Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Чем, на ваш взгляд, увенчается политика санкций Запада в отношении России?

Результаты опросов

Нижний Новгород Online - Нижегородский городской сайт
nnov.ru - доменная зона Нижнего Новгорода
© 2003-2021, Martovsky
Главная > Перспективы

27.02.2009 Постдемократия и естественно - историческое воссоединение Китая и Тайваня

Автор: Маслов Олег Юрьевич

"Тайвань является частью священной территории
Китайской Народной Республики. Завершение
великого дела воссоединения Родины —
священный долг всего китайского народа,
в том числе и наших соотечественников на
Тайване"
(из Конституции Китайской Народной Республики)

"Достижения Китая в революции и строительстве
неотделимы от поддержки народов мира.
Будущее Китая тесно связано с будущим
всего мира"
(из Конституции Китайской Народной Республики)

"Большая кисть пишет большие иероглифы,
большой человек делает большие дела"
(китайская поговорка)

Возможен ли в ХХI веке цивилизационный прорыв и если возможен, то какова вероятность того, что данный прорыв реализует Китай? Представляется, что ответ на данный вопрос непосредственно связан с естественноисторическим объединением  Китая и Тайваня и необходимостью поиска элитой Китая адекватного ответа на текущий мировой кризис. Движение Китая к постдемократии может стать цивилизационным прорывом человечества в желаемое будущее.

Вектора в будущее Китая

Каким выглядит будущее Китая в высказываниях политиков и интеллектуалов? Анализ многочисленных публикаций о Китае позволяет выделить три доминирующих представления о будущем Поднебесной:

·        глобальная гегемония Китая после исторического поражения США и крушения мировой (долларовой) валютно-финансовой системы

·        новый двухполярный американо-китайский мир

·        историческое поражение Китая, как "колосса на глиняных ногах"

Американский интеллектуал А.Янов считает: "Похоже, что Китай вырастает в новую сверхдержаву. Иначе говоря, к концу XXI столетия сверхдержавность может перекочевать в Китай. И это было бы куда хуже для мира, нежели гегемония Америки". Философ А.Зиновьев предположил, что "главным событием XXI века должно стать поражение азиатского коммунизма во главе с Китаем".

А.Чубайс еще в начале "нулевых" годов ХХI века намекал на неизбежный "выбор России": "Я рискну сказать, что в последние годы для нормального гражданина России вопрос о том, кого мы больше поддерживаем – Соединенные Штаты или Китай, был довольно абстрактным. Существовали гораздо более насущные вопросы. Но мы обязаны думать о том, что будет самым важным, вызывающим острейшую полемику, если не противостояние внутри российского общества через полтора-два года". А.Нагорный и Н.Коньков видят иной вызов для России: "Политическое руководство РФ почти наверняка столкнется с попытками Вашингтона под лозунгами нового витка американо-российской дружбы затащить Москву в антикитайский блок, параллельно наращивая потенциал исламского экстремизма на южных границах России и в мусульманских регионах нашей страны".

С.Кургинян выделил следующий вектор в будущее: "Российская реальность перестала нужным образом соотноситься с возникающей у нас на глазах глобальной реальностью. В которой главное – это конфликт Китая и США. Увы, все данные говорят о том, что этот конфликт развивается быстрее, чем кто-либо мог предположить". В.Иноземцев считает, что "Китай не может быть региональной державой. То, как она развивается в последние десятилетия, говорить о том, что у нее должны быть мировые претензии, но она не ставит задачу стать второй после США ядерной державой – она хочет стать вторым центром мощи, она хочет стать богатой, привлекательной страной".

Нет необходимости приводить тысячи высказываний о феномене "пиратов Сомали". Большинство экспертов признают, что мы с вами наблюдаем начало "американо-китайской войны за ресурсы Африки". Широкий круг интеллектуалов отмечают первые признаки кризисных явлений в экономике Китая. Нет сомнений, что текущий мировой кризис нанесет ущерб и Поднебесной. Но для нас максимальный интерес представляют перспективы Китая в аспекте цивилизационного прорыва.  

Новый геополитический статус Китая

Первое, что выделили российские конспирологи в калейдоскопе событий 2008 года, - это "экономическая война между США и Китаем". По мнению конспирологов, фантастический рост цен на нефть – это скоординированные действия ФРС и крупнейших американских банков против экономики суверенного Китая. С их точки зрения, не случайным является то, что максимальная цена на баррель нефти – 147$, была достигнута незадолго до начала Олимпиады в Пекине.

В апреле 2008 года в Тибете местные студенты и буддийские монахи устраивали публичные акции протеста против китайских властей. Участники данных манифестаций были разогнаны. В ходе президентских выборов Хиллари Клинтон обратилась к президенту США с призывом бойкотировать Олимпиаду в Пекине (08.04.2008). Конгресс США принимает резолюцию по Тибету, осуждающую действия Китая (10.04.2008), но бойкот Олимпиады не состоялся.

В июле 2008 года в Монголии прошли массовые выступления оппозиции, требующей отмены итогов прошедших парламентских выборов. Они были жестоко подавлено при помощи БТР и подразделений внутренних войск. В стране введен режим чрезвычайного положения. События в Монголии и Тибете трактуются широким кругом экспертов, как ярко выраженные антикитайские акции.

В Пекине в августе 2008 года прошли летние Олимпийские игры (07-24.08.2008). Данные игры оказали существенное влияние на геополитический статус Китая в мире. Победителем неофициального общекомандного зачета стал Китай, на счету которого 100 медалей, среди которых 51 золотых, 21 серебряных и 28 бронзовых. Второе место у американцев – 110 медалей, в том числе 36 золотых, 38 серебряных и 36 бронзовых. На третьем месте Россия – 72 медали, среди которых 23  золотых, 21  серебряных и 28 бронзовых. Отметим, что многие эксперты признали успех китайских спортсменов закономерным.

Наиболее важным успехом КНР стал прорыв в отношениях с Тайванем. Китай и Тайвань впервые за девять лет возобновили диалог (12.06.2008). Китай и Тайвань подписали соглашение о начале прямых чартерных авиарейсов по выходным, которое подразумевает разрешение туристам из континентального Китая посещать непризнанное островное государство. Об этом 13 июня 2008 года сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на вице-председателя тайваньского фонда Straits Exchange Foundation Као Кун-лянь (Kao Koong-lian). По его словам, первые группы туристов начнут прибывать на Тайвань прямым авиарейсом из Китая 4 июля, а с 18 июля Тайвань сможет принимать в среднем 3 тыс. китайских туристов в день. До сих пор пассажиры и грузы из Китая на Тайвань доставлялись лишь через промежуточный пункт, вроде Гонконга или Макао.

30 июня 2008 года Тайвань отменил ряд ограничений на обмен китайской валюты (BBC News). Этот шаг входит в число мер по финансовой либерализации, реализуемых правительством. Эти меры принимаются в контексте обещаний нового президента Тайваня Ма Ин-цзю (Ma Ying-jeou) улучшить экономические отношения с Китаем. Китайские купюры впервые стали доступными в банках Тайваня, имеющих государственные лицензии. Ограничения были сняты за несколько дней до начала регулярных чартерных рейсов "выходного дня" между Китаем и Тайванем. С 1 июля также вступили в силу новые правила, в соответствии с которыми Китай разрешает 3000 своих туристов в день посещать Тайвань. Они могут официально менять деньги на тайваньскую валюту, не прибегая к услугам черного рынка. После снятия ограничений в Тайване можно покупать и продавать китайские юани в учреждениях, имеющих лицензии, однако, на первое время правительство ограничило размер сделки 20 тысячами юаней (чуть меньше $3000).

Демократизация Непала – это очередной внешнеполитический успех Китая. Бывший король Непала согласился отдать корону и скипетр (10.06.2008). Многие эксперты отметили, что события в Непале – это в значительной степени и процесс вытеснения Индии. Но для нас особый интерес представляет то, что Китай перехватил у США стратегическую инициативу в аспекте "демократизации" архаичных политических режимов. Это позволяет предположить, что опыт, полученный в Непале, будет тиражироваться, скорее всего, и во многих странах Африки.

В работе "G-2 или американо–китайский двухполярный мир: вызов для Китая" был поставлен ряд вопросов. Возможен ли двухполярный американо-китайский мир? А если возможен, то это союз за счет кого? Каков он будет, "глобальный пакт Обамы – Ху Цзиньтао"? Как будет поделена Африка? Не является ли феномен "сомалийских пиратов" предметом торга между Китаем и США? Как именно будет проходить демаркационная линия между двумя сверхдержавами? Является ли текущий мировой кризис, начавшейся 10 августа 2007 года, последней мирной передышкой перед Третьей мировой войной? Ответа на данные вопросы пока нет.

Многие аналитики убеждены, что новый двухполярный мир – это всего лишь "краткая историческая передышка" на пути к мировой гегемонии Китая. И это становится новым вызовом для большинства стран мира.

История Китая – ключ к постдемократии

Существует множество путей к постдемократии. Ключевое отличие Китая от большинства стран мира заключается в том, что в названии страны сохранился архаичный символ "народ". Более того, централизация власти позволяет предположить, что переход к постдемократии возможен в рамках принятия и практической реализации долгосрочной стратегической программы трансформации жизни страны.

В Конституции КНР закреплено следующее: "Вся власть в Китайской Народной Республике принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Всекитайское Собрание Народных Представителей и местные Собрания народных представителей различных ступеней. Народ в соответствии с положениями закона различными путями и в различных формах управляет государственными, хозяйственными, культурными и общественными делами".

Данное положение Конституции позволяет осуществить переход к постдемократии в формате "человеческого измерения" с минимальными издержками. В истории Китая опыт реформ заложил все необходимые предпосылки к переходу от народной демократии к постдемократии.

Конституция КНР как основа перехода к постдемократии

Проанализируем ключевые положения Конституции КНР. "Основа социалистической экономической системы Китайской Народной Республики — социалистическая общественная собственность на средства производства, то есть общенародная собственность и коллективная собственность трудящихся масс. Cоциалистическая общественная собственность ликвидирует систему эксплуатации человека человеком, осуществляет принцип "от каждого — по способностям, каждому — по труду". Данное положение позволяет увидеть, что воплощение в жизнь ключевых положений постдемократии не приведет к какой-либо существенной ломке исторически сложившегося уклада.

"Сельские народные коммуны, сельскохозяйственные производственные кооперативы и другие формы кооперативного хозяйства, такие, как производственная, снабженческо-сбытовая, кредитная, потребительская кооперация, представляют собой социалистический сектор хозяйства, основанный на коллективной собственности трудящихся масс. Трудящиеся, участвующие в коллективных сельскохозяйственных организациях, имеют право в пределах, установленных законом, вести хозяйство на приусадебных земельных и горных участках, заниматься подсобным домашним промыслом и разводить собственный скот. Различные формы кооперативного хозяйства в городах и поселках — в кустарном производстве, промышленности, строительстве, на транспорте, в торговле и сфере обслуживания — являются социалистическим сектором хозяйства, основанным на коллективной собственности трудящихся масс"... "Земля в деревнях и пригородах является коллективной собственностью, за исключением участков, принадлежащих по закону государству; земля под жилыми постройками, приусадебные земельные и горные участки также являются коллективной собственностью". Данные положения Конституции КНР заложили правовые основы перехода к постдемократии.  

"Всекитайское Собрание Народных Представителей образуется из представителей, избранных от провинций, автоном - городов центрального подчинения и Вооруженных Сил. Все малочисленные национальности должны иметь соответствующее число представителей... Законы и другие предложения принимаются простым большинством всех депутатов Всекитайского Собрания Народных Представителей". Данное положение Конституции может быть дополнено пунктом о наделении конкретных представителей властными полномочиями в формате доверительной легитимности.   

"Всекитайское Собрание Народных Представителей и местные Собрания народных представителей различных ступеней избираются демократическим путем, ответственны перед народом и находятся под его контролем. Все государственные административные органы, судебные органы и органы прокуратуры формируются Собраниями народных представителей, ответственны перед ними и им подконтрольны". Подконтрольность представителей власти – это одно из ключевых положений постдемократии. Система подконтрольности организует обратную связь между народом и властью, без которой государство не может существовать как единое – живое – целое.

Таким образом, мы может констатировать: в Конституции КНР заложены все необходимые условия по переходу страны к постдемократии. 

Этапы воссоединения Китая и Тайваня

Вхождение экономики Тайваня в рецессию создает предпосылки к объединению Китая и Тайваня в два этапа. На первом этапе осуществляется взаимное прорастание двух экономик в единое экономическое пространство. На втором этапе в Тайване проводится референдум по вопросу воссоединения.

Текущий мировой кризис гарантированно ускорит процесс взаимного проникновения двух экономик. Именно поэтому, воссоединение Китая и Тайваня может произойти уже в ближайшей исторической перспективе.  

Эпоха человеческого измерения

Главное конкурентное преимущество Китая заключается в аспекте человеческого измерения. Переход к постдемократии и наделение граждан всех стран мира неотчуждаемыми властными правами создает определенные преимущества для Китая, которые могут проявиться в формате постдемократических выборов главы ООН. Представляется, что интеллектуальная элита Китая должна проработать адаптационные форматы перехода к постдемократии, чтобы это не воспринималось как политическая экспансия могущественного Китая  

Переход к постдемократии не может быть внутриполитическим делом какой-либо страны. Постдемократия – это цивилизационный прорыв человечества.

Сегодня внимание широкого круга аналитиков из большинства стран мира приковано к Китаю. Кризисные явления в экономике КНР могут привести к негативным последствиям для многих стран мира. Остается открытым и еще один вопрос: что в состоянии предложить лидеры Китая другим странам мира кроме взаимовыгодного сотрудничества?

Движение к постдемократии может стать прорывным проектом в глобальном масштабе. Постдемократия – это движение к человеческому измерению жизни, реальная альтернатива бесчеловечной глобализации и постмодерну. И Китай может стать флагманом движения человечества в желаемое будущее. Но вначале необходимо решить практическую задачу объединения с Тайванем.     

По теме "Китай в начале ХХI века":

Третья американо-китайская война и Первая глобальная Великая депрессия ХХI века (http://www.polit.nnov.ru/2008/01/19/warusachina3/)

Китай и мировой кризис: асимметричный ответ Китая (http://www.polit.nnov.ru/2008/11/08/chinasimmetr7/)

Конкуренция глобальных Проектов: "Вашингтонский консенсус" vs "Пекинский консенсус" (http://www.polit.nnov.ru/2009/01/06/gistpewashproj2/)

G-2 или американо–китайский двухполярный мир: вызов для Китая (http://www.polit.nnov.ru/2009/01/26/usachina2wchi/)

Статьи по теме "Постдемократия":

Постдемократия и демократия (сравнительный анализ) (www.polit.nnov.ru/2008/12/04/postdemocracy1/)

Объединенная Корея и постдемократия (www.polit.nnov.ru/2008/12/08/postkorunion2/)

Борьба за лучшую долю и ростки постдемократии в США (www.polit.nnov.ru/2009/01/03/postdemousa4/)

Постдемократия и цивилизационный мутагенез: живое против неживого (www.polit.nnov.ru/2008/12/22/postdemozivoe3/)

Исчерпанность демократии в России начала ХХI века (http://www.polit.nnov.ru/2007/02/28/democracypast/)

Новая Конституция России   (www.polit.nnov.ru/2006/03/24/constitution/)

Русская идея и постдемократия (www.polit.nnov.ru/2005/08/22/idea/)

Постдемократия – это желаемое и выстраданное будущее России (www.polit.nnov.ru/2004/07/08/demokracy/)

© 2003-2021, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна