Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Чем, на ваш взгляд, увенчается политика санкций Запада в отношении России?

Результаты опросов
© 2003-2017, Martovsky
Главная > Перспективы

01.10.2007 О переучреждении России в ХХI веке (Русский народ в ХХI веке - часть 9)

Автор: Маслов Олег Юрьевич

Каким представляется будущее для тех интеллектуалов в России, которые называют себя патриотами или русскими националистами? Являются  ли русские националисты обладателями захватывающей мечты о прекрасном будущем России, мечты, за которую многие готовы были бы заплатить кровью? А если нет мечты о прекрасном будущем нашей страны, то, что именно дает право отдельным русским  интеллектуалам вещать от имени всего русского народа?

Можно, безусловно, сослаться на то, что от имени русских могут выступать и Владимир Жириновский, и Пьер Нарцисс, и Глеб Павловский, и все члены партии "Единая Россия", которые, по мнению русских патриотов, не имеют никаких прав на какие-либо подобные заявления. Но отвечать на данные вопросы необходимо, так как от ответов на эти вопросы зависит, как много русской крови будет пролито за желаемое будущее России в ближайшие годы.

Существует несколько своеобразных "отмазок", которые позволяют патриотам и русским националистам не предъявлять собственного видения желаемого будущего России. В глобальной системе разрешения конфликтов, а также в российских либеральных кругах активно используется понятие "дорожная карта". "Дорожная карта" предполагает видение контуров движения в желаемое будущее. Так, например, одно из программных выступлений  Г.Явлинский было презентовано в сети Интернет под заголовком "Дорожная карта" российских реформ.

В патриотических кругах также есть интеллектуалы, предлагающие "дорожные карты", но называются они "Учредительное собрание", а иногда "Земский Собор". Можно возразить и сказать, что Учредительное собрание – это цель патриотов. Но ознакомление с программными документами отдельных патриотических организаций не оставляет сомнений в том, что нет особой разницы между "дорожными картами" либералов и "Учредительным собранием" патриотов.

Учредительное собрание от РОДА

Русское общенародное движение (РОД) в лице Владимира Медведева, Владимира Хомякова и Валерия Белокура выпустило книгу под названием "Национальная идея или Чего ожидает Бог от России". Из нее следует, что путь спасения России лежит через Учредительное собрание.

В статье В.Медведева и В.Хомякова "РФ имеет полное право избрать не западную демократию, а такую, какую пожелает" предлагается некий "проект" движения России в будущее. Данный проект называется "Суверенная соборная демократия": "При всех положительных сторонах проекта "Суверенная соборная демократия", мы как люди трезвомыслящие должны понимать, что практически реализован он может быть только одним путем: 

1. некая политическая сила приходит к власти под лозунгом созыва Общенационального Собора (Учредительного Собрания) и с политической программой на основе решений Собора Общественного; 

2. в соответствии с действующей Конституцией, где деятельность никаких Соборов, естественно, не предусмотрена, она инициирует и проводит общенародный референдум, на котором народ высказывается за внесение поправки в Конституцию, легализующую Общенациональный Собор и придающую его решениям статус решений, принятых всенародным референдумом; 

3. после этого под гласным общественным контролем проводятся выборы делегатов на Собор и сам Собор, на основании решений которого пишется принципиально новая Конституция принципиально нового государства".

Предлагается также и процедура формирования Учредительного собрания: "Разумеется, формировать состав Собора (Учредительного Собрания) всеобщим голосованием, как Госдуму, при известных всем особенностях нашей системы подсчета голосов бессмысленно. Но можно вернуться к земскому принципу выборности. Это когда сто человек выбирают известного им «выборщика», наказав ему четко, за что он должен голосовать, причем, голосовать не бумажкой и не кнопочкой, а личной подписью, и так, как ему поручили (даже если вопреки собственным взглядам), иначе будут отозваны и его подпись, и он сам! Далее, собравшись вместе, «выборщики» из своей среды таким же образом выбирают "гласного"; и эти, уже действительно отборные люди, — своего представителя от данной территории в Собор Губернский, а те — в Общероссийский. Получается самая что ни на есть демократия, но это — наша русская земская демократия — без всяких пиар-технологий и мухлежа с подсчетом голосов! Голосование не за навязанные избирателю образы неизвестных ему лично политиков, а за конкретный Национальный проект: за принципы, а не за личность". В статье также говорится о том, что "в России у власти должны стоять СМЫСЛОКРАТЫ — люди, способные осознавать смыслы, доказывать нации их необходимость и, после всенародного принятия, на основании их выстраивать все движение корабля, на котором смыслократы — капитаны, а «прагматики» — лишь оптимальные гребцы".

Идеологи РОДа сами осознают, что до практической реализации их идей может пройти вечность: "Очевидно, что принципиальное решение о созыве Всероссийского Учредительного Собрания может быть принято исключительно "сверху". Но случится это не раньше, чем "волна, идущая снизу", станет реальным фактом политики, а понятия "Государство Единой Нации" (ГЕН) и "Русская Общенациональная Социальная Солидарность" (РОСС) станут общеупотребительными и общепризнанными. Не раньше, чем лозунг за созыв Всероссийского Учредительного Собрания будет писаться не только в газетах, но и на заборах чаще, чем "Спартак - чемпион". Пока на заборах не видно заветных трех букв, в смысле – РОД, из чего можно сделать вывод, что идея с Учредительным собранием – это всего лишь отвлекающий маневр или примитивная информационная завеса, за которой скрывается обычный политтехнологический проект. Безусловно, жаль, что смыслократы из РОДа так и не предложили привлекательных смыслов русскому народу, смыслов, которые бы "охватили массы".

Учредительное собрание от АРИ

"Агентство Русской информации" - один из главных интеллектуальных форпостов русского народа в сети Интернет - также видит путь к спасению России в рамках движения к Учредительному собранию. На сайте АРИ можно найти "План созыва Учредительного собрания России". Что достойно наибольшего внимания в данном плане?

В "плане" говорится, что "предлагаемый ниже механизм формирования новых государственных структур предусмотрен для чрезвычайных обстоятельств в политической и общественной жизни России, когда официально действующие органы государственной власти окажутся неспособными справиться со сложившейся ситуацией и обеспечить целостность и национальную безопасность страны". Но не это главное. Главное, кто будет допущен к учреждению Новой России. Так, один из идеологов АРИ В.Карабанов убежден, что "надо быть готовыми к созыву Учредительного Собрания, не допустить в это собрание никого из врагов русского народа, и там заложить будущее устройство нашей Родины, нашу национальную конституцию. Там будет наше русское будущее и туда мы должны идти с ясным пониманием того, где мы находимся и что мы имеем".

Для прояснения ситуации с перспективами созыва Учредительного собрания приведем некоторые пункты главного идеологического документа АРИ: 

"I.Общие положения

1.1. Учредительное Собрание России созывается с целью выработки основного закона (предположительно именуемого Конституцией). На переходный период формирования нового основного закона оно может временно выполнять высшие законодательные функции только при необходимости и в рамках обеспечения процесса выработки и принятия нового основного закона.

1.2. Учредительное Собрание состоит из особых представителей граждан России, именуемых «гласными» и избираемых от регионов России по двухступенчатому принципу, а также "товарищей гласных", избираемых вместе с гласными, и экспертов, назначаемых Национальным Советом.

Количество гласных, обладающих правом голоса, определяется числом в 300 человек.

Количество товарищей гласных, с правом совещательного голоса, определяется числом в 300 человек.

Количество постоянных экспертов определяется в 50 человек.

2.1. Инициатива созыва Учредительного Собрания

Для начала процедуры созыва Учредительного Собрания России инициативная группа организаций и авторитетных общественных деятелей, исходя из обозначившейся необходимости для страны и нации в обновлении и реализации прав народа на высшую власть, объявляет в прессе или любым иным доступным способом о начале процедуры созыва Учредительного Собрания.

С этой целью объявляется о формировании Национального совета. Инициативная группа составляет основу Национального Совета.

2.2.1.1. Национальный совет может формироваться при различных, в том числе чрезвычайных, обстоятельствах из представителей политических партий, общественно-политических организаций и иных общественных структур, как зарегистрированных органами Минюста, так и незарегистрированных, а также отдельных авторитетных граждан России.

Желание и заявление руководящих органов любой политической партии, общественно-политической организации, поддерживающей цель созыва Учредительного собрания, является достаточным основанием для вхождения их представителей в состав Национального Совета.

Политические позиции партий и взгляды граждан не могут быть препятствием для вхождения в Национальный Совет, кроме позиции отрицания необходимости созыва Учредительного собрания.

3.1.1. Учредительное собрание должно представлять население России, в котором ещё не определены нормы представительства, избирательный и иные цензы, поэтому выборы проводятся на самой демократической основе, с целью формирования органа, представляющего весь народ России. Деление на избирательные округа и участки осуществляется, исходя исключительно из общей численности населения территории (без учета возраста граждан), независимо от национально-территориального деления России. Выборы проводятся в открытой и гласной форме, ибо только свободные и независимые граждане, осознающие свой гражданский долг, готовые явно заявить о том, кому они доверяют, вправе участвовать в организации государственной власти России. Для того, чтобы в Учредительное Собрание были избраны представители народа на наиболее репрезентативной основе, не менее 50% гласных в Учредительное Собрание избирается по принципу жребия".

Необходимо отметить, что в представленном документе скрупулезно расписаны и порядок выборов "гласных" и условия их работы. Но во время ознакомления с данным документом не покидает один вопрос: а что в это время происходит в стране?

Не честнее было бы сказать, что в период хаоса и разрухи все полномочия будут сосредоточены в руках Русского Диктатора. Можно назвать его, пользуясь терминологией В.Аверьянова "Русский Бонапарт". А затем "Русский Бонапарт" передаст власть вновь избранным легитимным государственным органам, созданным по лекалам вновь учрежденного государства.

Но не только отдельные пункты "плана" русских националистов из АРИ настораживают. Настораживает ясное понимание того, что предлагаемый план не будет претворен в жизнь никогда и ни при каких обстоятельствах. Данный план презентован 5 – 7 миллионам граждан России. Это непосредственно следует из слов В.Карабанова: "Вы по России ездили? 15 миллионов алкоголиков, 3 миллиона наркоманов, миллионов 25 просто пьяниц, миллионов 15-20 патологических бездельников и социальных иждивенцев, которые не хотят работать, трудятся от случая к случаю за бутылку... Пенсионеров 35 миллионов, то есть на двух, трёх условно трудоспособных (мужчин, женщин трудоспособного возраста) один пенсионер. Условно, потому что к этим трудоспособным относятся и вышеупомянутые наркоманы, алкоголики и патологические бездельники. В Канаде, например, сейчас на одного пенсионера 5 работающих и это их сильно беспокоит, а у нас". Если из общего числа граждан России вычесть детей, то картина становится целостной. Так что, за кого бьется АРИ, и кто именно будет учреждать Новую Россию – абсолютно непонятно.

Представляется, что "План созыва Учредительного собрания России" – это всего лишь информационная завеса или примитивная "отмазка" для данной группы интеллектуалов. Им нечего предложить русскому народу, кроме, естественно, самих себя. Но объективность требует того, чтобы мы признали, что отдельные эпизоды деятельности АРИ, в аспекте защиты интересов русского народа, являются, безусловно, не бесполезными.

Учредительное собрание от "Народного собора" или слово о "подрядной" демократии

На портале КМ.Ру постоянно презентуются материалы движения "Народный собор". Из них можно узнать, что "более 300 различных объединений: культурно-исторических, право славных, военно-патриотических, спортивных, молодежных, ветеранских, научных и др. взаимодействуют между собой в рамках движения "Народный собор". Что "Собор – это "революция без революции", а значит – без возможности развалить Россию".

Координатор движения О.Кассин утверждает, что "статья третья Конституции дает Народу право на "непосредственное народовластие", вот только реального механизма для этого – нет. Кроме референдума, инициировать который крайне сложно, а выносить на него разом полсотни принципиальных вопросов – просто глупо. Значит, нужен выборный орган из представителей Народа, решения которого были бы равноценными решениями всенародного референдума и являлись обязательными для всех ветвей власти. Это и есть Народный Собор России". Кассин представляет соборную демократию в виде некой "подрядной" демократии: "Сегодня в атомизированном и расколотом на группы российском обществе партии защищают интересы этих групп. Не народа в целом, а тех групп, которые их финансируют. Победившая партия получает в нынешней парламентской системе право диктовать Народу – в какой стране он, Народ, якобы хочет жить. В соборном же обществе все, независимо от политических предпочтений, работают на общий результат – на благо нашей Большой Семьи. При этом Народ через Народный Собор утверждает желательный ему политический и экономический курс, Президент является гарантом его исполнения, а партии  на выборах соревнуются за право предложить наилучший план реализации этого избранного курса. Они – своего рода "подрядные организации", привлекаемые для исполнения утвержденного проекта. Кто предложит наилучший вариант – тому и поручат реализовывать".

Кассин предлагает вернуться к "земской" демократии: "В России на рубеже 19 и 20 веков складывалась снизу система местной "земской" демократии с многоступенчатыми выборами. Почему бы не применить нечто подобное сегодня?  Сто человек вполне могут  избрать одного, мнению которого доверяют, и поручить проголосовать за себя. Сотня "выборщиков", представляя все вместе уже 10 тыс. человек, формулирует свою позицию и для ее озвучивания на  региональном уровне выбирает из своей среды "гласного". Сотня "гласных"   представляет уже миллион граждан и вполне в состоянии выбрать из своего круга представителей на Всероссийский Собор, а сама, по сути, является региональным Собором. Разумеется, это упрощенная схема, но принцип таков. Заметьте, что при таких трехступенчатых выборах купить народного представителя куда сложнее, чем нынешнего депутата, ответственного на ближайшие 4 года только перед своей партией. Ведь такой представитель голосует не как хочет сам, как хочет его партийный лидер, представитель Администрации или бизнесмен, подаривший ему конверт долларов, - а как наказало делегировавшее его "земство". Иначе тот,  кто делегировал, имеет право и отозвать".

Система последовательного многоуровневого отчуждения политического ресурса от гражданина никогда не реализовывалась на практике в России. Более того, данная система удивительным образом напоминает систему выборщиков в США. Архаичность модели не скрывают оговорки о праве на отзыв, Общеизвестно, что данное право было юридически закреплено в СССР: "Мы предлагаем, чтобы решение это принимал весь Народ – через своих избранных "от земель" представителей. При этом представители эти должны иметь четкое поручение от представляемых ими людей, за что голосовать по принципиальным вопросам, а в случае неправильного голосования – отзываться, а их поданный голос аннулироваться". В проекте "Народного собора" презентованного О.Кассиным упоминаются "земли", что характерно для законодательства Германии. В России были Волости, позднее губернии, области, но главное в предлагаемой системе нет человеческого измерения.

В.Хомяков, также координатор движения "Народный собор" презентовал возможности Собора: "Созыв современного аналога Земского собора позволил бы радикально решить целый ряд неразрешимых сегодня проблем, ибо каждое его решение – по статусу приравнивается к всенародному референдуму, выше которого уже ничего нет. Можно не только принять новый курс и новую идеологию, основанную на традиционных ценностях, духовности и культурной традиции. Можно заложить верные основы Государства, решить национальный вопрос, вопросы собственности и приёма в состав России тяготеющих к ней территорий, населённых нашей ныне разделённой единой Нацией. Можно избрать ту форму власти и на тот срок, как Народ посчитает нужным. Можно радикально пересмотреть ряд невыгодных для России договоров, заключенных от её имени в "ельцинский" период. Можно – всё! Потому что Собор – это Воля народа, являющегося, согласно даже ныне действующей Конституции, высшим носителем власти. Вот она – "революция без революций", разом и совершенно демократически преобразующая всё то, с чем мы не согласны! Вот – то, за что действительно стоит бороться!"

Практическая реализация Собора выглядит по Хомякову следующим образом: "Нас интересует, какая партия найдёт в себе силы сделать продекларированную Общественным Собором волю народа своей партийной программой и предложить себя в качестве инструмента для её реализации. Не позовёт нас поработать в своём партийном проекте, а, отказавшись от него, всею партией войдёт в наш проект, став его парламентской оболочкой. По сути – на выборы в этом случае под партийной оболочкой пойдёт весь Общественный Собор, все поддержавшие его организации и движения. Вот тогда только в выборах появится реальный смысл. Ибо выбирать придётся не между теми, кто "за Путина" и теми, кто "ещё больше за Путина", а между теми, кто за волю народа – и теми, кто против. Теми, кто за созыв уже вполне легитимного Собора, имеющего право и возможность избрать для страны новый курс, принципиально отличный от навязанного нам Западного, — и теми, кто против, т.е. за сохранение этого курса". В,Хомяков также отмечает: "В старину существовал на Руси такой высший демократический институт, как Земский Собор. Легитимность имел абсолютную: и цивилизационный проект для страны избирал, и царей на царство ставил. В 1918 году попытались было собрать его аналог – Учредительное Собрание, но кончилось всё плачевно, и с тех пор в России, как в средневековой Европе – "чья власть, того и Вера".

"Народный Союз" С.Бабурина и кадровый отбор в будущую национальную элиту

К выборам в 5-ю Государственную Думу допущена партия "Народный Союз", возглавляемая С.Бабурина. Данная партия прошла систему "политического лицензирования" и признана властями политически безвредной. В противном случае данную партию едва ли допустили бы до выборов. С.Бабурин начал пропаганду идеи Всероссийского Земского Собора: "Народный Союз уверен: на место многопартийной демократии западного образца, при которой власть покупается и продается, а судьбой страны распоряжается "денежный мешок", должна прийти не двух-трёх или однопартийность, а традиционная русская форма народного представительства – Всероссийский Земский Собор, в котором непосредственно участвуют делегаты всех слоев народа от рабочих и крестьян, до ученых и предпринимателей, и где, наряду с властью светской, присутствует и освящает Собор духовная власть, а авторитетный лидер государства избирается открытым голосованием представителей сословий и благословляется Церковью".

Другой ключевой идеей Бабурина является "кадровый отбор будущей национальной элиты": "Народный Союз начинает свой кадровый отбор будущей национальной элиты России, цель которой сделать Россию первой страной мира, несущей на своих плечах историческую миссию защиты Правды, Добра, Справедливости, миссию истинного служения Богу, готовая делать это честно и самоотверженно, продолжая славу минувших поколений. Народный Союз начинает свой кадровый отбор будущей национальной элиты России, которая будет проверяться, прежде всего, реальными делами, совершенными во благо нашего святого Отечества". Трудно представить как это будет реализовываться на практике, но можно предположить, что все богатые русские должны выстроиться на прием к Бабурину и доказать, что они имеют право войти в будущую национальную элиту.

А.Дмитриев, анализируя борьбу с "русским" фашизмом, отметил: "Кто еврей, а кто нет, решаю я", — говаривал Герман Геринг. Так и фашистов у нас теперь назначают в Кремле". Складывается впечатление, что лично Бабурин будет определять, кто достоин вхождения в национальную элиту, а кто нет. Логика Бабурина проста: если нынешняя российская элита – это элита назначенцев, то почему бы не начать процесс назначений в будущую элиту. И есть надежда, что в недалеком будущем селекционный отбор все-таки будет завершен, и новая элита осчастливит граждан России видением желаемого будущего.

В начале 90-х

В новейшей истории России, в начале 90-х годов прошлого века, существовала инициативная группа М.Салье, ратовавшая за созыв нового Учредительного собрания. Затем данная инициатива выпала из фокуса общественного внимания. Но во второй половине "нулевых" годов об Учредительном Собрании вспомнили вновь.

Идея созыва Учредительного собрания все чаще и чаще используется российскими интеллектуалами. Так, известный российский интеллектуал М.Хазин представляет Учредительное собрание в виде института люстрации: "...Собирается Земский Собор или Учредительное собрание, постановляющие: в связи с полной деградацией Москвы и Ленинграда столица переносится в Ярославль или Новосибирск, а жителям бывших столиц в течение 20 лет запрещено занимать любые мало-мальски важные посты руководителей".

Что объединяет различные проекты "переучреждения" России? Общим является то, что замалчивается неоспоримый исторический факт негативного влияния идеи Учредительного собрания на ход российской истории.  И это заставляет обратиться к истории Учредительного собрания. 

Учредительное собрание в истории России

Учредительное собрание – это мечта всех российских интеллектуалов начала ХХ века, мечта, умершая в 1917 году. Ради этой мечты о новой России откладывалось на будущее все то, что могло спасти нашу страну от хаоса и кровопролития. Напомним некоторые исторические факты.

Второй Всероссийский съезд Советов (25-26 октября 1917 года) принимает важнейшие декреты: декрет о мире и декрет о земле. На съезде выбирают новое правительство – Совет Народных Комиссаров – под председательством В.И.Ленина с полномочиями до Учредительного собрания. 12 ноября – начало выборов в Учредительное собрание. Итоги выборов: 58% голосов отданы за эсеров, 25% - за большевиков (за них голосует большинство в Петрограде, Москве, а также в воинских частях Северного и Западного фронтов), 13% - за кадетов и другие буржуазные партии.

23 ноября в Петрограде создается (и просуществует до начала 1918 года) "Союз защиты Учредительного собрания" под председательством В.Н.Филипповского, объединивший правых эсеров, народных социалистов, меньшевиков–оборонцев и кадетов.   5 января 1918 года – первое заседание и разгон Учредительного собрания матросами и красноармейцами во главе с начальником караула А.Г.Железняком. 5-9 января – разгон и расстрел демонстраций в поддержку Учредительного собрания в Москве и Петербурге.

Самое трагическое в истории Учредительного собрания заключено в том, что в кругах российских интеллектуалов практически не обсуждались темы обустройства жизни в Новой России. Не было видения желаемого будущего, а был лишь общий враг – монархия. Предполагалось, что "лучшие люди Земли Русской", избранные в Учредительное собрание, и сотворят видение желаемого будущего.  И все это закончилось кровью. Так почему нам сегодня снова пытаются подсунуть не только мертворожденную, но и заведомо неосуществимую цель?

Ответ на данный вопрос крайне прост. Учредительное собрание воспринимается многими российскими интеллектуалами не как символ несбывшихся надежд, а как своеобразная индульгенция, которая позволяет сторонникам Учредительного собрания не только считать себя истинными патриотами России, но и присвоить себе некое право вещать от имени русского народа.  Но маргинальность идеи не позволяет "учредителям" России надеяться на воплощение в жизнь столь бесперспективного проекта. В реальности мы видим всего некий интеллектуальный околоток.   

Политическая архаика или цивилизационный прорыв

Призывы к возрождению Учредительного собрания в начале ХХI века – это призывы возврата к политической архаике, причем убедительно доказавшей свою нежизнеспособность. Безусловно, необходимо по максимуму использовать все лучшее из истории нашей страны, причем из всех без исключения периодов истории, но архаика – это архаика. Выбирать при помощи жребия – это оригинально, но контрпродуктивно. И дело не в том, что жребий не соответствует духу времени. Дело в отсутствии малейших признаков цивилизационного прорыва.

Ключевая мысль идеологов РОДа и "Народного собора" заключается в лозунге: "Спросите народ, в каком государстве мы хотим жить!". Более чем здравая мысль. Но спрашивали ли народ в 1993 году, как мы хотим жить? Формально, да. И ныне мы живем по принятой на референдуме Конституции РФ. Но сразу после учреждения нового российского демократического государства нас уже никто ни о чем не собирается спрашивать.

Таким образом, идеи РОДа, АРИ, "Народного Союза" и "Народного собора" не позволяют нам вырваться из практической реализации концепции "одноразового государства" Г.Павловского: "Народ является источником власти в Российской Федерации. Учреждал Российское государство в 1991 году, как мы хорошо помним, точно не народ — это были люди без мандата народа на эти действия. Так сложилось: мы имеем государство de facto. Но в момент сразу после учреждения сложилась политическая нация, которая дальше существует как избиратели, граждане в своей системе государственных институтов, при наличии института власти. После того, как государство учреждено, говорить о народе означает переходить в какое-то другое пространство, сказочное, мифологическое. До учреждения следующего государства. В промежутках есть граждане, избиратели, социальные партии — нет никакого народа. Я не знаю, кто это".

Вышеизложенное позволяет сделать простой вывод. Идеи "Учредительного собрания" и "Народного Собора" являются комплиментарным дополнением концепции "одноразового" государства. Не более того.

"Русская доктрина" об Учредительном собрании

"Русская доктрина" – наиболее яркое интеллектуальное творение начала ХХI века. В "Русской доктрине" зафиксировано скептическое отношение к Учредительному собранию: "Механизм преобразований должен учитывать возможности, имеющиеся в существующем строе для его законной трансформации. При этом следует определить конкретные переходные формы государственных институтов на разных стадиях их реконструкции. Такого отношения к вопросам поэтапности, как у генерала Деникина: “Может быть, это будет Учредительное собрание, или Земский собор, или же народное волеизъявление выльется в такую форму, которую мы и не предвидим”, – следует избегать как по моральным соображениям, так и по мотивам целесообразности. Именно Доктрина должна предложить желательную форму изъявления политической воли нации. Хотя, конечно, невозможно заранее предусмотреть все особенности оптимального государственного устройства".

В "Русской доктрине" отмечается, что "историческая Россия образовалась естественным национально-историческим путем на исконных землях ее коренных народов путем их объединения. Современная Российская Федерация была образована путем произвольной нарезки кусочков из единого государства. По Конституции РФ, субъектом-учредителем РФ является “многонациональный народ”, то есть абстрактный субъект, масса индивидов, объединенных не сопричастностью общему государственному строительству, а формальным нахождением под одной властью небольшой группы тех, кто оказался у руля на тот момент. Русский народ как самый многочисленный субъект-учредитель исторической России никто не спросил, хочет ли он жить в рассеянии, лишиться своей государственности и нести вследствие этого тяжелейшие демографические потери, сопоставимые по своим масштабам с потерями военного времени. Такие же страдания испытывают и многие другие народы, бывшие участниками и созидателями исторической России, которых также не спрашивали об их волеизъявлении". Необходимо согласится, что необходимость своеобразного переучреждения нашего государства не является надуманной. Но какова вероятность данного пути России в желаемое будущее? 

 Вне желаемого будущего

Как отмечалось выше, идея переучреждения России не противоречит доминирующим властным идеологемам. Более того, идея переучреждения России или даже учреждения полутора десятков Россий имеет множество сторонников далеко за пределами нашей страны. Так зачем возвращаться к политической архаике, доказавшей свою нежизнеспособность?

Главная проблема патриотов и русских националистов в России заключается в том, что они не ставят вопрос о власти. Они не объясняют, как перейти из реального формата власти, закрепленного в действующей Конституции РФ 1993 года, к Новой Власти. В.Нифонтов иронично отметил данную особенность мышления патриотов: "Судя по всему, к власти "патриотов" должны привести силы небесные — сойдут на землю ангелы и переставят их кровати вместе со спящими их обитателями прямо в Кремль".

Неужели в начале ХХI века, после стольких лет демократии кто-то в России поверит, что, проголосовав сегодня за партию Бабурина, завтра мы уже будем жить при новой Конституции, которую утвердит Собор? Или поверит идеологам "Народного Собора" и поддержит на выборах того, кого они попросят. И все, больше ничего не надо делать. А что от этой поддержки получит русский народ? Нет ответа на этот вопрос. Ответ знает только Учредительное собрание...

В современной России в подобные сказки никто уже не поверит. И в ближайшее время многие и многие иллюзии будут рассеяны. Причем вместе с активными носителями иллюзий.

По теме "Русский народ в ХХI веке:

Часть 1. Кондопога, как символ пробуждения русского народа: (http://www.polit.nnov.ru/2006/09/18/rusborn/).

Часть 2. Русский народ: возрождение или трайбализация:  (http://www.polit.nnov.ru/2006/10/03/rustribe/)

Часть 3. Русский народ между свободой, волей и завистью:  (http://www.polit.nnov.ru/2006/10/13/rusvolyafed/)

Часть 4. "Политические русские", слепые поводыри и "Безвольная Россия":  (http://www.polit.nnov.ru/2006/11/06/rusvolyaless/)

Часть 5. Первоочередные задачи русского народа в сфере политики:  (http://www.polit.nnov.ru/2006/12/24/rustask/)

Часть 6. Русского народа и президент России Владимир Путин:  (http://www.polit.nnov.ru/2007/01/22/rusbrestputin/)

Часть 7. Русского народа в преддверии цивилизационного прорыва:  (http://www.polit.nnov.ru/2007/03/20/ruscivic/)

Часть 8. Существует ли русский народ в начале ХХI века?  (http://www.polit.nnov.ru/2007/08/15/ruslife/)

По теме "Россия в начале ХХI веке:

Тупик для России под названием государство – нация: (http://www.polit.nnov.ru/2006/01/19/russia/).

Какой капитализм построен в России начала ХХI века?  (http://www.polit.nnov.ru/2007/08/20/capitalism/).

Трансформация политической системы страны при Владимире Путине с точки зрения стратегий менеджмента: (http://www.polit.nnov.ru/2006/06/29/transform/).

Новая внутренняя эмиграция в России начала ХХI века: (http://www.polit.nnov.ru/2006/05/23/emigration/).

Российская элита начала ХХI века в оценках современников: (http://www.polit.nnov.ru/2006/10/09/roselitotsid/).

Имидж России и эпоха персонально – ориентированного террора: (http://www.polit.nnov.ru/2006/12/13/personorienterr/).

О системе лицензирования политической деятельности в России: (http://www.polit.nnov.ru/2006/11/15/politcence/).

Легитимность собственности в России начала ХХI века: (http://www.polit.nnov.ru/2007/04/23/legitimout/).

© 2003-2017, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна