Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Чем, на ваш взгляд, увенчается политика санкций Запада в отношении России?

Результаты опросов

Нижний Новгород Online - Нижегородский городской сайт
nnov.ru - доменная зона Нижнего Новгорода
© 2003-2019, Martovsky
Главная > Эксклюзив

22.02.2012 Жизнь после выборов

Автор: Александр Жмыриков

"Всеобщая подача голосов, - этот палладиум гражданской свободы, -
имеет тоже свою изнанку. Политическая неразвитость народа, его
безграмотность, непривычка разбираться в идеях и направлениях,
недостаток известных народу деятелей ... - все это поселяет самые
реальные опасения, дает простор для искажения народного мнения,
заставляет сильно задуматься над ближайшими результатами"

В.Короленко.

Варианты последствия

Словам нашего великого соотечественника, приведенным в вышеизложенной цитате, уже более ста лет. Но как актуальны они сегодня?! Та же политическая неразвитость народа, та же непривычка разбираться в идеях и направлениях, тот же недостаток известных политических деятелей.

Мы вновь пытаемся найти "джокера" в замусоленной политической колоде. А так ли уж нужно тратить свою энергию на этот "сизифов" труд? Ведь на самом деле, кто бы из "великолепной пятерки" зарегистрированных кандидатов ни стал Президентом России, он будет ограничен в выборе вариантов дальнейших действий по управлению нашей страной, по изменению нашей жизни.

Собственно говоря, вариантов-то этих всего три. Назовём их условно, применительно к судьбе России: вариантом трудной жизни, вариантом быстрой смерти, вариантом медленного умирания.

Вариант трудной жизни

Предполагает вступление на путь системной модернизации страны.

Трудность объясняется тем, что модернизировать страну с разрушенной, отсталой экономикой, неразвитой политической системой, разновекторной идеологической направленностью - не удастся в лайковых перчатках. Потребуются ежовые рукавицы принуждения. Причем, учитывая четвертьвековой опыт "свободы от работы" нынешнего поколения россиян, характер принуждения к труду на пределе возможностей, вполне может напомнить "ежовщину" 1937 года.

Возмущенные эстеты от интеллигенции могут на этих строчках завершить чтение, чтобы, придя на кухню, продолжительное время гневно обсуждать "подлые" мысли автора. Пишу не для них, а для тех, кто, преодолев эмоции, сможет включить рассудок.

Зачем нужна модернизация промышленного производства?

Чтобы выпускать товар, который можно выгодно для страны гарантировано продать на внешнем рынке.

Подчеркиваю - на внешнем рынке. Ибо только внешний рынок позволяет получить приток капитала, необходимый для повышения качества жизни граждан внутри страны. Внутренний же рынок даёт лишьперераспределение капитала между субъектами, поддерживая, но не улучшая кардинальным образом качество жизни граждан.

Готовы ли другие страны добровольно уступить свой рынок сбыта России? Конечно же, нет. Следовательно, никто не будет дарить нам новейшие технологии, и новейшее оборудование. Все это мы должны произвести сами и в кратчайший срок. Значит наши ученые, конструкторы, производственники, обязаны работать втрое, вчетверо быстрее иностранцев, у которых все это уже есть. Иными словами, наши люди обязаны прилагать СВЕРХусилия для совершения модернизационного прорыва.

Читатель скажет: "Нет проблем. Пусть материально стимулируют, и мы поработаем сверхурочно". Отвечу: "Где взять деньги для широкого стимулирования?". Отнять у олигархов? Так это как раз один из примеров "ежовщины". Занять на стороне? А какая страна даст нам заем без кабального процента для ускоренного развития? Только страна-союзник. У России есть столь богатый союзник? Увы, нет, и не предвидится в ближайшей перспективе (но, об этом потом).

То же самое можно сказать и о модернизации сельского хозяйства.

Но и это еще не все. Нам необходимо провести кардинальные изменения в политической сфере жизнедеятельности страны. Может ли быть эффективной научно-техническая революция, если одним из ведущих факторов политической коммуникации остаётся коррупция? Вопрос риторический. Читатель скажет: "Но наша власть борется с коррупцией". Да, борется. Только бороться можно бесконечно долго, а для модернизационного рывка история отводит очень короткий промежуток времени. Или страна укладывается в этот промежуток, и тогда входит в число стран, способных суверенно развиваться. Или не укладывается, и тогда следует утрата суверенитета, распад страны, исчезновение этноса. Для успеха модернизации требуется не борьба с коррупцией, а ее подавление. Рецепт такого подавления давно опробован и известен. Кто-то называет его "сингапурским", кто-то - "китайским", кто-то - "чилийским", кто-то - "товарищ Сталин". При всех названиях, важно одно - политическая воля высшего руководителя (князя, царя, генерального секретаря, президента или премьера), способного, хотя бы на время модернизационного рывка забыть о собственном материальном благе и жестоко карать любого, покусившегося на получение незаконных преференций.

Вариант быстрой смерти

Предполагает завершение деиндустриализации страны, начатое в годы ельцинизма, усиленный экспорт невозобновляемых сырьевых ресурсов, сопровождаемый выводом капитала из страны. Такая политика приведет в течение 10-12 лет к полной утрате суверенитета, т.е., по сути, к смерти страны. При этом смерть может быть не только быстрой, но и достаточно "веселой" (если часть денег, вырученных от экспорта сырья, новый Президент будет тратить на нужды социальной сферы).

Проблема не только в истощении природных источников сырья, но и в деградации основного населения страны. Деградация будет вызвана незанятостью большей части населения в наукоемких отраслях производства, ввиду отсутствия последних. Мы уже сегодня отмечаем серьезные признаки деградации высшей школы и послевузовского образования. Начала сдавать позиции и средняя школа ввиду невостребованности яркой индивидуальности среди ее выпускников.

Деградация населения всегда и везде приводила к депопуляции, т.е. к вырождению. Сегодня уже на уровне руководства страны произносятся программные речи о "необходимости и неизбежности пополнения численности трудоспособного населения России посредством адаптации мигрантов из азиатских стран".

Вариант медленного умирания

Он предполагает сохранение сегодняшней политики власти, при которой обозначаются, но не реализуются, модернизационные задачи, страна продолжает позиционировать себя в качестве сырьевого придатка промышленно развитых держав, с единственным отличием от варианта быстрой смерти.

Это отличие состоит в том, что страна пытается сохранить обороноспособность (а, следовательно, защитить суверенитет) посредством поддержания боеготовности ядерных сил сдерживания. При втором варианте, страна отказывается от этого, раскрываясь "иностранным управляющим кампаниям". Проблема в том, что поддержание обороноспособности на протяжении относительно долгого времени недостижимо без собственного высокотехнологичного производства. Поэтому утрата суверенитета при данном варианте все равно произойдет, только не через 10-12, а спустя 18-20 лет (когда морально и технически устареют современные средства ядерного сдерживания).

Путь к спасению

Читатель спросит: "Неужели автор брался за перо, лишь для того, чтобы в очередной раз убедить нас в кончине русского этноса?".

Конечно же, нет. Путь к спасению есть. Он заключается в восстановлении адекватной для нашей страны институциональной матрицы.

Для людей, не искушенных в научной терминологии, процитирую определение, сделанное известным российским ученым С.Г. Кирдиной: "Институциональная матрица - это сформировавшийся естественным путем, а не в результате преднамеренной деятельности, комплекс институтов, обеспечивающий выживание большой группы людей в тех внешних условиях, в которых они оказались" (Кирдина С.Г. Х и Y - экономики: Институциональный анализ. М.: Наука. 2004. С.53).

Замечательные российские ученые С.Г. Кирдина и О.Э. Бессонова доказали, что все государства, существовавшие и существующие на земле, базируются на одном из двух типов институциональных матриц. Формирование государства неразрывно связано с формированием присущего данному государству типа институциональной матрицы. Формирование того или иного типа матрицы зависит от природных условий и геополитического окружения, в которых формируется государство.

По теории С.Г. Кирдиной, "в экономической сфере стран с Х-матрицей преобладают институты редистрибутивной Х-экономики. В рамках такой экономики через Центр проходит аккумулирование основных создаваемых продуктов, согласование условий их производства и потребления, а также редистрибуция (распределение) ресурсов и продукции между участниками хозяйственного процесса. Основу экономики составляет централизованно-управляемая условная верховная собственность, независимо от конкретной своей формы - княжеской ли, государственной, федеральной и т.д. Поскольку хозяйство таких стран в основном тесно взаимосвязано, то главная задача экономических субъектов - не столько заработать себе прибыль, как при рынке, сколько обеспечить сбалансированность производства и его пропорциональность, иначе недостаток или избыток в одном сегменте чреваты осложнениями для всего хозяйственного механизма. Трудовые отношения регулируются институтом служебного труда, определяющего необходимость всеобщей занятости населения.

В политической сфере доминируют институты унитарного (унитарно-централизованного) политического устройства. Унитарная политическая структура характеризуется наличием института иерархической вертикали власти во главе с Центром, а также принципом административного построения государства, при котором его территориальные единицы не являются суверенными и независимыми в политическом отношении. Поэтому поле компетенции местных (региональных) властей всегда уже компетенции Центра и регионов или Центра как такового. В управленческих структурах унитарного типа доминируют принципы назначения, а не выборности. Главным средством обратной связи в такой политической системе являются обращения по инстанциям. На их основе корректируются правила политической жизни, принимаются те или иные управленческие решения. Централизованные структуры требуют также принципа единогласия при принятии решений, что находит свое выражение в разработке и реализации механизмов согласительных процедур, характерных для современного российского, японского и других обществ такого типа.

Идеологическая сфера обществ с Х-матрицей отличается преобладанием коммунитарной Х-технологии на всех этапах исторического развития. Известно, что коллективизм, признание общественных ценностей выше личных - особенная черта культуры и идеологии российского общества, равно как и китайского, японского и других, в которых преобладают институты Х-матрицы. Например, выражением коммунитарныхидеологических институтов на заре нашей истории были ценности "единства земли Русской", а в недавнем прошлом - идея "коммунистического общества". Институты коммунитарной идеологии включают в себя, наряду с институтами коллективизма, также эгалитаризм - как нормативное представление о социальной структуре и порядок в качестве принципа устройства общественной жизни.

Экономические, политические и идеологические институты в Х-матрице тесно связаны, поддерживают друг друга и не могут существовать друг без друга" (Кирдина С.Г. Х и Y - экономики: Институциональный анализ. М.: Наука. 2004. С.58).

С.Г. Кирдина считает, что Х-матрица доминирует в России, Китае, большинстве стран Латинской Америки.

Y-матрица доминирует в большинстве стран Европы и США. Согласно теории С.Г. Кирдиной, основой экономических институтов стран Y-матрицы является рыночная экономика. "Главный стимул производства для изолированных частных собственников - прибыль, иначе предоставленные сами себе они не смогут осуществить следующий шаг в своей хозяйственной деятельности. Между участниками рынка существует конкуренция, в ходе которой сильнейшие игроки получают доступ к тем или иным ресурсам или продуктам.

Политическая система стран с Y-матрицей регулируется преобладанием институтов федеративного устройства. Это означает следующее: независимо от того, есть ли в названии страны слово "федерация" или нет, принцип федеративного, соединительного государства "снизу-вверх", из отдельных самостоятельных княжеств, штатов, земель к единому территориальному образованию - всегда господствует. Управленческая структура также строится "снизу-вверх", на основе самоуправления и выборов. При принятии решений действует принцип многопартийности и демократического большинства, а главной политической силой являются партии, в которых консолидируются интересы разных групп населения и экономических сил. Отсутствие доминирующей вертикали власти, которая берет на себя разрешение конфликтов на всех "этажах" государственного устройства, компенсируется наличием независимой судебной системы и правом судебного иска, которым пользуются граждане и организации для защиты своих интересов.

В идеологической сфере стран с Y-матрицей преобладают институты субсидиарной идеологии, в которых закрепляется главенство индивидуальных ценностей над общественными. Субсидиарность обосновывает подчиненность, дополнительность всех общественных структур по отношению к главной доминанте социального развития - ЛИЧНОСТИ. Субсидиарность означает безусловный приоритет личности по отношению ко всем организациям, ассоциациям и другим общественным структурам, к которым она принадлежит или членом которых является" ( Кирдина С.Г. Х и Y - экономики: Институциональный анализ. М.: Наука. 2004. С.59-60).

История развития и падения разных стран показывает, что попытки насильственного изменения структуры институциональной матрицы ни разу не приводили к успеху. Государства либо разрушались, либо восстанавливали свою исходную институциональную матрицу. Переходный период всегда характеризовался наличием несовместимых между собой доминирующих институтов. В сегодняшней России такая несовместимость налицо: в экономической сфере доминируют рыночные институты, тогда как в политической - институты унитаризма, а в идеологии рассогласование идеалов в группах правящей элиты и широких народных масс. У элиты наблюдается субсидиарная идеология (явный приоритет личных ценностей над общественными), тогда как массы сохранили верность коммунитарной традиции (приоритет "МЫ" над "Я").

Может ли Россия кардинальным образом изменить природные условия в рамках которых она существует? Нет, не может. Может ли Россия столь же кардинальным образом изменить политическое окружение? В ближайшей перспективе это также нереально. Отсюда вывод: замена присущей России институциональной матрицы Х-типа на чуждую материально-технологической среде (природно-климатическим и геополитическим условиям ее существования) Y-матрицу - гибельно для России. По этой причине, мы никогда не станем Европой, как бы этого не хотели российские либеральные демагоги.

Если мы желаем спасти страну, надо вернуться к плановой экономике, сохранив унитарный тип политического управления и развивая идеологию примата коллективистских ценностей, взаимопомощи.

При этом, не надо бросаться в другую крайность, пытаясь вовсе искоренить элементы Y-матрицы. Во всех успешных странах сосуществуют оба типа институциональных матриц. Только один тип является постоянно доминирующим, а второй выполняет компенсаторные функции. Например, в Китае, домирует Х-матрица. Однако там, наряду с плановой экономикой, успешно развивается экономика рыночная. Политическое управление унитарное, однако, наряду с доминирующей коммунистической партией, свободно действуют еще 8 партий, четыре из которых имеют своих представителей в высшем законодательном органе страны. В идеологической сфере доминирует коммунитарная идеология, однако и идеология индивидуальных ценностей не порицается, пока эти ценности не выходят за рамки закона.

Подобный пример, только в отношении успешной страны с доминантой Y-матрицы, мы видим при анализе Федеративной Республики Германии. Там доминирует рыночная экономика, однако внешнеэкономические действия государства жестко регулируются на плановой основе. Там доминирует федеративное управление, однако автономность федеральных земель компенсируется наличием сдерживающих общефедеральных законов и положений. Там явный приоритет имеют ценности личности, однако коллективистские чувства патриотизма, единства немецкой нации отчетливо проявляются при оказании помощи поволжским немцам, немцам Казахстана и т.п.

Путь к спасению в России может иметь следующие шаги

1) Объединение под патронажем государства, расчлененных ныне транспортно-энергетических систем жизнеобеспечения государства: РЖД, бывшей РАО ЕЭС, бывшего "Аэрофлота", бывшего "Речфлота", "Морфлота" и т.д.

2) Восстановление оборонной промышленности и связанных с ней НИИ, КБ.

Это повлечет развитие сопутствующей социальной инфраструктуры, а затем и создание конкурентной продукции для мирового товарного рынка. Это даст направление развитию науки и технического прогресса, а, следовательно, востребует иной уровень подготовки школьников, студентов, аспирантов.

3) Союз торгово-экономический и военный со странами, имеющими такую же доминантную институциональную матрицу. Прежде всего, это Китай, с которым мы имеем весьма протяженную сухопутную границу. Китайская Народная Республика имеет возможность предоставить нам долгосрочный низкопроцентный кредит, при условии совместного взаимовыгодного сотрудничества в военной, космической, агропромышленной сферах, энергетике и, конечно же, - во внешней политике.

4) Необходимо наращивать тесноту международных связей с близкими нам по доминанте институциональной матрицы странами Латинской Америки. Во-первых, это обезопасит нас на ближайшие 10-15 лет от агрессивных посягательств США. Во-вторых, у нас на время экономического возрождения будет хоть и не очень богатый, но все-таки внешний рынок сбыта промышленной продукции, а не только сырья.

5) Необходимо заимствовать китайское законодательство в области борьбы с коррупцией и воплотить его в жизнь. Вопли сегодняшних казнокрадов о том, что это не даст эффекта - абсолютно несостоятельная чушь. Примеры Китая, Южной Кореи, Сингапура - более чем убедительны.

© 2003-2019, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна