Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Чем, на ваш взгляд, увенчается политика санкций Запада в отношении России?

Результаты опросов
Подскажите велозапчасти vamvelosiped.ru.
Нижний Новгород Online - Нижегородский городской сайт
nnov.ru - доменная зона Нижнего Новгорода
© 2003-2021, Martovsky
Главная > Перспективы

03.09.2009 Новая глобальная архитектура и 6 отличительных признаков глобальной власти (Заметки по новейшей глобальной истории - часть 24)

Автор: Маслов Олег Юрьевич

"Власть — это не проявление сущности,

а совсем наоборот, ее сокрытие"

(С.Батчиков)

Известны множества представлений о глобальной власти. Для конспирологов глобальная власть – это "мировая закулиса", власть "золотого тельца" и Бильдербергский клуб. Для статусных политиков – это ООН. Для широкого круга аналитиков и экономистов высшая глобальная власть – это ФРС. Признаем, что наиболее корректный анализ глобальной власти возможен лишь в рамках анализа жизнедеятельности формальных  и неформальных институтов глобальной власти.

Институциализация – это путь от хаоса к порядку. А что мы сегодня наблюдаем в сфере международных отношений. G-20 – это временный неформальный союз двадцати государств. Причем, данный союз был востребован из-за невозможности разрешить проблемы мирового кризиса другим, некогда всемогущим неформальным сообществом, под названием G-7. Да и G-2 или "Химерика" – это всего лишь объединение двух государств, призванное обозначить то хрупкое равновесие, в котором сейчас находится мир.

Амитаи Этциони в свой книге "От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям", посвященной, в том числе, и исследованию глобальной власти, задал следующий вопрос: "Ценности зачастую опережают в своем развитии институты, поскольку строительство последних является весьма трудоемким делом. Учитывая это, действительно ли столь необходимо формировать новую глобальную архитектуру? Правда ли, что "старая система" (как я обозначаю национальные государства вкупе с международными организациями) в современных условиях утратила былую способность былую способность управляться с нарастающими глобальными проблемами? Если да, то какие требуются транснациональные институты и наднациональные институты, чтобы добавить к "старой системе" дополнительные уровни управления?"

Мировой кризис поставил в повестку дня вопрос о новой глобальной архитектуре. Нынешний оптимизм по поводу преодоления кризиса дезавуирует данный вопрос, но его актуальность неизмеримо вырастет при первых признаках новой фазы кризиса. Признаем, что для того, чтобы ответить на вопрос, какой именно должна быть новая глобальная архитектура, необходимо выявить основные отличительные черты  действующей глобальной власти, так как это позволит нам увидеть, что именно нельзя брать в желаемое будущее.  

Так что такое глобальная власть? Если отбросить конспирологические конструкты, под глобальной властью необходимо понимать институциональную власть, проявляющуюся в формате надгосударственной власти. Дадим простое определение глобальной власти, соответствующее духу начала ХХI века. Глобальная власть – это легитимная сила, оказывающая технологическое воздействие на властные элиты суверенных государств в формате принуждения к принятию решений, в том числе, идущих вразрез с национальными интересами. Глобальная власть стремится к радикальной минимизации суверенитетов независимых государств.

Выделим основные признаки глобальной власти. Глобальная власть – это:

·        Власть, стремящаяся к неуклонному расширению своих полномочий и сфер влияния

·        Власть, руководствующаяся в своих действиях собственным Уставом

·        Власть, не опирающаяся в своих действиях на действующие нормы международного права

·        Власть, искусственно творящая правовые прецеденты

·        Власть, не обладающая доверительной легитимностью (не избираемая непосредственно гражданами, а формируемая в рамках внутриэлитного отбора и "точечной" персонально ориентированной селекции)

·        Власть, стремящаяся к персонификации в публичной сфере и к тотальной закрытости в сфере принятия решений

Проанализируем, как данные признаки глобальной власти проявляются в деятельности тех или иных глобальных институтов.

Расширение полномочий, сфер влияния и правовые прецеденты

Наиболее ярко стремление глобальных институтов власти к неуклонному расширению своих полномочий и сфер влияния проявилось в сфере международного правосудия. Юрист А.Мезяев отметил особенности работы международного суда в Гааге: "Такого в международном "правосудии" ещё не было. После того, как процесс против лидера Сербской радикальной партии, профессора Воислава Шешеля провалился полностью, Гаагский трибунал сделал попытку... начать новый судебный процесс против него, не завершив старого! Даже скандальную казнь президента Ирака Саддама Хуссейна совершили, хотя и во время второго процесса, но всё же после завершения первого. С точки зрения процессуальных нарушений "цивилизованные" гаагские судьи переплюнули даже явно ненормальных американо-иракских судей на процессе Хуссейна. Что же произошло? В.Шешеля обвинили в "оскорблении суда". Оскорбление, по мнению обвинения, состоит в том, что В.Шешель в одной из своих книг раскрыл имя трёх защищённых (так называются в Гаагском трибунале секретные свидетели, которые боятся показывать своё лицо и называть свои имена) свидетелей. С точки же зрения существа дела проведена очередная провокация против успешно защищающегося обвиняемого. Вообще-то у МТБЮ нет права судить за "оскорбление". Юрисдикция суда чётко установлена в Статуте МТБЮ. Там упоминания об оскорблении нет. Но трибунал сам решил, в чём он имеет юрисдикцию, а в чём нет, выдумав теорию "внутренне присущих [суду] полномочий" (03.06.2009). Отметим, что "внутренне присущие полномочия" – это технологическая основа трансформации деятельности всех властных институтов. Институты, учрежденные ООН, не являются исключением. 

Напомним, что в июне 2007 года Россия выступила против продления деятельности Международного трибунала по бывшей Югославии и ожидает, что он завершит работу к 2010 году. Об этом заявил посол России в ООН Виталий Чуркин. "Отсутствие в распоряжении Трибунала некоторых обвиняемых не может рассматриваться как оправдание неограниченного продления его деятельности". Удастся ли прекратить деятельность данного трибунала - покажет ближайшее будущее.

Беспрецедентным расширением полномочий Международного уголовного суда можно назвать решение МУС о выдаче ордера на арест  президента Судана Омара Хасана аль-Башира. Из 13 человек, на арест которых МУС выдал ордер, четверо арестованы, остальные скрываются от правосудия или считаются мертвыми. Все 13 человек – из Уганды, ДРК, Центральноафриканской Республики или из Судана. Ордер на арест аль-Башира стал беспрецедентным, так как впервые был выдан против действующего главы государства. 

Глава Африканского Союза Жан Пинга заявил, что "международное правосудие обращено на борьбу с безнаказанностью только в Африке, как будто бы такое не происходит где-то еще, (будь то) Ирак, Газа, Колумбия или на Кавказе". Обратим внимание на то, что ведущие государства мира, такие как Китай и США де-факто отвергли Римский статут, на основании которого был создан Международный уголовный суд, а Россия "подписалась". Поэтому граждане России подпадают под решения МУС, а граждане США и Китая нет.   

Власть Устава

Власть Устава наиболее ярко проявляется в МВФ. Так, в ходе текущего мирового кризиса Международный валютный фонд осуществил реформу в аспекте перераспределения голосов при принятии решений между 185 странами, входящими в фонд (28.03.2008). В рамках данной реформы доля России уменьшилась. Вместе с Россией часть своего влияния потеряют такие страны, как Египет, Саудовская Аравия, Венесуэла, Аргентина, Чили и Южная Африка. Доля Китая, Индии, Бразилии, Мексики и Южной Кореи возросла. Напомним, что до данной реформы влияние Китая было меньше влияния Бельгии. После реформы доля Китая незначительно увеличилась. По словам управляющего директора МВФ Доминика Стросс-Кана, все страны, кроме пяти, одобрили изменения. В числе недовольных, вместе с Египтом, Ираном, Саудовской Аравией и Аргентиной, оказалась и Россия. Доля России в уставном капитале МВФ уменьшилась с 2.79 до 2.49 процентов.

Отметим, что данная реформа, проведенная до начала активной фазы мирового кризиса не способствовала укреплению авторитета МВФ, но это является вторичным по сравнению со стремлением сохранить глобальное влияние, несмотря на определенные издержки. Реформа была проведена в соответствии с Уставом данной организации, а не в рамках адекватного вызова мирового кризиса. Благодаря решениям G-20 финансовые возможности МВФ увеличились, а это значит, что есть перспективы исторического выживания вплоть до полного крушения действующей мировой валютно-финансовой системы.

Власть Устава ярко проявляется и в другом глобальном институте. А.Тузиков отметил: "ВТО является неподконтрольной никаким законам, кроме собственного устава организацией, официальные лица которой никем не избраны и ни перед кем не отчитываются, однако обладают правами прямого вмешательства в дела национальных правительств, вплоть до введения экономических санкций". С данной позицией необходимо согласиться, тем более, что влияние глобальных институтов, таких как МВФ и ВТО, на ряд "проблемных" государств в ходе текущего мирового кризиса может быть судьбоносным.  

Персонификация международных отношений и доверительная легитимность

В.Михеев отметил следующее: "Персонификация международных отношений - оборотная сторона глобализации, означающая появление - помимо государства, межгосударственных и межправительственных организаций - иных субъектов международных отношений, имеющих собственные внешнеполитические интересы, - неправительственных организаций, частных фирм и самого человека". Приведем наиболее яркие примеры. Европейская политика в начале ХХI века связана с двумя именами: бывший генеральный секретарь НАТ0, а ныне верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана и "заступивший на второй срок" председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу. Напомним, что Солана занимает пост генерального секретаря Совета Европейского Союза и верховного представителя ЕС по общей внешней политике и политике в области безопасности с 18 октября 1999 года. 24 марта 1999 года "генеральный секретарь НАТО Солана, не имея никаких полномочий от СовБеза ООН, отдал приказ командующему силами НАТО в Европе американскому генералу Уэсли Кларку начать военную операцию против Югославии. Белград, Приштина, Ужице, Нови-Сад, Крагуевац, Панчево, Подгорица и другие подверглись ударам с воздуха.  78 дней бомбардировок городов и сел и результаты: погибло 2500 мирных граждан, в числе которых 89 детей, также ранено 12500 человек. Количество пострадавших не включает умерших от лейкемии и других раковых заболеваний, вызванных замедленным действием бомб с обеднённым ураном" (О.Лиссер). В том же 1999 году на саммите НАТО в Вашингтоне Хавьер Солана заявил, что для объявления войны и защиты стран НАТО не требуется санкции ООН.

Отметим, что и Солана, и Баррозу – это "продукты" внутриэлитной селекции. Причем, критерии данной селекции дают богатую пищу для конспирологов. Так, один Web Doe, комментируя одну из публикаций в "Русском журнале", презентовал следующее:  "Солана был завербован ЦРУ ещё студентом. И это "одесский политтехнолог" Павловский должен знать". Для нас сегодня важно другое. Персонификация глобальной власти означает и "привязку" глобальной политики к идеологическим догмам ключевых персон. А идеология двух ключевых персон европейской политики – антироссийская.

Персонификация власти осуществляется и за счет продления политического долголетия в многочисленных советах "мудрецов". Нет сомнений, что Солана и Баррозу "за заслуги перед" будут входить в различные советы, также как в них сейчас входят Г.Киссинджер, М.Олбрайт. С российской стороны к сонму "мудрецов" отнесены М.Горбачев, Е.Примаков и Ю.Лужков.

В начале 2008 года Всемирный банк привлек к себе внимание одним из кадровых назначений. Профессор Пекинского университета Джастин Линь Ифу был назначен главным экономистом Всемирного банка. Президент Всемирного банка Роберт Зеллик заявил: "Как представитель развивающейся страны и эксперт по экономическому развитию в особенности сельского хозяйства, Джастин Линь принесет в банк уникальный набор квалификации и опыта". В мировой прессе назначение Линя подавалось как символ изменения соотношения экономической мощи между Западом и Востоком и предвестник дальнейшего усиления роли КНР на мировой арене. Но можно отметить и другое.

В последние годы Китай постоянно предпринимал усилия по увеличению своих голосов в Международном валютном фонде, но вместо реального усиления влияния в данном надгосударственном институте власти Китай получил  символическое усиление -  "своего человека в руководстве Всемирного банка". Сегодня Джастин Линь мало уступает Зеллику в аспекте публичности, поэтому профессор из Китая также вписывается в формат персонификации международных отношений, демонстрируя особенности исторического момента. Для ряда экспертов фигура Линя – это одно из доказательств реального существования Химерики.

Признаем, что персонализированная глобальная элита не обладает доверительной легитимностью. Напомним, что Жозе Баррозу был преподнесен в 2004 году Европарламенту как безальтернативная кандидатура, в стиле Политбюро ЦК КПСС. В таком же формате планируется и избрание президента Европы. В данном формате президент Европы будет обладать такой же доверительной легитимностью, какой обладал президент М.Горбачев незадолго до распада СССР. Поэтому и не удивляет, что ныне Баррозу как бы исполняет обязанности главы Еврокомиссии.   

Исчерпанность "старой глобальной архитектуры"

Под "старой глобальной архитектурой" принято понимать взаимосвязанную систему международных организаций и суверенных национальных государств, рожденную после Второй мировой войны. Олицетворением "старой глобальной архитектуры" является ООН. Ключевые глобальные институты, такие как МВФ, ВБ, ВТО - структурные подразделения ООН, А новые глобальные институты, такие, например, как Международный суд в Гааге,  создаются решениями ООН.

В.Михеев отметил: "Прежнее мироуправление базировалось не на ООН, а на противоборстве и сосуществовании двух мировых систем. ООН играл роль политико-правового обрамления примерного военно-политического баланса сил между СССР и США (вместе с их союзниками), а вовсе не был стержнем мироуправления. Внутри советской и американской "зон влияния" действовали свои правила (война во Вьетнаме, ввод войск в Чехословакию, американские операции в Панаме и Гренаде, война в Афганистане). Крах мировой системы социализма лишил все прежнее мироустройство, в том числе и институты ООН, его исходной логической основы. Войны в Ираке, Югославии и Чечне лишь обнажили, заострили несоответствие прежних принципов деятельности ООН современной ситуации".

Д.Голубовский акцентировал внимание на другом аспекте: "Создание международных регуляторов финансовых рынков - это вообще отдельная, не относящаяся напрямую к реформе МВФ, но связанная с ней тема, потому что если не ограничить как-либо активность глобальных мегаспекулянтов и эмитирующих межбанковские деривативы международных банков, МВФ, в конечном итоге, может постигнуть та же участь, что сегодня уже постигла ФРС. МВФ однажды будет вынужден эмитировать свои SDR просто для того, чтобы держать наплаву запутавшуюся в своих финансовых махинациях глобальную банковскую систему. Смогут ли какие-то общественные или политические силы обуздать глобальную финансовую олигархию, и призвать ее к выполнению каких-то общих публичных, открытых и подконтрольных представителям международной общественности правил? Сомневаюсь..."

В работе "Глобальные надгосударственных институты и их легитимность в преддверие Первой глобальной Великой депрессии", опубликованной в феврале 2008 года, было отмечено следующее. Одна из главных проблем современности заключается в том, что действующие глобальные надгосударственные институты не способны предотвратить грядущий мировой кризис. В.Пантин убежден, что "мир в политически-институциональном плане не готов к резкому изменению ситуации". С.Лопатников отмечает, что "именно в годы депрессии была создана значительная часть институтов, определяющих сегодня лицо финансовой, промышленной и повседневной Америки, — от Службы социальной безопасности (Social Security Service), обеспечивающей государственное страхование и поддержку тем, кто провалился в этом непростом мире, до Комиссии по ценным бумагам, которая жёстко регулирует правила игры на финансовых рынках, чтобы не допустить повторения катастрофы 1929 года. В эти годы в США была введена минимальная заработная плата и установлена максимальная продолжительность рабочего дня". А какие глобальные надгосударственные или межгосударственные институты будут созданы в ходе нового мирового кризиса? И есть ли соответствующие представления и концепции у глобальной интеллектуальной элиты в аспекте создания новых легитимных надгосударственных регулирующих органов?

По прошествии времени можно констатировать, что финансовой глобальной элитой принято решение о консервации сложившейся после Второй мировой войн "старой глобальной архитектуры". Но высока вероятность того, что работа над "новой глобальной архитектурой" ведется за закрытыми дверями. И она будет предъявлена, если новая волна кризиса будет разрушать основы "старой глобальной архитектуры".  

P.S

Изложенный выше анализ позволяет сделать вывод, что новые глобальные институты, в случае их создания, не смогут эффективно служить человечеству, если в их жизнедеятельности будут доминировать отжившие свой век догматы.

По теме "Глобальная архитектура":

Глобальные надгосударственных институты и их легитимность в преддверие Первой глобальной Великой депрессии  (http://www.polit.nnov.ru/2008/02/20/globinstitutes/)

Банковский кризис и "мировая финансовая архитектура" (http://www.polit.nnov.ru/2008/03/26/crisbankglob/)

России – креатор новой глобальной финансовой архитектуры (хроника текущего мирового кризиса - 6) (http://www.polit.nnov.ru/2008/11/08/rosfinarkhitec6/)

Вектора трансформации мировой валютно-финансовой системы: перспективы СДР и региональных резервных валют (Заметки по новейшей глобальной истории - часть 20) (http://www.polit.nnov.ru/2009/07/05/gistsdrmulty2009/)

По теме "Глобализация":

Глобализация - вызов России (Россия и глобализация в высказываниях современников) (http://www.polit.nnov.ru/2009/08/13/globalizationRu/)

Модераторы глобальных дискурсов: Давосский форум, G-7, G-8, G-20 (Новейшая глобальная история в формате direct – часть 4) (http://www.polit.nnov.ru/2009/02/01/gistdavosgmoder4/)

Конкуренция глобальных Проектов: "Вашингтонский консенсус" vs "Пекинский консенсус" (Новейшая глобальная история в формате direct – часть 2) (http://www.polit.nnov.ru/2009/01/06/gistpewashproj2/)

Глобальная инфляция, "единственное в мире месторождение долларов" и Первая глобальная Великая депрессия ХХI века (http://www.polit.nnov.ru/2008/02/12/globinflation/)

Рост денежной массы, "количественное послабление" и глобальная инфляция (хроника текущего мирового кризиса - 30) (http://www.polit.nnov.ru/2009/06/25/globinflation2/)

Глобальная L-рецессия и страны-банкроты (хроника текущего мирового кризиса – 23) (http://www.polit.nnov.ru/2009/04/13/bankrcountry23/)

Страны победители и жертвы грядущего мирового кризиса или миттельшпиль глобализации (http://www.polit.nnov.ru/2008/04/14/crisglobcount/)

Глобальные надгосударственных институты и их легитимность в преддверие Первой глобальной Великой депрессии  (http://www.polit.nnov.ru/2008/02/20/globinstitutes/)

© 2003-2021, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна