Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Чем, на ваш взгляд, увенчается политика санкций Запада в отношении России?

Результаты опросов
поддержка сайта компании
Нижний Новгород Online - Нижегородский городской сайт
nnov.ru - доменная зона Нижнего Новгорода
© 2003-2018, Martovsky
Главная > Эксклюзив

07.07.2009 Технология выхода из мирового кризиса: избавление банков от "токсичных" активов (хроника текущего мирового кризиса – 33)

Автор: Маслов Олег Юрьевич

"Разнообразие неблагополучных

активов переполняет финансовую

систему США" (Тимоти Гейтнер)

"Конкретный анализ конкретной

ситуации - вот суть и живая душа

марксизма"             (В.И.Ленин)

В мае 2009 года министр финансов США Тимоти Гейтнер заявил, что он ожидает в начале июля пару госпрограмм, направленных на помощь банкам. Гейтнер уточнил: "Работая с Федеральной резервной системой и FDIC, мы надеемся, что эти программы начнут работать в течение ближайших шести недель" (20.05.2009). Программа министерства финансов США предусматривает государственно-частные инвестиции, причем, вклад правительства составит от $75 млрд. до $100 млрд., профинансирует продажу проблемных ипотечных бумаг и других активов на $1 трлн. (Bloomberg). Таким образом, в ближайшее время можно ожидать первые плоды от реализации данной государственной программы. 

Лауреат нобелевской премии по экономике Пол Кругман отметил: "В первые дни финансового кризиса мы шутили, что наша торговля с Китаем все-таки оказалась справедливой и сбалансированной: они впаривают нам токсичные игрушки, а мы им - сомнительные ценные бумаги". Сегодня уже не до шуток. Проблема с банковскими "токсичными" активами входит в число важнейших проблем, которые необходимо решить для выхода из мирового кризиса. Данная проблема скрыта за технологическим антикризисным пиаром, но значение ее от этого не уменьшается. Подтверждением этому является известное заявление министра финансов Великобритании Алистера Дарлинга.

Обеспокоенность Алистера Дарлинга

Министр финансов Великобритании Алистер Дарлинг заявил во время своего визита в Вашингтон, что ситуация в мировой экономике не улучшится до тех пор, пока США "не решат необходимым образом проблемы своего банковского сектора". Об этом он заявил руководству США, пишет британская пресса. Дарлинг отметил, что мир "теряет время", ожидая, когда США "освободят свою банковскую систему от токсичных облигаций – потерявших ликвидность композитных инвестиционных бумаг". Дарлинг подчеркнул: "Если вы не можете решить проблему банковского сектора, то вы не решите проблемы экономики в целом".

Как сообщила лондонская газета Daily Telegraph, администрация президента Барака Обамы никак не может прийти к окончательному варианту нейтрализации этих облигации. "Нам нужна эффективно действующая банковская система, нам необходимо восстановить нормальную работу кредитного рынка, а это означает, что следует найти решение проблемы токсичных облигаций, находящихся на балансах банков США", - отметил Дарлинг. Он выразил надежду, что США будут способны как можно быстрее добиться прогресса в данном вопросе (25.04.2009).

Дарлинг не одинок в своих опасениях. "План американского министерства финансов по выкупу "токсичных" активов у банков является уязвимым с точки зрения возможных злоупотреблений и нуждается в более жестких правилах при решении спорных ситуаций и конфликте интересов", - заявил Нейл Барофски, специальный правительственный инспектор по программе TARP (Reuters). По мнению Барофски, субсидии правительства при реализации программы частно-государственного партнерства по выкупу у банков проблемных активов могут принести налогоплательщикам лишь еще большие потери без увеличения потенциальной прибыли. "Некоторые аспекты данной программы делают ее легко уязвимой для всякого рода растрат, злоупотреблений, сговора между участниками выкупа активов и других мошеннических операций, включая отмывание денег", - отметил Нейл Барофски в своем квартальном отчете. Он призвал Минфин к установлению четких и жестких правил мониторинга инвесторов, которые будут участвовать в создании частно-государственных фондов, и требований открытости информации о доле каждого из них и всех производимых ими сделках в рамках программы (21.04.2009).

Д.Голубовский об особенностях "плана Полсона"

Д.Голубовский отметил в октябре 2008 года следующее: "Под давлением Минфина США и американских корпораций, американский "Совет по стандартам финансовой отчетности" (Financial Accounting Standards Board, FASB) поменял ряд положений в правилах финансовой отчетности, в частности, статью 157–3. Совет 10 октября опубликовал новое руководство, проясняющее применение стандарта FAS №157 "Измерение по справедливой стоимости" в условиях, когда активность на каком-либо рынке практически отсутствует. Я не буду здесь излагать подробно те поправки, которые были внесены, а остановлюсь на сути. Суть изменений в том, что бухгалтериям американских корпораций дается возможность более широко использовать оценку неликвидных активов на основании абстрактных математических моделей с использованием предполагаемых ненаблюдаемых параметров. Грубо говоря, если рынок отсутствует, создается его виртуальная математическая модель (рынок как бы существует) и на основании этой модели активы оцениваются и попадают в бухгалтерский баланс". Голубовский напомнил: "Суть этого плана была точно такая же, как и суть того плана, который реализовал Рейган для того, чтобы расшить кризис неплатежей 1986 года. Тогда специально созданная государством Resolution Trust Corporation занималась в конце 1980-х и начале 1990-х годов выкупом "плохих активов". К слову, этот план тогда не спас бы американскую экономику, если бы не был подкреплен гением Алана Гринспена".

Д.Голубовский подчеркнул абсурдность ситуации, когда у активов нет цены: "Без этого любой план по выкупу "плохих" активов теряет свой смысл с самого начала, просто потому, что нет цен, по которым их надо выкупать, точнее эти цены де-факто равны нулю, потому что если нечто не находит спроса, оно, очевидно, не стоит ничего в текущей ситуации, и если математическим эквивалентом этого «ничего» считать ноль, а человек в здравом уме, обычно, так и считает, значит цена этому "ничего" и есть ноль, и выкупать – нечего. Надо это "ничего" просто национализировать". Голубовский акцентировал внимание на том, за счет чего будет перезапущена экономика США: "Вопрос: зачем американцам это передергивание, которое, очевидно, ни в коем случае не улучшит деловой климат в условиях кризиса ликвидности, который по сути есть кризис доверия к глобальным рынкам и существующей кредитно-финансовой системе? Ведь новые правила дают американским корпорациям очень широкие возможности скрывать реальные убытки, провалы в своих стратегиях управления, завуалировать неликвидные активы. Ответ на этот вопрос очень прост. В условиях, когда американское правительство продавило себе право выкупать неликвидные активы за счет налогоплательщиков, каждый хочет, чтобы они были оценены подороже, а не по реальной рыночной цене, которая отсутствует, а если на нечто нет спроса, значит это нечто, можно сказать, worthless, бесценок, мусор. Поправки, введенные FASB, фактически, создают возможность как-то оценить весь тот неликвидный мусор, с которым должен справляться "План Полсона". Очевидно, эти поправки ухудшат реальную эффективность и без того неэффективных мер по преодолению кризиса, суть которых сводится просто к накачке ликвидностью банковской системы, но кого волнует реальность в условиях, когда срочно нужно расшить паралич на рынке CDS? Такие мелочи, как эффективность управления, грамотная макроэкономическая политика и даже репутация органов регулирования и самой законодательной и финансовой системы США уже никого в США не интересуют, интересует только одно – как заставить финансовую машину вновь заработать, даже ценой того, что она станет полностью оторвана от реального рынка и станет существовать просто как виртуальная интерактивная экономическая модель".

Особенности "плана Обамы"

Практическая реализация "плана Полсона" в аспекте выкупа "токсичных" активов началась весной 2009 года в рамках "плана Обамы". В марте 2009 года ведущие банки США согласились участвовать в новой правительственной программе частно-государственного партнерства по выкупу у них "токсичных" активов  с помощью инвесторов. Предварительная договоренность была достигнута на встрече в Белом доме, куда на встречу с президентом Бараком Обамой прибыли главы 15 крупнейших банков, включая Citigroup Inc., JPMorgan Chase & Co. и Goldman Sachs Group Inc (Reuters). Все банкиры дали принципиальное согласие на участие в программе, однако, детали сотрудничества  банков с правительством в рамках программы, в частности цены, по которым будут выкупаться активы,   на встрече не прозвучали. Напомним, программа частно-государственного партнерства (TARP), на которую правительство собирается выделить до $100 млрд. с целью привлечь инвесторов к покупке проблемных активов, зависших на банковских балансах, подразумевает создание специального фонда, в который, помимо правительственных $100 млрд., будут привлекаться средства частных инвесторов на сумму до $1 трлн. План состоит из двух частей, призванных привлечь частный капитал к выкупу активов путем финансирования долгов за счет средств Федеральной резервной системы (ФРС) и, кроме того, будет расширен специальный фонд для предоставления кредитов на выкуп обесцененных активов. Сами активы будут продаваться на аукционах, по обычному принципу: покупателем станет тот, кто предложит наибольшую сумму (27.03.2009).

В апреле 2009 года крупнейшие американские банки, получившие финансовую помощь от правительства США, такие как Citigroup Inc, Goldman Sachs, Morgan Stanley и JPMorgan Chase & Co, заявили о намерении принять участие в покупках "токсичных" активов, которые будут продаваться их конкурентами в рамках новой государственной программы оздоровления экономики (Financial Times). Citigroup сейчас рассматривает вопрос, в каком качестве он будет участвовать в программе - в качестве продавца, покупателя или управляющего активами. Согласно данным издания, конкретного решения принято еще не было. Goldman Sachs и Morgan Stanley выразили готовность инвестировать в проблемные активы (03.04.2009). Данная информация уже вызвала недовольство американских сенаторов. Так, член республиканской партии Спенсер Бахус назвал абсурдом ситуацию, когда финансовым институтом будет позволено "обмениваться активами по взвинченным ценам за счет денег налогоплательщиков".

Отметим, что программа выкупа плохих активов PPIF (Public-Private Investment Program), предложенная министром финансов США Тимом Гейтнером, призвана решить проблему так называемых "наследственных" (legacy) активов.  Минфин США сознательно предпочел более жесткому термину "токсичные активы" (toxic asset) более благозвучный "наследственные активы" (legacy asset).

Планы по избавлению от "токсичных" активов

Сотрудники Французской обсерватории экономической конъюнктуры К.Матье и А.Стердиньяк отметили, как различные государства осуществляют рекапитализацию банковской системы. Так, план Полсона предполагал, что американское государство скупит "токсичные" ("toxiques") активы переживающих трудности банков. Государство может также предоставить банкам субординированные займы – эту стратегию выбрала Франция. Такая стратегия содействует укреплению прочности банков и их способности предоставлять займы и кредиты, но она не дает юридической базы для влияния на практику банков: государство финансирует их, "не имея права на свое слово". Предпочтительнее методы, используемые в Великобритании, где государство может войти в капитал банка и в его правление, что создает новую основу для управления банками: в частности, последних обязывают уменьшить чрезмерное вознаграждение, получаемое банковским руководством и операторами рынка.

В мае 2009 года в Германии был принят план создания так называемого "плохого банка". Кабинет министров одобрил план, который предусматривает поглощение "токсичных" активов на общую сумму чуть менее 200 млрд. евро, сообщает Reuters со ссылкой на слова министра финансов Германии Пеера Штайнбрюка. Закон предусматривает выделение государством гарантий на эти активы, за которые частным банкам и их акционерам придется платить проценты, как по кредитам. По словам Штайнбрюка, выделенных правительством в специальный фонд для помощи банковской системе 500 млрд. евро хватит для финансирования данного плана. Пока что из данной суммы в той или иной форме банки воспользовались только 140 млрд. евро (13.05.2009).

Напомним, что в апреле 2009 года в  прессу просочилась строго секретная информация Федерального ведомства финансового надзора (BaFin) об активах немецких банков. В "утечке" говорилось о рискованных ценных бумагах и кредитах на общую сумму 812 миллиардов евро. "Опубликованный документ никоим образом не является свидетельством вероятной неплатежеспособности банков", - подчеркнул представитель BaFin. Эксперты предположили, что обнародованный список является частью работы по созданию так называемых "плохих банков", в которых предлагается собрать все обесценившиеся активы частных финансовых институтов, сообщает агентство dpa.

 По сообщению информационных агентств, лишь в одном Commerzbank "плохих" ценных бумаг и кредитов собралось на сумму в 101 миллиард евро. Как заявил представитель банка, они не располагают информацией, почему была указана именно эта сумма. Финансовые институты HSH Nordbank и земельный банк Гамбурга и Шлезвиг-Гольштейна отягощены рискованными активами в 105 миллиардов евро. В более выгодной позиции находятся Deutsche Bank, Postbank и Hypovereinbank - в каждом из этих финансовых институтов собралось "гнилых" активов на сумму 5 миллиардов евро.

 Сложно говорить о достоверности изложенной выше информации, но в июне 2009 года правительство Германии согласилось расширить свой план по созданию "плохого банка", чтобы побудить проблемные государственные банки страны избавиться от активов в обмен на радикальную реструктуризацию (Financial Times). Новые предложения могут сделать германскую программу по созданию "плохого банка" крупнейшей в Европе. Сторонники программы утверждают, что она необходима, чтобы восстановить доверие и побудить сравнительно здоровые банки возобновить кредитование. Решение Берлина расширить масштабы программы ориентировано на семь групп региональных или земельных, банков, которые сильнее всего пострадали от нынешнего кризиса. Этому решению предшествовали обещания региональных политиков провести масштабную консолидацию земельных банков до конца будущего года. При принятии закона о плохом банке в парламенте Германии в него могут быть внесены изменения, расширяющие список активов и токсичных ценных бумаг, которые финансовые институты смогут снять со своих балансов. В настоящее время на балансе германских банков, по оценкам, находится около 800 млрд. евро токсичных или непрофильных активов, однако, маловероятно, что плохому банку придется принять на баланс такое количество (11.06.2009).

"Маленький грязный секрет" Гейтнера по Энгдалю

Министр финансов США Тимоти Гейтнер не скрывает: "Разнообразие неблагополучных активов переполняет финансовую систему США. Это ограничение снижает способность финансовых учреждений предоставлять новые кредиты, и вносит неопределенность в отношении стоимости активов, что, в свою очередь, мешает привлечению дополнительного частного капитала" (20.05.2009). Известный аналитик У.Энгдаль считает, что у Гейтнера "есть маленький грязный секрет".

Энгдаль отметил следующее: "Министр финансов США Тим Гейтнер обнародовал долгожданный план по стабилизации американской банковской системы. Он отказался раскрыть "маленький грязный секрет" сути текущего финансового кризиса. Отказываясь его раскрыть, он пытается спасти по сути несостоятельные американские банки, которые угрожают обвалить всю глобальную систему в новой, более разрушительной, фазе уничтожения богатств".

Энгдаль акцентирует внимание на том, что "план Гейтнера, его так называемая публично-частная программа инвестиций (Public-Private Partnership Investment Program or PPPIP – прим. ред.), как мы предварительно заметили, разработана не для восстановления здравой кредитной системы, которая направила бы финансовые потоки бизнесу и потребителям. Скорее это ещё одна запутанная схема переливания очередных сотен миллиардов долларов непосредственно ведущим американским банкам и воротилам бирж, непосредственным виновникам нынешнего беспорядка на мировых кредитных рынках, не требуя взамен обновления их образа действий в бизнесе. Но кто-то может спросить – а будет ли такое оздоровление банков решением проблемы? Не способом администрация Обамы. В недавней защите своего плана на американских телеканалах, Гейтнер (протеже Генри Киссинджера), ранее занимавший пост президента нью-йоркского федерального резервного банка, утверждал что его намерением вовсе не была "поддержка слабых банков за счёт сильных". Однако именно этого добивается его PPPIP. Слабые банки – это пятёрка крупнейших банков всей системы (США)".

Энгдаль считает: "Маленький грязный секрет, который Гейтнер старается держать вне поля зрения общественности, очень прост. Существует максимум пять американских банков, являющихся источником токсичности спровоцировавших известный хаос финансовой системы. То, что Гейтнер отчаянно пытается скрыть это – факты. Источником существующей проблемы и причиной, по которой обычные потери заимствований перестали быть несчастьем, как в предшествующих финансовых кризисах, является изобилие экзотических финансовых производных, особенно так называемых "Credit Default Swaps" (CDS). Согласно свежеопубликованным данным квартального отчёта федеральной службы по контролю за денежным обращением (Federal Office of Comptroller of the Currency) по банковской торговле и активности финансовых производных, пятёрка американских банков держит 96% всех выпущенных в США деривативов в номинальных позициях и волшебные 81% нетто кредитов, подверженных риску в случае дефолта".

По Энгдалю: "Пятёрка: "JPMorgan Chase" который держит неустойчивые $88 трлн (€66 трлн) финансовых производных. За ним следует "Bank of America" с $38 трлн в финансовых производных, и "Citibank" с $32 трлн. Номер четыре в нашем тотализаторе – "Goldman Sachs" с "всего лишь" $30 трлн. И на пятом месте слитые "Wells Fargo-Wachovia Bank" драматически падая до $5 трлн. Номер шесть британский "HSBC Bank USA" обладает $3.7 трлн. После "большой пятёрки" объёмы экспозиций в американских банках этих взрывоопасных, внебалансовых и не регулируемых производных финансовых облигаций снижается драматически". Энгдаль считает, что "каждый час, который администрация Обамы откладывает требование о полной правительственной, независимой ревизии истинного состояния платёже или неплатёжеспособности этих пяти или более банков, оборачивается для США и мировой экономики тем, что после взрыва потерь по деривативам убытки начнут расти как снежный ком. Это предопределено ухудшающейся рецессией, приводящей к увеличению корпоративных банкротств, взрывному росту неплатежей по ипотечным кредитам и зашкаливающей безработице. Эта ситуация была преднамеренно выведена из под контроля министром финансов Гейтнером, Саммерсом и не в последнюю очередь самим президентом, независимо оттого было ли у него время разобраться с тем что реально стоит на кону".

Опасения Эрнандо де Сото

Британская "Guardian" публикует крайне интересное интервью с Эрнандо де Сото. Перуанский экономист полагает, что монетарная политика, проводимая сейчас рядом государств для борьбы с мировым кризисом, вряд ли может принести ожидаемые плоды: "Ваши власти хорошо представляют, что делать с деньгами, но я не уверен, что они понимают, как заставить работать кредитную систему, а это значит, что они на неверном пути", - полагает де Сото. По оценкам, Эрнандо де Сото сейчас в мире около 13 триллионов долларов в виде монет и купюр, около 170 трл долл в виде традиционных ценных бумаг и порядка 600 трл долларов (а, возможно, и около 1 квадриллиона долларов) в производных инструментах. Проблемы мировой экономики связаны именно с деривативами, поэтому они вряд ли могут быть решены монетарными средствами.

Специалист по экономике бедных стран, де Сото, сравнивает нынешнее положение в Великобритании и США с "банановыми республиками", основной проблемой которых стала теневая экономика. "То, что сделало капитализм таким сильным в Европе и Америке, - это строгий учет всех активов, от собственности, до акций. То, что подрывает капитализм сейчас, - это как раз "неучтенные" активы - производные инструменты", - считает экономист. Сейчас, когда большинство этих активов стали "токсичными", то есть, средства, которые их обеспечивали, значительно обесценились, главной проблемой становится отсутствие строгой мировой системы учета деривативов и политика банков по сокрытию достоверной информации. США и Великобритания превратились, таким образом, в теневые экономики и останутся таковыми, пока все производные не будут учтены, а токсичные - не будут изъяты из бухгалтерских отчетностей.

Превратится ли ФРС в "плохой банк"?

Алекс Мерк из компании Merk Investments предположил, что нынешние инициативы американского правительства, возможно, закладывают фундамент нового кризиса (Financial Times). Мерк считает примером политики, вызывающей сомнения, смягчение правил отчетности, требующих корректировать показатели в соответствии с текущей ситуацией на бирже (21.04.2009). Мерк также указывает на планы Федеральной резервной системы приобрести ценные бумаги, обеспеченные ипотекой, на сумму до $1,3 триллиона. По его мнению, это создает латентное инфляционное давление и лишает Центробанк США необходимой маневренности: "В отличие от традиционных приобретений ФРС, эти активы сравнительно неликвидны и носят более долгосрочный характер".

Немецкий аналитик М.Либиг отметил, что необходима альтернатива "американскому способу "борьбы с кризисом" – а именно, раздуванию государственного долга до 11 триллионов долларов для стимуляции потребления, а не для внедрения инновационных общественных инвестиций; а именно, превращению Федерального резерва в гигантский "плохой банк" для "токсичных отходов" частных банков; а именно, оплате этих "отходов" в буквальном смысле свеженапечатанной валютой и скупки подобным же образом гособлигаций, которые никто больше не хочет покупать".

Многие аналитики не видят особых проблем с реализацией плана по освобождению банков от "токсичных" активов. Лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 года Майкл Спенс заявил, что у министра финансов США Тимоти Гейтнера хорошие шансы добиться успеха с планом по освобождению банков от токсичных активов. Известный экономист Кеннет Рогофф предположил: "Я выступаю за 6-процентную инфляцию в течение, по меньшей мере, пары лет. Это помогло бы обезвредить долговую бомбу и пройти процесс очищения экономики от плохих активов".

Открытые вопросы

В работе "Технология выхода из мирового кризиса: "плохой" банк  для "токсичных" активов" был поставлен ряд вопросов, на которые до сих пор нет ответов. Признаем, что число открытых вопросов не уменьшается. Например, сколько времени займет процесс избавления банков от "токсичных" активов? Известный российский аналитик М.Хазин отметил, что "сегодня финансовая система списала от силы 1.5-2 триллиона "плохих" долгов, то есть, максимум 15% от их минимального объема". Это позволяет предположить, что мы находится  "в начале большого пути".

А как обстоят дела в России, в аспекте избавления банков от "токсичных" активов? Российские власти, как известно, отказались создавать "плохой банк" и аккумулировать в нем "токсичные" активы, ссылаясь на то, что объем данных активов невелик. Злые языки утверждают, что "плохим банком" в России де-факто стал Сбербанк. Но не в рамках списания "токсичных" активов. Косвенно это подтвердила шутка помощника президента Д.Медведева А.Дворковича: "У нас Сбербанк приобретает очень много активов. Он у нас уже главный ритейлер, главный строитель, теперь вот будет главным автопроизводителем. И это еще не все. Еще много активов осталось, которые мог бы приобрести "Сбер". Будет он очень большим и единственным на всю экономику. Ну, может, еще мелкие конкуренты вроде ВТБ или "Газпромбанка" останутся. Скоро правительство можно будет заменить советом директоров Сбербанка. К тому все идет... "

Признаем, что есть один вопрос, который активно обсуждается на различных финансовых форумах. В 1997 году лауреатами Нобелевской премии по экономике стали Роберт Кархарт Мертон, Майрон Скоулз "за их метод оценки производных финансовых инструментов". В работе "Деривативы и мировой кризис" подробно проанализированы особенности негативного влияния деривативов на мировую валютно-финансовую систему. Таким образом, от получения Нобелевской премии за вклад в экономическую науку до видения негативных последствий или от превращения "инновационного чуда" в "токсичные" активы прошло всего 10 лет. Не наблюдаем ли мы картину, в рамках которой любые инновации в сфере финансов минимизируют риски в кратчайшей исторической перспективе, но радикально увеличивают риски в долгосрочной исторической перспективе? И не подошел ли мир к "рубиконному времени", когда все отодвигаемые в будущее проблемы сольются в одну глобальную катастрофу?

По теме:

Технология выхода из мирового кризиса: "плохой" банк  для "токсичных" активов (новейшая глобальная история в формате direct – часть 9) (http://www.polit.nnov.ru/2009/03/16/gistbadbanktox9/)

Деривативы и мировой кризис (Заметки по новейшей глобальной истории - часть 19) (http://www.polit.nnov.ru/2009/06/20/gistderivative19/)

По теме "Хроника текущего мирового кризиса":

40 ответов на вопрос "как долго будет мировой кризис?" (хроника текущего мирового кризиса – 29) (http://www.polit.nnov.ru/2009/06/11/whendcrisis29/)

V-, U-, W-, и L - рецессия как контуры ближайшего будущего (хроника текущего мирового кризиса – 21) (http://www.polit.nnov.ru/2009/04/01/vwulrecession21/)

Третий год текущего мирового кризиса и знаковые сценарии будущего (хроника текущего мирового кризиса – 27) (http://www.polit.nnov.ru/2009/05/24/crisisscript27/)

Глобальная L-рецессия и страны-банкроты (хроника текущего мирового кризиса – 23) (http://www.polit.nnov.ru/2009/04/13/bankrcountry23/)

Мировой кризис и государства-банкроты (хроника текущего мирового кризиса – 10) (http://www.polit.nnov.ru/2009/01/26/bankrcountry10/)

Основные формы дедолларизации мировой экономики и призрак "амеро" (хроника текущего мирового кризиса – 26) (http://www.polit.nnov.ru/2009/05/20/dollarout26/)

Торжество "печатного станка", "помпа" ФРС и "эффект бабочки" (хроника текущего мирового кризиса – 12) (http://www.polit.nnov.ru/2009/02/03/moneyfrspomp12/)

Прогноз на 2009 год: сценарии и индикаторы  кризиса (хроника текущего мирового кризиса – 15) (http://www.polit.nnov.ru/2009/02/15/prognoz09/)

Кризисология: выбор оптимальных моделей (хроника текущего мирового кризиса – 17) (http://www.polit.nnov.ru/2009/03/02/crisisology2/)

Обнуление "нулевых" (хроника текущего мирового кризиса - 14) (http://www.polit.nnov.ru/2009/02/12/zerozeroligarh14/)

10 открытых вопросов экспертному сообществу (хроника текущего мирового кризиса – 16) (http://www.polit.nnov.ru/2009/02/23/IQquestions16/)

Кому  верить во время кризиса  (хроника текущего мирового кризиса – 9) (http://www.polit.nnov.ru/2008/12/23/trustpowerpook9/)

Новая реальность и эпоха "преодоления последствий кризиса" (хроника текущего мирового кризиса – 11) (http://www.polit.nnov.ru/2009/01/30/newrealros10/)

Финансовая зыбь и защита Кудрина (хроника текущего мирового кризиса - 3) (http://www.polit.nnov.ru/2008/10/12/finanszeeb3/)

Мировой кризис, дефолт-1998 и реальность-2008 (хроника текущего мирового кризиса - 2) (http://www.polit.nnov.ru/2008/09/29/jpmorchoobase2/)

Информационное пространство кризиса и трансформация банковская система России (хроника текущего мирового кризиса – 5) (http://www.polit.nnov.ru/2008/10/26/bankroot5/)

России – креатор новой глобальной финансовой архитектуры (хроника текущего мирового кризиса - 6) (http://www.polit.nnov.ru/2008/11/08/rosfinarkhitec6/)

Российская власть в плену слухов (хроника текущего мирового кризиса – 8) (http://www.polit.nnov.ru/2008/11/23/slookhypower/)

Мировой кризис и Рубиконное время (хроника текущего мирового кризиса – 13) (http://www.polit.nnov.ru/2009/02/06/rubicontime2/)

Рецепты и планы выхода из мирового кризиса: анклавно - региональный аспект (хроника текущего мирового кризиса – 18) (http://www.polit.nnov.ru/2009/03/10/spasurleonazar18/)

Загадка укрепления доллара США и банкротство Lehman Brothers (хроника текущего мирового кризиса - 1) (http://www.polit.nnov.ru/2008/09/16/omdollque1/)

Оффшорный рай и мировой кризис (хроника текущего мирового кризиса – 24) (http://www.polit.nnov.ru/2009/04/27/offshore24/)

Китай и кризис или когда Китай станет править миром (хроника текущего мирового кризиса – 25) (http://www.polit.nnov.ru/2009/05/17/chinacrisis25/)

Китай и мировой кризис: асимметричный ответ Китая (хроника текущего мирового кризиса – 7) (http://www.polit.nnov.ru/2008/11/08/chinasimmetr7/)

Дно мирового кризиса и тактика победителей: экспансия Китая и Exxon Mobil (хроника текущего мирового кризиса – 19) (http://www.polit.nnov.ru/2009/03/12/victoryexchina19/)

Мировой кризис 2007-2009: кто виноват? (хроника текущего мирового кризиса – 28) (http://www.polit.nnov.ru/2009/06/01/criswhoblame28/)

Россия и мировой кризис: от "тихой гавани" к "вертикальному взлету" инфляции (хроника текущего мирового кризиса – 4) (http://www.polit.nnov.ru/2008/10/19/inflcrisvzlet4/)

Рост денежной массы, "количественное послабление" и глобальная инфляция (хроника текущего мирового кризиса - 30) (http://www.polit.nnov.ru/2009/06/25/globinflation2/)

Китай – сверхдержава (хроника текущего мирового кризиса – 31) (http://www.polit.nnov.ru/2009/06/28/chinasverhderz31/)

США и мировой кризис (хроника текущего мирового кризиса – 32) (http://www.polit.nnov.ru/2009/07/02/usacrisis32/)

© 2003-2018, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна