Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Чем, на ваш взгляд, увенчается политика санкций Запада в отношении России?

Результаты опросов

Нижний Новгород Online - Нижегородский городской сайт
nnov.ru - доменная зона Нижнего Новгорода
© 2003-2018, Martovsky
Главная > Перспективы

26.06.2007 Особенности контент-анализа символьно-знаковых полей (Символы и знаки ХХI века – часть 9)

Авторы: Маслов Олег Юрьевич , Александр Васильевич Прудник

Контент-анализ используется аналитиками большинства стран мира уже около ста лет. О различных аспектах контент-анализа написаны тома. Второе рождение контент-анализа совпало с развитием сети Интернет. Что сегодня необходимо знать о контент-анализе?

Краткая история контент-анализа

Д.Ландэ и А.Литвин так презентуют историю контент-анализа: "Контент-анализ начинался как количественно-ориентированный метод анализа текстов для изучения массовых коммуникаций. Он был впервые применен в 1910 году социологом Максом Вебером (Max Weber) чтобы проэкзаменовать охват прессой политических акций в Германии. Американский исследователь средств коммуникации Гарольд Лассвелл (Harold Lasswell) в 30-40-е годы использовал подобную методику для изучения содержимого пропагандистских сообщений военного времени. В 1943 году Абрахам Каплан (Abraham Kaplan) увеличил фокус контент-анализа от статистической семантики (значения текстов) политических дискуссий до анализа значений символов (семиотики). Во время Второй мировой войны популярность семиотики привела к использованию качественно-ориентированного контент-анализа для изучения "идеологических" аспектов в таких жанрах, как телевизионные шоу и коммерческая реклама".

Существует множество определений контент-анализа. Контент-анализ - это методика объективного качественного и систематического изучения содержания средств коммуникации (Д. Джери, Дж. Джери). Контент-анализ - это систематическая числовая обработка, оценка и интерпретация формы и содержания информационного источника (Д. Мангейм, Р. Рич). Контент-анализ - это качественно-количественный метод изучения документов, который характеризуется объективностью выводов и строгостью процедуры и состоит в квантификационной обработке текста с дальнейшей интерпретацией результатов (В. Иванов). Контент-анализ состоит в нахождении в тексте определенных содержательных понятий (единиц анализа), выявлении частоты их встречаемости и соотношения с содержанием всего документа (Б. Краснов). Контент-анализ - это исследовательская техника для получения результатов путем анализа содержания текста о состоянии и свойствах социальной действительности (Е. Таршис). Каждое из определений оттеняет вполне определенные свойства контент-анализа, формируя о нем целостное представление.

Контент-анализ за десятилетия своей жизнедеятельности, безусловно, претерпел существенные изменения. Но, сохранилось в нем главное – способность получения объективной  информации или знания по косвенным признакам. Презентация контент-анализа любой студенческой аудитории обычно включает в себя рассказ о Д.Нейсбите и о том, как американские специалисты по контент-анализу в годы Второй мировой войны, используя только открытые источники информации (газеты, выпускаемые на всей территории Германии) и анализируя расписание поездов, некрологи и иную, казалось бы, второстепенную информацию, получали объективное знание о ситуации в различных землях Германии. В начале ХХI века контент-анализ, кроме традиционных форм использования, можно применять и для получения знаний при анализе символьно-знаковых полей. Условно это направление в анализе можно назвать контент-анализ символьно-знаковых полей.

Особенности контент-анализа символьно-знаковых полей

Необходимо отметить, что в символьно-знаковых полях анализируются различные символы, знаки и понятия. Любое понятие, рожденное интеллектом, можно называть интеллектуальным символом. Каждой эпохе присущи свои символы. В ХV–ХVIII веках доминировали графические символы. В ХIХ веке стали появляться интеллектуальные символы. Интеллектуальные символы были порождены умственной деятельностью человека, направленной на расширение сферы познания. 

Постмодерн включает в себя своеобразную игру со смыслами, причем, данная игра заключается в том, что общеизвестное понятие начинает использоваться отдельной группой граждан в значении, отличном от общепризнанного. Это может привести как к появлению новой дефиниции, дающей новую трактовку понятию, так и к искажению общепризнанного понятия, вплоть до превращения его в свою собственную противоположность. В качестве примера можно привести мутацию в России понятия "демократия". Если в начале 90-х годов прошлого века слово "демократия" воспринималось массовым сознанием как синоним понятия "народовластие", то в начале ХХI века понятия "демократия" и "народовластие" еще не стали антонимами, но уже не являются синонимами.

Сложность контент-анализа символьно-знаковых полей заключается в том, что различные целевые группы граждан используют одни и те же понятия, наполняя их абсолютно разными смыслами. Например, партия, возглавляемая В.Жириновским, называется Либерально-демократическая партия России. С точки зрения статусных российских либералов Жириновский не является ни либералом, ни демократом. Но в патриотических кругах Жириновский считается и либералом, и демократом по той простой причине, что  понятия "либерализм" и "демократия" являются в данных кругах символами агрессивного разрушения России.

Особенности символьно-знаковых полей

Пьер Бурдье ввел понятие научного или интеллектуального поля. Символьно-знаковые поля – это поля, сформированные из интеллектуальных символов и знаков. Символьно-знаковые поля разнообразны и нет необходимости вводить классификацию данных полей. Простейшие символьно-знаковые поля – это личностные или персональные поля. Из персональных полей легко складываются групповые и целевые поля.

Жизнедеятельность большинства символьно-знаковых полей основана на вполне определенных иерархиях ценностей. Символьно-знаковые поля в политике – это "поля непрестанных сражений". Непримиримая война идет за каждый знаковый символ массового сознания.

Одной из особенностей символьно-знаковых полей является негативное и позитивное маркирование символов и знаков. Позитивно маркируются интеллектуальные символы, относящиеся к высшим ценностям. У либералов – это свобода. Негативно маркируются интеллектуальные символы, подлежащие уничтожению. Например, патернализм.

Другой особенностью символьно-знаковых полей является то, что поливариантность восприятия большинства интеллектуальных символов и интеллектуальное мародерство создают препятствия в рамках процесса выделения того или иного "синдрома". Так В.Новодворская акцентирует внимание на процессе заимствования: "В своем антифашистском выступлении лидер СПС Никита Белых (до сих пор либерал и западник, собственноручно доказывавший недобитой печати, что власть у нас строит в стране фашизм) говорил на площади почему-то о том, что надо ограбить патриотов и перенять их лозунги "Слава России!"    

Методы воздействия на символы и знаки

Можно выделить основные методы воздействия на символы и знаки:

· Формирование самобытных (эксклюзивных) символьно-знаковых полей для распознавания в формате "свой – чужой"

· Введение в фокус общественного внимания собственных инновационных маркированных символов

· Позитивное маркирование символов и знаков

· Негативное маркирование символов и знаков

· Использование имитационных символов

Необходимо отметить, что использование тех или иных символов и знаков преследует главную цель – удержание того или иного события или знаковой фигуры в фокусе общественного внимания.

Синдром в формате кластера

Как отмечалось выше, сложность анализа, заключающаяся в том, что одно и то же понятие используется различными целевыми группами с разными смыслами. Любая целевая группа обладает собственным символьно-знаковым полем. Символьно-знаковое поле – это основа системы распознавания в формате "свой - чужой". Распознавание осуществляется по набору определенных символов, Специфический набор определенных символов можно назвать понятием "синдром".

Синдром в медицине – это сочетание признаков (симптомов), имеющих общий механизм возникновения и характеризующих определенное болезненное состояние организма. Синдром в символьно-знаковых полях – это набор позитивно и негативно маркированных символов, знаков, понятий, присущих отдельным целевым группам граждан и характеризующих данную группу в информационном пространстве. Методика выявления синдрома позволяет специалисту по контент-анализу выделить в любой исторический момент времени синдром любой целевой группы, будь то, монархистов или антиглобалистов. Можно легко выделить и "синдром либерала", и "синдром патриота", и "синдром маргинала", и множество других синдромов, анализируя символьно-знаковые поля данных целевых групп.

Традиционные и инновационные формы негативного маркирования

Необходимо выделить традиционные и инновационные технологии негативного маркирования. Инновационные технологии негативного маркирования – это набор методик, включающих в себя процесс создания  и "зажигания" гибридных интеллектуальных символов. Гибридные символы "русский фашизм", "исламо-фашизм" являются продуктами, созданными при помощи инновационных технологий воздействия на массовое сознание. Традиционные методы – это исторически сложившиеся технологии негативного маркирования.

Л.Малес отмечает: "История государственного управления свидетельствует, что социально более бесправные группы легче и удобнее концентрировать в наименее привлекательных местах общественного пространства – негативная символика этого пространства сама их маркирует (сегодня другие маркеры уже устарели и не играют должной роли), превращая местность в гетто, а ее обитателей в табуированных. Пример – публичный дом, выходя из которого мужчина-клиент легко стряхивает с себя любую ассоциацию с ним, оставляя весь гнев морализаторов жрицам любви, "приписанным" к своему месту работы".

Традиционные методы негативного маркирования рождаются в рамках естественного исторического процесса. Иногда, отдельные знаковые исторические события дают толчок к "зажиганию" инновационных символов, обладающих значительной разрушительной силой. Наглядный пример, рождение гибридного  интеллектуального символа "Кровавое воскресение".

События 9 января 1905 года  принято называть "Кровавым воскресеньем" из-за известных исторических событий. Данное и другие события в России в 1905 году позволили соединить воедино архаичный, в том числе, и ветхозаветный символ "кровь" (голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; Быт.4.10)  и христианский символ "Воскресение". Это придало новому символу такую необычайную  эмоциональную насыщенность, что он сумел дожить до нашего времени. Представить такую же судьбу, например, у  символа "Кровавая среда" почти невозможно.

Необходимо отметить, что традиционно седьмой день на Руси назывался неделя, от слова "не делать", поскольку это был день отдыха. В других славянских языках сохранилось исконное название этого дня недели: украинский - неділя, белорусский - нядзеля, чешский - nedele, сербский - недеља, хорватский - nedjelja, польский - niedziela. В России седьмой день  был назван "воскресеньем", что ввело христианский символ в повседневный обиход. А в 1905 году  это обиходное употребление центрального христианского символа  позволило осуществить стремительный искусственный мутагенез символа "воскресение" в формате разрушительного политического процесса. Здесь, пролитая кровь ритуально освобождает от старого миропорядка и воскрешает народ к новому миру, как образно сказал об этом сам Г.Гапон: "У нас нет больше царя. Река крови отделяет царя от народа. Да здравствует борьба за свободу!"  Причем, было бы заблуждением считать, что архаичный символ "кровь" уже "погас", принадлежит истории  и больше не определяет мировосприятие людей. Уже в наше время, в начале ХХI века известный российский либерал Б.Немцов в попытке объяснить, почему либеральные ценности не стали доминирующими в России, неожиданно договаривается до того, что им не хватает "освящения" и,  скорее всего, бессознательно, упоминает архаичный символ "кровь": "В России есть миллионы сторонников свободы и демократии. Один из них сидит перед вами. Но мы в меньшинстве. Я вам объясню почему. Дело в том, что люди должны заплатить, в том числе и кровью, за свободу и за демократию".

Негативное маркирование по Н.В.Гоголю

В бессмертном творении Н.В.Гоголя "Мертвые души" описан потрясающий пример негативного маркирования. Мужик, к которому обратился Чичиков, употребил слово "заплатанной": "Было им прибавлено и существительное к слову "заплатанной", очень удачное, но неупотребительное в светском разговоре, а потому мы его пропустим. Впрочем, можно догадываться, что оно выражено было очень метко, потому что Чичиков, хотя мужик давно уже пропал из виду и- много уехали вперед, однако ж все еще усмехался, сидя в бричке. Выра­жается сильно российский народ! и если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, ута­щит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света. И как уж потом ни хит­ри и ни облагораживай свое прозвище, хоть заставь пишущих людишек выводить его за наемную плату от древнекняжеского рода, ничто не поможет: карк­нет само за себя прозвище во все свое воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица. Произнесен­ное метко, все равно что писанное, не вырубливается топором. А уж куды бывает метко все то, что вышло из глубины Руси, где нет ни немецких, ни чухонских, ни всяких иных племен, а всё сам-самородок, живой и бойкий русский ум, что не лезет за словом в кар­ман, не высиживает его, как наседка цыплят, а влеп-ливает сразу, как пашпорт на вечную носку, и нечего прибавлять уже потом, какой у тебя нос или губы,— одной чертой обрисован ты c ног до головы!"

Данный пример позволяет предположить, что негативное маркирование персоналий – это одна из русских традиций.

Символьно-знаковое поле российских либералов

Как в России можно распознать либерала? Безусловно, по приверженности к либеральным ценностям. Либерал в России искренне и убежденно считает высшими ценностями свободу. Именно поэтому, бывшего премьер-министра М.Касьянова, презентовавшего концепцию под названием "Империя свободы", необходимо признать либералом.

Либералы в России считают ценностями не только любые проявления свободы, как, например, свободу предпринимательства, свободу слова, свободу митингов и шествий, но также такие понятия, как собственно, либерализм, демократия, капитализм, партии, электорат, выборы...  Либералы в России негативно маркируют такие интеллектуальные символы, как тоталитаризм, фашизм, ксенофобия и толерантность.

Символьно-знаковое поле российских либералов состоит из негативно и позитивно маркированных символов.

Позитивное маркирование. Свобода. В программы СПС "Горизонт 2007-2017" зафиксировано следующее: "Россия бежит от свободы... Идея, которая нас объединяет – свобода. Свобода, гарантированная демократией". "Самый сильный социальный лозунг, какой я знаю, – это свобода" -  утверждает либеральный экономист А.Илларионов.

"Без свободы Россия просто исчезнет: путь России за последние столетия – это путь к свободе. Свобода пробуждает энергию общества и дает ей плодотворный выход, который поднимает страны на вершины могущества", -  вторят им либерал–консерваторы В.Фадеев, В.Плигин, К.Ремчуков.

Политолог А.Зудин, размышляя о единой общенациональной системе ценностей,  вводит в состав этих ценностей либеральные символы: "Отсутствие единой общенациональной системы ценностей тоже несет опасность – опасность долговременного политического паралича, чреватого омертвлением государства...общенациональная система ценностей имеет основания стать действительно общенациональной идеологией только в том случае, если она будет принята не только правящей партией, но и оппозицией, причем реальной оппозицией – той, которая может сменить правящую партию. Эта система ценностей, какой бы она ни была, обязательно должна включать в себя ценности демократии и плюрализма".

Негативное маркирование. "Нынешний либерал освистает любого, кто только сделает хотя бы одну несмелую попытку вспомнить о патриотизме. Им выгодно искусственно маргинализировать эти темы" (Н.Нарочницкая).

Е.Чудинова, автор книги "Мечеть парижской богоматери", выделила следующие особенности маркирования информационного пространства российскими демократами: "...у наших российских демократов  существует некоторое поле коллективного безумия, вступая в которое, они теряют какие-либо индивидуальные признаки, интеллект, пол, возраст — все это исчезает, вступает механизм некоторой кодировки. Например, нажимается кнопка под названием "Российская Империя", и независимо от интеллекта, пола и возраста, демократ должен среагировать термином "жандарм Европы", "тюрьма народов". Соответственно, при нажатии кнопки "Путин" должен сработать ряд — "диктатор", "тиран", "гэбист", "циничный обманщик" и все в том же духе". Е.Чудинова профессионально анализирует символьно-знаковые поля, отмечая взаимосвязанные символы, присущие данной целевой группе, акцентирует внимание на негативном маркировании.

Многие эксперты в России убеждены в том, что либералы придерживаются более жестких принципов, в рамках поддержания собственных символьно-знаковых полей. Подтверждением этому служит текст "антифашистского пакта": "Вокруг тех, кто исповедует и проповедует фашизм, расизм, национализм и ксенофобию, должен быть сформирован общественный и информационный вакуум. Они должны стать изгоями. Деятельность всех ответственных политических сил России должна быть направлена на консолидацию общества и укрепление единства страны. Борьба с фашизмом – это составная часть борьбы за целостность и суверенитет России".

Негативное маркирование интеллектуальных символов "фашизм", "расизм", "национализм" и "ксенофобия" выполняет функцию выделения "своих" из общего политического пространства. В этом вопросы едины и либералы из СПС, и либералы из партии "Единая Россия":  "Нет более важной проблемы в нашем государстве, кроме борьбы с фашизмом" (А.Макаров). А массовое распространение негативно маркированных символов осуществляют "рядовые" информационных войн: "...в России уже наступил фашизм. Его осталось только законодательно оформить...Фашизм – это технология, которая не нуждается в реальной поддержке народа. Фашизм – это искусственно вызванная защитная реакция народа, реакция на национальное унижение и страх физического уничтожения" (Е.Токарева).

Формат войны на уничтожение был презентован В.Голышевым: "Воспользовавшись паузой, мой собеседник напомнил про лагеря...Их, как известно два: национал-патриоты ("красно-коричневые", "фашики", нацики") и либералы ("либерасты", "демшиза"). Между ними якобы идет война на уничтожение, в которой "все средства хороши". Технологическая поддержка символов из символьно-знакового поля либералов осуществляется в России специально созданными внеконституционными органами, такими как Общественная палата: "Уже долгие годы отношение СМИ к проблеме ксенофобии весьма легкомысленное. Здесь можно приводить много примеров - от постоянного упоминания в связи с совершенными преступлениями так называемых "лиц кавказской национальности" до многого другого. Очень важно, что именно фактически первое предметное, содержательное пленарное заседание Общественной палаты посвящено именно этой теме" (Н.Сванидзе).

Сегодня нет необходимости перечислять все интеллектуальные символы, входящие в символьно-знаковое поле российских либералов  Важнее выделить синдром либерала.

"Синдром либерала"

Таким образом, контент-анализ символьно-знаковых полей позволяет выделить "синдром либерала". Любой "синдром" состоит от 5-ти до 9-ти символов. На сегодняшний день либералом в России можно считать любого гражданина, наиболее часто употребляющего слова - символы "свобода", "толерантность", "партии", "ксенофобия" и "фашизм". Безусловно, любой интеллектуал в России в состоянии предложить собственный "синдром либерала". Необходимо только придерживаться простейшего принципа: в синдроме любой целевой группы должны быть в равной мере представлены, как негативно маркированные символы, так и позитивно маркированные символы.

Базовый синдром любой целевой или политической группы всегда функционирует в контексте более широкого набора интеллектуальных символов. Так, например, либералы в России достаточно часто употребляют близкие к представленному выше "синдрому либерала" понятия, такие как "капитализм" (позитивное маркирование) или "патриот" (негативное маркирование). Не случайным является то, что СПС в Пермском крае шел на выборы под лозунгом "За достройку капитализма!". Правда, при этом под "достройкой капитализма" презентовалась своеобразная "ловушка для лохов" в виде увеличения пенсий более чем в три раза. Но данный феномен не только подтверждает приверженность либералов к капитализму, но также и является свидетельством того, что те или иные интеллектуальные символы играют важнейшую роль, в рамках расширения собственного ареала воздействия.

Необходимо отметить, что контент-анализ символьно-знакового поля российских либералов позволяет выявить то, что скрывается за риторикой тех или иных политических деятелей. Символы "свобода" и "либерализм" существуют в ареале комплиментарных интеллектуальных символов, таких как "демократия", "электорат" и "партии". Это позволяет утверждать, что в ареале либерализма осуществляют свою жизнедеятельность не только виртуальные "Демократический союз" В.Новодворской и НБП Э.Лимонова, но и НДПР А.Севастьянова и "Народный союз" С.Бабурина, и все без исключения партии, по некоторому недоразумению называющие себя патриотическими. Членство в любой партии – это осознанная дань либерализму. А  как называют себя те, кто добровольно платит эту дань – это не столь важно.

По теме: Символы и знаки ХХI века:

Концепция интеллектуальных символов и символьно-знаковых полей. (http://www.polit.nnov.ru/2007/05/08/symbolconcept/) (Демо-версия)

Генезис символа "холокост" и будущее государства Израиль. (http://www.polit.nnov.ru/2007/05/28/softholokaust/)

В плену "погасших" символов. Архаичные символы. Стабильность – хаос.  (http://www.polit.nnov.ru/2006/10/19/symbolone/) (Символы и знаки ХХI века - часть 1)

 Символы постмодерна. Тупик - лабиринт. (http://www.polit.nnov.ru/2006/10/25/symboltwo/) (Символы и знаки ХХI века - часть 2)

Революция и кровь. (http://www.polit.nnov.ru/2006/11/20/symbolrev/) (Символы и знаки ХХI века - часть 3)

Война как символ. (http://www.polit.nnov.ru/2007/02/21/symbolwar/) (Символы и знаки ХХI века - часть 4)

"Партии" как символ ХХI века. (http://www.polit.nnov.ru/2007/03/15/symbolpartiotism/) (Символы и знаки ХХI века - часть 5)

"Вашингтонский обком" – ключевой символ в России начала ХХI века. (http://www.polit.nnov.ru/2007/03/19/symbolwashobkom/) Символы и знаки ХХI века - часть 6)

Интеллектуальные гиперсимволы. (http://www.polit.nnov.ru/2007/04/10/symbolhyper/) (Символы и знаки ХХI века - часть 7)

Символ "трибунал" и будущее России. (http://www.polit.nnov.ru/2007/06/20/symboltribunal/) (Символы и знаки ХХI века - часть 8)

© 2003-2018, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна