Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже?

Результаты опросов
© 2003-2024, Martovsky
Главная > Перспективы

22.01.2008 "План Тимошенко" и экономический тупик Украины

Авторы: Маслов Олег Юрьевич , Александр Васильевич Прудник

"Украина никак не может выглядеть
плохо в глазах Европы".
(М.Погребинский)

В конце 2007 – начале 2008 года Украина сделала ряд шагов в свое неотвратимое будущее. Утверждение Верховной Радой премьер-министром Украины Ю.Тимошенко и первые знаковые заявления нового премьера позволяют прогнозировать будущее Украины с достаточно высокой вероятностью.

О роли личности в истории или Юлия Тимошенко – будущий президент Украины

Юлия Тимошенко, безусловно, знаковая историческая фигура в новейшей истории Украины. В декабре 2007 года был обнародован "план Тимошенко". Юлия Тимошенко проинформировала граждан Украины "о полном погашении потерь 60% вкладчиков, у которых размер сбережений на всех книжках в сумме составляет менее 2000 советских рублей".  Причем, обмен будет производиться по курсу 1 советский рубль = 1,05 гривен. Ощадбанк (украинский аналог Сбербанка) объявил о начале с 8 января 2008 года инвентаризации вкладов в Сбербанк бывшего СССР, сделанных до 2 января 1992 года, и которые нынешний премьер Юлия Тимошенко обещала выплатить за 2 года. В проекте госбюджета на 2008 год, поданном Кабмином Украины (Януковича), предусмотрено 20 млрд грн на компенсацию обесцененных вкладов Сбербанка СССР. Финансирование этой статьи будет частично осуществляться за счет превышения запланированных поступлений от приватизации - около 12 млрд грн, частично - за счет компенсации долгов по оплате услуг ЖКХ. Ю.Тимошенко продекларировала: "Мы построим европейские дороги и доступное для каждого человека жилье, возвратим сбережения и отменим призыв армию. Армию мы сделаем профессиональной и мощной. Мы способны стать членом ВТО, достойно провести Евро-2012, а, возможно, и выиграть его".

"План Тимошенко" – экономический тупик Украины

Представьте на минуту, что вам необходимо в рамках строго ограниченной суммы финансовых средств осуществить выплату внутреннего долга, при этом вдвое увеличить финансирование собственной армии и неукоснительно соблюсти все иные обязательные бюджетные расходы. И все это в условиях постоянно растущих цен на энергетику. Задача Иисуса Христа накормить четыре тысячи человек, кроме женщин и детей, семью хлебами выглядит менее сложной, чем та задача, которую предстоит разрешить Ю.Тимошенко.

Невыполнимость "плана Тимошенко"  очевидна для всех интеллектуалов, знакомых с азами экономики. Почти все понимают, что единственная цель, которую преследует Тимошенко, - это президентское кресло. А каким способом она этого добивается – это вторично.  Именно поэтому, не стоит удивляться, почему нет какой-либо особенной реакции на "претензии Украины к России в размере 24 миллиардов долларов". А вы слышали что-либо о реакции Москвы на претензии Литвы к России в размере 28 миллиардов долларов?     

Вечный "газовый" конфликт

Для осмысления новой реальности необходим небольшой экскурс в историю. В декабре 2005 года директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии М.Погребинский, размышляя о вине российской стороны в "газовом" конфликте, выделял следующее: "Я не могу принять действий России, которая имеет многосотлетнюю историю государственности. В России у власти находятся опытные политики, они не должны предпринимать шагов, которые могут быть расценены как эмоциональная реакция на недружественные действия. Политика должна быть рациональна, а последние шаги, предпринятые Москвой, заявления о ценах в 230 долларов за тысячу кубов - выглядят не совсем серьезно, как слишком эмоциональный русский ответ. Все знают, что платить эту цену Украина просто не в состоянии. Все знают, что никогда эта цена не будет уплачена, ни при каких обстоятельствах". Погребинский отмечал ответственность российской стороны: "Ни для какой другой страны, потребляющей российский газ, например, для Армении или Белоруссии, не звучит цена в 230 долларов за тысячу кубометров газа. Это плохая политика, как для Украины, так и для России, и ответственность за происходящее, на мой взгляд, в большей степени несет российская сторона".

Понять Погребинского, безусловно, можно. Но его алармизм направлен не по адресу. Конфликт между Россией и Украиной неразрешим в ближайшей исторической перспективе, и специалист по конфликтологии должен это понимать в значительно большей степени, чем рядовой гражданин Украины.

Вектора изменений

В декабре 2005 года М.Погребинский обозначил угрозы для России: "Представить, что украинское руководство и бизнес-элита вдруг консолидировались, взялись за руки, позакрывали сотни заводов, выстояли, сэкономили и живут независимо от России и гордо смотрят в будущее, невозможно - это нереально. Но другой путь - только хаос. Однако в нем Россия не заинтересована ни стратегически, ни тактически, поскольку здесь, на Украине, живет более 10 млн. русских. Вряд ли Россия заинтересована и в потоке беженцев из Украины, который станет вполне реален, если на Украине будет совсем холодно или произойдет полная дезорганизация системы. Эти 230 долларов выглядят именно так. Мол, вы, ребята, хоть на уши встаньте, а мы будем теперь с вас брать по 230 долларов за тысячу кубов". Что изменилось с того времени?

Необходимо отметить, что Россия адекватно отреагировала на локальный кризис.  Газпром последовательно продвигает проект СЕГ, который, безусловно, является дорогостоящим, но он разрушает основы концепции "санитарного кордона" вокруг России. Начало строительство трансбалканского нефтепровода Бургас-Александруполис также находится в данной плоскости. Более того, произошли значительные изменения в политике России на постсоветском пространстве.

В мае 2005 года в России был запущен проект борьбы с "русским" фашизмом. Бесперспективность данного проекта привела к необходимости смены формата воздействия на массовое сознание граждан России. События в Эстонии позволили назвать фашистами новую внешнюю угрозу. Пересмотр итогов Второй мировой войны – это и есть фашизм в новом обличье. Не случайно, В.Третьяков, полемизируя с украинским издателем Финкельштейном, отметил следующее: "Недавно, например, один местный деятель на мероприятии с участием членов украинского руководства сказал: надеюсь, скоро "воды Днепра окрасятся кровью жидов и москалей". Украинское руководство опустило очи долу и промолчало. Жалко, что на этом мероприятии не было издателя Финкельштейна. Ведь он не советует "закрывать рот украинцам воплями о Шухевиче-нацисте". Представляется, что тема "мягкий фашизм" – это одна из перспективнейших тем в рамках российско–европейского диалога. И Украина дает богатую пищу для поддержания диалога в данном формате.

Пугать Россия 10 миллионами беженцев более чем бессмысленно. Вектора изменений экономической реальности задаются вне России. Сегодня наиболее авторитетные эксперты в сфере энергетики признают, что ОПЕК не влияет на цены на нефть. Это новая реальность. И Россия всего лишь пытается соответствовать новой реальности. Не более того.    

Внутренняя экономическая политика России и Украины

30 ноября 2006 года, после доклада министра промышленности и энергетики Виктора Христенко о развитии рынков газа и электричества в России, правительство приняло ряд важных решений. В частности, Христенко заявил, что "цены на газ для населения, основанные на экспортной цене, будут установлены только в 2015 году". Был также утвержден график роста цен на газ для граждан России: 2007 год - рост на 15%, 2008 г - 14%, 2009 год - 13%. А в комментариях к графику отмечалось, что в 2011 году произойдет выравнивание внутренних и экспортных цен. Необходимо отметить, что разница в 4 года (2011–2015) и вызвала определенную дискуссию в сети Интернет.

Председатель совета директоров Газпрома Дмитрий Медведев в феврале 2007 года в Давосе внес ясность по данному вопросу.  Без двух минут президент России отметил, что "почти 50 процентов капитала "Газпрома" принадлежит частным акционерам. Речь идет о суммах порядка 130 миллиардов долларов, или о более десяти процентах российского ВВП. И было бы наивно предполагать, что, даже имея контрольный пакет, государство может действовать в этой сфере без учета интересов негосударственных инвесторов. То же самое относится и к другим компаниям в энергетической сфере, включая "Роснефть" и РАО "ЕЭС России". Медведев также заострил внимание на следующем: "Мы ориентируемся на унификацию ценообразования на газ на внутреннем рынке и на экспорт - к 2011 году. Она позволит обеспечить равную пропорцию доходности на внутреннем и внешнем рынке". Можно ли представить, что Газпром будет продавать газ на Украину дешевле, чем он планирует продавать своим собственным гражданам? Если верить Погребинскому, то можно, если Россия не хочет хаоса.  

 По словам первого вице-премьера Украины Николая Азарова "максимальная цена на газ, которую может потянуть бюджет Украины, составляет $160. Это тот предел, после которого начинается полный коллапс украинской экономики. А что будет при цене на газ в $200 - я себе даже не могу представить" (KM.RU – 28.11.2007). Комментируя слова вице-премьера Украины, можно сказать, что еще недавно никто не мог представить, что цена за баррель нефти перевалит за 100$. Но энергетическая "удавка" – это не единственная проблема Украины. Главные проблемы вытекают из "плана Тимошенко".

Украина и условно "транзитная" Россия

Политика "Газпрома" по отношению к Украине сформулирована в официальных справках, размещаемых российской компанией в сети Интернет: "Всего Газпром продает Украине 55 млрд кубометров казахского, узбекского и туркменского газа по средней цене $135 за тысячу кубометров. Весь туркменский газ российский газовый монополист реализует на Украине через "Росукрэнерго". Туркмения продает сейчас "Газпрому" до 42 млрд кубометров газа в год по цене $100 за тысячу кубометров. Туркменского газа в первом полугодии 2008 года составит $130 за тысячу кубометров, во втором полугодии 2008 года - $150, а с 1-го января 2009 года будет определяться по формуле цены на рыночных принципах". К этому необходимо добавить, что из Узбекистана поступает 7.5 млрд кубометров газа, а в декабре 2007 года стало очевидным, что цена этого газа для России увеличится до 180 $ за тысячу кубометров. Безусловно, увеличится и цена казахского газа.

Глава Газпрома А.Миллер разъяснил: "Неудивительно, что в ходе нашей встречи туркменскими партнерами был поставлен вопрос о необходимости повышения закупочной цены газа как минимум на 30% уже в 2008 году. Действительно, цена газа в Европе остается высокой и продолжает расти. По оценкам ряда экспертов, к концу следующего года средняя цена оптовых поставок европейским потребителям по долгосрочным контрактам может существенно вырасти и составить $360 за тысячу кубометров".

"Газовый" конфликт между Россией и Украиной 2005 года привел к тому, что Россия по отношению к Украине становится условно "транзитной страной". Грубо говоря, попытка представить Россию главной виновницей украинских бед легко переводится в формат "Украина – главная угроза энергетической безопасности Европы" со всеми вытекающими из этого обстоятельствами. Украинские лидеры могут и дальше пугать увеличением цены транзита газа в пять, десять и даже в сто раз. В России это уже давно никого не пугает. Напугало ли кого-нибудь в России решение о вступлении Грузии в НАТО?    

Украина – геополитический заложник

Компромисс между Россией и Украиной по цене на газ невозможен в ближайшей исторической перспективе по широкому спектру причин. Выделим главные. Первая причина – энергетическая программа России, в известной степени, навязанная нашей стране Европой. Основные положения данной программы неоднократно озвучены и главой Газпрома А.Миллером, и министром промышленности и энергетики В.Христенко, а главное Д.Медведевым. Цены на энергоресурсы в России должны соответствовать мировым. И они поднимутся до требуемого уровня, даже вопреки желанию большинства граждан России. 

Вторая причина – Россия ("Газпром") не будет торговать себе в убыток. А.Грозин считает, что ситуация с ценой на газ является, в известной степени, спровоцированной: "По большому счету европейцы наступают на те грабли, которые сами раскидали. Они очень долго внушали и туркменскому лидеру Бердымухаммедову, а косвенно и другим поставщикам среднеазиатских ресурсов, что "Газпром" покупает их газ по заниженной цене. В конечном итоге они теперь получают определенный ценовой "бумеранг". Ясно, что "Газпром" не будет торговать себе в убыток. Повышение цен на туркменское, узбекское, а потенциально и казахское голубое топливо с точки зрения рыночных механизмов скажется и на цене для потребителей". Грозин разъясняет вариант предоставления преференций: "Мы продаем свой газ Белоруссии и Армении по ценам, которые гораздо ниже среднеевропейских. Но Россия при этом является совладельцем газопроводных сетей этих государств. То есть нам экономически более выгодно поставлять им газ по ценам ниже тех, по которым мы продаем газ, например, в Венгрию или Германию".

Третья причина – ограниченные газовые ресурсы России. "Все хорошо знают, что основные в РФ месторождения газа – Медвежье, Уренгойское, Ямбургское, – дающие до 60% добычи газа в стране, находятся в состоянии падающей добычи и скоро будут практически выработаны. Вместе с тем с момента преобразования в 1992 году государственного газового концерна "Газпром" в РАО "Газпром", то есть почти за 13 лет, монополия ввела в строй всего одно крупное месторождение – Заполярное" (В.Никитин).

Четвертая проблема – политическая. Высоковероятное вступление Украины в НАТО радикально изменит внешнюю политику России и не только по отношению к Украине. В неизменности нынешнего внешнеполитического курса России уверены лишь самые недалекие представители российской элиты.

Пятая причина – настоятельная потребность России в поиске комплекса мер по защите внутреннего рынка от грядущего мирового кризиса. Первая глобальная Великая депрессия неизбежна. И этот кризис превратит промышленность Украины в руины, но в качестве компенсации даст возможность развить аграрный сектор. Так что бороться с новым "голодомором" в начале ХХI века Украине придется самостоятельно.

Украина – геополитический заложник. И выбраться из данной ловушки у нее нет ни малейшего шанса. В этом по большому счету не заинтересован никто. Более того, на Украине все заметнее естественно-политические процессы, альтернативные нацбилдингу.

Два этноса по Василию Волге

Глава Союза левых сил Украины Василий Волга формализовал концепцию двух украинских этносов.

Западный украинский этнос

Юго-Восточный украинский этнос

История и способ формирования
Являлся составной частью австро-венгерского, польского, румынского и чехословацкого государственных образований.
Окончательно сформировался только после присоединения западно-украинских земель и  после Великой Отечественной войны.
Являлся составной частью общероссийской или союзной государственности. Крым перешел в административную юрисдикцию Украины в 1954 году.
Отношение к характеру производства
Преимущественно сельскохозяйственный Преимущественно промышленный
Культурная доминанта
Преимущественно сельская Преимущественно городская
Духовно-цивилизационная основа
С весьма значительным влиянием римской духовной традиции (католичество) Греко-византийская (православная) основа духовности
Конфессиональная принадлежность
Преимущественно греко-католическая и УПЦ КП Преимущественно УПЦ МП
Образ врага
Москаль-НКВДист Фашист, повстанец УПА
Образ героя
Повстанец УПА Советский воин-освободитель
Язык
Исключительно украинский с западными идиоматическими акцентами Двуязычие с преобладанием русского. Украинский используется в его "классическом" (центральноукраинском) варианте
Внешнеполитические симпатии
Исключительно Запад Преимущественно Россия
Оценка исторических событий, выраженная в действиях
Создание музея советской оккупации. Указ Президента о праздновании годовщины УПА и присвоении командиру диверсионного батальона "Нахтигаль" Роману Шухевичу звания Героя Украины. Установка во Львове памятника С.Бандере. Установка в Одессе памятника Екатерине Второй. Восстановление в селе Полтавской области памятника Ленину. Противодействие жителей села Чубаривка Запорожской области (родина Власа Чубаря) инициативе "помаранчевого" губернатора Червоненко переименованию села.
Образ внешнего врага
Россия НАТО
Бытовые традиции
Обращение к родителям на Вы, как признак уважения. Поцелуй руки старшим. Обращение по имени и пр. Обращение на Вы, как признак отчужденности. Абсолютное непринятие жеста - поцелуй руки. Обращение по имени отчеству и пр.
Наличие этнической территории
Западные области Юго-восточные области

В.Волга выявил: "На данный момент мы имеем как бы две Украины - с разными историями, культурно-цивилизационными ценностями, традициями. Нация - не политическое, а этнокультурное понятие. Определяется, как стойкая историческая общность людей, имеющая специфические этнические черты, обусловленные особенностями экономического, культурного, духовного развития, общностью национального языка, способом восприятия мира (менталитетом) и, что особенно важно, чувством принадлежности к определенной общности. Вывод: исторически сложилось так, что на базе некогда единого украинского этноса сформировалось два коренных украинских этноса, проживающих в рамках одного государства (современной Украины). При этом, народ Украины (политическая нация) представляет собой реальную целостность. Народ (или политическая нация) - это правовое понятие, под которым понимают всех граждан данного государства. Народ - это общность людей, владеющая определенной территорией, объединенная в единое государство единым гражданством и состоящая из различных наций".

Украинский интеллектуал выявил вектора раскола между двумя украинскими этносами: "Особенностью политики нынешней "помаранчевой" власти во главе с президентом Ющенко является провозглашение и практическое воплощение стратегии национально-культурного угнетения юго-восточного этноса. Такая политика не является случайным "перегибом на местах", а является неотъемлемыми, программными, базовыми идеологическими и мировоззренческими составляющими "помаранчевой" части политической элиты. Представители юго-восточного украинского этноса представляются как: национально несознательные украинцы, недоукраинцы, недоразвитые украинцы, обрусевшие украинцы, Иваны-не-помнящие-родства, украинцы, отрекшиеся от своих корней, прислужники москалей, пятая колонна Москвы, янычары, манкурты и вообще бандиты, территории проживания которых нужно обнести колючей проволокой, а еще лучше вообще сбросить в море (проще заметить, что все это цитаты публичных выступлений "помаранчевых" лидеров). И все же. Возможна ли "Единая Украина"?"

Концептуальное видение: "Украину населяют два этноса, которые до глубинных смыслов различны и часто непримиримы. Что характерно - оба они украинские" – требует всестороннего осмысления. Но уже сегодня можно говорить об "украинском нацбилдинге-2". "Нацбилдинг-2" – это распад Украины на два независимых государства. 

Что выгодно России

На Украине любят рассуждать, что выгодно, а что не выгодно России. Многим на Украине трудно представить, что для России оптимальным является следующее развитие событий. Россию полностью устроит избрание Юлии Тимошенко президентом Украины, на условиях антироссийской консолидации большей части украинских элит и "левых" лозунгах справедливости. Дальнейшее ухудшение экономической ситуации в условиях глобальной нестабильности гарантирует долгосрочный конфликт Украины с Россией, в рамках которого России удастся навязать Европе свое видение энергетической безопасности. Военный конфликт желателен, так как это даст возможность России отработать систему недопоставок газа в Европу в условиях форс-мажора. Украинские экономисты, традиционно рассуждающие о многомиллиардных убытках "Газпрома", в случае недопоставок газа могут об этом негативном для России факторе забыть. В случае вступления Украины в НАТО транзит газа через эту страну будет осуществлен, даже если придется "остановить деятельность всех промышленных предприятий на Украине". 

Будущее Украины во многом зависит от того, по какому вектору развития пойдет глобальный кризис. Россия заинтересована в расширении рублевой зоны. В рамках данного видения "две Украины – лучше, чем одна". Признание рядом европейских стран независимости Косово позволит России в перспективе признать независимость и Юго-Восточной Украины, и, естественно, независимость Северной Осетии, Абхазии и Приднестровья. Это будет окончанием первой фазы "украинского нацбилдинга-2". Вторая фаза – это воссоединение с Россией в рамках естественного стремления граждан новой Юго-Восточной Украины, а также владельцев промышленных предприятий, получать энергоресурсы по российским тарифам 

В сети Интернет можно найти множество концептуальных форматов осмысления российско-украинских отношений. Один из форматов "Тимошенко – это леди Макбет Киевского уезда". Это заставляет вспомнить известное произведение Н.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда". Тимошенко, олицетворяющая Украину, "утаскивает под воду" Россию в лице Медведева – это впечатляющее видение. Но маловероятное. А символ "женщина с косой" – это символ естественной смерти постсоветской Украины, но никак не России.   

Газ за рубли – защита от Первой глобальной Великой депрессии

Формирование собственного геополитического пространства для России – это единственная перспектива сохранения российского государства. И решать данную задачу будет или нынешняя российская элита, или новое поколение, которое придет на смену действующей российской власти после глобального финансово-экономического кризиса.

Заявление зампредседателя правления концерна "Газпром" А.Медведева в США о том, что российская компания рассматривает возможность перехода к продаже нефти и газа за рубли вместо долларов и евро – это вектор в желаемое будущее России. Об этом А.Медведев заявил 30.10.2007 года на пресс-конференции в Нью-Йорке. Медведев не отметил, когда конкретно компания может начать перевод контрактов на российскую валюту, заявив, что сначала эта идея должна "укорениться в массах".

Несмотря на то, что от заявлений до практической реализации задуманного пройдет значительное время, неуклонно нарастающие признаки грядущего глобального кризиса заставляют по иному взглянуть на данную перспективу.  А переход России на продажу газа за рубли радикально изменит "транзитный" статус Украины. После открытия нефтегазовой биржи в России транзит газа через Украину в Европу – это будет уже проблема Европы. Другие перспективы в данном направлении просто не просматриваются, кроме, естественно, добровольного воссоединения большинства областей Юго-Восточной Украины с Россией, в рамках референдума и свободного волеизъявления граждан. Но это, скорее всего, произойдет ближе к 2015 году. 

По теме "Украина в начале ХХI века":

Распадется ли Украина до 2015 гола? (http://www.polit.nnov.ru/2007/04/03/ukrdisintegr/)

"Универсальная Украина" или "двуликий Янус". (http://www.polit.nnov.ru/2006/08/09/ukraine/)

Украина а рамках "газового" конфликта и цивилизационного выбора (http://www.polit.nnov.ru/2005/12/28/gaz/)

© 2003-2024, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна