Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже?

Результаты опросов
© 2003-2024, Martovsky
Главная > Персоны

07.05.2012 Прощание с президентом

Автор: Сергей Кочеров

Путин и Медведев Дмитрий Анатольевич Медведев не был рожден для великих дел. При других условиях он бы не имел ни единого шанса не то, что возглавить российское государство, но даже занять на федеральном уровне одну из руководящих должностей. Социальным лифтом для него стала дружба с Владимиром Владимировичем Путиным, который в свое время сам оказался президентом по воле первого лица государства. Поэтому когда высокий покровитель, предусмотрительно сохранивший рычаги влияния в своих руках, пожелал вернуться на прежнее место работы, его протеже безропотно уступил ему должность, доверенную на временное хранение. Единственным условием, которое он осмелился поставить своему старшему другу, было публично данное обещание назначить его премьер-министром, а не председателем Совета федерации или главой Конституционного суда, что, по слухам, было обещано ему ранее.

История восхождения

Когда 14 сентября 1965 г. в семье Анатолия Афанасьевича Медведева, профессора Ленинградского технологического института, и Юлии Вениаминовны Медведевой (в девичестве Шапошниковой), преподавателя Педагогического института им. Герцена, родился сын, ничто не выдавало в нем будущего государственного деятеля. В школе Дмитрий Медведев также не проявлял видимых ярких качеств, отличаясь от других школьников только не по-детски серьезным отношением к учебе. Учительница Вера Смирнова вспоминала: "Его редко можно было застать на улице с ребятами. Он походил на маленького старичка". Такое же сочетание обычности и старания уже в студенческую пору Медведева подметил и Николай Кропачев, знавший его как преподаватель по учебе на юридическом факультете Ленинградского университета им. Жданова. "Хороший, крепкий студент, - вспоминает он. - Но по основному курсу был таким же, как все. Старательный только очень". Работа над самим собой с целью выглядеть более значимым человеком, казаться старше своего возраста, чтобы окружающие осознали его мудрость и признали его авторитет, будет заметна в Медведеве во время его работы в правительстве и, особенно, в годы его президентства.

В остальном Дмитрий Медведев мало чем отличался от продвинутых советских студентов того времени. С упоением слушал тяжелый рок, выделяя в качестве любимых групп Deep Purple, Black Sabbath и Led Zeppelin. Занимался тяжелой атлетикой и даже выигрывал университетские соревнования. О значении спорта в своей жизни он недавно упомянул в своем разговоре с журналистами пяти телеканалов. "Когда у меня плохое настроение, - сообщил им президент, - я иду заниматься спортом, и оно стабилизуется, а потом принимаю решения, иногда самые неприятные". В студенческой юности Дмитрий Анатольевич, несмотря на то, что был единственным ребенком в небедной, по советским меркам, семье, и получал повышенную стипендию, занимался и подработками, освоив профессию дворника. По-видимому, хотя сам он и не афиширует эту тему, студент Медведев активно участвовал и в комсомольской работе. Иначе трудно объяснить тот факт, что в 20 с небольшим лет он стал членом КПСС, каковым оставался до августа 1991 года. С 1990 г., после защиты кандидатской диссертации на тему "Проблемы реализации гражданской правосубъектности государственного предприятия", Дмитрий Медведев преподавал в Ленинградском, а затем Санкт-Петербургском университете, вплоть до своего отъезда в 1999 г. в Москву.

В 1990 г. Медведев стал помощником председателя Ленинградского городского совета народных депутатов Анатолия Собчака, своего бывшего университетского преподавателя. Здесь он оказался в одной компании с Юрием Шутовым, в 2006 г. приговоренным судом к пожизненному заключению в тюрьме, и Владимиром Путиным, в 2000 г. приговорившим себя к пожизненному пребыванию в Кремле. Когда Собчак был избран мэром Санкт-Петербурга, Медведев стал экспертом Комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга, который возглавлял Путин. Занимаясь разработкой и оформлением сделок, договоров и различных инвестиционных проектов, Дмитрий Медведев сыграл не последнюю роль в защите своего будущего патрона, когда над ним нависла угроза отстранения от власти, а то и уголовного наказания. Группа депутатов Петросовета во главе с Мариной Салье тогда потребовала прокурорского расследования по поводу выдачи руководимым Путиным комитетом экспортных лицензий на крупные объемы нефтепродуктов, цветных металлов, цемента, хлопка и других товаров в обмен на продовольствие на сумму в 850 млн. долларов, которое так и не поступило в город. От неприятных последствий будущего президента России спасли петербургский мэр Собчак, поддержавший своего зама, министр внешнеэкономических связей Авен, передавший Путину функции представителя МВЭС по городу, и эксперт Медведев, юридически доказавший, что прав выдавать эти лицензии Комитет по внешним связям не имел и, стало быть, этого его глава делать никак не мог. Говорят, что тогда же именно Дмитрий Медведев придумал схему того, как орган власти, не нарушая закона, может стать соучредителем и совладельцем акционерного общества. По ней, такое общество арендует у государства помещение и землю, за которые как бы платит определенную сумму, однако деньги не поступают в бюджет - они становятся взносом госоргана в уставный капитал акционерного общества. В свете деклараций президента Медведева о необходимости борьбы с коррупцией, особенно любопытно то, что придуманная им схема позволяла власти крепко сращиваться с бизнесом, что является основой коррупции во все времена.

Интерес Медведева к данной теме имел не столько теоретико-юридический, сколько практико-экономический характер. Еще в 1990 г. он вместе с двумя другими коллегами по юридическому факультету ЛГУ зарегистрировал в Невском районе "северной столицы" унитарное предприятие "Уран" с уставным фондом в 100 рублей. Но это была только первая проба пера.Серьезные дела начались позже, когда в 1993 года будущий преемник стал одним из основателей фирмы "Финцелл", которая потом учредила ЗАО "Илим Палп Энтерпрайз", ставшее крупнейшей корпорацией целлюлозно-бумажного комплекса России, где ему одно время принадлежало 20% пакета акций. Неизвестно, имел ли отношение к росту Медведева как бизнесмена Владимир Путин. Одни люди, знавшие их по петербургскому периоду, говорили, что в ту пору Медведева многие считали личным секретарем Путина и всерьез не воспринимали. Другие утверждали, что именно Медведев выполнял конфиденциальные поручения Владимира Путина, например, контролируя перевод денежных средств на разные строительные проекты через банк "Россия" братьев Ковальчуков, после чего след этих денег нередко терялся. В любом случае можно сказать, что где-то с этих пор их уже связывала крепкая мужская дружба, в которой не приходилось ломать голову над тем, кто из них ведущий, а кто - ведомый.

На федеральном уровне первые плоды ее проявились в ноябре 1999 г., когда назначенный несколькими месяцами ранее председателем правительства России Владимир Путин сделал вызванного им в Москву Дмитрия Медведева замом руководителя аппарата правительства Дмитрия Козака. После "новогоднего подарка" Бориса Ельцина стране в виде его ухода в отставку Медведев становится замом Александра Волошина, руководителя администрации президента, и возглавляет предвыборный штаб и.о. президента Путина. После победы своего старшего друга Медведев получает подобающую ему долю победных трофеев. Вскоре он сменяет Волошина на посту главы администрации президента, но, что еще более важно, становится председателем Совета директоров ОАО "Газпром", каковым остается вплоть до своего избрания президентом в 2008 году. Навыки директора по юридическим вопросам в "Илим Палп Энтерпрайз" не слишком пригодились Медведеву в руководстве газовым гигантом. Один из высших менеджеров "Газпрома" так описал газете "Ведомости" присущий Медведеву стиль руководства концерном: "Когда начинается конкретный разговор,он начинает мяться, боится подписывать важные документы, я, например, говорю ему: в “Газпроме” беспредел творится, должности продаются, надо срочно с этим что-то делать! А он в ответ: наверное, вы что-то не так поняли, нет темы для разговора". Наверное, найдутся люди, знавшие Медведева по его работе в газовом концерне, которые могут привести примеры его решений и действий, пошедших компании на пользу. Однако назначать юриста Медведева на должность председателя Совета директоров "Газпрома", как и переводчика Сечина - на пост председателя Совета директоров "Роснефти", значит возрождать феодальную традицию, когда царь передает своим ближним боярам важнейшие приказы на "кормление".

Еще более высокая перспектива замаячила перед Дмитрием Медведевым осенью 2005 г., когда Владимир Путин принял, очевидно, трудное для себя решение не нарушать конституцию и не идти на третий президентский срок. Тогда, еще втайне от своего окружения, президент начал подыскивать себе наследника, при котором он мог бы сохранить рычаги управления страной в своих руках. Этим и было обусловлено назначение Медведева в ноябре 2005 г. первым замом председателя правительства России. Дмитрий Анатольевич, конечно, был не единственным претендентом, поскольку в "кастинге" на должность главы государства участвовали Сергей Иванов (тогда первый вице-премьер), Сергей Нарышкин (тогда руководитель аппарата правительства, зам председателя правительства), Владимир Якунин (президент РЖД) и Игорь Шувалов (тогда помощник президента). Всех их Путин решил проверить в деле на ответственной работе и заодно убедиться в том, насколько далеко простирается их верность ему. С точки зрения возможности показать себя, Медведев имел явную "фору" перед Ивановым, который считался главным его конкурентом, поскольку во вверенных его заботе "национальных проектах" легче добиться, по крайней мере, видимости успеха, чем в военной реформе, возложенной на его соперника. Но серьезным преимуществом Иванова была поддержка клана "силовиков", которые не хотели усиления "либералов", чего они опасались при президенте Медведеве. Считается, что это Игорь Сечин, возглавлявший "силовиков", убедил Владимира Путина отказаться от его плана весной 2006 г. назначить Дмитрия Медведева председателем правительства. Однако, в конечном счете, президент все же предпочел Медведева, а не Иванова.

По всей видимости, на это была не одна причина, а целый комплекс оснований. Выдвижение Медведева, безусловно, должно было понравиться Западу, поскольку именно Путин тщательно создавал своему младшему другу имидж "либерала и демократа", хотя Медведев, как мы увидим, по своим взглядам не является, в европейском смысле, ни тем и ни другим. Медведев был компромиссной фигурой для бюрократов и олигархов, устраивая как "путинистов", так и "ельцинистов", все еще сохранявших свое влияние. Не случайно Роман Абрамович, как утверждают, лично уговаривал Владимира Путина остановить свой выбор на Медведеве. Президенту, который, как показали дальнейшие события, просчитывал варианты своего триумфального возвращения, должны были устроить в Медведеве такие качества, необходимые для "местоблюстителя престола", как отсутствие у него своей команды, умение держать слово и податливость характера. Злые языки даже называли одним из определяющих факторов превосходство в росте невысокого Путина (170 см) над малорослым Медведевым (162 см), что позволяет ему смотреть на протеже сверху вниз не только в административном или интеллектуальном смысле. Более тонкие "психологи" утверждают, что во время доверительных разговоров Медведев, в отличие от других претендентов, не выдвигал Путину встречных условий и не требовал никаких гарантий, полностью соглашаясь с тем, что при его президентстве все важные решения будут приниматься ими на основе консенсуса друг с другом. Как бы то ни было, но именно Дмитрий Медведев, по предложению Владимира Путина, в декабре 2007 г. был выдвинут кандидатом на должность президента России на съезде "Единой России". И 2 марта 2008 года, получив 70,28% голосов избирателей, он был избран главой государства, а 7 мая официально вступил в должность президента России.

Итоги президентства

На мой взгляд, нет смысла рассматривать президентский срок Дмитрия Медведева год за годом, обозревая, что им было сделано или не сделано на данном посту, и анализируя причины, по которым ему это удалось или не удалось. В день, когда Дмитрий Анатольевич передает бразды правления государством Владимиру Владимировичу, лучше оценить его президентство в целом. Для начала следует предоставить слово его сторонникам, для которых прошедшее четырехлетие можно однозначно охарактеризовать как "успешное президентство успешного президента". Так, политолог Павел Данилин, шеф-редактор интернет-портала "Кремль.орг", осенью 2011 г. в статье в "Независимой газете" перечислил основные достижения России в годы президентства Медведева и, разумеется, премьерства Путина. По его мнению, к наиболее важным из них относятся:

  • перезагрузка отношений с США, которая завершила этап охлаждения между двумя странами;
  • "пятидневная война" по принуждению Грузии к миру;
  • прорыв во взаимоотношениях с Польшей;
  • экономический кризис и успешный выход из него России;
  • мы близки к максимальному уровню советского периода по продолжительности жизни (68,7 лет);
  • растет рождаемость (1 млн. 788 тыс. за год), принята программа материального стимулирования рождаемости - материнский капитал (уже 420 тыс. руб.);
  • снизилась смертность населения, впервые с 1991 года зафиксирован прирост населения;
  • снизились цифры миграции из России (всего 33,6 тыс. человек за год);
  • средняя зарплата увеличилась с 17,2 тыс. до 21,1 тыс. руб.;
  • число бедных, несмотря на кризис, сократилось до 18,1%;
  • ВВП страны в 2011 году достиг 50 трлн. руб.;
  • Россия вошла в семерку крупнейших экономик мира, оставив позади Италию и Францию;
  • госдолг России находится на минимальном уровне в 36,8 млрд. долл. (менее 3% от ВВП) - практически самый низкий показатель в мире;
  • в российском Резервном фонде аккумулировано 26 млрд. долларов, в Фонде национального благосостояния - 89 млрд. долларов;
  • уровень безработицы в РФ сегодня меньше, чем в предкризисный 2007 год (6,1%, около 4 млн. человек);
  • практически ликвидирована невыплата зарплат - в 2010 году она составила всего 2,4 млрд. руб.;
  • сложилась промышленная база современного автомобилестроения - в РФ пришли General Motors, Nissan, Hyundai, Volkswagen, Peugeot-Citroen-Mitsubishi и т.д.;
  • производство автомобилей в России выросло в 2010 году на 93,7% - до 1 млн. 400 тыс. единиц;
  • реконструированы более 20 аэропортов, построены десятки стратегических мостов, на железных дорогах появились скоростные поезда "Сапсан";
  • Россия вошла в десятку мировых лидеров по финансированию Научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) 1% от ВВП;
  • по доле в бюджете расходы в науку выросли в полтора раза;
  • в России создан инновационный центр "Сколково"
  • реализуются системы отбора кадров - "президентская сотня" и "президентская тысяча";
  • обновилась половина губернаторского корпуса;
  • сменен кадровый состав МВД и Минобороны;
  • снизилась преступность: с 3,8 млн. преступлений в 2006 году до 2,9 млн. в 2009-м;
  • приняты поправки в УК РФ, направленные на гуманизацию российской пенитенциарной системы и декриминализацию мелких преступлений;
  • достигнуты соглашения о безвизовых перемещениях с Абхазией, Аргентиной, Бразилией, Венесуэлой, Вьетнамом, Гайаной, Израилем, Колумбией, Македонией, Никарагуа, Перу, Гонконгом, Сербией, Турцией, Уругваем, Черногорией, Чили и Южной Осетией;
  • растет аудитория Рунета - каждый год на 20%, причем 84% пользователей могут выходить в Сеть из дома;
  • впервые в своей истории Россия получила право на проведение чемпионата мира по футболу (2018 г.)

Эту в целом благоприятную картину для президента и премьера, которые ныне меняются местами, каждый желающий им процветания и долголетия может дополнить своими жизнеутверждающими красками. Но многие эксперты относятся к достижениям Медведева (и Путина) за прошедшее четырехлетие критически, если не сказать скептически. Так, при Дмитрии Медведеве, действительно, было восстановлено российско-американское сотрудничество, а его личные отношения с Бараком Обамой можно назвать почти дружескими. Однако именно Обама, а не Медведев инициировал "перезагрузку" отношений с Россией, причем сделал это не под влиянием экономических или политических успехов Москвы, а в силу необходимости получить поддержку России в снабжении американских войск в Афганистане и в противодействии ядерной программы Ирана. С этой целью Вашингтон подвигнул Россию на отказ поставить Ирану зенитно-ракетные комплексы С-300, за которых Тегеран уже выплатил аванс, и дать согласие на размещение близ Ульяновска аэродрома "подскока" для американских самолетов, который местные жители склонны считать военной базой НАТО. При этом США и НАТО отказались от предложения Медведева вместе с Россией строить в Европе секторальную систему противоракетной обороны как альтернативы созданию американской ПРО в Восточной Европе. Правда, в конце президентства Медведева Обама сделал ему щедрый "подарок" в виде вступление России в ВТО, каковое вполне может еще оказаться "троянским конем" для многих областей российской экономики.

Что же касается пятидневной российско-грузинской войны, то Медведеву просто повезло, что председателем Евросоюза в это время оказалась Франция, с которой у России сложились близкие отношения. Сначала Николя Саркози, а затем и Ангела Меркель поддержали Россию в примирении с возмущенным Евросоюзом, а затем подоспел и финансовый кризис, и европейцы вдруг поняли, что поставки газа из России более важны для них, чем судьба "незаконно отторгнутых" грузинских территорий. Конечно, можно утверждать, что своей операцией по "принуждению Грузии к миру" Москва наглядно показала, что не позволит никому игнорировать ее интересы на постсоветском пространстве. Однако угроза применения силы эффективнее простой ее демонстрации, особенно если в ее ходе вскрываются и слабые места в ведении боевых действий и вооружениях победителя. Если бы руководство России было более мудрым, а ее дипломатия - более искусной, то в Кремле могли бы, не доводя дела до войны, связать руки Саакашвили своевременным соглашением с Вашингтоном и Брюсселем о гарантиях неприменения силы их грузинским "мальчиком" против Южной Осетии и Абхазии. Тогда бы не пришлось тратить непомерные силы и средства на восстановление пошатнувшейся репутации, доказывая всему миру, что это не "мы", а "он" первый начал.

В 2010 г. президент Дмитрий Медведев в интервью ABC News, говоря о положительных тенденциях в России за последние годы, объяснил это принятыми властями мерами по улучшению положения в стране. "Слава Богу, продолжительность жизни не снижается, а растет, - радовался он. - И за последнее время, с тех пор, как мы начали заниматься социальными программами (а я начинал этим заниматься 4 года назад), общая продолжительность жизни в нашей стране выросла приблизительно на 4 года". Средняя продолжительность жизни в России, действительно, растет, хотя и не такими быстрыми темпами, как бодро заверяют россиян президент и премьер. Так, средняя продолжительность жизни в России на 2011 г., по данным Всемирной организации здоровья, составляет 68 лет, и по этому показателю мы близки таким странам, как Украина, Индонезия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Монголия, Узбекистан. Однако лишь коэффициент рождаемости, составляющий в нашей стране сегодня 1,4 ребенка на женщину, сближает ее с западными странами. Директор Института демографических исследований Игорь Белобородов так оценивает демографическую ситуацию в России: "Все достижения в этой области у нас очень скромные, поскольку нет как такового увеличения роста коэффициента рождаемости: есть лишь небольшие колебания в рамках снижения потребности в детях, падения рождаемости у женщин фактически всех возрастов, за исключением небольшого роста в более старшей возрастной категории за 40 лет".

Белобородов не верит в прогноз правительственной Концепции демографической политики России до 2025 года, согласно которой средняя продолжительность жизни к 2016 г. увеличится до 70 лет (а недавно Владимир Путин заявил, и Дмитрий Медведев его поддержал, что к 2018 г. средняя продолжительность жизни в России достигнет 75 лет!). Это "нереально, - считает Белобородов, - потому что по расчетам получается, что население будет в любом случае стареть, средний возраст будет увеличиваться уже из-за того, что низкая рождаемость, и та возрастная структура, которая сложилась, никак не изменится через ближайшие пять лет". Как следствие, по мнению ученого, "предположительно, уже с 2015 года возможно сокращение численности населения до миллиона в год. Это, конечно, изменит итоговую численность населения. Если у нас сейчас почти 140 млн., то к 2020 году в лучшем случае нас будет 134-135 млн., я имею в виду численность коренного населения без учета миграции". Переломить тенденцию к вырождению народа можно только значительным повышением рождаемости, но это потребует кардинальных перемен в семейной, пенсионной, молодежной политике, градостроительстве и жилищном строительстве, здравоохранении и образовании. Но чиновникам в России гораздо проще декларировать все более высокие цифры и рапортовать о "перевыполнении плана", сверяясь не с все более тревожной реальностью, а со своими все более популистскими заявлениями.

Однако, пожалуй, ничто не оценивается экспертами так пессимистически, как итоги президентства Дмитрия Медведева в сфере экономики, особенно на фоне тех радужных надежд, которые были у многих из них вначале. Прежде всего, они поставили под сомнение бодрый отчет Владимира Путина, последний раз выступавшего перед Думой в качестве премьера. По оценке главы правительства, Россия преодолела кризис успешнее других стран, а сейчас и вовсе готова к тому, чтобы через пару лет войти в пятерку крупнейших экономик мира. Основываясь на данных Росстата, специалисты рассчитали основные макроэкономические показатели РФ за четыре года. С 2008 по 2011 год прирост ВВП РФ составил лишь 5,5%, что, по словам директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, "в сравнении с другими странами можно оценить как более чем скромный результат". Между тем с 2000 по 2007 год ежегодный прирост ВВП в среднем превышал 7%. Выступая 10 апреля 2012 г. в Госдуме, Владимир Путин уверял, что по этому показателю Россия вышла на 3-е место среди крупных экономик мира. Однако его бывший советник Андрей Илларионов напомнил, что среди стран "большой двадцатки" Россия по темпам экономического развития занимает лишь 7-е место. Если же сравнивать со 182 странами, данные о которых есть в базе МВФ, то Россия по темпам прироста ВВП в 2011 году была на 87-м месте - сразу же после Омана и перед Бурунди. А если сравнивать Россию с другими развивающимися странами из группы БРИКС (Бразилия, Индия, Китай и ЮАР), то по экономическому росту наша страна уступает им всем. Ведь Китай показал за 2008-2011 годы прирост ВВП на 44,2%, Индия - на 34,1%, Бразилия - на 15,6%, ЮАР - на 8%. Участники состоявшегося 17 апреля 2012 года в Москве заседания Экономического клуба ФБК, прошедшего под характерным названием "Экономические итоги Медведовской эпохи: мечты и звуки", отметили, что индекс промышленного производства показал за четыре года прирост 3,4%, прирост инвестиций в основной капитал - лишь 4%, общая численность безработных за четыре года выросла на 9%. Более или менее успешно, по их оценке, развивались лишь сельское хозяйство, розничная торговля и услуги связи.

Что должно было особенно болезненно ударить по самолюбию Медведева и Путина, с критикой положения дел в российской экономике выступили китайские официальные лица, мнение которых было доведено до Москвы официальными рупорами руководства Китая - агентством "Синьхуа" и газетой "Женьминь жибао". Лейтмотив в оценках китайцев - Москва провозгласила необходимость экономических реформ, однако воплощает в жизнь их слишком вяло, если вообще воплощает. В частности, утверждается, что глобальный финансовый кризис "выявил хрупкость и нестабильность экономического процветания и подъема России за предыдущие 10 лет". В этой связи китайцы указали 6 ключевых дефектов экономики РФ, влияние которых усиливается со времени начала 90-х.

Во-первых, имеет место сырьевое искажение структуры экономики и падение доли несырьевого экспорта. Например, доля экспорта полезных ископаемых от общего объема экспорта России выросла с 42,5% в 1995 году до 72,2% в 2011 году. А доля экспорта машиностроительного оборудования сократилась с 10,2% до 4,6%. Во-вторых, отмечается рост барьеров для инвестиций и экономической активности. Так, согласно рейтингу Всемирного банка, в 2011 году по индексу хозяйствования Россия опустилась с 112-го на 123-е место. В-третьих, наблюдается нарастающее отставание в сфере технологий, науки и предпринимательства. В-четвертых, установилось доминирование монополий, фактическое отсутствие справедливой конкуренции. Как замечают китайские аналитики, если конкуренция и присутствует, то является недостаточной и неполноценной. В-пятых, налицо неразвитость финансового сектора, низкая способность бизнеса к самоорганизации. В-шестых, сказываются сокращение населения России и серьезный дефицит трудовых ресурсов. Исходя из этого, китайцы делают вывод, что у Путина, который в мае вернется в Кремль на шесть лет, не остается другого выбора, кроме ускорения реформ и изменения модели экономического развития страны.

Но сознает ли Владимир Путин, входя в должность президента, какое наследство оставил ему предшественник, и как будет исправлять положение дел премьер Дмитрий Медведев, если проблемы, накопившиеся при его патроне, только усугублялись при нем? Нельзя сказать, что они полагают, что благодаря их "мудрому руководству" в российской экономике, а стало быть, и в других сферах жизни общества, наблюдаются "тишь, гладь и божья благодать". Однако заявленные ими приоритеты социально-экономического развития на 2012-2018 гг. в части признания проблем выглядят более абстрактными, чем оценки российских экономистов и даже китайских политиков. В этих приоритетах совершенно не видно отражения удручающих фактов, которые очевидным образом противоречат их обещаниям, которые они повторяют как заученные мантры из года в год. Так, вместо превращения Москвы в международный финансовый центр в рейтинге мировых МФЦ российская столица опустилась с 61-го места на 65-е. В рейтинге конкурентоспособности РФ теперь занимает 66-е место вместо 51-го, в рейтинге по условиям ведения бизнеса - 123-е вместо 112-го. В рейтинге ООН по уровню развития человеческого потенциала Россия опустилась на 66-е место с 63-го. За достаточно успешное в макроэкономическом отношении десятилетие - 1998 - 2007 гг. - основные экономические проблемы, связанные с сырьевой зависимостью российской экономики, не только не были преодолены, но еще больше запутались. Так, по словам советника Института современного развития Никиты Масленникова, "если раньше нефтегазовая сфера была средством решения многих проблем, то сегодня она сама стала большой структурной проблемой. До 2030 года нам придется вложить в нее порядка 700 млрд. долларов только для сохранения физических объемов производства" (отдельное спасибо за это Дмитрию Медведеву и Игорю Сечину, возглавлявшим Совет директоров "Газпрома" и "Роснефти"!). И, что хуже всего, крепнет убеждение, что ни Путин с Медведевым, ни их окружение не знают, как эти проблемы решать. Тот же Масленников замечает, что "буквально через несколько месяцев мы можем оказаться в ситуации 91-го года. Не с точки зрения экономической разрухи и коллапса, а с точки зрения того, что надо будет наконец-то делать реформы, но как, почему и кто их должен делать - всем до сих пор непонятно".

Дальнейшее - молчание...

Накануне завершения своего президентского срока Дмитрий Медведевстремился сохранить лицо, располагая к себе чиновников и журналистов видимым добродушием и широкой улыбкой. Выступая 24 апреля на расширенном заседании Госсовета, он подвел итоги четырех лет своего президентства и определил приоритеты и задачи на будущее. Впрочем, в отношении своих целей, когда он станет работать во главе правительства, что должно было больше интересовать собравшихся, он не сказал решительно ничего нового. Уходящий президент в который уже раз повторил, что "бедность, экономическая отсталость, коррупция, низкая продолжительность жизни - главные враги нашей свободы", что "мы объявили коррупции войну, мы врага знаем и здесь мы не отступим", что "демократия более не является бранным словом, ее престиж восстановлен, а перспективы в нашей стране гарантированы", что "прозрачность власти и ее действий - основное условие взаимного доверия в обществе и эффективности государственной политики". Чем-то новым, пожалуй, стало лишь то, что для повышения эффективности работы властных структур Медведев предложил ввести единую систему экзаменов и конкурсов для государственной службы и монетизировать льготы чиновников. В конце он предложил 7 критериев оценки эффективности работы власти, что отчасти совпали с приоритетными целями, которые объявил на время своего нового президентства Путин.

Чиновники вежливо слушали того, кто еще несколько дней формально будет их президентом, согласно хлопали ему в нужных местах, но вряд ли восприняли его слова слишком серьезно. Самые осведомленные из них уже были в курсе и передали другим, что после отказа от следующего президентского срока в сентябре 2011 г., Медведев был уверен, что сможет сформировать правительство по собственному желанию. Однако уже к ноябрю старший друг, которого он предложил на съезде "Единой России" выдвинуть в президенты, дал ему понять, что он может рассматривать только тех, кого ему назовут, и он вынужден был переоценить свои возможности. Тогда Дмитрий Анатольевич и понял, что состав правительства не будет сформирован по его пожеланию, но отвечать за работу этого правительства придется именно ему. Может быть, отчасти этим было вызвано его недавнее выступление в защиту бывшего премьера Украины, уголовное дело которой он назвал политически мотивированным. Была ли здесь профессиональная солидарность или смутное опасение за свое будущее, но Медведев увидел политику там, где он решительно отказывается ее видеть в случае с Михаилом Ходорковским.

Впрочем, понятно, что судьба Тимошенко или, тем более, Ходорковского, вряд ли угрожает Дмитрию Медведеву, по крайней мере, до тех пор, пока у власти в России находится Владимир Путин. Поэтому на другой день после инаугурации "нового-старого" президента кандидатура Медведева, скорее всего, будет уже внесена в Госдуму, и "правоверное большинство" Госдумы из фракции "Единой России" поддержит его своими депутатскими мандатами. Тем более что Владимир Путин передал ему руководство этой партией, как матерый капитан покидает давший течь корабль, оставляя его на попечение своего старшего помощника. В правительстве Дмитрия Анатольевича будут окружать верные Путину люди, "разбавленные" для видимости отдельными креатурами Медведева, вроде Аркадия Дворковича или Александра Коновалова. Министром финансов, если не сразу, то со временем может быть вновь назначен Алексей Кудрин, причем большей проблемой для Путина будет, пожалуй, уговорить Кудрина войти в правительство, чем убедить Медведева его там принять. Но требовать исправить неизбежные недочеты, а то и очевидные провалы в работе правительства президент будет не от своих министров, а от премьера, как сам Медведев в бытность свою президентом никогда не спрашивал с него. А когда расстройство экономики и социальное недовольство достигнет известного предела, и активные граждане начнут выходить на улицы с антивластными лозунгами, Путин, верный политике "кнута и пряника", пригласит на рыбалку своего "друга Диму", как он это уже сделал в августе 2011 года, и доходчиво объяснит ему, что нужно уходить. И тот вновь послушно уступит ему, тем более что ему предложат идти не так недалеко, как обычно посылают в таких случаях, - в Совет федерации или в Конституционный суд.

Во всей этой истории, связанной с президентством Дмитрия Медведева, меня больше всего удивляет, как много довольно талантливых и проницательных людей в течение трех с половиной лет его правления видели в нем реформатора, либерала и демократа, способного стать реальным оппонентом консерватору, этатисту и автократу Путину. Почему-то никто из них не обратил внимания, что первым такой имидж своего преемника презентовал ни кто иной, как сам Путин,который в 2003 г., комментируя назначение Медведева руководителем администрации президента, сказал: "Люди, которые назначены, мне хорошо известны, люди либеральных, демократических убеждений, ориентированные на развитие демократии и рыночной экономики в России". Однако за прошедшие с того времени годы Медведев проявил себя, скорее, человеком общих заявлений, чем реальных действий. Поэтому, несмотря на выступления со всякого рода починами, он так и не довел ни одного своего важного начинания до конца, объясняя привычную для него незавершенность сложностью проводимой работы. Так, он говорит о борьбе с коррупцией: "Я понимал и понимаю, что на решение этой масштабной проблемы потребуется время, силы и огромная воля; здесь призывами и пиаром ничего не добьешься". В то же время, объясняя, почему борьба с коррупцией идет медленно и незаметно, Медведев заметил: "Чиновники - это корпорация, они не хотят, чтобы в их дела вмешивались", - подчеркнув при этом, что "это такие же люди, как мы". Отвечая на вопрос, почему преобразование милиции в полицию ограничилось, по сути, одной сменой вывески, Медведев обиженно заявил, что "мы не фитюлька какая-нибудь", не маленькое государство, где можно разом все изменить. В такой большой стране, как Россия, по его мнению, для успешной реформы МВД требуется большое число людей, которых "невозможно поменять, можно только воспитывать". Но это не логика реформатора, который ищет и находит решение проблемы, а оправдание "постепеновца", надеющегося, что жизнь со временем сама расставит все на свои места.

Столь же большое сомнение вызывает либерализм президента Медведева. Хотя он и готов при удобном случае представить свое политическое кредо как "свобода лучше, чем несвобода", само его пребывание в тандеме с человеком, который любит сравнивать себя с "рабом на галерах", порождает неверие в его слова. Медведев ни разу реально не поддержал свободу слова или собраний, отказался помиловать Ходорковского, зато в самом начале своего президентства позволил ФСБ еще более вмешиваться в частную жизнь граждан. Да и в деловом общении со своими подчиненными он мало похож на либерала. Об этом говорит его ответ на попытку главы "Ростехнологий" Сергея Чемезова высказаться по поводу его критики этой компании. "Реплики у вас, а все, что я говорю, в граните отливается", - сказал, как отрезал ему Дмитрий Медведев, обнаружив этими словами внутреннюю несвободу и неуверенность в себе. Не случайно уже упоминавшийся политолог Павел Данилин, известный своей близостью к"Единой России", высказался о президенте Медведеве со всей определенностью: "Никакой он не "настоящий либерал"... И нам это нравится". Поэтому если и можно Дмитрия Анатольевича либералом, то только в своеобразно русском понимании носителя вольных взглядов, о котором М.Е. Салтыков-Щедрин писал: "Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать. Ободрать бы сначала, мелькнуло у меня в голове, ободрать, да и в сторону... А потом, зарекомендовав себя благонамеренным, можно и о конституциях на досуге помечтать".

И уж совсем неправы те, кто выдумал президента Медведева как демократа. Не стоит забывать, что одним из первых его обращений в Госдуму стало предложение увеличить срок пребывания президентом России до 6 лет, а депутатом Госдумы - до 5 лет. Правда, после массовых митингов в декабре 2011 г. президент вдруг озаботился проведением политической реформы, чтобы "дать всем активным гражданам законную возможность участия в политической жизни". Одной из ее составных частей стало обещание вернуть выборы руководителей субъектов РФ прямым голосованием жителей регионов. Но еще в мае 2011 г. на большой пресс-конференции президент Медведев сказал, что если и произойдет возвращение к всенародным выборам губернаторов, то только лет через 10-15, так как "должны созреть предпосылки". А на встрече с участниками клуба "Валдай" 15 сентября 2009 г. он заявил, что лично участвовал в решении отказаться от прямых выборов глав регионов, по сей день считает его абсолютно правильным и не видит условий, при которых можно было бы изменить это решение "ни сейчас, ни через 100 лет". Так, когда же президент Медведев был более демократом: в середине своего президентства, когда народ не выступал в защиту своих политических прав, или в его конце, когда начались массовые волнения в связи с нарушениями на выборах? Ответ на этот вопрос мы получили уже весной этого года, когда не только законопроект о выборах губернаторов оброс разного рода "фильтрами", но и полным ходом идет поспешное переназначение губернаторов в тех регионах, где по срокам должны были бы состояться всенародные выборы. Думается, представления Медведева о том, какой должна быть власть, и кто реально должен управлять страной, в большей мере проявились в его последней беседе с журналистами пяти телеканалов. Отвечая на вопрос о политическом тандеме с Путиным и эффективности такой схемы управления, Медведев подчеркнул, что считает положительным, когда важные для страны решения принимаются не одним, а несколькими политическими лидерами. Далее он сказал: "Когда судьба страны, когда политические процессы зависят не только от усмотрения одного человека, который, как ему в голову что-то взбрело, так и поступает. А что всякие решения принимаются в процессе обсуждения, что в стране есть несколько человек, которые влияют на политические процессы, мне кажется, это нормально, это и есть движение в сторону демократии - два человека таких, три, пять, семь, десять". Однако когда страной управляют даже 10 человек, такую форму правления никак не назовешь демократией. Это - олигархия, реальным сторонником которой, по крайней мере, для России был, остается и, видимо, будет Дмитрий Медведев.

Сегодня Дмитрий Медведев передает, а вернее возвращает свои президентские полномочия Владимиру Путину. Завтра его кандидатуру должны внести в Госдуму на утверждение в качестве председателя правительства. Между прочим, он уже дает понять, что не исключает для себя возможности когда-нибудь снова стать президентом России. Я, признаться, этого оптимизма не разделяю. Слишком в глубокую апатию должен погрузиться наш народ, чтобы вновь захотеть увидеть во главе государства человека, который более всего запомнился несамостоятельностью своих решений и породившими немало анекдотов указами об отмене зимнего времени и переименовании милиции в полицию. Дмитрий Медведев стал президентом в силу предпочтения Владимира Путина. В современной России, в отличие от развитых стран, всенародно выбранный президент все еще является виртуальной фигурой, тогда как президент, назначенный своим предшественником или назначивший сам себя, обладает всеми признаками реальности. Но если еще можно стать "назначенным" президентом, то нельзя стать "назначенным" реформатором, самостоятельным политиком, историческим лицом. Дмитрий Медведев не смог превратиться из перспективного чиновника в успешного государственного деятеля. В этом состоит один из уроков его президентства, которое вряд ли запомнится в истории.

© 2003-2024, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна