Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Чем, на ваш взгляд, увенчается политика санкций Запада в отношении России?

Результаты опросов
Предлагаем Вам оформить услугу: смена директора в ООО на комфортных условиях! Звоните.
Нижний Новгород Online - Нижегородский городской сайт
nnov.ru - доменная зона Нижнего Новгорода
© 2003-2018, Martovsky
Главная > Эксклюзив

03.03.2009 Пустота и симулякр – ключевые символы постмодерна (Символы и знаки ХХI века – часть 17)

Автор: Маслов Олег Юрьевич

"Симулякр - это нечто, похожее на всё хорошее
и настоящее, при этом являющееся ничем"
(М.Зырянова)

"Чтобы на поверхность пробилось новое, живое,
органичное, для начала нужно уничтожить мир
симулякров"
(Ю.Романенко)

"Проще и спокойнее не замечать пустоты вокруг
или списывать на непреодолимость обстоятельств,
однако, если, несмотря на технический прогресс,
человечество вернется к первобытному хаосу,
вина ляжет на каждого из нас"
(С.Куваев)

"Если долго вглядываться в бездну, бездна начинает
вглядываться в тебя"
(Ф.Ницше)

Интеллектуальный символ – это любой символ, созданный интеллектом. В работе "Лабиринт и тупик" рассматривались основные символы постмодерна. Представляется, что "симулякр" и "пустота" – это ключевые интеллектуальные символы эпохи постмодерна начала ХХI века. Более того, интеллектуальные символы "пустота" и "симулякр" жестко связаны с самой природой символов. С.Строев отметил: "Постмодернистская культура имеет качественно иную суть. Она опустошает символы, лишая их смыслового содержания; она не придает осмысленность и ценность природным и социальным явлениям реальности, а, напротив, обезличивает и обесценивает их. Созданный ею симулякр – искусственный фантом – обладает большей сенсорной и эмоциональной насыщенностью, чем образы реального мира". И с ним необходимо согласиться. 

Определение симулякра

 Из словаря можно узнать, что "симулякр (от лат. simulatio - видимость, притворство) - явление, поведение, предмет, имитирующие с какой-либо целью другое явление, поведение, предмет". О.Родионова выделяет симулякр в рамках генезиса кодов: "Одним из наиболее ангажированных понятий современной философии, культурологии, эстетики стало понятие симулякра. В словаре "Культурология ХХ век" читаем: "Симулякр (франц. — стереотип, псевдовещь, пустая форма) Эра знаков, характеризующая западноевропейскую эстетику Нового времени, проходит несколько стадий развития,  отмеченных нарастающей эмансипацией кодов от их референтов. Отражение глубинной реальности сменяется ее деформацией, затем — маскировкой ее отсутствия и наконец — утратой какой-либо связи с реальностью, заменой смысла анаграммой, видимости — симулякра". Следовательно, мы находимся в матрице, окруженные пустыми формами..."

Сергей Кочеров о симулякре

Философ С.Кочеров отметил, что симулякр – это понятие, "введенное философом Ж.Бодрийаром и означающее продукт симуляции как способа вытеснения смерти из социальной истории. Согласно Бодрийару, симулякр появляется на четвертой стадии развития знака: первая – отражение глубинной реальности; вторая – маскировка и извращение этой реальности; третья – маскировка отсутствия всякой глубинной реальности; четвертая – утрата всякой связи с реальностью и переход от видимости к симулякру. Признавая симулякр бессмыслицей, Бодрийар утверждает, что в нем есть известное очарование, соблазн и совращение, причем выделяет три исторические фазы совращения: ритуальную, эстетическую и политическую. В России первые политические симулякры появились, по всей видимости, не ранее последней трети XVIII в., когда русские цари стали хотя бы на словах признавать, что долг монарха состоит в служении на благо его страны и подданных.  Так, слова Екатерины II: "Мы думаем и за славу себе вменяем сказать, что Мы сотворены для нашего народа", – были подкреплены не только реальными победами русского оружия, но и строительством "потемкинских деревень" на пути ее следования в Крым.

Кочеров выделяет следующее:XIX веке многие симулякры возникают исключительно с целью произвести благоприятное впечатление на Запад, что дало маркизу А.де Кюстину повод сказать: "У русских есть лишь названия всего, но ничего нет в действительности. Россия – страна фасадов". Обе эти традиции производства политических симулякров переплетаются в политической жизни современной России. Они находят свое выражение в таких продуктах политической симуляции, как создание псевдо политических партий и общественных движений,  выборы с заранее определенным результатом, деятельность разных "гражданских форумов" и "общественных палат", выступления властных лиц с популистскими починами и обещаниями и т.д. Явное преобладание всевозможных пиар-проектов и технологий над реальными действиями и конкретными достижениями во внешней и внутренней политике России начала XXI в. позволяет утверждать, что сама политическая жизнь современного российского государства и общества в известном смысле является одним большим Симулякром". Данная позиция позволяет нам увидеть связь "симулякра" с российской реальностью.

Cимулякр и виртуальная реальность

Российский интеллектуал С.Строев выделяет деструктивный мутагенез интеллектуальных символов, в аспекте смысла: "Постмодернистская культура имеет качественно иную суть. Она опустошает символы, лишая их смыслового содержания; она не придает осмысленность и ценность природным и социальным явлениям реальности, а, напротив, обезличивает и обесценивает их. Созданный ею симулякр – искусственный фантом – обладает большей сенсорной и эмоциональной насыщенностью, чем образы реального мира". Но именно сенсорная и эмоциональная насыщенность симулякра лежит в основе привлекательности симулякра. Аналогичный эффект известен в природе красок. Известно, что натуральные краски, используемые в создании икон, не обладают яркостью и эффектностью ненатуральных красок. Так и симулякр создает в сознании человека более яркую виртуальную картину, чем та, что существует в реальности. На этом эффекте акцентирует внимание С.Кургинян: "Население всегда будет реагировать на симулякры, неотличимые от действительности... виртуальная реальность мира СМИ может полностью заменить реальную".

В.Малкин перечисляет интеллектуальные символы, называя их симулякрами: "Предметом публичной политики становятся симулякры из серии "либеральных империй", "защиты демократии", "восстановления управляемости государством", "стратегий успеха", "удвоения ВВП". Реальные же политические решения – от изменения налоговой системы и поправок к УК до отставки правительства и урегулирования в Чечне – принимаются в тишине, становясь предметом комментирования постфактум, но не публичной политики как таковой". И в этом нет ошибки. Симулякр, в большинстве случаев, является и интеллектуальным символом.

Политическая реальность как симулякр

Представление о политической реальности как о симулякре является интересным, по крайней мере, по той простой причине, что это позволяет анализировать политическую реальность не в отживших свой век понятиях модерна. "Недавно Майдан-симулякр праздновал симулякр-революцию. Симулякру радостного народа предъявили симулякр-единую команду, которая была фоном для странной речи, с которой выступил симулякр-президент. Позже симулякр- оппозиция раскритиковала то, что сказал симулякр-президент, а симулякр- эксперты сделали симулякр-анализы, которые распространили симулякр- журналисты. Добро пожаловать в страну-симулякр – Украину", - так описывал реальность на Украине Ю.Романенко, главный редактор "Политэ". О.Родионова иронизирует: "У нас даже более интересная ситуация: язык понятен, а смысл — нет".

С.Бирюков делает алармистское обобщение: "Цель Постмодерна — торжество "глобального мира" во главе с "глобальной элитой", подчиняющей себе мир и выстраивающей тонкую сеть манипуляций людьми, ресурсами и общественным сознанием масс". С.Строев выделяет следующее: "Существенная граница сегодня проходит не между националистами и коммунистами и не между "радикалами" и "конформистами". Существенная граница проходит между теми, кто удовлетворённо и бездумно потребляет предложенные им сценарии ролевых игр, и теми, кто, осознавая виртуальность политического пространства и стремясь разобраться в устройстве этого симулякра, учится играть не против прописанных в сценарии "противников", а на перехват самого сценария".

Отметим, что политическая реальность связана и с символом "пустота". М.Ремизов считает, что "все государства СНГ возникли как пустотные государства без народов (в лучшем случае, с "династиями", как Азербайджан, но этого мало...). Т.е. с самого момента своего рождения оказались в ситуации кризиса легитимности (не власти, а самой государственности)".

Живое и симулякр

М.Зырянова дала визуально-метафорическое определение симулякра: "Если дети когда-нибудь меня спросят: “Мама, а что такое симулякр?” - я в ответ скажу им: Дети! Посмотрите фильм Андрея Звягинцева “Изгнание” И вы сразу поймете, что такое симулякр. Симулякр - это нечто, похожее на всё хорошее и настоящее, при этом являющееся ничем". Ю.Романенко делает важнейший вывод: "Чтобы на поверхность пробилось новое, живое, органичное, для начала нужно уничтожить мир симулякров". Представляется, что под этим высказыванием могли бы подписаться миллионы интеллектуалов, способных отличить живое от всех видов симулякров.   

Пустота и мы

Для русского слуха более привычно слово "пустота". Поговорка "чтоб тебе пусто было" позиционирует пустоту в рамках негативного ряда. В России пустоте противостоит божественное, живое творчество.

С.Куваев сфокусировал внимание на истории противостояния пустоте: "Что заставило древнего человека отказаться от лишнего куска жареного оленя? Почему он не пошел на охоту и не отнял пищу у своего соседа? Зачем он, разбивая руки в кровь несовершенным инструментом, выцарапывал на скале непонятные линии? Видимо, он остро ощутил агрессию и ужас пустоты. Спасибо тебе, древний художник. Ты не только сохранил для потомков радость оленей, бегущих через ручей, но и отвоевал у пустоты кусочек вечности". Куваев предложил свою версию противостояния творчества пустоте: "Японский иероглиф "гэки" (театр) состоит из двух частей - Левая обозначает "пустоту", а правая - "клевец" (боевой топор с узким лезвием). Трактовать это сочетание можно по-разному, но для меня это символ борьбы с пустотой. Конечно, если внимательно изучить весь путь мирового театра, можно сказать, что борьба, увы, не в его пока пользу... Сила театра в сиюминутности мгновения, которое невозможно остановить, и потому так опасного для пустоты".

Заданность пустоты

Выдающийся интеллектуал А.Зиновьев отметил: "Слова “капитализм” и “демократия” — это идеологические пустышки. Реальный Запад совсем другой. И та социальная система, которая там сейчас существует, - это уже сверхобщество". В.Карпец также связывает капитализм с пустотой через символ "ничто": "Капитализм есть извлечение прибыли из денег как универсального эквивалента, увеличения объема этого универсального эквивалента без увеличения того, эквивалентом чего он собственно является. Иными словами, это творение богатства из ничего, ех nihilo. Наиболее точно выразил это не профессиональный экономист, а великий поэт ХХ века Эзра Паунд: "Банк извлекает выгоды из процентов на монету, которую он творит из ничто"

С.Куваев связывает символ "деньги" с символом "пустота": "Деньги уже давно утратили свою первоначальную функцию - служить эквивалентом затраченного труда. Теперь наличие денег, в первую очередь, - право на определенную часть национального продукта, а способ получения этого права далеко не однозначен. Пустота, воплощенная в денежных знаках, серьезно претендует на мировое господство. Неслучайно символ, обозначающий доллар, - это эзотерический знак, не менее сильный и опасный, чем свастика. Однако, если задуматься, деньги остаются всего лишь бумажками, которые наряду с другими "ценными бумагами" сами не представляют ни какой ценности". И в эту зияющую пустоту втягивается сейчас весь мир. 

Перезагрузка пустоты и "мундир власти"

Известный журналист Л.Радзиховский иронизирует, вглядываясь в недалекое будущее России: "Перезагрузка лжи. А точнее – перезагрузка идеологической пустоты, при сохранении паразитически-рентной сырьевой экономики. Вот такая государственная задача встанет "перед нами", как полагается говорить по ТВ. Ну "перед нами" — так перед нами...". Представляется, что его ирония направлена не по адресу. Весь мир пронизан постмодерном, и Россия не является исключением.

 К.Киселев отметил: "Телевизионный Горбачев был просто человеком. Телевизионный Ельцин был своим человеком. Самодуром, баррикадным борцом, пьяницей, мужем, политиком, дедушкой. Путин - только форма власти. Ее мундир Путин — зеркало, в котором каждый видит то, что хочет". П.Святенков использует для описания политической реальности один из ключевых символов постмодерна – зеркало: "Путин — это зеркало. Разумеется, он не Толстой, не зеркало русской революции. Нет, его сила в другом. Он "зеркалит" собеседника. Некто задаёт Путину вопрос. Путин же в ответ полностью повторяет вопрос, добавляет к нему необязательную статистику и благие пожелания. Вопрошающему кажется, что он услышал блестящее решение своей проблемы. Он не замечает, что Путин вернул ему его же вопрос, ничего в нём не изменив и реально не ответив". Признаем, что только в формате символов постмодерна политическая реальность обретает определенную осмысленность.

Всеохватывающая пустота

Н.Петров, описывая политическую реальность начала ХХI века, отметил: "Опустынивание политического ландшафта, откуда исчезли относительно независимые игроки: партийные лидеры, губернаторы, олигархи. Остался один лишь президент с его колоссальным рейтингом, окруженный абсолютно непрозрачной администрацией и техническими фигурами премьера, спикеров обеих палат Федерального Собрания и других чиновников". С.Кара-Мурза убежден в том, что "не убедили большинство людей ни Гайдар с Чубайсом, ни Абрамович с Дерипаской, ни Познер со Сванидзе в том, что их мораль и принципы жизни справедливы и благородны. Посмотрели мы на них и так, и эдак, и все с ними ясно. Пустота и творческое бессилие. Это не строители, с ними Россию ждет тупик, а из него – в пропасть".

С.Глазьев, вглядываясь во власть, видит пустоту: "Нами руководят невежественные люди, не понимающие значения науки и  научно-технического прогресса в обеспечении современного экономического роста. Правительственные экономисты могут часами вести пустые разговоры о макроэкономической стабилизации, стерилизации и прочих способах ограничения экономического роста, не понимая, что в основе последнего сегодня лежит научно-технический прогресс, на  долю которого в развитых странах приходится 90% роста ВВП". Но, к сожалению, пустоте власти противостоит пустота оппозиции: "Они могут пламенно проклинать Америку, ислам, путинский режим и т.д., но на вопрос: "А сами-то чего хотите?" обычно раздается лишь звенящая пустота — или банальности вроде построения того же самого "национального государства", только "хорошего" (В.Штепа). 

Пустота политической сферы

Деидеологизация политической сферы – это осознанный путь к пустоте. Какова идеология партии "Единая Россия"? Д.Фурман выделил следующее: "КПСС была партией с великой историей и с догматической идеологией, вначале вызывавшей действительно религиозную веру, за которую умирали и убивали. Начальный этап ее существования – это РСДРП (б), крохотная революционная секта, со всеми свойственными секте верой, преданностью и энтузиазмом. Когда она пришла к власти, в нее, естественно, хлынул поток карьеристов и конформистов. Однако ее идеология была настолько мощной, а достижения настолько очевидными, что и десятилетия спустя многие люди вступали в КПСС, потому что действительно "хотели быть в передовых рядах строителей коммунизма"... У "Единой России" нет ни славного революционного прошлого, ни своей идеологии. Она не боролась за власть, а, можно сказать, стояла у власти еще до своего рождения. Ей не нужно проходить через период ожесточенной идейной внутренней борьбы, в которой вырабатывается догма. В ней нет идей, из-за которых могла бы вестись такая борьба, поэтому в ней с самого начала – полное спокойствие, и могут быть только клановая борьба на местах и подковерные интриги вверху". Фурман иронизирует: "У "Единой России" не было детства – она "родилась старой".

Принципиальным является то, что в соответствии с требованиями эпохи постмодерна у правящей партии в России в начале ХХI века не может быть идеологии. В Сурков так наставлял партийных функционеров "Единой России": "Забудьте о том, правые вы или левые. Партия общенациональная и здесь синтезированы, как и в обществе, разные интересы... А у наших оппонентов как раз нет идеологии. Хотя они вам говорят: "У вас ее нет". У них ее нет".

Концепция и концептуальный формат

В.Пелевин в своем творении "Чапаев и пустота" вводит слово "зарука": "Надо, значит, идти - вот и весь сказ, такая моя командирская зарука..."  Представляется, что слово "зарука" в наибольшей степени объясняет, чем отличается концепция от концептуального формата. "Зарука" – это концептуальный формат, который может быть наполнен любым смыслом. Точно также, как наполнялся смыслом "реальный социализм", а по прошествии 15 лет - "суверенная демократия". Именно это отмечалось в работе "Ключевые концепции и интеллектуальные символы перед распадом СССР". Концептуальный формат – это своеобразная пустота, которая заполняется неким содержанием. Причем, содержание в значительной степени определяется самим, заполняющим пустоту. 

Концепция – это система взглядов. Концептуальный формат – это "ловушка из пустоты", чаще всего сформированная для обозначения спонтанно сотворенной реальности. Признаем, что число "ловушек из пустоты" неуклонно растет. Так, недавно мы узнали, что будущее России предначертано в скрижалях под названием "Программа 2020". Цифры должны обозначать вполне конкретную историческую перспективу, но всепроникающий постмодерн уже сделал свое "черное" дело, и достаточно широкий круг функционеров партии "Единая Россия" публично называют данный документ "программа двадцать двадцать". Так "Молодая гвардия" единоросов провозгласила лозунг: "Стратегию "ДВАДЦАТЬ-ДВАДЦАТЬ" - реализовывать ДВАДЦАТИ тысячам молодых депутатов".

А пустота требует все новых и новых симулякров.

По теме: Символы и знаки ХХI века:

Концепция интеллектуальных символов и символьно-знаковых полей. (http://www.polit.nnov.ru/2007/05/08/symbolconcept/) (Демо-версия)

Ключевые концепции и интеллектуальные символы перед распадом СССР (http://www.polit.nnov.ru/2008/11/20/concepthistory1/)

Символы "химера" и "антисистема" в сфере политики (Символы и знаки ХХI века – часть 16) (http://www.polit.nnov.ru/2008/12/26/symbolhimera/)

В плену "погасших" символов. Архаичные символы. Стабильность – хаос.  (http://www.polit.nnov.ru/2006/10/19/symbolone/) (Символы и знаки ХХI века - часть 1)

 Символы постмодерна. Тупик - лабиринт. (http://www.polit.nnov.ru/2006/10/25/symboltwo/) (Символы и знаки ХХI века - часть 2)

Революция и кровь. (http://www.polit.nnov.ru/2006/11/20/symbolrev/) (Символы и знаки ХХI века - часть 3)

Война как символ. (http://www.polit.nnov.ru/2007/02/21/symbolwar/) (Символы и знаки ХХI века - часть 4)

"Партии" как символ ХХI века. (http://www.polit.nnov.ru/2007/03/15/symbolpartiotism/) (Символы и знаки ХХI века - часть 5)

"Вашингтонский обком" – ключевой символ в России начала ХХI века. (http://www.polit.nnov.ru/2007/03/19/symbolwashobkom/) Символы и знаки ХХI века - часть 6)

Интеллектуальные гиперсимволы. (http://www.polit.nnov.ru/2007/04/10/symbolhyper/) (Символы и знаки ХХI века - часть 7)

Символ "трибунал" и будущее России. (http://www.polit.nnov.ru/2007/06/20/symboltribunal/) (Символы и знаки ХХI века - часть 8)

Особенности контент-анализа символьно-знаковых полей. (http://www.polit.nnov.ru/2007/06/26/symbolkontent/) (Символы и знаки ХХI века - часть 9)

Концепт-символы ХХI века и тайм-символы ХХ века. (http://www.polit.nnov.ru/2007/07/03/symcontime/) (Символы и знаки ХХI века - часть 10)

Символ "гламур". (http://www.polit.nnov.ru/2007/07/11/symbolglamour/) (Символы и знаки ХХI века - часть 11)

Генезис символа "холокост" и будущее государства Израиль. (http://www.polit.nnov.ru/2007/05/28/softholokaust/)

Четыре всадника Апокалипсиса начала ХХI века. (http://www.polit.nnov.ru/2007/07/16/apocalypses/) (Символы и знаки ХХI века - часть 12)

Символ "застой". (http://www.polit.nnov.ru/2007/09/25/symbolzastoy/) (Символы и знаки ХХI века - часть 13)

Символ "Великая депрессия" и неизбежность "кастового самоубийства" финансистов в ХХI веке (Символы и знаки ХХI века – часть 14) (http://www.polit.nnov.ru/2007/10/23/symbolgreatdep/)

Графические символы в ХХI веке (Символы и знаки ХХI века – часть 15) (http://www.polit.nnov.ru/2008/07/04/symbolgraf/)

© 2003-2018, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна