан Украины реальных перспектив Украины. На третьем этапе (2010-2015 годы) – решение задач по международной легитимизации "Малой Украины" в формате присоединения ее к Польше с правами "расширенной автономии", а не в рамках нового независимого государства. В рамках данного этапа решается проблема международной легитимизации присоединения Новороссии и Крыма к России.

Необходимо отметить, что было бы большой ошибкой воспринимать нынешнюю активную политику "Газпрома" по отношению к Украине, как агрессивную. Известный российский интеллектуал М.Леонтьев называет власть Президента Путина "вегетарианской". И в известной степени он прав. Таким же "вегетарианцем" является и ставленник В.В.Путина глава "Газпрома" А.Миллер.

Первый этап может затянуться лишь в силу того, что В.В.Путин не угадает с преемником, и это усилит дезинтеграционные процессы в самой России. Но новые нарождающиеся персонально-ориентированные общественные ожидания в России – это требование того, чтобы новый Президент России соответствовал образам И.В.Сталина и Че Гевары. И если преемник В.В.Путина не будет соответствовать ожиданиям граждан России, то ситуация в России станет революционной. Но это лишь на какое-то время задержит начало второго этапа.

Второй этап по косвенному воздействию России на Украину станет эффективным в то время, когда "ножницы цен" на потребительских рынках России и Украины станут очевидными. Сравнительный анализ позволит большинству граждан Украины точно знать, на сколько больше они платят за электроэнергию и газ по сравнению с жителями Брянской, Курской, Белгородской, Воронежской и Ростовской областей. Гипотетически можно предположить, что даже непоследовательная политика России при ее нынешней "вегетарианской" власти позволит к 2009 году создать все необходимые условия для того, чтобы в массовом сознании большинства граждан Украины присоединение к России воспринималось бы как реальная возможность получения необходимых ресурсов по льготным российским тарифам.

Для формирования представлений об экономической выгоде присоединения к России нет необходимости запускать многомиллионные целевые программы. Воздействие России будет точечным и направленным на реальных лидеров общественного мнения в различных городах и населенных пунктах Украины. Потребуются лишь некоторые затраты на проведение мониторинга эффективности того или иного воздействия на массовое сознание граждан Украины.

Воздействие на экономические субъекты на Украине потребует больших усилий. Последовательное повышение цен на энергоресурсы приведет к ситуации, когда большинство украинских промышленных предприятий будут испытывать значительные трудности вплоть до банкротств. Многие украинские предприятия, такие, например, как Сумской машиностроительный завод им. М.В.Фрунзе настолько инкорпорирован в российскую экономику, что по данному предприятию, как и по другим крупнейшим предприятиям Новороссии будут созданы отдельные программы, включающие в себя гарантии менеджменту, тарифные преференции и инвестиционные программы.

Таким образом, программы по воздействию на индивидуальное и массовое сознание граждан Украины, а также программы по воздействию на экономические элиты представляют собой "предложения, от которых нельзя отказаться".

Агитпроп против экономической выгоды

В сети Интернет достаточно публикаций о тех процессах, которые сегодня идут на Украине. В России крайне болезненно реагируют на рост антирусских и антироссийских настроений на Украине. И уже сегодня грядущий, не газовый конфликт между Россией и Украиной представляется в формате войны: "До сих пор даже у самых экстравагантных аналитиков в Москве не может уложиться в голове представление о том, что Украину готовят к войне с Россией. "Этого не может быть, потому что это невозможно!" Дело здесь не только в "экономическом мышлении". Это – внутренний тормоз, психологический блок, присущий России и связанный с гигантским количеством жертв – людей, погибших во время последней мировой войны. "А зачем же тогда расширяется НАТО? Зачем вообще это всё?" – повторяют, подобно заклинанию, официозные российские аналитики, окидывая бессмысленным остекленевшим взглядом то, что настойчиво происходит за западными границами страны" (Ю.Тюрин)

Так как нет сомнений в том, что организация данного агитпропа высоко оплачиваема, то именно это позволяет нам говорить о том, что процесс распада Украины не является прерогативой России. Важнейшими являются внутренние противоречия, отсутствие единства во взглядах на прошлое, настоящее и будущее Украины. И в рамках видения собственного будущего каждый гражданин Украины будет определять для себя самостоятельно: придерживаться ли ему навязываемого антироссийского агитпропа или оценивать экономические выгоды от тех или иных политических решений.

Необходимо признать, что слабым местом представленной концепции является идея о сильной России. Но всегда и во все времена экономическая выгода побеждала агитпроп, если агитпроп не поддерживался штыками репрессивного аппарата. А репрессивного ресурса у антироссийских сил на Украине практически нет, и в ближайшей перспективе он едва ли появится.

ЕС и "бизнес по понятиям" от Еханурова

Заявление ныне бывшего премьер–министра Украины Еханурова о том, что Украина намеревается отбирать 15% транзитного газа – это ярчайшее проявление идеологии "распила" или "бизнеса по понятиям". В этом, как это ни покажется парадоксальным, проявляются элементы криминального мышления высшего руководства нынешней Украины. Логика проста: "Мы контролирует трубу, значит, мы и будем определять, сколько процентов с транзита газа мы будем "отпиливать". Несколько лет назад журналист С.Доренко произнес фразу, ставшую классической: "В России "понятия" выше законов". Заявление премьер–министра Украины продемонстрировало, что это характерно и для Украины.

Что следует из заявления Еханурова? Этим заявлением премьер-министр Украины доступно объяснил и руководству России, и руководству большинства стран ЕС, что ему наплевать и на интересы России, и на интересы ЕС. А то, что это не вписывается в международные торговые соглашения, руководство Украины не особо беспокоит. Тот, "кто контролирует трубу, тот и прав". И вопрос заключается не в том, что руководство страны, которую не так давно признали страной с рыночной экономикой, демонстрирует всему миру, что Украина таковой не является. Дело в том, что методы, применяемые на бандитских разборках, уже становятся нормой межгосударственных отношений. Поэтому сегодня можно предположить, что "газовый" конфликт между Россией и Украиной не будет исчерпан даже тогда, когда российский газ пойдет в Европу по "северному" Балтийскому пути.

Главная проблема для России, как это не парадоксально, заключается действительно в вегетарианской без каких – либо кавычек позиции во время "газового" конфликта между Россией и Украиной.

"Газовый" конфликт между Украиной и Россией и геополитика

Лестер Туроу в книге "Будущее капитализма" ввел понятие "кусочное равновесие". Сегодня можно отметить, что реально существует некое "кусочное равновесие" между национальными государствами и ТНК. Транснациональные корпорации, как своеобразные "локомотивы" глобализации, заинтересованы, в рамках данного "кусочного равновесия", во всемерном ослаблении влияния национальных государств, но не в их разрушении. Необходимо отметить, что на данном этапе преобразующаяся в ТНК российская компания "Газпром" еще не готова к столь радикальным шагам, которые в состоянии повлечь за собой необратимые политические последствия для ряда государств на постсоветском пространстве. Не исключено, что скорейшее разрешение данного конфликта также связано и с архаичными взглядами лидеров российского государства, в том числе, и в аспекте геополитики.

"Газовый конфликт" между Украиной и Россией стал знаковым событием в сфере международных отношений. Данный конфликт позволил выявить контуры будущего и России, и Украины, и ЕС. В данном конфликте есть очевидные элементы геополитики. И именно это позволяет уже сегодня делать долгосрочные прогнозы, уходящие далеко за рамки конфликта. Украина в начале ХХI века – это территория цивилизационного разлома.

Украина – территория цивилизационного разлома и клиополитика

Представляется, что Украина начала ХХI века – это территория цивилизационного разлома в формате известной концепции С.Хантингтона. Причем, референдум по вступлению Украины в НАТО не в состоянии формализовать цивилизационный выбор граждан Украины и направить данный выбор в конструктивное русло. Референдум окончательно формализует линии цивилизационного разлома, которые и на сегодняшний день являются более чем очевидными.

Российский интеллектуал В.Никитаев в статье "Клиополитика versus геополитка" выдвинул концепцию клеополитики: "Не следует ли нам поставить вопрос о клиополитике (по имени музы истории Клио) – политике, обусловленной историей и, в свою очередь, форматирующей историю? И не объясняется ли происходящее сегодня на постсоветском пространстве тем, что клиополитика оказывается мощнее геополитики?.. Не лишним, наверное, будет подчеркнуть, что клиополитика – это не политика "в интересах истории" (как и геополитика – не политика в интересах географии). Клиополитика – это политика, использующая историю (и, тем самым, ограниченная ею как материалом) в целях определенного переформатирования исторического процесса".

Данная концепция позволяет выявлять реальные предпочтения граждан, исходя из знаний об их исторической судьбе. А историческая судьба "Малой Украины" значительно отличается от исторической судьбы граждан Донецкой и Харьковской областей. И историческая память жителей Крыма отличается от исторической памяти жителей Одессы. И это невозможно оспорить. И клиополитика, безусловно, будет играть все возрастающую роль на Украине.

Размышляя о клиополитке В.Никитаев отмечает: "Если обнаруживается, что происходящее на постсоветском пространстве соответствует плану Антанты в отношении постреволюционной Российской империи (отчасти реализованному в свое время), то как следует относиться к таким совпадениям?.. А если покопаться в истории, то можно найти исторические прототипы и у плана Антанты. Не представляет никакого труда выяснить, что история Европы – это, среди прочего, история попыток подчинения или разрушения России, которая упорно воспринималась европейцами как страна "варварская", "чужая", "неправильная". Складывается впечатление, что на протяжении столетий осуществляется и никак не может завершиться некий исторический проект "переформатирования" России, российского пространства. Под "проектом" здесь мною понимается определенная структурирующая исторический процесс структура. Самое интригующее во всем этом, что нет единого субъекта, который это делает. А есть просто некоторое тело действия".

Цивилизационная линии разлома и Львов – столица "Малой Украины"

Референдум в Черногории и образование шестого государства на территории бывшей Югославии заставили говорить об этнокультурных линиях разлома. В сети Интернет можно найти карты будущей Европы, в которых в Европе по сравнению с сегодняшним днем есть границы одиннадцати новых государств. И кроме албанского Косово на карте Европы есть государство Басков, Каталония, и даже Бельгия поделена на два небольших государства.

Многие интеллектуалы убеждены в том, что процесс создания объединенной Европы может идти только по линии уничтожения национальных государств. Поэтому, украинский нацбилдинг – это то, что не вписывается в общеевропейскую тенденцию. Именно этим можно объяснить, что многие наиболее предприимчивые граждане Украины пытаются получить сегодня польское гражданство, исходя из реальных представлений о том, что Украина никогда не станет членом ЕС.

Нет особой необходимости презентовать собственную карту разлома Украины. Украинские эксперты в состоянии создать несколько карт разлома. Для нас сегодня важно осознать, в чем заключаются интересы России в рамках планируемого международного признания "Малой Украины" и присоединения Новороссии и Крыма к России. Проблемными зонами необходимо признать Киев и Одессу. Выделение "Малой Украины" с перспективой присоединения ее к ЕС должно гарантироваться форматом нового цивилизационного договора между Россией и ЕС.

Оптимальный вариант для России – это оставить Киевскую область в составе "Малой Украины" с перспективой перенесения столицы "Малой Украины" из Киева во Львов. Начало процесс переноса столицы из Киева во Львов станет сигналом для Брюсселя о готовности "Малой Украины" к созданию автономии, в рамках польского государства. Представляется, что это не только скорейший, но и единственно перспективный путь Западной Украины в ЕС. Сохранение столицы "Малой Украины" в Киеве нецелесообразно, так это будет означать конкретные претензии на создание государства-нации. А в этом вряд ли будут заинтересованы и в Брюсселе и в Польше.

Более сложной выглядит ситуация с Одессой. Заявление Президента Ирана Махмуда Ахмединижада о "стирании Израиля с карты мира" привело к ситуации, когда многие выходцы из Украины и России начали скупать земли на юге России (Краснодарский край, Ставрополье) и на юге Украины (Одесская область). Именно это не позволяет прогнозировать ситуацию на юге Украины. Вместе с тем необходимо учитывать и стратегические интересы России, в рамках которых российская федеральная власть может заключать различные локальные союзы для достижения собственных долгосрочных целей.

Необходимо отметить и то, что перспективы образования "Малой Украины" в составе Польши должны быть осознаны не только гражданами Украины, но и лидерами ЕС. Именно это позволит до определенного исторического срока осуществить переселение граждан на те территории, которые гарантированно останутся по одну из сторон линий цивилизационного разлома. Осознание того, что Украину в ее нынешнем составе ЕС не примет в свой состав не столько из-за полной бесперспективности долгосрочной конфронтации с Россией, сколько из-за осознания неисчислимых проблем с вновь принятыми десятью новыми странами-членами Объединенной Европы.

Проблемы в Румынии, Болгарии, да и в Польше не позволяют украинским политикам говорить о реальности вступления Украины в ЕС в ближайшей перспективе. Этот вопрос гарантированно не будет стоять в повестке дня ЕС в ближайшие два-три десятилетия. А в ближайшие два десятилетия, не исключено, что нам с вами придется пережить Первую Глобальную Великую Депрессию, которая заставит нас смотреть на многое в мире абсолютно иными глазами.

В размышлениях о линиях цивилизационного разлома мы сознательно не акцентируем внимание на лидерах различных украинских партий. В отличие от лидеров российских партий, они в гораздо большей степени ориентированы на позиции своих избирателей. И именно это является важным. Но важным является и то, что вопрос о НАТО – это вопрос, лишь косвенно затрагивающий жизненно важные интересы большинства граждан Украины. Если у нынешних лидеров Украины возникла иллюзия, что данную ситуацию можно продавить, то это лишь приведет к еще большей неопределенности на проблемных участках в зоне цивилизационного разлома.

Не сбывшийся прогноз Лестера Туроу

Прогнозирование – сложный процесс. Так в 1996 году Л.Туроу в своей фундаментальной книге "Будущее капитализма" прогнозировал следующее:

"Украина – потенциально лучшее место в мире для выращивания зерна. Хорошая почва и хорошие дожди соединяются здесь с лучшей в мире естественной транспортной системой – рядом рек, текущих на юг к Черному морю, так что дешевый водный транспорт избавляет от стоимости всех этих тысяч километров длинных, дорогих железнодорожных перевозок, обременяющих другие страны – производители зерна.

Украина еще не пришла в себя, но что будет, когда она очнется? Крупнейшие производители сельскохозяйственных машин, "Джон Дир" и ФИАТ, учредят кредитные компании вроде "Кредитной корпорации Дженерал Моторс" (General Motors Acceptance Corporation), которые будут давать взаймы собственникам земли деньги на закупку машин. Взамен они будут получать зерно для продажи на мировом рынке. Эта продажа разорит миллионы менее производительных фермеров во всем мире.

Очевидно, кто будет разорен в Соединенных Штатах. Найдите 98-й меридиан, вспомнив, что треть Канзаса лежит к востоку от этого меридиана, проведите прямую от канадской границы к Мексиканскому заливу, а затем отклонитесь к западу до Скалистых гор. Земля здесь гораздо хуже, чем на Украине, дожди реже, а транспортная система намного, несравненно хуже украинской. Это произойдет еще не завтра, но это должно произойти.

Для французских производителей зерна главная угроза исходит не из Америки, а из Восточной Европы. Французы привыкнут есть рогалики из украинской пшеницы – если не захотят увидеть два миллиона украинцев, живущих в Париже. Все это верно не только для сельского хозяйства, но и для всего остального. Либо жители Западной Европы привыкнут покупать продукцию, которую может изготовлять Восточная Европа (закрыв свои собственные предприятия, производящие эту продукцию), либо жители Восточной Европы миллионами двинутся на запад в поисках более высоких заработков".

С момента прогноза прошло более десяти лет, но многое, как мы знаем сегодня, из прогноза Л.Туроу не сбылось. Но это не означает, что необходимо отказаться от прогнозов.

Три вектора в будущее

Анализ ситуации на Украине после парламентских выборов позволяет выделить две доминирующих темы в рамках российского взгляда на изменяющуюся реальность. Первая – это лавинообразная украинизация Восточной Украины. Второе – это некоторые последствия экономического "удара" от повышения цен на газ по предприятиям, расположенным в восточной части Украины. И если посмотреть на несколько лет вперед, то легко можно предположить, что украинский национализм, также как и вектор "энергосбережения", к тому времени создадут все необходимые предпосылки для референдума. Проведение референдума о присоединении большинства областей Украины к России станет реальностью.

Экономические проблемы промышленных предприятий создадут все необходимые предпосылки к тому, что мечта собственников этих предприятий о работе на энергоресурсах по российским расценкам стала бы навязчивой идеей. Поэтому сегодня можно спокойно наблюдать за всеми рефлективными шагами руководства Украины, вспоминая как в начале 90-х годов прошлого века именно украинские экономисты в преддверие референдума о независимости Украины с "объективными цифрами" на руках убедительно доказали гражданам Украины, как все они будут прекрасно жить, отделившись от России.

"Газовый конфликт" между Украиной и Россией в очередной раз подчеркнул, что при прогнозировании в начале 90-х годов прошлого века не все параметры в рамках долгосрочной перспективы, были учтены украинскими экономистами. Одно дело видеть путь к благоденствию в сепаратизме. И совсем другое дело прогнозировать состояние собственной экономики, исходя из реальных цен на энергоресурсы на мировом рынке.

"Грозит ли нам война с Украиной?" – таким вопросом задается Ю.Андреев. Ю.Тюрин, анализируя украинский Интернет в январе 2006 года, выделяет следующее: "...одно из ключевых понятий – "голодомор": это – то, что "россияне сделали с украинцами; то, как москали зверски, сознательно уничтожили миллионы украинцев"... Другое понятие – "россиянин", "москаль". И термин "москаль" в этой пропаганде выбран не случайно: он охватывает и русских, и татар и всех, кого угодно – граждан России. То есть Врагов. "Москалям", "россиянам" противостоят "наши": в том числе и русскоязычные украинцы (в одной стране живём!), то есть, фактически русские, живущие на Украине, – они, конечно, "никакие не москали"! Так умело создаются линии будущего великого русского цивилизационного разлома. Так готовится армия кодированных "правдой нового интернета" украинских "солдат-патриотов" для возможной будущей войны. Как много нужно времени, чтобы украинского 15-летнего подростка, постоянно зависающего в интернете, превратить в зомбированного солдата-"патриота", готового "жизнь свою отдать ради мести зверям-москалям", "чтоб россияне больше никогда уже не смогли сунуться на Украину"? – те же лет пять, я думаю. Причём один год уже позади". Подтверждением данного высказывания может стать одно из самых корректных антироссийских высказываний с укрнета: "Агонизирующий труп российской империи еще не сдох".

Начальник управления Администрации Президента России по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами М.Колеров выделяет вектор усиления антироссийских настроений на Украине в рамках всестороннего развития темы голодомора: "Провокационное, искусственное разделение жертв голода на украинцев и не-украинцев подразумевает и ответ на столь же провокационный вопрос: а какой именно этнос "виновен" в страданиях украинского этноса?" Это позволяет нам выделить вооруженный конфликт между Россией и Украиной в первый и самый естественный вектор движения Украины в будущее.

В 2006 году на Украине отпраздновали 15-летие независимости. Референдум на Украине легитимизировал выбор украинских властей и положил начало реального распада СССР. Можно не сомневаться, что через несколько лет именно выбор народов Украины и России определит новый вектор движения в будущее для всех граждан, проживающих на постсоветском пространстве.

Динамично изменяющаяся реальность дает богатую пищу для размышлений. Земля Украины плодородна и в состоянии прокормить всех граждан Украины и без российского газа. Есть только одно "но". Европейские эксперты, проводившие исследования в Грузии, пришли к выводу, что в этой стране практически нет проблем с экологией, так как число работающих промышленных предприятий мизерно. Не исключено, что Украина пойдет именно по данному пути, и залогом этому является союз Саакашвили – Ющенко. А нам лишь остается наблюдать, как на Украине будет создаваться образ главного врага свободного украинского народа – России.

Следует напомнить, что именно освещали различные СМИ в начале 2006 года. На BBC World сетовали о том, что "газовый" конфликт» между Украиной и Россией может принести повышению цен на газ в континентальной Европе. На EURONEWS крутились видеоролики, в рамках которых жители Европы узнали о том, что на транзитных магистралях на Украине устанавливаются европейские счетчики газа, и что погрешность учета газа будет менее одного процента. Сдержанность европейских аналитиков при оценке "газового" конфликта между Украиной и Россией была очевидной. "Богатство начинается с учета каждого пфенинга", а на Украине, как впрочем, и России привыкли вести бизнес по "понятиям", а не по закону. Это позволяет нам выделить второй вектор движения Украины в будущее – роль системного дестабилизатора на постсоветском пространстве или государства–буфера, граждане которого являются заложниками грядущего цивилизационного конфликта.

Третий вектор – это распад Украины по линии цивилизационного разлома.

Украина между Европой и Россией

Невозможно представить, что распад России не повлечет за собой распад Украины. Распад России – это один из гипотетических векторов в будущее, и именно на это намекал в 2006 году в одном из своих интервью заместитель главы МИДа Украины Бутейко. Высказывание украинского дипломата позволяет гражданам России увидеть конфликт глазами украинцев. Советская империя разрушена, а сейчас происходит и распад России. И руководство распадающегося на глазах государства, в рамках осознания реальных перспектив, ведет себя неадекватно. А руководству Украины волей – неволей приходится контактировать с неадекватными соседями. Это "карта реальности" в рамках позиционирования Украины в формате "санитарного кордона".

Но давайте представим себе на минуту, что Россия действительно распалась на несколько независимых государств. И руководство каждой страны: и Московии, и Итиль-Урала (Идель-Урала), также как и руководство Украины – будет "отпиливать" свои 15% от транзитного газа. Видение такого будущего только в экономическом аспекте позволяет предположить, что энергетический кризис в Европе будет носить более разрушительный характер, чем можно предположить это сегодня.

Сегодня Украина не готова даже к двукратному повышению цен на газ. Будет ли через несколько лет Европа готова в десятикратному увеличению цен на это топливо? И что будет с ценами на электроэнергию, бензин и газ на Украине в рамках реализации программы, озвученной министром промышленности и энергетики В.Христенко о "доведении цен на энергоресурсы в России до уровня мировых цен". Можно ли предположить, что это никак не отразится на экономике Украины?

В.Никитаев абсолютно прав в одном: "Европейские стандарты", о которых ныне грезят украинцы, – это вещи культурно-исторические. То есть они в существенной степени суть следы и проекции исторических проектов. Потому желающей жить "по европейским стандартам" и всеми силами встраивающейся для этого в европейский исторический проект Украине раньше или позже придется вспомнить, на каком месте и в какой роли присутствовали украинцы в европейской истории". Сложно представить, что Европа перейдет на украинские стандарты.

Уже сегодня является очевидным, что выход России из Первой Глобальной Великой Депрессии будет осуществлен в естественно-исторических форматах, привычных для России. И если в начале мирового кризиса высоко вероятен распад России, то затем – неизбежная интеграция. Не случайно известный российский интеллектуал М.Хазин назвал последние 15 лет новейшей истории России "затянувшимся 1917 годом". И ЕЭП, и СНГ, и иные сегодняшние эфемерные конструкции будут отброшены в прошлое катастрофическими событиями. Новая реальность будет жесткой. Россия обладает реальными ресурсами, и эти ресурсы позволят ей стать самодостаточным государством-цивилизацией, чего нельзя сказать об Украине.

На сегодняшний день, как уже отмечалось выше, общественно-политическая ситуация на Украине такова, что позволяет предположить: процесс нацбилдинга и процесс распада данной страны равновероятны. Но еще несколько активных фаз сознательной дестабилизации и вероятность распада Украины будет возрастать в геометрической прогрессии.

P.S. Завершение работы над заявленной темой возможного распада Украины совпало с подписанием президентом Украины В.Ющенко указа о роспуске Верховной Рады Украины. Это позволяет нам поставить ряд вопросов. Оказала ли на Ющенко влияние "рука Москвы"? И если оказала, то в чем это конкретно проявилось? Направляла ли "рука Москвы" депутатов в украинском парламенте из одной фракции в другую, или данное движение было следствием каких-либо иных реальных процессов?

Граждан Украины, люто ненавидящих "москалей" просьба ответить на эти простые вопросы, а также на вопрос: способствует ли заявление украинского парламента о несоответствии Указа Президента Ющенко Конституции Украины и обращение к народу укреплению украинского государства? Способствует ли роспуск парламента укреплению украинского государства? Является ли обращение Верховной Рады к Европейский суд по правам человека свидетельством того, что суверенность Украины в начале ХХI века эфемерна? Можно ли представить, что парламент Франции обратится к каким-либо надгосударственным институтам в случае конфликта с президентом Шираком? Или все-таки можно признать Украину "зоной цивилизационного разлома"?

Украина в начале ХХI века – это территория цивилизационного разлома. И указ президента Украины В.Ющенко о роспуске Верховной Рады и ответные действия украинского парламента подтверждают новую выявленную реальность.

Ссылки по теме

© 2003-2024, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна