Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже?

Результаты опросов
© 2003-2024, Martovsky
Главная > Аналитика

22.01.2007 Русский народ и президент России Владимир Путин (Русский народ в ХХI веке - часть 6)

Автор: Маслов Олег Юрьевич

В России глава государства всегда связан с народом невидимыми нитями. Каким образом в начале ХХI века Владимир Путин связан с русским народом? Верна ли до сих пор формула К.П. Победоносцева: "Народ ищет наверху, у власти, защиты от неправды и насилий и стремится там найти нравственный авторитет в лице лучших людей, представителей правды, разума и нравственности..." Можно ли удовлетвориться простейшей идеологемой М.Делягина: "Массы хорошо относятся к  Путину, потому что хочется во что-то верить?"

Русский народ является не только демографическим феноменом, но и символом. И взгляд на Второго Президента России Владимира Путина сквозь символ "русский народ" позволит нам увидеть новейшую историю России конца ХХ  - начала ХХI века с неожиданного ракурса.

Историк В.Соловей убежден в том, что история не повторяется, и исторические параллели практически бессмысленны. Но наступающая эпоха знаний – это эпоха жизнедеятельности человека в символьно-знаковых полях, причем все большее число людей будут сами становиться своеобразными символами. И осмысление, и переосмысление истории идет именно на уровне символов и знаков.

Владимир Путин как символ времени и власти

Глава государства в нашей стране – это всегда символ своего времени. Фразы "это было при Хрущеве", "это было при Брежневе" свидетельствуют о сознательной или бессознательной "привязке" тех или иных событий к времени правления того или иного лидера страны. И начало ХХI века подрастающее поколение будет вспоминать через десятилетия в формате "это было при Путине". Но глава государства в России-СССР – это всегда и символ власти. Владимир Путин привязан к символу "власть" не только словосочетанием "вертикаль власти".

Наиболее распространенным представлением о Президенте Путине является следующее высказывание: "Путин – это символ власти в России". Данное высказывание является упрощенным вариантом известного высказывания социолога Ю.Левады: "Символы нужны людям, чтобы за что-нибудь хвататься, как за веревочку. Путин -  символ символического лидера страны". Представляется, что словосочетание "символический символ" призвано подчеркнуть иррациональность феномена доверия граждан России Президенту страны. Президент Путин жестко связан с рядом символов. В первую очередь необходимо выделить следующие символы: "надежда", "вертикаль власти", "КГБ" и символ – новодел "рейтинг".

Действительно, большинство политизированных граждан, в той или иной степени,  все годы правления В.Путина участвовали в спорах о рейтинге Президента Путина. Символ "рейтинг" – это, с одной стороны, сконцентрированная форма доверия граждан Президенту страны. Но с другой стороны – это и право на всевластие, непосредственно не связанное с Конституцией страны. Так Э.Лимонов заявил в конце 2006 года: "Говорят, у президента Путина высокий рейтинг. Я не верю в рейтинг этого президента Российской Федерации. Но даже если бы он устраивал большинство населения, я все равно не стану считать его светочем добра и справедливости". О Президенте России написаны сотни книг и десятки тысяч статей, но лишь в некоторых размышлениях российских интеллектуалов можно обнаружить анализ персоны Президента Путина в символьно-знаковых полях.

Владимир Путин в символьно-знаковом осмыслении современников

Представляется, что символы "мундир власти" и "зеркало" наиболее объективно позиционируют Владимира Путина в символьно-знаковых полях. Форматы "мундир власти"  и "зеркало" были презентованы лауреатом премии "Солдат Империи" К.Киселевым: "Телевизионный Горбачев был просто человеком. Телевизионный Ельцин был своим человеком. Самодуром, баррикадным борцом, пьяницей, мужем, политиком, дедушкой. Путин - только форма власти. Ее мундир Путин — зеркало, в котором каждый видит то, что хочет".

Данные форматы затем были массово растиражированы в сети Интернет. Так, П.Святенков, анализируя "прямой диалог" Президента с народом акцентирует внимание на особенностях одного из представленных выше символов: "Путин — это зеркало. Разумеется, он не Толстой, не зеркало русской революции. Нет, его сила в другом. Он "зеркалит" собеседника. Некто задаёт Путину вопрос. Путин же в ответ полностью повторяет вопрос, добавляет к нему необязательную статистику и благие пожелания. Вопрошающему кажется, что он услышал блестящее решение своей проблемы. Он не замечает, что Путин вернул ему его же вопрос, ничего в нём не изменив и реально не ответив". Вот именно поэтому, из-за очевидной закрытости Президента и возникает потребность взглянуть на Владимира Путина сквозь символ "русский народ".

Что хотел русский народ от Путина

В начале правления В.Путина утверждалось, что "русские - неудачники модернизации, у которых отняли государство, империю, промышленность, социальную защиту, национальную гордость? Русские от Путина пока ничего не хотят, они хотят, чтобы их хотя бы на время оставили в покое. У них есть ясность в том, чего они не хотят. Им не нужны ни архаики с их "Аллаху акбар", ни постмодернистические выходки Ходорковского или Грефа. Но они не знают, что им нужно. Поэтому они дают Путину наказ: пойди туда - не известно куда, сделай то - не известно что" (А.Дугин). Изменилось ли что-нибудь в данном аспекте к концу его правления?

В начале правления Путина общественные ожидания были связаны с тем, что новый лидер страны должен быть государственником и патриотом. Он должен решить "проблему Чечни" и вернуть уважение к России, а также навести порядок в стране, и обеспечить стабильность. Но уже выборы 2003 - 2004 годов поставили вопрос о справедливости приватизации 90-х годов прошлого века. И едва ли народ удовлетворится одиночным жертвоприношением и заточением олигарха Ходорковского. Президент Путин не только не стал искать "формулу справедливости", но и юридически закрепил итоги приватизации, создал искусственный тупик, в который неминуемо упрется его приемник. Легитимность собственности в России – это проблема №1 для российской федеральной власти. Более того, это та проблема, которая может привести к распаду страны. Но народ получил от Путина желаемую стабильность...

Еще один блок ожиданий выделил Б.Березовский: "Когда он (Путин) пришел к власти, была огромная система ожиданий у так называемых патриотов. Тех, кто хотел видеть Россию сильной, возрождающейся империей, с русскими как титульной нацией во главе. И вот эта идея, казалось, могла быть реализована молодым, энергичным на вид товарищем Путиным. Но он не сделал Россию великой, он не стал собирателем земель русских и уж тем более советских".

Одной из проблем Путина, как это ни покажется парадоксальным, стало всемерное укрепление государства, которое вместо роста благосостояния народа привело к всевластию бюрократии. К концу правления Президента государство же стало восприниматься в народе как нечто паразитическое. Не случайно депутат Госдумы Р.Шайхутдинов отметил: "Президенту надо идентифицировать себя не с государством, а с народом, то есть делать то, что всегда делал царь. Очень многие, в том числе, вероятно, и сам Путин, считают, что он лишь высший чиновник, что он отвечает не за жизнь народа, а за "властную вертикаль". Но это не так. Власть отвечает за целостность и полноту жизни страны и в стране, а не за государственную бюрократию".

Так что же хотел русский народ от Президента Путина? Представляется, что русский народ мечтал о "передышке", и Владимир Путин эту "передышку" народу предоставил.

Владимир Путин – это "похабный" "Брестский мир" между русским народом и олигархами

Взгляд на события в нашей стране начала 90-х годов прошлого века  сквозь символ "русский народ" позволяет увидеть, почему в России победил либеральный проект, и почему русские, несмотря на свое численное превосходство, не стали государство образующей нацией. Во-первых, у русских не было своего Проекта. А либеральный проект с частной собственностью, с системой выборности и многопартийности, с эффективными политическими технологиями контроля активного меньшинства над пассивным большинством был воплощен в Конституцию РФ 1993 года. Необходимо отметить и то, что эффективного альтернативного русского проекта в формате Конституции нет до сих пор. Принять за реальную альтернативу проект Конституции А.Н.Севастьянова просто невозможно.

"Шоковая реформа", залоговые аукционы с передачей "народного достояния" в виде природных ресурсов в частные руки, дефолт - вылились для народа в череду нескончаемых угроз и вызовов. Народу, в первую очередь русскому народу, требовалась "передышка". И этой "передышкой" стала долгожданная стабильность, пришедшая в годы правления Владимира Путина.

События начала 90-х годов прошлого века, безусловно, воспринимаются в массовом сознании граждан нашей страны как трагические. Не случайным является и то, что в кругах российских патриотов силен миф об "оккупации России". Но представляется, что наиболее корректный символ, которому соответствует Владимир Путин в формате истории  нашей страны - это "Брестский мир", который В.И.Ленин назвал "похабным". Владимир Путин – это "похабный" "Брестский мир" между русским народом и олигархами, присвоившими не только природные богатства, но и овеществленный труд предыдущих поколений. Владимир Путин – это "Брестский мир" начала ХХI века.

Необходимо отметить, что образцово-показательная расправа над олигархом М.Ходорковским всего на всего лишь формализовала негласный договор между российской властью и олигархами под условным названием "минус Ходорковский". Безусловно, прав Г.Явлинский, называя власть в России и олигархов "сиамскими близнецами". И дело не в том, что никто из олигархов после Ходорковского не посажен. Дело в том, что в 2008 году, после истечения полномочий Путина, будет невозможно предъявить претензии на незаконность приватизации чего-либо в России.

"Передышка" завершена, Президент Путин в своем послании Федеральному собранию в мае 2006 года заявил об окончании периода стабильности. "Передышка" позволила взглянуть на все произошедшее с нашей страной за последние 20 лет и выяснить, что главным итогом произошедшего стала вызывающая бедность русского народа. Как отметил Г.Павловский: "Русские сейчас – пожалуй, самая бедная ветвь белой расы, за исключением сербов. Но это сознательный выбор". В данном высказывании есть доля истины. Проголосовали же почти 34 миллиона граждан России (из 108 имеющих соответствующее право) за Конституцию 1993 года. И большинство из числа проголосовавших за Конституцию, вне всякого сомнения, были русские. Вот только согласится ли завтра русский народ, что бедность – это его сознательный выбор.

 Исторические сроки действия "Брестского мира" начала ХХI века близки к завершению. В обществе нарастают тревожные ожидания. Сегодня Владимир Путин практически исчерпан как символ "надежды". "В первой половине текущего десятилетия казалось, что с периодом национального унижения покончит Владимир Путин. Этого не случилось. Унижения лишь усугубились, а ожидания и надежды разбились о скверный анекдот "Пятой империи", символы которой — Рамзан Кадыров и Ксения Собчак..." (С.Белковский).  А это означает, что всех нас, скорее всего, ждут новые трагические перемены.

Жестко о грядущих переменах высказался на АРИ Г.Щербатов: "Спрос на перемены огромный: их поддержит не менее 120 миллионов человек. То есть каждый русский (нерусский, кстати, тоже). И лозунг уже для этих перемен есть: даешь собственность взад, а инородцам – под зад! Русских уже не интересуют ни эффективные менеджеры, ни прозрачные компании, ни управляемые демократии – нам на все это насрать: верните, нашу собственность!". Именно в этом формате будет находить ответ подрастающее поколение. Более того, ситуация только усугубится: "Драматически ухудшается и положение вещей в сфере социальной безопасности: т.н. "социальные реформы" представляют собой кардинальное наступление на последние очаги советского наследства - образование, здравоохранение, ЖКХ, выступавшие страховкой от русского бунта" (В.Соловей). Так что же ожидает Россию после Путина?

О новой гражданской войне

Представляется, что впереди Россию ожидает очередная "гражданская война", точнее ее новая фаза. Понимание этого озвучивается и лицами, приближенными к действующей власти: "Если конфликт Путина и региональных баронов, в первую очередь Лужкова, которого не факт, что переназначат, зайдет далеко, тогда возможна гражданская война в России" (М.Шевченко), "Проблему общественного примирения Россия так и не решила. Ни в историческом плане - между красными и белыми, ни в нынешнем социальном - между бедными и богатыми. Гражданская война, по сути, продолжается" (М,Леонтьев).

Осмысление реальности неизбежно приводит к историческим параллелям. И некоторые из них выглядят пророческими. Так, В.Винников считает, что "нынешнее "процветание" путинской России с колоссальным региональным и социальным расслоением, напоминает "процветание" России николаевской, образца 1913 года. Неужели история учит только тому, что ничему не учит, а нашим внукам будет суждено дождаться канонизации Владимира Владимировича?"

Секрет полишинеля для неофитов: Путина уже почти нет

Владимира Путина уже почти нет в политической сфере страны, несмотря на то, что он периодически появляется на экранах телевизоров, пробиваясь сквозь "25-й кадр", в который в трансформировался в последние месяцы Дмитрий Медведев. Скорее всего, главу государства на сегодняшний день более всего беспокоит формат "мягкого ухода", чем что либо иное. Путин останется ещё в течение года и Верховным главнокомандующим, и всевластным Президентом страны, но с каждым днем процесс его "исчезновения" становится все более очевидным. Искусственно созданный миф о "третьем сроке" испаряется уже из голов самых угрюмых "охранителей" и приверженцев стабильности. Наиболее известная Интернет-шутка: "Превед КРОСАВЧЕГ!! Ну чо, балатиравацца на треттий срог будишш?" – как бы окончательно завершает тему "утроения ВВП". А за Путиным следует тот, кого назовут "неудачливый реформатор". (http://www.polit.nnov.ru/2006/07/06/putin/)

Последний год президентства – это уход лидера России в историю. И народ уже не связывает свои надежды и какие-либо ожидания персонально с Владимиром Путиным. Именно поэтому "Брестский мир" между русским народом и олигархами можно считать исчерпанным.

По теме "Русский народ в ХХI веке:

Часть 1. Кондопога, как символ пробуждения русского народа: (http://www.polit.nnov.ru/2006/09/18/rusborn/).

Часть 2. Русский народ: возрождение или трайбализация:  (http://www.polit.nnov.ru/2006/10/03/rustribe/)

Часть 3. Русский народ между свободой, волей и завистью:  (http://www.polit.nnov.ru/2006/10/13/rusvolyafed/)

Часть 4. "Политические русские", слепые поводыри и "Безвольная Россия":  (http://www.polit.nnov.ru/2006/11/06/rusvolyaless/)

Часть 5. Первоочередные задачи русского народа в сфере политики:  (http://www.polit.nnov.ru/2006/12/24/rustask/)

© 2003-2024, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна