Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Чем, на ваш взгляд, увенчается политика санкций Запада в отношении России?

Результаты опросов

Нижний Новгород Online - Нижегородский городской сайт
nnov.ru - доменная зона Нижнего Новгорода
© 2003-2021, Martovsky
Главная > Перспективы

03.01.2009 Борьба за лучшую долю и ростки постдемократии в США

Автор: Маслов Олег Юрьевич

"Хочется быть богатым, чтобы не думать
о деньгах, хотя богатые только о них и думают"
(А.Боннар)

"Тут миллион, там миллион, и вот уже мы
начинаем говорить о настоящих деньгах"
(Э.Дирксен)

Ростки постдемократии есть в большинстве стран мира. Не является исключением и США. Необходимо, несмотря на эпидемию антиамериканизма, признать, что постдемократия, прорастающая из демократии, дала мощные ростки именно в "самой демократичной стране мира".

Сегодня о демократии в привязке к Соединенным Штатам Америки принято говорить с иронией. Показательным является анекдот:

- "При Буше демократии в Америке стало меньше!

- Все правильно, они же ее экспортируют".

Процесс отмирания демократии очевиден. И объективный анализ позволяет выявить реальные ростки постдемократии в США. Более того, уже сегодня можно говорить об экономико-правовых ростках постдемократии. В данном аспекте США являются явным лидером.

В работе "Постдемократия и демократия. Сравнительный анализ" было отмечено, что экономические права при постдемократии заключены в праве на долю от дохода. Наиболее емко это проявилось в Голливуде.   

Джордж Лукас и феномен "долевого" успеха

Для любителей продукции Голливуда не является большим секретом история финансового успеха Джорджа Лукаса. Как известно, сценарий первого фильма "Звездных войн" отвергли все крупные голливудские студии, и тогда Джордж Лукас предложил продюсерам XX Century Fox сделку, в рамках которой Лукас отказался от своего гонорара в 500 000$, в обмен на процент с проката и права продавать товары под брендом Star Wars, а также снимать следующие серии. Сделка состоялась и продюсеры дали 11,5 млн долларов. В результате только продажа символики за 28 лет принесла Джорджу Лукасу 3 миллиарда долларов.

В 1997 году Лукас перевыпустил все три части "Звездных войн", добавив в них 250 свежих спецэффектов и несколько новых эпизодов. В повторном прокате фильмы собрали 256,5 млн, 124,2 млн и 88,7 млн долларов. Но это, как и создание новых фильмов серии Star Wars, – уже другая история. Успех Джорджа Лукаса представляет особый интерес в аспекте получения доли от прибыли или процента от прокатных сборов.

Финансовый успех Спилберга

По данным Журнала "Business Week" от 13 июля 1998 года фильм "Парк Юрского периода" принес доход в размере 951 миллион долларов, из которых на долю Стивена Спилберга пришлось 294 миллиона: киностудия, в данном случае "Юнивёсал", по­лучила 50% общего дохода, а из этой суммы Спил­берг, как режиссер, получил 17,5%, что составило 83 миллиона. Чистая прибыль студии "Юнивёсал" составила 242 миллиона долларов (эта сумма остается, если вычесть из дохода все расходы: на производство, на рекламу, на распространение и т. д.); из этой сум­мы студии "Эмблин", целиком принадлежащей Спилбергу, было положено, по условиям контрак­та, 50%, т. е. 121 миллион долларов.

Кроме того, Спилберг получил 60 миллионов от продажи видеокассет (это только от распростране­ния в Америке), т. е. 50% прибыли по этой статье. Еще 20 миллионов (50% отчислений) он полу­чил за показ фильма по сетям кабельного телевиде­ния. И наконец, еще 10 миллионов (т. е. 50% отчисле­ний) он получил от продажи лицензий на выпуск игрушек и других товаров, использующих символи­ку и тематику фильма. Таким образом, за фильм "Парк Юрского пери­ода" Спилберг получил: 83+ 121 +60 + 20+ 10 = 294 миллиона долларов.

Признаем, что финансовый успех Спилберга основан на долевых отчислениях. Отметим еще один интересный момент. Актер Том Хэнкс заметил: "Я хорошо знаю Стивена, но так до конца и не понял, как он снимает свои фильмы. Заметил только, что его всегда окружают люди, умеющие создать ему все условия для того, чтобы он мог как следует развернуться". А секрет окружения Спилберга крайне прост. Почти все люди нанятые Спилбергом для съемок любого фильма имеют долю от проката будущего успешного фильма. Они все финансово заинтересованы в успехе. 

Доля от проката и права звезд Голливуда

Доля от проката – это то, что делает киноактера сверхбогатым. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно назвать имена Тома Круза, Киану Ривза и Уилла Смита.   Кинолюбителям известно, что "Миссия невыполнима" (1996) принесла Тому Крузу 70 миллионов долларов, включая процент от прибыли. "Миссия невыполнима - 2" в 2000 году - 75 миллионов. Не меньшие суммы заработал и Уилл Смит. Но принципиально важным является то, что астрономические доходы Круза и Смита заключаются в доле.

22 августа 2006 года руководство корпорации Viacom, владеющей Paramount Pictures, объявило о прекращении сотрудничества со студией Тома Круза и Полы Вагнер. В качестве причины называлось слишком экспрессивное поведение актера, наносящее вред имиджу Paramount, а также кассовые трудности. В свою очередь, менеджмент Cruise/Wagner Prods настаивает, что инициатива разрыва исходила именно от него, так как компания давно намеревалась добиться финансовой независимости. По условиям действовавшего ранее соглашения с Paramount, Том Круз не только получал до 20 процентов выручки от проката, но и претендовал на существенную долю средств, полученных от продажи дисков.

Звезда Голливуда Киану Ривз получает 15% от общей суммы бюджета фильма, и 15% от кассового сбора и продаж видеоигр на основе "Матрицы". На кинодемонстрациях, DVD и видеоиграх Ривз заработал более 200 миллионов долларов.

Креатор "Человека-паука" и издательство Marvel

В январе 2005 года было принято решение суда об удовлетворении иска художника Стэна Ли (Stan Lee), придумавшего образ "Человека-паука", к издательству Marvel. Суд обязал выплатить сумму, равную десятой части от всех прибылей, полученных Marvel от проката фильмов, созданных по комиксам про этого супергероя. По словам адвоката 82-летнего художника, сумма может составить десятки миллионов долларов. "Человек-паук" и его сиквел заработали 1,6 миллиарда долларов в мировом прокате. Ли также является автором таких героев, как "Невероятная Громадина" (Incredible Hulk), "Люди Х" (X-Men), "Сорвиголова" (Daredevil) и "Фантастическая четверка" (Fantastic Four). Решение суда означает, что художник получит часть прибыли от продаж DVD и некоторых видов сувенирной продукции.

Отметим, что данное решение суда не столько создало прецедент, сколько сделало очевидным, что отчуждение прав автора на получение вознаграждения в виде доли от доходов издательств или кинокомпаний становится сферой борьбы за экономические права. Это позволяет по-новому взглянуть на историю борьбы сценаристов в Голливуде за свои экономические права.

Об истории борьбы сценаристов за долю и Голливуд

В мае 2001 года все информационные каналы планеты облетело сообщение, которому придали не очень большое значение в России,  но которое является знаковым в понимании природы будущих внутрикорпоративных отношений в недалеком будущем, в рамках единого общепланетарного проекта. Произошло действительно экстраординарное событие: объединение 80 000 сценаристов и писателей, работающих на Голливуд, объявили о начале забастовки: "Нам дают крохи после выплат гонораров актерам и режиссерам".

Основное требование заключалось в получении доли от прибыли  от проката видеопродукции. Требование абсолютно соответствующее духу нашего времени: никто сегодня в США, да и не только там, не хочет быть обездоленным. Но главной особенностью данной акции является тот факт, что произошло объединение 80 000 (!) человек, практически никогда в жизни не встречающихся друг с другом, работающих в различных уголках США и за ее  пределами, причем, замкнуто. Чаще всего, один на один с компьютером.

Забастовка не состоялась, но сам факт  подобного объединения говорит о многом. Борьба за свою долю смогла объединить людей, не склонных к  каким–либо союзам. Требование доли – это естественный путь развития экономических отношений, и остановить этот процесс в ближайшей перспективе невозможно. Отметим, что данное требование сценаристов во многом было предопределено финансовым успехом компьютерных гениев в дот-комах в 90-х годах ХХ века, с их принципом: "Если ты не в доле,  ты – looser".

В августе 2007 года кинокомпания 20th Century Fox предложила ведущим сценаристам Голливуда принести свои произведения в компанию в обмен на процент от прибыли фильмов. Сценаристам, которые предпочтут небольшую предоплату плюс стандартную сумму, когда фильм будет запущен в производство, также было обещано участие в качестве продюсеров. При этом студия гарантировала, что без согласия авторов, их произведения переписываться не будут. Данный шаг был предпринят 20th Century Fox с целью подчинить себе объединение ведущих сценаристов Голливуда под названием Writing Partners. Особо отметим, что Writing Partners - это третье объединение сценаристов Голливуда, но первое, кому студия предлагает процент от сборов. Отметим и то, что до данного события право получить прибыль с проката удостаивался лишь один сценарист – Джеймс Камерон.

Позже Associated Press сообщило, что члены профсоюза, пишущие сценарии для голливудских фильмов, готовы провести забастовку после того, как 31 октября 2007 года истечет срок действия их контракта с киностудиями. В феврале 2008 года члены Гильдии сценаристов США проголосовали за новое соглашение с киностудиями и тем самым положили конец трехмесячной забастовке. Забастовка американских сценаристов была объявлена 5 ноября 2007 года. Основным требованием сценаристов был пересмотр контрактов со студиями, особенно тех пунктов, которые касаются выплаты вознаграждений за продажу фильмов и телесериалов через интернет, а также на DVD-носителях. По вине забастовки в США был приостановлен показ многих популярных телесериалов, временно прекращена работа над телефильмами, а также была отменена торжественная церемония вручения наград "Золотой глобус". По условиям нового трудового договора, сценаристы будут получать до 1200 долларов вознаграждения за фильмы и передачи, транслируемые через интернет, в течение первых двух лет с момента принятия соглашения, а в оставшийся год – 2 процента от доходов распространителя.

Отметим, что на этом борьба сценаристов за свои права не завершилась. До нового соглашения сценаристы получали по пять центов с каждого проданного видеоносителя с записью фильма, авторами сценария которого они являются. Такая цифра была установлена еще в 1985 году. Признаем, что победа сценаристов – это значительный шаг к более справедливому миру.

Право и доля

Вышеизложенное позволяет нам выявить следующие закономерности в росте экономических прав граждан. Первый вектор роста прав – от избранных к массам. Свою долю от проката получали лишь выдающиеся режиссеры и актеры. Затем великолепный сценарист Джеймс Камерон, и лишь после борьбы за лучшую долю - право на долю от проката распространилось практически на всех авторов, входящих в объединение сценаристов. Сегодня доля от проката гарантируется звездам Голливуда, таким как Уилл Смит и Киану Ривз, но свою долю от проката потребовала и массовка фильма "Планета обезьян". И данный процесс не остановить.

Второй вектор роста прав – это требование неотчуждаемости прав авторов от всей последующей жизни своих творений. Борьба сценаристов – это и борьба против "одноразовых прав". Протест креаторов направлен против того, чтобы создатель того или иного произведения получал лишь одноразовое экономическое вознаграждение за свой труд. Аспект "одноразовых прав" – это отдельная обширная тема в формате постдемократии, и нет необходимости заострять на этом внимание.

Ростки постдемократии не ограничиваются Голливудом. К.Клок и Дж.Голдсмит в книге "Конец менеджмента" ввели понятие "организационная демократия". Отметим, что многое из того, что данные авторы позиционируют, как "организационная демократия", является "ростками" постдемократии в сфере бизнеса. Признаем, что экономико-правовые ростки постдемократии в США очевидны. Более того, данные ростки постдемократии требуют всестороннего осмысления и максимально широкого распространения.        

Обездоленные в России

Какими могут быть реальные ростки постдемократии в России? Уже сегодня требуется как минимум революция в сфере авторских прав. В данной революции заинтересованы авторы, но не издательства, киностудии и продюсерские центры. Но еще более важен цивилизационный прорыв России к постдемократическим правам граждан.

Новые постдемократические права позволят всем без исключения гражданам нашей страны получать на свои личные накопительные счета долю с доходов от продажи нефти, газа и других ресурсов. Расходовать полученные средства можно будет лишь на собственное образование, поддержание здоровья и услуги в сфере ЖКХ. Представляется, что это единственная форма самозащиты граждан в длительной исторической перспективе. Все иные формы самозащиты докажут свою нижайшую эффективность уже в ближайшей исторической перспективе.

  Сегодня более 90% граждан России обездоленные. И никто им новые права не преподнесет на "блюдечке с голубой каемочкой".

 

Статьи по теме "Постдемократия":

Постдемократия и демократия (сравнительный анализ) (www.polit.nnov.ru/2008/12/04/postdemocracy1/)

Объединенная Корея и постдемократия (www.polit.nnov.ru/2008/12/08/postkorunion2/)

Постдемократия и цивилизационный мутагенез: живое против неживого (www.polit.nnov.ru/2008/12/22/postdemozivoe3/)

Исчерпанность демократии в России начала ХХI века (http://www.polit.nnov.ru/2007/02/28/democracypast/)

Новая Конституция России   (www.polit.nnov.ru/2006/03/24/constitution/)

Русская идея и постдемократия (www.polit.nnov.ru/2005/08/22/idea/)

Постдемократия – это желаемое и выстраданное будущее России (www.polit.nnov.ru/2004/07/08/demokracy/)

По теме "США":

Доллар США в истории человечества (http://www.polit.nnov.ru/2008/12/15/usadollgistory/)

США перед Первой глобальной Великой депрессией ХХI века (http://www.polit.nnov.ru/2008/05/16/crisusamonitor/)

Загадка укрепления доллара США и банкротство Lehman Brothers (хроника текущего мирового кризиса - 1) (http://www.polit.nnov.ru/2008/09/16/omdollque1/)

"Вашингтонский обком" – ключевой символ в России начала ХХI века. (http://www.polit.nnov.ru/2007/03/19/symbolwashobkom/) Символы и знаки ХХI века - часть 6)

Долг США, слабый доллар, и легитимность доллара перед Первой глобальной Великой депрессией ХХI века (http://www.polit.nnov.ru/2008/02/08/dollarglobdolg/)

Кризис мировой (долларовой) валютно-финансовой системы, мультивалютный мир и Первая глобальная Великая депрессия ХХI века (http://www.polit.nnov.ru/2008/02/16/dollcrismulti/)

© 2003-2021, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна