Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже?

Результаты опросов
© 2003-2024, Martovsky
Главная > Эксклюзив

22.01.2010 Интернет-социология: итоги 2009 года и феномен роста интеллектуальных сект

Авторы: Маслов Олег Юрьевич , Александр Васильевич Прудник

"Центральное положение, занимаемое

Интернетом по многих областях

общественной, экономической  и

политической деятельности, равнозначно по

своему значению маргинальности всех тех,

кто не имеет доступа к Интернету..."

(Мануэль Кастельс)

"Каждый хочет, чтобы его информировали

честно, беспристрастно, правдиво – и в

полном соответствии с его взглядами"

(Герберт Честертон)

"Интернет – это память, которая не умеет

забывать"                          (В.Губайловский)

Социология Интернета – это своеобразная Terra incognita социологии. И этому есть корректное объяснение. Фундаментальные исследования пока невозможны из-за стремительной трансформации, быстрого развития  самого объекта исследования. Поэтому спектр работ по социологии Интернета в полной мере отражает стремление успеть зафиксировать характерные черты новой сетевой реальности и отражает специфический интерес того или иного исследователя.

В настоящее время типовой подход в освещении социологии Интернета  базируется на  фундаментальном  исследовании Мануэля Кастельса (Manuell Kastells) "Галактика Интернета" ("The internet galaxy").

Феномен Интернета требует всестороннего социологического осмысления. А это возможно лишь в процессе накопления знаний о социуме в сети. Причем, необходимо стремиться фиксировать знаковые изменения в сети, по которым можно определить некие вектора в будущее.

Знаковые итоги 2009 года в рамках социологии Интернета

 Интернет изменяется стремительно. Через каждые 3-4 месяца можно наблюдать различные феномены в сети, изменяющие представления о функциональных возможностях Интернета. Многие изменения носят кумулятивный характер. Выделим основные знаковые итоги 2009 года для русскоязычной сети Интернет:

·         В 2009 году в России полностью завершен процесс выделения сети Интернет в самодостаточную социальную коммуникативно-информационную  сферу жизнедеятельности человека.

·         Становление сети Интернет привело к появлению ряда социальных групп, "живущих в сети". Данные группы требуют всестороннего исследования.

·         Стремительный рост числа подключенных к сети привел к определенному снижению влияния телевидения на массовое сознание граждан. 

·         Граждане, не имеющие постоянного доступа в сеть Интернет, становятся представителями андеркласса, или, пользуясь не политкорректным выражением одного Web Doe (безвестный в сети), "информационно ущербными". В большинстве случаев - это представители старшего поколения.

·         Знаковым событием 2009 года необходимо признать социально-политический "феномен майора Дымовского", расширившего представление о функциональных возможностях сети Интернет.

·         В 2009 году в Рунете отмечен значительный рост интеллектуальных сект.

·         Российские власти сделали первые публичные шаги в аспекте создания "электронного правительства" и виртуальной доступности местных властей на местах.

Таковы знаковые итоги 2009 года.

Вектора в будущее и линии демаркации

Отношение к Интернету позволяет выявить своеобразные линии демаркации.  Одни его принимают, для других – это нечто негативное априори. Игумен Евмений, настоятель Николо-Берлюковского монастыря, обозначил следующую позицию: "Я принципиально в интернет не выхожу, потому что очень много грязи в нем...". Данная позиция понятна и объяснима, но и среди православных существует и иное мнение: "Слабые идут в монастыри, а сильные бьются с дьяволом там, где его обнаружат". Пример дьякона Кураева в этом плане наиболее показателен.   

Тележурналист М.Леонтьев заявил следующее: "Нет, я вообще очень не интернетный человек. Я интернет не люблю, к сожалению, пользуюсь им, но пользуюсь только для информации. Я не лажу по блогам, по ЖЖ, не читаю комментариев, как правило. Вообще, я не ищу информации в помойке. А интернет – это помойка". Представляется, что данное заявление призвано не только обозначить как бы безгрешность тележурналиста в формате компиляций и интеллектуального мародерства, но и в целом характеризует фронт противостояния телевидения и сети Интернет. Подобные заявления будут все чаще звучать с экранов ТВ, и это связано с двумя факторами: конкуренцией за рекламные деньги и перспективой смены доминирующих поколений. 

Информационное агентство Reuters сообщило со ссылкой на исследование агентства Internet Advertising Bureau (IAB), что в Великобритании расходы на Интернет-рекламу впервые превысили траты рекламодателей на телевизионную рекламу. Расходы на Интернет-рекламу в Великобритании в первой половине 2009 года выросли на 4,6 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В общей сложности на Интернет-рекламу в первой половине 2009 года было потрачено 1,75 миллиарда фунтов стерлингов (2,81 миллиарда долларов), что составляет 23,5 процента всех рекламных расходов. Доля телевизионной рекламы в расходах рекламодателей составила 21,9 процента. Исследовательская маркетинговая компания Doubleclick Perfomics утверждает, что более половины взрослых жителей США пользуются интернетом ежедневно, три четверти - как минимум раз в месяц. Среди детей в возрасте от 10 до 14 лет интернет уже вытеснил телевизор. Так, 83% американских школьников в этой возрастной группе проводят в виртуальном пространстве как минимум час в день, в то время, как 68% посвящают столько же времени просмотру телевизионных программ.

В конце 2009 года Научно-творческий совет при Центре развития русского языка провел опрос по ряду рубрик, в том числе, и по рубрике "Жаргонизм года", т.е. слово неофициальное, несловарное, рожденное улицей, языковой средой. На первое место вышел "зомбоящик" — так в народе называют телевизор, ибо его общепонятная (и успешно выполняемая) функция — зомбировать население. Максим Кронгауз считает: "Зомбоящик фиксирует окончательно сформировавшееся отношение к телевидению и интересен своей амбивалентностью. С одной стороны, это "зомбирующий телезрителя прибор", с другой стороны, это "пространство, населенное зомби". Таким образом, заэкранные телефигуры и предэкранные телезрители – это зомби. Именно такой позиции придерживаются большинство, "живущее в сети". Взаимное негативное маркирование аудитории  телевидения и пользователей Интернет свидетельствует о том, что  в  обществе  по  данному  рубежу  произошел  раскол и две эти группы населения начинают все  более  отличаться друг от друга, поскольку их деятельность протекает в различных информационных средах.

Таким образом, мы можем констатировать, что цивилизационный перелом добрался и до России. И эпоха телевидения прошла свой апогей и вошла в фазу заката или угасания. При этом, традиционные печатные СМИ близки к полному краху в ближайшей исторической перспективе. 

Рунет в рамках теории диффузии Э.Рождерса

В начале 2003 года количество интернет-пользователей в России составило 15 миллионов человек, в начале 2008 года - 35 миллионов человек, "живущих в сети" с той или иной степенью периодичности. Распространение Интернета в России полностью описывается теорией диффузии Эвереста Роджерса.

Э.Роджерс описал пять классов людей по степени принятия ими новых идей и товаров:

·         Инноваторы, составляющие 2,5%. Они более мобильны, имеют контакты за пределами своего круга, могут схватывать абстрактные идеи. Они согласны рисковать.

·         Ранние принимающие или ранние адаптеры. Это авторитетные люди, составляющие 13,5% населения. Они более привязаны к местной структуре, среди них больше всего лидеров мнения. С ними советуются, прежде чем принять решение.

·         Раннее большинство, составляющее 34% населения. Они принимают новые идеи как раз перед тем, как они будут приняты среднестатистическим гражданином. Свою информацию они часто получают от предыдущей группы.

·         Позднее большинство. Это скептики по отношению к новому, число которых также достигает 34%. Они принимают новое после того, как средний гражданин признал его.

·         Поздние принимающие. Они традиционно ориентированы и составляют 16% населения. Очень подозрительны ко всему новому и придерживаются традиционных ценностей. Часто они испытывают недостаток средств.

В соответствии с теорией диффузии Э.Роджерса при переходе через 20% порог (уровень известности идеи в популяции) любая идея живет своей собственной жизнью и более не требует интенсивной коммуникативной поддержки. Данный рубеж был преодолен в России в 2007-2008 годах. 2009 год интересен процессом полного подключения к сети не только раннего большинства, но и "первых ласточек" из позднего большинства. В 2009 году в Рунете произошли качественные изменения.  И это проявилось не только в расширении форматов виртуальной социализации, но и в росте числа интеллектуальных сект.

Виртуальная социализация и рост числа интеллектуальных сект

Необходимо выделить два основных вида виртуальной социализации: "открытые площадки" и "интеллектуальные секты". Наиболее известные форматы виртуальной социализации осуществляются в Интернет-проектах "В контакте", "Одноклассники", "Мой мир", "Мир тесен" и уже подзабытом многими "Живом Журнале". Это всего лишь своеобразные "открытые площадки", осуществляющие первичную виртуальную социализация. С научной точки зрения данный тип социализации уже не представляет особого интереса. 

Наиболее важными являются интеллектуальные сообщества, способные трансформировать информацию в знания. Данный вид виртуальной социализации необходимо классифицировать как "интеллектуальные секты" (особо отметим, что слово секта не позиционируется как негативное). В начале ХХ века Герберт Честертон сформулировал следующее: "Каждый хочет, чтобы его информировали честно, беспристрастно, правдиво – и в полном соответствии с его взглядами". В начале ХХI века желание каждого начинает сбываться. Феномен роста интеллектуальных сект основан именно на формуле Честертона.

В рамках рейтинга Liveinternet  по разделам "Политика",  Общество" и "Политические партии" можно получить общее представление  о социально-политических интересах граждан в сети. Ознакомление с критическим числом Интернет-ресурсов позволяет выделить следующее.

Большинство Интернет-ресурсов – это интеллектуальные секты. Концепт Честертона "в полном соответствии с его взглядами" проявляется и в специфической выборке новостей, и введением в фокус внимания сообщества событий и публикаций, имеющих важное значение для той или иной интеллектуальной секты, и в выборе форматов позитивного и негативного маркирования. С одной стороны, деятельность интеллектуальных сект на 80% состоит из своеобразного рефлектирования, но с другой стороны, последовательное осмысление динамично изменяющейся реальность приводит к появлению новых знаний, которые представляют интерес далеко за пределами локального интернет сообщества.

2009 год был отмечен не только ростом числа интеллектуальных сект, которые в течение всего года дробились и создавались в новых межличностных конфигурациях. Заметно выросло число закрытых сообществ, а в условиях дефицита аналитики – это тревожный знак. Число закрытых форумов выросли в десятки раз. И это говорит о многом. Это достаточно удивительный феномен, поскольку прежняя традиция базировалась на стремлении сторонников  той или иной концепции или социального видения максимально расширить аудиторию своих идей, вовлечь в их орбиту как можно большее число сторонников. Теперь же произошел сознательный отказ от этой установки. Судя по всему, интеллектуальные секты ориентированы на точечное воздействие на те элитные группы, которые обладают достаточным ресурсом и мотивацией, чтобы инициировать и осуществлять  определенные социальные проекты

На многих открытых Интернет-форумах начали активно обсуждать темы грядущей революции в России, темы дезинтеграции России и Украины, нового 37-го года в контексте раскола элиты и даже новой гражданской войны. Интересно,  что на закрытых форумах обсуждение данных и других алармистских тем идет еще более интенсивно. Именно в этих интеллектуальных сектах рождается новое знание, которое, выплеснется в ближайшей исторической перспективе на открытые интернет площадки. Но это произойдет только в  том  случае и  только после  того, как аналитикам интеллектуальных сект удастся сделать сторонниками своих концепций часть правящей элиты.

По теме "Социология":

Электоральная социология (http://www.polit.nnov.ru/2005/06/21/mear/ )

© 2003-2024, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна