Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Чем, на ваш взгляд, увенчается политика санкций Запада в отношении России?

Результаты опросов

Нижний Новгород Online - Нижегородский городской сайт
nnov.ru - доменная зона Нижнего Новгорода
© 2003-2021, Martovsky
Главная > Эксклюзив

28.04.2007 "Энергетическая Стена" и контуры внешней политики России после Путина

Авторы: Маслов Олег Юрьевич , Александр Васильевич Прудник

Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию от 26 апреля 2007 года необходимо рассматривать как программный документ, задающий контуры внешней политики России для преемника Владимира Путина. Институт преемственности высшей власти в РФ предполагает наличие некоего негласного договора между действующим Президентом и преемником. Не является большим секретом, что широчайший круг экспертов убеждены в том, что многие внутриполитические, а также внешнеполитические шаги Владимира Путина продиктованы данным негласным договором.

Необходимо отметить, что грядущие изменения во внешней политике России являются ответом на внутренние и внешние вызовы. Представляется, что в наибольшей степени данные изменения коснутся Эстонии, Латвии и Литвы, Чехии, Польши, Украины, Грузии, Азербайджана и Казахстана.

Послание Президента России и внешние вызовы

В послании Президента Путина Федеральному Собранию 2007 года выделены следующие внешние вызовы: "Мы существенно сократили количество войск. На Северо-Западе у нас не осталось ни одного управления армейского и корпусного масштаба. Из европейской части страны выведены практически все виды тяжелых вооружений. Фактически - мы единственная страна, которая имеет так называемые "фланговые ограничения" на юге и на севере. И даже в условиях обострения ситуации в Чеченской Республике, Россия продолжала выполнять условия этого договора, согласовывала свои действия с партнерами. А что же они? Что же наши партнеры? Они даже не ратифицировали адаптированный Договор. Ссылаясь при этом на Стамбульские договоренности, предусматривающие вывод российских подразделений из Грузии и Приднестровья". 

Вектор изменений во внешней политике России проявляется в фразе Путина, в которой говорится, что  "...такие новые страны НАТО как Словакия и государства Прибалтики, например, несмотря на предварительные договоренности с альянсом, вообще не присоединились к ДОВСЕ. Что создает для нас реальные опасности с непредсказуемыми сюрпризами". Фактически определяется ареал недружественных по отношению к России стран.  

Необходимо отметить, что в тексте послания есть и явные признаки грядущих перемен. В частности, жесткая реплика Путина по вопросу о морских портах не оставляет сомнения в перспективах конкретных изменений во внешней политике России: "Я уже несколько лет говорю о необходимости развития морских портов. В то же время, ситуация практически не улучшается. Наши грузопотоки продолжают идти через иностранные порты. Ну, просто недопустимо!"  В данных словах и заключаются контуры новой внешней политики России после Путина. Новая внешняя политика России – это активное противостояние антироссийской "оси зла".

Внутренние вызовы

В марте 2007 года подвластная молодежная «антифашистская» организация "Наши" провела беспрецедентную антизападную манифестацию. Данная манифестация представляет вполне определенный индикативный интерес, так как по организациям типа "Наши" можно определить новые тенденции в российских коридорах власти. Напомним, что с публикации в газете "Известия" от 13 марта 2005 года Манифеста молодежного движения "Наши" в России началась долгосрочная технологическая кампания по борьбе с  "русским фашизмом". Трагические события в городе Кондопога стали своеобразным Рубиконом, после которого российская власть начала осознавать, что борьба с "русским фашизмом" стала одной из эффективных форм делегитимизации власти в России. Эпатажная формула подвластного политолога Г.Павловского "власть всегда оккупант" стала наполняться реальным смыслом для большинства граждан России. 

В попытке преодолеть запущенный процесс своей делегитимизации российская власть предприняла ряд рефлективных шагов в рамках конфликта с Грузией и изгнания с 1 апреля 2007 года гастарбайтеров с российских рынков. Эти действия власти получили поддержку у граждан России, что подтверждают различные социологические опросы. Таким образом, "пробный камень", связанный с временным разрывом дипломатических отношений с Грузией, а также экономической блокадой этой страны, позволил российским властям выявить отношение граждан России к достаточно радикальным внешнеполитическим акциям российских властей.

Вышеизложенное позволяет предположить, что  внутренний враг в формате "русский фашизм" в ближайшем будущем будет оперативно заменён на внешнего врага в формате ряда стран на постсоветском пространстве.

Эстония как "враг №1"

События 27 апреля 2007 года позволяют предположить, что Эстония оптимально соответствует статусу "Враг №1" для России по ряду показателей:

· Разрыв дипломатических и экономических отношений с Эстонией абсолютно не отразится ни на имидже России, ни на показателях внешнеторгового баланса;

· Наличие в Эстонии не граждан позволяет России начать агрессивную кампанию в ОБСЕ и других европейских институтах о признании Эстонии нацистским, фашистским государством, попирающим права человека;

· Демонтаж памятника Победы в Таллинне позволяет МИДу России постоянно позиционировать Эстонию, как идеологов возрождения фашизма в Европе и идеологов пересмотра итогов Второй Мировой войны;

· Постоянное упоминание Эстонии в формате "фашистское государство" в российских СМИ позволяет дезавуировать отдельные остаточные проявления борьбы с "русским фашизмом" в России и заблокировать использовать эту мифологему либеральной оппозицией. В этом контексте удастся найти новое применение и уже созданному "антифашисткому" движению "Наши";

· Позиционирование внешнего врага в отличие от врага внутреннего в форматах "пятая колонна", "олигархи", "бюрократы-казнокрады", "русский фашизм", "иммигранты" корректно канализирует протестные настроения граждан России на объект, находящийся вне зоны досягаемости с гарантированной поддержкой властей России.

Таким образом, технологическое позиционирование Эстонии  в модусе "Враг №1" для России является для федеральных властей выгодным проектом, способным принести власти значительные политические дивиденды при минимуме риска. Тем более, что призывы российской творческой элиты, в лице Е.Чудиновой, автора книги "Собор Парижской Богоматери": "Мы можем и должны превратить Латвию и Эстонию в две страны-изгоя",- находят все больший отклик у граждан России. Причем, нет смысла говорить об эффективности воздействия на Россию со стороны "просвещенной Европы", в рамках разрешения данного внешнеполитического конфликта, в частности, из-за известной неспособности руководства ЕС решить вопрос о возобновлении экспорта в Россию польского мяса.

О незначительных аспектах зависимости Латвии и Литвы от России

Безусловно, с точки зрения международного права, и Литва, и Латвия, и Эстония – это независимые государства. Но существует политическая независимость и ресурсная независимость. Причем ресурсная зависимость – это не только финансово-экономическая зависимость. Это, безусловно, понимают европейские аналитики. Небольшая справка: "России принадлежит 26,6 % мировых запасов природного газа, от 6,2 % до 13 % (по разным оценкам) разведанных запасов нефти, около 20 % разведанных запасов каменного угля. Наша страна занимает первое место в мире по трубопроводной торговле природным газом и как экспортер нефти делит пальму первенства с Саудовской Аравией. Сегодня более 90 % экспортируемых российских энергоносителей поставляется в государства Европы" (А.Гончаренко).

Марк Марделл (BBC): "Континентальная Европа в чрезвычайной степени зависима от российского газа, и Великобритания вскоре может оказаться в таком же положении. А российский газовый монополист "Газпром" владеет 40% акций Wingas. Это заставляет предположить, что Россия сможет использовать газовую зависимость Европы для того, чтобы выкручивать ей руки, и что европейским потребителям в буквальном смысле придется за все это платить". Континентальная Европа осознает свою зависимость от России, но есть ли подобная зависимость у Эстонии, Латвии и Литвы? Судя по антироссийской риторике элит прибалтийских стран, может создаться впечатление, что в отличие от остальной Европы у этих независимых стран никакой зависимости от России нет.

Ф.Уильям Энгдаль ("Global Research", Канада), так описывает шаги России по минимизации влияния "прибалтийского кордона": "В 2001 году, как только в Москве стало ясно, что Вашингтон найдет путь включить балтийские государства в НАТО, Путин поддержал проект основного нового нефтяного порта на российском побережье Балтийского моря в Приморске стоимостью в 2,2 млрд. долларов. Этот проект, известный как Балтийская трубопроводная система (Baltic Pipeline System, BPS), значительно сократил экспортную зависимость от Латвии, Литвы и Польши. Балтика - основная российская дорога для нефтяного экспорта, перекачивающая сырую нефть из западносибирских и печорских нефтяных областей на запад к порту Приморска в российском Финском заливе. BPS была достроена в марте 2006 года с пропускной способностью свыше 1,3 млн. баррелей в день на европейские рынке и далее. В тот же месяц, март 2006, бывший канцлер Германии Герхард Шредер стал председателем российско-германского консорциума для строительства газопровода длиной около 1200 км по дну Балтийского моря. Основной держатель акций в СЕГ (Североевропейский газопровод), - российский контролируемый государством 'Газпром' с 51% акций, крупнейшая в мире газовая компания. Германским компаниям BASF и E.On принадлежит по 24,5% каждой. Проект, стоимость которого около 4,7 млрд. евро, стартовал в конце 2005 года и соединит газовый терминал в городе Выборг под Санкт-Петербургом с балтийским городом Грейфсвальд (Greifswald) в Восточной Германии. Южно-Русское газовое месторождение в Западной Сибири будет разрабатываться совместно Газпромом и BASF, чтобы заполнить этот газопровод. Этот проект был последним деянием Шредера на посту канцлера и спровоцировал крики протеста со стороны провашингтонского польского правительства наравне с украинским. Обе страны не желают терять контроль над трубопроводами, идущими по их территории из России. Несмотря на свои тесные связи с администрацией Буша, канцлер Ангела Меркель была вынуждена смириться и принять проект. Немецкая промышленность просто зависима от российского энергетического импорта. Россия однозначно является крупнейшим поставщиком газа в Германию".

Нет необходимости приводить конкретные цифры зависимости Эстонии, Латвии и Литвы от российского газа. И не специалист в области энергетики не ошибётся, если скажет, что данная зависимость почти 100%-ая. Неужели элиты  прибалтийских стран верят, что "вегетарианская" политика России по отношению к их странам сохранится и после ухода Президента Путина со своего поста?

Сегодня можно смеяться над убогой российской концепцией "энергетической сверхдержавы" и заявлениями крикливой, но бесполезной российской Государственной Думы. Можно продолжать и дальше политику мелких и крупных антироссийских провокаций. Но трансформация внешнеполитического курса России уже началась, и смена руководства России данную трансформацию не остановит.  

Этапы трансформации внешнеполитического курса России

Было бы большой ошибкой считать, что конфликт между Россией и Эстонией нужен руководству России только лишь в преддверие федеральных выборов 2007-2008 годов. Конечным этапом трансформации внешнеполитического курса по отношению к странам Прибалтики станет возведение первой в мире "Энергетической Стены", Данная "стена" сделает границу с Россией непроницаемой для энергоресурсов.

Необходимо отметить, что возведение "Энергетической Стены" между Россией и странами Прибалтики является следствием вполне естественного хода событий. Эксперты рынка энергоресурсов, безусловно, знают, что прекращение поставок газа из России в Азербайджан, – это следствие жестких требований к России со стороны европейских потребителей, а также факт того, что Газпром уже сегодня с трудом справляется, с собственными договорными обязательствами.

Не является большим секретом, что в российском газе, поступающем в Европу, есть доля туркменского газа. Гипотетически можно предположить, что когда-нибудь туркменский газ пойдет в обход России. Специалистам известен проект "Набукко". Отметим, что именно об этом заявил заместитель министра иностранных дел Азербайджана А. Азимов. Он предложил Евросоюзу, в целях усиления энергетической безопасности, покупать газ напрямую у Туркмении, без участия России. И за счет каких ресурсов Газпром будет в этом случае осуществлять гарантированные поставки в Европу? Оптимальный вариант – это отказ от поставок газа в недружественные по отношению к России страны. И если Украина застрахована от подобного шага руководства России, то для стран Прибалтики...

В экспертном сообществе достаточно активно обсуждалась тема о коррупционной природе мягкотелости руководства Газпрома в вопросе взаимоотношений со странами Прибалтики.  Постоянные намеки на то, что многие топ-менеджеры Газпрома хранят свои "сбережения" в прибалтийских странах уже привели к тому, что после ухода Путина с поста Президента будет осуществлено гарантированное выдавливание всех высших должностных лиц Газпрома, замеченных в бизнес-интересе к какой-либо из прибалтийских стран. А если будущее Президента Путина будет связано с Газпромом, то это произойдет в кратчайшие сроки. Именно покровители прибалтийских "фашистских" государств будут назначены "пятой колонной", со всеми вытекающими из этого обстоятельствами.

Особенность России в начале ХХI века заключается в том, что в ней, после "дела ЮКОСа", отработаны эффективные методы воздействия на бизнес. И, например, массированные проверки налоговых органов какой-либо компании будут явным знаком того, что совместный бизнес с фирмами из стран Прибалтики надо закрывать. У торговых предприятий, продающих автомобили, произведенные в Чехии, будут возникать постоянные проблемы, но никаких проблем не будет у торговцев автомобилями, произведенными в Словакии.       

Представляется, что интеллектуалам стран Прибалтики уже сегодня необходимо приступить к поиску альтернативных источников стабильных поставок газа и нефти, Для России ближайшего будущего лозунг "ни капли нефти и газа в Прибалтику" может стать самым естественным лозунгом. Но какими выглядят этапы трансформации внешнеполитического курса России по отношению к странам Прибалтики?

Трансформация будет осуществляться в три этапа.

· Первый этап (внутри российский): формирование нового образа врага, "истинных фашистов" в массовом сознании граждан России. Слова "Прибалтика" и "фашизм" жестко связываются друг с другом;

· Второй этап: Доработка проекта "Энергетическая Стена" в аспекте минимизации экономических и политических рисков  и подготовка европейских лидеров к последующим шагам российского руководства по отношению к странам Прибалтики;

· Третий этап: преднамеренное обвальное обострение глобального кризиса и запуск проект "Энергетическая стена" по полной программе.

От "политических аварий" к "Энергетической Стене"

Термин "политические аварии" стало употреблять литовское правительство при следующих обстоятельствах: "Весной (2006 года) оно (литовское руководство) объявило о планах продажи единственного в трех балтийских странах нефтеперерабатывающего завода (Mazeikiu Nafta) польской компании вопреки желанию российских властей, чтобы завод достался российской компании. В конце лета поставки сырья на завод прекратились из-за аварии трубопровода. Литовское правительство назвало это "политической аварией" (Марк Марделл - BBC). О "политических авариях" неоднократно заявлял и Президент Грузии М.Саакашвили.

Безусловно, любые аварии при желании можно отнести к политическим. Но сложно представить, что Mazeikiu Nafta в состоянии в ближайшей перспективе сменить поставщика и перейти на переработку африканской или латиноамериканской нефти. Но именно такие перспективы существуют в реальности.

Элиты прибалтийских стран убедили российскую элиту в необходимости долгосрочной и жесткой конфронтации, вплоть до "энергетического отделения". Данная конфронтация уже в ближайшей перспективе в состоянии легитимизировать для международного сообщества создание "газового ОПЕК". Для большинства авторитетных экспертов в России проблема создания "газового ОПЕК" – это в большей степени проблема отстранения либералов Чубайса - Медведева – Христенко – Кириенко от контроля над энергетическим сектором России, чем что-либо иное.  

Представляется, что проект "Энергетическая Стена" – это один из проектов, способных сократить потери России в рамках неизбежной Первой Глобальной Великой Депрессии. Безусловно, проект "Энергетическая Стена" – это один из десятка проектов, необходимых России в преддверие Первой Глобальной Великой Депрессии, тем более что "Стена" приобрела статус особого символа, зримо олицетворяющего рубеж необратимого перехода к Глобальной Депрессии. Не случайно, стена между США и Мексикой, стена между евреями и арабами в Израиле, стена между суннитскими и шиитскими кварталами в Багдаде оказались так жестко синхронизированы во времени. К стратегическому проекту "Стена" прибегает сторона, которая утратила возможность проводить привычную для себя  политику внешней экспансии, но сохранила достаточно ресурсов и мотивации для перехода в модус глобальной обороны и, как следствие, резкого усиления давления на политические субъекты по всему периметру охраняемых границ.

Ареал новых "стран – изгоев" вместо "санитарного кордона"

Марк Марделл иронизирует о "газовой" зависимости Европы от России:    "Знаете, что происходит, когда они оказываются в одной комнате с Путиным? Они снимают штаны и говорят: "Я люблю тебя, Владимир!". Это исполненное мрачного цинизма замечание, касавшееся лидеров 25 стран Евросоюза, я услышал от высокопоставленного лица, близкого к руководству ЕС". В каждой шутке, как известно, есть доля шутки. Лидеры стран "Старой Европы" крайне корректно ведут себя по отношению к России, и лишь лидеры стран - новоделов, плюс Польша, элита которой травмирована самой многовековой историей взаимоотношений с Россией, ведут себя "отморожено". Получат ли граждане этих стран какую-либо экономическую выгоду от конфронтации с Россией? Скорее всего, что никакой экономической выгоды от конфликта не будет. Достаточно вспомнить, что перл "Запад нам поможет" принадлежит Остапу Бендеру, а знаменитая фраза Э.Тоффлера: "Воевать – это слишком дорого", - известна сегодня даже людям далеким от бизнеса.

Представляется, что на наших глазах происходит не формирование "санитарного кордона" вокруг России, о чем часто любят порассуждать отдельные интеллектуалы в России, а формирование ареала стран, которых не жалко ни Европе, ни тем более России.

Наметившаяся конфронтация между США и Россией трансформирует страны Прибалтики, Украину, Грузию, Азербайджан, и возможно, Казахстан, в своеобразные "площадки", на которых и будут разворачиваться грядущие войны. Гипотетически можно предположить, что США будут экономически стимулировать элиты стран Прибалтики на долгосрочную конфронтацию с Россией. Лидеры ЕС будут и в дальнейшем имитировать защиту интересов своих союзников. А Россия будет последовательно и планомерно выстраивать "Энергетическую Стену" на север от российско–белорусской границы.

Европа – заложник обострения отношений между Россией и США. В условиях грядущего глобального кризиса проще всего пожертвовать слабыми. Тем более, что элиты Эстонии, Латвии и Литвы абсолютно добровольно, без какого-либо принуждения согласились на роль новых стран-изгоев. Увы, такова историческая судьба.  

Необходимо обратить внимание и на то, что выстраивание "стен" в новейшей истории – это ноу-хау ведущих стран мира. Заканчивает строительство разделительной стены Израиль. Возводится стена между США и Мексикой. Отличие российско–прибалтийской стены от двух вышеназванных заключается в том, что данная стена будет невидимой. Но от этого она не станет менее реальной.  

 

По теме:

Кому выгодна концепция "проигранной Третьей Мировой" или Россия в преддверии новой мировой войны (http://www.polit.nnov.ru/2006/10/21/newquestwar/)

Казахстан начала ХХI века как Польша перед 1939 годом (http://www.polit.nnov.ru/2007/01/30/kazahstan/)

Распадется ли Украина до 2015 гола? (http://www.polit.nnov.ru/2007/04/03/ukrdisintegr/)

О неизбежности и этапах распада Грузии (http://www.polit.nnov.ru/2006/07/26/georgia/).

© 2003-2021, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна