Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже?

Результаты опросов
© 2003-2024, Martovsky
Главная > Эксклюзив

28.03.2009 G-20 в контексте новейшей глобальной истории: апрель-2009 (Заметки по новейшей глобальной истории - часть 12)

Автор: Маслов Олег Юрьевич

"Зло подкрадывается как болезнь.

Добро прибегает запыхавшись, как врач"

 (Гилберт Кит Честертон)

Что именно позволяет отнести то или иное событие в разряд исторического? Необходимо признать, что новейшая история в плену политической конъюнктуры. Историческими называют выступления политических лидеров, несмотря на то, что они практически на 100% состоят из общих банальных фраз и лозунгов. Довольно часто историческими называют съезды каких-либо партий, несмотря на то, что все без исключения партии – это всего лишь политические артефакты прошлого, выполняющие в начале ХХI века роль информационных технологических завес. Каков сегодня контекст новейшей глобальной истории?

Сегодня мы должны признать, что саммиты G-20 вошли в контекст новейшей глобальной истории. Косвенно это подтверждают и те публичные высказывания, в которых влияние G-20 оспаривается. "Большая семерка" изжила себя как нерепрезентативный "элитный клуб", "восьмерка" с привлечением России тоже выдохлась, а "двадцатка" - слишком молодой механизм, на жизнеспособность которого еще предстоит посмотреть", - заявил телеканалу "Феникс" бывший член правления Morgan Stanley, экономист Се Гочжун. Се Гочжун считает, что предстоящий 1-2 апреля 2009 года саммит G-20 всего лишь упаковка для более важного: "В реальности встреча "двадцатки" представляет собой "саммит двух" - Китая и США. "Большой двойке" необходимо достичь консенсуса по широкому кругу экономических вопросов - только в этом случае можно говорить о решении проблем глобальной экономики". Именно это заявление и заставляет пристальнее вглядываться в публичную и скрытую повестки предстоящего саммита.

Что ожидать от очередного саммита G-20

Поле ожиданий, связанное с саммитом G-20, состоит из двух частей. Публичная часть антикризисного саммита:

·        Выступление Барака Обамы, как форма подтверждения (пиар-доказательство) мирового лидерства США

·        Доклад Гордона Брауна об основных направлениях реформирования мировой валютно-финансовой системы

·        Презентация мировой экономической хартии Ангелы Меркель, существенной в формате осенних выборов в Германии

·        Обсуждение сценариев выхода из мирового кризиса (самопрезентации лидеров стран G-20)

Отметим, что ряд аспектов уже привлекли пристальное внимание экспертов многих стран мира. В первую очередь это:

·        Перспективы создания новой мировой резервной валюты

·        Перспективы отказа большинства стран мира от части своего суверенитета в рамках усиления контроля над финансовыми рынками и для предотвращения будущих кризисов

·        Перспективы новых сепаратных договоренностей между Китаем и США

"G20 wishlist"

The Financial Times (11.03.2009) провела анализ предложений всех стран-членов G-20 форума, которые будут обсуждаться в Лондоне, и презентовала "G20 wishlist". Основные пункты:

·        Усиление контроля над финансовыми рынками. По данным FT за усиление контроля над финансовыми рынками выступают 11 из 20 членов G20 -  США, Канада, Великобритания, Франция, Германия, Италия, ЕС, Япония, Китай, Аргентина, Бразилия. Предложения различных стран расходятся по многим параметрам: должны контролироваться все продукты и все участники мирового рынка или только часть, необходимо ли создавать единый глобальный регулирующий орган или требуется межстрановая кооперация регуляторов, требуется ли тотальный контроль над хедж-фондами, - вот далеко не полный перечень вопросов, по которым мнения лидеров различных стран расходятся. Напомним, 17 марта 2009 года в  совместном письме к руководству Евросоюза Ангела Меркель и Николя Саркози предложили ЕС выступить с предложением, чтобы все хедж-фонды и другие частные инвестиционные компании, деятельность которых несет системные риски для мировой финансовой системы, были надлежащим образом зарегистрированы, и в отношении них должны действовать единые правила регуляции и контроля.

·        Реформа и усиление МВФ. За реформу МВФ высказались, по данным FT ЕС, Великобритания, Германия, Россия, Китай, Индонезия, Саудовская Аравия, Канада и Мексика. Ведущие страны (majors), имеющие достаточный вес в МВФ, высказываются за наполнение счетов дополнительными средствами. Лидеры других стран стремятся усилить свое влияние.

·        Выделение средств на новые глобальные пакеты помощи. По данным FT за существенное увеличение средств на новые глобальные пакеты помощи выступают США, Япония, Великобритания и Турция. Это позволяет предположить, что значительные средства выделены не будут.

·        Повышение роли развивающихся экономик. По данным FT за повышение роли развивающихся экономик выступают Бразилия, Индия, Аргентина, Индонезия, Мексика, Южная Африка, Турция, Россия и Китай.

·        Борьба с протекционизмом. По данным FT за усиление борьбы с протекционизмом выступают шесть членов G20: Бразилия, Индия, Канада, Япония, Южная Корея и Турция. Вероятность принятия конкретных резолюций по данному вопросу крайне низка.

·        Борьба с оффшорами. По данным FT за усиление борьбы с оффшорами выступают лишь США, Великобритания, Аргентина и Франция.

Хрупкое глобальное равновесие и новая мировая резервная валюта

23 марта 2009 года Китай предложил заменить американский доллар в качестве глобальной резервной валюты новой международной системой, контролируемой Международным валютным фондом. Данное событие необходимо отнести к знаковым историческим событиям. Именно это заявление наглядно демонстрирует, насколько непрочным является нынешнее равновесие на глобальном валютно-финансовом рынке.

Политика Китая является крайне последовательной, и именно это заставляет воспринимать данное заявление, как своеобразный "пробный шар". Сложно представить, что руководство Китая откажется от данной перспективы. Именно это позволяет предположить, что любые решения предстоящего саммита не станут решающими, в аспекте влияния на текущий мировой кризис.

 Аналитик Стивен Кинг выразил надежду на благополучный исход предстоящего саммита: "К счастью, некоторые из этих проблем можно решить на заседании Большой Двадцатки, которое состоится 2 апреля.  Как минимум, необходимо создать новую глобальную инфраструктуру, которая позволит обеспечить рынки капитала тем, чем ВТО обеспечила торговлю. Это может быть и усиление роли МВФ, и расширение полномочий Банка международных расчетов. Но захотят ли наши лидеры воспользоваться этой возможностью - другой вопрос.  Новая американская администрация поддерживает политику "покупай американские товары", а новый министр финансов Тим Гейтнер уже начал угрожать: "Китай - валютный манипулятор". В тоже время русские жаловались в Давосе на то, что американцы  в действительности неправильно используют статус их резервной валюты". 

Кинг подчеркнул: "Если Барак Обама и Бен Бернанке  включат печатные станки, то предполагаемое падение стоимости доллара заставит владельцев казначейских облигаций на развивающихся рынках заняться своими убытками, выраженными в национальной валюте.  Остальные страны начинают осознавать, что в случае крайней необходимости американские политики с радостью переложат бремя коррекции с внутренних должников на плечи иностранных кредиторов.   Как отреагируют кредиторы? Будут ли они рассматривать печатный станок, как средство дефолта? Если да, то, что будет со статусом доллара, как мировой резервной валюты? В условиях этого нового нестабильного мира мы можем выйти на уровень совершенно новых экономических и политических отношений". 

Заявление главы ФРС Бена Бернанке, что "ФРС вынуждена печатать деньги" - в преддверие предстоящего саммита не повышает уровень доверия между Китаем и США. Обратим внимание на то, что заявление Бернанке последовало после визита Хиллари Клинтон в Китай, а также после того, как Вэнь Цзябао обратился к США за гарантиями надежности и безопасности американских активов, и выступления Обамы, в ходе которого президент США заверил всех, что американские активы более чем надежны

Новые идеи?

Экономист М.Хазин задал вопрос в преддверие саммита G-20: "Но тогда что они собираются реформировать? А систему МВФ-Мирового банка, эффективность которых стала существенно падать в последние годы. Ничего удивительного, впрочем, в этом нет – поскольку эти институты были созданы в рамках Бреттон-Вудских соглашений, с целью институционализировать вывоз капитала. И как только вывозить становится некуда (в 70-е годы прошлого века был исчерпан потенциал мировой капиталистической системы, сейчас – всей мировой экономики), их эффективность резко падает – как и эффективность капитала вообще".

Д.Сорос отметил: "Нам нужны новые идеи, а не перетасовка органов регулирования. Федеральная резервная система уже давно наделена полномочиями на установление норм и правил жилищного кредитования, но не способна их реализовать. В течение последних 25 лет финансовые органы и регулируемые ими институты, руководствуются принципом рыночного фундаментализма: святой верой в то, что рынки стремятся к равновесию, отклонения от него - случайность. Все финансовые инновации - управление рисками, торговые стратегии, сборная солянка из производных и синтетических финансовых инструментов - основаны именно на таком убеждении. Их появление стало возможным благодаря непоколебимой вере властей в способность рынков к саморегулированию" (19.04.2008). Так какие новые идеи планируют обсудить на предстоящем саммите?

Отказ от части суверенитета

Советник Белого дома по экономическим вопросам Лоуренс Саммерс призвал власти США возглавить мировое движение за улучшение стандартов регуляции финансовой и экономической деятельности и предупредил, что конкуренция среди самих регуляторов не приведет ни к чему хорошему (Reuters). Выступая на экономическом форуме в институте Брукингса в Вашингтоне, Саммерс заявил, что "не должно существовать в значительной степени связанных между собой институтов или рынков, избегающих процедур регуляции". Экономический советник считает: "США должны поставить вопрос о повышении регуляторских стандартов во всем мире и приведении их к единому знаменателю". Саммерс настаивает на том, что всем странам необходим механизм жесткой координации внутриэкономической политики, прежде всего, бюджетной и денежной. Таким образом, вопрос поставлен о значительном сокращении суверенитета большинства стран мира.

Французские аналитики Катрин Матье и Анри Стердиньяк считают: "Под эгидой МВФ мог бы действовать экономический и финансовый комитет, в задачу которого входили бы выработка общих ориентиров монетарной и бюджетной политики, проверка совместимости целей обеспечения положительного сальдо по текущим операциям и достижение соглашения об обменном курсе валют на том уровне, который должны поддерживать центральные банки. Однако решать эти задачи очень трудно. Какой доктриной должен руководствоваться такой комитет, делая выбор между ростом и стабильностью? Каждая страна должна была бы отказаться от части своего суверенитета и подчиниться дисциплине, установленной вовне, центральные банки потеряли бы независимость. Но что делать, если та или иная страна откажется выполнять принятые решения?"

Российский экономист Г.Попов предложил еще более радикальный шаг: "Необходимо изъять из национальной компетенции и передать под международный контроль ядерное оружие, ядерную энергетику и всю ракетно-космическую технику. Нужна передача под глобальный контроль всего человечества всех богатств недр нашей планеты. Прежде всего — запасы углеводородного сырья. Под мировой контроль должна перейти охрана окружающей среды и мирового климата". Было бы любопытно посмотреть, как все это будет претворяться в жизнь, особенно в аспекте передачи недр России "под глобальный контроль всего человечества".

G-20 и глобальная политическая сфера

И.Бреммер и Н.Рубини  в конце 2008 года предположили: "На недавнем саммите G-20 мировые лидеры обещали координировать свои действия, касающиеся борьбы с кризисом. Этого не произойдет, так как политики разрабатывают антикризисные программы, руководствуясь нуждами своих избирателей, а не проблемами глобальной экономики. Это относится ко всем, от Вашингтона до Пекина. Именно поэтому в 2009 году политика будет напрямую управлять экономикой, и именно она будет самой большой угрозой для рынков". Сегодня многие аналитики обеспокоены перспективой полного контроля над мировой валютно-финансовой сферой со стороны национальных государств. Представляется, что наиболее опасно другое – окончательный выход глобальной финансово-экономической сферы из-под контроля политиков.

В 2000 году Г.Шредер на конференции "Современное управление в ХХI веке" заявил: "Мы не желаем господства рынка над политикой, а стремимся к балансу сил в национальном и международном масштабе...Мы позаботимся о возвращении политической составляющей, особенно в аспекте глобализации и проблем, связанных с ней" (Deutschland, №4, 2000). Увы, за первые годы нового тысячелетия влияние политических институтов на финансово-экономические процессы и процесс глобализации в целом практически утрачен.

Президент РФ Дмитрий Медведев, выступая на конференции посвященной 15-летию Конституции РФ, заявил: "Разразившийся в последние месяцы финансовый кризис - это во многом результат отклонений от этого принципа (верховенства права в экономической деятельности). Деформация представлений о правах и обязанностях участников финансовых отношений и глобальных экономических связей уже привела к тяжелой ситуации в экономиках многих государств". Начало обсуждения перспектив новой мировой резервной валюты – это шаг в аспекте усиления правового регулирования финансово-экономических процессов. Но это и шаг к радикальному изменению "политической карты мира". Причем, изменения "карты мира", связанные с крушением СССР и всей системы социализма, по сравнению с грядущими изменениями, будут выглядеть как косметические.

Явное и тайное

За месяц до саммита в Лондоне министр финансов КНР Янг Жиечи заявил, что США и Китай должны работать вместе для преодоления кризиса (07.03.2009). По мнению Янг Жиечи, главы двух государств встретятся впервые на саммите в Лондоне, и то, как они будут развивать экономические связи, будет зависеть курс экономики мира. США покупает товаров из Китая больше, чем любая другая страна мира. Китай же является обладателем самого большего количества правительственных бондов США. В дальнейшем позиция Китая прояснилась.

23 марта 2009 года Китай предложил заменить американский доллар в качестве глобальной резервной валюты новой международной системой, контролируемой Международным валютным фондом. На сайте Народного банка Китая было опубликовано заявление управляющего Центробанка Чжоу Чжаочуаня о том, что целью было бы создание резервной валюты, "не связанной с каким-либо государством и способной сохранять стабильность в долгосрочной перспективе, таким образом ликвидируя недостатки, присущие национальным валютам, основанным на кредитах" (K2Kapital). Бывший член правления Morgan Stanley Се Гочжун заявил: "Не стоит ожидать обсуждения конкретных вопросов на саммите "двадцатки". Какие-либо ощутимые результаты по его итогам могут принести только американо-китайские консультации". И к данным словам многие аналитики отнеслись с повышенным вниманием.

М.Делягин считает, что уровень интеграции, достигнутый мировой экономикой, превышает возможности современной системы управления, но "совершенно недостаточен для того, чтобы ввести качественно новую мировую резервную валюту, не являющуюся национальной валютой той или иной страны мира". 

Действительно, предпосылок для директивного введения новой мировой резервной валюты сегодня нет. Возникает естественный вопрос: для чего руководство Китая вводит в глобальный контекст новую резервную валюту? Для многих аналитиков ответ очевиден. Китай, таким образом, усиливает свои позиции в сепаратных переговорах с руководством США, используя тему "новой мировой резервной валюты" в качестве своеобразной "дубинки". Приезд в Китай Хиллари Клинтон, а главное, содержание переговоров, осуществленных Госсекретарем США в ходе ее визита в Поднебесную, убедили многих в Китае в слабости американской позиции.  

Предложения России

В опубликованных 16 марта 2009 года на официальном сайте президента РФ "Предложениях Российской Федерации к саммиту "Группы двадцати" в Лондоне (апрель 2009 года)" предлагается "поручить МВФ (или специальной уполномоченной рабочей группе "двадцатки") подготовить исследования следующих сценариев:

– Расширение (диверсификация) перечня валют, используемых в качестве резервных, на основе принятия согласованных мер по стимулированию развития крупных региональных финансовых центров. В этом контексте следует проработать вопрос о создании специфических региональных систем, способствующих снижению волатильности обменных курсов таких резервных валют.

– Создание наднациональной резервной валюты, эмиссия которой будет осуществляться международными финансовыми институтами. Представляется целесообразным рассмотреть роль МВФ в этом процессе, а также определить возможность и необходимость принятия мер, которые позволят СДР стать признанной всем мировым сообществом "суперрезервной" валютой".

Данное предложение позволяет по достоинству оценить выжидательную позицию руководства России перед предстоящим саммитом и в кратчайшей исторической перспективе.

G-20 и периферийны страны

Д.Сорос отметил на страницах The Financial Times следующее: "Необходимо реформировать международную финансовую систему. Не справляясь с задачей обеспечения общего игрового пространства, нынешняя система способствует тому, что страны оказываются под контролем международных финансовых институтов, в частности США, и действует в ущерб периферийным странам. Эти страны должны подчиняться рыночной дисциплине, правила которой диктуются из Вашингтона, в то время как сами США им не следуют". Сорос подчеркнул: "Насколько несправедливо устроена система, тоже показал кризис, начавшийся в Соединенных Штатах, но нанесший гораздо больший урон периферийным странам. Необходима помощь, чтобы защитить финансовые системы периферийных стран, включая и торговлю, некий организм, который бы располагал большими защитными фондами, доступными при малейшей необходимости и на короткий период времени. Правительства периферийных стран также будут нуждаться в долгосрочном финансировании, чтобы иметь возможность проводить противоположную экономическим циклам фискальную политику" (28.01.2009).

В преддверие саммита, Сорос выделил следующее: "Будет ужасно, если саммиту позволят превратиться в дискуссионный клуб. Недостаточно заявить об общих принципах. Необходимо договориться о практических мерах, обеспечивающих развивающемуся миру, периферийным странам защиту от шторма, возникшего в центре". А.Латкин отметил: "Выяснилось, что страны Африки к концу нынешнего года могут потерять 49 млрд долларов, говорится в исследовании ActionAid, которое приводит BBC. Формально такими потерями сейчас никого не удивишь – в США некоторые структуры типа страховой группы AIG списывают сравнимые цифры. Однако для Африки эта сумма может оказаться критической – страны континента уже потеряли почти 27 млрд долларов из-за падения доходов от экспорта. Эта сумма эквивалентна 10% доходов всех африканских стран. Однако от Африки на G20 позвали только ЮАР. И вряд ли ее голос будет услышан в Лондоне.. По расчетом Deutsche Bank, развивающиеся страны должны в 2009 году рефинансировать долги на 1,44 трлн долларов".

Положение периферийных стран в условиях долгосрочного кризиса практически безнадежно. Из трех видов глобальной рецессии - L-рецессия, и  W-рецессия убийственны для экономик периферийных стран. Именно поэтому, будущие инициативы лидеров периферийных стран могут оказать значительное влияние на последующий ход мировых событий.

Сегодня можно предположить, что инициатива президента Казахстана Н.Назарбаева о введении глобальной валюты под названием "акметал" связана с утечкой информации из Китая. Но уже в ближайшей исторической перспективе элиты многих периферийных стран будут поставлены в крайне жесткие рамки, когда дефолт будет выглядеть единственной формой спасения. Текущий мировой кризис уже в ближайшее время трансформируется в кризис властных элит в большинстве периферийных стран мира. И, может быть, они отбросят комфортный самообман и начнут искать выход из трагической ситуации. Или как пошутил один Web Doe: "Вечным сирым и нищим, этим африкам, азиям и россиям, придется призвать на земное царство Мировое Правительство и после этого вечно прозябать в своей убогой беспросветности. Зря что ли такой кризис замутили".    

Замена G-8 на G-20 в качестве публичного модератора глобальных изменений – это всего лишь демонстративное расширение элитного круга избранных стран, способных оказать влияние на общемировые процессы. Не более того. Длительный кризис может привести к тому, что несколько десятков стран мира станут банкротами. Сегодня в различных странах мира в отставку уходят правительства, но элиты большинства периферийных стран излучают уверенность в том, что их "не бросят". Почитайте, о чем пишут СМИ в тех странах, что уже получили помощь от МВФ. "Блажен кто верует"...  

 

По теме "G-20":

Саммит G-20 15 ноября 2008 года и "ситуационная комната" (http://www.polit.nnov.ru/2008/10/30/situationroomg20/)

Саммит G-20 15 ноября 2008 года глазами экспертов (http://www.polit.nnov.ru/2008/11/15/expersumm20/)

По теме "Новейшая глобальная история":

Модераторы глобальных дискурсов: Давосский форум, G-7, G-8, G-20 (Новейшая глобальная история в формате direct – часть 4) (http://www.polit.nnov.ru/2009/02/01/gistdavosgmoder4/)

G-20 - "Новый Бреттон-Вудс" и глобальная энергетическая Хартия (новейшая глобальная история в формате direct – часть 5) (http://www.polit.nnov.ru/2009/02/08/gistenbrwoods5/)

Новейшая глобальная история в формате direct: ФРС и ОПЕК (http://www.polit.nnov.ru/2008/12/18/gistoryonline1/)

Мировой кризис – путь к Новому Мировой Порядку? (новейшая глобальная история в формате direct – часть 11) (http://www.polit.nnov.ru/2009/03/27/gistneworldnmp11/)

Доллар США в истории человечества (http://www.polit.nnov.ru/2008/12/15/usadollgistory/)

Геополитические итоги 2008 года (новейшая глобальная история в формате direct – часть 6) (http://www.polit.nnov.ru/2009/02/10/gist08directgeo/)

Конкуренция глобальных Проектов: "Вашингтонский консенсус" vs "Пекинский консенсус" (Новейшая глобальная история в формате direct – часть 2) (http://www.polit.nnov.ru/2009/01/06/gistpewashproj2/)

G-2 или американо–китайский двухполярный мир: вызов для Китая (http://www.polit.nnov.ru/2009/01/26/usachina2wchi/)

История сокрытия американской рецессии или мир между Великой рецессией и Первой глобальной Великой депрессией (новейшая глобальная история в формате direct – часть 7) (http://www.polit.nnov.ru/2009/02/24/gistgreatrecess7/)

Текущий мировой кризис 2007-2009 и далекий 1971 год  (новейшая глобальная история в формате direct – часть 8) (http://www.polit.nnov.ru/2009/03/15/gistnew1971/)

Особенности войн начала ХХI века – год 2009-й: "газовая" война и агрессия Израиля против сектора Газа (Новейшая глобальная история в формате direct – часть 3) (http://www.polit.nnov.ru/2009/01/14/gistwargazaukr3/)

Технология выхода из мирового кризиса: "плохой" банк  для "токсичных" активов (новейшая глобальная история в формате direct – часть 9) (http://www.polit.nnov.ru/2009/03/16/gistbadbanktox9/)

Технология сотворения и "пирсинга" пузыря: "проблема – 2000" и обвал рынка NASDAQ (новейшая глобальная история в формате direct – часть 10) (http://www.polit.nnov.ru/2009/03/19/gistcrisisdot2000/)

© 2003-2024, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна