Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже?

Результаты опросов
© 2003-2024, Martovsky
Главная > Аналитика

26.08.2005 Как победить на выборах безальтернативного главу города? (часть пятая)

Авторы: Маслов Олег Юрьевич , Александр Васильевич Прудник

Региональное отделение партии "Единая Россия" приняло решение поддержать на предстоящих выборах главы города Нижнего Новгорода Вадима Булавинова. Отсутствие, на сегодняшний день, реальных альтернатив действующему главе города привело к ситуации, в рамках которой переизбрание Вадима Булавинова на новый, уже 5 летний срок, по мнению большинства нижегородских экспертов, является вопросом чисто техническим. Политическая технология блицкрига – это единственная технология, позволяющая победить действующего главу города кандидату, имеющему за полтора месяца до дня голосования практически нулевой рейтинг. Каковы основные составляющие блицкрига?


Информационная атака на избирателя

Информационная атака на избирателя предполагает интенсивное информационное воздействие, основанное на массовом вбросе критической массы агитационных материалов о реальной альтернативе действующему главе города. Фамилия кандидата раскручивается как брэнд какого-либо продукта. Основная задача информационного воздействия на избирателей сводится к простейшей задаче: избиратель должен запомнить фамилию кандидата на должность главы города. Не более того. Ставший уже классическим пример раскрутки Сергея Дарькина в ходе выборов губернатора Приморского края, начавшийся с огромных плакатов, на которых было написано всего два слова "Почему Дарькин?", подтверждает вышеизложенное.

Необходимо обратить внимание на то, что появление реальной альтернативы действующему мэру, безусловно, вызовет ответную реакцию, как со стороны штаба действующего мэра, так и со стороны лиц, заинтересованных в его переизбрании. Так, информационную раскрутку брэнда "Дарькин" пытались перевести в аспект негативного восприятия посредством изъятия одной буквы и добавления двух точек над "е" в плакате, что делало раскрутку брэнда двусмысленной: "Почём Дарькин?". Но информационная атака на избирателей выполнила поставленную задачу повышения уровня узнаваемости кандидата. Степень известности кандидата выросла от ноля до уровня, необходимого для выхода во второй тур выборов.

Информационная атака на избирателей предполагает наличие профессиональной сети агитаторов, способной распространять новые агитационные материалы через каждые три – четыре дня. Необходимость выполнения этого условия предъявляет жесткие требования как к работе медийной группы, так и к работе оргструктуры в штабе реальной альтернативы действующего мэра.


Требования к оргструктуре в рамках блицкрига

Блицкриг накладывает жесткие требования на оргструктуру штаба реальной альтернативы действующего мэра. Выстраивание традиционной вертикали: орговик – начальники районных штабов – участковые – бригадиры – полевики, будет сопровождаться горизонтальным разрастанием штаба в рамках реализации отдельных целевых проектов. Но и традиционная оргструктура должна выполнять ряд жестких требований, в первую очередь в рамках информационного обмена.

После получения обширного массива информации из проективного или зондажно - проективного социологического исследования (http//www.polit.nnov.ru/2005/06/21/mear/) начальники районных штабов и участковые получают задание на выявление территориальных и иных анклавов избирателей, ни при каких обстоятельствах не планирующих голосовать за действующего главу города. Сложность ситуации заключается в том, что мотивации избирателей, не приемлющих действующего главу города, являются слабо интегрируемыми. Фактически в рамках одного города можно усилиями сети агитаторов выявить тысячи "партий одной проблемы". Проективное социологическое исследование позволяет выявить базовые проблемы избирателей, а целенаправленная деятельность полевиков должна привязать систему воздействия на избирателей, как к конкретным территориальным анклавам, так и к конкретным целевым группам избирателей.

Таким образом, в рамках информационной атаки на избирателей полевая сеть агитаторов решает не только утилитарную задачу по распространению агитационных материалов и типовые задачи выявления лидеров общественного мнения в каждом многоквартирном доме и т.п., но и решает важнейшую задачу подготовки второго этапа блицкрига. Второй этап блицкрига решает две основных задачи: профессиональное позиционирование от действующего главы города и запуск критической массы сетевых проектов, основанных на информации, полученной от проективного и мониторинговых социологических исследований и оргструктуры.


Сетевые проекты в рамках блицкрига

Углубленный анализ "Революции роз" в Грузии и "Оранжевой революции" на Украине позволяет объективизировать эффективность действий сетевых структур в рамках конкретных выборов. Каждая структура, входящая в сеть, ориентирована на определенную целевую группу и решает лишь одну задачу: формирование мотиваций к голосованию за реальную альтернативу действующей власти. Особенность воздействия на определенные целевые группы заключается в том, что данное воздействие не ломает карты реальности, сложившиеся в головах избирателей, а лишь дополняет их. Так, например, для интеллигенции Украины был абсолютно не приемлем факт двух судимостей у Януковича. Для данной целевой группы это являлось важнейшим критерием по сравнению со многими другими. Таким образом, работа определенных сетевых проектов – это работа по формированию десяти-пятнадцати проектов из тысячи "партий одной проблемы".

Организационно сетевые проекты формируются вокруг конкретных исполнителей. Для территориальных анклавов крайне важно выявление соответствующей самоидентификации граждан. Например, жители Приокского района практически не называют себя приокчанами. Да и в рамках огромного Автозаводского района можно насчитать не менее десятка территориальных анклавов с ярко выраженной самоидентификацией. Когда гражданин говорит, что он живет в Мончегории, то данная идентификация предполагает, что в карте реальности данного гражданина есть определенный блок проблем, связанных непосредственно с Мончегорией. Таким образом, только в рамках целевой работы по территориальным анклавам в полуторамиллионном городе могут быть реализованы не менее сорока целевых сетевых проектов.

Мотивация к голосованию за реальную альтернативу действующей власти не возникает в формате простых обещаний. Обещания, которые никогда не выполняются, - это прерогатива власти. Мотивация к голосованию за реальную альтернативу возникает в формате предложений к избирателям, в рамках перспективного позиционирования от действующего главы города. Стандартный вариант предложения: "Данная проблема не разрешена действующим главой города и не будет разрешена, если он переизберется. Я предлагаю решить данную проблему следующим способом". Сложность предложений заключается в том, что предложения от кандидата должны ломать стереотипы восприятия избирателей. Без слома стереотипов восприятия очень сложно осуществить перспективное позиционирование, в формате "негативное настоящее – желаемое будущее".

Одним из главных достоинств работы сетевых проектов, в ходе любой избирательной кампании, является не только их высокая эффективность, но и скрытность. Это позволяет не бороться за информационную власть с действующим главой города в рамках телевизионного пространства. Эксперты, отслеживавшие в ходе президентских выборов на Украине аналитические материалы в российской и украинской сетях Интернет, могут подтвердить, что публикаций, говорящих о предстоящем поражении Януковича, было менее 20% от общего числа аналитических публикаций.

Сетевые структуры являются крайне эффективными по той простой причине, что руководитель сетевого проекта связан с кандидатом непосредственно через начальника штаба. Оперативность решения любых проблем, возникающих в ходе избирательной кампании, и молниеносное распространение наиболее удачных находок на другие сетевые проекты позволяют в кратчайшие сроки сформировать высокомотивированную сеть избирателей, способную стать решающим фактором гарантированной победы альтернативного кандидата.


Нижегородская реальность

Официальный старт избирательной кампании дан, но реальных альтернатив действующему главе города Нижнего Новгорода Вадиму Булавинову нет. Андрей Климентьев занял выжидательную позицию, что для него является не характерным. Признать реальными альтернативами Булавинову Абышева, Богданова, Курдюмова, Рябова, Бочкарева могут лишь нижегородские журналисты, которым "надо что-то говорить". Им предстоит нелегкая работа – высасывание из пальца реальности перспектив вышеназванных политических деятелей местного разлива. Сегодня уже практически не обсуждается тема "Появится ли реальная альтернатива Булавинову?". Есть другая тема – "Что будет делать Шанцев с проблемой Булавинова?".

Две недели, прошедшие после назначения Валерия Шанцева губернатором Нижегородской области, уже позволяют презентовать две ярко выраженных позиции, доминирующих в нижегородской политической тусовке. Первая заключается в выводе о том, что Шанцев ни при каких обстоятельствах не сработается с Булавиновым. Несовместимость психотипов Шанцева и Булавинова является очевидной не только для психологов. Главная проблема заключается в том, что Булавинов – это специалист по избирательным кампаниям, по пиар - акциям, а от Шанцева ждут не слов, а дела. Слов уже все наслушались! И многие нижегородцы понимают, что как только избирательная кампания завершится, большинство свежезаасфальтированных дорог будет перекопано, так как начнутся обычные осенние проблемы с отоплением, и следующего массового прихода асфальтоукладчиков надо будет ждать 5 лет до будущих выборов главы города.

Обсуждение во властных кругах темы, какой именно мэр Нижнего Новгорода нужен губернатору Шанцеву, выявило наиболее часто называемую фамилию одного из депутатов ОЗС, который соответствует психологическому типу руководителя города, кто смог бы эффективно работать с Шанцевым. Чаще всего называется фамилия строителя, депутата ОЗС Березина, человека абсолютно не публичного, но ориентированного на конкретные дела, а не на пиар. Березин мог бы достаточно гармонично смотреться рядом с Шанцевым, чего нельзя сказать о Вадиме Булавинове. Совместные поездки Шанцева с Булавиновым по Нижнему Новгороду будут напоминать картину, словно какой-то "работящий мужик" пытается "ткнуть мордой" в горы мусора и проблем "барина", которого он с трудом вытащил из тренажерного зала. Вот такими сегодня являются умонастроения нижегородской политической тусовки.

Где-то к 10 сентября, когда надежды многих нижегородцев на то, что реальная альтернатива Булавинову все-таки появится, окончательно растают, когда выяснится, что находящийся в фокусе общественного внимания Шанцев, по умолчанию согласен с тем, что Вадим Булавинов и дальше будет "руководить" Нижним Новгородом, тогда для всех станет очевидным, что единственной альтернативой Булавинову являются сами нижегородцы. Вся власть за Булавинова, а народ против! И останется только один вопрос: кого в Нижнем Новгороде больше, быдла или народа. Быдло – это те, кто не ходят на выборы и тем самым поддерживают нынешнюю власть. Народ – это те, кто идут на выборы, даже когда нет достойных кандидатов, тем более что нижегородские законодатели намеренно сохранили графу "против всех". Поэтому не исключено, что формат "Как победить безальтернативного главу города?" трансформируется к концу выборов мэра Нижнего Новгорода в формат "Кто победит в Нижнем Новгороде – продажная власть или не купившийся народ?".

© 2003-2024, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна