Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Чем, на ваш взгляд, увенчается политика санкций Запада в отношении России?

Результаты опросов

Нижний Новгород Online - Нижегородский городской сайт
nnov.ru - доменная зона Нижнего Новгорода
© 2003-2021, Martovsky
Главная > Перспективы

21.08.2009 Хронология продвижения идеи банкротства стран-должников (Заметки по новейшей глобальной истории - часть 23)

Автор: Маслов Олег Юрьевич

"Такой инструмент глобализации как МВФ

разрабатывает проект технологической

процедуры банкротства не только

отдельных банков, фирм, корпораций, но

целых государств, которые вследствие

этого полностью утрачивают свой

суверенитет и подводятся под внешнее

управление"                      (В.Самохвалова)

"Страны, которые не примут глобальную

перспективу, должны исключаться из

мирового сообщества"              (Г.Попов)

Продвижение в жизнь идеи банкротства стран-должников отмечено следующими знаковыми событиями: 

·        Середина 80-х годов ХХ века – появление первых публикаций, в которых разбираются схемы проведения процедуры банкротства стран-должников

·        1994 год – выход в свет статьи канадского профессора Ханса Ремпеля (Hans Rempel) с призывом: "МВФ совместно с ООН должен подумать о том, чтобы все-таки ввести в международную практику понятие законного банкротства той или иной страны".

·        26 ноября 2001 года – выступление первого заместителя главы МВФ и главного теоретика фонда Энн Крюгер (Anne Krueger) в Вашингтонском национальном клубе экономистов с идеей создания глобальной системы банкротства неплатежеспособных стран

·        28-29 сентября 2002 года - на ежегодном саммите МВФ и Всемирного банка приняты новые ключевые решения по процедуре "банкротства государств"

·        9 января 2003 года - Международный валютный фонд обнародовал первый детальный план по созданию глобальной системы банкротства для государств, неспособных выполнять свои долговые обязательства.

Идея банкротства стран-должников витала в умах международных финансовых структур и в первую очередь МВФ с 80-х годов ХХ века, но лишь в начале ХХ века данная идея стала последовательно продвигаться в аспекте теории.

Продвижение идей Джеффри Сакса и Ханса Ремпеля

"Я проповедовал эту схему в течение 15 лет, и рад и удивлен ее быстрому продвижению", - заявил глава Центра международного развития Гарвардского университета Джеффри Сакс в интервью "Financial Times" после исторического выступления Энн Крюгер.

Канадский профессор Ханс Ремпель в 1994 году в статье "Банкротство беднейших слоев населения в африканских странах" отметил следующее: "Эти страны на самом деле давно являются безнадежными должниками: их задолженность равна их годовому ВВП, на выплату процентов по долгу уходит четверть экспортных поступлений и все равно удается платить лишь немногим больше половины причитающихся процентов. Внутри любой страны именно банкротство позволяет легально уничтожить долги, которые заведомо невозможно выплатить в полном объеме. А признать страну банкротом, уничтожив ее долги, не может никто. Раз сами африканские страны не могли быть признаны банкротами, "банкротами на самом деле стали беднейшие слои населения этих стран. Экономическое положение этих слоев из-за бремени внешнего долга чрезвычайно ухудшилось, и они потеряли всякую возможность распоряжаться своей судьбой".

Свою статью Ханс Ремпель завершил словами: "МВФ совместно с ООН должен подумать о том, чтобы все-таки ввести в международную практику понятие законного банкротства той или иной страны".

Вклад Энн Крюгер

Необходимо напомнить на каком фоне прозвучало заявление Э.Крюгер. "Washington Post" в это же время писала о том, что в Эквадоре фирма Elliott Associates, известная также как "фонд стервятников", скупила государственный долг гораздо ниже номинала и пыталась заставить правительство этой страны выплатить его полностью, угрожая в противном случае через суд отобрать у государства его оставшееся имущество. Именно поэтому доклад МВФ позиционировался как форма защиты суверенных государств от различных "стервятников". "Сейчас держателей долговых обязательств стран много (особенно если учесть, что на вторичном рынке обязательства постоянно переходят из рук в руки), а их поведение практически невозможно скоординировать, - аргументирует Э.Крюгер невозможность использования схем реструктуризации 80-х годов. - Это означает, что страна-должник при попытке договориться о реструктуризации сталкивается с многочисленными проблемами, а сама реструктуризация в конечном итоге оказывается процессом настолько сложным и дорогим, что ее проведение не только не восстанавливает, но и еще больше подрывает доверие кредиторов".

Отметим, что к началу ХХI  века МВФ превратился, по мнению ряда аналитиков, в своего рода кредитора "последней инстанции", который при предоставлении займа не требует залога, ограничиваясь согласием правительства страны-заемщика проводить рекомендуемую Фондом экономическую политику. Для того чтобы изменить такой порядок и повысить эффективность работы МВФ, считает Э. Крюгер, необходимо усилить контроль над национальной экономической политикой, а также укрепить связи между Фондом и частными кредиторами. Но самое главное - нужно создавать условия для того, чтобы страна-должник и ее кредиторы могли договориться о реструктуризации долга на взаимовыгодных условиях.

По словам Крюгер, страны, объявляющие себя банкротами, смогут претендовать на ту же защиту своих активов от кредиторов, что и частные компании. Процедура банкротства основывалась на американском законе о банкротстве. При этом МВФ хотел бы сохранить за собой роль контролера в предлагаемой системе финансовой защиты. "В настоящее время слишком многие страны с непреодолимыми долговыми проблемами оставляют их на долгое время, взваливая без необходимости серьезное экономическое бремя на себя и на международное сообщество, которое должно подбирать осколки", - заявила Крюгер.

Согласно плану, сам МВФ не будет напрямую участвовать в переговорах между странами-должниками и их кредиторами. Государства, объявившие себя банкротами, получат, однако, передышку, во время которой кредиторы не смогут подать на них в суд. Таким образом, кредиторы не смогут помешать процессу реструктуризации долга, а правительства стран, оказавшихся в бедственном положении, не смогут заключать сомнительные сделки с приближенными к власти, распродавая активы за бесценок.

Государства-банкроты также будут иметь право ввести меры финансового контроля, чтобы избежать вывода капитала из страны. Именно исход "горячих денег" из азиатских стран в 1997-1998 годах значительно усугубил развернувшийся там экономический кризис. Чтобы получить защиту от кредиторов на несколько месяцев, странам необходимо будет одобрение МВФ. Затем, по решению фонда, эта передышка может быть продлена

Идеи Энн Крюгер нашли свое воплощение в решениях саммита МВФ и Всемирного банка 2002 года. На саммите представители США, Британии, Канады, Франции, Германии, Италии и Японии рекомендовали МВФ разработать новую судебную процедуру банкротства суверенных государств. Речь идет о создании международного суда по делам о банкротстве. Страна, которую суд признает банкротом, получит возможность избежать дефолта и выплачивать долг на льготных условиях. Для стран, экономика которых парализована внешними долгами, МВФ предложит ввести процедуру, напоминающую банкротство. Она предусматривает временный мораторий на выплаты по внешнему долгу, пока не завершится его реструктуризация. Подобно компаниям, государства смогут объявлять себя банкротами и добиваться от кредиторов более щадящих условий выплаты долга.

Признаем, что главная идея Энн Крюгер банальна. Это возможность продать имущество стран-банкротов "с молотка". 

Отметим, что все приняли с восторгом идеи Энн Крюгер. "Утопией" назвал предложенный фондом новый механизм аналитик Gramercy Advisors LLC Роберт Кенигсбергер (Robert Koenigsberger). Он предположил, что радикальное изменение существующей системы взаимоотношений между государством-должником и кредиторами приведет к оттоку инвестиций с развивающихся рынков.

Первый план МВФ

Как отмечалось выше, в начале 2003 года Международный валютный фонд обнародовал первый детальный план по созданию глобальной системы банкротства для государств, неспособных выполнять свои долговые обязательства. План изложен на 76 страницах. В документе отсутствует пункт, вызвавший критику со стороны частных кредиторов. Речь идет о запрете индивидуальным кредиторам предъявлять иски к правительству-заемщику в течение 90 дней после начала процесса банкротства.

Одна из разработчиков плана заявила, что план "создаст основу" для финального документа, который позднее будет представлен Комитету министров финансов, наблюдающих за политикой МВФ. Три месяца назад комитет обратился к фонду с просьбой разработать "конкретное" предложение для международной системы банкротства, которая в МВФ называется "механизмом реструктурирования суверенного долга". Это связано, прежде всего, с дефолтом, объявленным Аргентиной в 2001 г. Тогда эта страна отказалась платить по внешнему долгу, размер которого составлял на тот момент $141 млрд.

В соответствии с планом МВФ, правительство страны, признавшей свою несостоятельность, может в одностороннем порядке начать процедуру банкротства, уведомив об этом Форум по разрешению споров, связанных с суверенными долгами, - независимый от МВФ орган. После этого правительство страны-банкрота будет обязано предоставить "всю информацию относительно задолженности своим кредиторам". В последующие 30 дней достоверность представленной информации будет проверена форумом, после чего он примет определенное решение. Затем заемщик заключит соглашение о реструктуризации долгов с кредиторами.

Актуальность темы

Является ли актуальной тема банкротства стран-должников? Признаем, что данная тема искусственно выводится из фокуса внимания глобального экспертного сообщества. Можно выделить лишь фрагментарные публикации, в которых данная тема лишь обозначается.

В феврале 2009 года на Utro.ru появилась публикация с "говорящим" заголовком "Страны ЕС ждет банкротство". В ней отмечалось следующее: "Даже "токсичные" проблемы кредитных учреждений меркнут перед куда более серьезной опасностью – дефолта по государственному долгу некоторых стран ЕС. А такой поворот событий весьма вероятен. Помимо огромных издержек по спасению банковской системы ситуацию усугубляют еще более внушительные социальные обязательства европейских стран, и все это на фоне резкого сокращения налоговых поступлений".   

В апреле 2009 года лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Кругман заявил: "Три страны в мире - Исландия, Ирландия и Австрия - в большей степени, чем другие подвержены угрозе дефолта". Напомним, что первой страной, заявившей, что ей грозит дефолт, оказалась Исландия. За ней последовали Венгрия и Латвия. По мнению других экспертов, банкротство также грозит Аргентине, Эквадору, Филиппинам, Малайзии, Таиланду, Колумбии, Турции и Украине. В октябре 2008 года появилось сообщение о том, что на грани дефолта находится Пакистан. В группе риска находятся Эквадор, Филиппины, Малайзия, Таиланд, Колумбия, Турция и Украина. Это отмечалось в работах "Глобальная L-рецессия и страны-банкроты" и "Мировой кризис и государства-банкроты".

Актуальность темы банкротства стран-должников вытекает из следующих идей ряда аналитиков. Изложим их тезисно. "Позитивные сигналы" о состоянии экономики США могут стать предвестником того, что ФРС начнет процесс плавного, но неуклонного повышения ставки рефинансирования. Это может привести к воссозданию глобальной экономической модели, которую можно условно назвать "неорейганомика ХХI века". Одним из главных итогов "рейганомики" является не только выход экономики США из кризиса, но гигантская "долговая яма", в которую попали многие страны Латинской Америки. В.Иноземцев отметил: "В первой половине 1980-х Соединенные Штаты предприняли решительную атаку на инфляцию, что привело к росту курса доллара, снижению сырьевых цен и массовым дефолтам стран Юга по своим обязательствам". В ближайшее время в подобной ситуации могут оказаться многие страны на постсоветском пространстве и страны Восточной Европы.

Представляется, что система внешнего глобального влияния на страны-должники будет несколько отличаться от изложенных в данной публикации подходов.   

   

По теме "Страны-банкроты и страны-должники" :

Глобальная L-рецессия и страны-банкроты (хроника текущего мирового кризиса – 23) (http://www.polit.nnov.ru/2009/04/13/bankrcountry23/)

Мировой кризис и государства-банкроты (хроника текущего мирового кризиса – 10) (http://www.polit.nnov.ru/2009/01/26/bankrcountry10/)

Страны победители и жертвы грядущего мирового кризиса или миттельшпиль глобализации (http://www.polit.nnov.ru/2008/04/14/crisglobcount/)

По теме "Новейшая глобальная история":

Мировой кризис – путь к Новому Мировой Порядку? (новейшая глобальная история в формате direct – часть 11) (http://www.polit.nnov.ru/2009/03/27/gistneworldnmp11/)

Время метаморфоза и время трансгрессии в истории человечества и текущий мировой кризис (Заметки по новейшей глобальной истории - часть 16) (http://www.polit.nnov.ru/2009/05/12/gisttransgression16/)

Доллар США в истории человечества (http://www.polit.nnov.ru/2008/12/15/usadollgistory/)

Кризисология: пять неразрешимых глобальных противоречий, выявленных мировым кризисом (Заметки по новейшей глобальной истории - часть 21) (http://www.polit.nnov.ru/2009/07/14/gistcrisisology5/)

Хронология мирового кризиса 2007-2009 годов (новейшая глобальная история в формате direct – часть 14) (http://www.polit.nnov.ru/2009/04/13/gisthronol07cr09/)

Основные этапы текущего мирового кризиса (10 августа 2007 года - 15 сентября 2008 года – 2 апреля 2009 года) и контуры новой реальности (новейшая глобальная история в формате direct – часть 13) (http://www.polit.nnov.ru/2009/04/06/gistcrisisetape13/)

Деривативы и мировой кризис (Заметки по новейшей глобальной истории - часть 19) (http://www.polit.nnov.ru/2009/06/20/gistderivative19/)

Вектора трансформации мировой валютно-финансовой системы: перспективы СДР и региональных резервных валют (Заметки по новейшей глобальной истории - часть 20) (http://www.polit.nnov.ru/2009/07/05/gistsdrmulty2009/)

V-, U-, W-, и L - рецессия как контуры ближайшего будущего (http://www.polit.nnov.ru/2009/04/01/vwulrecession21/)

Мировой кризис – катализатор смены финансово-экономической и цивилизационной парадигм  (новейшая глобальная история в формате direct – часть 15) (http://www.polit.nnov.ru/2009/05/10/gistparadigm15/)

Геополитические итоги 2008 года (новейшая глобальная история в формате direct – часть 6) (http://www.polit.nnov.ru/2009/02/10/gist08directgeo/)

История сокрытия американской рецессии или мир между Великой рецессией и Первой глобальной Великой депрессией (новейшая глобальная история в формате direct – часть 7) (http://www.polit.nnov.ru/2009/02/24/gistgreatrecess7/)

Технология выхода из мирового кризиса: "плохой" банк  для "токсичных" активов (новейшая глобальная история в формате direct – часть 9) (http://www.polit.nnov.ru/2009/03/16/gistbadbanktox9/)

Модераторы глобальных дискурсов: Давосский форум, G-7, G-8, G-20 (Новейшая глобальная история в формате direct – часть 4) (http://www.polit.nnov.ru/2009/02/01/gistdavosgmoder4/)

G-20 - "Новый Бреттон-Вудс" и глобальная энергетическая Хартия (новейшая глобальная история в формате direct – часть 5) (http://www.polit.nnov.ru/2009/02/08/gistenbrwoods5/)

Новейшая глобальная история в формате direct: ФРС и ОПЕК (http://www.polit.nnov.ru/2008/12/18/gistoryonline1/)

Конкуренция глобальных Проектов: "Вашингтонский консенсус" vs "Пекинский консенсус" (Новейшая глобальная история в формате direct – часть 2) (http://www.polit.nnov.ru/2009/01/06/gistpewashproj2/)

G-2 или американо–китайский двухполярный мир: вызов для Китая (http://www.polit.nnov.ru/2009/01/26/usachina2wchi/)

Текущий мировой кризис 2007-2009 и далекий 1971 год  (новейшая глобальная история в формате direct – часть 8) (http://www.polit.nnov.ru/2009/03/15/gistnew1971/)

Особенности войн начала ХХI века – год 2009-й: "газовая" война и агрессия Израиля против сектора Газа (Новейшая глобальная история в формате direct – часть 3) (http://www.polit.nnov.ru/2009/01/14/gistwargazaukr3/)

Технология сотворения и "пирсинга" пузыря: "проблема – 2000" и обвал рынка NASDAQ (новейшая глобальная история в формате direct – часть 10) (http://www.polit.nnov.ru/2009/03/19/gistcrisisdot2000/)

G-20 в контексте новейшей глобальной истории: апрель-2009 (Заметки по новейшей глобальной истории - часть 12) (http://www.polit.nnov.ru/2009/03/28/gistg20/)

Генезис мировой экономики или "плазменная экономика" в формате инновидения  (Заметки по новейшей глобальной истории - часть 17) (http://www.polit.nnov.ru/2009/05/14/gisteconplazma17/)

Однополярный - многополярный мир  (Заметки по новейшей глобальной истории - часть 18) (http://www.polit.nnov.ru/2009/06/14/gillusionsmult18/)

Кризисология и экономическая наука в начале ХХI века: деловые циклы и циклы пузырей (Заметки по новейшей глобальной истории - часть 22) (http://www.polit.nnov.ru/2009/07/31/gistcrisisologypooz6/)

© 2003-2021, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна