Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже? |
|
Результаты опросов |
Автор: Сергей Кочеров
Столь распространенные ныне ожидания "конца света", конечно, могут вызывать иронические улыбки серьезных ученых, но они возникли, безусловно, не на пустом месте. Невозможно отрицать тот факт, что с 1666 по 2012 год человечество тревожили около 70 предсказанных "концов света", что говорит, если не о закономерности, то о тенденции, существующей в общественной психологии. Характерно, что не более 30 из этих предсказаний связывали гибель человечества с природными причинами (наводнения, землетрясения, столкновение с Землей астероидов и комет, парад планет, активность или угасание Солнца, взрыв сверхновой звезды). Остальные основывались либо на интерпретации текстов Библии и разных пророчеств, либо предполагали "рукотворный" характер (от ядерной войны до "компьютерного конца света" в 2000 г. и запуска на полную мощность Большого андронного коллайдера в 2009 г.). Примечательно, что после длительного перерыва с 1900 г., когда секта "Красная смерть" в России объявила о скором наступлении Страшного суда, только в период с 1993 по 2008 г. в нашей стране было сделано 17 предсказаний о "конце света"(!).
Заслуживает внимания, что, по крайней мере, в XVIII-XX веках эсхатологические ожидания, выражавшиеся в виде конкретной даты светопреставлени
По моему мнению, преобладание в духовной жизни социума ожиданий конца света – это верный признак глубинного кризиса общества или цивилизации, для которой характерно данное явление. Оно присуще, как правило, переходным периодам, когда изживающая себя эпоха до предела истощила запас жизненных сил и воспринимает свой близящийся уход как гибель мира. Прежние ценности и смыслы уже утратили свое значение для самых широких слоев общества, новые ценности и смыслы еще не появились или не завоевали умы и сердца многих людей. В такой ситуации, которая может обладать всеми признаками внешнего благополучия, внезапно прорываются социальные настроения, которые можно передать известной фразой: "Лучше ужасный конец, чем ужас без конца". И тогда случайный повод, вроде календарных исчислений майя, о существовании которых большинство знает лишь благодаря фильму Мела Гибсона "Апокалипто", становится основанием для широковещательны
По всей видимости, эсхатологические ожидания в современном мире обусловлены рядом общих причин. Так, во многих странах растет понимание тупикового характера развития общества массового потребления с его прагматическим духом, лишенным других перспектив, кроме дальнейшего пресыщения "хлебами и зрелищами". Эсхатологические настроения обусловлены также сознанием деградации собственной среды обитания, вызванной самоуверенным вмешательством человека в систему жизнеобеспечения природы. Предчувствия скорого "конца света" во многом связаны и с чувством отчаяния от запредельного уровня коррупции, которая, словно раковая опухоль, поражает государство и разъедает общество. Однако воздействие данных причин в разные времена и на разные народы, их проявления в каждой из культур имеют свою специфику. Так, многовековая история России породила особые духовные традиции, форму которых принимают ожидания "конца света" в известные периоды жизни страны, причем, современный этап ее развития вряд ли может быть признан исключением.
Впервые на Руси эсхатологические настроения были исторически зафиксированы в 1037 г., в котором ожидалось второе пришествие Христа (в Европе "конец света" ждали в 1000 г. от рождества Христова, но потом перенесли эту дату на 1033 г., отсчитав 1000 лет от его смерти). По одной из версий, именно в связи с этими ожиданиями 25 марта 1038 г. киевский митрополит Иларион выступил со своим знаменитым посланием, ставшим известным как "Слово о Законе и Благодати". В 1492 г. в Московской Руси, как и во всей Европе, ждали "конца света", из-за чего многие не засеяли поля. Когда светопреставлени
Следующими датами "конца света", в которые поверили на Руси, были 7070 и 7077 гг. от сотворения мира (1562-1569 гг.). Случайно или нет, но на них пришлись подготовка и первый период опричнины. Весьма подходящим для светопреставлени
Утратив обостренные проявления в общественной жизни, эсхатологические мотивы проникли в русскую философию, придав ей ярко выраженную историософскую направленность. Так, Петр Чаадаев, одно время крайне пессимистично оценивавший прошлое и настоящее своего отечества, тем не менее, относил россиян к народам, которые «существуют ... для того, чтобы преподать великий урок миру». Темой провиденциально-
Много размышлял о миссии России в мире и Николай Бердяев. Ссылаясь на мнение Освальда Шпенглера, он полагал, что «Россия есть апокалипсический бунт против античности. Это значит, что русский народ по метафизической своей природе и по своему призванию в мире есть народ конца». В своей последней фундаментальной работе он подвел итог своим духовным исканиям при решении данного вопроса. «Русская идея, – заявил Бердяев, – эсхатологическая
Академик Д.С.Лихачев нашел поразительный образ России у Максима Грека (XV-XVI вв.). У этого "нестяжателя", много сделавшего для русской культуры и немало пострадавшего на Руси, образ страны, ставшей ему родиной-мачехой, весьма трагичен. "Шествуя по пути жестокому и многих бед исполненному, – писал он, – нашел женщину, сидящую при дороге и положившую голову на руку, опершись на колено, горько стонущую и плачущую без утехи, иоблеченную в одежду черную, по обычаю вдов, а окрест были звери, львы и медведи, и волки и лисицы". Путник спрашивает ее: "Чего ради при пути сем одиноко сидишь, обступаемая столь лютыми зверями?» Она же ему отвечает: "Одиноко, ибо путь сей, о странник, окаянного века сего конец образует...".
Русская философия, как и русская литература, несомненно, содержит в себе, в качестве одной из своих тенденций, эсхатологическое начало, которое в предельном своем выражении проявляется в виде представления о мессианском назначении России. Одни мыслители видят его в преодоления смертности человека, как победе его духа и тела над смертью (Николай Федоров, Лев Толстой, Леонид Андреев, Андрей Платонов, а из современных авторов – Леонид Карасев и Владимир Сабиров). Другие находят его в сохранении православной веры как наиболее близкой к учению Христа (Константин Победоносцев и Константин Леонтьев, Сергий Булгаков и Георгий Флоровский, а из современных философов – Арсений Гулыга и Александр Панарин). Третьи полагают, что русский мессианизм проявляется в идее спасения человечества (Федор Достоевский, Владимир Соловьев, Николай Бердяев, а из современных публицистов – Александр Дугин и Егор Холмогоров).
Если обобщить эти три вида русского мессианизма, то все они, так или иначе, сводятся к идее спасения (от смерти, от греховного мира или от общественного несовершенства). Следует учесть, что идея спасения в русской культуре заметно отличается от идеи спасения в западных и восточных культурах. Русская идея спасения не может быть сведена ни к преодолению бедности, политическому освобождению, увеличению объема прав и свобод, что характерно для Запада, ни к религиозно-мисти
© 2003-2024, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна
© 2003-2024, Независимое Аналитическое Обозрение |
О проекте |