Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Чем, на ваш взгляд, увенчается политика санкций Запада в отношении России?

Результаты опросов

Нижний Новгород Online - Нижегородский городской сайт
nnov.ru - доменная зона Нижнего Новгорода
© 2003-2021, Martovsky
Главная > Обозрение

15.04.2011 Особенности предвыборной кампании в Западной Бенгалии

Авторы: Palash & Natalia Halder (India)

Выборы в Лок Сабху (нижнюю палату парламента) в Индии - это всякий раз непредсказуемое и захватывающее событие. Но в штате Западная Бенгалия политическая ситуация на протяжении многих лет удивляла своей стабильностью. Левые коммунистические (марксистская и ленинистская) партии управляют штатом с 1977 года. Всего однажды и на выборах в пончаят (местный муниципалитет) одержала победу партия "Национальный конгресс Тринамул", но на всех остальных выборах в штате всегда побеждал т.н. "левый фронт".

Выборы в Лок Сабху сотрясают страну каждые 5 лет. Этой весной битва за места в парламенте разгорелась с новой силой. В Западной Бенгалии впервые заговорили о том, что у "левого фронта" появились серьезные противники в лице коалиции "Национального конгресса Тринамул" и "Индийского Национального конгресса". Все больше и больше народные симпатии переходят на сторону "правых", т.к. невыполненные обещания и процветающая коррупция серьезно испортили репутацию бенгальских коммунистов. Вот почему предвыборную кампанию в Западной Бенгалии в этом году журналисты окрестили "баттлграунд Бенгал", или "поле битвы - Бенгалия".

Предвыборная кампания старается охватить все слои населения штата. Она интересна своими чисто национальными особенностями, которые, кажется, не встретишь больше нигде в мире. Особенности эти связаны с характером национального менталитета бенгальцев, вот почему методы предвыборной работы кандидатов с населением в этом штате коренным образом отличаются от методов работы в других частях Индии. Анализируя эти методы и приемы, мы выделили несколько характерных особенностей предвыборной кампании в штате Западная Бенгалия.

Первая и самая характерная на наш взгляд особенность - это религиозная составляющая. Религия в Индии тесно связана не только с политикой, но и со всеми сферами жизни общества. Индийцы очень религиозны, независимо от своих политических предпочтений. Даже коммунисты в Бенгалии часто являются активными прихожанами храмов и мечетей. Более того, у религиозных лидеров есть больше шансов стать лидерами политическими, так как для бенгальца слова "религиозный" ("дхармик") и "святой" ("садху") - синонимы. Религиозным лидерам больше доверяют люди. Это одна из причин активной религиозной жизни кандидатов в Лок Сабху.

Предвыборная кампания представителей каждой из противоборствующих партий начинается с выполнения определенных религиозных ритуалов, призванных не только обеспечить ей сверхъестественный успех, но и пленить сердца избирателей. Так, например, кандидат от "Тринамул Конгресса" Субрато Мукхерджи начал свою предвыборную кампанию в день крупнейшего индуистского праздника Холи поклонением божествам Радхи и Кришны. Через несколько дней его уже видели молящимся перед статуей богини Кали в Калигхате - крупнейшем храме богини Кали в Западной Бенгалии. Субрато Мукхерджи даже публично заявил о том, что избирает покровителем своей предвыборной кампании бога Джаганнатха, подтверждая это тем, что украсил изображением этого божества свой служебный автомобиль. Лидер оппозиции, Партха Чаттерджи, начал свою предвыборную кампанию в храме Тарапитх, вознеся молитвы богине Таре.

А мэр Колькаты Сован Чаттерджи начал свою кампанию, проведя особые религиозные ритуалы в храме Карунамойи Кали (эту богиню в народе называют "океаном милостей", потому что считается, что она исполняет любые желания просящего, включая и успех в политической деятельности). Другой кандидат от "Тринамул" "позаботился" о том, чтобы завоевать доверие не только индусов, но и мусульман, посетив в один день храм Панчанантала и помолившись в мечети Анвара Шаха. Кроме того, миллионы поклонников "джьетиш" (индийской астрологии) теперь считают его "своим" из-за неординарного выбора цветовой гаммы своих одежд. По понедельникам и пятницам этот кандидат надевает белое, чтобы снискать покровительство Луны, по вторникам - красное, чтобы умилостивить Марс, по средам - зеленое, ради Венеры, и по субботам - синее, ради Сатурна. Не отличается и религиозная активность кандидатов-мусульман. Так, к примеру, Фирхад Хаким, представитель ИНК, нашел в своем плотном графике время для того, чтобы поехать за тысячи километров в штат Раджастхан и помолиться там в мечети Аджмер Шариф, впрочем, он активно посещает и исламские святыни Бенгалии. Наиболее часто его видят в мечети, на могиле святого Дада Баба в округе Бирбхум.

С первой особенностью предвыборной кампании в Бенгалии связана и ее вторая особенность - индивидуальный, очень чуткий и внимательный подход к людям. Бенгальцы верят, что в каждом человеке, независимо от его религиозной позиции, социального положения, пола или возраста живет часть безличного божества, поэтому, каждый человек божественен по своей сущности. Эта черта присуща религиозной вере исключительно бенгальцев, у представителей других штатов Индии ее нет. Кандидаты в парламент ежедневно проделывают путь в десятки километров пешком под палящим солнцем от двери к двери, встречаясь лично с каждым жителем штата, живущим в трущобах или в охраняемом особняке, особенно с теми, кто не активен политически или не имеет четко выраженной политической позиции. Придя к дверям дома, кандидат сначала кланяется, складывая руки в традиционном приветствии, которое называется "пронам" (поклон, или почитание), а затем просит благословить его и его предвыборную кампанию. Люди разных религий выходят навстречу кандидатам, возлагают на них руки и произносят благословения, а также пожелания удачи. Они рассказывают о своих проблемах, делятся переживаниями, надеждами, кандидат смиренно и уважительно выслушивает каждого и обещает исполнить все просьбы. Конечно, после выборов большинство кандидатов даже и не вспоминают о данных обещаниях, но, пообщавшись в живым кандидатом, таким добрым, отзывчивым и понимающим, на душе у людей остаются лишь добрые чувства и они не держат зла на кандидатов, даже если те после выборов, при попытке попасть в их офис и напомнить о данных обещаниях, выгоняют людей за порог и вызывают полицию.

Внешний вид кандидатов - это еще одна особенность предвыборной кампании. На них обязательно должна быть бенгальская традиционная одежда. Мужчины надевают хлопковые дхоти и курту (реже курту-паджаму), а женщины - сари. На ногах кандидатов должны быть традиционные открытые босоножки, многие шествуют босиком, уподобляя свою предвыборную кампанию священной падаятре (шествию людей со статуей божества из храма в храм через весь город). На них не должно быть ничего современного или западного, включая даже прическу. Они ни в коем случае не должны произносить ни одного английского слова, чтобы избиратели не приняли их за приспешников ненавистных колонизаторов. Из современных предметов первой необходимости допускается лишь наличие ручки и сотового телефона, но они будут надежно спрятаны в карман подальше от людских глаз, и извлекаются только при необходимости, например, для того, чтобы записать очередную нужду потенциального избирателя.

В Западной Бенгалии около 40% 80-милионного населения штата по-прежнему остаются неграмотными, примерно 30% - живут за чертой бедности. В основном это представители т.н. "списочных" каст и племен (по причине политкорректности, представителей низших каст больше нельзя называть таковыми). Очень много неграмотных и бедных среди сельских жителей, женщин, стариков. Для того, чтобы достичь сердец этих людей, кандидаты в Лок Сабху соревнуются в совершении дел милосердия, раздавая бесплатно продукты, организуя бесплатную медицинскую помощь и образование, в некоторый частях Бенгалии они также бесплатно раздают мужчинам алкоголь, посвященный богине Кали. Милосердие легко может усвоить любой неграмотный бедняк. На местах раздачи продуктов вывешены многочисленные наглядные пособия - плакаты, изображающие символику партии, фотографии кандидатов и пиктограммы, объясняющие как попасть на избирательный участок в нужный день и сделать "правильный" выбор.

Попадая в Бенгалию, иностранцы удивляются обилию политической символики повсюду - на стенах домов, на столбах, на заборах даже на стволах деревьев – повсюду изображены символы той или иной партии. Так люди Бенгалии с гордостью декларируют свою политическую позицию. Такого не встретишь ни в одном другом индийском штате. Посмотрев на стену дома, легко понять, кто в нем живет - коммунист или член ИНК. Таким образом, избиратели радуют своей поддержкой кандидатов, а кандидаты - избирателей, ведь если хозяин дома позволит нарисовать на стене символ той или иной партии, кандидат за свой счет пригласит рабочих, которые сначала отремонтируют и побелят эту стену, а потом уже нарисуют на ней коммунистический серп и молот, трилистник "Тринамула" или благословляющую длань ИНК. Зачастую в нанесении на стену дома партийного символа участвует сам кандидат и его ближайшее окружение, взяв в руки малярные кисти и ведра с красками.

И последняя особенность предвыборной кампании в Западной Бенгалии, которую можно отметить, - обыкновение кандидатов накануне выборов выступать с нетривиальными инициативами, чтобы привлечь внимание избирателей своей необычной сообразительностью и любовью к народу. Так, например, в этом году кандидаты от компартии Колькаты выступили с предложением сэкономить средства, выделенные на организацию дополнительных участков для голосования, устроив эти самые дополнительные участки прямо в салоне рейсовых трамваев. "Гражданам, - заявили кандидаты, - не нужно будет никуда специально идти, тратя время и деньги на то, чтобы добраться до своего избирательного участка, а сэкономленные средства можно будет потратить на экстренные нужды города, например, на благоустройство дорог". Данную инициативу поддержали и жители Колькаты, и администрация города. Недовольными остались лишь водители трамваев, объяснив свое недовольство тем, что выборы нарушат распорядок движения городского транспорта. Однако, их голоса представляют меньшинство.

Несмотря на то, что КПИ(М) делают основную "ставку" на голоса бедных и непривилегированных слоев населения, а ТМК и ИНК-альянс на средний класс и богатых бенгальцев, эти две политические силы, кажется, впервые сравнялись в борьбе за первенство в нижней палате. Обещания обеих партий, в целом, сводятся к стремлению улучшить уровень жизни для всех слоев населения, и уровень доверия граждан к обеим партиям, согласно результатам статистических опросов, примерно одинаков. На севере штата незначительно лидирует КПИ(М), в то время, как юг штата считается признанным бастионом ТМК и ИНК. Несмотря на то, что в этом году политические предпочтения бенгальцев заметно изменились, предвыборные технологии остались прежними, отражая многовековую индийскую приверженность традиции.

Время покажет, оправдают ли они себя на выборах в Лок Сабху в этом году.

© 2003-2021, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна