Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Чем, на ваш взгляд, увенчается политика санкций Запада в отношении России?

Результаты опросов
Индивидуальные консультационные услуги private banking http://www.bspb.ru/vip/
© 2003-2017, Martovsky
Главная > Перспективы

09.07.2007 Казахстан до и после 2020 года

Авторы: Маслов Олег Юрьевич , Александр Васильевич Прудник

"Из всех иллюзий самая опасная –
это думать, будто существует одна реальность.
В действительности же существуют
различные версии реальности, и некоторые
из них могут противоречить друг другу,
ибо все они есть результат передачи
и получения информации, а не объективного
и абсолютно вечного отображения истины"
.

(П.Вацлавик)

События 2007 года в Казахстане можно признать революционными: внесение изменений в Конституцию страны, смена внешнеполитического курса, роспуск парламента – демонстрируют очевидные изменения общественно-политической ситуации в стране. Но большинство экспертов-международников отмечают, что за внешними проявлениями трансформации политической системы Казахстана ощущается "невидимая часть айсберга", в которой скрыты истинные глубинные причины трансформации.

Действительно, события в Казахстане поставили массу вопросов и требуются ответы, которые могли бы соединить в единую картину необходимость пожизненного президентства Нурсултана Назарбаева и объявление в международный розыск Рахата Алиева, потребность в гипотетически более властном парламенте и необходимость трансформации Казахстана в региональную сверхдержаву. Ответы на данные вопросы найдены в самом Казахстане, но они столь необычные, что объясняют необходимость презентации трактовки происходящего в Казахстане за ее пределами.

Особо подчеркиваем, что авторы не считают себя специалистами по Казахстану. Данная страна представляет определенный интерес в формате изучения столкновения экономической глобализации и архаичных форм общественно-политических отношений в отдельных государствах. Авторы не в состоянии проверить предоставленную им информацию, но относятся к ней с определенным доверием.

Жузы в современном Казахстане

Как отмечалось в работе "Нурсултан Назарбаев – первый и последний президент Казахстана" тема влияния жузов на общественно-политическую жизнь Казахстана является одной из закрытых тем. Об этом, в частности, указывается в работе известного казахского ученого Нурлана Амрекулова. Нурлан Амрекулов в своей фундаментальной работе "Жузы в общественно-политической жизни Казахстана" выделяет следующее: "В казахстанской историографии жузами принято называть союзы племен, которые осознают себя частью единой казахской народности и населяют фиксированную традицией часть казахской территории. Всего жузов три: Улы жуз (“Старший”), Орта (“Средний”) и Киши (“Младший”) жуз. Географически они располагались с юга-востока (Семиречье как ареал расселения Старшего жуза) на северо-запад (место обитания Младшего жуза). Средний жуз занимал самую обширную срединную территорию. Старший жуз получил такое название не из-за многочисленности, а по старшинству входивших в его состав родов — до революции самым большим был Младший, затем Средний жузы. Причем самый последний в этой иерархии род Старшего жуза имел преимущества перед самым старшим родом Среднего жуза и т.д".

Писатель В.Куклин в монологе своей героини в романе "Истинная власть" так описывает такого рода самоидентификацию в аспекте архаики: "В Казахстане все, кого эта проблема касается, о ней знают, - ответила мать Айши. Они с рождения, с молоком матери впитали в себя традиции и дух трайболизма. Я вот, к примеру, закончила Гарвардский Университет, имею степень бакалавра архитектуры. Ну и что? Я всегда, каждое мгновение помню о том, что я – Тюре, а не какой-нибудь там Аргын или Чапрашты. И именно потому, что я – Тюре, именно я, а не какая-нибудь русская или немка, или даже казашка из рода Саджа, училась в Гарварде. ... Я – Тюре, и это вызывает у меня большую гордость, чем даже то, что по моим проектам построено два здания в Алма-Ате и одно в Улан-Баторе".

Архаика в значительной степени определяет жизнь многих государств, но традиционно аспекты политической архаики не находятся в фокусе внимания экспертного сообщества. Большинство стран арабского мира живут в условиях политической архаики. Но можно признать, что это форма самозащиты народов. Возрождение архаики всегда означает возврат к первобытным формам самозащиты. Архаичные формы социальной жизни неожиданно оказались тем резервуаром, который позволил выстоять и возродить надежду на сохранение своей идентичности в мировом историческом потоке в условиях, когда процесс глобализации, казалось бы, неотвратимо растаптывает всякие ростки альтернативности, породив на исходе ХХ века миф о конце истории. Можно ли представить, что по пути архаизации пошел Казахстан?

Любой интеллектуал, не понаслышке знающий Казахстан, в состоянии рассуждать о влиянии жузов на общественно-политическую жизнь данной страны. Но есть и высшие законные правители Великой степи – чингизиды. Они призваны властвовать по праву рождения. Понимание этого факта и позволяет нам объективизировать объявление в международный розыск зятя Нурсултана Назарбаева Рахата Алиева.

Главная проблема Нурсултана Назарбаева

Главная проблема Нурсултана Назарбаева заключается в том, что он является представителем старшего жуза, но не является чингизидом. А значит, с точки зрения политической архаики, не может возглавлять самоопределившееся государство казахов. Вот как литературно описывает статус Н.Назарбаева писатель В.Куклин:

"- Белое ухо, - улыбнулся Дерп, - Я что-то помню. Мне рассказывали про родословные книги, про то, как формировались в старину роды, как триста лет назад вернулись в Казахстан из Афганистана все роды Дулат, в том числе Копал и Чапрашты. Ты про это?

- Я – не Копал (один из родов племенного союза Дулат, входящего в состав южного Старшего Жуза казахов), - ответил Амзеев и, отодвинув от себя тарелку с остатками еды, продолжил, - Я – Тюре (Тюре называют в степи прямых потомков Чингис-хана).  Тюре я по отцу и по матери Я мог быть ханом казахов. Но сейчас я – князь. Хан – Назарбаев, Чапрашты. (Чапрашты или Шапрашты – род телохранителей, офицеров при ханах ).

"Род... князь... хан... средневековые понятия... - размышлял Дерп, - Общество, пережившее социализм и равноправие, рядится в шутовские одежды глубокой старины..."

Род Чапрашты, род телохранителей при древних ханах породил за время советской власти немало руководителей, но должности первого секретаря ЦК Компартии Казахстана, то есть главного коммуниста республики, достиг один. Ему было суждено стать и первым Президентом этой ставшей неожиданно для всех суверенной страны. А истинные властители казахов – потомки великого Чингис-хана – оказались на вторых ролях, князьями".

Необходимо отметить, что существует множество легенд о сознательном уничтожении чингизидов при советской власти, о невидимой миру многолетней героической  борьбе по их спасению, а также о том, что до сих пор живы "тайные" чингизиды", то есть те, кого прятали в глухих кишлаках, записывали под другими именами, давали документы, в которых указывались в качестве родителей другие люди. Тайные чингизиды - это потомки этих спасенных людей. И хотя по официальным бумагам они таковыми не значатся, однако в состоянии  доказать свое чингизидство. В.Куклин фиксирует: "Старухи, ведущие счет родам казахским и следящие за чистотой крови, отметили в своих скрижалях, что один из потомков великого Чингис-хана жив, что может он произвести на свет потомка мужского рода, который во времена, когда уйдут из Великой Степи русские, станет великим ханом всеказахским. Ибо, как говорили великие казахские мудрецы прошлого, ничего в этом мире не бывает постоянным, все изменчиво. Двигалась армия Азии на запад – и достигла морей Атлантики, двигалась и Европа на восток, чтобы остановиться у Тихого океана. Настанет пора Азии двигаться на Русь и дальше".

В рамках мифологии Степи воцарение чингизидов в Казахстане будет с пониманием воспринято не только в странах Средней Азии, но и в большинстве стран мира с доминирующей политической архаикой. Объявление Рахата Алиева в международный розыск совпало по времени с появлением слухов о том, что Алиев является "тайным" чингизидом и имеет непререкаемое право встать во главе Казахстана. Он просто поспешил, объявив о своем участии в президентских выборах, и за это поплатился. Занятным является и то, что в казахском обществе тут же стали циркулировать слухи, что и Сара Алпысовна Кунакаева, жена Нурсултана Назарбаева также является "тайной" чингизидкой, и что ее принадлежность к среднему жузу – это "версия прикрытия"   

Общеизвестно, что у Дариги Назарбаевой и Рахата Алиева трое детей. Причем, старшие – мальчики, и соответственно, они являются по отцу "чингизидами" и каждый из них имеет полное право претендовать на то, чтобы стать правителем Великой степи. Таким образом, переход в 2020 году власти от Нурсултана Назарбаева к его внуку Нурали Алиеву, когда тому исполнится 35 лет, решает сложнейшую задачу совмещения постсоветских (демократических) принципов организации политической власти с традиционными (архаичными) представлениями о власти в странах с политической архаикой.

Для большинства западных аналитиков является непонятным, почему Нурсултан Назарбаев не передаст высшую власть в Казахстане Рахату Алиеву.  Но для любого жителя Востока ответ очевиден. Передача власти от Назарбаева к Алиеву означала бы не столько передачу власти от высшего правителя к отцу внуков высшего правителя, сколько передачу власти от самозваного захватчика, недостойного высшей власти,  к достойнейшему, к тому, кто призван властвовать по факту рождения, а не по факту получения власти от человека, наделенного ей в ушедшую в прошлое советскую эпоху. Многие уже забыли, что Нурсултан Назарбаев был назначен первым секретарем Казахстана М.С.Горбачевым и, чуть было, не стал вице-президентом СССР, он всего лишь сохранил высшую власть после распада СССР, что с легкостью сделали большинство высших правителей на бывшем постсоветском пространстве.

"Отец" и "сын"

Для тех интеллектуалов, кто внимательно изучал биографию Нурсултана Назарбаева, не является большим секретом, что Назарбаев обязан своей карьерой первому секретарю компартии Казахстана Кунаеву. Вот как это описывает Л.Бричкина: "Настоящий карьерный взлет Назарбаев пережил, когда в середине 70-х годов Караганду посетил тогдашний первый секретарь Компартии Казахстана Динмухамед Ахмедович Кунаев. Ему запомнился молодой, активный партийный казах, выступивший с яркой, убедительной речью. В 1977 году Назарбаев стал секретарем, несколько месяцев спустя - вторым секретарем Карагандинского обкома партии, а в декабре 1979 года - секретарем ЦК Компартии Казахстана, курирующим экономику и промышленность. Нарушив все неписаные законы партийной иерархии, Назарбаев перепрыгнул сразу через несколько ступеней. После второго секретаря он должен был стать первым секретарем, потом заведующим профильным отделом ЦК, а уж затем - секретарем ЦК Компартии Казахстана. Но он понравился Кунаеву, и этим все сказано. Почему Кунаев решил приблизить к себе именно Назарбаева? Лидер Казахстана старел и боялся, что его попытаются скинуть. Тогда-то, очевидно, по совету жены-татарки, он решил сломать существующую систему, заменив казахское “боярство” (родовую знать) “дворянством” - служилыми людьми, выбранными по принципу личной преданности. Кунаев сделал ставку на пришлых казахов, не встроенных в родо-племенную систему и жузовую элиту. Вместе с Назарбаевым во власть пришли Мендыбаев, наполовину башкир, Каирбек Сулейменов, уроженец Новосибирска, и еще целый ряд им подобных людей". Особо Л.Бричкина отмечает следующее: "В 1981 году, когда Кунаев отмечал свое 70-летие, Назарбаев уже настолько выдвинулся из его окружения, что Кунаев во время юбилейного застолья назвал Назарбаева сыном. То есть фактически назначил своим преемником. В Казахстане этого и в советские времена было достаточно - и в марте 1984 года Назарбаев возглавил Совет Министров Казахстана".

Также не является секретом, что Нурсултан Назарбаев принимал непосредственное участие в процессе дискредитации своего благодетеля Кунаева, и он также косвенно причастен к замене Кунаева на Колбина на посту первого секретаря компартии Казахстана. Сегодня это выглядит как естественное стремление Назарбаева к личной высшей власти, и подтверждением этому служит почти позабытый факт не свершившегося назначения Горбачевым Нурсултана Назарбаева вице-президентом СССР, вместо Г.Янаева. И не случись трагических событий конца 1991 года, не исключено, что Назарбаев трудился бы всю свою жизнь вдалеке от любимого Казахстана.

В биографии Нурсултана Назарбаева есть любопытный момент. Назарбаев – "старший сын чабана неожиданно, в нарушение всех традиций ушел из родительского дома. Да не просто ушел, а переселился в Темиртау, на территорию другого жуза, где поступил в ПТУ №8. Для казаха, больше всего на свете ценящего семейные узы, это что-то немыслимое" (Л.Бричкина). Низ чего следует, что Нурсултан Назарбаев нарушал неписанные традиции Великой степи.

История с Рахатом Алиевым позволяет нам взглянуть на паттерн "отец- сын" в сознании Нурсултана Назарбаева. Назарбаев, называя Рахата Алиева своим сыном, скорее всего не смог отстраниться от параллели "Кунаев – Назарбаев". Это позволяет нам предположить, что Нурсултан Назарбаев бессознательно ожидал от Рахата Алиева тех же шагов, которые предпринял сам Назарбаев по отношению к дряхлеющему Динмухамеду Кунаеву. Скорее всего, именно эта психологическая установка и привела к тому, что Нурсултан Назарбаев решил начать долгосрочную игру и сделать ставку на преемника, который будет ему обязан всем. 

Первые шаги реального преемника Нурсултана Назарбаева

Передача высшей власти в стране от деда к внуку – это действительно уникальная политическая операция, которая требует всестороннего изучения. Уже сегодня, когда известно, что следующим президентом Казахстана после Нурсултана Назарбаева станет старший сын Дариги Назарбаевой Нурали, политические шаги Нурали Алиева необходимо воспринимать, как шаги будущего президента. Что на сегодняшний день известно о Нурали Алиеве?

В 21 год, в апреле 2006 года Нурали Алиев возглавил музыкальный казахский телеканал "Hit TV" (бывший телеканал "Шахар"). А в феврале 2007 года он стал первым заместителем правления "Нурбанка", который сегодня казахские острословы уже называют "Нуралибанк". Необходимо отметить, что это именно тот банк, с которым связаны истории объявления в международный розыск отца Нурали Алиева Рахата: "Рахат Алиев до недавнего времени был главным акционером Нурбанка, и, как он утверждал в интервью австрийской прессе, власти Казахстана заморозили на его счету в Нурбанке около 300 млн долл. Добавим, что Рахата Алиева на родине подозревают в похищении двух топ-менеджеров именно этого Нурбанка. Теперь право быть "главным участником" банка унаследуют старшая дочь президента Назарбаева и его внук" (Арк.Дубнов). Необходимо отметить, что в России отпрыски знатных особ также в юном возрасте входят в руководство банков. Сын губернатора Санкт-Петербурга Матвиенко и сын экс-премьера Кириенко входят в советы директоров банков.

 Из официальных источников известно, что Нурали Алиев родился 1 января 1985 года в семье Дариги Назарбаевой, старшей дочери руководителя Казахстана, и Рахата Алиева, сына экс-министра здравоохранения Казахской ССР. Нурали учился в Вене, Алматы и США. В феврале 2003 года он женился на музыкантке Аиде Имашевой, также принадлежащей к элитной семье. Ее отец, Берик Имашев, руководил финансовой полицией Казахстана, а ныне является заместителем руководителя Администрации Президента РК по государственно-правовой политике. У молодой семьи уже двое детей - дочь Лаура и сын Алан.

Нурали Алиев в соответствии с действующей Конституцией Казахстана  может возглавить данную страну в 35 лет, в 2020 году. Если Нурали Алиев не оправдает надежды своего деда, то есть его младший брат, Айсултан. Но тогда Нурсултан Назарбаев будет править на 5 лет дольше, так как невозможно представить, что он в состоянии добровольно отказаться от высшей власти в Казахстане. Возможно и изменение Конституции Казахстана. Напомним, что по  Конституции Казахстана 1995 года президентом мог быть гражданин РК от 35 до 65 лет, но затем "верхняя планка" была изъята из Конституции. А постоянно возникающие слухи о тяжелой болезни Нурсултана Назарбаева – это не более чем многовековая традиция Востока.

"Новое Средневековье Казахстана" и долгих 13 лет до...

Представляется, что долгосрочная политическая игра, которую начал в 2007 году Нурсултан Назарбаев, является практически безрисковой. В сложившейся ситуации Рахат Алиев становится единственной реальной оппозицией Нурсултану Назарбаеву. При этом Алиев может постоянно взывать к западным общечеловеческим ценностям  и призывать строить жизнь в Казахстане по европейским стандартам.

Любая иная казахская оппозиция по сравнению со статусом Алиева будет выглядеть карикатурно, как "санкционированная Назарбаевым". Зять президента в статусе главного оппозиционера – это великолепный ход. Для сравнения посмотрите на дуркование российской властной элиты, тупо, но постоянно "вытаскивающейю из рукава заигранную карту" - главного  оппозиционера - беглого олигарха Березовского, обладающего нулевой поддержкой внутри России. Про Рахата Алиева подобных слов не скажешь.

Практически невозможно представить, что в Казахстане встанет вопрос о физическом устранении Рахата Алиева. А это позволяет предположить, что наличие "внешней" оппозиции и более властного парламента позволит Назарбаеву выстроить долгосрочную игру, в рамках которой будут возникать и исчезать потенциальные преемники Нурсултана Назарбаева. "Внешняя" оппозиция позволит Назарбаеву более жестко "разбираться" с реальной оппозицией внутри Казахстана, последовательно добиваясь того, что казахская элита примет как единственно приемлемый путь в будущее – это бессрочное президентство Назарбаева и передача власти его внуку Нурали Алиеву.

Тринадцать лет – это достаточный срок для того, чтобы с решением Нурсултана Назарбаева о передаче власти Нурали Алиеву в 2020 году смирилась не только искусственно сформированная самим Назарбаевым элита Казахстана, но также элиты Узбекистана, Киргизии и Туркменистана. Интересно, что находящийся в том же пространственном ареале Таджикистан не находится в мифологическом ареале наследников империи Чингис-хана, и поэтому именно представители Таджикистана так резко выступили против идеи создания союзного государства. Таджикистан находится в контексте другой исторической мифологемы, восходящей к древним иранцам.

Сегодня нет необходимости задаваться вопросом – почему политическая архаика власти чингизидов дала мощные всходы в Казахстане, а не в Узбекистане, элита которого, казалось бы, имеет большие права на статус властителей Великой степи. Сегодня важно осознать, что смена внешнеполитического курса Казахстана – это долгосрочная политическая игра, и она затронет всех соседей. Воцарение чингизида в Казахстане будет означать не только логическое завершение антироссийского дрейфа данной страны, но и вызов светским властям всех близлежащих государств.

Когда Умберто Эко провозгласил приход "Нового Средневековья", к этому отнеслись как к шутке европейского интеллектуала. Глобальный мир подходит к "рубиконному времени", которое жестко изменит привычный для нас мир. А то, что мы наблюдаем сегодня – это рефлективный возврат к архаике. В Латинской Америке – это "чавизмо". Это явление можно назвать "мягкий социализм". В Европе возрождается не только "мягкий холокост", но и "softfascism". В России искусственно возрождают "мягкий культ личности" и "совок". А в Казахстане – власть чингизидов.

Между архаикой и реальностью

Переход высшей власти в Казахстане к чингизиду полностью вписывается в смену внешнеполитического курса в Казахстане. Если власть Нурсултана Назарбаева над объединенным государством, в которое войдут Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Туркменистан, не вписывается в архаичное мировосприятие граждан данных государств, то власть чингизида Нурали Алиева будет восприниматься, как естественная власть человека, призванного властвовать по факту рождения. Таким образом, архаизация политической системы Казахстана является реальным вызовом для светских властей Узбекистана, Киргизии, Туркменистана и Таджикистана. И в известной степени, вызовом и для Запада. Трудно представить, что в Европе и США смирятся с мифологемой о "тысячелетнем правлении Алиевых в Азербайджане" и "тысячелетнем правлении Алиевых в Казахстане". Западу нужна демократия и полный контроль над углеводородными ресурсами.

Можно предположить, что данное видение будущего Казахстана будет опровергаться утверждениями, типа, Нурсултан Назарбаев – представитель старшего жуза, и соответственно, он - чингизид. "Племя Назарбаева (шапрашты) в старшем жузе не самое многочисленное и не самое влиятельное (хотя, по преданию, оно происходит от тотемического предка - полосатого тигра). Тем не менее из него вышли многие казахи-политики" (Л.Бричкина). Обращаем внимание на том, что официально Нурсултан Назарбаев ни разу не обозначил важность своей кровной связи со своим жузом. А доказательством того, что он является чингизидом может служить генеалогическое "древо" Назарбаева, в котором "исходной точкой" является Чингис-хан. Если подобное "древо" будет предоставлено авторам, в сочетании с достоверными комментариями историков–архивистов, то авторы признают свою версию недостоверной.

Представленное видение будущего Казахстана в формате высшей власти после 2020 года находится в жестком противоречии с процессами экономической глобализации и высоковероятным столкновением глобальных игроков за ограниченные углеводородные ресурсы. Раздел Казахстана между Россией и Китаем пока представляется более вероятным событием по сравнению с пожизненным президентством Нурсултана Назарбаева и передачей высшей власти в Казахстане от деда к внуку.

Вместе с тем, исторический процесс вариативен и пластичен, поэтому вопрос, какой из вариантов будущего будет реализован, остается открытым. Все таки, перефразируя Шопенгауэра, история есть функция от воли и представления. Н.Назарбаев в своей многолетней политической карьере уже достиг всего. И теперь, чтобы остаться в памяти потомков со званием "Великий", ему  необходимо совершить такой прорыв за пределы текущей политической реальности и логики целесообразности, который бы вновь позволил вывести на историческую арену не только свой народ, но и соседей, с общей исторической судьбой.

Безусловно, архаика не является однозначно негативным явлением. Возрождение архаики, в том числе, вынужденно имитирующей  формальные признаки демократии, форма самозащиты, в первую очередь, правящей элиты в условиях, когда отсутствует видение цивилизационного прорыва. В формат архаики самым естественным образом входит представление о том, что власть и богатство принадлежат немногим.

Представляется, что данное видение реакционного вектора трансформации политической системы Казахстана позволит увидеть реальные процессы в Казахстане, скрытые за  помпезным пиаром и фальш-панелью демократии.

Национальная мифология, которая конструирует определенную картину реальности и задает вектор устремленности в будущее, обладает колоссальной мощью. Эта система способна вызвать к жизни социальные движения, определяющие лицо эпох, создавать новые народы, разрушать государства, изменять облик всего мира. При этом, сформированные в определенном культурно-историческом и пространственном ареале мифологемы, как правило, при смене породивших их исторических условий  не исчезают бесследно, а переходят в "спящее", зарезервированное состояние. В определенных обстоятельствах они обладают способностью быстро актуализироваться и начинают определять поведение больших масс людей.

Включенная в орбиту европейской цивилизационной системы, оттесненная в ее рамках на культурную и историческую периферию, подвергшаяся тотальному, даже не враждебному, а просто равнодушному давлению, обесценившим ее многовековой духовный опыт, Великая Степь замерла. Предания, легенды, мифы, символы ушли со ставшей такой чужой и шумной поверхности жизни и, просочившись вглубь, поселились в потайном уголке души каждого ее потомка. Когда же колесо истории совершило свой очередной медленный, но необратимый поворот, душа Великой степи встрепенулась, как от прикосновения влажного весеннего ветра. Степь сделала первый вздох в ожидании грядущего.

По теме:

Казахстан начала ХХI века как Польша перед 1939 годом (http://www.polit.nnov.ru/2007/01/30/kazahstan/)

Нурсултан Назарбаев – первый и последний президент Казахстана (http://www.polit.nnov.ru/2007/06/06/nazarbaev/)

Генезис символа "холокост" и будущее государства Израиль (http://www.polit.nnov.ru/2007/05/28/softholokaust/)

Жузы в социально-политической жизни Казахстана (http://www.ca-.org/journal/)

© 2003-2017, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна